Солистка хора Капеллы (12)

Часть 7.6. 1974 г.

14 и 15 января 1974 г в Большом зале Ленинградской филармонии авторский вечер н.а. Грузинской ССР композитора Отара Тактакишвили. Впервые исполнена на стихи грузинского поэта-романтика Бараташвили оратория Тактакишвили «Николоз Бараташвили». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты – н.а.СССР Зураб Анджапаридзе, лауреат международных конкурсов Маринэ Яшвили. Дирижировал автор.

17 января 1974 г. Большой зал Филармонии: Л.Б.Бобылёв «Поэма памяти героев Ленинградской блокады» для солистов, хора и оркестра на слова поэтов О.Берггольц, А.Ахматовой, Н.Карандиевской – Толстой, В.Инбер, А.Ахматовой и из дневника Тани Савичевой. Солисты А. Агронская, заслуженная артистка Дагестанской АССР Нина Зазнобина (меццо-сопрано), Ирина Шумовская, Николай Калошин (баритон), Георгий Селезнев (бас).

25 января 1974 г. В Большом концертном зале «Октябрьский» Капелла приняла участие в концерте для участников торжественного заседания Ленинградского областного и городского комитетов КПСС, областного и городского Советов депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских, общественных организаций, Советской армии и Военно-морского флота, посвященного 50-летию переименования Петрограда в Ленинград. Хор Капеллы совместно с оркестром и хором Театра оперы и балета имени С.М.Кирова исполнили «Гимн Ленину», музыка А.Петрова, стихи М.Дудина.

«Течет Нева, светла и величава,
Как наша жизнь течёт через века.
Бессмертна в мире ленинская слава,
В сердцах людей жива и глубока.

У всех у нас судьба сторожевая,
И каждый в сердце Ленина хранит.
Живёт в живых его мечта живая,
Его шаги впечатаны в гранит.

В страде войны, в железных днях печали
Мы не просили милости врага.
Мы навсегда для мира отстояли
Великих рек родные берега.

В судьбе времён и смене поколений
Наш ясный путь тревожен и тернист.
Победа там, где вместе с нами Ленин,
Народный вождь и первый коммунист» (1976 г.)

Петров Андрей Павлович (слева) и Дудин Михаил Александрович

Примечание. Текст этих верноподданнических стихов традиционен для того времени, которые писали и плохие, и гениальные поэты. Сочиняли музыку на эти тексты также как рядовые, так и гениальные композиторы. И пели их на различных торжественных вечерах самодеятельные и высокопрофессиональные коллективы. Так было принято. По прошествии менее чем двадцати лет, выяснилось, что этот общепризнанный поэт, герой социалистического труда (1976), лауреат государственной премии (1981), оказался недалёким провидцем. И прав он только в одном – течение нашей жизни всё же продолжается. И песни эти больше не поют, и умудрённому годами поэту пришлось сожалеть в своих последних покаянных стихах. (Сборник стихов «Дорогой крови по дороге к Богу», написанных в 1986-1993 годах М.А.Дудиным, С.Пб.1995).

16 февраля 1974 г. В зале Капеллы исполнен «Реквием» Верди. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов). Дирижер Ю.Ефимов.

19 февраля 1974 г. Концерт в зале Капеллы. Хор мальчиков и Академический хор Капеллы исполнили произведения Глинки, Бортнянского и Архангельского.

21 марта 1974 г. Абонементный концерт в Большом зале Филармонии. В программе: Увертюра «Леонора № 3» и «Девятая симфония» Бетховена. Исполнители – заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии академический хор Капеллы (художественный руководитель з.д.и. профессор А.Михайлов). Солисты: лауреат международного конкурса Евгения Гороховская, з.а. Тувинской АССР Надежда Красная, н.а. РСФСР Марк Решетин и лауреат международного конкурса Константин Лисовский. Дирижер н.а. СССР, лауреат Государственных премий профессор Борис Хайкин.

Хайкин Борис Эммануилович

29 марта 1974 г. Концерт в зале Капеллы. В программе русская музыка XIX века. Исполнители: струнный квартет и хор Капеллы. Солисты – Г.Селезнев и В.Ларионов (чтец).

5 и 6 мая 1974 г. Концерт в Большом зале Филармонии. Бетховен: музыка к трагедии «Эгмонт» Иоганна Вольфганга Гете. Исполняются увертюра и девять эпизодов: четыре антракта, две песни Клерхен, «Смерть Клерхен», мелодрама к заключительному монологу Эгмонта и симфония победы. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор академической Капеллы. Две песни Клерхен поет н.а. РСФСР Галина Ковалёва, монолог Эгмонта читает н.а. РСФСР, лауреат Ленинской премии Иннокентий Смоктуновский.

13 мая 1974 г. Участие Капеллы в «Десятой ленинградской весне». Концерт хора Капеллы в Большом зале Филармонии (во втором отделении). В программе: А.Петров. Вокально-симфоническая фреска для оркестра, хора и солиста-баса «Пётр Первый» (1972-1973), текст Н.Касаткиной и В.Васильева.

  1. Как на нас господь поразгневался. Соло в хоре – Искра Шмакова.
  2. Снятие колоколов.
  3. Битва со шведами. Соло в хоре – Маргарита Грозная.
  4. Гимн России и войску русскому.

Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор Капеллы. Дирижер – з.а. РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Ю.Темирканов.

После выступления в «Ленинградской весне» хор Капеллы выехал на гастроли в Ростов-на-Дону и Краснодар.

18 мая 1974 г газета «Вечерний Ростов» опубликовала информацию о продолжении «Донской музыкальной весны».

Вчера в зале театра имени М.Горького в Ростове-на-Дону состоялось торжественное открытие заключительной части XI «Донской музыкальной весны».

Открывая декаду праздника, представили гостей из Ленинграда. Это – председатель ленинградской композиторской организации заслуженный деятель искусств РСФСР Андрей Петров, композиторы народный артист республики Вадим Салманов и Вениамин Баснер. Большой концерт открыл симфонический оркестр областной филармонии, исполнивший «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича. «Песню о моей стране» спела лауреат международных конкурсов Евгения Гороховская. В конце первого отделения прозвучали произведения донских композиторов. Песня «Подружился Дон с Невою» Василия Алексеева, «Песнь-Россия» Павла Гутина, фрагмент из симфонических картин (по Гоголю) – «Тройка» Леонида Клиничева. Баснер дирижировал оркестром при исполнении двух частей своей кантаты «Вечный огонь» – «Последний день войны» и «Приходите к вечному огню». Солист – артист Кисловодской филармонии В.Сельдюков.

Во втором отделении концерта прозвучали вокально-симфонические фрески А.Петрова «Петр I» в исполнении Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки (художественный руководитель А.М.Михайлов), оркестр областной филармонии (дирижер заслуженный артист РСФСР Леонид Кац) и солист Ленинградского государственного театра оперы и балета имени С.М.Кирова Любомир Романчак.

Вчера в парке имени М.Горького состоялись концерты ленинградских композиторов Станислава Пожлакова и Владимира Дмитриева.

Детский универмаг «Солнышко». Ростов-на-Дону. 1974 г.

20 мая 1974 г (понедельник) в зале Дома офицеров состоялся сольный концерт хора Ленинградской капеллы под управлением Авенира Михайлова. Капелла пела также в фестивальных концертах в городах Азов, Новочеркасск, Таганрог и Шахты.

-У тебя с ближайшими подругами, конечно, была и своя культурная программа?

—Безусловно. Во всех городах посетила местные краеведческие музеи. Успех концертов и хорошая погода способствовала хорошему настроению и желанию посмотреть местные достопримечательности. В Таганроге впечатляет памятник Петру I работы скульптора М.М.Антокольского. Открыт в 1903 г в память царю Петру, который здесь основал на отвоеванных у турок землях крепость, служившей базой Азовского военного гребного флота. В Таганроге родился и провел детские годы писатель А.П.Чехов. Об этом свидетельствует экспозиция в скромном доме-музее писателя.

21 мая 1974 г в музыкально-педагогическом институте состоялся камерный концерт, в котором композитор С.М.Слонимский сыграл шесть своих фортепианных пьес – сюиту «Три грации», «Мультфильм с приключениями», «Северную песню», «Марш Бармалея», «Дюймовочку» и «Колокола».

В газете «Вечерний Ростов» от 21 мая опубликовано интервью с композитором Андреем Петровым. На один из вопросов корреспондента газеты: «Довольны ли вы исполнением «Фресок»? — он ответил так: — Вокально симфонические фрески «Петр Первый» исполнялись коллективами Ленинградской капеллы, симфоническим оркестром местной филармонии и солистом Любомиром Романчуком. Я глубоко благодарен всем исполнителям. Хочется еще раз высказать свое восхищение и признательность художественному руководителю капеллы, видному музыканту, заслуженному деятелю искусств РСФСР, профессору Ленинградской консерватории А.М.Михайлову и дирижеру Ростовской областной филармонии заслуженному артисту РСФСР Л.К.Кацу. Им я во многом обязан своим успехом. Партитура фресок – не из легких, но исполнители успешно справились со своей задачей.

В конце мая хор Капеллы принял участие в заключительном концерте музыкального праздника в Краснодаре. Об этом сообщила местная городская газета «Советская Кубань» от 29 мая 1974 г. В этой газетной заметке С.Ольгин пишет: «Восьмая Кубанская музыкальная весна финишировала в краевом центре (Краснодаре) большим заключительным концертом мастеров музыки. Искусство гостей Кубани – творческих коллективов Москвы и Ленинграда – было высоко оценено слушателями. Много радости доставили кубанцам Московский симфонический оркестр, Ленинградская хоровая капелла имени М.И.Глинки и Государственный духовой оркестр РСФСР, в течение недели выступавшие с большими концертными программами. В исполнении симфонического оркестра и хоровой капеллы (солисты Маргарита Грозная и лауреат международного конкурса О.Птуха) прозвучало одно из замечательнейших произведений советской музыки – «Патетическая оратория» лауреата Ленинской премии Г.Свиридова на стихи В.Маяковского. Сочинение, отмеченное глубиной и яркостью музыкального языка, страстной взволнованностью и большой впечатляющей силой, было тепло принято слушателями. Особенно удались исполнителям и дирижеру народной артистке РСФСР В.Дударовой части: «Здесь будет город – сад» и «Разговор с товарищем Лениным»… В этом итоговом концерте приняли участие солистка Московской филармонии заслуженная артистка РСФСР А.Соленкова, солист Белоруской оперы народный артист БССР Э.Бабий и кубанский народный казачий хор.

В конце сентября концертный зал Капеллы открыл новый 272-й сезон. Хор Капеллы исполнил одно из ранних юношеских творений Шуберта – Мессу соль мажор. Эта месса, созданная семнадцатилетним композитором, отличается удивительной искренностью и поэтичностью, она как бы светится душевной ясностью и теплом. (Театральный Ленинград № 34, 10-16 октября 1974 г).

Затем коллектив хора Капеллы выехал на гастроли в Калинин, Ржев, Торжок, Вышний Волочек, Петрозаводск.

28 сентября 1974 года. Участие хора Ленинградской капеллы под руководством профессора А.В.Михайлова в Пятом областном музыкальном фестивале «Мастера искусств – Верхневолжью» началось концертом на сцене Драматического театра города Вышний Волочек.

29 сентября 1974 года концерт хора Ленинградской капеллы на сцене Дома культуры города Торжок.

30 сентября 1974 года концерт хора Ленинградской капеллы на сцене Дворца культуры города Ржев.

1 октября 1974 года упомянутый выше фестиваль открылся в городе Калинине. Об этом сообщает преподаватель Калининского культурно-просветительского училища Э.Полушкин в статье «Радостная встреча» газеты «Калининская правда» 3 октября 1974 года.

«Пятый областной музыкальный фестиваль начался выступлением Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки. С этим замечательным коллективом познакомились любители хорового пения Вышнего Волочка, Торжка, Ржева и Калинина. История хора начинается с XV века. Он знал многих выдающихся русских музыкантов. Для него работали Бортнянский, Глинка, Балакирев, Римский-Корсаков. В послереволюционные годы выдающегося мастерства капелла достигла под руководством М.Г.Климова – нашего земляка, уроженца села Завидово… Выступление открылось хоровыми концертами Бортнянского и Архангельского, где капелла показала богатейшую звуковую палитру, безупречную дикцию, чувство стиля. В первом отделении особенно запомнилось исполнение популярных романсов Глинки, давно уже ставших хоровыми – «Венецианская ночь» и «Северная звезда», которые прозвучали очень мягко и выразительно. Акварельного звучания и необыкновенной лиричности хор достиг в замечательных произведениях Рахманинова – романсах «Островок», «Здесь хорошо». Украшением концерта явилось исполнение во втором отделении вокально-хорового цикла Даргомыжского «Петербургские серенады», которые редко встречаются в концертных программах. Приятным сюрпризом для слушателей была трактовка этого цикла, где в паузах между номерами звучали поэтические интерлюдии, создающие плавный переход от образа к образу, подготавливающие к восприятию нового музыкального настроения. Романтическая приподнятость, взволнованность, передались от артистов в зрительный зал, который горячо приветствовал исполнение этого замечательного произведения русской хоровой культуры. С большим успехом в заключение концерта прозвучали народные песни, удалые, задорные – «Полно, полно вам, ребята» и «Вдоль по Питерской», исполненные с русской ширью и добродушным юмором. Слушатели тепло встречали каждое выступление солистов капеллы Екатерины Громовой и Василия Тимонина…»

10 октября 1974 г. Концерт в зале Капеллы. «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Северной Осетии и академический хор Капеллы. Солисты: Е.Целовальник, Е.Гороховская, Г.Селезнев, В.Кузнецов. Дирижер з.д.и. РСФСР, н.а. Северо-Осетинской АССР П.Ядых.

14 октября 1974 г. Концерт в зале Финского драматического театра Петрозаводска. В программе: Андрей Петров. Вокально-симфоническая фреска для оркестра, хора и солиста-баса «Пётр Первый» (1972-1973), текст Н.Касаткиной и В.Васильева. Исполнители: Симфонический оркестр Карельского телевидения и радио и хор Капеллы. Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер оркестра Эдвард Чивжель. Солист – артист Большого театра Лев Вернигора.

Карта района города Петрозаводска.

Из энциклопедии. Петрозаводск-столица Карелии, находится в 925 км к северу от Москвы. Порт на берегу Онежского озера. Город расположен амфитеатром на озерных террасах, вытянувшись вдоль побережья Петрозаводской губы на 25 км.

Основан в 1703 году как Петровская слобода при строительстве железоделательного и пушечно — литейного завода по указу Петра I, который бывал здесь неоднократно. В 1778 году слобода преобразована в уездный город. В 1916 году через Петрозаводск была проложена железная дорога Петроград-Мурманск.

Набережная в черте города Петрозаводска.

Памятник Петру Первому открыт в Петрозаводске в 1873 г на Круглой площади. Скульптор И.Н Шредер, архитектор И.А.Монигетти. Ныне находится на набережной в районе порта.

В царское время отсюда везли дары леса, древесину и пушки. И Петрозаводск появился на карте только благодаря строительству царских заводов, на которых плавили железо и медь.

В начале Северной войны эта территория была плацдармом боевых действий. В ходе операции по захвату крепости Нотебург (Орешек) Петр Первый силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля с Белого моря на Онежское озеро, а оттуда – по реке Свирь на Ладогу. Это был первый визит Петра в Карелию, во время которого государь лично оценил возможности края… В 1702-1703 годах на берегах сначала реки Сясь, а затем и Свири была заложена Олонецкая Лодейнопольская верфь. Эти предприятия обеспечили первую кораблестроительную программу Балтийского флота. С июля 1703 года Петр Первый полтора месяца работал на Свирской верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота «Штандарт», который лично привел в октябре месяце в Санкт-Петербург.

Верфям нужны были железные изделия и корабельное вооружение, поэтому вскоре были основаны Петровские и Олонецкие заводы. Главным среди них стал Петровский пушечно-литейный завод, заложенный в устье реки Лососенки на берегу Онежского озера. Вокруг производства постепенно разрослось поселение — Петровская слобода, где жили мастеровые с семьями… Общее руководство строительством верфей и заводов осуществлял губернатор Ингерманландии Александр Меншиков… Сам Петр неоднократно бывал на новом заводе… Для охраны нового производства был сооружен земляной вал и небольшая «Фортеция» с бастионами. Так завод был превращен в крепость.

Через несколько лет, в 1710 году, центр судостроения для Балтийского флота перемещается в Петербург. Спустя еще десятилетие центром железоделательной промышленности становится Урал, куда отправляется основное оборудование и мастера Петровского завода. Новый подъем металлургии в этом районе начался только в годы правления Екатерины II.

Карелия богата островами. На одном только Онежском озере их свыше полутора тысяч. Но один из них – небольшой продолговатый остров, около четырех километров в длину и чуть больше полукилометра в ширину, известен далеко за пределами Петрозаводска. Это – Кижи, являющиеся музеем деревянного зодчества под открытым небом.

Кижи. По легенде, проект Преображенской церкви (1714 г) нарисовал Пётр Первый.

В одну из своих командировок в Карелию хор побывал на этом острове и осмотрел этот музей. Свидетельством этого может служить фотография коллектива хора на фоне 22-главой Преображенской церкви в Кижах.

Большая группа хора на экскурсии в Кижах. 1974 (?) год.

-Эта фотография сохранилась в нашем домашнем альбоме. Почему тебя нет на снимке?

- Я фотографировала. Эта церковь построена русскими умельцами с использованием топора и пилы без единого металлического гвоздя. Справа первая стоит Липатова Татьяна, которая редко ездила с нами на экскурсии; Евгений Легков – на каменном заборе вдоль фасада здания, выше строя хора в черном пальто и шляпе. Карелия вообще богата природными красотами.

Водопад на реке Суна в заповеднике «Кивач» в 80 км от Петрозаводска (Кондопожский район).

16 октября 1974 г. Сольный концерт хора Капеллы в зале Карельской государственной филармонии. Дирижер – художественный руководитель капеллы заслуженный деятель искусств РСФСР профессор А.В.Михайлов.

17 октября 1974 г. Выступление хора Ленинградской Капеллы в 19 часов по второй программе Петрозаводского телевидения.

18 октября 1974 г. «Реквием» Верди в зале Финского драматического театра. Исполнители: Симфонический оркестр Карельского телевидения и радио и хор Ленинградской государственной академической Капеллы. Дирижер – Э.Чивжель.

Гастроли хора Ленинградской Капеллы освещались в местной газете «Ленинская правда» с 3 по 18 октября 1974 года. 23 октября эта газета опубликовала заметку музыковеда Н.Салниса о прошедших концертах. …. «Сочинение Андрея Петрова состоит из четырех частей, в каждой из которых воссозданы конкретные исторические события, связанные с жизнью и деятельностью Петра Первого – столкновение церковников с новым царем – «антихристом», приказ Петра снять Новгородские колокола и перелить их на пушки, битва и победа над шведами. Авторы либретто в основу оперы (и «Фресок») А.Петрова положили не роман Алексея Толстого, как того можно было бы ожидать, а подлинные исторические документы – письма, приказы Петра. Композитор, в свою очередь, для воссоздания колорита эпохи воспользовался музыкальным языком, бытовавшим в то время. Здесь и древне церковный знаменный распев, и колокольные звоны, и женский плач, и панегирические «канты – виваты» (приветственные песнопения). И все это органически сочетается с самыми ультрасовременными приемами музыкального письма XX века. Успех концерта по праву разделили с нашим оркестром под управлением Э.Чивжеля Ленинградская Капелла (художественный руководитель профессор А.В.Михайлов) и исполнитель сольной партии Л.Вернигора – обладатель сильного красивого голоса….

18 октября впервые в Петрозаводске прозвучал «Реквием» Верди. Его исполнили симфонический оркестр под управлением Э.Чивжеля, хор ленинградской Капеллы и солисты Г.Лобова, Т.Бушуева, В.Кузнецов, В.Юшманов. Зал Финского драматического театра был переполнен…. «Реквием» выделяется поразительной красотой и богатством мелодий, непревзойденным мастерством кантилены (напевности). Ведь Верди – великий оперный композитор…. Особо следует сказать о Галине Лобовой – артистке хора Капеллы, которая заменив заболевшую солистку, великолепно исполнила ведущую сопрановую партию…. ».

- Можешь ли добавить подробности об этой гастрольной поездке Капеллы?

— Солистами выступили свои артисты хора вместо анонсируемых солистов оперы Москвы и Ленинграда («Ленинская правда» 13 октября 1974 г). Да и зал драматического театра недостаточно приспособлен для таких концертов. Погода не баловала — была облачная с прояснениями, типично осенняя, прохладная и с ветром (температура от минус 1 до плюс 4 градусов).

Это не помешало нашей небольшой группе энтузиастов в свободное время совершить пешеходную прогулку в пригородный парк с местной достопримечательностью – скалой «Чертов стул», находящейся на северном берегу Петрозаводской губы. Рядом находится ботанический сад Петрозаводского государственного университета. Выемка в скале действительно напоминает огромное кресло. Вспоминаю дикие северные природные красоты и вкусные ржаные пирожки, которые мы покупали в ближайшей от гостиницы пирожковой.

Фрагмент скалы «Чертов стул». И таких каменных стульев в округе можно найти немало.

24 октября 1974 г. Концерт в зале Капеллы. «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов). Солисты: Татьяна Милентьева (сопрано), Искра Шмакова (меццо-сопрано), Станислав Бронин (тенор), Виктор Юшманов (бас). Музыковед А.П.Утешев. Дирижер – з.д.и. РСФСР К.И.Элиасберг.

27 октября 1974 г. Органный концерт в зале Капеллы. В программе: Токкаты и прелюдии Фрескобальди, Пахельбеля, Кабезона, Букстехуде, Баха. Исполнители: Наталья Сиротская (орган) и академический хор Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов)

29 и 31 октября 1974 г. Концерты в зале Капеллы. Большая месса до минор Моцарта. Исполнители: Ярославский симфонический оркестр и хор Капеллы. Солисты: Ю.Антонова, И.Шмакова, С.Бронин, Г.Селезнев. Дирижер В.Барсов.

13 ноября 1974 г. Абонементный концерт в зале Капеллы «Музыканты и художники», посвященный итальянским композиторам. В программе произведения Монтеверди, Фрескобальди, Страделлы, Каччини и творчество художника Караведжо. Исполнители: доцент ленинградской Консерватории имени Римского-Корсакова Нина Оксентян (орган), лауреат международных конкурсов Надежда Вайнер и хор академической Капеллы.

26 ноября 1974 г. Концерт в Большом концертном зале Филармонии. «Реквием» Моцарта. Исполнители: заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и хор академической Капеллы. Солисты: н.а. РСФСР Валентина Левко, Екатерина Громова, Василий Тимонин, Виктор Юшманов. Дирижер – лауреат международного конкурса дирижеров «Фонд Герберта Караяна» Марис Янсонс.

9 и 10 декабря 1974 г. Концерты в Большом концертном зале Филармонии. В программе: Гендель «Кончерто гроссо си минор» и Бетховен «Девятая симфония». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор академической Капеллы. Солисты московской Филармонии Татьяна Стерлинг, Татьяна Виноградова, Лев Кузнецов, и Виктор Параскева. Дирижер – з.д.и. РСФСР Карл Элиасберг.

27 декабря 1974 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. «Реквием» Верди. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Дирижер – н.а. СССР Е.Светланов.

28 декабря 1974 г. Концерт в зале Капеллы. «Реквием» Моцарта.

30 декабря 1975 г. в зале Капеллы абонементный концерт «Реквием» Моцарта. Исполнители:

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 3116


Добавить комментарий