Солистка хора Капеллы (22)

Часть 7.15. 1983 г.

7 и 8 января 1983 г  абонементные концерты в зале капеллы. (7-го для трудящихся производственного объединения «Пролетарский труд»). Вечера хоровой музыки. В программе: хоровые произведения Соловьева-Седого, Кравченко, Королёва, Свиридова, Слонимского и русские народные песни. Дирижер В.Чернушенко.

15 и 16 января 1983 г в Большом зале Филармонии имени Д.Д.Шостаковича впервые в Советском Союзе прозвучала «Месса фа минор» № 3 Антона Брукнера для солистов, хора и оркестра, соч. 79. («Ленинградская правда» 15.01.1983).

1. Kyrie  2.Gloria 3. Credo 4. Sanctus 5. Benedictus  6. Agnus.

Произведение крупнейшего австрийского симфониста второй половины 19 века исполнено философской глубины. Композитор, обращаясь к вечным темам жизни и смерти, любви и страдания, воспевает величие и красоту мира, стойкость и силу человеческого духа. Сочинение Брукнера исполнили заслуженный коллектив республики Академический симфонический оркестр Филармонии и Академическая капелла имени М.И.Глинки. Солисты: Татьяна Муратова, Жанна Полевцова, Сергей Рокозица, Валентин Миронов, Геннадий Беззубенков. Дирижер – В.Чернушенко.

 

Концерт хора Капеллы в Большом Белоколонном зале Филармонии. Хорошо видны огромные многоламповые хрустальные люстры.

- Мой отец, Дмитрий Агронский, когда-то рассказывал, что он принимал участие в установке этих люстр после снятия блокады. Это была очень ответственная и не простая работа.

—Эти хрустальные люстры не только освещают, но и являются украшением этого огромного зала и их потеря во время войны могла стать невосполнимой. Точной даты, когда люстры были сняты, не знаю. Но во время знаменитого концерт 9 сентября 1942 года с исполнением «Седьмой» (Ленинградской) симфонии Шостаковича их точно не было.

18 января 1983 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: «Дидона и Эней» Перселла. Исполнители: камерный оркестр и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

21 и 22 января 1983 г. Концерт  в Большом зале Филармонии. В программе: Третий концерт для фортепиано с оркестром и «Девятая симфония» Бетховена. Дирижер — Одиссей Димитриади   (дирижер Большого театра, профессор Московской консерватории). Солисты А.Агронская, Ж.Полевцова, Виктор Лукьянов, Г.Беззубенков и народный артист Грузинской ССР Элисо Вирсиладзе (фортепиано).

25 января 1983 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: кантата Танеева «Иоанн Дамаскин», увертюра-фантазия «Гамлет» и Итальянское каприччио Чайковского. Исполнители: симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

13 февраля 1983 г. Абонементный концерт для учащихся профтехучилищ в Большом зале Филармонии. В программе: Шостакович – фрагменты из музыки к кинофильму «Овод», оратория «Марсово поле» Вольфензона для солиста, смешанного хора, органа и симфонического оркестра, музыка Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии  и хор Капеллы. В концерте участвуют заслуженная артистка РСФСР Евгения Целовальник, заслуженный артист Дагестанской АССР Лев Елисеев, Владимир Романчук. Дирижер Валерий Борисов. Вступительное слово – музыковед Наталия Энтелис.

18, 20, 27 февраля 1983 г. В зале Капеллы оркестром старинной и современной музыки и хором Капеллы была исполнена «Большая месса» Моцарта. Солисты: Новикова, Рубин, Лукьянов, Овечкин. Дирижер В.А.Чернушенко.

4 марта  1983 года в Таллинне  в концертном зале «Эстония» состоялось торжественное открытие Всесоюзного фестиваля советской музыки, в котором приняли участие  более  тысячи  артистов-исполнителей, композиторов и музыковедов  Советского Союза. После обстоятельного доклада первого секретаря правления Союза композиторов СССР Хренникова состоялся праздничный концерт, который начался с исполнения  «Оды Ленину» заслуженного деятеля искусств РСФСР московского композитора Э.Хагагортяна на стихи М.Геттуева.

5 марта 1983 года в этом же зале состоялся сольный концерт Ленинградской капеллы. (Газета «Советская Эстония» за 5 марта 1983 г) Эта центральная республиканская газета в течение недели широко освещала все праздничные мероприятия и публиковала выступления многих участников этого мероприятия. Хотя программа концерта Капеллы в   газете не опубликована, но кое-что рассказал в своем выступлении народный артист ЭССР  Вельо Тормис: «…Русская  хоровая традиция великолепно трактуется Ленинградской капеллой имени М.И.Глинки. В её исполнении чувствуется и глубокая традиция, и современность. При том нет ничего архаичного. Кому еще и петь такие замечательные и сугубо русские по духу произведения, как оратория «Песни Куликова поля» А.Флярковского и  концерт «Тихий дон» С.Слонимского….» («Советская Эстония» за 11 марта 1983 г.)

Под рубрикой «ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ» газета от 10 марта опубликовала и выступление  заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии имени Глинки, заместителя председателя Всероссийского хорового общества, ректора Ленинградской государственной консерватории, главного дирижера и художественного руководителя Государственной  академической  капеллы  имени Глинки В.А.Чернушенко под заголовком «Талант и мастерство». «Мне кажется очень знаменательным, что  нынешний фестиваль проходит на эстонской земле. С неизменным уважением, радостью, мы следим за развитием хорового искусства Советской Прибалтики, в частности, вашей республики. Восхищаемся деятельностью нестареющего Густава Эрнесакса, его сподвижников Куно Аренга, Олева Оя, Хейно Кальюсте, многих других выдающихся музыкантов, их способностью развивать и преумножать традиции воспитывать талантливую молодежь, привлекать к хоровому искусству самые широкие слои трудящихся…» Далее автор ратует за дальнейшее развитие хорового пения на всех уровнях.

В тесте выступления композитора Валерия Кикта упомянут Государственный мужской хор Эстонской ССР, руководимый Густовым Эрнесаксом, который, по его мнению, является идеалом мужского хора. Выступали и другие как профессиональные (хор Минина), так и самодеятельные коллективы и отдельные исполнители. Хор Капеллы размещался в олимпийской деревне отдаленного района Таллинна (Пирита) и по программе в столице дал только один сольный концерт. Накануне хор Капеллы выступил в театральном зале эстонского городка Раквере, находящемся в 100 км от столицы республики. 15 марта 1983 г в газете «Правда» опубликовано краткое послесловие к фестивалю советской музыки, проходивший в Таллинне, в котором принимала участие Ленинградская капелла.

Иваново. Медицинский институт. 1967 г.

13 марта 1983 г состоялся концерт хора Капеллы в зале медицинского института города Иваново.
Накануне (12.03)  местная газета «Рабочий край» опубликовала небольшую статью директора областной филармонии А.Жигалина «Хоровая капелла с берегов Невы».

-Этот коллектив живет почти три века. Он создан в 1703 году как придворный хор для сопровождения официальных царских церемоний. Со временем, он перерос рамки первоначального назначения и стал одним из светил русской национальной культуры…(Далее краткая история создания хора). XIX век – период  расцвета этого   коллектива  хористов. В их исполнении на концертных площадках России впервые прозвучали шедевры мирового музыкального искусства: «Сотворение мира» Гайдна (1802); «Реквием « Моцарта;  «Девятая» симфония Бетховена;  «Реквием» Берлиоза. Первой в Европе капелла исполнила «Торжественную мессу» Бетховена. После Великого Октября капелла стала достоянием народа, знакомила широкие народные массы трудящихся с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Капелла – один из первых художественных коллективов, с искусством которого познакомились слушатели крупнейших городов Европы. В репертуаре Капеллы большое место стали занимать произведения советских композиторов – А,Егорова, А.Пащенко, А Крейна, В Шебалина, Д.Кабалевского, А Животова. В концертах Капеллы, кроме сочинений русской и зарубежной классики, звучат хоры А.Давиденко, М.Коваля, В.Белого, Д.Васильева – Буглая, П.Чеснокова. В настоящее время академическая капелла имени М.И.Глинки – один из ведущих коллективов страны. Руководит им з.д.и. РСФСР В.Чернушенко, который бережно хранит традиции, заложенные крупнейшими мастерами советского искусства – М.Климовым, Г.Дмитревским, А.Свешниковым. Коллектив хора необыкновенно молод и жизнедеятелен. Богат и разнообразен его репертуар, высок исполнительский уровень.

14 марта 1983 года второй сольный концерт хора Капеллы состоялся в зале Драматического театра города Кинешмы.

17 марта 1983 г. Концерт хора Капеллы во Дворце культуры «Радуга» города Рыбинска. В программе: Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов, Щедрин. Анонс о концерте опубликован в местной газете «Рыбинская правда» от 15 марта 1983 г. Из этой же газеты можно узнать, что второй концерт в Рыбинске хора Капеллы и симфонического оркестра (видимо, из Ярославля) состоялся 20 марта 1983 г во Дворце культуры «Вымпел».

Гастроли хора Капеллы в Ярославле в марте 1983 года.

Ярославль – один из старейших волжских городов. Он был основан князем Ярославом Мудрым в начале XI  века.

Виды центра города.

Ярославль. Речной вокзал на Волжской набережной. 1979 г.

Ярославль. Памятник Федору Волкову. Скульптор А.И.Соловьев, архитектор В.Ф.Маров. 1973.

Ярославль. Драматический театр имени Федора Волкова на площади имени Ф.Г.Волкова

С Ярославлем связаны первые шаги русского профессионального театра. В городе в середине XVIII столетия Федор Волков с товарищами устраивал первые спектакли «крайне диковинные и до того времени невиданные».

Ярославль. Спасский монастырь в старой части города со стороны реки Которосли. Здесь хранилась рукопись произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

Ярославль. Набережная «Ротонда» (Беседка у Мякушкинского спуска) у слияния Волги и Которосли. Волжская набережная была создана в первой половине XIX века.

18 марта 1983 г. Выступление  хора Ленинградской Капеллы в концертном зале города Ярославля.  (Анонс в газете Северный рабочий 16 марта 1983 г) В программе: Произведения Бортнянского, Глинки, Рахманинова, русские народные песни. Дирижер Валерий Борисов.

Ярославль. Концертный зал Филармонии.

19 марта 1983 г. Концерт  в том же зале Ярославля. В программе: Бетховен. Музыка к трагедии Гете «Эгмонт». Солисты артисты Ярославской филармонии Галина Малютина (сопрано) и Лев Евилевич (художественное слово).  Месса до мажор. Исполнители: Ярославский симфонический оркестр и хор Ленинградской Капеллы. Солисты – Татьяна Павлова (сопрано), Жанна Полевцова (меццо-сопрано), Валентин Миронов (тенор), Геннадий Беззубенков; дирижер Валерий Борисов.

 

Ярославль. Концертный зал Филармонии.

22 марта 1983 г. Концерт  в  зале Дворца  культуры  имени  Ленинского  комсомола города Северодвинска.  В программе»: Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5 и Месса. Исполнители: Симфонический оркестр Архангельского музыкального училища и Ленинградская Государственная академическая капелла имени М.И.Глинки. Дирижер  з.д.и. РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Владислав Чернушенко. («Северный рабочий», 22.03. 1983).

Северодвинск. Дворец  культуры имени Ленинского комсомола.

Архангельск. Музыкальное училище.

23 марта 1983 г. Концерт в помещении Музыкального училища города Архангельска. Были исполнены те же музыкальные произведения,  что и  накануне  в городе Северодвинске. («Правда Севера», 23.03.1983)

Архангельск. Речной (морской) вокзал.1975.

Архангельск. Речной (морской) вокзал.1975.

Архангельск. Памятник Петру I. Скульптор М.Антокольский, фото 1977 г.

Памятник М.В.Ломоносову, скульптор И.И.Козловский, архитектор Л.Е.Поляков (1958). Установлен на родине ученого в селе Ломоносово близ Холмогор.

Село Ломоносово. Мемориальный музей М.В.Ломоносова. 1965.

Гаспар Преннер. Портрет М.В.Ломоносова.1750-е.

Екатерина II в собственном доме Ломоносова на Фонтанке в Петербурге. Фото из журнала «Биография», 2011, № 11, с 143.

Справка. Село Холмогоры находится на берегу Северной Двины в 74 км к югу от Архангельска. Около Холмогор, в бывшей деревне Мишанинской (ныне — село Лом–носово) родился М.В.Ломоносов.

-Знаю, что ранее ты бывала и на Соловках.

—В одну из ежегодных поездок Ансамбля Северного флота в район Архангельска заезжали с концертом в воинскую часть, размещенную на Соловецких островах.

Соловецкий кремль, основанный в начале XV века.1965.

Остров Анзеры Соловецкого архипелага. Вид на Голгофу. 1965.

7 апреля 1983 г. Абонементный концерт в зале КапеллыАкадемический хор Капеллы и симфонический оркестр Филармонии под управлением Михаила Кукушкина исполнили «Реквием» Верди. Солисты Г.Ковалёва, Л.Филатова, Н.Охотников.

11 и 12 апреля 1983 г. Концерт в Большом зале Ленинградской Филармонии. В первом отделении симфонический оркестр Филармонии исполнил увертюру Римского-Корсакова «Светлый праздник» и Четвёртую симфонию Чайковского(12 апреля) и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена ( Солист — канадский пианист Артур Озолиньш) и увертюру из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» (11 апреля). Во втором отделении концерта  хор Капеллы исполнил Русские песни (1930 г.) для меццо-сопрано, хора и оркестра композитора Андрея Петрова:

«Долина, долинушка».

«Возьми меня с собой».

«Ветер с поля».

Композитор Андрей Петров.

«Бежит речушка».  Солистка Л.Филатова. Дирижёр В.А.Чернушенко.

14 апреля 1983 г. Абонементный  концерт в зале Капеллы. Хор Капеллы исполнил сочинение №37 «Всенощное бдение» С.В.Рахманинова. Дирижер В.Чернушенко.

16 апреля 1983 г. Концерт в зале Капеллы. «Девятая симфония» Бетховена.

Исполнители: Государственный симфонический оркестр Казахской ССР и хор Капеллы. Дирижер – заслуженный деятель искусств Казахской ССР Тимур Мынбаев.

30 апреля 1983 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Оратория В.Салманова «Двенадцать» по одноименной поэме А.Блока и Концерт № « для фортепиано с оркестром С.Рахманинова. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор и  Капеллы. Солист – заслуженный артист РСФСР Владимир Крайнев (фортепиано).

12 мая 1983 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили Мессу Брукнера. Дирижер В.Чернушенко.

21-29  мая  1983 г.  Капелла  участвовала  в   музыкальном  фестивале,  проходившем в Ижевске и Воткинске, посвященном 143  годовщине  со  дня рождения  П.И.Чайковского. Наряду с другими музыкальными коллективами в фестивале участвуют:

Заслуженный коллектив республики Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР. Художественный руководитель и главный дирижер народный артист Латвийской ССР, лауреат международного конкурса Василий Синайский.

Ленинградская Государственная академическая капелла имени М,И.Глинки. Художественный руководитель и главный дирижер заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственной премии имени Глинки Владислав Чернушенко.

Перед началом концертов выступит музыковед Тамара Агафонникова. События фестиваля  широко освещались на страницах газеты «Удмуртская правда» в своих номерах 11, 15, 17, 21, 24, 25, 26 , 27 и 29 мая.

Воткинск. Дом-музей П.И.Чайковского. Вид с внутреннего двора.

Открытие  фестиваля  состоялось 21 мая  на  родине  композитора  в  городе  Воткинске. Корреспондентка газеты  Н.Пузанова в заметке  от 24 мая «Воткинск встречает гостей» пишет: «В урочный день у памятного места – Дома-музея Петра Ильича Чайковского собирается почти весь город, чтобы встретить крупнейших музыкантов страны – участников очередного фестиваля в Удмуртии….

Аллея, что ведет от плотины к музею, превратилась  21 мая в живой коридор. Митинг у музея открывает  министр  культуры  республики   Е.П.Ильиных….   С ответным  словом  выступают  руководители  двух  прибывших художественных коллективов — Василий Синайский и Владислав Чернушенко… Затем небольшой концерт  на открытом воздухе, который всегда производит незабываемое впечатление. Выступает хор учащихся третьего курса Воткинского  музыкально-педагогического училища….  Под праздничные, торжественные аккорды Первого фортепианного концерта П.И.Чайковского гости возлагают цветы к памятнику великому композитору….»  На одном из фото известные музыканты Гуляев, Синайский и Чернушенко запечатлены в  момент движения для возложения цветов.

Ижевск. Дом культуры «Октябрь» (ныне – Дом дружбы народов).

21 мая 1983 года торжественное открытие фестиваля состоялось в Доме культуры «Октябрь» в Ижевске.

21 мая  хор капеллы выступал  с шефским концертом в Доме культуры «Дубитель» города  Можга (в 93 км к юго-западу от Ижевска) перед строителями газопровода Уренгой-Ужгород и передовиками – жителями района  и города.  Газета от 26 мая в заметке В.Яковлева «От сердца к сердцу» сообщает также, что гостей из Ленинграда тепло приветствовали участники Карашурского народного хора, которые исполнили удмуртскую народную песню «К нам гости приехали». Хор капеллы кроме своего традиционного репертуара подготовил и исполнил несколько сочинений удмуртских композиторов. На фото – художественный руководитель капеллы В.Чернушенко за дирижерским пультом.

Воткинск. Дом культуры «Юбилейный»

22  мая  хор  капеллы   выступит   в  Доме культуры «Юбилейный»   города  Воткинска. (Об этом сообщает в статье «26 музыкальный» художественный руководитель Удмуртской государственной филармонии  Н.Зубков в газете от 15 мая).  В программе: Д.Бортнянский – Концерт № 15. М.И.Глинка – Херувимская. П.И.Чайковский – Фрагменты литургических песнопений. С. Рахманинов – Сочинение № 37 (фрагменты). Г. Свиридов – Три хора из музыки к трагедии А.Толстого  «Царь Федор Иоаннович». Е.Копысова – Удмуртии моей, слова Ф.Васильева. Ю.Толкач – Высокие сосны, слова Ф.Васильева. Г.Корепанов-Камский. Здравица, слова Г.Сабитова. С.Слонимский – Тихий Дон. Русские народные песни. Солисты: Ю.Антонова, Т.Изотова, К.Герасимова, С.Ракозица, В.Стародубцев, В.Тимонин. Дирижер В.Чернушенко.

Воткинск  расположен в Прикамье, на реке Вотка (бассейн Камы), в 62 км к северо-востоку от Ижевска. Город вытянут вдоль берега Воткинского пруда — искусственной запруды на реке Вотка.

Первое поселение на территории города, так называемое «Воткинское городище», датируется III-V веками. Воткинск основан в 1757 году как посёлок при строительстве Воткинского железоделательного завода. Но официальной датой основания города считается 1759 год, когда Воткинский завод начал работать.. В 1935 году становится городом Воткинском, до 1936 года в Кировском крае.  В 1937 году город Воткинск из состава Кировской области передан в состав Удмуртской АССР. Население – около 100 тысяч жителей.

Воткинск. Памятник П.И.Чайковскому. Скульптор О.К.Комов. 1989.

В Воткинске родился и провёл первые 8 лет своей жизни Пётр Ильич Чайковский. Ряд своих произведений композитор создал, переживая свои детские впечатления от природы родного края; в частности, прообразом места действия балета «Лебединое озеро» послужил Воткинский пруд. Ежегодно в Воткинске проводятся традиционные майские музыкальные фестивали имени П. И. Чайковского.

В газете от 25 мая  напечатана заметка члена союза композиторов СССР А.Корепанова  «Первый концерт  в Ижевске». (Первый концерт фестиваля в Ижевске состоялся 22 мая, когда капелла выступала в Воткинске).

Ижевск. Дом культуры «Металлург»

23 мая – в концертном зале Дома культуры «Металлург» города Ижевска Капелла показала ту же программу, что и накануне.  Об этом сообщает музыковед Р.Чуракова в заметке «Пение, волнующее сердца» (газета от  27 мая).

Кроме напоминания об истории создания хора капеллы, она продолжает: … «Часть программы концерта  дала почувствовать дыхание истории. Соприкосновение с  миром далекой старины ощущали слушатели при исполнении Концерта № 15 Дмитрия Бортнянского – одного из первых композиторов русской профессиональной школы, современника В.А.Моцарта….  (далее см. программу  22  мая).  Особый интерес представил впервые прозвучавший в Ижевске  хоровой концерт «Тихий Дон» ленинградского композитора С.Слонимского. Гости фестиваля  включили в программу несколько хоровых произведений композиторов Удмуртии.  Это  торжественная «Здравица» Г.Корепанова (стихи Г.Сабитова); поэтичный хор «Высокие сосны» Ю.Толкача (стихи Ф.Васильева);  Отражающий энергию коллективного труда хор  Г.Корепанова-Камского «Выезд на пахоту» («Гырыны потон») на стихи Г.Сабитова и, наконец, лирическая песня о родном крае Е.Копысовой «Удмуртии моей» на стихи Ф.Васильева. Особенно ясно осознаёшь высокий профессионализм коллектива, когда слушаешь его многочисленных солистов. Каждый из них не повторим, каждый вписался в концерт своим тембром, своим художественным образом. Превосходно выступили  Г.Долбонос (меццо-сопрано);  Т.Муратова (сопрано);  С. Ракозица (тенор);   В.Романчук (баритон);  А.Овечкин (бас) в «Тихом Доне» С.Слонимского. Полные глубокого обаяния и красоты образы создали Ж.Полевцова в  сочинениях Г.Свиридова  и П.Чеснокова; Заслуженная артистка РСФСР Ю.Антонова  в «Любовь святая» Г.Свиридова; С.Ракозица в «Киевский распев» С.Рахманинова. Прекрасно выступили в исполнении народных песен  заслуженный артист РСФСР Г.Беззубенков, солисты Е.Попов и С.Бронин».

25 мая (в Ижевске) и 26 мая (в Воткинске)  Заслуженный коллектив республики государственный симфонический оркестр Латвийской ССР и  хор Ленинградской Капеллы  исполнили «Стабат Матер» Дворжака. Солисты А.Агронская, Ж.Полевцова, А.Ночевка, Г.Беззубенков. Дирижер В.Чернушенко.

В газете от 29 мая выступил музыковед и композитор Ю.Толкач, который рассказал о содержании произведения,  составе исполнителей и высоком качестве исполнения произведения. В конце добавил: Среди номеров с участие солистов особенно  запомнились редкий по красоте квартет     (№ 2), соло баса с хором (« 4) и соло альта      (№ 9).

В этом же номере газеты напечатана заметка художественного руководителя Удмуртской филармонии  Н.Зубкова «Творческая встреча»: «25 мая в концертном зале Ижевского музыкального училища состоялась творческая встреча с художественным руководителем и главным дирижером Ленинградской капеллы В.Чернушенко. На встрече присутствовали педагоги детских музыкальных школ Ижевска, музыкальных и культурно-просветительских училищ. Владислав Чернушенко и  коллектив капеллы в камерном составе (24 артистов хора) предварительно  исполнили небольшой концерт, где прозвучали произведения Д.Бортнянского, А.Архангельского, С.Рахманинова, русские народные песни «Уж как пал туман», «На горушке, на горе», «Вечерний звон»…. После концертной части  состоялась беседа В.Чернушенко и артистов капеллы с педагогами и учащимися…»

28 мая в Доме культуры «Юбилейный» Воткинска и 29 мая в  Доме культуры «Металлург» Ижевска Государственный  симфонический оркестр Латвии и хор Ленинградской капеллы исполнили кантату «Москва» П.И.Чайковского и вокально-симфоническую поэму на стихи Блока «Двенадцать» композитора В.Салманова. Солисты Ж.Полевцова и В.Романчук. Дирижер В.Чернушенко.

В Святогорском монастыре. 1983 г.

«Капелла едет в Святогорье»  («Ленинградская правда», 8.07.1983). Краткая заметка О.Сердобольского в газете о концертах в Пушкинских горах: «Старейший хор России, побывавший во многих уголках нашей страны, впервые выступит в Пушкинском музее-заповеднике…. «Поездка в Святогорье – наша давняя заветная мечта, и осуществить её нам помог директор музея Семён Степанович Гейченко – говорит художественный руководитель Капеллы заслуженный деятель искусств РСФСР Владислав Чернушенко.  Хочется душой прикоснуться к заповедным местам, где творил поэт. Ленинградцы выступят с шефскими концертами в Успенском соборе Святогорского монастыря, доме поэта в Михайловском.

Капелла в Пушкинских Горах. Снимок у дуба с табличкой на золотой цепи, которому А.С.Пушкин посвятил свои широко известные строки «У Лукоморья дуб зелёный…» в поэме «Руслан и Людмила». Слева направо: Тимонин, Куркина, Х, Таранов, Х, Х, Х, Мызникова, Ершов, Жильцова, Овечкин, Герасимов, Чернушенко, Полевцова, Х, Павлова, Изотова, Романчук, Гордеева, Катасонова, Х, Семён Степанович Гейченко, Х, художник, сопровождавший хор, Ночёвка, Антонова, Х, Уманская, Агронская, Калайда, Сибарова, Вишневская, Х, Х.

Они исполнят здесь фрагменты из «Пушкинского венка» Георгия Свиридова, а также его новый цикл «Три стихотворения А.С.Пушкина», премьеру которого композитор доверил нашей Капелле».

У могилы А.С.Пушкина в Святогорском монастыре. 1983 г

-Сколько дней вы были в командировке?

—В гостях у Гейченко были три дня. Пели в монастыре,  во дворе у дома Пушкина, на мостике в парке, в Михайловском. В свободные от концертов часы состоялись непринуждённые беседы с хранителем заповедника С.С.Гейченко.

Один из свидетелей этой поездки (Юрий Сидоров) пишет: «Никогда не забыть исполнение фрагментов «Всенощной» Рахманинова у стен Успенского собора Святогорского монастыря, прямо у могилы Пушкина. Жарким июльским вечером у могилы великого поэта божественно звучала музыка другого русского гения, которую хор Капеллы под управлением Чернушенко исполнил с большим внутренним воодушевлением. Никогда больше я не слышал такого исполнения, впечатление от которого усиливало само место».

Отдых на поляне. На заднем плане река Сороть. Пушкинские Горы. 1983 г.

Там же. Справа налево: Барыбина, Сибарова, Агронская, Антонова, Клименко, Емашев.


Кто-то пытался шутить: «Хотите Вам споёт Ленский?» Галя Марченко тут же парировала: «А что, у нас есть Ленский?» Семён Степанович разрешил нам посидеть на скамье Онегина. Он неторопливо рассказывал о красоте этих мест, о реке Сороть, о прудах и озёрах, об опыте реставрации всего, что было разрушено временем, нераденьем, врагом. Вдохновенно говорил об особой роли воды в облике этих пушкинских мест и поэзии гениального поэта. Оказалось, воды труднее всего подаются починке. (В.Песков. Тихоструйная Сороть. «Комсомольская правда», 27.05.-3.06.2009). «Можно вырастить лес, сад, по строго научному методу можно восстановить постройки и  вдохнуть в них жизнь. На примере возрождённого дома Пушкина это доказано. Но если «сломалась» вода, «чинить» её трудно…» Неторопливо ходили по полям и лугам, по дорожкам и тропинкам, где на косогорье наши мужчины подавали руки женщинам на каблуках, дышали чистейшим воздухом и наслаждались первозданной природой.

С.С.Гейченко (в центре) показывает свое обширное хозяйство. Слева от него В.А. Чернушенко, справа – Татьяна Иванова и Александра Агронская, за спиной Гейченко Анатолий Ершов. Пушкинские Горы. 10 июля 1983 г.

Ю.Сидоров продолжает: «В 1983 году, в год 80-летия знаменитого директора музея-заповедника А.С. Пушкина в Михайловском Семена Степановича Гейченко, в июле месяце Капелла приехала в заповедник и там состоялось мое первое  личное знакомство с Владиславом Александровичем Чернушенко. Семен Степанович вообще был для меня человеком, благодаря которому  познакомился с очень многими выдающимися деятелями нашей культуры. С С.С. Гейченко у В.А. Чернушенко были давние творческие и товарищеские связи, так как Владислав Александрович много лет возглавлял Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, а консерваторские музыканты были постоянными и желанными гостями в заповеднике и участниками мероприятий на памятных датах в честь Пушкина.

Капелла в этот приезд пела и в Михайловском у домика поэта, и в Тригорском в доме Осиповых-Вульф, и в Петровском, где находится дом Петра Абрамовича Ганнибала.  Было видно, что хористы волнуются, памятуя о том, где они выступают. Петь в святых пушкинских местах это честь для любого музыкального коллектива.

Вот с этих концертов и началось мое близкое знакомство с Чернушенко  и преклонение перед его талантом и мастерством».

Группа хора Капеллы у дома С.С.Гейченко. Слева направо. В нижнем ряду: Ночевка Татьяна, Ночевка, Агронская, Тимонин, Волкова, Иванова, Романчук, Сибарова, Барыбина, Антонова, Калайда, Долбонос,Чернушенко Людмила, Куркина, Полевцова, Полевцов. На ступенях крыльца: Овечкин, Клименко, Таранов, Емашев, Х,Х, Ракозица,Куницын.

17 сентября 1983 г. В Большом зале Филармонии Новосибирский симфонический оркестр и хор Капеллы исполнили «Реквием» Моцарта. Солисты: Татьяна Муратова, Жанна Полевцова, Анатолий Ночевка и Геннадий Беззубенков.

27 сентября 1983 г. Концерт Капеллы в Большом зале Филармонии. В программе С.Рахманинов. Дирижер В.Чернушенко.

-Продолжением  накануне  открытого  концертного  сезона 1983/1984 года  стала командировка  хора в  города Кавказа и Закавказья в связи с открывающимся 30 сентября  в Тбилиси  фестиваля искусств РСФСР,  посвященного  200-летию  Георгиевского трактата.  Для меня эта осень памятна тем, что я тоже принял участие в этой поездке в качестве подсобного рабочего сцены. Ты не помнишь, кто мне предложил совершить путешествие с вами?

—Это не существенно. Поездка этой осенью прошла, как и всегда успешно. Самолётом летели до Минеральных Вод, затем автобусом на первый концерт в Железноводск.

В Кисловодске дали несколько концертов.  Здесь была и наша основная гостиничная база, откуда на автобусах нас доставляли на концерты в другие курортные места. В свободные часы была возможность  совершать прогулки и знакомиться с местными достопримечательностями. Гуляли по обширному курортному парку, площадью около 250 га, который раскинулся на несколько километров по отрогам Джинагальского хребта. Парк заложен в 1823 г и является одним из лучших парков в этом районе. В нарзанной галерее пили целебную воду из знаменитого источника, благодаря которому возник курорт Кисловодск. На канатной дороге поднялись на гору «Красное солнышко», откуда открывается замечательный вид на панораму города и его окрестности. С горы спустились пешком и снова оказались в курортном парке.  Не торопясь, пройдя весь парк,  через колоннаду главного входа  вышли в город.  Были концерты и в Пятигорске, где не могли пройти, конечно, и мимо дома – литературно-мемориального  музея М.Ю.Лермонтова.

Пятигорск. Памятник М.Ю.Лермонтову в сквере его имени.

В 1884 г. по инициативе русского драматурга А.Н.Островского здесь была установлена мраморная доска: «Дом, в котором жил поэт М.Ю.Лермонтов». С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея «Домик Лермонтова» создан Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. В него входит старейший квартал Пятигорска, а также лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.

Пятигорск. Гостиная в музее М.Ю.Лермонтова. 1983.

Пятигорск. Питьевая галерея.1976.

Средства на сооружение этого памятника собирали по подписке более 10 лет  Автор – скульптор А.М.Опекушин (1838-1932), создатель памятника А.С.Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног – раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала – бронзовая лира и надпись: М.Ю.Лермонтову. 16 августа 1889 г состоялось открытие памятника.

 

Просматривая новости культурной жизни в местных газетах того периода, можно уточнить некоторые даты  концертов Капеллы.

Пятигорск. Театр музыкальной комедии

6 октября 1983 г. в Театре музыкальной комедии Пятигорска состоялся концерт Симфонического оркестра Кисловодской государственной филармонии и Ленинградской Капеллы.

Ессентуки. Бювет с минеральными источниками. 1976.

7 октября 1983 г. в гастрольном театре города Ессентуки  состоялся сольный концерт Ленинградской Капеллы.

Кисловодск. Концертный зал филармонии.

8 октября 1983 г в зале филармонии Кисловодска  Капелла и Симфонический оркестр Кисловодской Государственной филармонии исполнили «Реквием» Джузеппе Верди. Солисты А.Агронская, Ж.Полевцова, Карл Заринь (тенор, народный артист СССР), Г.Беззубенков. Дирижер В.Чернушенко. Летние гастроли Капеллы в Кисловодске проходили практически ежегодно по аналогии с поездками туда же Симфонического оркестра Ленинградской Филармонии, в котором долгие годы играл на английском рожке мой дед Е.А.Елизаров.

Кисловодск. Лермонтовская площадка. 1974.

Кисловодск. Медовый водопад. 1976

Кисловодск. Скала Лермонтова. 1974.

Кисловодск. Каскадная лестница. 1975.

9-12 октября 1983 г. хор Капеллы дал несколько концертов   в Нальчике.

Нальчик. Проспект имени В.И.Ленина. С открытки 1981 г.

Нальчик. Площадь 400-летия добровольного присоединения Кабарды к России. 1982.

Нальчик. Центральная водогрязелечебница.1979 г.

Нальчик. Санаторий «Нальчик».

-Меня, как туриста,  Нальчик, столица горной Кабардино-Балкарии, покорил размашистой широтой и прямизной улиц. Увидел роскошный гигантский парк, который в соответствии с сезоном набросил на себя удивительно красивый багряно-золотистый наряд. Весёлая говорливая речка Теберда оставляет на каменных перекатах серебряную чешую местных рыбёшек. Золото берёз и багрянец клёнов отражаются в прозрачной воде речки. А если бросить взгляд вдаль, непременно увидишь изящную  Белокалаю, остроконечный пик Ине и обширный ледник Джугутурлучат. А слева от него – четырехкилометровой высоты красавец Домбай. Город этот не просто общежитие для нескольких тысяч горожан, а курорт. Для лечения людей используются 14 местных  минеральных источников и тамбуканская иловая грязь.

 

-После этого концерта хор Капеллы самолетом вылетел в Сочи, откуда я уехал на поезде в Ленинград на работу. Трасса самолёта проходила над горами Кавказского хребта с вечными снегами.  Потрясающий вид сменяющих друг друга горных хребтов в иллюминаторе самолёта впечатляет и запоминается надолго. Курортный Кавказ мне хорошо запомнился со времени свадебного путешествия в 1959 году, когда мы с тобой посетили многие знаковые места. Запомнилась хорошо и экскурсия на озеро Рица. Останавливались экскурсанты  в Пицунде, где был голый обширный песчаный пляж и первозданная хвойная роща. За четверть века многое тут изменилось. Об этом прочёл в местной  газете «Черноморская здравница» от 25 октября 1983 г. «Мыс Пицунда собрал в себя на небольшом пространстве достопримечательности нескольких эпох. Доисторическая эпоха представлена густой зеленой рощей реликтовой сосны, известной в ботанике  под названием «пицундской». Деревья этой редкой породы, с длинной до 15 см хвоей, встречаются только на побережье Чёрного моря от Анапы до Пицунды. Трудно даже представить сколько веков существует эта роща, зелёным ожерельем опоясывающая берег вечного моря. …Ни в какое сравнение по возрасту с нею не идёт Пицундский храм – ему всего каких-нибудь десять столетий. … И когда под сводами храма, среди стен, сохранивших следы древних фресок, звучит орган, особенно явственно ощущаешь связь эпох. …Визитная карточка Пицунды – современный курорт, созданный здесь 15 лет назад. Семь белоснежных зданий в 14 этажей поднялись над вершинами вековых сосен, гармонично вписавших в окружающий ландшафт».

Сочи. Музыкальная школа № 1 на Курортном проспекте 32.

Сочи. 1977.

Сочи. Курортный проспект. 1981.

—15 и 16 октября 1983 г состоялись выступления  Капеллы в Сочи в  концертном зале Музыкальной школы имени Шмелёва. Были исполнены произведения Архангельского, Бортнянского, Глинки, Рахманинова, Чайковского, Свиридова и русские народные песни.

Затем Капелла выступала в Тбилиси,  Ереване и Баку.

25-29 октября 1983 года в Ереване в спортивно-концертном комплексе (Цицернакаберд) проходили большие праздничные концерты «Эребуни-Ереван», посвященные 2765-летнему юбилею древней столицы Армении. На праздник съехались десятки творческих коллективов из многих городов страны.  Конкретных данных и программ концертов местная газета «Коммунист» в этот период (21-30 октября) не публиковала.

-Много любопытного  в этом городе и его округе?

—Вместе с местным жителем, братом нашей певицы Липатовой посетили  библиотеку Матенадаран с большой коллекцией древних армянских книг и рукописей. Осмотрели картинную галерею, где экспонируются картины таких известных художников как Айвазовский и Сарьян. Гуляли в парке Ахтанак с заметным издалека монументом Мать-Армения. Для хора капеллы были организованы экскурсии по некоторым интересным местам в окрестностях столицы. Была в Эчмиадзине – религиозном центре – резиденции армянского Католикоса, где в местном Кафедральном соборе поставила свечку. Любовалась гладью  озера Севан. Одна ездила на автобусе посмотреть заповедник Эребуни.

16 октября 1983 г газета «Вечерний Тбилиси» сообщала, что город готовится к празднику «Тбилисоба», который совпал с 200-летним юбилеем Георгиевского трактата  В газетах публикуется обширный доклад кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК компартии Грузии Э.А.Шеварднадзе, посвященный 200-летию дружественного Георгиевского договора между Россией и Грузией. Концерты состоялись 29 и 30 октября в концертном зале Филармонии.

-Ты, конечно, не могла пропустить возможность сходить в театр?

—В театре оперы и балета имени З.Палиашвили слушала оперу З.П.Палиашвили  «Абесалом и Этери». Красивый зал, красивая постановка и музыка, все понятно даже без знания   грузинского  языка, на котором идет опера. Оставалось время и на экскурсии не только по городу, но и по окрестностям. Большой группой хора посетили развалины храма в Мцхете. Здесь в месте слияния Арагвы и Куры располагалась древняя столица Грузии.

Мцхета.

В один из вечеров в филармонии состоялась встреча хора со студентами местной консерватории. Там я случайно встретилась с бывшей певицей (меццо сопрано) Большого театра н.а.СССР  Давыдовой Верой Александровной. Я ее в 1950-е годы слушала в Москве и Ленинграде. Она, в частности, пела в Кировском театре партию Кармен вместе с Легковым и Ивановским. Она впоследствии помогла последнему перейти в Большой театр. После окончания карьеры в Большом театре Вера Александровна вернулась в свой родной город и стала профессором Тбилисской консерватории.  Её ученицей была, например, Маквала Касрашвили. Все вышеназванные персоны были известными или близкими людьми в нашей семье.

Далее гастроли планировались в Ленинакане и Баку. Однако застряли из-за поломки автобуса на перевале. Было холодно и голодно, но выручили гостеприимные местные жители хотя бы тем, что рядом с дорогой напекли нам лепешек,  которые подавались с домашним сыром.

Здание Филармонии в Баку

Бакинская вечерняя газета «Баку»  27 октября 1983 г под названием «Поёт старейший хор» поместила набольшую историческую справку о Капелле для предстоящего знакомства зрителей с Капеллой. (Известную историю хора — как шутили наши предшественники: от Ивана V до Ивана Тятова -  здесь  мы опустим). Далее: «…Это был однородный мужской хор вплоть до 1920 года, когда в него вошли певицы – женщины. С участием  Капеллы прошли праздники искусств в Москве, Белоруссии, Узбекистане, Молдавии. … Капелла – победитель первого всероссийского конкурса профессиональных хоров, проведённого в Москве в 1982 г. Встреча бакинцев с этим коллективом, имеющем поистине вековые традиции, состоится 28 и 29 октября в зале Азербайджанской государственной филармонии имени М.Магомаева,

 

И, думается, станет значительным событием в музыкальной жизни Баку». В программе концерта произведения Архангельского,  Бортнянского, Глинки, Рахманинова,  Чайковского, Свиридова. Слонимского, Фалика и русские народные песни.

-Ты говорила, что концерт не состоялся, почему?

—Вместо нас в Баку выступил хор Свешникова. Это был выбор местных руководителей. У нас появилось время на знакомство с городом. Но в Ленинакане  26 или 27 октября пели мы.

Примечание. И.Н.Тятов (бас) много лет пел в составе квартета солистов Капеллы вместе с Ю.Н.Шифриным (тенор), Д.Л.Клиот (сопрано) и Е.П.Барановой (меццо-сопрано). В 1954 году в связи с 250-летием Капеллы певцам этого квартета были присвоены почетные звания – «заслуженный артист РСФСР». Одновременно более 40 человек были награждены орденами и медалями СССР.  (А.И.Ершов. Старейший русский хор. Л.1978). Такого «звездопада» в последующие годы славной истории хора не было.

Художественный руководитель капеллы Г.А. Дмитревский (справа) и квартет солистов хора Д.Л.Клиот (слева первая), Е.П.Баранова, Ю.Н.Шифрин, И.Н.Тятов. Ленинград. 1940-е годы. Фото из альбома «Певческая капелла Санкт-Петербурга». «Славия-Интербук», СПб. 1994. (20-92-83)

Путевой дворец – главный архитектурный шедевр Твери (Калинина).

15 и 16 ноября 1983 года хор Капеллы пел в концертном зале филармонии города Калинина. Это подтверждает небольшая заметка в местной газете «Тверская жизнь» от 17 ноября 1983 г. «Позавчера концертом Ленинградской капеллы имени Глинки в Калинине открылся традиционный фестиваль «Мастера искусств – Верхневолжью». Творческий коллектив из Ленинграда показал калининцам  разнообразную программу, куда вошли произведения советских композиторов и классическая музыка. Впервые в Калинине прозвучало редко исполняемое произведение – «Всенощная» (Сочинение № 37) Рахманинова».

Историческая справка.  Путевой дворец, построенный в 1767 году для кратковременных остановок по дороге из Петербурга в Москву императорской семьи, уникальный ансамбль в центре города, на берегу Волги.
Первоначально на этом месте находился архиерейский дом, построенный в 1671-1672гг. архитектором Аверкием Мокеевым, и перестроенный в 1738 году на прежних фундаментах И.Ф.Мичуриным. Дом сильно пострадал от пожара 1763 года – тогда выгорела большая часть Твери.
В 1764 году в Тверь прибыл московский архитектор П.Р.Никитин с помощниками П.И.Обуховым и М.Ф.Казаковым. Под их присмотром началась разборка обгоревшего архиерейского дома и строительство нового Путевого дворца для Екатерины II. К весне 1767 года П-образный дворец с курдонером был закончен, но павильоны, выступающие вперед, еще выстроены не были. Только к 1778 году дворец был полностью достроен и отделан внутри; в западном павильоне разместили Екатерининскую церковь. Мощные и доминирующие во всей постройке павильоны сохранили декор в стиле барокко, богато украшены, их высокие кровли-купола поднимаются над окружившими теперь дворец деревьями. В советское время шпили павильонов венчали пятиконечные звезды, ныне убранные.
Также был выстроен комплекс хозяйственных построек; от него сохранились только каретный сарай и жилой двухэтажный флигель. На берегу Волги был разбит регулярный парк.
В начале XIX века Путевой дворец стал резиденцией принца Георга Ольденбургского, генерал-губернатора Твери, Новгорода и Ярославля и по совместительству директора Главного управления путей сообщения. Дворец пришлось капитально переделывать; эта задача была поручена архитектору К.И.Росси и его помощникам – О.Бове и З.Дылдину. Перемены главным образом коснулись внутренней анфиладной планировки здания, которую дополнили коридорной планировкой и изменили декор. Переменился также фасад центрального здания – вместо фронтона его украсили аттиком со скульптурами работы Г.Замараева. В Екатерининской церкви установили новый иконостас по проекту Росси и Базетти. Парк вместо регулярного стал пейзажным.
Также Росси внес изменения и в комплекс хозяйственных построек дворца: выстроил оранжерею, расширил каретный сарай, перестроил кухонный корпус и соединил подсобные корпуса галереей.
С 1816 года здание Путевого дворца перешло к удельному ведомству, а позднее – к военному. Тогда, в 1838-1839 годах, по проекту архитектора И.Ф.Львова была построена гауптвахта – простая одноэтажная постройка с длинным портиком из восьми колонн тосканского ордера.
В 1864-1871 годах архитектор А.И.Резанов несколько изменил внешнее убранство дворца, дополнив его мелкими деталями, перестроил оранжерею. Дворец долгое время пустовал, и только с 1898 года стал резиденцией тверского губернатора.
В разное время во дворце бывали поэты В.А.Жуковский и Ф.Н.Глинка, писатель и историк Н.М.Карамзин, художник О.А.Кипренский.
Во время Великой Отечественной войны здание Путевого дворца было сильно повреждено, и в 1946-1948 годах реставрировалось под руководством сначала И.Е.Бондаренко, потом – Н.Я.Колли. Сейчас в здании находится Тверская областная картинная галерея.. Посетителям представлены картины художников 18 века, работы Венецианова, Левитана, Шишкина, Коровина, Рокотова и других известных художников.

Ф.С. Рокотов. Портрет А.А.Куракиной

В нескольких залах можно познакомиться с иконами Тверской и карельской школы иконописи.

25 ноября 1983 г. «Реквием» Моцарта в Большом зале Филармонии. Исполнители: Симфонический оркестр театра оперы и балета имени С.М.Кирова и хор Капеллы. Солисты: Татьяна Новикова,  Евгения Гороховская, Юрий Марусин,  Николай Охотников. Дирижер Юрий Темирканов.

Концерт хора Капеллы в Большом зале Ленинградской филармонии 25 ноября 1983 года. После исполнения «Реквиема» Моцарта. На переднем плане солисты: Т.Новикова, Е.Гороховская, С. Лейферкус, Ю.Марусин. Дирижер Ю. Темирканов (второй справа) вывел на сцену художественного руководителя Капеллы В.А.Чернушенко (справа первый). Фото из альбома «Певческая капелла Санкт-Петербурга». «Славия-Интербук», СПб. 1994.

29 ноября 1983 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе сочинения Танеева и Чайковского. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

8 декабря 1983 г. В зале Капеллы исполнен «Реквием» Дж.Верди. Солисты А.Агронская, Ж.Полевцова, Юрий Райкурис (тенор), Александр Морозов (бас). Дирижер А.Штейнлухт.

—На концерте присутствовали мои родственники: Шура, Юра, Надя А. и др. Муж записывал этот концерт хора на малогабаритный импортный магнитофон с 3 ряда балкона.

«Реквием» — одно из наиболее выдающихся творений Верди, и единственное его крупное произведение, не предназначенное для оперного театра.  Традиционный  для реквиема (похоронной мессы) латинский духовный текст послужил композитору лишь поводом к созданию мелодий, выражающих чисто «земные» чувства: скорбь по умершему, гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь человека, любовь и нежность к нему, радость земного существования. Месса написана для четырёх солистов, образующих квартет (сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас), смешанного хора и большого симфонического оркестра. Произведение состоит из семи традиционных для реквиема самостоятельных разделов.

Первый раздел «Requiem aeternam» («Покой вечный», квартет солистов и хор) является прологом. В нём выражена мысль всего произведения: как бы ни была тяжела потеря и велико горе, жизнь неодолима. На фоне траурной мелодии струнных инструментов, хор вполголоса произносит мольбы о вечном покое. Средний эпизод хора – энергичное фугато.

“Kyrie” – второй раздел пролога начинается широкой и свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются остальные участники квартета и, наконец, весь хор.

Второй раздел «Dies Irae» («День гнева»)  — наиболее красочная часть  Реквиема, занимающая центральное место всего произведения.

В тексте «Dies Irae»  говорится о дне гибели мира, о суровой расплате за все совершенные человечеством преступления.  Раздел состоит из семи подразделов, состоящих из сцен страданий человека и его борьбы с грозными враждебными силами.

Первый эпизод «Dies Irae» открывается четырьмя мощными ударами всего оркестра. Далее разворачивается гигантская звуковая картина, символизирующая мужественную борьбу человечества с разбушевавшейся стихией. К концу эпизода напряжение борьбы падает, и музыка постепенно замирает.

В наступившей тишине раздается сигнал двух труб. Им отвечают остальные трубы, возвещающие час мировой катастрофы. Это – «фанфары страшного суда», к которым присоединяются  и другие духовые инструменты. В момент, когда вступает весь оркестр, звучит возглас хора «Tuba mirum» («Труба дивная»). Напряжение звучания всего оркестра внезапно обрывается и следует заключение второго эпизода – приглушенное соло баса в ритме  похоронного марша.

Большим драматическим напряжением характерен третий подраздел «Liber scriptus» («Книга написанная»). Изображен образ страдания не всего человечества, а индивидуума, изливающего свою жалобу, сначала в сдержанной, а затем и  все более страстной мелодии. Сольная партия меццо-сопрано несколько раз прерывается мрачными репликами – напоминаниями хора: «Dies Irae», переходящими в конце эпизода в стон.

«Quid sum miser» («Что я, бедный…») – терцет двух женских голосов и тенора, повторяющих нежные жалобы и мольбы. Пение четвертого эпизода сопровождается выразительными мелодиями солирующего фагота.

Пятый эпизод «Rex tremendae» («Царь грозный …») возникает как грозное напоминание о страшных бедствиях. Устрашающие реплики  басов хора, поддержанных оркестром, сопоставляются со спокойными светлыми мелодиями квартета солистов.

«Recordare» («Помяни …») – лирический  дует сопрано и меццо-сопрано вновь переносит слушателей из мира грозных фантастических образов, навеянных текстом средневекового гимна, в мир  живых человеческих переживаний. Трогательные мольбы и жалобы, светлая печаль напоминает оперные дуэты композитора.

«Ingemisco» («Воздыхаю…») – небольшая лирическая ария тенора – олицетворяет мужество, внутреннее достоинство и силу духа, не покидающие человека даже в минуты тяжелых испытаний.

Предпоследний эпизод – «Confutatis» («Отвергнув…») – возвращает к мысли о столкновении человека с мрачной стихией. Вначале звучит ария баса, переходящего от решительных, грозных возгласов и сдержанного повествования к нежной певучей мелодии, а затем вновь вступает хор с восклицаниями: «Dies Irae». И почти без изменений повторяется музыка начала второго эпизода.

Заключительный эпизод второй части Реквиема – знаменитая «Lacrimosa dies illa» («Плачевный день этот…») – скорбная красивая мелодия переходит от одного голоса квартета солистов к другому, постепенно вовлекая все голоса солистов и хора.

Третий раздел «Domine» («Господи…») написан для квартета солистов и оркестра, где господствует настроение умиротворённого светлого покоя. Оно выражено в основной мелодии, которая звучит вначале у виолончелей, а затем у солистов, а в среднем эпизоде  — «Hostias» («Жертвы…»),  поет тенор. Дважды проходящий более энергичный  эпизод «Allegro mosso» не нарушает впечатления безмятежного спокойствия.

В четвёртом разделе «Sanctus» («Свят…») композитор воспевает пафос созидания, прославляет творческую силу разума. Эта часть написана в полифоническом стиле, в форме двойной восьмиголосной фуги для двух хоров и оркестра. Тема первой фуги, имеющая наиболее важное  значение,  носит характер праздничной фанфары. Вторая часть хора построена на постепенном нарастании звучности двух хоров, сначала чередующихся в своеобразной перекличке, а затем в едином звучании.

Пятый раздел «Agnus Dei» («Агнец божий…») – это песенного склада напев, излагаемый сначала дуэтом женских голосов без сопровождения. К ним – все так же в унисон и  октаву без гармонизации – присоединяются хор и оркестр.

Шестой раздел «Lux aeterna» («Свет вечный»…») написан для трёх солистов (меццо-сопрано, тенора и баса) с оркестром и представляет собой небольшую интермедию, подготавливающую грандиозный финал мессы. Здесь три эпизода: краткое вступление, построенное на скупых напевных интонациях меццо-сопрано, мужественная и несколько суровая ария баса, к которому присоединяются другие солисты. И наконец, изложение и развитие певучей, просветленной мелодии меццо-сопрано, озаряющей музыку подобно лучу восходящего солнца.

Финал «Реквиема» «Libera me» («Освободи меня…») является грандиозным по своим масштабам эпилогом Реквиема. В последний раз здесь сталкиваются образы грозной и беспощадной стихии, страдающего человека и всепобеждающей творческой силы разума. «Libera me» начинается  речитативом солистки (сопрано), в манере бесстрастного церковного псалма, однако живое чувство прорывается сквозь внешнюю монотонность.  Первый из этих образов предстает в хоровой картине  «Dies Irae», вновь проходящей в этом разделе (после речитативного вступления). Второй   из образов возникает в среднем  эпизоде – лирическим соло сопрано Requiem aeternam, поддержанном хором без сопровождения. Это как бы последнее прости горячо любимому человеку. Солирующее сопрано ведет основную мелодию. Торжество мужества и созидательной силы передано в монументальной патетической фуге «Libera me». Реквием заканчивается последним мощным подъемом звучности всего оркестра и хора – и просветленным успокоением.

В зале была группа родственников в солидном составе: Шура, Юра, Таня Ливанова, Валентина Петровна, Виктор Сергеевич и я, пытавшийся записать произведение на примитивный небольшой магнитофон.

-Сколько раз за 23 года служения Капелле ты спела «Реквием» Верди? Наверное, не менее 50 раз?

Репетиция «Реквиема» Верди в зале Капеллы. Солисты: (слева направо) Александра Агронская, Ирина Архипова, Евгений Попов, Георгий Селезнев.

—Не считала, но не мало, и рада возможностью спеть такие крупные уникальные музыкальные произведения. Ведь даже известные певицы признавались, что всегда мечтали спеть это трудное для исполнителей произведение. И не у всех это получалось. При исполнении «Реквиема» Верди зал всегда переполнен. Вместе с хором Капеллы выступали не только свои солисты, но и приглашенные именитые певцы и певицы. Фамилии некоторых из них упомянуты в этой хронике. Вспоминаю один курьёзный случай. В зале Капеллы шла репетиция предстоящего концерта, в котором партию меццо-сопрано пела солистка Большого театра Ирина Архипова. Неожиданно при исполнении «Recordare» (дуэт сопрано и меццо-сопрано) именитая певица жестом попросила дирижёра (В.А.Чернушенко) остановить репетицию. И, обращаясь ко мне, сказала: «Деточка (она на 10 лет старше меня), вы меня задушите, я же должна (не только петь) и дышать». Это означало, что наша частота взятия дыхания при совместном пении не совпадает. Я уже  упоминала, что  мои педагоги в музыкальном училище обращали внимание на умение правильно дышать. Репетиция, конечно, продолжалась, но мне пришлось подстраиваться под ритм дыхания знаменитой гостьи. Следует заметить, что в концертах с участием своих солистов хора подобных инцидентов не возникало.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 7379


Добавить комментарий