Картины внутреннего мира

Прошлое остается в картинках, они неподвижные, это фотографии, это не кино. И даже не фотографии, это картины собственного производства, отражающие мысли, чувства и настроение художника. Живописец (как и писатель) ничего не придумывает, он создает «материальную копию» картины, которая уже существует в его голове. Художник отличается от всех прочих только тем, что способен создавать «бумажные» копии, выносить свои «внутренние изображения» наружу. А рисует в своем воображении каждый человек. Иногда бывает грустно понимать, что никто кроме тебя никогда не увидит шедевры, хранящиеся в запасниках памяти, по той причине, что их невозможно отобразить — по недостатку мастерства, или по специфике языка виртуального оригинала.

Один пример из собственной практики. Я иногда пишу программы. Обычно это некий текст с перечнем команд для решения конкретной задачи. Этот текст всегда остается в стороне, он невидим, работающая программа его никак не обнаруживает. Но существует понятие «стиль программирования». Одну и ту же программу можно написать очень по-разному. Бывают удачные находки, решаются трудные проблемы, решаются «в лоб», или решаются красиво. Иногда даже самому нравится — как красиво получилось! Причем, это не «внешнее оформление записи», а красиво решена задача, неожиданным приемом. Но есть и формалисты, уделяющие большое внимание форме, красиво смотрятся даже сами записи их программ. Т.е. это целый мир, отражающий индивидуальность человека. Большой мир, но он всегда остается внутренним, хотя доступ к нему открыт, программу можно посмотреть. Однако, увидеть тот мир и прочувствовать невозможно, для этого надо самому быть хорошим программистом, а еще — слишком глубоко погрузиться в задачу, просматривать программу с самого начала, команду за командой и спорить, соглашаться или восхищаться. — Никто никогда этого делать не будет, текст нигде и никак не проявляется, и в чужие программы погружаются только при катастрофах для поиска ошибок. Более того, в некоторых системах запускаются компиляторы, которые из «человеческого текста» формируют машинные коды, после чего текст уже совсем не нужен, можно выбросить.

«Внутренний человек» всегда отличается от своего «внешнего» прототипа, даже тогда, когда он не прилагает никаких усилий для изменения своего имиджа. Различается по той простой причине, что не найти язык для записи копий картин внутреннего мира, а для некоторых из них язык можно не искать, его нет, возможны только аналогии и ассоциации.

Занятие программированием не может не влиять на психику и на отношения не только к людям, но и ко всему остальному миру. Программисты «закоренелые логики». Это особая каста замкнутых одиночек, способных друг друга понять, но не очень стремятся к этому. А внешний мир вообще пребывает немножко в стороне.

Пример с программированием это иллюстрация к тому, что эстетика «внутренних картин», даже вынесенных наружу, может быть доступна только автору или очень близкому к нему человеку. Близость определяется не силой или способом взаимодействия, а способностью с пониманием рассматривать внутренние картины друг друга, готовностью открыть ворота в свой внутренний мир и самому откликнуться на подобное приглашение.

И еще, необходимо обратить внимание на тот факт, что память не крутит кино, а показывает фотографии. Объяснений, можно найти много, и одно из них — психологически мы воспринимаем прошлое как неподвижное, застывшее. Из памяти выплывают только отдельные кадры, случайно высвеченные фотовспышкой.
22.12.2013

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 489


Добавить комментарий