Владивосток — Нагасаки — Владивосток (Май 2006 год, часть 2)

Обучение кадетов

26-го встали на якорь на рейде Нагасаки.  Издалека виден новый высокий мост через бухту, под которым мы будем проходить. Начали его строить, когда мы сюда заходили в конце кругосветки. Всего 2 года и готов. Вот так. А у нас во Владивостоке всё дебаты идут, какой мост лепить через Золотой Рог – высокий, канатный или наплавной. Но так никакого, видимо, и не будет. Да и толку от него никакого, т.к. все дороги с мыса Чуркина ведут к той же перегруженной Луговой. Извечные российские проблемы…

На рейде стоят: Паллада,  барк Ниппон-мару, барк Кайво-мару, шхуна  Кореяна.  Мимо  прошел, гремя колесами,  3-х мачтовый барк  типа парохода Фултона (вообще-то – название его Канко-мару), стилизованный под старину с длинной черной трубой и еще какая-то мелочевка виднеется.

План, что вывесили на доске объявлений, говорит о том, что 27-го мы швартуемся на 2 часа и тут же  отходим  на рейд, уступаем место круизеру.  И на рейде стоим  до утра субботы, потом швартуемся – всё это до обеда, а сразу после обеда – показательная постановка парусов до 4-х часов (с нашей командой закончить бы в 6 вечера со всеми парусами). И всё: – остается последний день – воскресенье, на который еще неизвестно, какой мачте выпадет дежурство. В общем, попали в Японию на один день и то под вопросом. Капитан уехал на совещание, может привезет какие новости. Пока есть слабое обещание во время стоянки на рейде провести автобусную экскурсию.

Днем  занимался  изготовленем  разных чехлов из подручного материала. Брезента  бурса так и не дала. Краска у подшкипера закончилась. Там и сям ржавые пятна, ватервейс не докрашен, но зато все медяшки  блестят.  Да было бы из-за чего упираться. Борт, ради которого были приключения со спуском катера, после покраски стал напоминать камуфляж танков «Абрамс» в Африке – весь в желтых разводьях и пятнах, т.к. краска оказалась не бортовой, а предназначенной для цистерн питьевой воды. Так что японцы как чувствуют, что надьку надо гнать от причала. Чтобы не пугать народ.

27-е, четверг. Сегодня торжественное вплытие в нагасакскую бухту. Паруса должны быть на гитовых и горденях (на гитовых – это означает, что нижние углы, иначе – шкотовые – прямых парусов подтянуты с палубы веревками, которые и называются – гитовы – к нокам реёв. А нижние шкаторины подтянуты к реям, также, с палубы веревками, называемыми горденями. В результате парус на рее висит такими красивыми симметричными складками. Для парадов и всяких торжеств это выглядит эффектно, но с усилением ветра всё это начинает болтаться, раздуваться, колотиться  о рей и т.п.  Как правило, палубная команда с курсантами разбегается по реям, некоторым особым образом втаскивает эти складки на реи,  т.е.  укатывает,  и прижимает всё т.н. обводными сезнями). Господи, сколько ж лет мы будем их после этого укатывать! С нашим-то народом, который за всё это время кроме кисточек, никаких этих самых гитовов и горденей в руках не держал и мало что понимает, что это такое. Но как бы там не было, подняли мои флаги расцвечивания на носу и корме. И еще я привязал фестивальные флаги, где была Надежда – из Австралии, Н.Зеландии, Голландии, Кореи, Бразилии, Чили, той же Японии и т.д. Чтобы видели, что мы не лыком  шиты. Впервые, пожалуй, палубную команду одели в новые комбинезоны для швартовки, причем  отмаркированные, что это – Надежда. Обычно, наша команда напоминает сброд бомжей своим одеянием – кто, во что горазд. Подошли буксиры и мы вслед за Палладой двинулись в город. Первое, что впечатляет – это новый мост с высотой пролета  65 метров. Т.е до топа  нашей мачты – запас целых 15! Это не в Шанхае, где мы громоотводом чиркнули по их мосту. Зрелище конечно сильное. Буксиры прижали нас к причалу, как и следовало ожидать – к  дальнему. Все эти понятия – близкий причал или дальний здесь весьма относительны. В принципе – всё рядом. Отдали швартовы. Характерная чисто японская особенность: – швартовы на берег доставляются специальным плавсредством, т.е. забота о безопасности собственных граждан возведена в высокую степень. Ведь если бросать выброску, то можно легостью, груз на конце с полкило весом, ненароком,  в кого-нибудь попасть. Чего мы  иногда, нечаянно, и добивались – но в основном по припаркованным машинам. Основная масса встречающих на причале более близком к центру. Там будут швартоваться японские барки, идущие вслед за нами. Объявили, что через час отходим на рейд, но можно сойти на берег. (Как у нас водится, команда по трансляции – палубной команде задержаться для сдачи мусора). Тем не менее,  мы с боцманом фока реактивно домчались до хард-оффа (магазин дешевой электроники – а что еще русским надо от азиатских тигров?) и убедились, что ничего там такого, что в прошлом радовало глаз – нет. Так – всякое старье. За пять минут до срока был у борта. Попросил какую-то  японку позвонить по ее сотовому знакомой переводчице, что замужем за японцем и живет здесь в Нагасаки. С помощью еще одного японца, кое-как, говорящего по-русски (языковой барьер – непреодолим)- удалось ей понять, что же этому русскому надо. Удачно оказалось, что телефон не изменился и договорились, что в субботу они всей семьей приедут. Через пять минут уже пошли на рейд. Сыграли аврал для укатывания парусов. Все они были на горденях и гитовых, т.е. так свисали с реёв. Считается, что это красиво. Может быть. Как и следовало ожидать, с нашим, диким в парусном обучении народом, пришлось мне прыгать в одиночку с рея на рей, т.к. гл. боцман стоял на брашпиле, боцман фока должен быть внизу, где он бессильно матерился в рупор на реи, до которых я не успел еще добраться. Так я и проскакал по всем реям и рукам (реёв), пока не укатали последний парус. Под конец получил в левый глаз какой-то снастью, но всё обошлось. Налетел шквалистый ветер, нас потащило куда не надо, буксир кое-как одержал и, наконец, отдали якорь.

Впечатление от прошедшего дня  о гостеприимстве организаторов и наших командирах ниже среднего. Первые могли бы с нашими причалами разобраться,  всё-таки. А уж если отгонять на рейд – всё по тем же законам  – не трогай гостя. Но тем не менее,  их барки остались у центрального причала, а два российских систер-шипа болтаются на якорях. Не думаю, что если бы дело происходило у нас, несмотря на всю нашу лапотность, мы бы выгнали гостей на рейд. Ну, а что касается наших командиров, могли бы для приличия взять пару человек из палубной команды, да и мотористов тоже, на вечер встречи экипажей, для чего был прислан буксир. О себе не говорю, мне с моим фингалом, не особо было появляться в приличном обществе,  но есть много народу, кто впервые, да и у моторной команды есть ребята, к которым, за трудовые подвиги надо бы отнестись с ответным  вниманием (ремонт брашпиля, хотя бы).  Как всегда, узок круг избранных: — завпрод, замполит (ныне называется учебный помощник, но совковая сущность ещё та!), доктор и, хоть один нештатный – Николай Юрьевич (СЭМ). Ну и на том спасибо, что  его не забыли.

28-го в обед  прибыли три катера, погрузилось человек 70 – пошли к берегу на экскурсию в парк Мира, к эпицентру атомного взрыва и на русское кладбище в Иноссу. Вначале у меня было желание вновь побывать на этих местах, но когда увидел делегацию с Паллады в том же направлении – человек 150, сразу всякое желание у меня отлетело и в компании электрика и плотника мы решили в течение этих 3-х часов прогуляться. Посетили всё то же, что посещают русские в японских городах – там где подешевле. Но, правда ничего особого не искали, просто ходили по улицам, которые в каждом городе просто произведения искусства, а здесь – особенно. Погода была  великолепная, наверное,  редкая даже для самих японцев. Солнечно, не жарко и не холодно. Характерная особенность Нагасаки (возможно и других городов) для этого времени года – цветение на улицах множества цветов с таким медовым запахом.

Очень успешно выполнил планируемую миссию  – купил зарядное устройство для видеокамеры. Можно сказать одна из целей достигнута. Другая – встреча с нашими, общими с боцманом, знакомыми – думаю состоится в  субботу . Полный провал по планируемой встрече с батюшкой, который живет в Токио и которому Леня Сегаль передал посылочку – сало, гречку и еще что-то, чего в Японии не достать. Ну, все видели этого священника, кроме меня, хотя я никуда не уходил и был на месте. Главное он называл мою фамилию вахте, (Леня ему звонил), и не удосужились меня или боцмана вызвать. Необъяснимо! Когда я появился на трапе, собираясь на тот самый час в город – старпом меня увидел – во, а ты здесь! А тебя ищет, какой-то священник, говорит, что завтра придет. Как будто старпом не знает, что сейчас мы отойдем, больше,  чем на сутки. И этого батюшку унесло, не мог нашего отхода подождать. И старпом  не подумал – как это,  я мог уйти без разрешения с борта? Потом, когда с рейда увезли когорту избранных – все видели на этой вечеринке этого батюшку и мне, что-то говорили, что вот он будет завтра на русском кладбище в Иноссу и т.д.  Да если бы я на это мероприятие  и поехал,  то, вряд ли потащился бы туда, с этой посылкой. А ближе к вечеру он улетел в своё Токио. Передал мне для Лёни тоже гостинец, а за посылкой должен зайти консул, который отвезет её  ему. Ну что же, написал батюшке записку с извинениями, приложил три диска с фильмами и фотографиями про Надежду – будем ждать консула.

29-го  утром  вновь встали к причалу. Пока готовили паруса, брасопили реи – время незаметно пролетело. Показательная постановка парусов в час дня. Вижу по пирсу идет молодая симпатичная мама, а за ней припрыгивает ребенок возрастом под 3 годика. Вцепился ей в пиджак и как бы на буксире. Я так прикинул – вроде бы похоже на Лилию – ребенок должен быть примерно такого возраста. Но смотрю – за ней тащатся два древних японца, которым  она что-то объясняет. И идет прямо по нашему трапу, где ее встречает капитан Костя и проводит с японцами к себе. Спрашиваю у Сан Саныча, заинструктированого мною до слёз, не та ли это переводчица, которую я жду. Тот говорит – наверное нет, т.к. она сразу к капитану прошла. Ну и я думаю, что не та, т.к. с нашей должен быть муж Ичиро, которого я запомнил внешне. День сегодня для японцев выходной (а так у них почти все субботы рабочие). И жду дальше. Но во время обеда меня вызвали к трапу – оказалось, что это  и есть наша Лилия, с которой удалось позавчера связаться по телефону. Конечно, я ее сразу не признал – так она похорошела, дочь подросла, видимо стало полегче в этом плане. Да и виделись мы в той нашей компании совсем мало. А фотографии, которые она мне присылала по интернету – у Маши на компе пропали с жестким диском. Так что конечно, было непросто сразу опознать, хотя я и вычислил всё точно. Пока она занята переводческими делами с этими японцами. Я договорился с учебным помощником насчет флагманской каюты и мы расстались, каждый, по своим делам.

Аврал! Начали постановку парусов. Паллада только начала брасопиться на галфвинд, хотя смысла в этом немного, т.к. ветер,  скорее полный бакштаг отходящий на фордевинд. У нас, как водится, не отдали сезневку из оковки шкотового угла фока. Но это прокол боцмана фока, который должен был за этим делом внимательно следить, зная наш контингент. Пришлось мне быстро бежать на фока-рей, садиться на унтерперт (дополнительный короткий  опорный трос для ног под ноком рея)  и вытаскивать это дело. Посылать кого-либо из наших бойцов – себе дороже. Минут за 15 все паруса стояли, ветер был несильный, рядом дежурили (у каждого судна!- и где их столько насобирали?)  два буксира, готовые удержать  фрегат, если он пожелает оторваться вместе с причалом. Года 4 назад буксиры еле удержали Нипон-мару, когда те подняли все свои тряпки. Мы тогда ограничились марселями и косыми. Конечно, Надежда привлекла к себе внимание, т.к. больше ни у кого парусов не стояло. Постепенно Паллада подняла свои – народ в восторге. Вот скажи  же! – всем в мире интересны, вот такие у причала, постановки парусов, кроме своих. Ни разу жители Владивостока вблизи не видели такого зрелища. И место позволяет у морвокзала. Никому, из власть придержащих, не нужно. Потом удивляются – чего это детки хотят быть, как тот ублюдочный парикмахер? (по ТВ иногда попадается такая кукольная морда – что-то среднее между мужиком и юбкой).  Да потому, что у них других примеров нет. А вот у японцев есть.   И у голландцев и немцев. И вообще – во всем мире парусники – предмет восхищения. А нас загнали на зиму в портовую резервацию с глаз долой – зато в центре города  стоят ржавые гидрографы – любуйся – не хочу! Правильно в этой хамской песне поётся – РАССЕЯ! \Н.Расторгуев – Любэ\.

Порадовали зрителей с полчаса, последовала команда убирать всё. Перед этим я провел мощный методический инструктаж – как и что,  делать каждому на рее. Народу очень  мало и пришлось разделить всех на две команды. С первой гл.боцман полез на бомбрам, я со второй на брам-рей. Укатали быстро, перешли ниже на верхний марса-рей и т.д. Укатали фок и победили всех с большим отрывом. Думаю, что народ поверил в свои силы. Пришлось, конечно,  поорать на реях –типа: – быстрей! – Ещё быстрей!

Во второй половине  дня освободилась от переводных хлопот Лилия. Уч.пом пригласил ее во флагманскую каюту, где они с дочкой и разместились. Наконец-то, определились в электронных адресах – почему-то, мои сообщения на японский почтовый сервер не проходили. Посмотрели всякие разности на ноутбуке. Пришел гл.боцман и, как  истинный джентльмен, принес коробку какого-то хорошего вина. Муж – Ичиро – оказывается в эту субботу работал, несколько раз звонил и Лилия, что-то ему рассказывала. Со стороны, конечно, весьма интересно слушать как человек, только что с тобой говоривший, вдруг переходит на другой язык. Дочь – Анна – пребывает в счастливом детском 3-х летнем возрасте и совершенно ясно, что более прекрасного состояния, пока для нее нет. Одновременно похожа и на маму и на папу. Жаль, что на Машином жестком диске пропали те 2-х летней давности фотографии. Хорошая получилась встреча, интересно было разговаривать. Ближе к вечеру проводили их до остановки. Хотел подъехать  Ичиро,  но что-то ему помешало. Зато мы прошлись пешком и по пути Лилия показала нам памятный исторический стенд недалеко от места нашей стоянки, который  называется – Русское историческое место. На этом месте было первое русское посольство в Японии, возглавляемое Рязановым в 1804 году, т.е. то, чему было посвящено наше кругосветное плавание два года назад. Есть фотография и Надежды – с рисунка, первой из семи последующих парусных судов с этим названием. Мы – седьмые. Так что место, действительно значимое и то, что памятный знак установлен и напоминает об этом событии – безусловно заслуга немногочисленных русских, живущих здесь (кусочек земли под этот стенд официально куплен ими), и нормальных японцев, которых, как мне кажется, всё же большинство, несмотря на сложности в отношениях (бывшая война, острова и т.п.). После проводов прошлись по набережной красивого парка, который начали формировать еще в наш первый приход в 2001 году. Называется он – Парк морской стороны (дословный перевод). Прошлись мимо подсвеченных барков: Ниппон-мару и Кайво-мару – отдать  должное дизайнерам подсветки просто необходимо. Если у нас это вызывает вздох восхищения, то у чувствительных к красоте японцев и говорить нечего. Сотни людей стоят с сотовыми телефонами, как с иконами – фотографируют. Конечно, такое запомнится надолго.

В  вокресенье 30-го – последний день. Наконец-то, семья Ичиро собралась у нас в полном составе. Ему пришлось искать место для парковки, и в конце-концов, он позвонил Лилии, что отведет машину домой и приедет на такси. На сей раз встретились в моей каюте, где мы с соседом, кое как создали видимость порядка. Переговорили о  компьютерных делах,  т.к. я им записал свои фильмы про Надежду и мыс Горн, а Лилия сообщила, что не получается воспроизведение. Отдал им диск с полным русским софтом, где всё есть, чтобы получилось.

По просьбе В.С.(уч.пом) – показать нам, что-либо в Нагасаки, они предложили пойти в китайский храм-музей, а вечером поехать на машине на обзорную площадку, что на горке,  возвышающейся на берегу бухты над всем городом. Храм в духе Шаолиня, довольно любопытен. Жаль, что без экскурсовода понять что-либо,  невозможно, но догадаться,  по каким-то признакам – что есть что – можно. Впечатляет резьба по стволу дерева перед храмом. Еще больше – резьба по слоновьей кости и абсолютно ювелирная резьба по дереву с изображением целого домашнего участка с домом, деревьями, кустами и пр. Вырезан каждый листик, а их там тысячи. Конечно,  в храме постоянно курится что-то, и в воздухе стоит аромат сандалового дерева. Во дворе храма – статуи воинов или монахов, ни одна не повторяет другую. Стоят в две шеренги и слева от храма и справа. Непосредственно за храмом находится музей – он же исторический и археологический. Конечно, ценнейшим экспонатом в нем являются две фигуры воинов с конем, доставленных из раскопок в Китае, где были отрыты тысячи таких фигур и место это, не  уступает по своей археологической значимости египетским пирамидам. Даже Путина специально туда возили во время его визита в Китай. Так что, городу Нагасаки есть чем гордиться. Остальное тоже весьма интересно, особенно, когда смотришь на предметы, которым за 5 тысяч лет. Еще о Христе не было ничего, а люди уже,  что-то делали и элементы этой их деятельности – вот они. Помню в Шанхае, идя по мосту династии Мин, которому 500 лет – я его воспринимал как нечто вчерашнее, после посещения жилищ, которым за 5 тысяч лет. Так и в этом музее – машина времени.

Вход платный,  Ичиро взял расход на себя, что конечно, с нашей стороны не очень хорошо, т.к.  к нашей компании прибавился вездесущий Тарас с одной из переводчиц. Еще и в сувенирном магазине Ичиро приобрел для каждого, совершенно замечательные,  китайские веера. Что же – хорошая осталась память и о музее и о наших друзьях. После музея все разошлись по своим делам – Ичиро с Лилией повели домой дочку, конечно уставшую от непонятных взрослых смотрелок, а мы по своим. Договорились встретиться с сумерками.

Около 8-ми вечера Ичиро и его друг на второй машине (побеспокоился Ичиро, чтобы места хватило всем!) – приехали за нами, поэтому снова повезло Тарасу – упал на хвост. Дорога шла через новый мост, под которым мы уже трижды проходили. Высота моста 65 метров, длина пролета между пилонами на мой взгляд около 600 метров. Подсвечен – впечатление, что висит в воздухе. Понять – где он начинается невозможно, настолько плавно мост вписывается  в  ландшафт и так же заканчивается. Японские дороги – однозначно относятся к 8-му чуду света, никакие комментарии тут не нужны. Стоимость проезда по дороге  через мост всего 100 иен. Ичиро говорит, что в других местах  иной раз может быть и до тысячи. Так что, власти Нагасаки заботятся о своих водителях.  По серпантину доехали до канатной дороги, где опять-таки,  Ичиро взял на всех билеты (с совершенно неслабой  ценой), погрузились в два вагончика и они нас повезли еще выше на эту гору. За прошедший день я настолько прожарился  в наступившем нагасакском лете, что, несмотря на предупреждение Лилии, не стал ничего надевать поверх футболки.  А когда ехали в этой подвеске – ощутимо свистел ветер. Но всё обошлось, погода хотя и посуровела, но было вполне  терпимой. Вышли из этого вагончика, вошли в здание. В нем пандус, по которому можно пешком подняться примерно на 5-й этаж. Но мы воспользовались лифтом и поднялись на самый верх, на  круглую крышу, с которой открылся действительно потрясающий вид на ночной Нагасаки. Справа висел в  воздухе подсвеченный синим огнем мост. Конечно, я пожалел о своей видеокамере. Она бы смогла передать некоторую часть этого зрелища. А цифровой Машин фотоаппарат надо выдерживать на штативе и т.п.,  ручная съемка невозможна. Что-то, я там пощелкал, но толку мало. Переместились в кафе внизу. Здесь оказалось, кстати, холоднее, чем на воздухе. Видимо дорабатывал кондиционер после сегодняшней жары. Народу достаточно. Все ждут начала салюта в честь фестиваля парусов. Опять-таки, Ичиро с Лилией всем заказали что-то из ассортимента, но мы с учебным помощником отказались от всего, кроме кофе. В кафе часть столиков идет по периметру диорамного окна, куда мы и переместились во время салюта. Салют конечно слабенький, но это потому,   что мы его смотрели сверху вниз (наверное, все в первый раз, с такого ракурса). Лилия обсуждала с Олей (студенткой-переводчицей) какие-то проблемы перевода.  Тарас,  что-то пытался снять своей видеокамерой, а Ичиро развлекал свою дочку. Более заботливого отца я, наверное, не видел. Вообще, отношения в их семье, что мы видели и в прошлый приход  и в эти дни – исключительно добрые и взаимно заботливые. Дай Бог им доброго здоровья и процветания!

Наконец-то, 1-го мая  прибыл консул, которому мы с боцманом отдали передачу от Сегаля для батюшки. Такая проблема разрешилась. С утра впервые проснулся по будильнику и, через не хочу – побежал на утреннюю пробежку. И оказалось – не зря. Вчера бегал через мост на ту сторону бухты и обратно (через другой мост, что ведет к русскому кладбищу), а сегодня решил чуть укоротить дистанцию и кругами начал бегать в районе парка. Здесь, то ли появились новые здания, то ли они были и я забыл, но одно точно новое – музей современного искусства. И, пробегая где-то рядом с ним,  по берегу какой-то канавки, впрочем, всей – в мраморно-гранитных берегах, вдруг увидел скульптуру, выполненную Сальвадором Дали, которая  называется  «Ньютон». Это метра 4 ростом фигура из бронзы, чисто в духе Сальвадора, т.е. в голове пустой овал, абсолютно специфическое тело, (правда, не забыта мужская деталь) и держит рукой наотмашь, подвешенное яблоко. До этого она стояла  в другом месте Нагасаки, где был этот музей ранее. Значит музей переехал и ее перевезли, как у нас адмирала Макарова с площади Луговой  на Тигровую сопку. Повезло – увидел, всё-таки,  то, что хотел еще раз. Жаль, что времени в этот раз нам  дали очень мало. Не довелось пройти по местам, где уже был, но хотелось бы ещё. В т.ч. и в этом новом музее.

За некоторое время до отхода пришли и Лилия с дочкой и чуть позже Ичиро. Я им записал на диск фотографии нашей вчерашней экскурсии, успел. Раньше сбросил на диски библиотеку в 3-х томах всяко разного, для чтения на русском языке и, с ведома боцмана фока, отдал все его видеокассеты с фильмами на русском языке – штук 30. Может там и не очень подборка, но главное, что звучит русская речь. А также, отдал свой софт последнего выпуска  для их компьютера, чтобы могли запустить и настроить программы для  просмотра моих самодельных  фильмов. Думаю, что вряд ли пиратские диски с софтом у них имеются, а у нас этого добра еще будет навалом. Так что, вот таким, хотя бы, образом ответить на гостеприимство.

Только-только записался диск – как начали приготовление к отходу. Переходить на причал нашим гостям пришлось уже по висящему трапу. Хорошо, что завалить к борту еще не успели. Далее – всё бегом: швартовы с причала, буксиры потянули, развернули на выход, руками друг другу помахали – прощайте! Или, всё-таки,  до свиданья?  Как знать…

Курс на Сайпан.

Утром 2-го мая, по договоренности с Палладой, устроили гонки на скорость. Задача – пройти до условленного времени и посмотреть, кто будет впереди. Мы поставили все паруса в бакштаг и Палладу обошли. Но за 2 часа до истечения срока, она подтянулась к нам на 7 кбт,  т.е. где-то нашли скрытые резервы. Но у нас мало кто обращал внимания на этот рывок. Я чего-то там, поверещал в никуда, что надо бы потравить на гроте косые, да слегка подвернуть, т.к. ветер чуть зашел. Но, всё это никем не было услышано, да и через полчаса сыграли аврал на убирание парусов.

На фоке укатали быстрее всех, несмотря на большее количество парусов. Конечно, пришлось всё в том же темпе   попрыгать с рея на рей, а потом еще подключиться на бушприт, т.к. там вышла запарка с топселем. Но – надо, чтобы народ уверовал в свои силы. Встретились с Палладой, отсалютовали друг другу флагами и тифоном. И разошлись, как в море корабли. Они пошли в Корею, затем в Китай через этот самый Сайпан, на который мы уже не успеваем.  А мы легли в дрейф для ожидания чего-то (убиения времени, т.к. задача наша вернуться 10-го мая).  С одной  стороны – это и хорошо, т.к.  на судне не оказалось  запасов фреона. Холодилка не работает и мы бы там, близко к тропикам, сдурели бы от перегрева. Мы этот перегрев  успели словить  в последний день пребывания в Нагасаки. Так напекло, что даже в море,  судно долго не могло остыть. В общем,  бурса экономит на всем. Даже выделенные 300 баксов на приобретение тех самых манжет для брашпиля  не дали, как только получили от нас доклад, что неисправность устранена своими силами.  Так что, скоро этот праздник для Надежды – выход в море в загранрейс – закончится. Опять будем катать всякое … по Амурскому заливу, причем не выходя за линию Босфора Восточного. Чтобы выйти – надо оформляться в портнадзоре, а это всё — деньги.

3-го мая  обычные будни – 2 аврала – поставили и убрали стеньстакселя в помощь машине. Ночью лежали в дрейфе при довольно резкой  волне в правый борт. Все  попытки бороться с равновесием закончились бегством с койки на диванчик, где качка передается не с боку на бок, а с ног до головы. Но это, куда как комфортнее. Утром  дали ход и пошли на свой север. Помог штатному матросу в изготовлении огона на тросе и замене грузового шкентеля на трапбалке. Позже, с ним же, установили тент над штурвалами. Совершенно спокойный рейс – никаких дерганий. Прежний капитан нас бы уже задрал без памяти. Вспомнить только осенний выход – бегство от какой-то комиссии, проверявшей бурсу – одним экипажем без курсантов. Так Владимир Николаевич и тогда умудрился ставить, чуть не все паруса.

Вечером студенты и курсанты устроили на палубе перед грот-мачтой концерт в духе КВН. Старались вовсю,  и что-то у них получалось совсем неплохо. И юнги из Сургута тоже включились в этот процесс. Пели хорошие песни и декламировали совершенно  замечательные стихи. Это уже не ельциноиды. Конечно, концерту мешал шум вентиляторов машинного отделения и слабоват был их усилитель, но, по крайней мере, азарта было достаточно. Потом всё действо плавно переросло в дискотеку, видимо, собственно, ради чего и был затеян этот концерт.  Я её не видел, но грохоту с палубы  было достаточно даже в каюте. Вот так – чуть оклемались от качки и много ли  этому,  15-ти – 18-ти летнему народу, надо для счастья?

4 мая – никаких дел. Изготовил лишь чехол для кнопочного поста грузовой лебедки. Заканчивается, казалось бы, нескончаемый запас медных люверсов, которые у меня в изобилии шли на всякие чехлы. Где их брать – не представляю. Эти были приобретены еще в 97-м году перед  австралийским рейсом. Весь день палит солнце. Погода – ветер от ZW  около 10 м/с.  Для нас это практически полный бакштаг. Но капитан парусов не ставит. Вот влипли! Прежний капитан доставал парусными авралами до судорог, новый их терпеть не может. Сейчас бы летели под 17 узлов. У капитана, конечно, могут быть свои соображения, недоступные простым смертным. В первую очередь, как мне сдается – ему надо выжечь топливо. Корни совковости неискоренимы. Сэкономишь за счет парусов топливо – будут считать это за аксиому. И не дадут или урежут. Так или иначе, ползем под машиной. Вибрации и тряски от нее на весь наш фрегат. Даже компьютеру достается.  Идем по волне, качки почти нет. Вчера преподаватель японского языка попросила в парусной показать ей, какие-либо узлы, но долго не продержалась. В море, даже в слабую качку, мало кто, в парусной выдерживает.  Впервые в обеденный перерыв сделал попытку позагорать на крыше носовой надстройки. Неудачно. Она так раскалилась, что пятую точку и пятки не спасала никакая подстилка. Я уж пробовал и шлепанцы подкладывать, но дискомфорт слишком велик, пришлось сдаться.

5-го мая утром поставили марселя, грот, фок и часть косых в бакштаг левого галса (ветер в корму и слева градусов 15-20). Ветер несильный, поэтому ход не  выше 9-ти узлов. Днем обучал юнгу из г.Сургута – Диану – как плести коврик из любой веревки. Надо же, хоть чему-то их научить, а то вернутся и похвалиться  перед  друзьями будет нечем.  Что-то не видел, чтобы с ними проводили,  какие-либо занятия. Двоим из их группы я выдал кончик еще раньше и посадил перед своим стендом в нашем салоне, чтобы учились по образцу. Один вроде бы освоил.  Вообще-то, могли бы наши командиры уделить этим деткам больше внимания. Тем более, что они этого заслуживают. Группа на редкость дисциплинированная и любое задание – с горящими глазами. Но у нас отношение ко всему – даже не распальцованное, а просто ленивое. За весь рейс ни разу по трансляции не прозвучало ни одного поздравления с днем рождения – вроде как стадо роботов везем. А может, я неправ,  и действительно на этот период ни одного родившегося не пришлось? Надо взглянуть судовую роль.

К вечеру убрали паруса, опять корвет затрясло от машины, так, что у меня  серьезные опасения за свой комп – такая вибрация (конечно, отчего бы ей не быть – как будто здесь, хоть раз, кто-то занимался центровкой линии вала). Капитан Костя сказал мне на аврале,  что ему пришлось отдуваться за прежнего капитана перед профсоюзной конторой, куда поступила жалоба на несусветное количество авралов, причем в нерабочее время. (Это уж точно!). Поэтому авралить будем только в рабочее время или обходиться парусными вахтами. (Но сейчас, на такие вахты, у нас нет народа.) Я капитана поддерживаю.  Этих дерганий, что были раньше и по делу и по левой пятке – не забыть никогда. После обеда с боцманом вытравливали за борт швартовые концы и таким образом отмыли. Вытягивали обратно шпилём.

6-го мая – морось, холодно, чувствуется, что пришли домой. Водой обливаешься – щиколотки стынут. Подниматься утром стало тяжелее – часы перевели на час вперед. Кстати, наконец-то, по приходу  в Японию перевели часы на 2  часа назад – по их времени. А то, раньше – переведут только на 1 час и вечная морока – сколько у них и какое время у  нас. Что-либо, сказать прежнему капитану по этому поводу было невозможно. Как та птица – слышит только себя. Продолжали занятия в парусной в том же составе и примкнувшими студентами. Перевели на коврики \маты\ почти все мои запасы концов. Народ доволен, что освоили это нехитрое дело и планируют, как они дома, всем навяжут этого добра. Что же, хоть такая польза им от рейса. Все студенты – ровесники нашей Маше, т.е. по 18 лет – 2-й курс.

7-е мая. Лежим в дрейфе. Т.е. уже где-то в своих местах. Снова утром еле выполз из койки. Часы еще раз перевели, и нет  той духоты, что была на юге, так что спать весьма комфортно, вот и лень. Всё та же морось. Пока наматывал круги по палубе, какая-то птичка, устроившаяся на кормовом шпиле, каждый раз при моем приближении улетала. Но где-то,  к 10-му кругу стала просто отскакивать, а потом, видимо, совсем приняла за своего и к 20-му кругу  перестала обращать внимание.

C утра у всех, какое-то нервное настроение. Доносятся какие-то злобности старпома, в интерпретации боцмана.  Послушал-послушал  – послал их всех и ушел в парусную. Забрал юнгу Диану с построения, пока Саид Тамерланович (это я так, своего приятеля главного боцмана зову в глаза и за глаза, за его стрижку под Саида – Белое солнце пустыни – и диковатый нрав) – не нашел ей работу, связанную с каким-либо тросом в смазке-тире  или еще, что-нибудь,  похлеще.  Пусть продолжает тренироваться плести коврики. Сам стал бороться с колесом от тележки, которую  мы зимой сделали с плотником для подвоза продуктов по палубе. Плотник принес для нее колеса от детского велосипедика и конечно, одно развалилось, пока кадеты ее катали. Я их еще раньше заменил шкивами от крупных блоков, но разломалась под гнетом мешков проставка к шине. Пришлось для ремонта извлечь древнее колесо от большого велосипеда, лет сто валявшегося у меня под стеллажами, зубилом вырубить спицы, а обод пустить на эту самую проставку. Причем, вдвое. Болгаркой его распилил, загнул, вставил в шкив, натянул шину и всё получилось. Привезут продукты по приходу – всё лучше возить, чем на себе таскать. Была у нас тележка, которую в Австралии еще покойный дед Бояркин, где-то прихватил, и очень нам в этом помогала. Но потом она исчезла – фактов нет, но сильно подозреваю боцмана, которому она явно мешала на палубе. Опыта по утоплению в море всяких отработавших стиральных машин, холодильников, старых контейнеров и прочих переходных мостиков  для надстроек – у нас с ним достаточный. Не иначе, как утопил, пока я не видел.

Потом выплыла идея подвесить на корме туманный гонг, а для него сделать колотушку из обрезков кожи. Лет 5  назад я уже делал это, но конечно, за ненадобностью она исчезла.(Стучи себе мушкелем  и все дела). Да и никогда этот гонг не пользовали, хотя в туманах ходили изрядно. Но вот опять – идея фикс. Весит гонг 16 кг и похож на здоровенную сковородку, подвешивается за центр вверх дном. Висит на углу кормовой надстройки на уровне курсантских лбов, отчего они с периодическим постоянством об него бьются.

Вечером боролся со своими видеомонтажными программами, которые не хотят работать. С помощью разбирающегося в этом деле боцмана грота, почти весь вечер удалял из реестра остатки одной старой программы и одна из установленных,  вдруг заработала. К сожалению, ноутбук слабоват для видеомонтажа (хорошего). Но нам профессиональное качество, в общем-то,  и не к  чему. Будем надеяться, что всё получится.  Осталось добить про Йокогаму из корейской  супергонки 2002 года. Останется на память. А так уже 5 частей готовы.

8-е.  Отправил телеграмму родителям по случаю Дня Победы. С утра конфликт с боцманом. Победил я.  К кофе-тайму помирились. Погода хорошая, но на наступающее лето – не похоже. После обеда капитан сыграл две учебных тревоги. Шлюпочная – без проблем, а человек за бортом – получилась по традиционной надеждинской схеме – как не надо.  Сбросили за борт спасательный круг, обозначающий человека, объявили, что надо и на этом мажор закончился. Вразвалочку на мост пришли наблюдатели за жертвой, не имея в руках флажков. Мимо капитана это не укрылось и ускорение они получили. Спустили рабочий зодиак (надувная лодка) в которую посадили положенный народ – докторшу, 3-го механика, старшего штурмана и боцмана бизани. Конечно,  мотор сразу не завелся, а грузовой шкентель на котором спускается эта лодка – они отпустили. И их понесло течением и ветром. 3-й мех дергал-дергал пусковой шнур – завел, наконец-то. Подобрали круг, завернули в одеяло. Подошли к борту, с которого никто, конечно, не приготовил, какого-либо конца, чтобы за него зацепиться. Попытка зацепить лодку за грузовой шкентель – не получилась, уронили только за борт круг с одеялом, которые поплыли в одну сторону, зодиак понесло в другую. Мотор больше не запустился, там взялись за весла, подобрали одеяло и стали пытаться догнать судно. Может и догребли бы, но Костины нервы не выдержали, вручил старпому ручной реактивный линемёт и тот запустил линь в сторону зодиака. Хорошо, что тянущая ракета в него не попала – старпом догадался взять упреждение. Подтянули  их к  борту. Отсюда возникают некоторые вопросы (у меня, как у любознательного пионера): – почему штатные наши дежурные  шлюпки весь рейс простояли без моторов? А если бы, пришлось вправду, кого-то ловить – сколько лет вытаскивать движок неслабого веса и лепить его к шлюпке? А если с зодиаком, что случись во время этого учения – как ловить этих четверых? Счет жизни в этой воде, которой я обливаюсь по утрам ежедневно – щиколотки на ногах заходятся (вода 6 гр.) – идет на секунды. Зачем грузить в дежурную шлюпку людей, не имеющих к ее эксплуатации ни малейшего отношения: докторшу с одеялом, будто никто другой завернуть тело не способен, старшего штурмана с рацией и боцмана мачты – (вполне одного достаточно),  и наконец 3-го механика, который по должности занимается ремонтом и техническим обслуживанием этого мотора, но далек от управления под ним этого самого зодиака, тем более, в экстремальных условиях. Завести его он тоже не может, т.к. двигатель может быть и холодным, и перегретым, и нормальным, и на все это есть свои приемы запуска, которые знает только человек, постоянно задействованный в эксплуатации зодиака. Вот и получилось – пока эту толпу собрали в кучу, запихнули в зодиак, пока разобрался этот мех с мотором, пока перегруженная лодка  доползла до тела (а должна бы налегке лететь глиссером) – кранты телу!  Неисповедим тупизм гражданских мореходов!

Линеметный кончик (600м) достался мне в парусную.

День Победы. До обеда работаем. С боцманом  вывесили на фока-рей блоки для спуска-подъема катера и завели трос в турачку лебедки. Тот самый, что мы плели с кадетом Дианой. Всё такой же промасленный.  После обеда – общая  фотография на баке. Как обычно – это элементарное дело пущено на самотек – кое-как, толпа стиснулась в кучу и случайный фотограф, щелкая  примерно 20-ю мыльницами, чего-то наснимал. Половина палубной команды на это дело не вышла. Думаю – это неправильно, потому как все кадеты и студенты постоянно с нами общались и работали.  К таким просьбам  надо относиться с определенным уважением.  К вечеру  завели машину  и пошли домой.

10-е мая. В 6 утра встали на якорь в первой точке в Босфоре Восточном. С опасением – после традиционного физкультурного теста (бег и комплекс) – облился водой. Не Нагасаки однако. От нашего Золотого Рога можно ненароком и заколдобиться.  Но здесь, в проливе,  вода еще чистая.  Позвонил домой. Всё хорошо. (Вчера вечером, когда  мобильники стали ловить свои станции – на палубе было не протолкнуться).

Можно подвести некоторый итог.   Праздник – выход в море – закончился. Каждый день начинался с бега в 22 круга и обливания забортной водой. Независимо от погоды. Только один раз пробежал  меньше – что-то, тонуса не хватило. Несмотря на нервную подготовку, связанную с подъемом парусов и их привязкой, отношения со всеми боцманами  мачт остались нормальными и в общем – дружескими. С главным боцманом – мы всегда были в одной упряжке, несмотря на его упёртость,  в каких-то нюансах.  В профессиональных вопросах – проблем нет. Жизнь продолжается.  Жаль, что баржа эта преимущественно стоит.     В море – дома!

Всё.

Далее

В начало

Назад

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 6040


Добавить комментарий