ПРЕДИСЛОВИЕ

Первоначальным моим замыслом было написать не более и не менее, как историю моего родного Ленинградского Радиотехнического Техникума №1, или ныне – Санкт-Петербургского колледжа Морского Приборостроения.  (В дальнейшем я его сокращённо называю привычными аббревиатурами ЛРТ №1 или ЛРТ-1, или просто Техникум – с большой буквы!). Однако чем больше и серьёзнее я об этом размышлял, тем менее выполнимой сейчас казалась такая задача.

Ведь история должна охватывать весь период существования Техникума или, по крайней мере, какой-то конкретный отрезок времени, опираться на достоверные источники: документы, в том числе архивные, на не подлежащие сомнению свидетельства очевидцев. И уж, конечно – минимум эмоций и личного отношения к событиям. Не исключено, что когда-нибудь, даст Бог, я этим и займусь. Но а пока получились воспоминания о годах моей учёбы в Техникуме, о моих сокурсниках, преподавателях и руководителях Техникума, о пройденных учебных дисциплинах, практиках, проектах и т. д. Много внимания посвящено шахматам – основному моему увлечению в те годы, достаточно тесно и причудливо вплёвшемуся в мою техникумовскую жизнь.

Закончив главу об окончании Техникума, я понял, что воспоминания на этом отнюдь не кончаются. Ведь Техникум наложил отпечаток на всю мою последующую жизнь, вплоть до сегодняшнего дня, и это влияние продолжается. Поэтому считаю вполне уместным, что после главы, посвящённой окончанию Техникума, я перешёл к описанию последующих событий в моей жизни, на которых отразилась моя учёба в ЛРТ №1. Это не менее интересно, чем само время, проведённое в стенах Техникума. Это и моя учёба в институте, и служба на Флоте, и работа в разных учреждениях, а главное – те узы дружбы, которые до сих пор связывают друг с другом большинство нашей группы. Естественно, что я по возможности постарался рассказать и о дальнейших судьбах товарищей по учёбе.

Что и как из всего этого у меня получилось – судить моим читателям, если, конечно, таковые будут. Пока я пишу всё это для себя. Вполне не исключено, что мои записки так и останутся в единственном рукописном экземпляре и никто, кроме меня, их читать не будет. Но мне они нужны. Так, видимо, устроены у меня мозги, что они требуют все события жизни приводить время от времени в порядок и «раскладывать по полочкам». Лучший способ для этого – записать события на бумаге. Вообще стремление к описанию происходящего со мной у меня проснулось не сегодня. Дневники (правда, не всегда регулярно) я веду с третьего класса. Они послужили одним из источников настоящей работы. Другое – воспоминания мои лично и моих друзей, кое-кого из преподавателей, а также немногочисленные хранящиеся у меня документы того периода. Что касается воспоминаний моих друзей и преподавателей Техникума, то по большей части это – разговоры    (очень редко — письма),  которые велись(соответственно – писались ) в разное время и, разумеется, не в предвидении будущего создания моих настоящих записок. И только некоторые сведения от Изабеллы Александровны Румынской и Натальи Борисовны Ветошниковой были получены мною во второй половине 1998 года специально с целью включения их в данную работу, и интервьюируемые мною преподаватели это знали. Остальные люди, информация от которых мне помогла, оказались моими невольными помощниками.

Естественно, что в своей работе я старался описывать события и людей по возможности объективно. Хотя в моём нынешнем возрасте уже давно осознано, что объективность – понятие тоже диалектическое (вроде того, что справедливость – изобретение дьявола). На одни и те же вещи взгляд 15-летнего подростка и взгляд мой сегодняшний могут сильно различаться. Там, где так произошло, я об этом говорю. Разумеется, мне очень не хотелось впасть в «грех мемуаристов», когда описывают не то, что было, и даже не то, как было бы желательно, чтобы было, а то, как хотелось бы, чтобы казалось, что так было. Надеюсь, что такие моменты мне удалось свести к минимуму.

И ещё – о характеристиках людей, с которыми меня столкнул Техникум. Точнее, о тех, о ком я написал некоторые нелицеприятные вещи. Это вызвано никак не стремлением нанести кому бы то ни было какой-то вред. Просто бывают слова, которых из песни не выкинешь – что было,  то было. И если это достаточно сильно отразилось на моей жизни, то я не мог об этом не написать. В конце концов люди такие, какие они есть – не исключительно белые или чёрные. В равной мере это относится и ко мне, и было бы смешно обижаться на заслуженные отрицательные оценки окружающих. Конечно, иногда приходится слышать о себе такое, что сам бы о себе никогда не сказал – но это неплохо, причём со всех точек зрения. Если справедливо – то нет причины обижаться, если несправедливо – то для профилактики и для приобретения жизненного опыта. В смысле —  какие бывают люди. Да и ведь со стороны виднее…

Повторяю, пока пишу всё это для себя. Лично. Но с благодарностью и смирением приму любую критику от возможных читателей. Хотя, конечно, в любом случае мои записки останутся моими записками, и если кто хочет сказать по изложенным мной вопросам что-то своё, то ведь никто никому не мешает. Похоже, что всё то, что я написал, я просто не мог не написать. Теперь по крайней мере в моей собственной голове события разложатся по порядку.

К настоящим запискам считаю необходимым приложить некоторые дополнительные материалы. Первое – это Учебный план нашей группы, восстановленный мною по старым записям из моей зачётки, по «выписке»-приложению к диплому и немножко – по дневниковым записям того времени. Второе  приложение – таблица с перечислением всех ребят, которые когда-либо учились со мной в группе. При окончании нас было 26 человек, в том числе двое (Филиппов и Гликман) начинали учиться в группе не с самого начала, т.е. не с 1-го сентября 1958 года. Ещё довольно много таких, кто, начав заниматься в нашей группе с самого первого дня, ушёл из Техникума, не окончив его, и таких, кто и пришёл позже, и тоже Техникум не окончил. Здесь память не сохранила точные даты прихода и ухода большинства из них, поэтому в таблице указано наиболее вероятное время, проведённое ими в нашей группе. Точные данные есть только в отношении Гошина, Громова, Гусева.

Надеюсь, что указанные приложения помогут читающему более ясно, системно и наглядно представить себе те вещи, о которых будет речь в записках.

Настоящие записки мною были начаты в декабре 1996 года. В основном текст в первой редакции завершён к концу 1997-го, однако редактирование всех глав продолжалось до ноября 1998 года включительно. Поэтому везде, где в тексте речь идёт о «настоящем времени», имеется в виду период с конца 1996 до декабря 1998 г.г.

Описываемый период заканчивается 35-летием нашего выпуска, т.е. летом 1997 года. Именно там поставлена точка – надеюсь, временная, и даст Бог, мне удастся когда-либо мой труд продолжить.

В конце каждого приличного предисловия принято выражать благодарность всем, кто вместе с автором был каким-либо образом причастен к написанию и изданию работы. Об издании пока, как я уже писал, речи нет. А вот что касается материалов для написания моих воспоминаний, то я испытываю глубокую признательность ко всем  моим помощникам, вольным или невольным. Вольные – это те, к кому я специально обращался в поиске сведений об интересующих меня временах и кто любезно согласился напрягать свою память, чтобы мне помочь. Это мои преподаватели Изабелла Александровна Румынская и Наталья Борисовна Ветошникова, а также Елена Ильинична Баславская (Шапошникова), дочь Галины Николаевны Вязмитиновой. Моими невольными помощниками явились все мои соученики и члены их семей, преподаватели, другие сотрудники Техникума, персонал нынешнего Колледжа Морского Приборостроения во главе с Николаем Прокопьевичем Зеновым, а также мои сокурсники по институту, сослуживцы по Флоту и по всем местам моей работы. Из встреч и разговоров с ними я по крупице черпал материалы для своих воспоминаний. Персонально всех перечислить невозможно.

Всем спасибо.

Автор.

16 ноября 1998 года. г. Ленинград

ДОПОЛНЕНИЕ  2012  ГОДА

Необходимость написания данного короткого второго предисловия возникла с появлением надежды на издание моих записок.

К изданию 2012 года проведено минимальное редактирование текста, в основном в связи с выявшимися фактическими ошибками и появлением новых, ранее не известных данных. «Содержательное»  редактирование не производилось даже там, где я «сегодняшний» не согласен со мной «тогдашним» в каких-либо существенных вопросах. Пусть всё останется таким, как я думал и понимал тогда.

Объём записок в сторону приближения описываемого периода к 2012 году не изменялся – не было на это ни времени, ни желания, ни сил.

В случаях, где под фото не указано их авторство – это мои работы.

Автор.

 Далее >>
В начало

Автор: Домбровский Алексей Казимирович | слов 1311


Добавить комментарий