Сочи 2014. Записки очевидца.

Сочи

30.01.14 – 25.02.14

Николай Абрамов. Сочи 2014.

30.01.14. Во второй половине дня ошвартовались в порту Сочи. Предшествовало этому совершенно неслабое болтание на рейде в ожидании лоцмана. Причем, качка была настолько серьёзная, что полетели те вещи, какие, казалось бы, никак не должны. Волна короткая и злая. Та же бодяга продолжалась и после швартовки, хотя, конечно, не в такой же степени. Прижали, как могли швартовыми – стало потише. Не знаю, кто проектировал акваторию порта, но то, что она имеет сильно открытый участок от открытого моря – явный недостаток. И как раз стоянка «Мира» пришлась лагом к этому делу. Волна, ничем не сдерживаемая, доставала скрипом береговых кранцев, несмотря на наши надувные. Стоянка «Мира», вроде бы как в центре этой рукотворной гавани, поэтому фрегату и досталось. Позже пришвартовали два круизных лайнера под плавучие гостиницы. Им волна нипочем. Она проходит и мимо и вдоль них. Конечно, экономия на строительстве огораживающего мола. Безусловно, что он и так гигантский – вдоль него швартуются три 12-ти палубных круизера. Но на закругление его спиралью от моря явно денег пожалели.

Довольно неожиданно быстро прошли оформление властей. Еще бы – безостановочный переход из России в Россию. Получили на руки загранпаспорта с отметкой КПП и свободны. Еще на рейде подключил модем – появился интернет и почта. И подключил ТВ – тюнер на цифровой канал. Без проблем с отличным качеством 30 программ. После нашего информационного голода, как бы, не объесться. Конечно, тут же начал отвечать на почту, которая в основном пришлась на новогодние поздравления.

Наших курсантов тут же привлекли к каким-то работам по уборке территории от строительного мусора. Вечером разрешен сход на берег. Проходной из порта позавидует любой аэропорт. Охраны очень много. Всё те же устройства для досмотра, рамки, металлоискатели и пр. Но выход свободный. А на возвращении – долгая толчея через все те устройства. Пока нас – всего ничего. А что будет, когда попрут все жители этих плавучих отелей.

На следующий день кадеты взбунтовались от работ по благоустройству территории в районе порта. Оказывается нам дали заход на неделю раньше, чтобы кадетскими силами помочь в убирании строительного мусора и т.п. Но наши маменькины детки вдруг отказались – всегда гнида найдется, за которой телята. Капитан порта даже не поморщился: – никого с «Мира» за ворота не выпускать! Министр транспорта, вызвал всё руководство бурсы – завтра они прилетают. Нам конечно головняк. Но я доволен. Хоть кто-то прижмёт. Потому как, такая неуправляемая вольница кадетам – ничем не проймешь. Достало вообще-то. Их руководитель – вроде бы требовательный, но держать в руках эту разнокалиберную банду ему не по силам.

Несколько  вечеров прогуливались по обновлённому городу. Множество современных гостиниц, забегаловок и т.п. Улицы, тротуары вымощены по-новому – с обязательной велодорожкой. Конечно много охраны, полиции и т.п. В цветастых куртках – волонтеры и просто желающие. Всё это с олимпийской символикой продается во множестве фирменных магазинов. Цены по 10 тыс. Самые дешевые – по 500 руб. – перчатки из шерсти (или заменителя) с цветными пальцами. Мне эта цыганская пестрота не понравилась. Купил бы олимпийскую одежду, несмотря на цены, но на мой вкус – здесь ничего нет.

Отстояли со стармехом несколько часов в очереди в главную билетную кассу. Вначале она нам показалась небольшой – перед входом в зал. Час отстоял с нами и Виктор Николаевич за компанию. Уже рядом со входом мы его уговорили пойти на судно – мало ли сколько внутри займет время.

Антонов ушел и минут через 20 мы попали вовнутрь. Там народ получает листки с номером очереди и переминаются в ожидании. Перед нами 90 человек. Что уж они там покупают – непонятно. Сами мы тоже не знаем, что хотим. Но время от времени, освобождаются места на рядах стульев и можно присесть. Чем мы и воспользовались. Наша задача – взять что подешевле для приобщения – по принципу Коля и Ося тут были.

Через три часа, уже за 20 минут до закрытия (в 23.00), девушка за кассой, одуревшая от подобных нам, выдала нам билеты на 6-ое февраля на сноуборд (самые дешевые, по 2500 руб.), нам повезло, видимо потому, что начинаются соревнования на день раньше официального открытия. Еще взяли билеты на прыжки мужчин с большого трамплина – по 4500 руб., (сто евро). Всё остальное не по нашему карману. Открытие на галерке 32 тыс., хоккей 7 тыс., но билетов не было. Фигурное катание – что-то от 50 тыс. руб., но тоже не было. Не было билетов ни на биатлон, ни на какой хоккей (кроме, по-моему, женского), причем, билетов не было уже давно.

Здесь же получили паспорта болельщиков. Довольно увесистый бейджик на грудь на синей подвеске с фотографией, которую тут же делают встроенной камерой. Теперь по этим билетам и паспорту болельщика мы можем бесплатно в день соревнований доехать на электричке «Ласточка», автобусах и канатных дорогах до мест соревнований.

Прибыли начальники: ректор, начальник отдела практики и флота, проректор по воспитанию. Ректор возглавил роту кадетов и пошел с ними грузить какие-то кирпичи. Личным примером. Бунт подавили, но чем он кончился – не знаю. Ректор скоро уезжает, так и не поздоровавшись с экипажем. Собрать на пять минут для нескольких слов благодарности именно экипажу, который довёл эту скрипящую баржу на своем энтузиазме – у него времени не нашлось. Наверное, он считает, что переход обязан этим, чуть не завалившим его карьеру – соплежуям 2-го и 4-го курса. Ну-ну!

Утром 5-го февраля проводил на поезд Антонова В.Н. Поезд в 7 утра. Вышли в пять часов. Потому как пройти через охранные системы весьма непросто. Виктору Николаевичу взяли электронный билет, но никто не предупредил, что к нему надо взять посадочный. Хорошо, что я предвидел этот вариант, и всё получилось. Если бы я не пошел провожать – большой вопрос – пустили бы заслуженного капитана в вагон. Скорее всего, нет, потому как, так  скрупулезно проверяла проводница паспорта и билеты, что прибежал бригадир, накричал на неё, что она не успевает и не сигналит красным фонарем. Только я и успел, сумку Антонову в тамбур передать, как поезд тронулся. Не соскучишься в нашем государстве, даже, в Олимпийском Сочи.

06.02.14. Наступил день первых соревнований. Это еще до официального открытия Игр. Уложил в рюкзак утепленный полукомбинезон, носки, шапочку и еще один утеплитель для куртки. Рюкзак у меня яхтенный фирмы Хелли Хансен – предмет зависти Натальи – очень такой симпатичный и объёмный. Теперь буду объектом пристального наблюдения всех охранных служб: – «А, что у вас, ребята, в рюкзаках?»

И в полшестого утра вышли с механиком к вокзалу. В нём нас сразу прошерстили на всех контрольных рамках и тут же, после них, мы заблудились в оградах и решетках. И бегали туда-сюда, чтобы успеть к отправляющейся «Ласточке». В конце концов, поезд оказался на дальнем пути, да еще в конце длинной платформы. Сели в пустой вагон за несколько минут до отправления.

Вагоны этих электропоездов фирмы «Сименс» очень удобные. Просторно, кресла большей частью обращены друг к другу по три штуки в ряд на одном борту и по две – на другом. Окна – широченные. Мы расположились со всем комфортом, и выяснилось, что внутри своей одежды на нас нет сухого места после наших метаний по вокзалу. Хорошо, что предвидение сработало, и запасные вещи были в достатке. За окнами темнота и только видны огни подсветки новых зданий вдоль дороги. Ехали через Мацесту, Хосту, Адлер, Эсто-Садок до Красной поляны. Каждая станция совершенно новая и одна краше другой своими новыми зданиями, подсвеченными с большим искусством.

Прибыли в Красную поляну.

Узнать невозможно. Всё в крутых терминалах, вокзалах и канатных дорогах. Но турбазу, на которой по путевке мы с Любашкой провели совершенно замечательное время, из окна электрички неожиданно признал. Помню, что толпой фотографировались от её левого края на фоне гор. Всё совпадает.

Шикарный вокзал с эскалаторами и всякими набабахами вывел на площадь, которая одновременно и автобусный терминал. Здесь мы пометались туда-сюда, приветливые девушки-волонтёрки нам подсказали на чём ехать. Подошел автобус, переполненный волонтерами и быстро довез нас до «Роза-хутора». Это оказалась большая современная деревня или, что-то, из современных зданий. Отсюда в горы устремлены в разные стороны канатные дороги. Но оказалось, что нам надо еще дальше. И после некоторых метаний мы попали автобус с тремя дамами, которые тоже добирались до экстрим-парка. Автобус подвез нас к очередной канатной дороге, на которую мы попали через местное сито проверки. И вот, мы уже в просторной подвесной кабине, рассчитанной на 24 человека. Внутри сиденья. Но садиться надо по очереди на противоположные края, чтобы не нарушался баланс.

И через горы и долины на большой высоте, преодолев несколько км, приземлились на приемной площадке. Опустевшая кабина поплыла по своим проводам еще куда-то дальше. Проверка сканером паспорта болельщика и билета на состязание – после нескольких попыток дверцы открылись и мы на снежном стадионе. Трибуны расположены внизу и идти к ним по расчищенной от снега дорожке не меньше пары километров. Справа трасса спуска сноубордистов. Они уже начали свою разминку и пролетали мимо, отгороженные от нас пластиковой сеткой. Погода была идеальная – солнце, еще только восходящее, снежные горы на горизонте, блеск трассы и т.п.

В общем – цена билетов себя оправдывает. Конечно, есть по мелочам детали, но где их не бывает.

Старт откуда-то очень издалека – вначале по каким-то перилам, потом набор скорости на небольшом уклоне, трамплин с установленной на нем гигантской матрёшкой. Над ней надо пролететь. Дальше, всё круче, и трамплины больше. На них взлетают, выделывают немыслимые пируэты и приземляются на склоне горки, с которой снова набирают скорость, взлетают со следующего трамплина еще выше и т.д. и т.п. Последняя пятая гора – самая большая и вылет с неё самый навороченный. Здесь на сумасшедшей скорости делают сальто с пируэтами и вообще непередаваемо сложные трюки. И не всегда удерживаются на своей этой широкой лыже с двумя носами.

По совету Виталика Лактюнкина взяли с собой зимние штормовые комплекты, но ноги через час примерзли. Валенки не потащишь.

Не столько зрелище, сколько всё вокруг него заводит. Ну и красота вокруг: солнце, горы, и кувырки детишек через пять горок.

Длина трассы полтора км и 5 горок с общим перепадом в 140 метров… Первые две – съезд по перилам, трубам и т.п. – после кувырки по всякому как вертолеты и на последней горке самый крутой прыжок, на котором многие и падали. Расстояние на одной горке от взлёта с одной стороны до приземления на другой – не меньше 20 метров… Причем, эти 20 метров – просто провал. Не долетишь – сливай воду. Некоторые молодые (впрочем, там всем по 20 лет) когда в силу чего-то теряли скорость – объезжали горку сбоку. По две попытки, в зачет – лучшая. Наш боец попал всё-таки в полуфинал, хотя и с небольшим результатом. Жаль, чуть не удержался на финише второй попытки. Каждую горку обслуживают судьи и результат суммируется. Касание снега рукой, не говоря уж о падении – сразу много очков слетает.

Мы удобно разместились на своем месте в 30-м ряду. Прямо перед нами последняя пятая горка, освещенная солнцем с площадкой для приземления. Слева гигантский экран, на котором весь старт в деталях, первые трамплины и прочее, потому как от трибун до третьей горки ничего не видно. Да и на третьей – только муравьиные кувыркания.

Грамотный комментарий ведущего помогает разобраться в тонкостях этого вида спорта, впервые включенного в программу Игр. Называется это действо – слоупстайл. Так что мы были первыми зрителями первого подобного состязания.

Просмотрели выступления двух групп спортсменов. Все выполняли по два заезда, из которых в зачет шел лучший результат. Требования судей – жесточайшие. Иногда спортсмена после немыслимых вращений на высоте пятиэтажного дома, буквально впечатывает в склон приземления и невольно он рукой задевает снежное покрытие, совершенно на него не опираясь. Но судьи оценивают даже это, как касание. И оценка резко понижается. Уж, не говоря о реальных ошибках. Наш российский сноубордист очень хорошо проехал первую попытку и получил среднюю оценку (66 баллов). Следующую выполнил еще лучше, но на последнем приземлении коснулся пятой точкой склона, тут же выпрямился, но уже поздно – судьи забраковали. А жаль – мог бы получить высокую оценку.

Прямо на своих местах перед началом соревнований мы надели на себя все теплые вещи, которые взяли с собой. И полностью себя эти меры оправдали. Странно было видеть достаточно много наивного народу, пришедшего на свои места с канатной дороги в легких курточках, видимо, введённых в заблуждение очень погожим днём – там на равнине. Очень скоро этот наивняк стал ёрзать, натягивать хилые воротнички и т.п. Только после 12-ти часов солнце приподнялось позади нас над трибуной и ощутимо стало припекать спину. Но ноги по-прежнему были в какой-то затенённости, и чувствовалось, что отойдут не скоро.

Вокруг, конечно, красота: горы в снегу, подсвеченные солнцем, слева трассы скоростного спуска и слалома. Прямо перед нами еще трасса для фристайла и наша – сноубордистская. Над нами бесконечное шествие кабин подвесной дороги на фоне всё тех же гор Кавказского хребта.

Но рано или поздно, нам всё это надоело – одни и те же кувыркания с последней горки. Всё остальное с таким же успехом можно было рассмотреть по телевизору дома. Уже возвращаясь вдоль трассы, мы посожалели, что не находились сбоку от неё. Видны три трамплина очень хорошо и горки для приземлений. Впечатление очень сильное по сравнению с трибунным видом. Непонятно, почему строители не захотели трибуны расположить вдоль трассы. А то, так только и видишь своими глазами, последний вылет и приземление. Оказывается между трамплинами и горкой достаточно большое (метров 20) пустое пространство, над которым должен пролететь лыжник. Если потеряет скорость и не так докрутит – вероятность приземления в эту щель весьма высока. Некоторые участники чувствовали, что не долетят и объезжали всё это сбоку. По информации, один из ведущих райдеров (так называют этих слоупстайлистов) отказался участвовать, заявив, что трасса исключительно опасная. Наш спортсмен, хотя и вышел в полуфинал, но впоследствии, всё равно, занявший только 20-е место из 30-ти – сказал, что сам по себе отбор на эти Игры и прохождение этой трассы – достаточно высокая награда. А он проделал этот путь 4 раза и устоял, хоть и были помарки. Ну, а ставшие победителями – всё-таки имели большой процент везения. Например, канадец, занявший 3-е место – с трудом пробился в финал и в финале только последняя отчаянная попытка помогла. Конечно, мастерство высочайшее, но и элемент удачливости – совершенно не слабый.

Обратно шли вверх от трибун к канатной дороге по не очень ухоженной тропе, по которой ранее сюда спускались. От снега очищено, но под солнцем начала плавиться мелкая грязь и идти вверх почти км или больше было не очень приятно. Легко доехали до конечной остановки и там, на автобусе до Красной поляны. Снова рамки и т.п. контроль при входе в вокзал. Чтобы мелочь каждый раз не выгребать из карманов перед металлоискателями, я её пересыпал в мешочек от авоськи и благополучно, где-то потерял.

По ж/д поехали на электричке в Олимпийский парк. Электричка оказалась тем самым домодедовским аэроэкспрессом. Днём удалось рассмотреть всё великолепие новых строений вдоль дороги и еще раз удивиться объему выполненных работ.

Подъехали к новому вокзалу Олимпийского парка. С него спустились к площади перед входом, которая начинается шикарным фонтаном в виде ступенчатого водопада. Вдоль и от него идет такая широкая лестница (типа одесской из фильма про броненосец Потемкин). Грандиозные олимпийские кольца увенчивают весь этот комплекс.

Но вовнутрь нас не пустили – где билеты на вход? Вот те раз! Нам показали местный билетный центр, перед которым была совершенно неслабая толпа. Решили для очистки совести подойти и совершенно неожиданно узнали, что есть какая-то микроочередь только за билетами на вход. Через 10 минут мы вышли с билетами, но только на 9-е число. Билеты на конкретный день и даже время.

Вот так. Конечно, средства и организационная работа, вложенные в это всё – колоссальные. Но – получилось.

09.02.14 Вчера были в Олимпийском парке (он расположен в т.н. прибрежном кластере) – смотрели на все строения. Нечто гигантское и на большой площади.

При входе в Олимпийский парк, справа – фасад красивого здания, в котором размещены представительства российских округов. На самом деле – это еще строящаяся трибуна для Формулы – 1. С другой её стороны – конюшня для пит-стопа гоночных болидов. Один из них, на котором будет выступать российский пилот, выставлен перед медиа-центром недалеко от порта, где стоит «Мир».

Самое грандиозное сооружение – это конечно стадион «Фишт» (название по горке, что где-то рядом) – в нём происходило открытие. Рядом, выше – «Большой дворец», где хоккей – действительно большой. Ну и по окружности остальные такие же гигантские: «Ледяной куб» – для кёрлинга, «Айсберг» – для зимнего спорта, «Шайба» – ледовая арена, и от «Большого» видна «Адлер-Арена», нечто грандиозное – конькобежный центр.

В центре всего этого – факел – сооружение больше чем впечатляющее. С фасада похож на взлетающий Ту-144. Очень красивое оригинальное сооружение. Здесь же, перед ним цвето-музыкальный фонтан (такой же как в Гамбурге и даже круче). Подножие факела, метров сто в диаметре, как бы его охватывает. Высота стелы факела не менее 70-ти метров. Рёв вылетающего пламени весьма впечатляет своей мощью. И жар от него чувствуется при нахождении рядом с этим комплексом.

Очень сильное впечатление производит арена для формулы-1 – справа по ходу к огню. Она еще строится, но фасад, обращенный к парку очень интересен, тем более, что на нём транслируются во весь размер разные шоу-эффекты. С другой стороны – конюшня для пит-стопа.

Ландертингер, Бьёрндален, Соукуп на награждении

Ну и главное – увидели награждение седьмой золотой медалью знаменитого биатлониста – норвежца Бьёрндалена – теперь уже, семикратного олимпийского чемпиона. Удачно как-то успели занять место и по-всякому его сфотографировали. В Ларвике мы часто прогуливались в буковой роще по аллее Бьёрндалена и даже как-то прибили на место оторвавшийся указатель с его именем.

Народу очень много. Очереди в главный олимпийский магазин просто – не дождаться. И не стали. Всё там, всё равно, нечеловечески дорого.

Ходили, как всегда, со стармехом, позднее присоединилась Наталья, приехавшая из экстрим-парка, где смотрела финал женского слоупстайла на сноубордах. Говорит, у одной девушки при падении в финале раскололся шлем. Вот такие там нагрузки. Видели тройку призёров этих соревнований на награждении после Бьёрндалена – хрупкие дамы, и не подумаешь, что они занимаются таким смертельно опасным спортом. Чемпионка – просто вообще, мисс Вселенная. Отправил фотографии своим друзьям Олимпийского факела и себя на фоне всяких там колец.

Вот так. Конечно, средства и организационная работа – вложенные в это всё – колоссальные. Но – получилось

Приближается время «Ч» – распрощания с «Миром». Костя сидит на чемоданах и несёт какую-то чушь: вот, пусть его отправляют и т.п. Я бы на его месте после года отсиживания, просто приехал бы за свой счёт в Сочи и дело с концом. Не так уж это дорого. Но он ждёт Туапсе, куда «Мир» должен прийти вместо Новороссийска. Дело, в общем-то, его. Интересно, что именно сегодня, когда стало известно, что Костя возвращается, мне передали приказ по бурсе, что я официально назначен главным боцманом с 16-го декабря прошлого года, на время его отсутствия, с сохранением своей должности парусного мастера на 50% оклада. Так что, два месяца побывал я в шкуре дракона, совершенно в антисанитарных условиях. С таким дерьмецом пришлось общаться, что помнить этот эпизод в своём настоящем, буду достаточно долго.

 

Этюд о барабульке

По истечении рабочего времени – это около 17-ти часов мы со стармехом Борисом Леонидовичем выползаем прогуляться по набережной вдоль реки  или в сторону центра. Вот и сегодня вышли на час-полтора подышать сочинским свежим воздухом, чтобы, совершив некоторый круг, вернуться на свой парусный корабль. Перемещаясь по набережной по шикарной аллее, ухоженной до мелочей, обратили внимание на вывеску небольшого пивного заведения через улицу с заманчивым названием «Живое пиво южное!». Не так часто мы себе позволяем это дело и особыми знатоками не являемся, чем же отличается пиво – живое – от какого-либо другого. Заинтригованные этим слоганом, пересекли улицу с односторонним движением – зашли. Набор пивных изделий весьма широк. Несколько озадачившись от выбора, но, так и не увидев «живого южного!» (даром, что ли, перебегали улицу в неположенном месте) – взяли что-то там замысловатое. Пока ожидали наливания в пластиковую бутылочную тару (к ней прилагаются такие же стаканы) – обратили внимание на набор всевозможных закусок к пиву. В изобилии самое разнообразное морское сушеное, варёное и прочее меню.

Но нас привлекла мелкая (с ладошку) красивая золотистого цвета рыбёшка, явно копченая и прямо-таки сочащаяся жиром. Это оказалась барабулька, о которой я достаточно наслышан, читал в книжке Ольги Хлудовой «Волны над нами» (о первых опытах плавания в Черном море с маской и трубкой). Настолько она показалась нам привлекательной, что мы, изобразив ладонями горсть, чтобы показать, сколько нам надо, купили достаточно увесистый пакет.

Расположились на лавочке вдоль променадной аллеи, которая чуть подальше от набережной с гуляющими гостями Олимпиады. Открыли пакет с барабулькой – аромат копченой рыбки просто затмил всё другое вокруг. Кроме как на этой же лавочке, разместить наши пакеты и стаканы было негде. Поэтому держали своё пиво в одной руке, а другой пытались справиться с заманчивой рыбёшкой. Нагло заявив стармеху, что о барабульках я знаю всё, показал пример её поедания. По аналогии с дальневосточной корюшкой, откусил прямо с головой и шкурой. Оказалось, что и то, и то – достаточно твердое, т.е. надо, всё-таки, чистить каким-то образом. Мясо внутри нежнейшее и очень вкусное (особенно после нашего корабельного ужина). Но избавление от чешуи, кожи и головы было совершенно не простым делом. Тем более одной рукой. На рыбку только надавишь, как все пальцы тут же в её соке и жире, и каких-то внутренностях. Перемазались изрядно. К тому же на двоих оказался только один носовой платок вместо салфетки, который пришлось выбросить вместе с объедками.

Почему-то, вдруг, наша укромная скамейка оказалась прямо-таки в центре людского водоворота. С чего уж, народ попёрся именно по этой аллее, а не по набережной – непонятно. Мимо прошла и Ирина Петровна – ветеран нашего судна. Мы её тоже угостили барабулькой. Скамеечки вокруг быстро заполнились отдыхающими, кроме нашей. Понятное дело – копчёный дух перебивал весь воздух Сочи, так расхваленный по ТВ руководством страны. Но, рано или поздно, убрав всё за собой и выбросив завернутые в пакет остатки, стаканы и прочее в рядом стоящую мусорную урну, мы снялись и пошли на судно. По пути заглянули в небольшую лавочку, где уже покупали несколько раз всякие мелочи к чаю. Продавщица нас даже запомнила, тем более что Борис Леонидович никогда не скупился на комплименты. Пока мы выбирали, что из всякого изобилия печеной продукции годится к чаю – обратил внимание, что продавщица прикрылась каким-то платком. Да так его и не отпускала, пока мы расплачивались. Может, думаю, хворая, мало ли, что. Но стармех, что-то тоже уловил и пояснил, что мы ели копченую барабульку и как бы её дух продолжает нас преследовать. Продавщица еще сильнее укуталась в свой платок.

Пока шли по заполненной народом улочке к центру, вокруг нас образовалась некая пустота, которой мы тоже не придали большого значения. Но, когда появились в нашей огромной проходной порта, где надо проходить через рамки, снимать верхние куртки и т.д. – весь охранный народ зашевелил носами в нашу сторону. Внутри довольно-таки тепло и по всему неслабых размеров помещению распространился заманчивый аромат копченой рыбки, видимо усиленный тем самым южным живым. Джером Джером – автор про троих в лодке с собакой – просто молчит и плачет со своим эпизодом про сыр, который, кто-то из героев вёз в купе. Полагаю, что на какое-то время мы парализовали охранные функции. Дамы, наблюдающие за рентгеном вещей, точно также, уткнули свои носики в платочки. Хотя, совершенно непонятно, что их больше смущало – аромат копченой рыбы или выхлоп от местного живого южного. Но суровые мужики в униформе, понимающе нам покивали – даёшь, ребята!

Попытки отмыть руки в каюте всякими сортами мыла не привели к особому успеху. Даже, когда я их полил из пакета с лимонным соком (иногда нам выдают этот препарат смерти для язвенников) – всё равно, копчёная барабулька проявлялась, как живая. И только через пару часов, наша парная баня с веником, ликвидировала последствия дегустации черноморской копченой гордости. Как уж обошлась Ирина Петровна – не знаю – может, спасли духи, какие-нибудь.

14.02.14. О трамплине. Начало в 21.30(!). Вообще-то, я уже вырубаюсь к этому времени из-за своих ранних подъемов. 14 февраля. День св. Валентина. Но, что-то я совсем об этом не вспомнил, если бы не звонок от Маши. Долго проходили контроль на проходной к вокзалу. Уж такие дотошные попались и медленные контролёры, что шанс опоздать на электричку был весьма реальный. Стармеха заставили снять тяжелые ботинки, чтобы просветить их рентгеном. Конечно, все эти меры необходимы, но надо бы и поживее. Втиснулись в переполненную Ласточку и через полтора часа прибыли в Эста-Садок – станцию с таким названием, от которой канатная дорога и автобусы идут к месту именуемому – Русские горки. Там, в довольно большой толпе прошли к канатке и через пять минут были у трамплинов. Наши соревнования (за 4500 руб.) – на большом трамплине.

Открывающийся вид – конечно, впечатляет. В свете стадионных прожекторов – эти две горки (одна высотой под 150 метров, другая рядом пониже – 90 м) – смотрятся весьма эффектно. Там уже, вовсю прыгают лыжники, здесь же большой экран и комментарий. Прыжки сразу удивили – все за 120 метров, а один показал 136. Т.е. реально летают, приземляются на склоне с характерным стуком и эффектно тормозят.

Трибуны болельщиков разделены широкой террасой, длиной метров в 200, на которой есть всё – продажа напитков (конечно лёгких), еды, туалеты и пр. С неё удобно фотографировать склон приземления. Народ еще только на подходе. Мы взяли с механиком по две кружки с горячим глинтвейном – Наталья в нашей компании – одну. Ничего, вполне приемлемо. Цена, правда, за эти 150 грамм – 300 руб.

С чувством потепления пошли на свои места. Они оказались на самой верхотуре крайними. И там уже паслись какие-то мужики, и так удивлённо, и нехотя отползли от наших мест. Этакие непосредственные в своей простоте: «Да, присядьте вот там – на свободные места». Ага! Разбежались. За четверть моей зарплаты. Смотреть сидя, эти полёты на лыжах, оказалось не очень удобным делом. Почему-то на наш верхний ряд набилось непонятного народу, который нас незаметно так теснил-теснил и выжали уже совсем в соседний сектор. Зрелище тоже оказалось довольно монотонным. Участников, где-то человек с полсотни. По одной попытке. Были среди них и четырёхкратный олимпийский чемпион, и совсем 16-ти летний мальчик. Также прыгали и наши, но на небольшую дистанцию, по сравнению с лидерами. Наверное, не попали в отбор. Мы их никого не знаем и интереса для нас они не представляли. Одно понятно, что прыжки с большого трамплина – не наша фишка. Если уж хотите приблизиться к лидерам – надо жить на этом трамплине годами, и каждый день прыгать до посинения. М.б. тогда, что-то и будет на выходе.

Рано или поздно соревнования закончились, и народ в неслабом количестве потянулся к канатной дороге и автобусам. Можно и пешком пройти до вокзала, что мы и сделали. С горы – это не в гору. И удачно – вместо поезда сели на единственные свободные места в автобусе. В нём и заснули почти сразу. Общее впечатление: – для любопытства, может и стоит посмотреть на прыжки с большого трамплина «вживую», но вряд ли, это должно стоить сотню евро.

Хоккей Швейцария – Чехия был в Большом дворце, оправдывающем это название. В перерыве мы пытались обойти по кругу – не успеть. Вначале мы сели на места не в своем секторе и порадовались, что хоть и 7 тысяч билет, но каток перед тобой и всё видно без сеток напрямую и хоккеисты сидят здесь же, напротив. И только собрались смотреть, как появились две пичужки с претензией на эти места. Мы им дали должный отпор – очки наденьте, вот билеты. Но оказалось, что сектор не наш. А эти билеты за 11200. Ушли на свой ряд и оказались четко на углу коробки. Единственное утешение, что двумя рядами ниже сидел бывший главный тренер нашей сборной Быков, к которому многие лезли за автографами. Достали бедолагу и в перерывах. Говорят, что он кем-то, в швейцарской команде, поэтому и смотрел на своих, также одетый в их униформу. Рядом с моим крайним местом в ряду пристроилась девочка из группы поддержки (те, что размахивают руками с медведками и пляшут в такт в паузах игры под музыку). По каждому такому проходу между секторами их было по пять человек и выплясывали они без передышки. По окончании вбрасывания присаживались на ступеньки на специальные коврики.

В какой-то момент, к нам подошел телеоператор с камерой и начал снимать зрителей-швейцарцев, что сидели рядом с нами и размахивали флагами. Я, что есть силы, подвинул стармеха к ним, и точно, лицо механика появилось на здоровенном экране, подвешенном над ареной в виде гигантского куба. Моё – не поместилось – слишком камера была близко к тем.

Игра нам понравилась – хоккей всегда вживую интересен. Швейцарцы выиграли. Но сидеть рядом с проходом не очень хорошо. Постоянно ходят все, кому не лень, туда-сюда, девушка машет своими веерами, какой-то полукривой соплячок кадетского возраста постоянно вскакивает, выбегает, тоже машет руками. Из-за всего этого не видно ближних ворот.

Организация отъезда зрителей (12000) выше всяких похвал – наготове два электропоезда и десятка два автобусов, на смену которым, буквально в минуты приходят другие.

Побывали в будущем Диснейленде, т.н. Сочи-парке. Это также внутри Олимпийского парка, очень большая по площади деревня с мотивами русских народных сказок. Там есть и американские и русские горки, весьма грандиозные по своим размерам, с несколькими вертикальными спиральными петлями. Я бы, сейчас, наверное, поостерёгся на них кататься. Открытие его буде 1 июля. Рядом очень интересная гостиница в виде замка-терема со множеством башенок, флюгеров и т.п. Зашли вовнутрь – портье, охрана и всё такое. Фотографировать не дали. Собственно, здесь комплекс гостиниц подобной архитектуры. Прошли вдоль них, вышли на окружную дорогу, которая обрамляет весь Олимпийский парк. Километра три прошли и кое-как нашли более короткий путь к центру, там, где факел.

Масса павильонов всех стран-участниц ОИ. Все, что-то показывают. В том числе и известные фирмы, демонстрирующие свои достижения: Самсунг, Майкрософт, Ауди и еще какие-то. В самсунговом павильоне мы долго боролись за значок, который можно получить, отправив свою фотографию, куда-то в чат их телефоном последней модели. Модель неудачная – такая большая лопата, и чего они ею так гордятся – не понять. Но, кое-как отправили и какой-то значок получили. Рядом раздавали конверты с открыткой, которые можно тут же бросить в большой стеклянный куб, предварительно написав адрес. Ручки не у меня, ни у стармеха не было, но выручила одна юная дама. Пока мы на ходу дописывали адреса, подошел её муж и выговорил ей, что она дала нам ручку. Может он и прав – всем некогда ждать кого-то. Но желание засветить ему в глаз – было. Да и нам, просто надо было зайти в павильон и спросить ручку у любого свободного волонтёра – не догадались.

Наконец-то, под занавес нашего пребывания в Сочи, мы со стармехом попали на городской пляж в Ривьере. Это совсем рядом с нами. То, что вначале мы безуспешно искали с Виктором Николаевичем, оказалось буквально под носом. Он так и уехал, не искупавшись в зимнем Черном море. Но мы с механиком восполнили этот пробел. Понравилось. А то ведь привыкли на балтийских берегах к мелководью. А здесь всё по-другому – сразу набор глубины от берега.

Где-то в последние дни Олимпиады мы со стармехом получили приглашение на норвежский круизный лайнер со сложным названием.

"Мир" в Сочи

Это 12-ти палубный гигант высотой от ватерлинии, как дом с такой же этажностью. Длина его – что-то метров за 400. Стоит он рядом с нами. И «Мир» просто теряется в таком соседстве и выглядит этакой миниатюрной парусной лодченкой.  Пригласили нас на некое театральное действо. Прошли неслабый контроль на входе, получили карточки визитёров и через многочисленные залы по мягким коврам очутились в зрительном зале театра. Места расположены амфитеатром – очень удобно любому зрителю – никто не закрывает обзор. Помимо основных мест в партере, есть еще и бельэтаж. Думаю, что число мест не менее полутора тысяч. Сиденья приятные – очень удобные и расположены достаточно просторно.

Чуть освоившись, мы перед началом представления переместились вперёд на третий ряд – прямо перед сценой. Когда и где еще, придётся так разместиться – так что уж, теряться. Сцена самая настоящая с занавесом, массой подсветки и всеми театральными приспособлениями.

Вначале народу в зале было совсем немного. Присоединились к нам наши курсанты. А позднее, посмотрев назад в зал – увидел, что он полон снизу доверху – это, живущий здесь народ, подтянулся на звуки действия. Само представление собой изображало некую смесь балета с цирковыми номерами. Балет был и из классических элементов – в пачках на пуантах и т.п., и из современных элементов, похожих на известный «Тодес». Цирк представляли номера воздушных акробатов (кстати, прямо над нашими местами) и иллюзионными трюками. Фокусник показывал старые добротные номера, с исчезающей на ровном месте девушкой, с её же распиливанием, протыканием кучей копий и т.п.. При всё при этом она оставалась невредимой и после исчезновения возникала откуда-то из глубины зала. Несмотря на то, что мы сидели буквально в трёх-четырёх метрах от сцены, никаких тонкостей раскрывающих секрет фокусов, рассмотреть не удалось.

Всё действие было очень динамичным с яркими световыми эффектами. Длилось часа полтора, которые действительно пролетели как один миг. Фотографировать и снимать было нельзя, о чем несколько раз предупредили на нескольких языках. Но после представления удалось заснять сцену, театр, и фокусника с его главной героиней. Наши кадеты их обступили и сфотографировались вместе. Мы со стармехом, как-то ретировались от этого дела.

Прогулялись по многочисленным залам, палубам и всему прочему на этом судне. Комфортабельный гигант и такой же огромной обслуживающей командой. Говорят, что на таких круизёрах, соотношение команды к числу пассажиров где-то, едва ли не один к одному.

25.02.14. Очень непростой был наш отход из Сочи. За два дня до выхода набежала откуда-то с открытого моря зыбь. А мы как раз стояли бортом к стенке. На этом направлении волна идет без препятствий. Но до сих пор обходилось. А тут несколько раз нас зыбью приложило к причалу. Несмотря на нашу кранцевую защиту и береговую — выдавило два иллюминатора и помяло борт в двух местах. В общем — на ровном месте, откуда и не ждали. Далее регистр, всякие запреты и понесло, поехало. Решился вопрос на нервной ноте со всякими сложностями и т.п. Нам со стармехом пришлось немало участвовать во всяких делах, чтобы успеть к сроку. Причем, одновременно — кадеты по частям уезжают, надо принимать кубрики, снаряжение, штормовки и всяко разный порядок. Всё в один момент. День и ночь готовили сварку, технологию и пр. для заварки полученных дыр. Регистр только бегает — запрещаю то, да вот это. Наконец, заварили. Кадеты достали своими обходными листами и наконец их выпроводили. Только они сошли с трапа, подъехала машина — 10 тонн продуктов. Хлипкими силами оставшегося экипажа за день кое-как перекидали. Это для рейса из Новороссийска со 140 курсантами местных мореходных заведений. Что за кошмар нас ожидает, пока не представляем…

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 5505


Добавить комментарий