17. Итоги работ «Дальзавода» по строительству подводных лодок

Разработка в довоенное время проектно-технической документации для строящихся подводных лодок, техническое сопровождение их строительства, организация и проведение испытаний после постройки, послужили хорошей школой для конструкторов подводных лодок «Дальзавода», позволили расширить их технический кругозор и эрудицию, значительно повысить квалификацию и стать специалистами широкого профиля.

В период с 1932 по 1943 год рабочие и инженерно-технические работники завода накопили значительный опыт строительства кораблей и подводных лодок. В процессе проведения этих работ, требовавших высокого качества исполнения, коллектив завода обеспечил себе заслуженный авторитет у Военно-Морского флота, смежных предприятий и руководства отраслью. В результате чего и в послевоенные годы «Дальзавод» продолжал получать весьма ответственные задания.

В начальный период воссоздания советского Военно-Морского флота строились в основном подводные лодки малого и среднего водоизмещения, имеющие непродолжительные сроки службы и небольшую стоимость постройки. Но по мере повышения темпов роста советской экономики, стали проектироваться и строиться более совершенные подводные лодки малого и среднего водоизмещения, а также подводные лодки большого водоизмещения.

Строившиеся в последние предвоенные, а также военные годы, подводные лодки IX бис, X бис, XII, XIII и XIV серий являлись для своего времени, вполне современными подводными лодками, не уступающими лучшим зарубежным образцам, а по многих тактико-техническим элементам превосходящие их.

Как уже говорилось выше, к началу Великой Отечественной войны «Дальзавод» построил и передал флоту 76 подводных лодок типа «Щ», «М», «С» и «Л» V, VI, V бис 2, IX бис, X XI XII XIII серий, что составило 36% от общего число подводных лодок, построенных в стране к началу войны.

В первые годы Великой Отечественной войны «Дальзавод» построил и передал флоту ещё 9 подводных лодок IX бис и X бис серий (см. таблицу 10). А всего Тихоокеанский Военно-морской флот получил от «Дальзавода» 85 подводных лодок из 260 построенных промышленностью за период 1932-1945 годы, то есть 32,7% всех построенных в стране подводных лодок. В период Великой Отечественной войны подводные лодки, построенные советскими кораблестроителями, в том числе на «Дальзаводе», продемонстрировали высокую боеспособность, надежность и хорошие маневренные качества, позволившие успешно громить врага на морских просторах.

За боевые успехи 27 подводных лодок были награждены орденом «Боевого Красного Знамени», в том числе С-56 IX серии, построенная на «Дальзаводе». Кроме того, этой лодке было присвоено звание гвардейской.

Правительство высоко оценил деятельность «Дальзавода» по строительству надводных кораблей и особенно подводных лодок, а также выполнение заданий ГКО, наградив его в 1945 году орденом Ленина, а большую группу инженерно-технических работников завода, в том числе конструкторов, орденами и медалями СССР.

Газета «Правда» в своей передовой статье от 10 июля 1945 года писала: «Подводный флот – это детище Советского народа, это грозная боевая сила великой морской державы».

В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 407


Добавить комментарий