Солистка хора Капеллы (16)

23 мая 1977 года хор Ленинградской капеллы выступил в концертном зале филармонии города Тулы. (Газета «Коммунар» 24 мая 1977 г.)

Тула. Концертный зал областной филармонии имени И.А.Михайловского.

Здание, которое ныне занимает филармония — памятник архитектуры начала ХХ века, построенное по проекту известного московского архитектора И. А. Иванова-Шица, который применил наиболее модную в то время архитектурную форму эклектики — сочетал приемы неоклассицизма и модерна.

Первоначально оно строилось для Тульского Дворянского клуба, было открыто 14 октября 1912 года в ознаменование 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 года и являлось собственно Дворянским клубом до 1918 г.

Один из дней был посвящен экскурсии по городу с посещением Кремля и основных музеев, в том числе очень интересного  оружейного.

Тула. Проспект имени В.И.Ленина (бывшая Киевская), центральная магистраль города, которая переходит в шоссе, ведущее в Ясную Поляну. Фото 1972 года.

Тула. Спасская башня Кремля (1507-1520). 1973. Тульский кремль - памятник архитектуры, древнейшее сооружение города XVI века.

Тула расположена на севере Среднерусской возвышенности,  на берегу реки Упы в 170 км к югу от Москвы. Протяжённость города с севера на юг — 30 км, с запада на восток — 25 км.

Тула впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века под 1146 годом. Расположенные на территории города объекты культурного наследия представляют собой большую ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. На территории Тулы имеется более 300 объектов культурного наследия: это памятники архитектуры и градостроительства, истории, произведения монументального искусства, археологии. В туристическом секторе Тула известна в трёх направлениях, уходящих корнями в историю города: оружейном, самоварном и пряничном. Каждое из них представлено в городе Музеем оружия, одним из крупнейших в России,  и Музеем тульского пряника. Также визитной карточкой города является Тульский кремль, древнейшее сооружение города, памятник архитектуры XVI века.

Более пяти веков существует Тульский кремль. Построенный в начале XVI века, он длительное время предоставлял надежную защиту от набегов кочевников. Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская, Одоевская, Никитская, Ивановская, Башня Ивановских ворот, На погребу, Водяных ворот, Наугольная и Пятницкая.

Кремль — это «город в городе». В крепости жило почти все население, как военное, так и гражданское. Судя по писцовым книгам 1625 и 1685 годов, в конце XVII века в Тульском кремле было 107 дворов и 197 жителей. Первая улица Тулы находилась в кремле и называлась Большой Кремлевской.

На территории кремля находятся два собора. Успенский собор, в стиле барокко, построен в 1766 году и Богоявленский собор, построенный в 1855—1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812года. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Государственный музей оружия.  В 14 км к юго-западу от Тулы располагается дом-музей Л. Н. Толстого Ясная Поляна — уникальный центр исторической и культурной жизни России, связанный с именем крупнейшего писателя и мыслителя XIX—XX веков.

В конце XIX — начале XX века в Туле появились крупные предприятия металлургической, металлообрабатывающей, военной и сахарной промышленности, которые вместе с реконструированным в 1870—1873 годах оружейным заводом стояли в одном ряду с крупнейшими промышленными предприятиями России. Одновременно  с крупной  развивалась  и кустарная  промышленность — скобяная, самоварная, гармонная,  пряничное  производство. По  переписи  1912—1913  годов,  число самоварных фабрик в Туле равнялось 50, с ежегодным выпуском 660000 самоваров.

Памятник Петру Великому установлен в городе Тула — на улице Советской, непосредственно перед зданием управления Тульского оружейного завода, основание которого связано с именем первого российского императора.

Открытие памятника было приурочено к 200-летию Тульского оружейного завода и состоялось в 1912 году. Автором является скульптор Роберт Романович Бах. Памятник был установлен на территории завода, но в 1962 году был перенесен в сквер перед зданием управления завода и стал доступен для обозрения всем желающим.

Тула. Драматический театр. 1972.

Тула. Памятник Петру I, скульптор Р.Бах. Фото из буклета 1972 г.

Тула. Памятник конструктору оружия С.И.Мосину. Скульптор В.Мухина, архитектор А.Заварзин. Фото 1972 г.

Тула. Памятник писателю В.В.Вересаеву. Скульпторы А.Рябинин, Т.Полякова. Архитекторы Г.Гаврилов, Е.Кутарев. Фото 1972 г.

Тула. Памятник командиру крейсера «Варяг» В.Ф.Рудневу. Скульптор И.Онищенко, архитектор А.Кольцов. Фото 1972 г.

Тула. Дом пионеров. Фото 1972 г.

До революции 1917 года в этом здании (бывшей усадьбы Ливенцевых) располагалось Офицерское собрание, а перед 1917 годом в здании проходили заседания Городской Думы.

Говорят, что в усадьбе туляков часто гостила императрица Екатерина II. Постоянно проезжая из Москвы на юг, императрица Екатерина всегда останавливалась в усадьбе Ливенцевых. Отдыхала здесь несколько дней и отправлялась дальше.
Однажды Ливенцеву надоело бесплатно кормить Екатерину — ведь царский прием обходился ему очень дорого. И он придумал, как отвадить  императрицу. Как всегда, постелил красную дорожку к карете, и усыпал деньгами с изображением Екатерины. Императрица вышла из кареты, но на дорожку наступать не стала — негоже свое изображение ногами топтать. Екатерина села в карету и уехала. С тех пор она забыла дорогу к Ливенцеву.

Тула. Музей самоваров.

Музей «Тульские самовары» — один из самых популярных музеев города Тулы. Музей самоваров в Туле открыл свои двери для посетителей в 1990 году, и с этого времени он стал своеобразной визитной карточкой Тулы.

На экспозиции тульский музей самоваров наглядно представлена история тульского самовара. Музей самоваров в Туле представляет все этапы развития самоварного производства в тульском крае от конца XVIII века до наших дней, а также историю самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства. Большое место в экспозиции отведено мемориальным комплексам, посвященным представителям известных самоварных династий – Баташевым, Шемариным, Фоминым.

В  залах  музея  можно увидеть разнообразные по форме,  материалу  изготовления  и  по  размерам самовары: от огромного, 70-литрового  буфетного,  до крошечного  самовара на три капельки воды.  В витринах музея размещены уникальные предметы, в том числе тульские самовары. В Туле одними из самых ранних самоваров были изготовленные первыми тульскими самоварщиками Иваном и Назаром Лисицыными, один из этих первых самоваров представляет тульский музей самоваров. Посетители также увидят самовар «Итальянская ваза», отмеченный наградой на выставке в Санкт-Петербурге в 1870 г.; «детские самоварчики», подаренные в 1909 г. семье Николая  II; самовар «Терем» — единственный  образец  такой оригинальной формы и многое другое.

Тула. Памятник Л.Н.Толстому открыт 9 сентября 1973 года в день 145-летия писателя. Скульптор В.Я.Буякин, архитектор А.Н.Колчин.

Музей располагается в историческом здании, носящем имя одного из российских императоров – Александра II.

Дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.

В эту гастрольную поездку хор Капеллы посетил и музей-усадьбу Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» (в 14 км к югу от Тулы), где пели у могилы Толстого.

Дом-музей Л. Н. Толстого Ясная Поляна — уникальный центр исторической и культурной жизни России, связанный с именем крупнейшего писателя и мыслителя XIX—XX веков. Центром природно-мемориального комплекса, несомненно, является дом Л. Н. Толстого, в котором писатель прожил около полувека. Уникальность   этого дома — в   подлинных  обстановке и  личных   вещей его обитателей (например, кабинет писателя, где создавались «Война и мир», «Анна Каренина», главы «Воскресения» и  другие произведения). Музей  располагает  интереснейшей  коллекцией полотен  российских  мастеров.

Ясная Поляна – родовое имение Л.Н. Толстого. Привычный Толстому облик усадьбы, во многом сохранившийся до наших дней, сложился в начале XIX в. при деде писателя князе Н. С. Волконском. В Ясной Поляне Толстой родился и провел большую часть своей жизни. Сегодня Ясная Поляна остается такой же, какой ее знал и любил Толстой. Мемориальные ландшафты усадьбы (сады, парки, пруды, посаженные Толстым леса), как и здания конца XVIII – начала XIX вв., поддерживаются в своем неизменном историческом виде. Основные мемориальные постройки усадьбы:

Дом Волконского — самое старое каменное здание в Ясной Поляне; при Л.Н. Толстом оно имело хозяйственное назначение, сегодня – это административное здание музея; в доме также имеется выставочный зал;

Дом Л.Н. Толстого, в котором Толстой прожил более 50 лет и написал большинство своих произведений; сохраняется по состоянию на 1910 год (последний год жизни писателя);

Флигель Кузминских — здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозиции;

Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с женой Софьей Андреевной.

Мемориальная конюшня, в которой сегодня содержится около 30 лошадей, а также разнообразные хозяйственные постройки.

-Была ли организованная экскурсия?

—Экскурсию провел лично директор музея, правнук писателя. Подлинных вещей хозяина дома не так много. Из того, что запомнилось — это письменный стол и диван, на котором он родился. Там же скульптурный портрет Льва Николаевича работы С.Эрзи. Сама усадьба не произвела особого впечатления. По сути, нет леса, кругом поля. Нет и красивого старинного парка, такого, к примеру, как у Тургенева. После экскурсии всех пригласили в отдельный дом (бывшая столовая для прислуги) на обед.

25 и 26 мая 1977 концерты хора Ленинградской капеллы в концертном зале Калуги в преддверии готовящегося фестиваля «Приокские рассветы». Об этом очень кратко сообщает местная газета «Знамя Калуги» в выпусках от 25 и 26 мая 1977 года. Этот фестиваль совпадает по времени с фестивалем в Смоленске, куда,  с остановкой в Брянске и направляется Капелла.

27 мая 1977 года состоялось выступление хора Ленинградской капеллы в Брянске.  Об этом сообщает Я.Хитрук в местной газете «Брянский комсомолец» 29 мая. Автор заметки пишет, что в пятницу 27 мая на Брянщине начался трехнедельный фестиваль мастеров искусств «Юбилейная весна», посвященный 60-летию Советской власти. Во время фестиваля брянцы встретятся с Ленинградской капеллой, с прославленным ансамблем скрипачей Большого театра Союза СССР, солистками Большого театра Н.Красная и Э.Андреева, с Украинским ансамблем бандуристов «Десна» и другими, в том числе и  с 14 художественными коллективами Брянской филармонии. В этой же газете от 3 июня  А.Веригин  в заметке «Праздник песни, музыки, слова» упомянул, что фестиваль мастеров искусств открыли концерты Ленинградской капеллы.

-В газете нет ни программы, ни места выступления хора капеллы.

—Пели свою сольную программу  в  городском парке-музее имени А.К.Толстого, где кроме нас выступали  поэты.

С 1974 года парк имени А. К. Толстого имеет статус парка-музея. В 1982 году парк-  музей им. А. К. Толстого был внесён в монографию «Парки мира», описывающую около 400 самых необычных парков всех континентов Земли. В преддверии 1000-летнего юбилея города в парке был построен фонтан «Чёртова мельница», музей «Брянский лес»; появился ряд новых скульптур.

Автор  известной  драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» Алексей Константинович Толстой умер в 1875 году и похоронен в своем имении Красный Рог Брянской области.

Брянск. Бюст А.К.Толстого. 1974.

Примечание. Когда в Брянском парке умирают деревья, к ним прикасается волшабный резец, и рождается сказка… В 1960 году в парке появилась первая деревянная скульптура… Эти скульптуры создали брянские умельцы Игорь Жданов и Виктор Михайлов. Лучшей  их работой считается – «Брянская мадонна». Мастера воплотили в дереве образ мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Тите Брессани.

31 мая 1977 в  Смоленске в помещении Драматического театра состоялось торжественное  открытие XX музыкального фестиваля имени М.И.Глинки.  Концертная программа  хора Капеллы,  кроме традиционной для торжественной части праздника «Патриотической  песни» Глинки,  включала: «Киевский роспев» Рахманинова, русские народные песни  и произведения  советских композиторов. Накануне  фестиваля,   местная газета  «Рабочий путь»  опубликовала  программу фестиваля  (26 мая)  и  статью И.Исакова «Гордость русской культуры» (28 мая),  с краткой историей Капеллы…  «В золотом фонде хора – «Большая месса» Моцарта;  «Страсти по Иоанну» Баха;  «Колокола» Рахманинова; «Казнь Степана Разина» Шостаковича;  «Иван Грозный» Прокофьева; Патетическая оратория Свиридова, которая будет исполняться в дни фестиваля». На протяжении всего фестиваля эта газета продолжала публиковать репортажи и фотографии о выступлениях артистов.

1 июня 1977 в помещении Драматического театра состоялся концерт  в  двух отделениях.  В первом  — выступление лауреата Всесоюзного конкурса Казанского симфонического оркестра под управлением главного дирижера оркестра народного артиста СССР Натана Рахлина.  Во втором отделении – сольный концерт Ленинградской капеллы. Газета от 2 июня поместила фотографию хора на театральной сцене и краткий репортаж: «Во втором отделении выступила Ленинградская  Государственная академическая хоровая капелла имени М.И.Глинки. Её история непосредственно связана с жизнью и деятельностью великого композитора…  Полифонизм, высокая музыкальная и сценическая культура отличают этот прославленный коллектив. В его исполнении звучали произведения Глинки,  Рахманинова, Флярковского «Ленинградская тетрадь» и поэма для хора «О, русская земля» Леонида Балая и др.

Газета «Рабочий путь» от 3 июня поместила репортаж праздника у памятника Глинке. От имени Капеллы на митинге выступил В.Чернушенко.  «Фестиваль, который сейчас проходит в Смоленске, — сказал художественный руководитель капеллы, — это и  наш ленинградский фестиваль. Потому что Глинку чтут повсюду. Я первый раз в вашем городе. Это очень  русский город; находясь в нем, понимаешь,  почему именно эта земля дала стране и миру величайшего гения музыки. Поздравляю вас с праздником и благодарю за приглашение нашей капеллы в Смоленск на глинкинский фестиваль» Звучит «Патриотическая песня М.И.Глинки в исполнении гостей из Ленинграда. В этом номере газеты фотографии: поет солистка капеллы Маргарита Грозная и Владислав Чернушенко возлагает цветы к памятнику  композитора.

Концерт хора Капеллы состоялся также 2 июня (в городе Рославль)  и 3 июня на сцене Драмтеатра. Дирижер В.Чернушенко. Закрытие фестиваля состоялось на родине композитора в селе Новоспасское, где выступил Государственный орденов Трудового Красного Знамени академический русский народный хор РСФСР имени Пятницкого.

29 июня 1977 г. Первое исполнение Четвертой симфонии ленинградского композитора народного артиста РСФСР Бориса Арапова на Всесоюзном фестивале «Белые ночи». Концерт состоялся в Большом зале ленинградской Филармонии. Исполнители:  Заслуженный  коллектив  республики  академический симфонический оркестр  Филармонии,  академический хор Капеллы (художественный руководитель Владислав Чернушенко)  и хор ленинградского телевидения и радио (художественный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР Григорий Сандлер.  Солисты: заслуженная артистка Дагестанской АССР Нина Зазнобина и  лауреат всесоюзных и международных конкурсов Сергей Лейферкус. Чтец – народный артист РСФСР Михаил Павлов. Дирижер – лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР Арвид Янсонс.

21 октября 1977 г.  Зал Капеллы открыл концертный сезон 1977/ 78 года. Об этом сообщила «Ленинградская правда» 22 октября 1977 года.

Маршрут  гастрольной поездки  хора  Капеллы в этот период:  Новгород (1-2 октября); Петрозаводск  (16-19 октября); Краснодар (24-26 октября); Новороссийск (27-28 октября); Геленджик (29); Туапсе (30); Лазаревское (30); Сочи (31 окт.- 2 ноября); Ростов (3-6); Кисловодск, Пятигорск (7-11); Тбилиси (12-16); Ленкорань (17-18); Ереван, Арташат (19-21); Эчмиадзин (22 ноября).

16 октября 1977 г хор Ленинградской капеллы своей сольной программой открыл концертный сезон в зале Петрозаводской филармонии.

17 и 19 октября в зале финского драматического театра Петрозаводска состоялись совместные выступления хора Ленинградской капеллы и Симфонического оркестра Карельского телевидения и радио. (Программы концертов в местной газете «Ленинская правда» отсутствуют).

Тбилиси. Концертный зал филармонии. 1977 г.

13 ноября 1977 г выступление хора Ленинградской капеллы  в Большом концертном зале Грузинской государственной филармонии (ул. Меликишвили, 1). Художественный руководитель и главный дирижер Владислав Чернушенко. Дирижеры Валерий Борисов и Аркадий Штейнлухт. В программе произведения русских, советских, западноевропейских композиторов, народные песни.

 

14 ноября 1977 г. в этом же зале «Реквием» Моцарта. Исполнители: Государственный заслуженный симфонический оркестр Грузии и хор Ленинградской капеллы. Солисты – Лауреат международного конкурса Антоанетта Беспалова, Юлия Антонова, Лидия Павлинова, Станислав Бронин, Геннадий Беззубенков.

Из энциклопедии. Тбили́си («тёплый источник») —столица и крупнейший город Грузии. Расположен на берегу реки Мтквари (Кура). Название Тбилиси впервые упоминается в IV веке; его появление связывают с наличием в городе тёплых серных источников; в русском языке до 1936 года использовалось название Тифлис, усвоенное через греческую литературу. С 20 августа 1936 года в качестве официальной была принята форма Тбилиси, более близкая к национальному звучанию названия.

Город занимает площадь 726 кв.км., население  1 693 768 человек.
Основанный в V веке нашей эры Вахтангом Горгасали, царём Иберии, и ставший столицей в VI веке, Тбилиси — важнейший промышленный, социальный и культурный центр Грузии. Город также является важным транзитным центром для транснациональных энергетических и торговых проектов. Стратегическое расположение на перекрёстке между Европой и Азией неоднократно делало Тбилиси яблоком раздора между различными силами на Кавказе. Историю города можно изучать по его архитектуре: начиная с просторного проспекта Руставели и заканчивая узкими улицами сохранившегося с раннего Средневековья района Нарикала.

Тбилиси. Метехский храм. Памятник архитектуры 13 века.

Газета «Вечерний Тбилиси» от 17 ноября 1977 г опубликовала заметку кандидата искусствоведения Н.Димитриади «Выступает Ленинградская капелла». «С успехом прошли концерты Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки (художественный руководитель и главный дирижер Владислав Чернушенко). Программу второго из них составило одно произведение  -  «Реквием» Моцарта. Вряд ли у кого-нибудь может вызвать сомнение степень ответственности тех, кто берется за интерпретацию столь совершенного, столь глубокого по содержанию, столь сложного по своему образному строю, и в то же время простого и ясного по восприятию сочинения, каким является Реквием. Большая заслуга в продуманности деталей, выстроенности формы, разнообразии звуковой палитры принадлежит её руководителю В.Чернушенко. Капелла демонстрирует высокую культуру хорового мастерства, чистоту интонации, свободное владение нюансировкой. Завидная тембровая ровность голосов в группах в отдельных частях произведения создает порой  удивительное ощущение мощного и объемного, как бы «единого» голоса в наиболее впечатляющих тутти («Господи, помилуй», «День гнева», «Слезная»). Что же  касается части «Отвергаю», то тонкое сопоставление контраста суровой звучности мужских голосов и  нежнейшего пианиссимо женских вызывает почти зримую картину борьбы тьмы и света, зла и добра. В контакте с солистами (А.Беспаловой, Л.Павлиновой, С.Бронина и Г.Беззубенкова) хор демонстрирует отличное чувство ансамбля. Думается, исполнение и эмоциональное воздействие «Реквиема» значительно выиграло бы, если бы не было антракта после части «Слезная». Эпизоды, прозвучавшие во втором отделе концерта, не смогли уравновесить первые ни по масштабам, ни  по эмоциональной и музыкальной сущности. Вероятно, именно поэтому, «Слезная», прозвучавшая ещё раз «на бис», была воспринята как раздел, достойный завершать это замечательное сочинение. Исполнение данной  части заслуживает большой похвалы, демонстрируя редкое колористическое богатство, наполненность теплого звучания каждой ноты. Особенно впечатляет протяженная, точно истаивающая в пространстве звучность заключительного аккорда…»

25 ноября 1977 г. Абонементный концерт, посвященный 275-летию со дня основания хора Капеллы. Для этого концерта в зале Капеллы совершенно справедливо был выбран  «Реквием» Моцарта,  шедевр мировой классики,  исполняющийся хором Капеллы с 1805 года. Исполнители: симфонический оркестр Филармонии, хор и солисты Капеллы. Дирижер А.Степанов.

4 декабря 1977 г. Концерт в Большом зале Филармонии был посвящен памяти С.Рахманинова в связи с 35-летием со дня смерти великого русского композитора. Были исполнены:  Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром, симфонические танцы и три русские народные песни. Исполнители: заслуженный коллектив республики симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Солист -   заслуженный артист РСФСР Николай Петров (фортепиано). Дирижер – лауреат международного конкурса «Фонд Герберта Караяна» Марис Янсонс.

29 декабря 1977 г. Концерт в зале Капеллы.  «Реквием» Верди. Исполнители: симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты: народная артистка СССР Галина Ковалёва, лауреат всесоюзного и международного конкурсов Евгения Гороховская, лауреаты международного конкурса Константин Плужников и Георгий Селезнев. Дирижер В.Чернушенко.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

 

Автор: Агронский М.Д. | слов 3002


Добавить комментарий