1. Предисловие

 

Владивосток–город моряков, рыбаков, судоремонтников. К тому же это крупнейший порт на дальневосточной окраине нашей страны. Жизнь большинства жителей этого приморского города связана с морем, с кораблями.

Россия, имеющая на Дальнем Востоке огромную протяженность морских границ, вынуждена позиционировать себя как морская держава и иметь в этом регионе достаточно мощный Тихоокеанский военно-морской флот, обеспечивающий её безопасность и суверенитет.

Для строительства и поддержания технической готовности кораблей и судов необходимо иметь специалистов-судостроителей, конструкторские бюро, судостроительные и судоремонтные заводы. Это прекрасно понимали руководители СССР, осуществляя разумную техническую политику в формировании дальневосточной судостроительной и судоремонтной базы, подготовки и воспитания специалистов-судостроителей всех уровней. В цепочке этих специалистов от рабочего до директора крупного предприятия особо место занимает профессия конструктора.

Мало кто задумывается над тем, что все рукотворные предметы окружающего нас мира, прежде чем быть изготовленными руками рабочих, родились в голове конструкторов и были ими изображены на бумаге в виде чертежей.

Если идет речь о кораблях, то трудно переоценить роль конструкторов в их создании. Современный боевой корабль заключает в себе все последние достижения научной и инженерной мысли. Для его проектирования требуется огромный объем знаний и профессионального мастерства высококлассных специалистов, объединенных в коллектив проектно-конструкторского бюро.

Если вы услышите от кого-либо фразу: «Этот корабль спроектировал я!» — не верьте этому человеку. Проект корабля – это плод коллективного труда проектировщиков и конструкторов.

На судостроительных и судоремонтных заводах имеются свои конструкторские бюро для решения технических задач конкретного завода, разработки технологической оснастки. Но разработка проекта корабля в целом требует намного более высокий уровень знаний и квалификации специалистов. Для этих целей создаются Проектно-Конструкторские (ПКБ)  или Центральные Конструкторские бюро (ЦКБ).

Из-за закрытости работ, выполнявшихся  для обороны страны, мало кто знает о  Приморском Центральном Конструкторском бюро (Приморском ЦКБ), располагавшемся  на территории «Дальзавода», имевшем в свое время название «Завод № 202», и внесшем существенный вклад в отечественное судостроение.

В СССР был создан мощный океанский военно-морской флот, обеспечивший стратегический паритет с самой экономически значимой в мире и самой мощной в военном отношении страной – США. Это было достигнуто, в том числе, благодаря работе судостроительных проектных и конструкторских бюро, известных ныне всему миру. Приморское ЦКБ по результатам своей работы занимает среди них достойное место, а по разнообразию разработанных проектов превосходит их.

По проектам этого ЦКБ построено и переоборудовано около 800 кораблей и судов. Оно внесло огромный вклад в отечественное судостроение и развитие Военно-Морского флота нашей страны.

Мне довелось более пятидесяти лет проработать в судостроительной отрасли, посвятив свою жизнь интересной работе конструктора и проектировщика кораблей и судов. При этом более сорока лет проработал в Приморском ЦКБ, выполняя проектные и конструкторские работы, в течение 22 лет руководил проектно-конструкторским отделом.

Деятельность Приморского ЦКБ–это частица истории судостроения на Дальнем Востоке. Тому, кто избрал своей профессией кораблестроение, будет интересно узнать, какие работы выполняло ЦКБ во времена создания океанского флота СССР, чем приходилось заниматься его конструкторам.

Многие годы упоминание о нашем конструкторском бюро в средствах массовой информации было под запретом. Мало кто из жителей Владивостока знал о существовании в городе огромного коллектива высококлассных специалистов-кораблестроителей, тем более, о том, чем занимается это ЦКБ. Даже те, кто много лет работал в ЦКБ, не были осведомлены о работах своих коллег в других отделах конструкторского бюро. Деятельность Приморского ЦКБ – это целая эпоха в истории судостроительной промышленности не только на Дальнем Востоке, но и в нашей стране. Уходят из жизни люди, которые много лет проработали в этом конструкторском бюро и принимали непосредственное участие в его делах, создавая военно-морской и гражданский флот нашей страны

В настоящих «Воспоминаниях инженера» рассказывается о работе ЦКБ и его людях – замечательных специалистах своего дела, о профессиях конструктора и проектировщика кораблей и судов, о работах, которые довелось выполнять молодому инженеру, пришедшему на работу в конструкторское бюро после окончания института.

Далее

В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 583


Добавить комментарий