Вспоминая оперу «Дубинушка»

С особым, тёплым чувством вспоминаю своё участие в постановке оперы  «Дубинушка» в МГУ. Главную роль исполнял Коля Полев, талант, преждевременно ушедший из жизни. Партию фортепиано с молодым задором, просто блестяще исполняла моя лучшая подруга Анель Мухамедгалиева. Театральное действо устраивали в одном из помещений Физического факультета. Спектакль возили в Дубну.
Всегда думала, что автором оперы является Александр Кессених.
Нашла, что на сайте профсоюзной организации Физфака МГУ написано: опера «Дубинушка» – авторы
В. Балашов, Б. Курьянов,  В. Иванов, 1955 г.

http://www.phys.msu.ru/rus/about/trade-union-staff/History/

А в подробном рассказе Светланы Ковалёвой упоминается: «Дубинушка» – авторы
В. Балашов, Ю. Троян, А. Кессених, Б. Курьянов (1955–57 гг.).

http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer2/Kovaleva1.htm

Известно, что автором песни «Дубинушка», вошедшей в одноимённую оперу и ставшей гимном Физфака МГУ, является Борис Болотовский.

Какое это было замечательное время!

В результате поисков в Интернете я увидела, что на некоторых сайтах приводится только самое краткое содержание оперы в одну-две строки.
По сохранившейся у меня машинописной копии я набрала файл и решила опубликовать в Интернете либретто оперы.
Может быть, кто-нибудь откликнется.

(Иллюстрация заимствована, с благодарностью, из веб-сайта:
http://dedmaxopka.livejournal.com/59986.html)

20 февраля 2013 года.

 

ДУБИНУШКА
НАРОДНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА
Физфак МГУ  1954-1957г.г.

Действующие лица:
Обыкновенников Коля, студент физического факультета, член профсоюза с 1952 г.
Татьяна, возлюбленная Обыкновенникова
Грациозов, стиляга с филологического факультета
Кореш Грациозова
Чувиха
Профессор, гроза студентов
Секретарь бюро
Энтропия
Задание по математике
Демон-искуситель
Члены бюро, студенты, шпаргалки, функции, отрицательные и положительные персонажи, халтурщики  и  коллектив.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Студент Обыкновенников совершил ряд тяжких проступков перед коллективом. Он не ходит на занятия, перестал ходить на собрания, не провёл три беседы. Бюро не может пройти мимо поведения Обыкновенникова. «Оторвался от коллектива» — бросают ему гневный, но справедливый упрёк члены бюро.
Сурово осуждая Обыкновенникова, бюро выносит ему взыскание.
Обыкновенников потрясён до глубины души. С волнующей и необыкновенной силой передаёт здесь композитор Балашов гневную критику со стороны коллектива  в адрес недостойного студента.
Появляется Татьяна, возлюбленная Обыкновенникова. Она напоминает ему, что сегодня они идут в Большой театр. Но Обыкновенников считает, что любовь к Татьяне помешает ему искупить свою вину перед коллективом, он уходит сдавать зачёт, оставляя одну безутешную Татьяну.

(Подымается занавес.  На сцене члены бюро, сидящие полукругом вокруг стола. Один из членов бюро (1-ый) сидит в стороне на кресле. Вокруг 2-го шумная возня, он раздаёт билеты. К столу подходит Секретарь. Секретарь запевает, остальные подхватывают).
Хор членов бюро:
      В работе жизнь ведёт бюро, в работе,
      В работе жизнь ведёт бюро, в работе,
      Покоем мы не дорожим,
      По делу мы всегда спешим,
      По делу, по делу, по делу, по делу.
      На месяц надо план принять, на месяц,
      На месяц надо план принять, на месяц,
      На месяц надо план принять,
      Чтоб было что нам выполнять,
      Чтоб было, чтоб было, чтоб было, чтоб было.
      Потом отчёты надо сдать, отчёты,
      Потом отчёты надо сдать, отчёты,
      Работа будет вся не в счёт,
      Коль не напишем мы отчёт,
      Напишем, напишем, напишем, напишем.
Секретарь: Ну, что ж, начнём?
1-й член (подхалимски): Начнём, пожалуй.
2-й член (важно): Сегодня что у нас?
Секретарь: Обыкновенников.
(Обыкновенников подходит к столу).
4-й член (девушка): Обыкновенников оторвался от коллектива, не ходит на занятия, не провёл три беседы.
5-й член: Обыкновенников, выступал ли ты на семинарах?
Обыкновенников: Однажды.
Хор: Мало, мало.
6-й член: Обыкновенников, читаешь ли ты газеты?
Обыкновенников: Редко.
Хор: Всё ясно, всё ясно, всё ясно.
Секретарь: Обыкновенников, скажи, как сам ты оцениваешь свои поступки?
Обыкновенников: Я осуждаю их.
Секретарь: Ты прав.
Обыкновенников:
       Я приговора жду,  я жду решенья.
       О, решайте судьбу мою.
       Осознал я вину свою.
       Я приговора жду, я жду решенья…
Хор:
       Оторвался ты от коллектива,
       Перестал на занятья ходить.
       Эгоизма и лени мотивы
       В твоём деле легко проследить.
       Перестал ты ходить на собранья.
       Три беседы тебе предстоит.
       Для начала тебе в наказанье
       Нам придётся поставить на вид.
       Поставить на вид, поставить на вид.
(Члены бюро уходят под марш.  Обыкновенников опускается в кресло. На сцене полумрак. Вбегает Татьяна.  Останавливается рядом с Обыкновенниковым  и  беззаботно обращается к нему).
Татьяна: Коля, Коля, где ты был, без тебя мне свет не мил.
Обыкновенников: Оставь, Таня.
Татьяна:
       Мой миленький дружок,
       В условленный наш срок
       В Большой театр с тобой
       Поедем мы вдвоём.
       Ах, мы вдвоём.
Обыкновенников:
       Довольно жить беспечно.
       Любовь одна, конечно,
       Всему была виной,
       Ах, не пойду с тобой.
Дуэт:
       Сегодня групповое собрание у нас.
       Сегодня групповое собрание у нас.
       Ах, как раз, как раз.
Татьяна: В Большой мы театр собирались с тобой…
Обыкновенников: Иное назначено было судьбой.
Татьяна:
Неужели мы чужие?
О, не будь таким жестоким.
Вместе: Не искушай меня без нужды.
Обыкновенников: Припадком нежности своей…
Татьяна:
А как же всё прошлое?
Клятвы не в счёт?
Обыкновенников: О, боже, ведь я опоздал на зачёт.
(Обыкновенников убегает. Татьяна опускается в кресло. Занавес).

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Студенты спешат на зачёт. В одой из лабораторий группа бодро и уверенно повторяет материал по атомной физике. Использованные композитором народные мотивы ярко выражают проникновение науки в народные массы.
Появляется Профессор. В ужасе все смолкают. Кто же первым пойдёт сдавать?
Внезапно появляется Обыкновенников, потрясённый трагическим разрывом с возлюбленной. Ему приходится идти отвечать. Вопрос незнаком. Шпаргалки со смехом танцуют вокруг Обыкновенникова. Профессор в гневе прогоняет его. Горько сетует Обыкновенников на свою судьбу. Звучит хор студентов, выгнанных с зачёта. Это хор, по замыслу композитора, мастерски подчёркивает всю глубину бездны, в которую попал Обыкновенников.

(Перед занавесом появляются трое Халтурщиков).
Халтурщики (сопровождая пение опереточным каскадом):
       В читальне за столом
       С нахмуренным челом
       К зачёту я готовил материал.
       Но прежде чем опять
       Отправиться сдавать,
       В карманы я шпаргалок напихал.
       Они топорщатся,
       Карманы морщатся,
       И страхи новые волнуют грудь.
       Скорей идём туда,
       Где можно без труда
       Зачёт одною левою спихнуть.
(Халтурщики уходят, на авансцене появляется Обыкновенников).
Обыкновенников:
       Сдавать, когда словно в бреду я.
       Ни слов, ни поступков своих не понимаю.
       И всё же должен я сдавать.
       Ты разве человек?!  Ха-ха-ха-ха.
       Нет, ты студент.
       Смейся, студент, над разбитой любовью,
       Смейся и плачь и зачёты сдавай.
(Убегает).

(Открывается занавес).
(На сцене студенты. Трое сидят поодаль от основной группы, один у доски слева от стола, остальные справа тесной кучей. У всех книги или тетради).
Трое студентов:
(последние две строчки каждого куплета повторяются)
       Жил-был на свете электрон,
       Он в атом Бора был влюблён.
       Орбита его вкруг ядра пролегла.
       Такие-то, братцы, там были дела.
       Решил однажды электрон
       Ох, надоел мне тот протон.
       Отправлюсь по свету-ко я погулять,
       Людей посмотреть и себя показать.
       В науки буржуазной лес
       Тот электрон однажды влез.
       Навстречу ему шёл махист Шредингер,
       В руках интеграл  по dp  и  dr.
       «Ох, электрон, тебя я ждал.
       Я здесь совсем изголодал.
       Сожру я тебя без остатка всего».
       И хрясь по башке интегралом его…
       Погиб несчастный электрон
       Во цвете лет был съеден он.
       Осталась пси-функция лишь от него.
       Разиня он был, вот и только всего.
Один из студентов: Повторим, что ли?
Хор студентов: Повторим…
(поют)
       Электрон вокруг протона обращается.
       Эта штука атом Бора называется.
       Ну-ка, ну-ка, вот так штука,
       До чего дошла наука,
       Вот история какая получается.
       Есть у Бора орбиты,
       И с них не сойди ты.
       Ну-ка, ну-ка, вот так штука,
       До чего дошла наука,
       Вот история какая получается.
       А энергия лишь квантами излучается
       И лишь квантами обратно поглощается,
       И с одной орбиты сбитый
       На другую вдруг орбиту
       Электрон всегда скачком перемещается.
       Если поле с частотою изменяется,
       Никогда с пути протоны не сбиваются.
       И рванувши влёт со старта,
       Миллиард за миллиардом,
       Эти самые протоны ускоряются.
       Летят по орбите,
       С орбиты не сбить их.
       И рванувши влёт со старта,
       Миллиард за миллиардом,
       Эти самые протоны ускоряются.
(Пока студенты повторяют, появляются Халтурщики и с недоумением смотрят на них).
Голос 1: Идёт!
(Появляется Профессор с портфелем под мышкой.  Испуганные студенты по одному убегают).
Профессор:
Ну, что ж, начнём. Спрашиваю я строго
И грозою для всех стал давно.
(На сцену выталкивают Обыкновенникова).
       Ты храбр, ты смел, страха ты не знаешь.
       Все боятся меня, все трепещут кругом.
       Ты первый не испугался, сдавать зачёт пришёл.
       Что ж, садись вот сюда,
       Отвечай поскорей на вопросы мои:
       Есть ли спин, есть ли спин, есть ли спин
       У пи-ноль-мезонов? Ты скажи мне.
(Профессор садится за стол, Обыкновенников в стороне. Подбрасывают шпаргалки. Обыкновенников тянется за одной, потом за другой. Три Шпаргалки танцуют на сцене. Обыкновенников бросается к ним, осматривает со всех сторон, гоняется за ними. Одна убегает. Обыкновенников танцует вместе с двумя Шпаргалками. Наконец, Шпаргалки убегают. Растерянный Обыкновенников возвращается на своё место).
Профессор: Что ж молчишь ты? Ты не знаешь, как начать?
Обыкновенников: В общем, значит, так сказать…
Профессор: Почитаешь и придёшь ко мне опять.
(Занавес).

Обыкновенников (на авансцене):
       Бедняга я, бедняга я,
       Не сдал зачёт сегодня я.
       Не сдал зачёт сегодня я.
       И далеко любовь моя, любовь моя.
       Бедняга я.

(Занавес приоткрывается. Обыкновенников отходит в сторону. Появляются Халтурщики. Они поют и пляшут).
Халтурщики:
       Нынче мы зачёт сдавали,
       Но прогнали нынче нас.
       Нас прогнали и сказали:
       Вы придёте ещё раз.
       Эх, раз, ещё раз, ещё много, много раз,
       Лучше сорок раз по разу, чем за раз по сорок раз.
       Провалитесь все науки,
       Пусть идут они к чертям.
       Я плевал на модуль Юнга
       И трёхкратный интеграл.
       Эх, раз, ещё раз, ещё много, много раз,
       Лучше сорок раз по разу, чем за раз по сорок раз.
(Повторяют. Переходят в неистовый пляс. Занавес опускается).

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Придя домой, Обыкновенников пытается с головой уйти в работу. Но работа не ладится.  Герой с нежной грустью вспоминает свою Татьяну. Истерзанный и измученный страданием, он впадает в забытьё.  Тяжёлые виденья обступают его.
Задание по математике настоятельно требует внимания к себе.  Под звуки мрачной музыки композиторов Астахова и Курочкина  Функции обступают Обыкновенникова.
Далёкий, но близкий голос любимой на мгновенье возвращает ему силы. Любимый голос исчезает при появлении грозной Энтропии, которая напоминает о надвигающихся экзаменах.
Демон-искуситель пытается совлечь Обыкновенникова на неверный путь, заставляя его забыть ради любви  учёбу и общественную работу.  Но назойливые голоса тёмных сил заглушает мощный хор Коллектива, который подсказывает Обыкновенникову единственно верное решение: сочетать любовь, занятия и общественную работу.  Тема Коллектива побеждает.

(Подымается занавес. На сцене стол с книгами и радиосхемой  и  диван. Обыкновенников читает, затем пытается взять паяльник, но обжигается).
Обыкновенников:
      Что случилось, приключилось,
      Разлучились мы с любимой.
      Не пошёл я с ней на оперу,
      А поплёлся на собрание.
      Что перед нею все собрания,
      Что перед ней все заседания,
      Все странички и задания,
      Замечания и взыскания.
      И из рук паяльник валится,
      На накал даю анодное,
      И гляжу, вся схема спаяна
      Канифолью вместо олова.
      Ты прости, прощай, любовь моя,
      Ты прости, прощай, любимая…
(переходя на другой мотив)
      Заря моя вечерняя,
      Любовь неугасимая.
(Ложится на диван. Свет меркнет. Появляется Задание по математике со знаком контурного интеграла в руках. Во время своей арии Задание зацепляет Обыкновенникова интегралом за шею, вынуждая его встать).
Задание:
      От меня ты прочь ушёл,
      Бросил ты меня под стол,
      Дни летели между тем,
      Ты меня забыл совсем,
      Занялся ты ерундой,
      Ты не хочешь быть со мной,
      Не оставил даже дня
      На решение меня.
      Помни, Коля, что Будак
      Не простит, не спустит так,
      Как посмотришь на него,
      Коль не сделал ничего.
      Как посмотришь на него,
      Коль не сделал ничего.
      Скорей решай, решай скорей.
(Задание уходит. Обыкновенников бросается в сторону, но натыкается на Функцию. Два ряда танцующих Функций теснят перепуганного Обыкновенникова. Функции исчезают, оставляя лежащего на полу Обыкновенникова. Услышав голос любимой, он подымается).
Татьяна:
       Ах, когда б я только знала,
      Что любовь таит беды,
      Я б с надеждой не встречала
      Полуночные звезды.
      Полуночные звезды.
      Ах, истомилась, устала я,
      Ночью и днём только о нём.
      Где же ты, радость бывалая.
      Грустью, тоской истерзалась я.
      Туча пришла  и «на вид»  принесла.
      Ах, поняла, осознала я.
      Ах, поняла я, ах, осознала.
Обыкновенников:
      Что видел – чудное мгновенье,
      Передо мной явилась ты,
      Как мимолётное виденье,
      Как гений чистой красоты,
      Как гений чистой красоты.
(Образ Татьяны скрывается. Обыкновенникова загоняет в угол Энтропия, сопровождающая свою арию угрожающими жестами).
Энтропия:
      Про любовь забудь, студент.
      Энтропия возрастает,
      И пока студент гуляет,
      Грозный близится момент.
      Дни мелькают пред глазами,
      Как снежинок быстрый рой.
      Хоть беспечен ты порой,
      Грозный близится экзамен
      И процесс необратим,
      И удар неотвратим.
Хор за стеной:
      Энтропия всё растёт, она растёт.
      Энтропия всё растёт, она растёт,
            она растёт.
(Энтропия скрывается, появляется Демон-искуситель, который поёт свою арию, держа Обыкновенникова то за плечи, то за талию).
Демон:
      Выходи, о друг мой милый
      И на всех наплюй, наплюй.
      И тебе наградой будет нежный
      Поцелуй, страстный поцелуй.
      Миг восторга, упоенья
      Ты не отделяй.
      Мой совет: до обрученья
      Ты её лобзай, ты её лобзай.
      Мой совет: до обрученья
      Ты её лобзай, ты её лобзай.
      Ха-ха-ха-ха-ха, ха-ха-ха-ха-ха.
(Демон скрывается. На третьем плане виден Коллектив).
Хор Коллектива:
            Тот, кто физиком стал,
            Тот грустить перестал,
            На физфаке не жизнь, а малина.
            Только физика – соль,
            Остальное всё – ноль,
            А филолог и химик – дубина.

  Припев:
              Эх, дубинушка, ухнем!
              Может, физика сама пойдёт!
              Подучим, подучим, да бросим…

            На физфаке живём,
            Интегралы жуём,
            Мы квантуем моменты и спины.
            А как станет невмочь,
            Все учебники прочь
            И затянем родную «Дубину».
              Припев.
            Котелок не варит,
            А студент всё сидит,
            Над конспектами гнёт свою спину.
            Сто экзаменов сдал,
            Сто зачётов столкал,
            А остался дубина дубиной.
              Припев.
            Деканат весь кипит,
            Сам декан говорит:
            «Неприглядна ученья картина!»
            Мы на это плюём
            И уверены в том,
            Что и сам он – большая…
              Припев.
(Обыкновенников радостно вслушивается в слова песни, он начинает бодро выполнять гимнастические упражнения. Затем он садится за книгу. Коллектив выходит на сцену и обнаруживает Обыкновенникова).
Хор Коллектива:
      Выполняй всю работу ретиво, 
      Математику быстро решай, 
      Ты опору ищи в коллективе
      И про девушек не забывай.
      Мы железной рукой
      План исполним любой,
      Ни зачёт, ни экзамен не страшен.
      Наша воля тверда,
      Не грусти никогда
      С коллективом испытанным нашим.
Обыкновенников:
      Ой, друзья и подруги стальные,
      Все мои неудачи – мура.
      Веселей подпевайте, родные,
      Исправлять недостатки пора.
Хор Коллектива:
      Мы железной рукой
      План исполним любой,
      Ни зачёт, ни экзамен не страшен.
      Наша воля тверда,
      Не грусти никогда
      С коллективом испытанным нашим.
(Занавес).

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
Гостиная одного из этажей. Здесь организованы танцы. Татьяна грустит одна в ожидании Обыкновенникова. Появляется Грациозов, стиляга с филологического факультета, в сопровождении своих приятелей. Он пытается совратить Татьяну. Татьяна колеблется. Звучит растленная, загнивающая джазовая музыка, под которую танцуют отрицательный персонажи.
Они играют на больных струнах девичьей души. «Милый мой меня не встретит» – издевательски напевают они. Татьяна, убитая горем, не отдаёт себе отчёта в своих поступках. Этим пользуется Грациозов.
Внезапно в гостиной появляется полностью осознавший свои ошибки Обыкновенников. Он гневно прерывает танцы.
Грациозов в страхе убегает. Идея положительных персонажей торжествует при мощной поддержке Коллектива. Татьяна и Обыкновенников бросаются друг к другу и дают клятву вечно любить, вечно решать задания по математике и ходить на собрания. Победно звучит приветственный хор Коллектива.

(Подымается занавес. На сцене, в глубине диван, справа впереди стул. На диване несколько скучающих фигур, среди них Чувиха.  Отрицательные персонажи танцуют «рок-н-рол». Музыка стихает, появляется Татьяна, она идёт к столу).
Татьяна:
      Без сомнения…О, без сомнения
      Коля вернётся ко мне, не забудь меня.
      Без сомнения… О, без сомнения
      Буду с любимым, с любимым по-прежнему я.
(Появляется Грациозов и его Кореш, с гитарой. Многозначительно переглядываясь с отрицательными персонажами, направляется к Татьяне).
Грациозов:
      Татьяна, помнишь дни золотые,
      Кусты сирени и луну в тени аллей.
      Татьяна, помнишь годы былые,
      Иль дней прошедших нам не вернуть?
      Брось грустить, Таня.
(пытается обнять).
Татьяна (отстраняя его):
      Напрасно так за мной ухаживать ретиво,
      О знайте, путь другой указан коллективом.
      В стилягах, знаю я, куда как много вздора,
      И не желаю я ждать на бюро разбора.
Грациозов:
      Танечка, послушайте меня,
      Ведь чувак отменный буду я.
      Не такая нынче эра,
      Коллектив – сплошная серость,
      Выше предрассудков буду я.
(повторяет две строчки)
(Снова звучит музыка. Отрицательные  персонажи  танцуют  «рок-н-рол». Затем на первый план выходит Чувиха. Она поёт, а отрицательные персонажи приплясывают).
Чувиха:
      Я изящная натура,
      Мне заниматься не надо, нет.
      Цель моя – одна культура,
      Идеал мой – высший свет.
      Не скажу, что я ленива,
      Только заниматься лень,
      Но зато тружусь на диво
      Над причёской целый день.
      Говорят, что я халтурю, может быть,
      Саламатов брови хмурит, может быть,
      Говорят, что просыпаю, может быть,
      На занятьях не бываю, может быть.
      Я бываю лишь на танцах,
      За наукой не угнаться,
      Надоело, надоело,
      Я не буду заниматься.
(Чувиха отходит в сторону. Отрицательные персонажи обнявшись поют).
Хор отрицательных персонажей:
      МГУ в тумане светит, 
      Шпиль качает на ветру, 
      Милый мой меня не встретит, 
      Я одна домой пойду. 
Татьяна: Коля мой меня не встретит,
Хор: Я одна домой пойду.
(Грациозов увлекает Татьяну в общий танец. Отрицательные персонажи танцуют.
Врывается Обыкновенников).
Обыкновенников: Что вижу я? Какой позор. Прекратите.
(Отрицательные персонажи группируются вокруг Грациозова).
Грациозов:
      Слышали нахала,
      Что за глупый малый,
      Кто тебя учил права качать?
      Нам таких нахалов только не хватало,
      Мы тебя заставим замолчать.
      Хор отрицательных персонажей:
      Нам таких нахалов только не хватало,
      Мы тебя заставим замолчать.
Обыкновенников:
      Ко всем чертям иди ты,
      Не то ты будешь битый.
Хор Коллектива: (стройными рядами врываясь на сцену)
Не то тебя побьём мы железной рукой.
(Коллектив вытесняет убегающих отрицательных персонажей. Танцуют вальс.
Пара положительных персонажей исполняет балетный номер. Кончив, они сводят вместе Обыкновенникова и Татьяну. Коллектив собирается около счастливой пары).
Обыкновенников: Таня, ты всегда и повсюду со мной, лишь со мной.
Татьяна: Коля, ты всегда и повсюду со мной, милый мой.
Обыкновенников: Таня, на собранья мы будем ходить, мы ходить.
Татьяна: Коля, в срок беседы должны проводить, проводить.
Вместе: Таня (Коля), это ты, это ты, это ты.
Хор Коллектива:
      Желаем именем актива
      Счастье личное найти вам
      В жизни радостной, большой.
      Чтоб сочетали вы ретиво
      Интересы коллектива
      С вашей личною судьбой.
Обыкновенников: Мы будем сочетать ретиво интересы коллектива
Татьяна: С нашей личною судьбой.

(ЗАНАВЕС)

Автор: Никонова Нина Сергеевна | слов 2840 | метки: ,


Добавить комментарий