Солистка хора Капеллы (21)

Часть 7.14. 1982 г.

8 января 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Месса си минор Баха. Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы. Дирижер – народный артист Литовской ССР Ионас Алекс.

Встреча со знаменитым тенором И.С.Козловским (в центре) после концерта хора Капеллы в зале московской консерватории. Александра во втором ряду правой части снимка выглядывает из-за плеча восьмого мужчины. Москва, январь 1982 г.

10 января 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Русское хоровое барокко и классицизм. Концерты  для хора Веделя, Титова, Березовского, Бортнянского. Исполнители: хор Капеллы и хор дирижеров Ленинграда. Дирижер В.Чернушенко.

Встреча со знаменитым тенором  И.С.Козловским (в центре) после концерта хора Капеллы в зале московской консерватории. Александра во втором ряду правой части снимка выглядывает из-за плеча восьмого мужчины. Москва, январь 1982 г.

Афиша этого концерта напечатана с ошибкой в фамилии солистки.

25 и 26 января 1982 г. Большой зал ленинградской Филармонии. Оратория «Времена года» Гайдна. Исполнители: Капелла Ленинграда и Симфонический оркестр Государственной филармонии Литовской ССР. Дирижер Юозас Домаркас. Солисты Г.Беззубенков (Симон, пахарь), А.Агронская (Ганна, его дочь), Е.Попов (Лука, молодой крестьянин). Оратория состоит из четырёх больших частей – Весна, Лето, Осень и Зима, каждая из которых делится на несколько эпизодов: хоровых, сольных, ансамблевых и оркестровых. Кроме главного действующего лица – хора, олицетворяющего собирательный образ крестьянских тружеников, введены и три конкретных персонажа. Это старый пахарь Симон (бас), его дочь Ганна (сопрано) и молодой крестьянин Лука, влюблённый в Ганну.

Татьяна Иванова (слева), Нина Кузнецова (сопрано) и Александра во время гастролей Капеллы в Москве. Снимок в районе памятника Пушкину. 1982 г.

4 февраля 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы.  «Реквием» Верди. Исполнители: хор Капеллы и симфонический оркестр Филармонии. Солисты – Александра Агронская (сопрано), Жанна Полевцова (меццо-сопрано), Евгений Попов (тенор) и Геннадий Беззубенков (бас). Дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии Владислав Александрович Чернушенко.

Хор Капеллы поёт в Москве. Александра во втором ряду (сверху) справа третья.

4 февраля 1982 г газета «Вечерняя Москва» опубликовала снимок с выступлением хора Капеллы в Большом зале Московской консерватории на втором туре Всероссийского смотра академических хоров, где капелла заняла первое место. В программе музыка трёх столетий – от Петровских кантов на Полтавскую победу до гимна Родине – нового сочинения Георгия Свиридова.

6 февраля 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Хор Капеллы и органистка Ольга Минкина исполнили Хоральную мессу И.С.Баха. Дирижер В.Чернушенко.

8 февраля 1982 г. Вечер хоровой музыки в зале Капеллы. В программе: Русские народные песни в обработке Александрова, Новикова, Пащенко, Рубцова, Флярковского, Шостаковича. Дирижер – В.Чернушенко.

Днепропетровск. Екатерининская миля, первое сооружение в городе.

20 февраля 1982 г. Гастроли Капеллы на Украине отметила небольшой заметкой газета «Днепр вечерний» (Днепропетровск). «Ленинградская хоровая капелла и Днепровский симфонический оркестр исполнили «Реквием» Верди. Дирижер Владислав Чернушенко. Солисты Александра Агронская (сопрано), Жанна Полевцова (меццо-сопрано), Евгений Попов (тенор), Геннадий Беззубенков(бас)…. В хоре поражает всё: нетрадиционная расстановка, позволяющая наиболее ярко выявить тембральное и динамическое богатство партий, художественный ансамбль. Превосходно звучали ансамбли солистов в третьей части (Офферторио) и особенно в Хостиас…. Хочется особо отметить Александру Агронскую. В итальянской музыке немало сложных сопрановых партий, но, пожалуй, ни одна из них не требует от солистки такой ровности голоса во всем диапазоне, такой драматической насыщенности, такой гибкой нюансировки и владения нижним регистром, как Libera me из «Реквиема» Верди. Александра Агронская, благодаря своему отличному вокалу, прекрасно справилась с трудностями этой части…. Второй концерт капеллы был посвящён «Реквиему» Моцарта. Зал Дома техники был переполнен, слушатели стояли даже вдоль стен амфитеатра. Дирижировал народный артист УССР Гурген Карапетян. Солисты Т.Муратова, Т.Давыдова, А.Ночевка, В.Стародубцев….»

Екатерининская миля (Верстовой столб).

Из энциклопедии. Местность, в которой расположен современный Днепропетровск, заселялась человеком ещё в палеолит. Волны завоевателей периодически опустошали её — последний раз в XIII веке во время монголо-татарского нашествия. Заново край стал заселяться после становления Запорожской Сечи в XVI веке: здесь стали возникать казацкие курени, хутора, села и городки.

В 1775  году запорожское казачество было окончательно ликвидировано, а его земли были разделены между Азовской и Новороссийской губерниями. В 1776 году по указу Екатерины II был основан губернский центр Азовской губернии, получивший название Екатеринослава. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении её в Самару. Однако просуществовал здесь город недолго из-за неудачного географического расположения на болоте и частых наводнений.

Днепропетровск. Преображенский собор.

22 января 1784 года был издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр. Официально город был основан во время визита Екатерины II, которая 9 (20) мая 1787 года заложила первый камень в строительство Преображенского собора.

Датой основания города считается 9 мая 1787г., когда Екатерина ІІ заложила первый камень в строительство собора. Там же присутствовал и австрийский император Иосиф ІІ.
Возле собора находится Екатерининская миля. Такие каменные колонны князь Потемкин приказал устанавливать через каждые 10 верст на пути следования императрицы

Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода. Сейчас здесь — центр современного Днепропетровска.

В 1796 году по указу нового императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название. В 1820 году в Екатеринославе непродолжительное время отбывал ссылку А.С.Пушкин — в память об этом событии екатеринославцы позже соорудили памятник поэту, находящийся сейчас на проспекте, также названном в честь Александра Сергеевича.

В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково до Нижнеднепровска была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала угольные промыслы Донбасса с железной рудой Кривбасса, что дало мощный толчок развитию губернского города и края в целом.

При активном участии французского и немецкого капитала в городе и его окрестностях появился ряд крупных металлургических заводов, которые работают и сейчас.

В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось и составило 252,5 тыс. человек. В 1914 году было начато строительство второго железнодорожного моста через Днепр (окончен в 1932 г.).

Днепропетровск. Дворец Потемкина.

В 1918 году при гетмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.

В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев — в октябре1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября — власть в городе перешла к частям Белой армии Деникина. В декабре 1919 г. в Екатеринославе окончательно установилась Советская власть.

В ходе первых пятилеток город возродился и получил дальнейшее развитие.

Однако 22 июня 1941 года началась война с гитлеровской Германией, и уже 25 августа 1941 года, после ожесточённой обороны, был оккупирован немецкими частями. 25 октября 1943 года под натиском Красной Армии немецкие войска оставили город.

Днепропетровск. Южный машиностроительный завод.

После Великой Отечественной войны Днепропетровск был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных центров СССР — теперь здесь появилось крупнейшее предприятие ракетно-космической отрасли — Южный машиностроительный завод.

Город Николаев расположен на полуострове в месте впадения Южного Буга в Черное море.

21 февраля 1982 года. Приезд хора Ленинградской капеллы в город Николаев.

Краткая историческая справка. По указу князя Григория Потёмкина, в устье реки Ингул под руководством полковника Михаила Фалеева в 1788 году была заложена верфь, вокруг которой начал строиться город.

В 1790 году был спущен с верфи первый корабль — 46-пушечный фрегат «Святой Николай». Им было положено начало постройки в Николаеве крупных парусных военных кораблей и определена основная отрасль города — судостроение.

Николаев строился по плану, составленному Иваном Старовым — с прямыми улицами и кварталами правильной формы.

Долгое время в Николаеве дислоцировался штаб Черноморского флота. Во время Крымской войны он стал главной тыловой базой. Большинство предприятий, которые создавались в городе, относились к военно-промышленному комплексу, и в связи с этим Николаев много десятилетий был закрыт для посещения иностранцами.

В марте 1816 года назначение на должность губернатора города получил адмирал Алексей Грейг. Находясь в этой должности до 1833 года, он многое сделал для обустройства Николаева. В городе были воздвигнуты портовые сооружения, создано кредитное общество, активизировалась морская торговля, появился Морской бульвар, начались работы по освещению города, прокладке тротуаров, открыты мужские и женские училища, построен приют. В 1820 году Грейг основал в Николаеве морскую астрономическую обсерваторию. В 1826 году он впервые в истории русского флота создал в Николаеве штаб, в задачу которого входила организация боевой подготовки флота в мирное время и разработка планов операций во время войны.

С 1860 года по 1871 год военным губернатором Николаева был Богдан фон Глазенап. По его ходатайству высочайшим повелением в городе в 1862 году был открыт коммерческий порт для захода иностранных судов, а город — для приезда и жизни иностранцев. В связи с этим в городе были учреждены иностранные консульства. Всё это послужило толчком к преобразованию Николаева в большой торговый порт.

Уже в конце XIX века Николаевский порт занимал третье место после Санкт-Петербурга и Одессы по объёму торговли с заграницей, а по экспорту зерна, поставщиками которого были степные губернии — первое место в стране. Сам Николаев стал большим промышленным центром на юге Украины.

В 1918 году Николаев впервые пережил оккупацию иностранными войсками. В 1920 году здесь утвердилась советская власть.

Николаев. Памятник героям-десантникам отряда К.Ф.Ольшанского. Скульпторы А.Измалков, Ю.Поммер. Архитектор А.Душкин. Фото с открытки 1975 г.

С началом Великой Отечественной войны Николаев 16 августа 1941 года был оккупирован. Во время оккупации в Николаеве действовала подпольная диверсионная группа «Николаевский центр». 28 марта 1944 года город был освобождён, в частности, благодаря десанту Ольшанского.

Город Николаев. Здание администрации. Современный снимок.

В послевоенное время Николаев стал одним из центров судостроения СССР. Суда выпускали три судостроительных завода — Черноморский судостроительный завод, завод имени 61 коммунара и завод «Океан».

Николаевская областная филармония. Современный снимок.

21 и 22 февраля 1982 г состоялись выступления хора Ленинградской Капеллы в концертном зале Николаевской областной филармонии. Анонс опубликован в центральной газете города Николаева «Южная правда» от 19 февраля 1982 г.

 24-27 февраля 1982 года – гастроли хора Капеллы в Одессе. Местная газета «Вечерняя Одесса» от 24 февраля сообщает о трех концертах в зале Одесской филармонии.

25 февраля состоится сольный концерт хора Ленинградской капеллы.

26 и 27 февраля 1982 года будет исполнен «Реквием» Верди. Исполнители: Симфонический оркестр Одесской филармонии и академический хор Ленинградской капеллы. Дирижер – з.д.и.  РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Владислав Чернушенко.

Вторая страница программки с фамилиями исполнителей.

—24 февраля был свободный вечер, я воспользовалась возможностью  послушать  в Театре оперы и балета  Одессы оперу М.П. Мусоргского «Хованщина». В домашнем архиве сохранилась программка этого спектакля.  Одну из главных женских ролей оперы молодой вдовы Марфы пела моя однокурсница Ася Глинкина (меццо-сопрано).
Гастроли хора Ленинградской капеллы в Кишиневе.  Об  истории появления города.

Кишинев. Памятник Стефану Великому. Скульптор А.М.Пламадяла, архитектор Е.А.Бернардацци. Фото с открытки 1970 г.

Впервые в исторических документах Кишинёв упоминается 17 июля 1436 года в грамоте воевод Молдавии Ильи и Стефана главе господарской канцелярии, в которой уточняются границы земли у реки Реут, жалованной ему за верную службу.

На вершине  холма ныне располагается Покровская (Мазаракиевская) церковь, а родник, возможно, давший имя городу, — «фонтан» — использовался в качестве источника питьевой воды до 1935 года.

В условиях османского ига, установившегося в Молдавии в середине XVI века, постоянных набегов турок и крымских татар, роста поборов экономическое развитие города шло замедленными темпами, а страна в XVII — начале XVIII веков переживала упадок. Вначале боярская вотчина, а затем с 1641 года — вотчина монастырей румынского города Яссы,

Кишинёв неоднократно разрушался. Во время русско-турецких войн город дважды, в 1739 и 1788 годах, сжигался отступающими турками.

В 1800—1810 гг. Кишинёв располагался примерно по периметру нынешних улиц Петру Рареш, Антон Панн, Армянская, Александру чел Бун (не достигая её) и реки Бык. Район современного железнодорожного вокзала, недалеко от которого находилась т. н. «Каушанская рогатка», находился в то время за пределами Кишинёва.

Бисерика Мазараки – памятник молдавской церковной архитектуры 1757. Фото 1970 г.

Сохранились два здания XVIII века: Церковь Покрова Божьей матери (Мазаракиевская церковь), построенная в 1752 году на деньги казначея (сердара) Василе Мазаракия, и Церковь святых Константина и Елены, построенная в 1777 году. Обе церкви построены в старомолдавском стиле — трехлепестковый план и так называемый «молдавский свод» — два яруса арок, поддерживающих барабан с куполом.

В результате серии русско-турецких войн территория междуречий Днестра, Прута и Дуная в 1812 году отходит к России и получает название Бессарабия. Кишинёв, принадлежавший в то время монастырю св. Гроба, получает официальный статус города в 1818 году  и становится центром Бессарабской области, а с 1873 года — центром Бессарабской губернии.

Плановая застройка города началась в 1818 году согласно плану Озмидова.

В начале XIX века Кишинёв становится одним из центров подготовки восстания на Балканах греческих революционеров под руководством А. Ипсиланти против турецкого владычества.

В 1813 году была открыта духовная семинария, а в 1833 — областная гимназия.

В 1815 году на деньги помещицы Елены Мэнэсэряса построен православный храм  Всех Святых на территории Армянского кладбища. Перестроенный в конце XIX века по проекту А. Бернардацци, это единственный кишинёвский храм, не прерывавший службы ни на один день в годы СССР.

С сентября 1820 по июль 1823 года в Кишинёве жил высланный из Петербурга  А. С. Пушкин. Здесь он сблизился с молдавскими писателями К. Стамати и К. Негруцции с декабристами (М. Ф. Орловым, В. Ф. Раевским, К. А. Охотниковым, П. С. Пущиным и др.), входившими в местную «управу» «Союза Благоденствия».

В 1825 году открыт Новый базар (сейчас здесь располагается Центральный рынок столицы). Сначала на нём продавались промышленные товары.

С 1829 по 1834 гг. в Кишинёве были благоустроены колодцы, обеспечивающие водой большую часть населения. На средства Городской думы в районе Мазаракиевской церкви был оборудован источник, из которого город снабжался питьевой водой, долгое время развозившейся по городу в бочках на лошадях.

В 1834 год правительством был утверждён генеральный план развития Кишинёва (авторы — Эйтнер и Гленинг), по которому город развивался до 1949 года. Был определён центр города, его главная площадь, центральный парк (ныне Сквер Кафедрального собора). Прямоугольная и чёткая сетка широких улиц соответствовала градостроительной практике застройки южных городов России. В старом городе предпринимались попытки спланировать улицы и кварталы: некоторые дома сносились, улицы выравнивались.

В 1830-х годах Кишинёв — центр Бессарабской Епархии — становится местом строительства кафедрального Собора. Ансамбль был возведён по проекту архитектора Авраама Мельникова в стиле позднего русского классицизма и первоначально состоял из Кафедрального Собора Рождества Христова и Колокольни, это были крупнейшие сооружения того времени, на долгое время ставшие доминантой города, вокруг которых на 9 гектарах был разбит Соборный Парк. Работы по созданию Собора начались 26 мая 1830 года. Освящение Собора и Колокольни состоялось 13 октября 1836 года. Ансамбль пострадал во время войны от бомбардировки в июне 1941 года. К 1956 году он был полностью восстановлен и возведён в ранг памятника архитектуры. В ночь с 22 на 23 декабря 1962 года была взорвана и разобрана Колокольня — центральное звено Соборного ансамбля. Кафедральный Собор был преобразован в выставочный зал. На месте колокольни позже был построен бассейн. Собор заново освящён в 1996 году, с 1995 по 1998 год была восстановлена колокольня.

В 1833 году построена немецкая лютеранская церковь св. Николая. Сейчас на её месте — Президентский дворец (построен в 1990 году как здание Верховного Совета МССР).

В 1840 году на центральной площади (тогда — при въезде в Соборный Парк, напротив Серафимовского Епархиального дома) в честь побед русской армии над турками была установлена Триумфальная арка по идее новороссийского генерал-губернатора Воронцова (1812 г.) и проекту архитектора И. Заушкевича. Арка предназначалась для установки 400-пудового колокола, отлитого из трофейных пушек Измаильской крепости. Архитектурное сооружение из тёсаного белого камня, квадратное в плане, высотой 13 метров, разделено на два яруса. Нижний имеет сквозные прямоугольные проемы в двух направлениях и 4 пилона с коринфскими колоннами на пьедесталах, сложно декорированным фризом и развитым карнизом. Верхний аттиковый ярус обработан лопатками и завершён карнизом, со стороны площади встроены часы, соединённые с колоколами — большим и малым, которые каждые 15 минут отбивают кишиневское время.

В 1862 году приступили к мощению улиц.

В 1871 году были построены основные сооружения железнодорожного вокзала, а в августе того же года было открыто сообщение по Тираспольско-Кишиневскому участку железной дороги, положившее начало существованию железных дорог в Молдавии. Уникальное трехэтажное здание вокзала, поражавшее современников законченностью форм и изяществом было полностью разрушено во время Второй мировой войны.12 апреля 1877 года в Кишинёве император Александр II зачитал перед русскими воинами, болгарскими ополченцами и молдавскими волонтёрами манифест об объявлении Россией войны Порте; этот день стал началом последней русско—турецкой войны, которая завершилась победой России и образованием Болгарского государства. Состоялся парад войск перед их отправкой на Балканы. В честь этого события и была сооружена часовня.

Кишинев. Памятник Пушкину. Фото 1970 г.

В 1885 году, на деньги горожане собрали по подписному листу 1000 рублей золотом. На эти деньги был установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина. Кишинёв стал вторым городом в Российской империи после Москвы, где был установлен памятник великому поэту. Из 24 поступивших вариантов текста на постаменте жюри выбрало следующую: «Здесь, лирой северной пустыни оглашая, скитался я… 1820, 1821, 1822, 1823».

После октябрьской революции 1917 года 21 ноября начал свою деятельность «Сфатул Цэрий» (Совет края), который 2 декабря провозгласил создание Молдавской Демократической Республики.  28 декабря 1917 года на заседании Сфатул Цэрий в Крестьянской фракции П. Ерхан поставил на голосование вопрос о необходимости ввода румынских войск «для борьбы с анархией, охраны продовольственных складов, железных дорог и заключения иностранного займа». Это предложение было принято большинством голосов.

8 января румынские войска начали наступление на северные и южные районы Молдавской Демократической Республики. В Кишинёве 27 марта 1918 года Сфатул Цэрий проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии, и Кишинёв вошёл в её состав.

28 июня 1940 года советские войска вошли в Кишинёв, а 2 августа этого года была сформирована Молдавская Советская Социалистическая Республика со столицей в Кишинёве. Кишинёв сильно пострадал от землетрясения в 1940 году.

С первых часов войны 22 июня 1941 Кишинёв стал прифронтовым городом, на рассвете он подвергся авиационной бомбардировке и вскоре был занят румынскими войсками. 16 июля 1941 года румынский флаг был водружён над куполом Кафедрального Собора. 18 августа 1941 король Румынии Михай и маршал Ион Антонеску осматривали Кишинёв.

В ночь с 23 на 24 августа 1944 года 5-я ударная армия под командованием генерала Берзарина в ходе проведения Ясско-Кишинёвской операции перешла в наступление и к четырём часам утра овладела городом. Интенсивных  боев на территории Кишинёва не было, но в результате землетрясения и бомбардировок город был практически разрушен, а жилой фонд был утрачен на 70 %, было разрушено 174 предприятия.  24 августа в Бухаресте был совершён переворот, Антонеску был арестован, и Румыния перешла на сторону Союзников, рассчитывая на восстановление своей территории в Трансильвании.

После Второй мировой войны город начинает быстро восстанавливаться и расти. Если в 1944 году он насчитывал всего 25 тысяч жителей, то к 1950 году в нём было уже 134 тысячи человек. В Кишинёв «для восстановления и развития народного хозяйства» из различных регионов Советского Союза были направлены около полутора тысяч специалистов: инженеров, учителей, врачей. 13 августа 1945 года был создан ансамбль народного танца «Жок», который известен сегодня во всем мире.

Кишинев. Здание железнодорожного вокзала. 1970 г.

В 1945—1947 годах утверждается генеральная схема реконструкции Кишинёва, в разработке которой участвовал архитектор Алексей Щусев. Он предусматривал восстановление старых и строительство новых домов, административных и общественных зданий, создание промышленных зон, новых магистралей, площадей и зелёных массивов. По этому плану проспект Ленина (ныне бульвар Штефан чел Маре) сохранил значение центральной магистрали и соединился через бульвары Негруцци и Гагарина с привокзальной площадью. Основными районами новой застройки, кроме Центра должны были стать Рышкановка, Ботаника, Буюканы. От центра города к первому новому жилому району Рышкановка вместо старых и разрушенных войной домов прокладывалась широкая магистраль — Проспект Молодежи (ныне бульвар Ренаштерий). Предусматривалось создание зон отдыха, а также кольца зеленых насаждений вокруг города. При консультации А. Щусева по проекту архитектора Л. Чуприна в 1948 году было построено нынешнее здание вокзала. Вокзал находится в долине реки Бык, которая во время ливней, подобных тропическим, в 1948 году разлилась так, что первый этаж вокзала оказался по колено в воде.

1 октября 1946 года создан Кишинёвский Государственный Университет. Голод  в  СССР 1947—1948 годов не миновал и столицу Молдавии.

6 октября 1949 года основана Академия Наук МССР.

18 июня 1950 года заложен Ботанический сад АН МССР. 1951 год — заложен парк вокруг искусственно вырытого Комсомольского озера (ныне Валя Морилор). 24 января 1957 года создана киностудия «Молдова-филм». В 1957 состоялось торжественное открытие Аллеи Классиков молдавской литературы. В конце 1950-х годов в столице Молдавии начинают развиваться новые отрасли промышленности — приборостроение  и машиностроение, дальнейшее развитие получают легкая и перерабатывающие отрасли промышленности, модернизируются табачный комбинат и предприятия виноделия.

В 1960 году был создан театр «Лучафэрул», а в 1965 году открыт кинотеатр «Москова». В 1966 за «успехи, достигнутые в коммунистическом строительстве», и в связи с 500-летием Кишинёв был награждён орденом Ленина. В конце 1960-х годов в микрорайоне Ботаника на площади 145 гектаров создан парк Долина Роз.

Кишинев. Театр оперы и балета. 1970.

Кишинев. Органный зал. 1970 г.

Были открыты: Национальный Дворец — в 1974 году, Органный Зал — 15 сентября 1978, новое здание Театра Оперы и Балета — в 1980 году, Молдавский Госцирк — в 1982 году.

23 мая 1991 года Парламент изменил название Молдавская Советская Социалистическая Республика на Республика Молдова. 27 августа 1991 была принята декларация независимости Республики Молдова, которая провозгласила Молдову суверенным государством со столицей в Кишинёве…
 

Кишинев. Национальный дворец (бывший «Октомбрие»).

1 марта 1982 г.  В Кишиневе во дворце «Октомбрие» открылся праздник искусств народов СССР – XVI  музыкальный фестиваль «Мэрцишор», посвященный 60-летию образования СССР. (Мэрцишор в молдавском и румынском языках – Март, т.е. праздник весны).

Газета «Вечерний Кишинев» 1 марта сообщила, что в открытии фестиваля приняли участие: Государственный воронежский русский народный хор, знаменитая Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки, народные артисты СССР Ирина Архипова и Мария Биешу и другие.

Эпиграфом к празднику стала написанная специально к  фестивалю  избранная теперь эмблемой «Песня о мэрцишоре» молодого композитора И.Енаки на слова поэта Гр.Виеру. Солистка – заслуженная артистка Молдавской ССР Н.Чепрага. Симфонический оркестр молдавской государственной филармонии под управлением Димитру Гои и хор Ленинградской капеллы исполнили «Гимн Ленину» композитора А.Петрова на стихи М.Дудина. О торжественном  открытии фестиваля сообщила газета «Вечерний Кишинев» (2 марта) в статье «Мэрцишор собирает друзей». Там же представлено фото о выступлении перед микрофоном Владислава Чернушенко.

Кишинев. Большой зал филармонии.

3 марта 1982 г в Кишиневе в большом зале молдавской государственной филармонии состоялся концерт симфонической музыки. В программе: А.Петров. Симфоническая поэма для оркестра, хора, солистов и чтеца «Пушкин». Д.Шостакович. Концерт № 1 для скрипки с оркестром. Исполнители: Заслуженный коллектив МССР симфонический оркестр молдавской филармонии и хор Ленинградской капеллы. Солисты: народный артист РСФСР Виктор Третьяков (скрипка), Кира Герасимова (меццо-сопрано), Вячеслав Попов (чтец). Дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии Владислав Чернушенко.

Газета «Вечерний Кишинев» от 5 марта отметила это выступление хора капеллы в статье с подзаголовком «Радость встречи с одним из лучших хоровых коллективов нашей страны». Ленинградская   государственная  академическая  хоровая капелла имени М.И.Глинки подарила кишиневцам концерт, состоявшийся в рамках музыкального фестиваля «Мэрцишор – 1982». Любители музыки услышали в исполнении прославленных артистов симфоническую поэму Андрея Петрова «Пушкин». Ленинградцы исполнили её в  сопровождении симфонического оркестра молдавской государственной филармонии.  «Жемчужиной русского дореволюционного хорового искусства», сохранившей лучшие традиции народного песенного творчества России и утвердившей в мире славу молодой Советской республики, назвал капеллу А.В.Луначарский. Её история – это летопись становления и развития отечественной музыкальной культуры…  С Ленинградской капеллой сотрудничают ведущие советские композиторы. Она была первым исполнителем сочинений для хора С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Р.Щедрина. Артисты хора за последние пять лет исполнили около  сорока  произведений советских авторов, среди которых большинство – премьеры. Сейчас коллектив готовится к фестивалю, посвященному 40-летию битвы на Малой земле. Он будет проходить в конце июня в Новороссийске.

Подводя общий итог прошедшего фестиваля, Д. Прянишников в статье «Искусство высоких чувств» («Вечерний Кишинев», 11 марта 1982 г) снова отметил высокое мастерство хора капеллы. … «На протяжении всей поэмы звучит пение хора. В работе над пушкинской темой капелла показала  неувядающее мастерство.  Сильное впечатление осталось от небольшой, но выразительной сольной партии Киры Герасимовой. Композитор  ввел в поэму этот  женский образ как выражение тяжелой народной доли…»

-Как принимали зрители столицы Молдавии ваше выступление ?

Кишинев. Музыкально-драматический театр имени А.С.Пушкина. 1970 г.

Кишинев. Русский драматический театр имени А.П.Чехова. 1970 г.

Кишинев. Центральный выставочный зал. 1970 г

Кишинев. Проспект В.И.Ленина. 1970 г.

Кишинев. Историко-краеведческий музей. 1970 г.

Кишинев. Памятник Г.И.Котовскому. Скульпторы Л.И.Дубиновский, И.Г.Першудчев, А.И.Посядо. Художник К.Д.Китайка. Архитектор Ф.П.Наумов.

— По- весеннему тепло и радостно, дарили живые цветы и улыбки. В свободный вечер 2 марта слушала «Травиату» в театре оперы и балета». Несколько часов провела  в гостях у  родственников мужа.

Установлен в 1954 году на площади Котовского в 36-ю годовщину Советской Армии. Этот памятник был одним из первых монументальных памятников в послевоенной Молдавии. На массивном пьедестале из красного гранита установлена пятиметровая бронзовая конная статуя. На лицевой стороне постамента расположен бронзовый щит, на котором выбито: «Котовский Григорий Иванович. 1881—1925».

Из энциклопедии (1959 г). Котовский – герой Гражданской войны. Родился в местечке Ганчешты (ныне Котовское) в Бессарабии в семье механика. В 1905 г организовал вооруженную группу из восставших крестьян Бессарабии. С 1906 г  в течение 11 лет подвергался  преследованиям самодержавия. Неоднократно бежал из тюрьмы и в 1913 г – с каторги. Вернувшись в Бессарабию, продолжал борьбу с помещиками. В 1916 г был приговорен к смертной казни, замененной на пожизненную каторгу. В мае 1917 был освобожден из тюрьмы…

-Легендарному комбригу и его подвигам  посвящен кинофильм «Котовский», вышедший на экраны в 1942 году, который я видел сразу после войны.

—Помню этот фильм, который вместе с сестрой смотрели, наверное,  в кинотеатре «Колосс» на Малой Садовой улице, но там хорошо запомнила только кадры с участием Раневской. Совсем недавно  телевидение на канале «Россия» показало сериал «Котовский», где  Григорий Иванович показан как романтический герой, живущий по своеобразному  четкому кодексу чести. Этот сериал комментирует известный писатель  Михаил Веллер в еженедельнике «Аргументы и факты» (2010 г, № 10) в статье под названием «Робин Гуд или бандит?»

-Биография Котовского хорошо известна. Но продолжает оставаться загадка его смерти в 1925 году.

Красный командир Г.И.Котовский. 1924 г.

—Уже известно имя убийцы, но не известен заказчик. Есть домыслы, что это могли быть Троцкий, Якир, Ягода или Сталин, а может быть румынские власти, которых он не устраивал как завоеватель Бессарабии. По словам Веллера, это был человек, обладающий необыкновенным обаянием, который легко входит в доверие, легко  подчиняет собеседника своей воле. Действительно,   силач и очень обаятелен – дамам нравился невероятно. Хорошо образованный, знал французский, польский, молдавский и еврейский языки. За храбрость награжден тремя орденами Красного Знамени, которые хорошо видны на его мундире.

На  похоронах Григория Ивановича был Буденный,  на родине Котовского был сооружен мавзолей, который разрушили немецкие войска в 1941 году. В передаче по телевидению (канал «Россия») 22.11.2004 г сообщили, что сейчас его саркофаг находится в новом склепе – памятнике в городе Котовске (бывшем Бирзуле) Одесской области.

26 марта 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. «Стабат Матер» Антонина Дворжака. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии,  хор и солисты Капеллы. Дирижер В.Чернушенко..

30 марта 1982 г, вторник. В зале Капеллы хор исполнил «Дидону и Эней» Генри Персела. Солисты: Е.Гороховская — Дидона, царица Карфагена. А.Агронская — Белинда, приближенная царицы. И.Шмакова — придворная дама. Ж.Полевцова — колдунья. К.Герасимова — первая ведьма. С.Хворова- вторая ведьма. Т.Павлова- дух. В.Романчук — Эней, троянский герой. Е.Попов — матрос. Дирижер В. Чернушенко.

«Вчера в Ленинграде, сообщает Ленинградская правда от 31.3.1982, закрылась Всесоюзная неделя музыки для детей и юношества, посвященная 60-летию Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. В фестивале приняли участие оба оркестра Филармонии имени Д.Д.Шостаковича, оркестр старинной и современной музыки, Академическая капелла имени М.И.Глинки, хор Ленинградского телевидения и радио».

Группа артистов Капеллы - блокадников. Слева направо. Сидят: Людмила Богомолова, Инна Селезнёва, Вера Богданова, Татьяна Забелло. Второй ряд: Сергей Пабузин, Александра Агронская, Станислав Бронин.

9 апреля 1982 г. «Ленинградская правда»  опубликовала краткую заметку под заголовком «Лучший хор России». Репутацию одного из ведущих музыкальных коллективов страны вновь подтвердила Академическая капелла имени М.И.Глинки. Об этом сообщается в правительственной телеграмме, пришедшей вчера из Москвы в адрес капеллы.

10 апреля 1982 г. В зале Капеллы вечер хоровой и органной музыки. В первом отделении Бах. Три песни. Органист Юрий Семёнов. Солистка А.Агронская. Во втором отделении песни и хоры А.Новикова, Г.Свиридова А.Королёва, М.Глинки, С.Мокраняц. Русские народные песни «Двенадцать разбойников» и «Барыня» в обработке А.Новикова. Дирижёр В.Чернушенко.

Ленинградская правда от 10.04.1982 г сообщает, что вчера завершилась 18-я «Ленинградская музыкальная весна», посвященная 60-летию образования СССР. Торжественное закрытие состоялось в Большом концертном зале «Октябрьский». Вечер был посвящен 75-летию со дня рождения В.Соловьева-Седого, одного из крупнейших композиторов, чье песенное творчество стало музыкальной летописью нашей эпохе.

14 апреля 1982 г в Большом зале Дворца конгрессов над Саввой (Белград, Югославия) торжественно открылись Дни культуры РСФСР в Сербии – сообщает газета «Правда» от 15.04 1982. Парадом звёзд назвали дни культуры белградские газеты. В одной программе оказались рядом театр имени Вахтангова и «Березка», Ленинградская академическая капелла имени М.И.Глинки и оркестр народных инструментов «Боян», Борис Штоколов и Леонид Сметанников, скрипач Виктор Третьяков и пианист Владимир Крайнев…. («Советская Россия,21.04.1982). После торжественного концерта на главной сцене страны его участники разъехались в 17 городов республики…. Белградская «Политика – экспресс» отметила, что «ленинградская капелла показала такое великолепное искусство хорового пения, какого мы не слышали с того времени, когда к нам приезжал хор Роберта Шоу». Специально к этой поездке капелла включила в свой репертуар несколько песен на сербском языке. По данным записи в дневнике артистки хора Нины Кузнецовой, Капелла  пела в следующих городах: Ниш (15-16 апреля), Чачак (16-17), Титово Ужице (17-18), Белград (13-15; 18-19), Крагуевац (19-20), Пожаревац (20-21), Зренянин (21-22). Многие югославские и центральные газеты России  отметили высокое исполнительское мастерство артистов хора капеллы.

Примечание. Хранили гордое молчание только местные ленинградские газеты этого периода.

27 апреля 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Кантата для баритона, хора и оркестра «Весна» С.В.Рахманинова. Три песни и концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты – Павел Егоров и лауреат всесоюзного конкурса  Арвидас  Маркаускас. Дирижер – народный артист Литовской ССР Ионас Алекса.

4 и 6 мая 1982 г. Абонементные концерты в зале Капеллы.  «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской консерватории и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

29 мая 1982 года, суббота. Хор Капеллы принял участие в XXV музыкальном фестивале имени М.И.Глинки в Смоленске. В этот день состоялось открытие после реставрации дома-музея М.И.Глинки в селе Новоспасское.  Вечером в актовом зале медицинского института состоялся концерт хора капеллы. Репортаж об этих  событиях помещен в местной газете «Рабочий путь» от 30 мая 1982 года.  Заметка  В.Москалева в газете начинается словами: «Главным событием вчерашнего дня с полным правом можно назвать выступление Ленинградской капеллы»…Затем  автор напоминает краткую историю хора и тот факт, что последний раз смоляне встречались с ленинградцами в 1977 году. За эти пять лет заметно выросло мастерство наших гостей…  На этой странице газеты есть фото дома с колоннами, где жил композитор, и выступление на митинге Тихона Хренникова (первый секретарь союза композиторов СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР)

В газета «Рабочий путь» от 1 июня В.Москалев пишет, что сегодня в помещении Областного Драматического театра состоится заключительный концерт хора Ленинградской капеллы. Ранее выступления этого коллектива кроме Смоленска прошли также в Велиже и  во дворце культуры Талашкинской птицефабрики. В программе концертов, составленных из произведений Бортнянского, Чеснокова, Глинки, Рахманинова и Свиридова, проявились в полной мере музыкальность  и высокая выразительность,  и акустически совершенное  звучание,  и вокальная культура. Хор удивительно гибок, мгновенно реагирует на едва заметные дирижерские импульсы. Чувствуется, что звук для певцов – не самоцель, а средство воплощения музыки. Все партии звучат идеально с точки зрения тембрового динамического и ритмического ансамбля. Певцы умно и незаметно преодолевают встречающиеся технические трудности, избегая даже минимальной опасности форсирования голосов. Обращает на себя внимание богатство тембровой палитры хора. Не только для каждого произведения, но и для его фрагментов хористы находят особые оттенки в зависимости от образного содержания.

Праздник в Смоленске был посвящен 178-летию со дня рождения основоположника русской классической музыки. На митинге в саду, который носит имя нашего гениального земляка Михаила Ивановича Глинки, наряду с другими ораторами выступил художественный руководитель и дирижер Ленинградской капеллы заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственной премии имени М.И.Глинки Владислав Чернушенко. Он отметил, что произведения Глинки остаются для нас непревзойденными образцами красоты, душевной чистоты и гармонии.  Им суждена долгая жизнь. С годами музыка Глинки будет становиться все прекраснее. Таково свойство всех великих произведений искусства.  И произведения вашего земляка всегда будут занимать самое почетное место в репертуаре нашего коллектива. В исполнении хора капеллы звучит знаменитое «Славься». На газетном   снимке  можно разглядеть строй хора Капеллы и момент возложения цветов к постаменту памятника композитору, которые несет В.А.Чернушенко.

-По старым газетным статьям можно восстановить  не только хронологию, но и   некоторые подробности пребывания Капеллы в Смоленске за период твоей творческой деятельности в хоре с 1967 по 1990 г.

—Впервые Капелла участвовала в XII музыкальном фестивале имени М.И.Глинки в 1969 году. Затем в 1977 и  1982 годах.

В одну из концертных командировок  31 мая 1982 года Капелла посетила село Талашкино, расположенное в 18 км к юго-западу от Смоленска. Там, пройдя по  алее  старого парка вниз к искусственному озеру, чуть в стороне увидели хутор Флёново. Полевая дорога привела по красивой липовой аллее к холму, на котором стоит сказочный домик – теремок, а выше – каменная церковь с разноцветной мозаикой.

«Теремок» построен в 1901 году по проекту художника Сергея Васильевича Малютина, который неоднократно отдыхал и работал в этих местах. «Теремок – это как бы продолжение тех сказок в книгах, которые иллюстрировал художник. Он мысленно поселил здесь сказочных героев на узорной резьбе фасада и на наличниках окон. Лапчатые ветки елей подсказали ему мотив резьбы в украшении входа в этот домик, а еловые шишки – форму сливов. Там же рядом можно увидеть морду дракона в незлобном оскале. А сторожат этот терем стилизованные мудрые совы.

М.К.Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

Внутри «Теремка», который  является  филиалом Смоленского музея изобразительных   искусств, расположена экспозиция, рассказывающая о прошлом Талашкино, жизни и деятельности М.К.Тенишевой, основательнице художественного центра (музея) в своём имении, где хватало места и простым крестьянским нарядам и таким шедеврам, как икона «Мария с младенцем на троне» (около 1260 г.)  Пизанской школы  (Италия).
«Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928) получила образование и училась рисованию в Петербурге и в Париже. В 1894 г основала в семейном особняке на Галерной улице 13 студию живописи и рисунка, которой руководил  И.Е.Репин.  Тенишева собрала обширную коллекцию (более 500) акварелей и картин русских и  иностранных художников, которую передала в дар Русскому музею. Создала центр народных художественных промыслов в своём имении Талашкино Смоленской губернии, где гостили и работали петербургские и московские художники – С.В.Малютин, М.В.Врубель, Н.К.Рерих, П.П.Трубецкой и др.

Содружество с Рерихом продолжалось более 20 лет. Сколько он создал прекрасного в Талашкине. Летом 1912 г  Рерих начинает работать над росписью внутри церкви Св.Духа. Ему помогает художник П.С.Наумов и ученики школы поощрения художеств. Живопись исполняли на холсте, наклеенном на штукатурку. Роспись алтарной части церкви – это целый гобелен с рисунком  матери мира «Царицы небесной» в окружении птиц, деревьев и растений.  Если бы до наших дней сохранилась его роспись церкви  Св. Духа, то мы любовались его видением  Индии до того его периода, когда реальная Индия стала второй родиной художника. Над главным входом церкви хорошо сохранилась мозаика, размером около 80 кв. аршин, с образом Спаса Нерукотворного с предстоящими ангелам. Центральную часть занимает изображение головы Спаса. Расширенная часть пространства верха заполнена кучевыми облаками. В средней части расположены элементы города. Внизу – трубящие ангелы. Их трубы наклонены вниз.

Храм-усыпальница во Флёнове. Над порталом храма великолепная смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный», набранная по эскизу Н.К.Рериха в мозаичной мастерской Фроловых в Петербурге.

В начале века, здесь в Талашкине, И.Ф.Стравинский – другой гений нашего времени – создавал балет «Весна священная».  Тенишева проводила теоретические и экспериментальные исследования в области эмали. Она автор монографии «Эмаль и инкрустация», изданной в Праге в 1930 г. Оставила  мемуары «Впечатления моей жизни», опубликованные в России только в 1991 году.  В предисловии к этой книге профессор А.П.Калитинский отметил: «Как православная и искренно верующая русская женщина, княгиня М.К.Тенишева захотела увенчать свое дело в Талашкине постройкой храма.  Приняв на себя этот обет, она отнеслась к своей задаче очень серьёзно.

Храм был построен во имя Святого Духа. В поисках его формы княгиня с присущим ей усердием и пылом надолго погрузилась в изучение северорусской церковной архитектуры. После этой вдумчивой работы ею лично была сконструирована и вылеплена модель храма, и под её же личным наблюдением был вычерчен его план. Кроме того, чтобы послужить и своим собственным мастерством, она задумала, по примеру предков, украсить созданный ею в Талашкине храм эмалевыми предметами собственной работы. Для росписи храма был приглашен Н.К.Рерих. Его кисти принадлежит стенопись алтарной абсиды. По его же эскизу сделана В.Н.Фроловым мозаика над главным входом. Храм, однако, не был вполне закончен в некоторых своих деталях: помешала война (1914 г) и последовавшая революция. После  же большевистского переворота,  храм  был осквернён, обезображен и превращён в какое-то служебное помещение…» (Л.С.Журавлёва. Талашкино. Сборник документов.  Смоленск  1995).

Её муж князь Тенишев Вячеслав Николаевич хорошо известен как основатель Тенишевского училища в Петербурге, которое размещалось в построенном на его деньги здании на Моховой улице. Ныне здесь размещается академия Театрального искусства». (Энциклопедия «Санкт-Петербург», 2006). Храм стал местом последнего упокоения (в крипе церкви) князя В.Н.Тенишева в 1913 г. Мария Клавдиевна Тенишева пережила мужа на 25 лет и умерла 14 апреля 1928 г в своём зарубежном имении в местечке Воскрессон под Парижем, которое она успела превратить в «Малое Талашкино». Её могила находится на кладбище по соседству в Селль-Сен-Клу под Парижем.

Примечание 1. В Русском музее и в Третьяковской галерее среди работ Ильи Ефимовича Репина невозможно не заметить портреты Марии Тенишевой. Тут она и в роскошном бальном платье, с прямой спиной, гордая, статная, настоящая аристократка. На другой -  погруженная  в работу, с кистью в руке, и отрешенная от мирской суеты. История её жизни – настоящий роман, с семейными тайнами, несчастной любовью и драмами. Мария была незаконнорожденной. Мать не любила дочь и девочка чувствовала себя дома чужой Как только Марии исполнилось 16 лет, мать поторопилась выдать её замуж. Брак был неудачным, муж был страстным игроком в карты. У неё был неплохой голос, и она решает бежать в Париж – учиться пению  в  студии знаменитой Матильды Маркези. Одновременно осваивала живопись в академии Жульена, частной художественной  школе. Настало время решать свою дальнейшую судьбу. Помогла подруга детских лет Екатерина Святополк – Чернецкая, которая сказала: — Ты едешь со мной в Россию, в Талашкино, это имение я недавно купила в Смоленской губернии. … Вскоре, на одном званом вечере, её попросили спеть, где она познакомилась с аккомпанировавшим ей  на виолончели князем  Вячеславом Николаевичем Тенишевым. Князь пользовался невероятным авторитетом в деловом сообществе, любил музыку, был членом дирекции Петербургской консерватории. В его доме в Петербурге, где она стала хозяйкой,  бывали Чайковский,  Скрябин, Аренский.  К тому же он был богат, поддерживал  все  начинания  Марии и занимался благотворительностью… М.К.Тенишева после смерти мужа ещё активнее  занялась меценатством и возрождением народных промыслов. По вечерам в особняке на Английской набережной,6,  подаренном  мужем в 1901 г, пять лет (1904-1909) собирались петербургские художники и любители искусства на так называемые «Мюссаровские понедельники». Посетители рисовали, слушали концерт и затем ужинали. Позднее в концерном зале особняка выступали артисты Суворинского училища, открытого при одноимённом театре (ныне Большой академический драматический театр на Фонтанке, 65.) Подробнее о жизни и деятельности семьи Тенишевых можно прочитать в очерке Э.Матониной и Э.Говорушко, опубликованном в журнале «Москва» № 7 за 2010 г.

Примечание 2. Частная мозаичная кампания была организована в 1890 году архитектором А.А.Фроловым (1861-1897), сыном одного из ведущих художников-мозаичистов академика А.Н.Фролова (1830-1909). После ранней смерти А.А.Фролова руководство мастерской декоративной мозаики переходит к его младшему брату В.А. Фролову (1874-1942). Владимир Александрович учился работе со смальтой и  искусству мозаики у своего отца и брата. Мозаика (от греческого слова – муза) – изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты (цветных кусочков стеклянных сплавов), керамических плиток и др. материалов.  Используются два  основных метода исполнения мозаик: «прямой набор», когда кусочки  смальты укрепляют на подготовленной поверхности стены (на цементе или мастике). И «обратный набор» («итальянский»), когда кусочки смальты наклеиваются лицевой стороной на бумагу или материю, а затем «ставятся» на цемент  декорируемой поверхности.  После чего бумагу или ткань удаляют. Фроловы были сторонники второго метода. В 1895 году Фроловы получают приоритетное право на изготовление и выполняют заказ для строящегося в Петербурге храма Воскресения Христова (Спас на Крови).  Общая площадь мозаик колоссальна – почти  восемь тысяч квадратных метров. Более 30 художников участвовали в создании эскизов, среди них: В.М.Васнецов, А.П.Рябушкин, Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, Н.А.Бруни, архитектор А.А.Парланд и др. Строительство продолжалось более 20 лет, освящение храма состоялось в 1907 г. По воспоминаниям потомков Фроловых, Владимир Александрович был дружен в юности с художником  Н.К.Рерихом. Поэтому не удивительно, что последний  разместил  заказ на выполнение мозаики для церкви во Флёнове именно у Фролова.  Мастерская  мозаики,  которая  располагалась в собственном доме Фроловых  (Большой пр. В.О. 64/5), просуществовала до 1929 г, когда дом был конфискован местной властью. В последующие годы В.А.Фролов руководил мастерской мозаики Академии художеств и, видимо, преподавал (с 1934 г – профессор). Умер Владимир Александрович от голода в блокадном Ленинграде в 1942 г. Похоронен в братской могиле Академии художеств на Смоленском кладбище. В нашей  домашней библиотеке есть замечательный альбом (Кутейникова Н.С. «Мозаика», СПб.2005), подаренный редактором издательства «Знаки», — иллюстрированная история развития искусства мозаики в России.

12 июня 1982 г. После 54-летнего перерыва в зале Капеллы хор исполнил «Всенощное бдение» С.В.Рахманинова,  сочинение № 37. Дирижёр В.А.Чернушенко.

Июнь 1982 г. Участие Капеллы в Днях литературы и искусства РСФСР в Казахской ССР в связи с празднованием 250-летия добровольного присоединения Казахстана к России.

16 июня 1982 (среда). Концерт Капеллы в зале консерватории в Алма-Ате.

17 июня 1982. Концерт Капеллы в Доме культуры совхоза «Жетысу» Каскеленского района

Высокогорный каток «Медео» в окрестностях Алма-Аты, куда была организована экскурсия для хора Капеллы 18 июня 1982 г.

Алма-Ата. «Медео». Фото 1984 г..

Группа артистов хора на верхней галерее «Медео». Слева направо. Сидят Куницын и Агронская. Средний ряд: Герасимов, Герасимова, Легков, Уманская, Глазырина. Вишневская, Катасонова, Степаненко. Верхний ряд: Беззубенков, Бажитов, Гордеева, Ихсанов, Клименко. 18 июня 1982 г.

 

Алма-Ата. Театр оперы и балета имени Абая.

В один из свободных вечеров группа артистов хора посетила Театр оперы и балета Алма-Аты, слушали оперу Ш.Гуно «Фауст». Партию Маргариты пела народная артистка Казахской ССР Х.Калиламбекова.

 20 июня 1982 г. Концерт Капеллы во Дворце культуры Шотландинского района.

Алма-Ата. Памятник Панфиловцам. Фото 1982 г.

Алма-Ата. Главная аллея Центрального парка культуры и отдыха имени А.М.Горького. 1984 г.

Алма-Ата. Загородный ресторан «Аул». 1984

Кроме того, перед отъездом в  центре города у памятника панфиловцам хор выступил с концертом.

Алма-Ата. Площадь имени Л.И.Брежнева. 1984 г.

21 июня 1982 г. Участие Капеллы в сводном концерте мастеров искусств во Дворце целинников в Целинограде. Концерт открывает артист Ленинградского Большого Академического драматического театра имени А.М.Горького народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Кирилл Лавров, который читает «Воспоминания о Ленине» А.М.Горького. Затем поёт Капелла. В программе:

В.Соловьёв-Седой на слова А.Фатьянова «Наш город».

Г.Свиридов на слова С.Есенина «Табун».

Русские народные песни «Вечерний звон» и «Барыня». Дирижировал В.А.Чернушенко.

22 июня 1982 г.  Концерт Капеллы во дворце железнодорожников Целинограда.

Гастроли хора Капеллы в Сочи.  В  газете « Черноморская здравница» (21.06.1982) опубликована статья о  предстоящих концертах с участием Капеллы. «Завтра в Сочи начинается Фестиваль советской музыки. Праздник открывается в лучшем концертном зале Сочи – «Фестивальном».


Сочи. Концертный зал «Фестивальный». 1981.

В этот вечер зрители встретятся с Академическим симфоническим оркестром Новосибирской филармонии (Художественный руководитель и главный дирижер народный артист РСФСР Арнольд Кац) и замечательной Ленинградской капеллой под руководством В.А.Чернушенко…. В исполнении этих прославленных коллективов прозвучит «Ода Владимиру Ильичу Ленину» заслуженного деятеля искусств РСФСР композитора Э.Хагоратяна. …. Впервые жители и гости Лазаревского и Адлеровского районов Большого Сочи будут принимать оркестр из Новосибирска и Ленинградскую капеллу. Они исполнят «Патетическую ораторию» Г. Свиридова для солистов, смешанного хора и оркестра на слова В.Маяковского. Фестиваль завершится 4 июля в Летнем театре парка имени М.В.Фрунзе большим концертом всех его участников».

-Что ещё было в репертуаре хора в эти летние дни? Удалось ли принять соленые ванны Чёрного моря?

—Кроме указанных номеров в статье, в репертуаре капеллы было много песен и других музыкальных произведений.  В частности,  исполняли  вокально-симфоническую фреску А.Петрова «Пётр Первый».   Кроме зала «Фестивального»,  пели в Летнем театре, в ДК «Лазаревское», в курортном городке Адлера, санатории «Россия». Ежедневно после концерта ходили купаться, благо погода позволяла (температура воздуха до 240 , воды 210).

Из домашнего архива. Аттестационное удостоверение № 42111. Агронская Александра Александровна, 1935 года рождения. Образование среднее специальное. Исполнительская специальность: солистка-вокалистка оперно-камерного плана. Подпись 30 июня 1982 г. заместителя культуры РСФСР (неразборчива). Действительно по 31 декабря 1987 г.

На второй странице удостоверения в графе Тарифная категория артиста. Приказом Главного управления культуры Ленгорисполкома № 195 от 30.06.1982 установлена вторая категория. Разовая ставка одиннадцать рублей. Подпись неразборчива.

Александра в парке города Пушкина.

Екатерининский дворец. Гравюра П.А.Артемьева, Е.Т.Внукова и Н.Челнакова с оригинала М.И.Махаева. 1761 год.

5 сентября 1982 г.  И.Гордон в газете «Вечерний Ленинград» отметил летние концерты капеллы на открытых площадках в парках Пушкина, назвав их образцовыми по организации и мастерству исполнения.

Хор Капеллы в городе Пушкине. 1982. Об этом свидетельствует фото артистов хора на ступенях Камероновой галереи во время одной из поездок летом 1982 г в город Пушкин. На нижней ступеньке художественный руководитель капеллы Владислав Александрович Чернушенко. Через две ступеньки от него справа Александра Агронская.

Екатерининский дворец со стороны парадного двора.

Хор Капеллы выступал в городе Пушкине неоднократно, в том числе и в церкви Екатерининского дворца, а также в парках Царского села и Павловска.
В сентябре 1982 г советское хоровое искусство на международном фестивале старинной музыки в Польше будет представлять Ленинградская капелла. Об этом кратко информирует газета «Вечерний Ленинград» от 24.08.1982. В программу концерта, который состоится в городе Быдгощ на реке Висле в 200 км от Варшавы, включены петровские канты, «Русские страсти», хоровые произведения композиторов 18 века.

28 сентября 1982 г. Концерт в Большом зале ленинградской Филармонии.

В первом отделении:  «Тихий Дон», концерт для хора С.Слонимского по мотивам романа М.Шолохова на тексты старинных казачьих песен. Концерт для хора «Поэзы Игоря Северянина» Фалика,  музыка Свиридова на три стихотворения А.С.Пушкина  и его же два хора на стихи Есенина.

Во втором отделении:

Лютер – Хорал;

Отмастер – Мадригал;

Зенфель – Новгородский звон;

Бах – Мотет № 2,

Архангельский – концерт для хора;

Чесноков – «Да исправится…»;

Бортнянский – двуххорный концерт до мажор.

1 октября 1982 г Капелла открывает очередной концертный сезон. Об этом рассказал корреспонденту газеты «Вечерний Ленинград»(30.09.1982) директор капеллы В.К.Лавров. В программе вечера древнерусские гимны, канты, русские народные песни.

В первом отделении:

Русские страсти, фрагмент из рукописи 1604 г (расшифровка и композиция  А.Кручининой).

Двух и трехголосные гимны: « Святый Боже».

Петровские канты: «Изми мя Боже»; «Днесь»; «Орле Российский»; « Плач Мазепы»; «Радуйся Петре»; « Виват».

«Кант на кончину Петра I».

Старинный кант «Стихи похвальные России». Солист С.Рокозица.

«Большое московское многолетие».

Во втором отделении: Стеван Мокраняц (1856-1914), сербский композитор.

«Тебе поём»; «Нест свят»; «XVI руковет».

Русские народные песни:

«12 разбойников», солист Г.Беззубенков. «Калитка». «Веники».

С.В.Рахманинов «Тихая мелодия».

Д.С.Бортнянский. «Херувимская № 7». Дирижер В.Чернушенко.

 

В октябре 1982 г состоялась поездка хора с концертами в западногерманский город Дюссельдорф, где открылась национальная выставка Советского Союза.

Группа артистов хора Капеллы перед поездкой на гастроли в Германию. Слева направо: Таисия Изотова, Александра Агронская, Жанна Полевцова, Светлана Гоголь (Москвичева), Татьяна Муратова, Юлия Антонова, Кира Герасимова. Второй ряд: Василий Тимонин, Евгений Попов, Геннадий Беззубенков, Станислав Бронин, Владимир Романчук. Ленинград.1982.

Эта же группа певцов, построенная в том же порядке, что на рисунке выше.

-Какие новинки  подготовил хор для исполнения в очередном 279 концертном сезоне?

—Об этом рассказал Владислав Александрович Чернушенко в информационном бюллетене «Театральный Ленинград» (№ 35 1982 г.)

«Как и для всей страны, для нас начало нового концертного сезона отмечено подготовкой к празднованию 60-летия образования СССР. В конце года на сцене Большого зала Филармонии имени Д.Д.Шостаковича прозвучит новая оратория Аркадия Абабова. В сольных концертах будут звучать народные песни – белорусские, украинские, молдавские, казахские, узбекские, республик Закавказья. Намечаем также восстановить давно не исполнявшуюся ораторию Отара Тактакишвили «По следам Руставели».

В конце декабря намечаем исполнение цикла хоров Г.Свиридова на стихи А.Прокофьева, который прозвучит впервые. На наш взгляд, необычайно интересной будет и другая работа Капеллы – новое произведение Р.Щедрина «Казнь Емельяна Пугачева» на текст А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта»…. В репертуаре появится новый для слушателей концерт для хора Василия Титова «Всем скорбящим радосте». Надеемся в этом сезоне познакомить слушателей с новыми произведениями ленинградских композиторов. Готовим к исполнению хоровой цикл «О Русь моя» композитора Геннадия Белова на стихи Рубцова и хоровой цикл Дмитрия Толстого на стихи А.Ахматовой…»

11 ноября 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Бетховен – Месса до мажор и музыка к трагедии Гёте «Эгмонт». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы.

14 ноября 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы исполнили произведения Гайдна – Симфонию фа-диез минор («Прощальная») и мессу «Терезия». Дирижер Валерий Борисов.

-В начале декабря 1982 г.  ты была в Москве и не могла упустить возможность попасть в Большой театр.

—Конечно, на этот раз 5 декабря смотрела балет на музыку С.Прокофьева «Иван Грозный» в постановке выдающегося балетмейстера Ю.Григоровича.  Автор музыкальной редакции и композиции спектакля известный композитор и педагог М.И.Чулаки.

14 декабря 1982 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили «Стабат Матер» Дворжака. Солисты Т.Новикова, Ж.Полевцова, Е.Попов, Г.Беззубенков. Дирижер В.Чернушенко.

28 декабря 1982 г. Авторский вечер Георгия Свиридова состоялся в Большом зале Филармонии. Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили произведения композитора: Три хора из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович», музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель», «Весеннюю кантату» на слова Некрасова и цикл новых хоров на стихи А.Прокофьева. Дирижер В.Чернушенко.

30 декабря 1982 г. В Большом зале Филармонии состоялся творческий вечер, посвященный 70-летию  со дня рождения ленинградского композитора Вадима Салманова. Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили произведения композитора: «Приветственную увертюру», два концерта для скрипки с оркестром, ораторию-поэму для хора и оркестра «Двенадцать» на стихи Блока. Солист – народный артист РСФСР профессор Борис Гутников (скрипка). Дирижер В.Чернушенко.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 8292


Добавить комментарий