2. Макет с трансформатором

 

2. Макет с трансформатором

Памяти моего коллеги по работе Л.Д. Степанова.

В конце лета 1973 года ЦНИИ «Морфизприбор» готовился к визиту высокого московского начальства. Главной фигурой в московской делегации был Д.Ф. Устинов, в то время кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, председатель Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР. Было принято решение развернуть грандиозную выставку в недавно построенном новом бытовом корпусе института. Нужно было показать наши основные достижения в разработке гидроакустической аппаратуры для нужд ВМФ, а также показать направления основных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Выставочные экспонаты делились на две основные группы: — приборы гидроакустических комплексов (ГАК) и станций (ГАС) или их лабораторные образцы, включая антенны или их отдельные элементы, и многочисленные плакаты, графики и другие наглядные материалы.Среди проводимых в это время опытно-конструкторских работ по гидроакустическим комплексам для подводных лодок главным был ГАК «Скат».

Но комплекс существовал ещё только в головах его разработчиков, а также в виде рабочей документации, по которой было развёрнуто изготовление в цехах нашего опытного производства. Реального «железа» ещё не было, а отдельные модули и блоки приборов или их лабораторные макеты даже с большим количеством графического материала не могли дать полное представление о грандиозности разработки, которая существенно отличалась от всех предыдущих.

Нужно было придумать что-то такое, чтобы не заставлять высокое начальство напрягать свои умы, занятые государственными проблемами, придумать простую и понятную иллюстрацию всех возможностей комплекса.

По этому поводу прошло совещание у Директора института – Главного конструктора ГАК «Скат» В.В. Громковского. На этом совещании Первый заместитель Гл. конструктора — начальник комплексной лаборатории, ведущей разработку, А.И. Паперно предложил сделать стенд, на котором простыми и доступными электро-электронными способами можно было бы наглядно продемонстрировать решение комплексом главных задач, а также показать основные тактико-технические характеристики. Предложение было одобрено, а его реализацию А.И. Паперно поручил двум сотрудникам своей лаборатории – Л.Д. Степанову и мне. Это был период, когда опытный образец комплекса ещё планировался к установке на проектируемую ЦКБ «Рубин» подводную лодку проекта 949 (шифр «Гранит»). Развивая идею А.И. Паперно, мы решили, что конструктивно это будет большой деревянный короб, внутри которого будут размещены все электротехнические и электронные устройства. Лицевая поверхность будет выполнена в виде крышки из тонированного оргстекла, на котором будут видны контуры ПЛ-носителя ГАК «Скат» с выделенными антеннами: носовой, бортовыми в средней и кормовой частях, рубочными и выпущенной протяженной буксируемой антенной за кормой лодки; ещё одной советской ПЛ, с которой осуществляется звукоподводная связь и кораблей-целей вероятного противника: подводной лодки, надводного корабля, группы надводных кораблей и авианосного ударного соединения (авианосец с кораблями и подводными лодками охранения).

К участию в работе была привлечена макетная мастерская нашего отдела научно-технической информации. В помещении этой мастерской и были развернуты работы по созданию макета. Леня Степанов и я придумали нехитрую электронную схему, а макетчики изготавливали сам короб и под нашим руководством устанавливали внутри этого короба элементы электронной схемы и наносили на внутреннюю поверхность оргстекла контуры наших лодок и кораблей-целей с микро-миниатюрными лампочками подсветки.

Идея, как и задумывалась, реализовывалась просто и наглядно. Картина делилась на две непропорциональные части – примерно треть надводная часть и две трети подводная. Была предусмотрена демонстрация различных режимов работы комплекса, выбор которых осуществлялся нажатием соответствующих кнопок, выведенных на правую нижнюю часть лицевой поверхности. В зависимости от выбранного режима в правом верхнем углу высвечивались основные результаты работы: курсовой угол и пеленг на цель, классификационный тип цели, дистанция до цели и её скорость, а также передача этих данных в корабельную систему управления оружием. Эффект распространения звуковых волн в воде показывался последовательным подсвечиванием концентрических дуг, постепенно уменьшающихся или увеличивающихся в размере в зависимости от режима работы комплекса. Квинтэссенцией демонстрации был выход торпеды из лодки и поражение обнаруженной подводной или надводной цели, которые вспыхивали красными языками пламени, а также выход ракеты «Гранит» из подводного положения на поверхность и поражение ею авианосца.

Когда почти все комплектующие элементы были собраны, мы приступили к изготовлению пробного макета схемы и обнаружили, что забыли про основной источник питания схемы — сетевой трансформатор. Лёня вспомнил, что у него в столе есть большой старый транс с многочисленными выводами от вторичной обмотки с требуемыми для нашей схемы номиналами напряжения. Этот трансформатор и явился определяющим глубину самого короба. Наша схема заработала не сразу, много раз мы меняли её элементы. Ведь всё делалась на глаз и на скорую руку, без каких-либо расчетов элементов схемы. У наших макетчиков тоже были трудности с выбором материала для короба и изготовления лицевой панели из оргстекла. Перебирая имеющиеся в институте деревянные материалы, наши макетчики никак не могли найти подходящий. Выход был найден благодаря связям с макетным отделом Военно-морского музея, откуда были привезены несколько тиковых досок с палубы крейсера «Аврора», оставшихся после её ремонта. В общем, время катастрофически уходило и уже был назначен день генеральной репетиции на выставке достижений, а наш макет был ещё далеко не готов. Последние дни мы задерживались на работе до 22-23 часов.

За несколько дней до генеральной репетиции пришли посмотреть на макет Главный конструктор комплекса и его Первый заместитель. Не высказав никаких претензий и пожеланий, они остались довольны нашей работой. Буквально накануне окончательной сборки и проверки работы макета перед его установкой на выставку пришел поторопить нас и посмотреть на макет Главный инженер института Р.Х. Бальян, который был ответственный за подготовку всей выставки. Его визит запомнился мне очень хорошо. Главным инженером он стал сравнительно недавно, а до этого возглавлял наше электротехническое отделение. Был доктором технических наук и имел много печатных трудов в области трансформаторов. В шутку в институте его называли доктором «трансформаторных наук». Увидев Бальяна в открывшейся двери макетки, мы ожидали кучу вопросов и предложений. Но он молча осмотрел макет, попросил нас продемонстрировать его работу и, оставшись весьма удовлетворенным, попросил открыть переднюю крышку. Бальян, ничего не говоря, внимательно осмотрел всю внутреннюю начинку, а когда мы закрыли крышку короба, он задал один единственный вопрос – почему мы выбрали такой громоздкий трансформатор ?!!

На следующее утро макет, сверкающий лакированным коробом из палубных досок революционного крейсера, занял положенное ему место в скатовской экспозиции. Генеральная репетиция прошла без замечаний, как и последующая демонстрация возможностей разрабатываемого комлекса «Скат» Д.Ф.Устинову и всей его свите.

Наш самоотверженный труд не остался незамеченным руководством лаборатории. Леня и я получили прибавки к квартальной премии. Каждый по целой десятке!

Далее

В начало

 

 

 

Автор: Тесляров Борис Владимирович | слов 979


Добавить комментарий