Памирский дневник

Маршрут № 19

(Горно-пешеходный 1-ой категории сложности)

Август 1988 г.

Вот план нашего маршрута:

Начало. Турбаза «Варзоб» на берегу горной реки Варзоб. Экскурсия по г. Душанбе и его окрестностям.

Далее автомашиной через перевал Анзоб (3372м) на турбазу «Искандеркуль» на высоте 2250 м в 160 км от г. Душанбе. Там проходим акклиматизацию, совершаем радиальные походы к перевалу Понорамный, озеру Змеиному. После этого, взяв продукты, отправляемся в пешеходное путешествие по кольцу: озеро Искандеркуль, река Хазормеч, река Сарытаг, перевал Ангишт (4050м), озеро Пайрон, река Пайрон, река Каратаг, озеро Тимур-Дара, кишлак Хакими, река Сарбин, река Диахандара, река Южный Зомбар, перевал Паришон (3900м), река Мура, кишлак Сарытаг, поселок Канчоч, озеро Искандеркуль. (Продолжительность пешей части похода 140 км).

16 августа. В 11.10 вылетела самолетом ТУ-154 из Москвы в Душанбе. В Москве был серый хмурый день, даже дождливый, всё небо заволокло тучами. Но самолет уверенно вышел на взлетную полосу и набрал высоту. Бортпроводница объявила: «Высота 11 тыс. метров, скорость 900 км/час, снаружи температура минус 47 градусов». В салоне народу очень много, но не душно. Летим над облаками самых причудливых конфигураций и очертаний. Мне они напоминают Северный Ледовитый океан с разбросанными на нем льдинами и снегом. Пролетаем Волгу, Аральское море, которое напоминает скорее песчаную пустыню с болотцем. Берег его отступил очень далеко, дома рыбаков оказались далеко от воды.

Промелькнул Самарканд с блестящими на солнце куполами мечетей. А вот и горы. Это уже Таджикистан – горы, горы. Тонкой змейкой стекают ручейки прямо с самых вершин, всё больше расширяясь и превращаясь в потоки рек. Пролетаем какой-то город. Он виден сверху как на плане отдельными квадратами и треугольниками. Это – Душанбе, с самолета кажется очень большим и красивым. Много зелени, высотных домов, самолет садится прямо почти в центре города.

Подождали получения багажа, и вот, я увидела Женю, мою подругу по путешествиям. Она меня уже ждала в здании аэровокзала. Сначала на маршрутке, потом на автобусе добрались до турбазы Варзоб.

Турбаза современного типа с несколькими корпусами, в которых проживают туристы, много детей. Но всюду грязновато. Столовая тоже далека от идеала, много мух. Умудрились испортить даже картофель с рыбой – очень невкусный. Но зато можно пить чай, сколько хочешь. Заселились в номер, и пошли купаться в ближайшем озере. Вода хоть и очень теплая – 25-26 градусов, все равно немного освежились.

17 августа. Кажется, впервые проснулась около 8-ми. Спала нормально. После завтрака была встреча с инструктором похода. Молодой, интересный Валерий Кузьмич Ларичев, рассказал о маршруте, спокойно объяснил, что нам предстоит, что взять и т.п. После обеда был медосмотр. Врач оказался молодым человеком, осматривал бегло, даже не мерил давление. Но со мной провозился минут 10 или больше. Заставил 20 раз присесть. У меня подскочило давление 160/90, и он, конечно, был против моего похода в горы. А мне так хотелось пойти, всё посмотреть, испытать себя, что я расстроилась. Он сказал, что разрешает мне доехать до озера Искандеркуль, там пройти акклиматизацию, и только потом решить, идти или нет. Меня страшит не расстояние, а страшная жара и тяжелый рюкзак. Но это закономерно в походе, и тут ничего не поделаешь.

Вечером был сбор группы у реки Варзоб, познакомились. Выяснилось, что в основном молодежь от 22 до 28 лет. Есть и в возрасте, такие как Женя, но самая старая – это я. И, конечно, мой возраст сразу вызвал протест у врача и инструктора. Но я приехала и меня надо куда-то девать. Для меня это большая неприятность и неожиданность.

18 августа. Целый день сборы. Получали снаряжение. У кого нет – выдали рюкзаки и т.п. У меня нет рюкзака, поэтому я его получила. Затем, почти целый день получали продукты. Продуктов очень много, и всё это надо тащить на себе, если на «Искандере» не съедим. До лагеря «Искандеркуль» нас повезут на машине, поэтому надо всё уложить хорошо в рюкзак. Я это не очень умею, поэтому Женя меня консультировала. Пару раз все же успели искупаться в озере. Купили дыню. Боже, какая дыня! Она прямо тает во рту, сладкая, ароматная и сочная. Сказка! Потом Женя допоздна рассказывала про свои путешествия на Тянь-Шань, на Памир и в другие места.

19 августа. День отъезда. С самого утра сдавали вещи турбазы. Затем, позавтракав, начали подтаскивать ящики и сумки с продуктами к месту отъезда. Но вот подъехала машина с брезентовой крышей, но без боковых стенок – специально для перевозки туристов и их вещей. Сначала погрузили продукты и наши рюкзаки, а затем расселись мы на боковые скамейки. Сидели очень плотно, потому что машина небольшая, а вещей много, да и людей 20 человек. Ехали очень долго, хотя скорость приличная.

Дорога извилистая вдоль горной реки Варзоб в ущелье с отвесными стенами, вершины гор покрыты снегом, с них стекают ледяные ручейки, которые потом сливаются и образуют горный поток. На фоне яркого сине-голубого неба возвышаются белые вершины гор, высоты необыкновенной. Чтобы посмотреть, надо запрокинуть голову. Дорога проложена в отрогах Гиссарского хребта через перевал Анзоб (высота 3373 метра над уровнем моря).

Вот и озеро Искандеркуль. Его еще называют озеро Александра, в память о тех временах, когда Александр Македонский со своим войском вторгся в эти места, много легенд связано здесь с именем этого полководца. Над озером нависла гора Дождемерная. Интересное название – как скроется в облаке – идет дождь.

20 августа. Весь день приготовление к походу в горы. Распределяли продукты по рюкзакам. Мне дали нести меньше всех: 2 банки сгущенки, 4 банки кильки, 3 кг лука и перца. Поужинали в столовой и легли пораньше спать. Я всё еще сомневалась идти или нет.

21 августа. Утром решила – да! Уложили рюкзаки, позавтракали и двинулись. Я, конечно, со страхом. Первые часы шла ровно, ходко. Но подъем на гору оказался для меня очень тяжелым, да еще огромный рюкзак, а надо подняться на вершину. С дыханием неважно, никак не наладится, приходится очень глубоко и громко дышать. На ногах тоже вибрамы (треккинговые ботинки) нелегкие, да еще и жара. Иногда врывается ветерок и немного охлаждает. Очень много горных ручьев и речушек, образовавшихся в результате таяния снега, вода в них на вкус очень приятная, но ледяная, не превышает плюс 10 градусов, а в некоторых речушках и ниже, но много пить нельзя, потому что, чем больше пьешь, тем сильнее мучает жажда. Поэтому мы только полоскали рот.

Достигли вершины, спустились в долину реки Арг, в которой раскинулось селение Сарытаг и колхоз. Нас удивило, курят совсем маленькие ребятишки. Некоторые из них просили жвачку, мы их угостили конфетами. Затем долго шли по дороге, пересекли горную речку вброд и остановились на берегу. В тени деревьев раскинули палатки и начали готовить обед. Как раз выпало мне дежурить. Мы сварили что-то типа щей с тушенкой, чай вскипятили и заварили чабрецом, его здесь видимо-невидимо. Набрали сушняк и быстро всё приготовили. Обедом все остались довольны. После обеда погуляли окрест. Кругом дикая нетронутая природа. Высоченные горы по виду как мавзолеи, выточенные ветром, своеобразная архитектура. Измерила в ручье температуру – плюс 10 градусов. А вот деревья барбариса с уже готовыми плодами. Бросили в чай – вкусно, а так ягоды очень кислые. Говорят, что таджики бросают горсть барбариса в плов, когда он уже готов. Теперь готовимся к ужину. После ужина молодёжь разожгла костер и пела песни. Мы, постарше, пошли спать.

22 августа. В 10 часов вышли со стоянки, и пошли вдоль реки Паришон. Пейзажи одни и те же. Кругом высоченные горы, внизу дикое ущелье, в котором течет река. Растительность очень бедная, из деревьев растет древо арча наподобие туи. Трава невысокая. Чтобы не сгореть, она прячется среди камней вблизи горных ручьев. Справа от реки горы, все покрытые мелкими ручейками, стекающими в большую реку. Огромное количество камней разных размеров. Таджики живут в ауле типа палаток, только больших по размеру. Они нам, что-то кричали – русский знают плохо. Дальше путь был по течению реки Паришон. река очень бурная, даже местами бешеная. Местные делают от нее отводы, в том направлении, в каком им нужно. Так что воды в горах очень и очень много, да еще очень вкусной. Несколько раз делали привал. Попьем водички, отдохнем и пошли дальше. Постепенно стали подниматься всё выше и выше от реки, довольно трудный подъем, да еще сплошные камни, один раз я не удержала равновесие, и рюкзак перетянул меня – немного поцарапала ногу. Наконец, дошли до привала, где остановились на ночлег. Опять на горе среди камней. Поставили палатки, внизу бешеная река, ледяная вода +4 гр., а наверху холодный ветер. Но пока светило солнце, всё-таки выкупалась в этой суровой реке. Готовимся к обеду. Поднялись на 3000 метров над уровнем моря. Подошли к Паришонскому перевалу.

23 августа. Самый трудный день. Ночью температура упала до +6 гр. и дул сильный порывистый ветер, чуть не утащил палатку, сыпала снежная крупа. А утром надо вставать, собираться, да еще позавтракать. Наши дежурные встали в 6.30 (кстати, я их будила). Ночью плохо спала – шум реки, ветра, снежная крупа лупит по палатке, все это наводит ужас. Но вот, всё уложено. Надели на себя теплые вещи, штормовки и в путь, к перевалу. Перевал Паришон находится на высоте 3990 метров и необходимо его достичь, а это дело не из лёгких. Начали восхождение по страшным камням. Иногда камни осыпаются и падают в пропасть, а мы ползем по этим камням над пропастью, где течет бешеная река. Туман закрыл весь обзор, стало промозгло, сыро. Налетел ветер холодный со снегом, но нам надо идти, не обращая внимания ни на что – вперед, вверх. А вот уже ледники – это целые поля ледников, они покрыты пылью и поэтому вид у них некрасивый. С ледников стекает множество ручейков, сбегающих вниз к речке. А мы всё набираем высоту по этим огромным, порою острым как пики камням. Просто диву даешься, что наворочала природа – куда ни глянь – везде лёд и камни, да еще густой туман со снегом. При ходьбе не замечаем холода, а как только остановимся, чтобы подождать отстающих, так сразу чувствуется зимний холодный день. Я шла всё время за инструктором. Поскольку я старше всех в группе Валерий Кузьмич поставил меня непосредственно за собой, боялся, что я буду отставать. Но, парадокс! Мы с ним всё время убегали вперед от группы, и нам приходилось ждать. И вот, он увидел, что иду я очень даже хорошо и решил меня переместить в середину, а за собой поставить тех, кому было тяжело. Но им это не помогло, и они по-прежнему отставали. Я решила уже сама подстроиться к инструктору, и опять шла нормально, прыгая по камням, держась за Ларичевым. Глядя на других, я все время думала о том, как хорошо, что я посещаю группу здоровья и клуб бега. Ведь я же старше всех. Здесь большинство моих детей, а я иду даже впереди. Вот что значит тренировка. И вот что значит физкультура. Но, продолжаем подъем. Когда лезем в лоб, то очень трудно дышать, когда по косой линии, то полегче.

Наконец, достигли перевала, высота около 4000 метров. Холодно, сыпет снег, мгла от тумана. Но я очень довольна своей победой. На вершине инструктор поздравил каждого с достижением цели и вручил по плитке шоколада. А дальше – еще больше. Предстоит спуск с этой высоты. И вот опять цепочкой пошли вниз, сказать пошли – мало, даже неправильно. Мы просто съезжали на ногах, примерно по метру и больше. Сыпь летит во все стороны, но мы не обращаем на это никакого внимания – нам надо скорее-скорее спуститься вниз, где будет потеплее и не будет тумана. Ветер пронизывает насквозь, особенно, когда останавливаемся и ждем остальных. Вот сыпь кончается и начинаются сплошные камни, их так много, что надо выбирать место, куда поставить ногу или перепрыгнуть через них. Очень трудно. Ноги становятся ватными, не слушаются. Иногда спотыкаемся, а встать с рюкзаком очень нелегко, а сквозь камни течет вода, и ты шлёпаешься в эту воду, иногда в грязь, иногда на камни. Вот уже покидают силы совсем, хочется сесть и не вставать. Но пересиливаешь свою слабость, и опять двигаешься вниз. А внизу уже солнце, трава и тепло и хочется скорее этого достичь, но ноги не идут, их приходится тащить, а сил на это нет. И вот молодые начали уже обгонять, по-видимому, у них ноги все же покрепче. Но не все – некоторые отстали очень намного.

Наконец, спустились вниз, попили водички из ручья, отдохнули, перекусили консервами и через некоторое время опять двинулись в путь. Теперь предстоял путь еще часа 3-4. Надо переправиться через бешеную реку, и по тому берегу дойти до леса, где расположен наш лагерь. Поскольку ноги почти не идут, я пошла с более слабой группой, чтобы двигаться медленнее. Через реку пришлось переправляться вброд, прямо в вибрамах, чтобы не порезать ноги о камни. Мы переходим, а бешеная река хочет свалить нас с ног, поэтому переходим по двое-трое, чтобы держаться и не упасть. Затем мы выливаем воду из ботинок, взваливаем рюкзаки и опять пошли в путь. А дорожки ведут вдоль реки, то вверх, то вниз, узенькие, сыпучие, того и гляди свалишься вниз прямо на камни. Очень тяжело спускаться, если ноги ватные. А уж если споткнулся, то очень трудно подняться, рюкзак кажется неподъемным. В общем, в данный момент удовольствия нет. По таким тропам, да еще с такими уставшими ногами надо идти очень осторожно. Еле-еле, нога за ногу, дотащилась до лагеря, и казалось, что всё – больше ни шагу. Но полежала в палатке, умылась, помыла ноги и была готова к ужину. Спала как убитая. Только мышцы ног гудели и болели, когда надо было повернуться.

24 августа. День отдыха – называется «днёвка». Со всех сторон горы и лес. Лесом здесь называют деревья арча, они похожи на тую, но более устойчивы и неприхотливы, и живут сотни лет. У них хвоя покрыта тонким слоем воска, поэтому она сохраняет зеленый цвет и, несмотря на жару, мало испаряет влагу. Теперь мы находимся в долине реки Зомбар. Река быстрая, вся в камнях и образует водные каскады – очень красиво. Сегодня у нас банный день и почти все отправляемся в теплые сероводородные ванны. Шли полчаса, опять по узким сыпучим тропкам, боясь загреметь вниз. «ванна» — это загороженный камнями источник, бьющий прямо из земли с температурой примерно 26-28 гр. Сначала купались мужчины, затем блаженствовали мы. Лежали более получаса, массажировали свои болячки, помыли головы и довольные пошли в лагерь, где пили зеленый чай. Немного полегчало. Затем был обед (гречка с тушенкой), чай с душицей. В свободное время собирали сушняк для костра. У одной туристки день рождения и вечером будет торжественный ужин с тортом, который приготовили для нее из печенья и сгущенки. Я опять дежурная. Поужинали, посидели у костра, продемонстрировали, кто что мог – стихи, песни и т.д. Затем сон, а завтра опять в поход.

25 августа. Отправились вдоль реки Зомбар, опять то вверх, то вниз по узким тропкам и камням в направлении озера Тимур-Дара. Проходили по ущельям над пропастями, по козьим тропкам, таким узким и сыпучим, что вниз лучше не смотреть. Чтобы не упасть, я иду след в след за инструктором и не смотрю вниз. Шли несколько часов по схеме-карте похода с изображением источника, ущелья, рек в него впадающих, озер и т.д. Подошли к реке Диахандара, сделали небольшой привал, попили воды из Дихандары и, отдохнув немного, двинулись дальше. Опять шли и шли, молча и напряженно по козьим тропкам. Наконец, пришли к стоянке на реке Пайрон. Мы с Женей как дежурные, начали готовить обед, отдыхать некогда, но я успела еще в этой реке выкупаться. Свежесть реки придала силы и энергии. После обеда полтора часа свободного времени на отдых. Затем опять собираем рюкзаки и в путь, опять сыпучими узкими тропами и через нагромождения камней пошли дальше к озеру Тимур-Дара. Предстояло подняться в гору, почти отвесную, на ее вершину. Пред штурмом отдохнули и – прямо в лоб – на эту гору. Мне было страшновато, но я ее блестяще преодолела. Мы взобрались за 20 минут. Ларичев сказал, что это у него рекорд. Дальше шли налегке еще больше часа, пока достигли заброшенного сада, инструктор влез на яблоню и натряс нам яблок, мы с жадностью на них набросились. Примерно через час или менее показалось озеро, величественное среди гор, как жемчужина в обрамлении суровой природы. Вода сине-голубая чистая и прозрачная. Здесь будет лагерь, разбили палатки и, наконец, долгожданный отдых. Помылись, поужинали, посидели у костра и отправились спать. Спала очень крепко. Погода как в горах – не жарко, температура воздуха 19 градусов, воды в озере 11 гр.

26 августа. Днёвка. Спали до 10 часов. Я проснулась, вижу, все спят, и я опять заснула. Затем проснулась и посмотрела на часы – уже 9.30. Я потихоньку встала, пошла по своим личным делам, погуляла около озера. Потом встали дежурные. Позавтракали. Инструктор сказал, что надо набрать дров для бани. Насобирали дров. Валерий Кузьмич и его помощники сложили кучу камней, окружили их дровами и зажгли их. Таким образом, сожгли огромное количество дров, пока камни не раскалились. Затем они построили чум из палок, закрыли всё полиэтиленом со всех сторон и полили теплой водой на камни. Пошел горячий пар и баня готова. Мы парились после мужчин, такая прелесть. Распарились докрасна, затем в озеро. Блаженство. И так мы входили и выходили несколько раз. Фотографировали и баню, и озеро, как мы купаемся. Но погода в этот день была плохая. Хмуро, лил дождь. Солнце почти не показывалось. Температура 15-19 градусов. Пришлось одеваться тепло. Место наше окружено со всех сторон горами. Склоны поросли травой, здесь она довольно высокая. Красиво растет арча (она напоминает елочку) разных размеров. Впечатление такое, как будто эти «елочки» танцуют, одни в хороводе, другие – отдельно. Вид великолепный. А на вершинах гор лежат облака. Но вот налетела темная туча, холодный ветер и полил дождь, тоже холодный. К вечеру выглянуло солнце, дождь прекратился, и стало уже веселее. Поужинали и до 12 ночи сидели у костра.

27 августа. Продолжается днёвка. Зализываем свои болячки, приводим в порядок свои вещи. Подъем был поздний, поэтому завтракали около одиннадцати. Затем опять собирали дрова для костра. Фотографировали. Ночью я кашляла, очевидно, сказался перевал со снегом и метелью, просквозило насквозь, к тому же потек нос. Стараюсь пить только горячий чай. Немного помогла парная баня. Кашель стал меньше и почти прекратился насморк. Но говорят, опять предстоит сложный перевал Ангишт, где лежит вечный лёд и может идти снег. Не знаю, как еще будет. Но это впереди. Пока погода не балует. Солнце то выглянет, то спрячется, загорать невозможно, с гор дует прохладный ветер.

28 августа. В 9 часов утра пошли опять на место, где спрятали продукты (Пайронская поляна), сделали небольшой привал. Попили чай с таджиками, немного отдыха и опять в путь. Теперь предстоит дойти до озера Пайрон. Тропа очень плохая, трудная, сплошные камни, опять – то вверх, то вниз, иногда прямо по краю бездны. Повсюду шумят водопады прямо с ледников и падают вниз каскады воды, стекая в одну мощную реку, а река течет в озеро, обрамленное со всех сторон горами. Вода в озере светло-голубая и очень холодная. Растительность вокруг озера бедная, кое-какие деревца растут по берегу и то очень малопривлекательные, а то сплошные камни. Немного отдыха около озера прямо на камнях. Есть только один выход к воде, где можно почерпнуть воды. Остальное – всё недоступно.

Опять двинулись вверх по камням, теперь уже до места стоянки. На берегу реки Пайрон на возвышенности поставили палатки, сделали очаг, сварили ужин. Потом развели большой костер, погрелись, посидели, обменялись мнениями о пройденном пути и пошли спать. Утром предстоит опять трудный путь, теперь уже к перевалу Ангишт (4057м), говорят самый трудный самый высокий, чтобы к нему подойти, надо идти целый день.

29 августа. Вышли в 9 часов. Опять горные тропы по морене по сыпучке. Меня мучает насморк. Поднимаемся выше и выше, становится прохладно, хотя солнце светит ярко. Самочувствие хорошее, идти легко, хотя рюкзак тяжеловат. По дороге собрали дров из арчи и понесли дальше, где будет привал. Наконец, на широкой поляне около небольшого ручья остановились отдохнуть. Приготовили обед (наша палатка дежурная). Через два часа двинулись дальше. Теперь надо набрать высоту и подойти ближе к перевалу. Самочувствие удовлетворяет, но при наборе высоты дышать становится труднее, да еще этот насморк. А Ларичев всё выше и выше шагает в гору. Кажется, не будет конца, а надо еще выше. Становится еще холоднее, ветер усиливается. Но мы проскочили это расстояние очень неплохо и даже уложились по времени. Пришли уже к ужину. Опять на небольшой поляне привал. Кругом огромные валуны и камни. Мимо течет быстрый ручей. Расположились с палатками, поужинали, немного отдохнули, тепло оделись. Но вот увидели цепочку туристов вдали. Немедленно поставили вскипятить чай. Такой обычай у туристов. Встречных угощать чаем. Они шли довольно бодро, хотя были очень далеко от нас, вернее высоко, спускались с перевала. Но вот, наконец, приблизились и мы увидели, что это школьники-старшеклассники во главе с руководителем. Экипировка у них была отличная сверху донизу, даже в касках. Одинаковые станковые рюкзаки, ледорубы и страховочные веревки. Мы пригласили их к чаю, чему они были очень рады. Попили чай со сгущенкой и сухарями, посидели, руководители еще раз уточнили маршрут. Они из Куйбышева. Но сидеть долго нельзя, потому что в горах быстро темнеет, а им еще надо спуститься с горы, на которую мы поднимались. Ну а мы, надев всё теплое, легли спать. Хотя сон был довольно относительный. Дул холодный ветер, ведь кругом вершины гор со снегом и ледниками. Спать было очень холодно. Но утром подъем в 7 часов и опять – в гору, теперь уже к перевалу Ангишт.

30 августа. Двинулись цепочкой к перевалу. Я шла за инструктором и шла довольно успешно, хотя подъем был трудным. То морена, то осыпь. Отдыхали через каждые 30 минут. Ветер холодный, кругом ледники. Приходилось сидеть с рюкзаком, чтобы не продуло спину сырым ветром. Выше становилось всё труднее, особенно с дыханием. Приходилось напрягать всё свое существо, чтобы только не сбиться с дыхания. Очень долго шли по леднику. Хорошо, что есть палка и на нее можно опереться. Особой усталости не чувствуется, но противная морена навалила камней больше, чем звезд на небе. Наконец, показался уже перевал, его макушка. Осталось еще немного, еще чуть-чуть, но это – самое трудное. Мобилизовав все оставшиеся силы, бросаюсь опять вперед, стараюсь ступать вслед за Валерием Кузьмичом. Вот уже перед нами вертикальная стена с сыпухой и надо ее скорее преодолеть. Под каждым шагом всё обсыпается и ты ступаешь не вверх, а вниз. Поэтому лучше идти по косой линии, спиралью и тогда ноги будут более устойчивы. Я думала, что мне одной тяжело дышать, но посмотрев на остальных, делаю вывод, что ошибалась, всем не легко. Вот остается совсем немного, а сил нет. Но надо идти, причем не последней, и я нажимаю на все свои педали, обхожу даже инструктора и оказываюсь на вершине перевала. Даже не верится! Ура! Я на перевале! 4057 метров! Холод собачий. Кругом лежит ледник, снег. Даже начала сыпать сверху снеговая крупа. Надо подождать остальных. Кое-как спряталась за камень перевала от ветра. Но вот подошла вся группа. Начинается маленький митинг. Ларичев поздравил всех с победой и вручил по шоколадке. Затем достал медали и тут же на перевале вручил. Во-первых, поздравил меня с победой (этого он от меня не ожидал) и вручил золотую медаль за первое место. Все аплодировали. Мне было очень приятно и радостно, так что я только громко рассмеялась. Я доказала, что физкультура – дело очень стоящее. Ведь я же старше всех на десять, а то и более, лет, а преодолела все трудности даже лучше других. Вот что значит, хоть в какой-то степени быть подготовленной. Многие стали говорить, что они дома обязательно займутся бегом. А я вспомнила наш клуб любителей бега и Бориса Леонидовича.

Дальше мы начали спуск с 4-х км. Перед нами ледник с трещинами. Надо проехать так ногами, чтобы не попасть в эти трещины. Поэтому пришлось очень осторожно по диагонали спускаться. Нам повезло, погода наладилась, светило солнце, и спускаться вниз было очень легко. Мы уже пробежали вниз километра два, когда опять началась морена. Пришлось перепрыгивать с камня на камень, аккуратно, чтобы не упасть и не разбить руки и ноги. Потихонечку, не спуская глаз с камней. Шли дальше по долине реки Ангишт, хотя тропа оставляла желать лучшего. Пройдя, наконец, эту трудную тропу, увидели внизу в долине реки пасущихся яков. Валерий Кузьмич с одним из парней нашей группы отправились на добычу золотого корня. А мы дошли до яков, остановились на небольшой полянке и сделали привал. Отдохнули, подождали инструктора, и пошли дальше. Шли довольно долго, но я уже чувствовала себя лучше, чем при подъеме на Ангишт. С высоты увидели, что в долине пасутся черные овцы. Но, когда через некоторое время мы подошли ближе, к удивлению своему обнаружили, что это вовсе не овцы, а яки. Это мощные животные с длинной шерстью. На такой высоте они пасутся и не мерзнут. Увидев нас, яки шарахнулись и близко к себе не подпускали.

Наши ребята стали их фотографировать, а мы тем временем выбрали место для отдыха и, достав продукты, устроили перекус, как говорят туристы. Затем опять пошли-поехали, шли довольно долго. Но тропа была неплохой, около реки. Нас увидел таджик на осле и позвал к себе в гости. Звали его Расул. Он живет в мазанке из камней. У него есть большая собака, которая попробовала нас облаять, но хозяин ей что-то сказал на своем языке и она замолчала. Расул принес все свои тряпки, матрасы, курпогу (подстилку) и постелил прямо на землю. Мы с удовольствием уселись, вынули свои сухари, шоколадки, и стали ждать зеленый чай. За чаем Расул рассказал немного о себе, он чабан, пасет яков, по 8 дней, потом у него 8 дней отдыха, а стадо пасет другой чабан. А считает яков собака и сообщает ему обо всем. Довольно интересно.

Но надо идти дальше. Мы с неохотой подняли свои рюкзаки и двинулись в путь. Через час мы были уже на месте привала. Место исключительно красивое, окруженное горами с бушующей рекой внизу и вокруг деревья: арча, шиповник, барбарис. Мы быстро поставили палатку и пока готовили ужин – насобирали барбариса и шиповника. Спали очень крепко.

Утром опять сборы в поход. Теперь уже к озеру Искандеркуль, откуда мы начали свой поход.

31 августа. Опять в пути, то подъем, то спуск. Опять по морене и по узким тропкам. Но остается уже совсем немного. Вот уже долина с зелеными деревьями. Это уже почти финиш. Проходим этой долиной и выходим к озеру. Но, чтобы прийти в лагерь, озеро надо обойти. И когда мы поднялись по тропе на одну из гор, то увидели внизу катер. Наш инструктор побежал прямо с горы к этому катеру и вскоре замахал нам руками, чтобы мы тоже спускались. Что мы и сделали. Он договорился с боцманом, чтобы нас подвезли на катере через озеро к турбазе. И вот мы уже на этом маленьком катере, с удовольствием оглядываем озеро, окружающие горы, особенно выделяется вершина Сахарная голова, да и другие тоже впечатляют. С усмешкой смотрю на аппендикс, на который я взошла первый раз с таким трудом. Вот что значит, что я тогда еще просто не акклиматизировалась. А сейчас я, даже не задумываясь без проблем, взобралась бы на эту гору. Но вот мы подъехали к причалу, выгрузили рюкзаки и стали ждать дальнейших инструкций.

1 сентября. Отдых на турбазе Искандеркуль. Очень томились от нечего делать. Очень хотелось уехать в Душанбе. Но автомашина будет только завтра. Еще раз сходили к Змеиному озеру, к водопаду.

2 сентября. Отъезд в Душанбе на турбазу Варзоб. Выехали рано утром. Нас не так много, поэтому в машине просторно. Инструктор предложил мне сесть в кабину, но я отказалась, не хотела покидать Женю и свою группу. В кабину мы насильно прогнали киевлянку Тамару. Шофёр, молодой парень, был очень рад, что к нему в кабину села молодая попутчица, с которой он сразу завязал разговор. По дороге к нам подсаживались многие таджики, ехавшие в кишлаки, в г. Заравшан.

И вдруг мне Женя заметила, что два молодых человека с рюкзаками, которые к нам подсели — немцы. А я думала, что они из Прибалтики. Немного с ними поболтала по-немецки, чему они были очень рады. Они из ГДР из Лейпцига. Здесь путешествовали по Памиру 12 дней. Очень довольны, очень интересно. Далее они поедут в Узбекистан. Хотят посмотреть Бухару, Самарканд и др. города. Очень хотят поближе познакомиться со Средней Азией. Так они проводят свой отпуск.

Дорога идет серпантином. Вот уже перевал Анзоб 3373 метра. Кругом горы со снежными вершинами. На перевале холодно, ветер и даже пасмурно. После перевала дорога идет под уклон, теперь только вниз. Когда спустились в долину, стало жарко, чистое небо, яркое солнце. У кафе таджички продают груши. Купили, помыли в реке и скорее в рот. Угостили и немецких туристов. Через некоторое время приехали на турбазу Варзоб. Очень долго пришлось ждать пока нас разместят по домикам. Здесь другой воздух, духота, жара.

3 сентября. Сумасшедший день. Надо всё сдать в прокат, забрать вещи из камеры хранения и съездить на рынок, купить фруктов домой. Отправить посылкой, что не нужно и что мешает.

Вот и все.

Я сердце оставил в Фанских горах,
Теперь, бессердечный, хожу по равнинам,
И в тихих беседах, и в шумных пирах
Я молча мечтаю о синих вершинах.