Оркестр

Третья часть 6-ой симфонии Чайковского ложится прежде всего на духовые инструменты. Очень красивое получается звучание и именно они, духовые, определяют силу и мощь симфонического оркестра.

Человек, далекий от классики может не представлять масштабы симфонического оркестра, а его полный состав — это 130 музыкантов. Без дирижера таким коллективом что-нибудь сыграть не получится. Дирижер держит весь оркестр, без него он расползется.

Весной 1956-го года к нам в Иркутск приезжал большой симфонический оркестр — самый главный оркестр Советского Союза под управлением гениального дирижера Александра Гаука. Будучи студентами, мы с мужем дважды были в театре, один раз — во время репетиции и вечером — на концерте. Днем мы потихоньку прошли в зал, и чтобы не быть замеченными, легли на пол, проползли под креслами и там замерли.

Оркестр играет, Гаук дирижирует, и вдруг останавливает оркестр. — 25 такт, третья нота, кларнет. Вы не так сыграли!- Вы представляете, 130 музыкантов, а он слышит неправильную ноту одного этого кларнета! Потом он еще раз останавливал игру.- Надо паузу!

В оркестре все инструменты распределены по группам, и чтобы играть правильно, надо вовремя вступить в свою игру — когда кларнету, когда тромбону, т.е. надо очень четко выдержать паузу от какого-то музыкального момента. И Гаук говорил — Надо считать паузу как деньги! — С такой же абсолютной точностью…

Никогда не забуду тот состав главного оркестра нашей страны под руководством Александра Гаука. В нем была народная артистка СССР Наталия Дмитриевна Шпильберг, ведущая сопрано Большого театра и Клушевский, ее муж. Он играл «Рококо для виолончели с оркестром» Чайковского. Тогда я в первый раз слушала виолончель, и меня ее звучание поразило очень.

В оркестре играл удивительный ударник. Его звали Лацик Волах, был он знаменит на весь Союз. О нем в те годы шли передачи по радио, в них показывали отдельные выступления, сольные отрывки, дающие представление о силе его исполнительного мастерства. И вот, мы тут «живьем» увидели Лацика Волаха!

Меня радовало такое единение с мужем, — мы вместе увлекались настоящей, глубокой классикой. Дочери моей было всего три или четыре недели, когда мы были в том театре. Сначала на репетиции, потом я вернулась домой, надо было Маринку покормить, а вечером снова приехала в Драматический театр, уже на концерт.

В те дни, когда в Иркутск приезжали такие большие коллективы, Драматический театр даже снимал свои собственные спектакли. Ему это было очень невыгодно, но такова была традиция — лучшая сцена в городе отдается приезжающим знаменательным коллективам.

25.04.2012.

В начало
Далее >>

Автор: Борисова Юлия Борисовна | слов 384


Добавить комментарий