Замечательные жители и гости Толстовского дома

Вид Толстовкого дома с Аничкова моста. Фото Ю.И.Стальбаума. 2010 год.

Толстовский дом с момента своей постройки сразу же привлёк внимание людей творческих и неординарных.

Мы перечислим далеко не всех замечательных жителей Толстовского дома и их не ме­нее замечательных гостей. Работа по их выявлению ещё только начата и предлагаемый список — всего лишь первоначальный набросок свода заме­чательных, примечательных, выдаю­щихся и знаменитых Жителей и гостей Толстовского дома.

Защук Лидия Васильевна

Августа, преподобномученица (в миру Защук Лидия Василь­евна, девичья фамилия Казнакова), канонизирована Русской Православ­
ной церковью в 2001 году. Дворянка, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, была Журналисткой в Санкт-Петербурге.

С 1914 по 1917 год жила в Толстовском доме.

Преподобномученница Августа

В 1917 году переехала из Петрограда в Калужскую область, в город Козельск, в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. После закры­тия обители в 1924 году — основала на его месте музей «Оптина Пус­тынь» и была заведующей этим музе­ем. Многие бывшие насельники оби­тели также работали в музее. 10 авгу­ста 1927 года её арестовали и взяли подписку о невыезде. Приговор — 3 года высылки с лишением права про­живания в 7 крупных населенных пун­ктах страны. Проходила по «Группо­вому делу иеромонаха Никона (Беляе­ва) и др. Козельск, 1927 год». После объявления приговора и освобожде­ния из тюрьмы уехала в Тулу.

После того как о. Исаакий (Бобри­ков) поселился в Белёве, к нему при­ехала жить Лидия Васильевна Защук. В Белеве она приняла схиму с именем Августа. Была энергичной, рассуди­тельной и необычайно преданной стар­цу Нектарию женщина. С 1934 года была игуменьей подпольного Женского монастыря в городе Белёве.

Следующий арест — 16 декабря 1937 года. Обвинение при арес­те — «игуменья подпольного монастыря тихоновской ориентации». Арестована вместе с последним настоятелем Оптиной Пустыни схиархимандритом Исаакием (Бобриковым). Проходила по «Груп­повому делу епископа Никиты (Прибыткова). Тульская область, 1937 год».

Её допрос длился 15 суток, во время которого ей не давали не только спать, но не разрешали даже садиться. Когда она падала, ее обливали холодной водой. Ей было 70 лет.

Приговор от 30 декабря — высшая мера наказания, расстрел. Расстреляна в день Собора Пресвятой Богородицы в городе Туле 8 января 1938 года. Захоронена вместе с другими мучениками. Место захоронения — братская могила на 162-ом км Симферополь­ского шоссе.

(О ней смотри также в разделе: « Жители Толстовского дома — жертвы террора»).

Аркадий Аверченко

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1880 — 1925), писатель, журналист, сатирик и театральный критик. С 1908 года Аверченко становится секретарём сатирического журнала «Стрекоза» (впослед­ствии переименованным в «Сатирикон») и в том же году — его редакто­ром.

Ре-ми. Рисунок для "Крокодила" К.Чуковского

Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В.Ремизовым (Ре-ми), и др.

Именно там появились его самые блестящие юмористические расска­зы. За время работы Аверченко в «Сатирико­не», этот журнал стал
необычайно попу­лярен, по мотивам его рассказов ста­вились пьесы во многих театрах страны. Издавал журнал «Новый Са­тирикон» (1913-­1918).

Ре-ми. Рисунок для "Крокодила" К.Чуковского

Среди писате­лей, которым по­мог Аверченко, был и В.В.Князев, позже также живший в Толстовском доме. Об этом написал Арка­дий Бухов:

« С людьми близкими Аверченко был чрезвычайно нежен и чуток -  той особенной товарищеской нежностью. Если около Аверченки в «Сатириконе.», что называется, «вплотную» рабо­тали, предполо­жим, пятнадцать человек — из них наверняка десять человек были вы­тащены из про­винциального не­бытия или бестол­кового мыканья по чуждым для них редакциям.

Тэффи

Пользуясь своими литера­ литературными связями, Аверченко до­водил с ними дело до конца и каждого устраивал не только в «Са­тирикон», но и в других редакци­ях и издательствах: этого Аверченке не забудут многие — вот почему после его смерти будут десятки самых теплых воспоми­наний.

Ре-ми. Портрет Маяковского

Только один человек вместо благодарности плюнул в лицо ему. Это нынешняя знамени­тость советская — Василий Кня­зев. Вытащенный Аверченко, что называется, за уши, облас­канный им морально, вечно поддерживаемый материально, Князев в момент нашего общего ухода из старого «Сатирикона» в собственный «Новый Сатирикон», побежал с жалобой на Аверченко в участок. В по­данном доносе Князев обвинял Арк. Тим. «в краже конторских книг». Поз­же, когда настал большевизм и Князев был почетным членом редакции «Красной газеты», он писал в ней: — Помните, что Аверченко еще скрывается в Петрограде.

Автопортрет Ю.П.Аненкова

Но даже и тут Аверченко остался Аверченкой. Когда один из нынешних сменовеховцев, а тогда свободный литератор, с возмущением показывал ему эту заметку, Аркадий Тимоф. улыбнулся и заметил:
- Что же: иметь такого вра­га как Князев — это даже льстит самолюбию порядочного чело­века.»

(Аркадий Бухов «Что вспоминается»)

С.М.Алянский

Жил в Толстовском доме в 203 квартире до 1918 года. При советской власти произведения Аверченко не публиковались из-за того, что он в 1921 году в Пари­же опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантли­вой книжкой … озлобленного до умо­помрачения белогвардейца». Умер и похоронен в Праге.

Алянский Самуил Миронович (1891-1974), владелец и редактор издательства «Алконост», созданного в 1918 году для публикации произведе­ний писателей-символистов, в основ­ном А.А.Блока.

Фотография А.А.Блока с дарственной надписью С.М.Алянскому

Вот выдержка из книги В.Н.Орлова «Гамаюн. Жизнь Александра Блока»:

«Первое марта 1919 года. Бес­цветная прибалтийская весна. В одной из тесных однокомнатных квартир знакомого всем коренным пе­тербуржцам громадного дома графа Толстого на Троицкой улице собра­лись Александр Блок, Андрей Белый, Алексей Ремизов, Всеволод Мейер­хольд, Иванов-Разумник, художники Юрий Анненков, Николай Радлов и Николай Купреянов, еще несколько человек. Случайно среди мужской компании оказалась единственная женщина — прелестная О.А.Глебова- Судейкина, драматическая актриса и танцовщица, в театральном, художественном и литературном мире известная как Олечка Судейкина. (Много лет спустя об этой «подруге поэтов» расскажет тол­стая французская книга.)

Ольга Глебова-Судейкина

Хозяином квартиры был мо­лодой человек Самуил Мироно­вич Алянский, в просторечии — Алконост.В июне 1918 года он по слу­чайному делу пришел к Блоку и произвел впечатление самое при­ятное. Блок поддержал дерзкие издательские планы Алянского (у того не было ни гроша за ду­шой и ни крупицы опыта) и для почина передал ему для изда­ния поэму «Соловьиный сад». Через месяц вышла в свет ма­ленькая изящная книжечка, с легкой руки Блока положившая начало издательству «Алко­ност», названному так по име­ни вещей русской птицы.

Вокруг издательства и предпринятого им альманаха «Записки мечтателей» объеди­нились бывшие символисты (Белый, Иванов, Ремизов), здесь из­давалась Ахматова, здесь вышел первый сборник молодых советс­ких прозаиков, извлеченных из тьмы небытия Горьким, — «Серапионовы братья». (Блок просмотрел рукопись сборника и содержание его одобрил.)

Титульный лист первого издания поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Издательство «Алконост» С. М. Алянского

«Алконост» просуществовал шесть лет и оставил заметный след в истории русской литературы — прежде всего потому, что выпус­тил почти все послереволюцион­ные издания книг Блока, начиная с богато оформленной в альбомном формате, с рисунками Ю.Анненкова, поэмы «Двенадцать.»

Блок вникал во все дела и об­стоятельства «Алконоста», прини­мал близко к сердцу его успехи и затруднения, в сущности был его неофициальным главным редак­тором. А сам С.М.Алянский в пос­ледние годы жизни поэта стал особенно близким ему челове­ком, пользовался его безгранич­ным доверием и, нужно сказать, оправдывал это доверие в полную меру своих сил и возможностей. Имя Алянского из биографии Александра Блока неустранимо.

Французское издание поэмы А. А. Блока «Двенадцать» в оформлении Ю. Анненкова

… Собрались у Алянского по слу­чаю «юбилея»: «Алконосту» испол­нилось девять месяцев. По тем су­ровым и трудным временам такой срок показался достаточным, — ждать до года было слишком долго. Хозяин с величайшим трудом раздобыл три бутылки спирта и кое-какую еду. Гвоздем застолья был форшмак, изготовленный из воблы и мороженой картошки поваром Лома ученых в недалеком прошлом — шефом знаменитой Виллы Родэ.

Обложка первого издания поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Издательство «Алконост» С. М. Алянского

Гости поговорили о делах, поизощрялись в юбилейных тостах и при скудости за­куски быстро захмелели. Петроград был на осадном положении, после опреде­ленного часа хождение по улицам без пропуска вос­прещалось. Большинство гостей разошлось вовре­мя, несколько человек ос­тались до утра. Устроились кто как, Блок задремал сидя у стола.

Среди ночи Алянского разбудил стук. За дверью стоял некто во всем кожаном и два вооруженных, опоясанных патронными лентами матроса.
- Есть посторонние?
- Да, есть. Мы праздно­вали день рождения, и тем, кто живет далеко, пришлось остаться. Вон там, у стола, дремлет Александр Блок… Говорите потише, не хо­чется его будить…
-   Какой Блок? Тот самый?..
Комиссар перешел на шепот и поманил Алянского в коридор.
-   А еще кто у вас остался? Почему не сообщили в домкомбед? Алянский объяснил. Комиссар сказал, что на этот раз уж так и быть, обошлось, а вообще полагается сообщать, и хорошо, что он сам был с патрулем, иначе всех забрали бы.

Ю. Анненков. Портрет В. Ходасевича

Ю.Аненков. Портрет К.Чуковского

Патруль удалился, но комиссар пройдя несколько шагов, обернул­ся и спросил у Алянского строго, в тоне выговора:
-   А Александра Блока, гражданин хороший, неужели не могли уложить где-нибудь?

Это был собственной персоной комендант Пет­роградского укрепленного района, известный больше­вик Л.Н.Авров. Имя его можно прочитать на одном из надгробий Марсова поля.

Утром разошлись и пос­ледние гости. На столе ос­тался альбом, заведенный Алянским по случаю «юби­лея». На первой странице Блок написал: «Дорогой Са­муил Миронович. Сегодня весь день я думал об «Алко­носте». Вы сами не знали, какое имя дали издатель­ству. Будет «Алконост», и будет он в истории, потому что все, что начато в 1918 году, в истории будет…»

Ю. Анненков. Портрет А. А. Блока на смертном одре

Первая вышедшая книга — поэма А.А.Блока «Соловьиный сад». Всего «Алконостом» было издано около 50 книг, в т.ч. произведения Андрея Белого, Алексея Ремизова, Вячеслава Иванова, Анны Ахмато­вой, Федора Сологуба и др., почти все произведения Блока. Особенно знаменито первое издание поэмы А.А.Блока «Двенадцать» проиллюс­трированное Юрием Анненковым. В 1919 в «Алконосте» вышел пер­вый номер журнала «Записки мечтателей». Всего вышло 6 номеров этого журнала. В 1922 Алянский выпустил сборник «Серапионовы братья», отражающий эстетические взгляды одноименной литератур­ной группы.

«Алконост» был задуман Алянским ради Блока, Блок был душой этого предприятия. В выпуске произведений Блока была главная цель существования издательства. Поэтому после смерти поэта в 1921 году стало очевидным, что и «Алконост» обречен на гибель. Недаром кри­тик Георгий Альмединген писал после смерти Блока: «Когда умер Блок, птица-печаль Алконост пропела скорбную песнь о кончине его». По воле Блока и с согласия его жены право на посмертное издание всех сочинений поэта получил Алянский. Он приступил к выпуску собра­ния стихотворений Блока. Но из-за этого произошел конфликт между «Алконостом» и Госиздатом, окончившийся в 1923 году закрыти­ем частного издательства. После закрытия в 1923 «Алконоста» Алян­ский работал в издательствах Наркомпроса, заведовал книжными ма­газинами издательств «Книга» и «Международная книга». В 1929Алян­ский возглавлял «Издательство писателей в Ленинграде». Был инициа­тором выпуска «Художественной серии» с произведениями современ­ных иностранных писателей и серии «Мастера современной литера­туры», посвященной советским писателям. В 1938-1942 руководил издательством Ленинградского Союза художников, известного выпус­ком в годы 2-й мировой войны агитплакатов «Боевой карандаш». С 1943 — член редколлегии и художественный редактор журнала «Мурзилка» и издательства «Детгиз», где до конца жизни был кон­сультантом по оформлению детской книги. Жил в Толстовском доме, где у него в гостях бывали А.Ахматова, А.Блок, М.Зощенко, В.Каверин, Ю.Анненков. Похоронен в г. Пушкине на Казанском кладбище.

Г.Е. Распутин

Андроников Михаил Михай­лович (1875-1919), князь, извест­ный авантюрист и аферист. Описан В.С.Пикулем в романе «Нечистая сила». Имел кличку Побирушка. Чело­век из близкого окруЖения Г.Е.Распутина.

В мемуарах того времени о нём пишут:
« Сегодня, в день своих именин, [генерал] Алексеев получил икону Михаила Архистратига от… кня­зя Михаила Михайловича Андроникова, прозванного в Петрограде «червонным валетом». Это аферист высокой марки, придворный Хлестаков-Ноздрев; он сумел быть необходимым самым разнооб­разным людям и со всех и за все свои услуги получает хороший гонорар. Одному он помогает находить участников акционерного общества для эксплуатирования концессии, другому проводит ус­тав промышленного товарищества или компании, третьему комиссионерствует по сдаче казенных заказов за границу и… удовлетво­ряя известную страсть Воейкова, постепенно приобретает попу­лярность в определенном кругу и благоденствует. Еще воспитыва­ясь в Пажеском корпусе, Андроников подавал надежды на дельца большой марки, не кончил курса и поселился в бедном отеле. Пред­ставляю себе положение Алексеева — икона ведь не подарок, ее и вернуть нельзя…»

В полицейских документах о нём можно прочитать ещё и другие подробности: «…известно из показаний прислуги Андронникова, что он предоставлял свою квартиру для секретных свиданий Распутина с Хвостовым и Белецким, а также и с епископом Варнавою. В то же время князь Андронников, желая попасть в тон царившему при Дворе религиозному настроению и создать этим же слух о своей религи­озности, в своей спальне за особой ширм.ой устроил подобие часовни, поставив большое распятие, аналой, столик с чашей для освящения воды, кропило, ряд икон, подсвечников, полное священническое обла­чение, терновый венец, хранившийся в ящике аналоя и пр. Достойно примечания, как это мною лично установлено при осмотре его квар­тиры и при допросе его прислуги, что князь Андронников в той же самой спальне, по другую сторону ширмы на своей двуспальной по­стели предавался самому гнусному … с молодыми людьми, даривши­ми его ласками за обещания составить протекцию. Последнее обсто­ятельство нашло свое подтверждение в ряде писем, отобранных мною при обыске у князя Андронникова, от таких обольщенных им моло­дых людей, которые жаловались в этих письмах на то, что он их обма­нул в своих обещаниях».

Доклад товарища прокурора Екатеринославского окружного суда Владимира Руднева [1]

Упоминается в воспоминаниях А.И.Спиридовича. После Ок­тябрьского переворота служил начальником Кронштадтской ЧК. Был расстрелян за взятки и финансовые аферы, хотя официально был об­винён в шпионаже, что не имело никаких доказательств. Жил в Тол­стовском доме, но был выселен в 1916 году согласно решению суда по иску домовладелицы графини О.А.Толстой, которой не нравились посещения её дома Г.Е.Распутиным и его почитателями.

(Смотри о нём: Приложение 3. А.И.Спиридович «Из воспомина­ний о М.М.Андроникове»).

Белослудцев Александр Яковлевич (1961-2004), художник, график-дизайнер, фотограф. Работал в области книжного и журнального дизайна. Занимался художе­ственным оформлением 6-ти томного собра­ния сочинений Анны Ахматовой (1989). Оформлял книгу — миниатюру «Саша Чёр­ный. Стихотворения». Несколько лет был арт-директором ряда журналов, в частности «Мир Петербурга» (1996) и «GQ» (2001-2004). Жил в Толстовском доме.

Книги Р. М. Беньяш

Беньяш Раиса Моисеевна(1914­1986) — советский театровед и театральный кри­тик. Жила в Толстовском доме в 104 квартире, принадлеЖавшей Д.Ф.Слепян. Автор книг:

  • «Н. К. Черкасов» (М., 1952).
  • «Георгий Товстоногов» (Л.-М.: Искусст­во, 1961).
  • «Без грима и в гриме» (Л.-М., 1965).
  • «Пелагея Стрепетова» (Л., 1967).
  • «Павел Мочалов» (Л.: Искусство, 1976).
  • «Катерина Семёнова» (Л., 1987).

«Раиса Моисеевна Беньяш была способ­ным и заметным в городе человеком. Ее книга о Мочалове строилась на простой основе: он жил в одно время с Пушкиным, и это помогло ей сделать интересные параллели и свежие выводы. Однажды она сказала Р., что одной из живых моделей Мочалова служил для нее Ле­бедев. Можно не соглашаться, но прием любо­пытен: смотри на сегодняшнюю сцену и думай, что это легендарный Мочалов…»

(Владимир Рецептер «Гасгрольный роман»)

Автор неопубликованной книги об И. М. Смоктуновском. Была знакома с А. А. Ахматовой, которая подарила ей свой портрет рабо­ты А. Г. Тышлера с надписью: «Милой Раисе Моисеевне Беньяш (Джонни) — На память о трех вещах: С. Тышлере, Ташкенте и обо мне грешной. Ахм.»

Дружила с актрисой Аллой Демидовой, которой она завещала портрет-барельеф Анны Ахматовой. В книге воспоминаний «Бегущая строка памяти» АДемидовой есть целая глава, посвящённая Раисе Моисеевне. О её квартире она писала: «У нее была роскошная кварти­ра с уникальной павловской мебелью красного дерева». В этой квар­тире бывали многие её друзья, например Г.А.Товстоногов, И.М.Смоктуновский, А.А.Ахматова, Е.А.Лебедев… Дружила с И.А.Колпаковой и её мужем В.Г.Семеновым, которые жили в одной парадной с ней, и которые познакомили её с Г.Д.Кремшевской и её мужем М.С.Георгиевским. Похоронена на Комаровском кладбище в од­ной могиле с Д.Ф.Слепян, недале­ко от могилы А.А.Ахматовой.

Войтенкова В. Е.

Войтенкова Виктория Ев­геньевна (р. 1989) — оперная певи­ца, обладающая удивительным по красоте сопрано. Лауреат меЖдуна­родных конкурсов оперных исполни­телей.

Как отмечают специалисты из Мариинского театра, она «обладает обширным оперным репертуаром, который включает арии из опер Моцарта, Пуччини, Верди, Римского- Корсакова, романсы русских и зарубежных композиторов».

Начала заниматься вокалом в 9 лет под руководством заслуженной Виктория Евгеньевна Войтенкова  артистки России Инессы Просаловской, а её постоянным концерт­мейстером стала заслуженная артистка России Евгения Энтина. Обучалась вокальному искус­ству в Санкт-Петербурге, Цюри­хе и Берлине. С 13 лет выступа­ет на международных фестива­лях и дает сольные концерты в лучших концертных залах Петер­бурга, Москвы и Европы.

Ещё совсем юной, 15-ти лет­ней певицей с блеском выступи­ла в концертах Бобби Макферрина в Москве и Петербурге в 2004 году.

В 2008 году — безупречное выступление в Константиновском дворце вместе с Василием Герелло. Дирижировал — Фабио Мастран- Желло.

В. Е. Войтенкова и В. Герелло на концерте в Константиновском дворце.

В 2009 года завоевала в Австрии (г. Грац) Первую премию на XV Международном конкурсе оперных исполнителей имени Ферруччо Тагливиани в категории исполнителей до 24 лет, а также была при­знана лучшим сопрано по итогам конкурса.Ю.Телицын в «ЖЖ» 2 5 мая 2010 года записал: «Виктория Вой­тенкова — чистое, «упругое» и сильное сопрано. Она очень молода, но чистота и уверенность её голоса уже та, которую певицы приобрета­ют с опытом. Получается, что это врождённая особенность? :-) Спела четыре разные по характеру арии, спела красиво и эмоциональ­но. Голос не дрогнул ни разу».

Ныне проживает в Толстовском доме.

Гагарин Андрей Петрович (р. 1934), князь, потомок Рюрика в 31 поколении, д.т.н., профессор Санкт-Петербургского Политехни­ческого института (одним из основателей которого был его дед). Пред­седатель Петербургского губернского дворянского собрания. Ныне живёт в Толстовском доме.

Гаршин Владимир Георгиевич (1887-1974), профессор, академик Академии Медицинских наук (1945), патологоанатом. Пле­мянник писателя Всеволода Гаршина. Друг А.Ахматовой. Жил в Тол­стовском доме в квартире 459 во время блокады, будучи главным патологоанатомом Ленинграда.

Георгиевский Михаил Сергеевич (1910- ? ), артист балета (1935-1958) и режиссёр (1958-1976) Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне Мариинский театр). Дружил с А.Ахматовой. Жил с женой (Г.Д.Кремшевской) в Толстовском доме.

Груздева-Гротт (Протопопова) Агния Владимировна (1909-1991), балерина, хореограф. Мать двукратного олимпийского
чемпиона по фигурному ка­танию О.А.Прогопопова и хореограф пары Белоусова- Протопопов. По воспомина­ниям А.И.Смирновой (пока что не подтверждённым до­кументально) — жила с сыном и мужем, поэтом Серебря­ного века Д.М.Цензором в Толстовском доме. Похоро­нена на Литераторских мос­тках Волковского кладбища, в одной могиле с мужем Д.М.Цензором.

Дементьев Юрий, му­зыкант. С 1965 года высту­пал с музыкальными группа­ми «Юпитер», «Фаворит» и «Весёлые ребята». Жил в Толстовском доме.

Евгения Борисовна Зарицкая

Зарицкая Евгения Борисовна, композитор, заслуженный ра­ботник культуры России, обладатель Диплома ЮНИСЕФ (Италия), премий Санкт-Петербурга: «Кумир детей 2000 » и «Золотой пеликан» (2007), на­граждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Окончила Белорусскую государственную консерваторию по ка­федре композиции и музыковедения.

Её песни записывали в студии и исполняли в концертах и по радио Эдита Пьеха («Сонет» на стихи Расула Гамзатова), Лариса Долина («Сонет» и « Звезда» на стихи Роберта Рождественского), Михаил Боярский («Дульсинея» на стихи Михаила Рябинина), Виктор Криво­нос — цикл «Земля полна чудес», Светлана Крючкова («Сказка про ленивую мышку») и др.

В 1986 году Евгения Зарицкая создаёт в Толстовском доме суще­ствующий и поныне коллектив — детскую шоу-группу «Саманта» и всё своё дальнейшее творчество посвящает ей.

В 1998 году композитор Евгения Зарицкая становится продюсе­ром и художественным руководителем открытого конкурса испол­нителей новой детской песни в Санкт-Петербурге «День рождения».

«Саманта» под управлением Евгении Зарицкой в 2011 году в БКЗ «Октябрьский» планирует отметить свой 25 летний юбилей большим концертом «Дети выбирают мир».

Зек Владимир Федорович (1885 — ?), управделами Волховстроя. Проживал вместе с сыном И.В.Зеком в 307 квартире Толстовско­го дома с 11 апреля 1920 года.

Зек Илья Владимирович (1911-1941), шахматист. Один из победителей турнира сильнейших ленинградских первокатегорников в 1933 году. Жил в Толстовском доме квартире 307. Погиб в пер­вые дни Великой Отечественной войны под Брестом.

Иванов Виктор Васильевич

Иванов Виктор Васильевич (р. 1956) — кандидат экономических наук, руководитель крупнейшей транс­портной организации МПС России, в структуре которой более 10000 чело­век, 17 000 специализированных ваго­нов, 7 вагоно-ремонтных депо и более 10 региональных представительств. Активный участник реформирования железнодорожной отрасли.

Крупный собиратель (коллекцио­нер) книг по истории, философии, ре­лигии, различным общественным дви­жениям и течениям. Ныне проживает Виктор Васильевич Иванов в Толстовском доме.

Иоффе Аркадий Ильич, первый председатель Правления ТСЖ «Толстовский дом» с момента его регистрации в ноябре 2007 года по июль 2008 года. Ныне входит в Ревизионную комиссию ТСЖ «Толсто­вский дом». Живёт в Толстовском доме.

Калманович Шабтай Генрихович (1947-2009), предприни­матель, спортивный менеджер, генеральный менеджер женской сборной России по баскетболу, владелец женского баскетбольного клуба «Спартак» (Московская область), генеральный директор ОАО «Тишинка» (с 1994 года), владелец Дорогомиловского рынка, органи­затор российских гастролей звёзд мировой эстрады. Являлся гражда­нином трёх государств (Литва, Россия и Израиль), говорящим на бо­лее чем десяти языках (идиш, литовский, русский, польский, немец­кий, английский, иврит, арабский и др.). Был приговорён властями Из­раиля к 9 годам заключения за шпионаж в пользу СССР; через 5 лет помилован и освобождён.

Жил в Толстовском доме во вре­мя пребывания в Санкт-Петер­бурге. Был убит 2 ноября 2009 года в Москве. Похоронен в Петах-Тикве (Израиль).

Карлов Иван Иванович

Карлов Иван Иванович (р. 1953) — крупный музейный специалист, главный хранитель — заместитель директора Государ­ственного Русского музея, кан­дидат философских наук, член жюри конкурса «Музейный олимп».

С 1975 года работает в Рус­ском музее. В 1986-1989 годах — заместитель главного редактора издательства «Аврора». С 1989 года — главный хранитель- замести­тель директора Русского музея. Реализует программу развития му­зея как крупнейшего центра хранения и реставрации памятников оте­чественной культуры (в музейном собрании в настоящее время бо­лее 400 тысяч экспонатов).

Осуществляет реставрационные, фондовые и экспозиционные работы в связи с освоением и музеефикацией зданий Мраморного дворца, Михайловского замка, Строгановского дворца, комплекса «Лет­ний сад — Летний дворец и Домик Петра I».

Председатель реставрационного совета Русского музея. Органи­затор и участник различных всероссийских и международных науч­ных конференций, автор ряда публикаций по актуальным проблемам современного музееведения и культурологи. Занимается преподава­тельской деятельностью.

Член правления Творческого союза музейных работников Санкт- Петербурга и Ленинградской области, член Международного совета музеев (ICOM).

В. В. Путин, В. И. Матвиенко, В. А. Гусев, И. И. Карлов

Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Награждён медалями Ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».

Удостоен официальной благодарности Председателя Правитель­ства РФ.

Проживает в Толстовском доме с женой и дочерью.

Кехман Владимир Абрамович (р.1968), генеральный дирек­тор Михайловского театра, российский бизнесмен, меценат, предсе­датель совета директоров компании JFC.

С начала 1990-х годов — руководитель крупнейшего импортёра фруктов в Россию: сначала компании ОЛБИ-Джаз, затем JFC.

В 1994 году поддержал создание JFC Jazz Клуба, в том же году при его участии был орга­низован концерт Хосе Кар­рераса в Санкт-Петербур­гской Филармонии. На Ми­хайловской улице был уста­новлен телеэкран, и сотни петербуржцев смогли бесплатно увидеть живое выступление известного тенора.

Кехман Владимир Абрамович

Кехман спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге, был награжден несколь­кими орденами Русской Православной Церкви.

В 2007 году Влади­мир Кехман был назначен генеральным директором Михайловского театра.

Пожертвовал 500 миллионов рублей на реставрацию здания театра, пригласил Фаруха Рузиматова и Елену Образцову стать художе­ственными руководителями соответственно балетной и оперной трупп. Ныне живёт в Толстовском доме. В гостях у него в разное время было огромное количество знаменитостей, в том числе жил Хосе Каррерас.

Кизилов Дмитрий Иванович (р. 1953), д.т.н., профессор, ка­питан 1 ранга, академик Российской академии естественных наук. Служил на атомном полигоне на Новой Земле. Участник испытаний новых видов атомного оружия. Ныне живёт в Толстовском доме.

Киселев Владимир Владимирович, продюсер группы «Зем­ляне». Ныне живёт в Толстовском доме.

Василий Васильевич Князев

Князев Василий Васильевич (1887-1937), поэт-революционер. Со­чинитель рифмованных фельетонов, большевистских агиток и безбожных куплетов. Огромной популярностью после Октябрьского переворота пользовалась его песня «Марш комму­наров», где в припеве повторялось: «Ни­когда, никогда никогда никогда комму­нары не будут рабами…», хотя текст припева он практически скопировал со своего перевода английского гимна, выполненного ранее: «Никогда, никог­да, никогда, никогда англичане не бу­дут рабами.». В своих произведениях глумился над царской Россией и пел дифирамбы кровожадным большевикам. Репрессирован властью, которую воспевал. Умер на тюремном этапе под Магаданом. До ареста жил в Толстовском доме в квартире 301.

Колесов Лев Константинович (1910-1974), актер, заслу­женный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1968). Иг­рал в Краснодарском театре революционной сатиры (1928) , в мос­ковских театрах «Синяя блуза» (1929-1931) и Реалистическом — (1931­1933), в Ленинградском ТЮЗе (1933-1935), Новом ТЮЗе (1935­1940), с 1940 — в Ленинградском театре Комедии. Искусству Колесо­ва была свойственны тонкость психологического рисунка, острота формы, пластическая завершенность. Актер часто обращалсяся к сатирическому гротеску. Занималсяся режиссурой, поставил спек­такли: «Пигмалион» Б.Шоу (совместно с Н. П. Акимовым, 1943), «Ложь на длинных ногах» Де Филиппе (совместно с Акимовым, 1956). Коле­сов выступал и как чтец, в его репертуаре — Есенин, Маяковский, Пушкин («Борис Годунов»), «Пер Гюнт» Ибсена.

Ирина Александровна Колпакова

Жил в Толстовском доме в 9 подъезде. В гостях у него бывали многие замечатель­ные артисты, в том числе С.Юрский, с которым они вме­сте играли в фильме-спектак­ле «Кюхля». Похоронен на Серафимовском кладбище.

Колпакова Ирина Александровна (р. 1935), балерина, народная артистка СССР (1965), Герой социали­стического труда (1983), про­фессор кафедры классичес­кого танца Академии русско­го балета имени А. Я. Вагано­вой. Последняя балерина, вос­питанная легендарной А.Я.Ва- гановой. В течение многих лет была примой-балериной Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). В 1990-х годах в течение нескольких сезонов ра­ботала балетмейстером-репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке.

Указом Президента РФ в 1996 году за выдающийся вклад в разви­тие отечественного искусства ей была установлена Президентская пенсия.

Снималась в телеэкранизациях балетов: «Шопениана» (1958), «Хореографические миниатюры» (1961) в телефильмах-концер­тах: «Волшебство» (1969), «Танцует Ирина Колпакова» (1976), «Души моей царицы» (1981), «Сильфида» (1984), «В мире вдохно­вения» (1989), в кинофильме-балете «Барышня и хулиган» (1970), в телебалете «Дом у дороги» (1984). Жена В.Г.Семенова. Ныне живёт в Толстовском доме.

Коль Александр Леопольдович (? — ?), потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, управляющий Толстовского дома с момента его основания и как минимум до середины 20-х. До­веренное лицо графа М.П.Толстого и графини О.А.Толстой.

Жил в Толстовском доме в квартире 307. Умер во время блокады.

Н. А. Коль. Фото 1918 года.

Коль Николай Александрович (1891-1938), окончил Морс­кой Корпус в 1912 г. Служил на линкоре «Андрей Первозванный», линкоре «Полтава», подводных лодках «Кугуар», «Тигр», «Единорог». Лейтенант. В 1918 — 1920 г.г. командир ПЛ «Тур», начальник 2-го диви­зиона ПЛ БФ, начальник отдела штаба БФ, командир крейсера «Бога­тырь».

2 7 ноября 1918 года в 10.00 подводная лодка «Тур» под командо­ванием командира военмора Николая Александровича Коля и военко­ма военмора Яна Наполеоновича Гаевского вышла в первый в истории советского подводного флота боевой поход к берегам противника. Ей была поставлена задача: обследовать юЖную часть Финского за­лива до Ревеля с целью выявления мест дислокации английских кораб­лей. Николай Александрович в сложных осенне-зимних условиях про­шел по Финскому заливу юЖным фарватером и в подводном поло­жении проник в Ревельскую бухту, где, с рассвета 28 ноября с 8.00 до 11 часов, находясь под перископом, обошел бухту, но ничего суще­ственного из морских сил Юденича и англичан не обнаружил. В 16.00 29 ноября он вернулся в Кронштадт


В ознаменование первого боевого похода советской подвод­ной лодки «Тур», день 28 ноября был объявлен годовым праздником дивизии подводных лодок и еже­годно отмечался как День подвод­ника.

В последующие годы 28 ноября широко отмечался как праздник со­ветских подводников. Однако по­зднее, когда наиболее активные учас­тники Гражданской войны были окле­ветаны и репрессированы, эта дата перестала упоминаться на страницах печати.В марте-апреле 1921 г. находился под следствием в ВЧК. Помощник ко­мандующего Морскими силами Кас­пийского моря по строевой части (1922-1923), слушатель Военно-мор­ской академии, откуда был отчислен решением партийной комиссии ВМА (1923-1924). Преподаватель ВМУ им. Фрунзе (1924-1930), арестован ОГПУ 28 сентября 1930 г. по делу «Весна». Освобожден в январе 1932 г., восста­новлен в кадрах ВМС. Преподава­тель и старший преподаватель воен­но-морской тактики ВМУ им. Фрун­зе. Капитан 2-го ранга.Арестован 23 октября 1937 г. Приговорен к расстрелу. (Смотри также раздел «Жители Толсто­вского дома — Жертвы терро­ра»).Жил в Толстовском доме в квар­тире 307.

Крайчик Борис Захаро­вич(1928- ?), инЖенер, учас­тник литобъединений. Опубли­ковал детскую повесть «Что случилось в Эрмитаже». Дру­жил с И.С.Коном и С.Д.Довлатовым. Жил в Толстовском доме.

Крамер Михаил Яковле­вич

Крамер Михаил Яковле­вич(1880-1957) , дирижёр и директор Одесского оперного театра, а после — директор Ле­нинградской филармонии. В 1923 году в Одесском оперном театре М.Крамер дирижировал балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (премьера состоялась 7 декабря 1923 года), положившим начало ис­тории одесского балета. Жил в Толстовском доме в 333 квар­тире с женой — Титовой Вален­тиной Михайловной (бабуш­кой Нины Валентиновны Поздеевой — жены Л.Л.Поздеева). В гостях у М.Я.Крамера часто бывали дирижё­ры К.И.Элиасберг, Жив­ший рядом, на Фонтанке в доме № 50, и Е.А.Мравин- ский. Хотелось бы напом­нить, что К. И. Элиасберг дирижировал первым ис­полнением Седьмой (Ле­нинградской) симфонией Д. Д. Шостаковича в бло­кадном Ленинграде в 1942 году.Похоронен в одной мо­гиле с женой на Больше­охтинском кладбище.

Ремонт в Филармонии после Великой Отечественной войны

 

М. Я. Крамер с сотрудниками

Пластинка Карла Элиасберга

Кремшевская (Георгиевская-Кремшевская) Галина Дмитриевна (1912-1996), балерина, балетный критик и балето­вед. Жена М.С.Георгиевского. Дружила с А.Ахматовой. Автор книг о А.Я.Вагановой (у которой училась) (издана в 1981) и о выда­ющихся балеринах Т.М.Вечесловой (издана в 1951) и Н.М. Дудинс­кой (издана в 1964), которые бывали у неё в гостях в Толстовском доме.

Куприн Александр Иванович (1870-1938), писатель. Неко­торые историки утверждают, что он жил в Толстовском доме, но это не доказано документально. Достоверно известно, что он посещал спортивный зал «Санитас» в Толстовском доме, основанный ЛА.Чаплинским.

Купсин Евгений Вениаминович (р. 1950), бизнесмен, меце­нат. Основатель фармакологической компании НПО «Антивирал» с торговой маркой «Антигриппин-АНВИ». Коммерческий партнёр Алек­сандра Розенбаума. Ныне Живёт с Женой (Б.М.Купсиной) в Толсто­вском доме.

Купсина Бэлла Моисеевна (р. 1955), продюссер Александ­ра Розенбаума. Жена Е.В.Купсина. Ныне живёт в Толстовском доме.

Логовинский Абрам Давыдович (?-?), пианист, дирижёр, преподаватель Ленинградской консерватории. Жил в Толстовском доме со своей женой В.Х.Разумовской. Их сын Владимир учился в одном классе с С.Д.Довлатовым.

Л. Л. Манагадзе

Манагадзе Лали Лаврентьевна, модельер, хозяйка Детс­кого Модного Дома “Lalima”, создаёт модели детской одежды.

Очень трогательно и поэтично она рассказывает о нашем доме:

«Первое мое знакомство с Толстовским домом произошло, когда я была юной студенткой Ленинградского вуза в 77 году. Во вре­мя прогулки наречном трамвайчике по Фонтанке мое внимание привлек монументальностью и одновременно воздушностью. С этого мо­мента я стала пленницей этого дома, постоянно мечтая поселить­ся в центре Петербурга и именно здесь в «Ломе моей мечты»! Но мечты юности забываются, поглощаемые ежедневными за­ботами.

Однако жизнь крайне интересна своей непредсказуемостью и неожиданными поворотами. Я убедилась в том, что наши мечты, впол­не материальны и могут трансформироваться в реальность. Главное, это сила эмоционального посыла, с которой мы отправляем эту меч­ту в собственное будущее. Спустя несколько десятилетий, обстоя­тельства сложились таким образом, что я поселилась в «Ломе моей мечты»…

Про себя могу сказать, что «Дом моей мечты» дарит мне силы и поощряет творческие идеи, например, при создании новых кол-Мне очень дорог центр Петербурга. Здесь расположен Толсто вский дом, здесь же — на Гороховой я открыла свой Модный дом, един­ственный в России. Именно исторический старый Петербург помога­ет мне в творчестве. Даже коллекция этого года получила название «Аворцовый каприз» и была показана в гостинице «Астория», которая, так же как и Толстовский дом построена архитектором Ф.И.Лидвалем и долгие годы олицетворяет истинно интеллигентный Петербург».

Ныне проживает в Толстовском доме.

Л. Л. Манагадзе в Детском Модном Доме “Lalima”.

Маневич Михаил Владиславович (1961-1997), экономист, вице-губернатор Санкт-Петербурга. До своей гибели жил в Толсто­вском доме.

Михаил Маневич был похоронен на Литераторских мостках Вол­ковского кладбища. В 1999 году на его могиле установлен памят­ник — расколотый шар, прошитый пулями. Авторы проекта памятни­ка — архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Михаил Шемякин.

На улице Рубинштейна (д. 2), рядом с местом гибели Маневича, в 2002 была установлена мемориальная доска (скульптор Светлана Серебрякова) — вертикальная доска из малинового кварцита с ба­рельефом Маневича и надписью: «В память выдающемуся эконо­мисту, вице-губернатору Санкт-Петербурга», под барельефом — сломанная линия. В 1998 году имя Маневича присвоено школе № 249, где он учился. В 2009 году здесь был открыт музей имени Михаила Маневича. Скверу в Щербаковом переулке присвоено имя Маневича.

Михайловский (Цыбрий-Михайловский) Валерий Владимирович (р. 1953), артист балета, заслуженный артист РСФСР (1985), руководитель Санкт-Петербургского мужского балета. Жил в Толстовском доме в 1980-х годах.

Носич Лариса Александровна (р. 1959), второй председа­тель правления ТСЖ «Толстовский дом» с июля 2008 года по 11 фев­раля 2009 года. С момента регистрации (ноябрь 2007 года) по насто­ящее время — член правления ТСЖ «Толстовский дом». Ныне живёт в Толстовском доме.

Её отец, неоднократно гостивший у дочери в Толстовском доме, — Носич Александр Андреевич (р.1924), кавалер ордена Александра Невского. Участник Великой Отечественной войны и войны с Япони­ей. Свой боевой путь начал 10 июля 1942 года лейтенантом, команди­ром огневого взвода в 85-м гвардейском миномётном полку («катюш»). В ходе Прибалтийской стратегической наступательной операции в июле 1944 года капитан Носич А.А. исполнял обязанности начальни­ка штаба полка и был награждён орденом Александра Невского за смелые, волевые и решительные действия во время этой боевой опе­рации. В августе — сентябре 1945 года участвовал в боевых действиях на 2-м Дальневосточном фронте против Квантунской армии Японии. С 1996 года он член Клуба кавалеров ордена Александра Невского и неизменный член Президиума этого Клуба. Автор книги: «Очерки о кавалерах ордена Александра Невского».

Е. Ю. Паньженская подписывает фото Никасу Сафронову

Паньженская Екатерина Юрьевна (1984 — 2009) — дизай­нер и фотограф, создавшая серию фотографий о Толстовском доме, множество фотопортретов художников, артистов и музыкантов (напри­мер, Никас Сафронов и МС Вспышкин) и ряд книжных обложек

Е. Ю. ПаньЖенская фотографирует МС Вспышкина

В 2006 году окончила факуль­тет информационных технологий и медиодизайна Санкт-Петербургско­го государственного университета культуры и искусств (СПБГУКИ). На её художественное становление зна­чительное влияние оказал приёмный отец — Л.Г.Колотило, по заказу кото­рого она начала делать прекрасные книжные обложки ещё будучи студенткой. Одна из книг с её обложкой получила премию Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) и Российской книжной палаты за оформление в 2004 году. Умерла от внезапной остановки сердца. Жила в Толстовском доме в квартире 263 . Похоронена на Волковском Православном кладбище.

Поздеев Леонид Леонидович (р. 1964), к.ф.-м.н., бизнесмен, меценат. Генеральный директор издательско-полиграфического хол­динга «Иван Фёдоров». Член Попечительского совета Исаакиевского собора и Государственного Эрмитажа. Ныне живёт с семьёй в Тол­стовском доме. Его жена — Нина Валентиновна Поздеева (внучка Ти­товой Валентины Михайловны — жены М.Я.Крамера), член правле­ния ТСЖ «Толстовский дом».

Позднеев Дмитрий Матвеевич

Позднеев Дмитрий Мат­веевич (1865 — 1937), выдаю­щийся русский востоковед. Ро­дился в Орле. Брат А. М. Позднеева. Окончил факультет восточ­ных языков Петербургского университета. До 1898 при­ват-доцент, затем профессор Петербургского университета. Действительный член Русского географического общества. Преподавал историю Китая и экономическую географию стран Востока. В 1900-1903 находился в Китае, составил эко­номические обозрения торгов­ли китайских портов. В 1905­1906 годах директор Восточно­го института во Владивостоке.

Брат Д. М. Позднеева - Александр Матвеевич, выдающийся востоковед

Находясь в 1906 — 1910 годах в Японии, создал первый в России япон­ско-русский иероглифический сло­варь. По возвращении участвовал в организации Практической восточ­ной академии в Петербурге.

Преподавал историю и экономику Японии и Китая в Ленинградском го­сударственном университете, Ленин­градском восточном институте и в Военной академии РККА им. Фрунзе в Москве.

«…После революции 1917 г. Д.М.Позднеев продолжил свою педа­гогическую деятельность в Институ­те народного хозяйства имени Плеха­нова в Ленинграде, а с 1923г. стал пре­подавать историю и экономику стран Востока в Военной Академии имени Фрунзе в Москве, куда ездил каждую неделю, несмотря на транспортные трудности. Лля посадки в вагон велась предваритель­ная подготовка, для чего вся семья отправлялась на вокзал. Молодые внедрялись в очередь и, втиснувшись в вагон, стремительно карабка­лись на ближайшую верхнюю полку, занимая ее для отца. Несмотря на немолодой возраст, АМ.Позднеев не пропускал лекции в Военной Академии. Он продолжал много писать. В 1925г. была опубликована его большая работа «Япония. Страна, население, история, политика», в которой автор проявил себя глубоким знатоком «земли обильных по­лей риса». Появление книги было вызвано практической необходимо­стью — следовало знать могущественного соседа».

Внучка Д.М.Позднеева, Н.Г.Кабанова, вспоминая деда, писала: «Поразительно, как он мог утруждать свой единственный глаз, ежедневно помногу часов вырисовывая тончайшие детали иерогли­фов и вычитывая их в рукописях и книгах… Трудился он с раннего утра до позднего вечера. Я так и запомнила его за письменным столом с неизменной трубкой во рту, в маленькой бархатной шапочке («лыси­на мерзнет»), иногда с большой лупой в руках. Казалось, дед совсем не утомлялся. Ему было достаточно прилечь минут на пятнадцать, что­бы почувствовать себя вновь свежим. Перед сном дед любил раскла­дывать пасьянсы. Знал он их великое множество и меня приохотил к этому занятию». (Там же)

Стены кабинета Д.М.Позднеева «от пола до потолказанимали про­стые, неостекленные стеллажи. Книг было очень много, и самых раз­нообразных: художественная литература, труды по истории, эконо­мике, астрономии, географии, атласы, этнографические альбомы, сло­вари, различные энциклопедии, издания на всех европейских и мно­гих восточных языках. Лорогие фолианты в кожаных переплетах с тиснением и золотым обрезом чередовались с растрепанными книЖжками без переплетов, рукописями. Вся левая стена кабинета, у кото­рой стоял письменный стол, — Япония и Китай. Нижние полки на этой стене — книги дедушки, его рукописи. У письменного стола — удобное кресло китайской работы из черного дерева, с резной, в шашечку, широкой спинкой. Слева от стола — низкая этажерка с листами чистой бумаги и копиркой… У противоположного стеллажа, разделенные курительным столиком, стояли два низких кресла полукруглой фор­мы, обтянутые коричневой кожей. В углу у окна пряталась жесткая кушетка, на которой в короткие перерывы от работы отдыхал дед. После ареста библиотеку изъяли».

…Жизнь Д.М.Позднеева оборвалась трагически — профессора расстреляли 30 октября 1937 года. На долгие годы имя Д.М.Позднее­ва было предано забвению.

Сочинения: Исторический очерк уйгуров. — СПБ, 1899; Материа­лы по истории Северной Японии и ее отношений к материку Азии и России. Т. 1-2. — Токио — Иокогама, 1909; Япония. Страна, население, история, политика. — М., 1925; Современный Китай. (Борьба за китай­ский рынок). — Л., 1925.

Жил в Толстовском доме в квартире 660.

Полякин Мирон Борисович (1895 — 1941), российский и советский скрипач, педагог. Учился в музыкальной школе в Киеве у ученицы Фердинанда Лауба Елены Вонсовской, затем с 1909 г. в Санкт- Петербургской консерватории у Леопольда Ауэра. 24 января 1909 года выступил в Петербурге с первым сольным концертом. В 1917­ — 1926 гг. гастролировал в разных странах мира, 27 февраля 1922 года дебютировал в Нью-Йорке. Затем вернулся в Советский Союз, был профессором Ленинградской (1928-1936) и Московской (1936­1941) консерваторий.

В Ленинграде жил в Толстовском доме. Умер в Москве.

Протопопов Олег Алексеевич (р. 1932), фигурист, двукрат­ный Олимпийский чемпион по фигурному катанию. По воспоминани­ям А.И.Смирновой (пока что не подтверждённым документально) — жил с матерью А.В.Груздевой-Гротт и отчимом Д.М.Цензором в Толстовском доме.

Пурышев Аркадий Константинович (? — после 1915), по­томственный почётный гражданин, предприниматель, монархист, вид­ный деятель Русского собрания. Жена и дочь были членами Союза Русских Женщин. Владел банями в Щербаковом переулке и четырё­хэтажным домом на углу Чернышёва переулка и Фонтанки. По воспо­минаниям его приёмного внука (сына его пасынка) писателя Л.Панте- леева он жил в Толстовском доме.

Разумовская Вера Харитоновна (?-?), пианист, профессор Ленинградской консерватории.

Жила в Толстовском доме с мужем А.Д.Логовинским Их сын Владимир учился в одном классе с С.А.Довлатовым.

Е. Б. Рейн
Рейн Евгений Борисо­вич (р. 1935), поэт, ученик А.Ахматовой. Жил в Толсто­вском доме в 60-е годы и вхо­дил в круг так называемых «ахматовских сирот». В Тол­стовском доме у него гостили поэты и писатели А. Ахмато­ва, Д. Бобышев, В. Британишский, С. Довлатов, И. Бродс­кий, А. Найман, Г. Горбовский, А. Кушнер… Запечатлел облик Толстовского дома в стихот­ворении «Прогулка»:

Е. Б. Рейн

«Фонтанка за спиной и мельтешит проспект,
Как в перископе. Туда успеется,
Покуда же свернем в огромную готическую арку,
Особый двор, заброшенный фонтан,
Восьмиэтажные граниты и лепнины,
На стенах полу-львы — полу-грифоны,
И снова арка, и за ней укромный,
сквозь подворотню выход в переулок.
Вот здесь стоял мой флигель. Он снесен.
И только воздухом былые кубометры
Как будто заштрихованы погуще,
На уровне второго этажа.
И если вслушаться, то долетают гаммы,
Сначала гаммы, а потом слова.
Когда стемнеет, там засветят лампу.
Терпение, и я увижу всех».

Книга А. Наймана об Анне Ахматовой

Друг Е. Рейна - Нобелевский лауреат Иосиф Бродский

В стихотворении Е.Рейна дом показан восьмиэтажным, хотя на самом деле он шести­этажный. Последняя строчка стихотворения: «Терпение, и я увижу всех», намёк на «ахматовских сирот», собиравшихся в Толстовском доме у Рейна. Ахматовские сироты — четверо поэтов из близкого окружения Анны Ахма­товой конца пятидесятых — нача­ла шестидесятых годов, а имен­но: Иосиф Бродский, Дмитрий Бобышев, Анатолий Найман и Евгений Рейн. Ахматова высоко ценила их творчество. Она была для них, по признаниям Бродс­кого и Наймана, не только лите­ратурным, но и нравственным и духовным авторитетом. А.Найман пишет:

«Ахматова <…> учила нас не поэзии, не поэтическому ремес­лу, — ему тоже, но походя, и, кому было нужно, тот учился. Это был факультатив. <…> Она просто создавала атмосферу определенного состава воз­духа».

Портрет Д. Бобышева. Из коллекции Л. Г Колотило, подарок Д. Бобышева

В «Диалогах с Иосифом Бродским» [автор Соломон Волков] Иосиф Александро­вич проводит параллель между их четверкой и чет­веркой Золотого Века:
«Каждый из нас повто­рял какую-то роль. Рейн был Пушкиным. Дельвигом, я думаю, скорее всего был Бобышев. Найман, с его ед­ким остроумием, был Вя­земским. Я, со своей мелан­холией, видимо играл роль Баратынского».Словосочетание «ахматовские сироты» возникло из стихотворения Дмитрия Бобышева «Все четверо», посвящённого памяти Анны Андреевны:
«И, на кладбищенском кресте гвоздима душа прозрела: в череду утрат заходят Ося, Толя, Женя, Лима ахматовскими сиротами в ряд».

Другие названия — «аввакумцы», «волшебный хор», «волшебный купол». Хотя ни одно из них, по утверждению Бродского, не было са­моназванием.

Ныне Живёт в Москве.

Обложка книги о З. П. Самолетовой

Самолетова Зоя Пет­ровна (1930-1999), депутат Верховного Совета СССР двух созывов, член Совета Союза, швея, бригадир швейного производственно­го объединения «Больше­вичка».

« Много лет прошло с момента моей первой встре­чи с Зоей Петровной Самолётовой, но запомнилось это время, похоже, навсегда, — писала в 2010 году Ирина Александровна Колпако­ва. — Наше знакомство со­стоялось на перроне Москов­ского вокзала, с которого мы отправились на заседание (сессию) Верховного Совета СССР. Уже тогда я почув­ствовала удивительную про­стоту и обаяние этой замечательной русской женщины… И сей­час, когда прошло много лет, Зоя Петровна стоит перед моими глазами. Всегда весёлая, приветливая, светлая и до сих пор, удивительно близкая».

О встречах З.П. Самолётовой и И.А. Колпаковой можно прочи­тать в книге О.А. Носова «Доверие».

В 40-х и в 50-х годах жила в Толстовском доме.

Похоронена на Кузьминском кладбище в городе Пушкине.

Сац Т.И.

Сац (Колесникова) Татьяна Иосифовна (р. 1964), спортсменка, мастер спорта СССР международного клас­са по художественной гимнастике (1980), тренер сборной Ленинграда (1984-1990). Серебряный призёр чемпионата мира, дву­кратная чемпионка СССР, пятикратная чем­пионка Ленинграда. В 90-х годах жила в Тол­стовском доме.

Семенов Владилен Григорьевич

Семенов Владилен Григорьевич(р. 1932), артист балета, педагог, на­родный артист СССР (1983). Был ведущим танцовщиком Театра опе­ры и балета им. С.М.Кирова (ныне Мариинский те­атр) с 1950 года, а с 1970 — балетмейстером-репетитором. «Лирический танцовщик с воздушным прыЖком и безупречной отделкой танца, верный традициям ленинградского балета». Мастер поддержки. Снимался в телефиль­ме-концерте «Танцует Ири­на Колпакова» (1976).Ныне живёт с Женой И.А. Колпаковой в Тол­стовском доме.

Слепян Дориана Филипповна (1902-1979), актриса, драма­тург. Писала литературные произведения под псевдонимом Рубинш­тейн, видимо по названию улицы. Жила в Толстовском доме в 104 квартире со своей подругой Р.М. Беньяш. Похоронена на Комаровс­ком кладбище в одной могиле с Р.М. Беньяш, недалеко от могилы А.А. Ахматовой.

Соболь Виталий Дмитриевич (1934-1997), Журналист, ли­тератор, историк города.

Особенно известна книга, написанная им в соавторстве с женой : «Никитенко Г Ю., Соболь В. А Дома и люди Васильевского ос­трова. — М.; СПб.: 2007. — 735 с.»

Соломонов М.И.

В детстве Жил в Толстовском доме.

Соломонов Михаил (Мордехай) Исаакович (1872 — 1942) — художник, книжный график, иллюстратор книг.

Рисунок М.Соломонова

«В искусстве иллюстрации нужно обладать двумя каче­ствами: понимать душу писате­ля и потому стать рядом с ним, что равносильно конгениально­сти, и уметь быть декоратором книги, то есть обладать огром­ным вкусом, проникающим во все детали создания красивой и вечной книги» — писал Михаил Соломонов.

Его рисованные и силуэт­ные иллюстрации, столь харак­терные для Серебряного века, присутствуют во многих книгах и журналах. Особенно извес­тен портрет «Балерина» (Анна Павлова). Для многих изданий делает рисунки обложек, зас­тавок, виньеток, буквиц, рек­ламных вставок и т.д. Им изго­товлены экслибрисы для мно­гих библиофилов. Его обложки (из собрания И.И. Лемана) привлекают внимание специа­листов на Международной Выставке печатного дела и гра­фики в Лейпциге (1914 ) и на петербургской «Выставке ил­люстрированных изданий» (1915). Его акварели оказа­лись одними из самых дорогих на юбилейной выставке Импе­раторского общества акваре­листов. Участвует Соломонов и в благотворительных аукци­онах, регулярно проводимых с начала Первой мировой войны. После 1917 года продолжал работать в различных издательствах.

Жил с ноября 1917 и умер в 1942 году во время блокады в Тол­стовском доме, в «комнатах Мухина», комната ? 40 (флигель во дворе дома по Фонтанке 52). С 1932 года у него была художественно-гра­фическая учебная мастерская, располагавшаяся в соседней кварти­ре, комната № 32.[2]

Спиридович Александр Иванович (1873-1952), жандарм­ский генерал-майор, начальник императорской дворцовой охраны. В Отдельном корпусе жандармов с 1899 года, прикомандирован к Мос­ковскому, а с 1902 — к Киевскому губернскому Жандармскому уп­равлению. В 1903-1905 начальник Киевского охранного отделения.

28 мая 1905 г. был ранен, после чего 26 июня прикомандирован к штату отдельного корпуса жандармов. В начале 1906 г. откоманди­рован в распоряЖение дворцового коменданта и назначен начальни­ком дворцовой охранной агентуры; полковник. После убийства Сто­лыпина привлечен к расследованию по обвинению в непринятии мер охраны премьер-министра, и его карьера считалась уже законченной, однако он не был отставлен от должности. Во время первой мировой войны сопровождал Николая II во всех поездках. 15 августа 1916 г. назначен ялтинским градоначальником.

Во время Февральской революции был арестован, допрашивался Чрезвычайной следственной комиссией. Жил в Толстовском доме в 333 квартире. После Октябрьского переворота — в эмиграции. Издал несколько книг мемуаров и исторических исследований о деятельно­сти политических партий в России. Написал биографию Г.Е.Распутина. Умер в Нью-Йорке.

В. И. Улыбин

Улыбин Василий Иванович (1916 — 2007), крупный про­изводственный руководитель, Герой Социалистического труда (1975), директор и генеральный директор про­изводственного объединения «Кировс­кий завод» (1972-1976).

Родился в городе Коломне. Работал на заводах в городах Коломне, Москве, Туле, Кирове и Ленинграде. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Тру­дового Красного Знамени, медалями (в том числе золотой медалью ВДНХ СССР). После ухода по состоянию здо­ровья с поста генерального директора «Кировского завода» ещё многие годы оставался консультантом при дирекции этого объединения.

Жил в Толстовском доме в квар­тире 655.

Эдуард Хиль

Хиль Эдуард Анатоль­евич(р.1934), певец, народ­ный артист РСФСР (1974). В 1960 году окончил Ленинград­скую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий).Первый исполнитель песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова.

Эдуард Хиль исполнял та­кие популярные песни, как: «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «У леса на опушке.», «Берёзо­вый сок», «Солнечная баллада», «Как, скажи, тебя зовут?», «На безымянной высоте», «Серёжка ольховая» …

Две из многочисленных пластинок Хиля

Никогда не изменяв­ший академическому сти­лю пения, отличается завид­ным сценическим долголе­тием. По мнению многих музыкальных критиков, Эдуард Хиль стал одним из символов Ленинграда. Ныне живёт с женой Зоей Алек­сандровной в Толстовском доме. Свой первый музыкаль­ный клип снимал во дворе Толстовского дома.

Хиль Дмитрий Эду­ардович (р. 1963) — компо­зитор, музыкант и продю­сер, сын Э.А. Хиля Окончил хоровую капеллу Ленинградской консер­ватории. С 1997 года участвует с отцом в совместном проекте с рок- группой «Препинаки». Ныне живёт в Толстовском доме.

Цензор Дмитрий Михайлович (1877 — 1947) — русский поэт «Серебряного века». С 1890-х годов начал публиковать свои стихи в различных изданиях. Произведения испытали большое влияние С. Над- сона и символистов. В 1908 г. он одновременно закончил филологи­ческий факультет Петербургского университета и Академию худо­Жеств. И ещё слова Блока:
«Дмитрий Цензор — создание петербургской богемы… <…> он чист душой и, главное, что временами он поет, как птица, хотя и хуже пти­цы; видно, что ему не поется, что он не заставляет себя петь»

Он был участником многочисленных литературных объединений Петербурга начала XX века, в 1908 году стал членом Кружка «Вече­ра Случевского», посещал собрания на «Башне» у Вячеслава Иванова, с февраля 1913 года входил в «Цех поэтов» Н. Гумилёва, издавал журнал «Златоцвет». Особо активно участвовал в деятельности петербургско­го литературного Кружка, куда входили знаменитые поэты — Н. Гуми­лёв, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брю­сов, Ф. К. Сологуб и др. Сохранилась фотография участников встречи от 26 января 1913 года, а также фотографии Дмитрия Цензора из се­мейного архива Олега Протопопова. Поначалу эти поэтические встречи проходили на дому у поэта Константина Константиновича Слу­чевского (1837-1904) по пятницам и потому получили название «Пят­ницы Случевского». После смерти Случевского (2 5 сентября 1904 года) участники «пятниц» решили периодически встречаться на квартирах постоянных участников Кружка, назвав его, в память ушедшего поэта «Вечера Случевского».

Продолжились и традиции ведения альбома, отдельные части которого хранятся ныне в архивах ИРЛИ, РГАЛИ, и в фондах РНБ. Кружок стал главным «долгожителем» среди литератур­ных салонов Петербурга, просуществовав 14 лет — до ноября 1917 года.

Позже Дмитрий Цензор написал про Кружок и обстановку, ца­рившую в нем, в журнале «Златоцвет».

Кирилл Финкельштейн пишет о Д. Цензоре:

«Дм. Цензор стал одним из героев пародийного романа Корнея Чуковского «Нынешний Евгений Онегин» (”И Цензор — дерзостный поэт — /украдкой тянется в буфет), с которым в начале 1900-х годов сотрудничал в газете „Одесские новости», а также участником рас­сказа М. Зощенко „Случай в провинции», где рассказывается, как пос­ле революции ’’однажды осенью поэт-имажинист Николай Иванов, пианистка Маруся Грекова, я, и лирический поэт Амитрий Цензор вы­ехали из Питера в поисках болеелегкого хлеба“. И. С. Эвентов вспо­минал, что Дм. Цензор был одним из тех, кто нес на плечах гроб с телом А. Блока в 1921 году».

В советское время Д. Цензор оказался на обочине литературного процесса, время от времени печатался в многотиражках, лишь в 1940 году издал одну книгу избранных стихотворений. Перед войной он стал секретарем партийной организации Ленинградского Союза писателей.

Его пасынок — выдающийся фигурист Олег Протопопов. Имен­но отчим подарил первые коньки своему пасынку, будущему двукрат­ному чемпиону Олимпийских игр. Олег Протопопов вспоминал: «[от­чим] спас нам жизнь, вытащив нас с мамой из блокадного Ленинграда, когда мы были уже на грани смерти».

Л.А.Чаплинский (на фото слева)

По воспоминаниям А.И.Смирновой (пока что не подтверждённым документально) — он жил вместе с женой А.В. Груздевой-Гротт и пасынком О.А. Протопоповым в Толстовском доме.

Чаплинский Людвиг Адамович (1881-1917), ат­лет, обладатель двух мировых рекордов, трёхкратный чемпи­он России по тяжёлой атлети­ке. Его чтут как основателя спортивных дисциплин совре­менные российские спортсме­ны-культуристы, борцы, тяже­лоатлеты и боксёры. Кроме этих спортивных дисциплин занимался фехтованием, прыжками и греблей. В 1912 году он со­здал спортивное общество «Санитас», располагавшееся в Толстовском доме. В спортивном зале «Санитаса» в Толстовском доме тренирова­лись многие атлеты, в том числе и чемпион мира Иван Чуфистов. Этот зал посещали писатели А.И.Куприн и А.Т.Аверченко. В 1916 году добровольцем ушёл на фронт и в январе 1917 погиб в бою.

Щеглов Михаил (Марк) Савельевич (1934-1997), ху­дожник театра, член Союза художников СССР. Его профессиональ­ный путь начался в 1960 году в Академии художеств (Институт име­ни И. Е. Репина), отделение театрально-декоративной живописи. Учил­ся в мастерской маститого М. П. Бобышева — истинного мэтра сценог­рафии.

В 1962 году Михаила Щеглова приняли в Союз художников по рекомендации М.П. Бобышова, С. Б. Вирсаладзе, С. М. Яновича.

М.С. Щеглов создавал художественную и колористическую ос­нову спектаклей в Академическом театре им. А.С. Пушкина, в Боль­шом драматическом театре (ныне им. Г.А. Товстоногова), в Академи­ческом театре оперы и балета им. С.М. Кирова. С 1970 года М.С. Щеглов — главный художник Малого театра оперы и балета (ныне им. М. Мусоргского).

В авторском перечне работ М. С. Щеглова более 50 спектаклей на сценах Ленинграда, Москвы, Перми, Ростова-на-Дону и других го­родов.

М. С. Щеглов отдал немало сил искусству кино и телевидения (на Мосфильме и Ленфильме). Его высшее достижение в этой области — фильм «Интервенция» (1968) , где он был главным художником.

Фильмография:

1996 Возвращение «Броненосца» (Беларусь, Россия)
1989 А был ли Каротин?
1987 Остров погибших кораблей
1986 Последняя дорога
1986 Фуете
1986 Я — вожатый форпоста
1984 Три процента риска
1080 Я — актриса
1974 Одиножды один
1973 Умные вещи
1972 Двенадцать месяцев
1970 Один из нас
1969 Проводы белых ночей
1968 Интервенция
1967 Первороссияне

Жил в Толстовском доме.

Якубов Владимир Михайлович (1868- ?), жандармс­кий полковник, начальник Контрразведывательного отделения при штабе Петроградского военного округа. Особо отличился при пресечении военно-шпионской деятельности барона Унгерна фон Штеренберга и капитана Постникова. Эта операция вошла в учеб­ники контрразведывательной деятельности. Создал знаменитую картотеку сведений регистрационно-статистических сведений по военному шпионажу. Жил в Толстовском доме. Арестован и сме­щён с должности 28 февраля 1917 года Временным правитель­ством.

Янсонс М. А.

Янсонс Марис Арвидович (р. 1943), всемирно из­вестный дирижёр. С 1979 года занимал место музыкаль­ного руководителя оркестра Филармонии Осло, за время работы с коллективом (до 2000) значительно поднял его исполнительский уровень, до­ведя его до мировых стандар­тов. С этим оркестром Янсонс выступал в Карнеги-холле, на Зальцбургском фестивале, в Токио и на других концертных площадках, а также сделал ряд записей сочинений рус­ских и европейских компози­торов, в том числе всех симфоний Чайковского, оркестровых произведений Дворжака, Сибелиуса и других авторов. Среди других коллективов, с которыми работал Янсонс — оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Ба­варского радио, Чикагский, Кливлендский и Питтсбургский симфони­ческие оркестры. С 1992 работает также в Латвии, являясь руководи­телем Латвийского национального оркестра, с 1994 сотрудничает с Венским филармоническим оркестром, в 2006 дирижировал Но­вогодним концертом. С 2004 года и по настоящее время является главным дирижером нидерландского оркестра Концертгебау. Ре­пертуар Янсонса очень широк, однако основу его составляют со­чинения композиторов XIX и начала XX века — Берлиоза, Малера, Сибелиуса, Рахманинова. Игру оркестра под его управлением от­личает яркость звучания, глубина понимания замысла композито­ра, точное следование нюансам. Многочисленные диски Янсонса пользуются большой популярностью и неоднократно удостаивались различных наград. Янсонс — лауреат премии «Грэмми» 2005 года за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича, обладатель нор­вежского Королевского ордена почёта.

Янсонс ведёт активную преподавательскую деятельность, высту­пает на радио и телевидении, с 1995 работает в Петербургской кон­серватории, где преподаёт дирижирование и руководит студенчес­ким симфоническим оркестром.

Ныне живёт в Толстовском доме.


[1] Руднев В.М. Правда о русской царской семье и темных силах // Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг.: Сб. материалов / Сост. Л. А. Лыкова. — М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 1998. — С. 148-165. — (Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв; Вып. 8).
[2] Данные о М.Соломонове предоставлены С. Трессером. См.: А. Блок. (Рецензия) // Сочинения в двух томах. Т. II. М., 1955.


Далее
В начало

Автор: Колотило Марина Николаевна | слов 8764

1 комментарий

  1. Цалкин Исай Аронович
    3/06/2018 21:05:44

    Уважаемая Марина Николаевна!
    Решил сообщить Вам эпизод, связанный с домом Толстого. Я учился до ВОВ в школе № 218 по ул. Рубинштейна дом 13. Во время блокады в 1941 году учился 2 четверти в 4-ом классе. Занятия проходили в бомбоубежище дома Толстого, по-моему, на левой стороне, если входить во двор с улицы Рубинштейна. Очень запомнилось празднование Нового Года в начале января 1942 года. Нас (учеников) водили на Новогоднюю елку, Куда-то на канале Грибоедова. Праздник закончился обедом. Что было на обед — не помню. Но на третье было красное сладкое желе. Прошло 76 лет. Но я хорошо вижу (представляю) его.
    И. Цалкин. Нюрнберг.


Добавить комментарий