«Оборонку» спас только экспорт

Медленно, но верно к 2014 году Россия, по сути, вернула себе позиции Советского Союза на рынке экспорта вооружений. По данным Стокгольмского института проблем мира (СИПРИ), за последние несколько лет наша страна уверенно передвинулась с 4-го на 2-е место с 27 процентами в ценовом выражении. Теперь впереди только США с их 29 процентами. И разрыв в этой гонке за лидерство, где счет идет на десятки миллиардов долларов ежегодно, постепенно сокращается. Не отсюда ли горячее желание американцев «остудить» наших ретивых оружейников с помощью международных санкций против предприятий и руководства российского оборонно­-промышленного комплекса — ОПК? Под удобно подвернувшимся предлогом наказания Москвы за активную роль в событиях на Украине и, особенно, присоединение Крыма.

О том, с чего мы когда-то начинали, к чему пришли и что нам ожидать в не слишком, похоже, светлом будущем, этот материал.

Сталину продавали все
До революции Россия по причине технического отставания оружие только покупала. Даже у винтовки Мосина, увы, основные механизмы были разработаны немецким конструктором Маузером. Но это дела давно минувших дней. Гораздо интереснее уже советская эпоха. Особенно в свете нынешних угроз введения против нас пресловутых санкций. Советскому Союзу в начале его существования тоже угрожали всякие черчилли, чемберлены или вильсоны, но прислушивались ли их антисоветским речам матерые американские, английские или французские капиталисты?

Дабы не растекаться мыслью по древу, мы ограничимся здесь лишь одной, но самой высокотехнологичной авиационной сферой, где СССР буквально за десяток лет удалось практически с нуля создать целую отрасль промышленности. При непосредственной поддержке ведущих западных корпораций, не только поставлявших нам отдельные станки или лицензии, но и строивших огромные заводы «под ключ».

«Сердце» любого самолета, как известно, «пламенный мотор», но тут то мы больше всего и отставали, из-за чего приходилось идти на поклон к «классовым врагам». И Туполеву, и Поликарпову, и другим выдающимся авиаконструкторам. Возьмем хотя бы уникальный для начала 30-х годов тяжелый бомбардировщик Туполева ТБ-3, равного которому по бомбовой нагрузке не имела тогда ни одна из мировых держав. Однако без четырех лицензионных американских(!) движков фирмы «Кертисс» он никогда бы не взлетел!

Или наш легендарный «ишачок» И-16 Поликарпова, считавшийся лучшим до появления не менее легендарных «мессеров» Ме-109. Но если на тех стояли немецкие «даймлер-бенцы», то на «ишаке» — опять же штатовские «райт-циклоны». А на рекордном одномоторном АНТ-25, совершившем в 1937 году под управлением Чкалова беспосадочный перелет из Москвы в Америку, исправно отработал в воздухе 56 часов подряд знакомый еще по ТБ-3 «Кертисс». Правда, модернизированный и получивший советское обозначение М-34Р. Недаром по поводу перелета так бурно ликовали и американцы — ведь это была и их техническая победа, о чем в СССР, естественно, особо не распространялись.

Так продолжалось до конца 30-х, когда появились, наконец, более-менее мощные и надежные отечественные двигатели Микулина, Климова или Швецова, без которых ни о каких победах над «люфтваффе» в Великую Отечественную не могло идти и речи. Хотя, если быть откровенными до конца, и эти AM, ВК и АШ напрямую «выросли» из конструкций все тех же «кертиссов», «райтов» или «мерлинов». Но самая интригующая история связана все-таки с появлением первых советских реактивных истребителей.

В конце 1946 года в Англию была направлена представительная делегация, которой удалось приобрести лицензии (по утверждениям английской прессы, не без весьма щедрых «откатов») на производство лучших реактивных двигателей фирмы «Роллс-Ройс», в том числе самого мощного из них типа «Нин». В результате всего год спустя в небо поднялся истребитель со стреловидным крылом МиГ-15, ставший символом нашей авиационной мощи на долгие годы. В западной печати и политических кругах разразился невероятный скандал — символ капиталистических достижений «Роллс- Ройс» служит коммунистам! Но особенно громко завопили американцы, когда МиГ-15 с британским «Нином» стали регулярно сбивать их «тандерджеты»,     «сейбры»    или «суперфортрессы» во время войны в Корее. Однако джин, что называется, уже вылетел из бутылки. Но с той поры нам больше ничего, имевшего хоть какое-то оборонное значение, не продавали. Пришлось вертеться самим.

За «железным занавесом»
До середины 50-х созданного с помощью Запада задела СССР вполне хватало. Тех же МиГ- 15 и его модификаций МиГ-17 были выпущены многие тысячи, значительная часть из которых поставлялась на экспорт в десятки стран или даже выпускалась там по лицензии. Это вызывало вполне естественный зубовный скрежет со стороны зарубежных конкурентов — еще недавно скромные покупатели сами стали захватывать рынки без всякого на то «разрешения»! Судя по всему, на Западе просто проморгали, что СССР в конце концов удалось построить собственную мощную школу реактивного авиа- и двигателестроения. Пусть и не лишенную целого ряда недостатков.

В качестве наиболее выдающегося примера можно привести «истребитель всех времен и народов» МиГ-21, выпускавшийся в рекордном количестве модификаций и остававшийся самым распространенным в мире боевым самолетом вплоть до начала 90-х (в СССР было построено 10200 таких машин, в Чехословакии — 194 и еще несколько тысяч в Китае). Будучи гораздо дешевле (по сравнению с небезизвестным «фантомом» F-4 — в разы) западных аналогов, он превосходил их в ближних маневренных боях, характерных для локальных конфликтов типа американо-вьетнамской, арабо-израильских или индо-пакистанских войн 60-х — 70-х годов. И если 21-е все-таки проигрывали, например, израильским асам, то в основном из-за плохой организации боевых вылетов или недостаточной подготовки пилотов.

За МиГ-21 последовал не менее успешный в экспортном плане МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла, который поставлялся в более чем полтора десятка стран. Если не вдаваться в подробности, то к наиболее значительным успехам модернизированных 23-х, машин так называемого 3-го поколения, следует отнести победы над американскими F-15 «Игл» поколения уже 4-го (!) в ходе жестоких боев между сирийцами и израильтянами над Ливаном 1982 года.

Вершиной же советского периода авиастроения стали, безусловно, истребители Су-27 и МиГ-29, составляющие основу знаменитых российских пилотажных групп. Только на них, помимо прочего, удалось изжить, наконец, воистину «ахиллесову пяту» всех наших двигателей — излишнюю топливную прожорливость, приводившую к снижению продолжительности и дальности полета. Можно с уверенностью утверждать, что заложенные в новейших «сухих» и «мигах» выдающиеся характеристики буквально спасли от полного уничтожения российский авиапром в ельцинскую эпоху.

Выжить или умереть
Стоит вспомнить, что после образования «новой демократической России» горе-реформаторы громогласно утверждали, что у нас теперь нет и никогда больше не будет внешних врагов. Ультралиберал Егор Гайдар договорился до того, что независимый от Запада оборонно­промышленный комплекс нам вовсе ни к чему. Мол, он слишком дорог, нерентабелен и, главное, коммунистически реакционен. В результате подобных «гениальных» прозрений начался форменный разгром оборонных предприятий, ловко направляемый, как стало известно только сейчас, сотнями заокеанских советников гайдаровского, а позднее и черномырдинского правительств. То есть фактически            прямыми конкурентами.

Действовавшими где с помощью «дикой» приватизации, а где внедрением в руководство юных «эффективных менеджеров». Плюс ко всему были чуть не на порядок сокращены оборонные расходы, из-за чего армии стало не хватать денег не то что на закупки новой техники, но и на портянки для солдат. В итоге «красные» директора и генеральные конструкторы были вынуждены поставить вопрос ребром — в условиях почти полного отсутствия внутреннего финансирования спасти «оборонку» может только всестороннее наращивание экспорта. Причем самых последних модификаций, что раньше по причине секретности было абсолютно немыслимо.

И экспорт таки «оборонку» спас, благородное правительство благосклонно пошло навстречу не только умельцам делать деньги из воздуха, но и производственникам. Потихоньку вернулись старые, а за ними потянулись новые покупатели из 52(!) стран, если учесть не только авиационный, а весь спектр вооружений. Но самое, пожалуй, основное, что из российского, в отличие от советского, экспорта почти исчезла идеологическая составляющая, когда наши многочисленные, но, как правило, нищие «друзья» расплачивались, в лучшем случае, бананами и ромом. Теперь, слава Богу, действует известный принцип: утром деньги — вечером стулья. Параллельно произошел жестокий естественный отбор, в результате которого способные работать в рыночных условиях выжили, а другим пришлось тихо «умереть». Примеры тому можно увидеть в Петербурге, где в целом ряде районов виднеются       разрушенные        или перепрофилированные корпуса некогда процветавших оборонных предприятий.

Новые вызовы
В чем прямо-таки тупо проигрывают американцы? В том, что стремятся сделать свою технику невероятно навороченной по части разных электронных «прибамбасов», из-за чего она становится поистине «золотой» для в большинстве небогатых клиентов. Так, истребитель F-22 «Рэптор» стоит аж под 200 миллионов долларов, а специально создававшийся на экспорт «дешевый» F-35 тянет на сотню. Тогда как российские модернизированные до уровня «поколение 4 — плюс» Су-27 и МиГ-29 остаются в «скромной» 50- миллионной ценовой нише. И их берут в странах, в первую очередь, азиатско-тихоокеанского региона. Именно там самым показательным стал контракт лета 2013 года между, заметим, провашингтонским правительством Ирака и российскими фирмами на поставки боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28 «Ночной охотник», а так же других вооружений общей стоимостью 4.3 миллиарда долларов. А штатовские «апачи» или «кобры» иракцам показались слишком дороги. Однако почивать на лаврах российским «оборонщикам» явно рано. Слишком много впереди подводных камней.

Самый главный из них — наше, увы, давнее и хроническое отставание в области электроники, из-за чего конструкторам всегда приходилось отводить ей в машинах слишком много места. В ущерб основным боевым качествам. Чтобы не отстать от требований времени, свыше 90 процентов микросхем приходится ввозить из-за рубежа, что в случае введения против России настоящих, а не бутафорских санкций может похоронить многие экспортные проекты.

Именно этой давно перезревшей проблемой занимаются сегодня в головном питерском ОАО «Авангард» вместе с 56 смежными российскими и белорусскими фирмами. Цель программы по-советски амбициозна — увеличить производство отечественных микроэлектронных устройств мирового уровня… в 10 раз до 2018 года. Очень напоминает лозунг: «Пятилетку — в четыре года!» Но ученые и инженеры-«авангардисты» обещают успех. Если, конечно, в правительстве не возьмут реванш очередные Гайдары.

 

Автор: Кудрявцев Николай | слов 1465


Добавить комментарий