Солистка хора Капеллы (23)

Часть 7.16. 1984 г.

10 января 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Вечер хоровой музыки. Были исполнены  произведения Титова, Веделя, Бортнянского, гимны, канты. Дирижер В.Чернушенко.

20 января 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе «Стабат матер» Дворжака. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты – Татьяна Павлова, Жанна Полевцова, заслуженные артисты РСФСР Евгений Попов и Геннадий Беззубенков.

15 февраля 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили «Реквием» Моцарта. Дирижер В.Чернушенко.

24 февраля 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили Мессу Брукнера. Дирижер В.Чернушенко.

2 марта 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе «Всенощное бдение», сочинение № 37 С.Рахманинова. Дирижер В.Чернушенко.

8 марта 1984 г. Абонементный концерт Капеллы  в Москве в Большом зале Консерватории.

1 отделение.

Глинка – Патриотическая песня.

Глинка – Венецианская ночь. Слова И.Козлова.

Чайковский – Ночевала тучка. Слова М.Лермонтова.

Чайковский – Что смолкнул веселия глас. Слова А.Пушкина.

Танеев – Посмотри, какая мгла, и  На корабле. Слова Я.Полонского. Серенада. Слова А.Фета. Восход солнца. Слова Ф.Тютчева.

2 отделение.

Слонимский – «Тихий Дон», концерт для хора и солистов на тексты старинных казачьих песен. Солисты: Т.Муратова, Г.Долбонос, С.Рокозица, В.Романчук, А.Овечкин.

Русские народные песни:

У ворот, ворот батюшкиных. Обработка Архангельского.

Вспомни, моя хорошая. Обработка М.Климова.

Посажу ль я калинушку. Обработка А.Пащенко.

Семеро зятьев. Обработка В.Булина.

Двенадцать разбойников. Обработка С.Жарова. Солист – заслуженный артист РСФСР Геннадий Беззубенков

Старичок. Обработка А.Новикова. Солист Евгений Попов.

Ах, вы сени. Обработка П.Чеснокова. Солисты  Н.Кузнецова,  Г.Долбонос, В.Тимонин,  А.Овечкин.  Дирижер В.Чернушенко.

9 марта 1984 г. Концерт хора Ленинградской капеллы в Большом зале Консерватории в Москве. В программе: Рахманинов, Чесноков, Свиридов, В.Салманов.

15 марта 1984 г.  В концертном зале Государственной филармонии города Риги состоялся концерт. В программе:  А.Брукнер. «Месса № 3 фа минор». Исполнители: Государственный  симфонический оркестр  Латвийской  ССР и Ленинградский Государственный академический  хор капеллы имени М.И.Глинки.  Дирижер В.Чернушенко. (Советская молодежь, 14.03.1984).

-Почему в этот раз не было концерта органной музыки в Домском соборе?

Рига. Улица Мейстару. 1977 г.

Площадь 17 июня. 1977 г.

—В зале собора был ремонт. Газета «Советская молодежь» от 18 апреля 1984 г сообщила, что после двухгодичного молчания возобновились концерты в Домском концертном зале. Мастера голландской фирмы «Флентроп» закончили ремонт органа. Инструменту  вернули первоначальный вид, в каком он был создан 100 лет назад. Тогда к его открытию Ференц Лист написал хорал. Ныне восстановлен второй нижний балкон органа. Это дает возможность исполнять редкие по красоте звучания произведения для двух органов. В этот вечер в Домском концертном зале священнодействовала за восстановленным инструментом органистка Лариса Булава.

Из энциклопедии «Рига» (1989 г). 17 июня 1940 года в Ригу были введены войска Красной армии. Правительство К.Ульманиса было низложено. Вечером 20 июня было образовано Народное правительство Латвии  во главе с профессором А.М.Кирхенштейном.

Карл Ульманис (1877-1942). С 1925 года – министр-президент. После государственного переворота в мае 1934 года стал диктатором Латвии. В апреле 1936 года назначил себя президентом Латвии. Создал в Латвии авторитарный режим, отражавший интересы буржуазии и просуществовавший до восстановления Советской власти в 1940 году.

Памятник К.Ульманису в Риге. Установлен в 2003 году.

Рига. Шведские ворота. Фото 1977 г.

По данным Википедии,  21 июля 1940  года Ульманис ушёл в отставку и обратился к  советскому правительству с  просьбой  о  пенсии  и  выезде в Швейцарию.  22   июля  1940 года был депортирован  в  административном  порядке  через  Москву в Ворошиловск (Ставрополь), куда прибыл  29 июля.  4  июля  1941  года  был арестован и  1 августа 1942 года  переправлен  в  город Красноводск (ныне Туркменбашы)  в Туркмении.  Рассказывают, что в дороге подхватил дизентерию  и умер 20 сентября 1942 года. Похоронен на местном кладбище, но могила не найдена.

Из энциклопедии. Шведские ворота  пробиты и вмурованы в стены жилого дома в 1698 году с целью оборудования закрываемого проезда к построенным в начале 17 века  домам по улице Торню, находившимся за крепостной стеной.

29 марта 1984 г. Вечер хоровой музыки в зале Белорусской государственной филармонии в Минске. Выступление  Ленинградской  Капеллы  имени  М.И.Глинки.    Дирижер В.Чернушенко. (Вечерний Минск, 26.03.1984)

30 марта 1984 г. В зале Минской филармонии Девятая симфония Бетховена. Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр БССР и Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки. Дирижер – лауреат Международного конкурса имени Г.Караяна з.д.и.  РСФСР  Э.Серов.  Солисты – в афише стояла Т.Изотова, фактически пела А.Агронская (сопрано), А.Ночевка (тенор), Ж.Полевцова (меццо-сопрано), з.а.р. Г.Беззубенков (бас).

6 апреля 1984 г. Концерт в зале Капеллы. В программе музыка ленинградских композиторов:  сочинения  Гаврилина, Пригожина, Фалика, Слонимского, Мартынова. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. В концерте принимает участие органист Юрий Семёнов.

10 апреля 1984 г газета «Ленинградская правда» опубликовала отчет о 20-й «Ленинградской весне» с двумя фотографиями хора Капеллы и его дирижера Валерия Борисова. Концерты хоровой музыки с участием капеллы состоялись в Киришах, Выборге, в Домах культуры «Строитель» Соснового Бора и Тосно.

9 апреля 1984 г эта же газета в статье кандидата искусствоведения Л.Казанской отметила вклад Капеллы в этот очередной весенний праздник музыки. «Без преувеличения,  можно отнести к числу блистательных — выступление Академической хоровой капеллы имени М.И.Глинки.  Под управлением В.Чернушенко – выдающегося советского хорового дирижера,  возродившего былую славу Капеллы, были исполнены масштабные произведения Л.Пригожина, С.Слонимского, Ю.Фалика и Н.Мартынова, в разных ракурсах раскрывающие тему народных судеб в переломные исторические эпохи, в моменты социальных катаклизмов. Каждое из сочинений настолько ярко, неповторимо индивидуально, что концерт в целом дал объемное представление о современных тенденциях развития крупных хоровых форм, глубинном постижении народного искусства, поисках свежей звуковой палитры. Музыку первой части оратории Л.Пригожина «Слово о полку Игореве» отличает суровая мужественность и картинность, аскетизм и изобретательность в выборе средств. Народные судьбы в эпоху бурных событий начала нашего века показаны через стихию казачьего мелоса (напева) в хоровом концерте «Тихий Дон» С.Слонимского, успешно развивающего в своем творчестве фольклорную линию. Совершенно в ином плане грозовая атмосфера предреволюционных лет предстает в Концерте для хора без сопровождения Ю.Фалика «Поэзы Игоря Северянина». Восторг и смятение, ирония и проникновенная искренность, экспрессия чувств мастерски воссозданы в музыке мелодически изысканной, ритмически элегантной.

Тема войны, благодарной памяти потомков постоянно в центре внимания ленинградских композиторов. Еще одно ее воплощение дано в новом сочинении Н.Мартынова – Концерте для хора, органа, ударных и литавр на стихи А.Твардовского. Сердечность высказывания, светлая печаль, благородство и красота музыки, тембровая многокрасочность, достигнутая варьированием хоровой фактуры, использованием в качестве ретуши, «подкраски» указанных инструментов, характеризуют это мемориальное сочинение».

13 апреля 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Сюита из балета Глазунова «Раймонда» и  «Двенадцать» Салманова по поэме А.Блока. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

17 апреля 1984 г. Вечер хоровой музыки в зале Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

25 апреля 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Большая месса Моцарта. Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

4 мая 1984 г. Авторский вечер композитора Сергея Слонимского в зале Капеллы. В первом отделении «Песни вольницы» — вокально-симфонический цикл на слова русских народных песен. Во втором отделении «Песня о Ленинграде» на стихи А.Чепурова – произведение для солиста, хора и симфонического оркестра. И «Виринея» — ораториальная сюита из одноименной оперы, слова С.Ценина по мотивам повести Л.Сейфуллиной, состоящая из 9 частей. 1.Песня Виринеи с хором. 2.Метель 3.Письмо-романс Аксинии. 4.Отходная молитва. 5.Трепак. 6.Песня на чугунке. 7.Фуга. 8.Ариозо Виринеи. 9.Прощание с Виринеей.  Александра  Агронская пела соло – 5,8 и 9 номера и считается первой исполнительницей этого произведения Слонимского.

Исполнители: Академическая капелла имени М.И.Глинки и Симфонический оркестр Филармонии имени Д.Д.Шостаковича. Дирижер – В.Чернушенко.

25 мая 1984 г. Во втором отделении концерта в Большом зале Филармонии Капелла исполняла произведения композитора Ирины Ельчевой.  Десять песен для смешанного хора а capella из цикла «Русская свадьба» (1966 г.). В основе сочинений – народные песни Ивановской области:

Как под наши ворота.
Как по первой по пороше.
Мне сегодняшний день – при радости.
Во саду ли, во садочке.
Плач невесты.
Причет невесты и матери с хором.
Стоит речка.
Ах, вы баре.
Гуляй, Маша, во саду.
Уж как хватит вам, ребята.

—Я не помню, чтобы пела эти песни в Филармонии, но пела их неоднократно по очереди с Ниной Кузнецовой при поездке Капеллы по Дальнему Востоку вместе с Ельчевой в конце 1984 года. У неё ещё есть «Хороводные песни» — семь хоров для смешенного хора с литаврами (1967 г.):

На горе то калина.
Из- под дубу.
Что за верный, верный наш колодец.
Что на горке, на горе.
Груняша.
Как по чистым полям.
Скажу маменьке.

Концерт в зале Капеллы, солистка А.Агронская. Дирижирует В.А.Чернушенко.

 

1 июня 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы.  «Всенощное бдение», сочинение № 37  С.Рахманинова. Дирижер В.Чернушенко.

6 июня 1984 г. Абонементный  концерт в зале Капеллы. Большую мессу Моцарта исполнили Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы. Солисты Татьяна Новикова, Елена Рубин, Виктор Лукьянов и Андрей Овечкин. Дирижер Валентин Кожин.

14 июня 1984 г. Авторский вечер композитора С.Слонимского в зале Капеллы. В программе «Тихий Дон» — концерт для хора на тексты старинных казачьих песен по роману М.Шолохова. Солисты А.Агронская, Г.Долбонос, С.Рокозица, В.Романчук, А.Овечкин.

И «Виринея». Солисты А.Агронская, Т.Барыбина, Т.Изотова, С.Бронин, Г.Беззубенков. Дирижер В.Чернушенко.

-С какого времени ты знакома с автором этого произведения?

—С юных лет, так как его семья жила в нашем доме на улице Софьи Перовской. Сергей Владимирович первоначально написал оперу «Виринея», которая была поставлена в Малом оперном театре Ленинграда 30 сентября 1967 года. Либретто написал известный драматург С.Ценин. Действие оперы происходит в селе Нижняя Ахтырка в 1917 году в переломную пору истории России. В театре партию Виринеи пела Е.П. Целовальник. Едва ли не главным действующим лицом в опере является хор, который звучит непрерывно. Поэтому неудивительно, что почти одновременно с оперой стала исполняться и ораториальная сюита «Виринея» из одноимённой оперы, как самостоятельное концертное произведение для хора. Моё исполнение Виринеи в Капелле Сергей Владимирович считает более выразительным и правдоподобным, чем у исполнителей в театре. И даже предлагал мне спеть эту партию в Малом оперном театре.

Листая довоенные театральные программы можно узнать, что в Александринском театре 27 и 29 октября 1926 г шел спектакль «Виринея». Сцены из народной жизни в 9 картинах по повести Л.Сейфулиной.  Декорации по эскизам художника Б.М.Кустодиева. Музыкальная и хоровая часть спектакля под руководством композитора Н.М.Стрельникова.  Постановка Леонида Вивьена. Исполнители: Бабка Козлиха – Е.П.Корчагина-Александровская. Виринея Авимовна – Е.И.Тиме. Антип, дядя Виринеи – Борисов. Краткое содержание: Староверка Виринея является отщепенцем в своей деревенской среде. Против неё, как против «гулящей» бабы, ополчается вся деревня. Не принимает Виринея домостроевского уклада окружающего её быта. Её влечет вольная жизнь. Человек, с которым она живёт – больной мужик Василий, кажется ей мёртвым. Она уходит из его избы работать поденщицей, по чужим дворам и на фабрику. На распутье стоит Виринея, не зная куда дальше податься. Она нравится инженеру, приехавшему в её деревню из города. Виринея чуть было не сошлась с ним. Но инженера случайно убивает «деревенский святой» Магара. Виринея сходится с большевиком Павлом, недавно вернувшимся с фронта. Становится матерью его ребёнка. Гражданская война застаёт её одну с младенцем. Она на стороне пролетарской революции, и за это кулаки убивают Виринею.

В  буклете об исполнении «Виринеи» 6 июля 2011 г в зале Капеллы краткое содержание произведения сравнивается с оперой.  «…. В опере С.Слонимского запечатлено трагическое крушение всего жизненного уклада старой русской деревни в 1917 г, воссоздана братоубийственная рознь, расколовшая все слои русского общества до самых его глубин…. Место традиционных симфонических антрактов в оперном спектакле занимают развёрнутые хоровые, песенные антракты, вошедшие в ораторию. Вместо увертюры звучит женский хор на народный текст о несчастной судьбе «во время смутное, ненастное». Солирует Виринея. Хоровой антракт «Метель» — о Февральской революции с отходной молитвой о конце власти и веры в царя. Третий антракт  -  «Трепак», пляска деревенских женщин, пьющих горькую от отчуждения и бедности. Хоровая сцена «Песня на чугунке» («Ох  и ночь!») – картина развесёлой и жестокой ночной гулянки разуверившихся во всём жителей заволжского села и заезжих рабочих, годами строящих железную дорогу, так и не доведенную до конца. Единственный симфонический антракт оперы – сложная тройная фуга – следует после сцены страшного убийства, совершенного в ночь. Параллельно хоровым сценам развёртываются две несхожие женские судьбы – гордой, неуступчивой и страстной Виринеи и её соседки, солдатки Аксиньи. Письмо — романс Аксиньи – обращено к её мужу – солдату. Этот музыкальный номер сочинён в стиле простонародного бытового романса. Главная героиня оперы Виринея наделена сложной, пылкой, мучительно мятущейся натурой. Она не способна приспосабливаться, лукавить. Не смирившись с подневольной жизнью, она уходит из дома в тёмную ночь, ищет и находит своё счастье. Вслед за драматическим ариозо Виринеи наступает её гибель. Молодую крестьянку убивают на пороге её избы злобные соседи по наводке завистливой Аксиньи и мстительной Макеихи, свекрови Виринеи. Опера заканчивается не традиционным апофеозом, а суровым и строгим заупокойным пением, скорбным прощанием с прекрасной и гордой русской женщиной».

15 июня 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе сочинения Генделя «Кончерто гроссо № 1 соль мажор», «Кончерто гроссо № 3 ми минор» и «Те деум лаудамус» для солиста, хора и оркестра (первое исполнение в СССР). Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы. Солист лауреат международного конкурса Александр Морозов. Дирижер Валерий Борисов.

27 сентября 1984 г концерт в зале Капеллы.

1 отделение: Моцарт. Кантата «Царица неба». Римский-Корсаков. Кантата «Свитизянка». Бетховен. Фантазия до минор для фортепиано и хора (финал).

2 отделение: Свиридов. «Гимны Родине», стихи Ф.Сологуба: Наш север; Русское сердце; Грусть просторов; Табун и Вечером синим, стихи С.Есенина; Как песня родилась, стихи С.Орлова; Лебяжья канавка, стихи Н.Брауна.

Три стихотворения А.С.Пушкина: Где наша роза, друзья мои; Луга и Новоржев; Если жизнь тебя обманет.

Три хора на стихи А.Прокофьева: Наша родина – Россия; Солдатская ночь; Слева поле – справа поле.

Лапотный мужик, стихи Б.Орешина.

Исполнители: хор Капеллы и хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки.

Этим выступлением  Капелла открыла очередной концертный 1984/1985 сезон. Об этом сообщает небольшая заметка В.Тарасевича в газете «Ленинградская правда» от 27.09.1984. «….Верная своим идеалам в развитии русской и советской хоровой культуры Капелла в предстоящем сезоне продолжит работу над классическим наследием: сочинениями Гречанинова, Кастальского, русскими народными песнями, рукописями XVI- XVIII в. Предстоит работа над возобновлением «Реквиема» Кабалевского. К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне Капелла готовит новую ораторию композитора В.Успенского на тексты стихов К.Симонова. К 300-летию со дня рождения Генделя в Большом зале ленинградской филармонии имени Д.Д.Шостаковича прозвучит «Аntem»  в исполнении хора Капеллы».

 

30 сентября – 29 октября 1984 г. Гастроли Ленинградской Академической капеллы имени М.И.Глинки по Дальнему Востоку. Летели самолётом до Владивостока, затем до Южно-Сахалинска,  Хабаровска и  Петропавловска-Камчатского, где дали несколько концертов, в том числе и у моряков-подводников.

Первым был Владивосток – столица Приморского края, где  в матросском клубе дали четыре концерта 2, 5, 6 и 7 октября.

Владивосток. Маяк на мысе Басаргин. 1985 г.

Владивосток. Морской порт. 1983 г.

Владивосток. Мемориал «Боевая слава Краснознаменного Тихоокеанского флота» 1986 г.

Владивосток. Амурский залив. Морской парад в День ВМФ. 1984 г.

Владивосток. Вид на гостиницу «Владивосток» со стороны Амурского залива. 1980 г.

После одного из концертов нас отвезли на смотровую площадку на самом высоком месте в городе, откуда наблюдали вечерний праздничный салют над панорамой гавани. Побывали с концертами в воинских частях и на острове Русском. Город расположился на южной оконечности полуострова Муравьёв-Амурский. С севера его прикрывают довольно высокие горы – сопки, на склонах которых живописно разместились городские строения, с востока —  омывается водами Уссурийского залива, с запада – Амурского залива, на побережье которого в зоне благоприятного микроклимата узкой полосой на многие километры расположились здравницы – санатории, дома и базы отдыха с пляжами. С юга, через пролив «Босфор Восточный», соединяющий Уссурийский залив с Амурским, город прикрыт островом «Русский». Самое лучшее украшение города – это, конечно, бухта «Золотой Рог». Она протянулась на 7 километров, по форме напоминает изогнутый рог буйвола, хорошо защищена от ветров всех направлений, достаточно широка и глубоководна. Это одна из лучших бухт в мире. Вокруг «Золотого Рога» и начал строиться Владивосток, год его основания 1860-й.

Раннее утро. Вид на бухту Золотой Рог (2001 г.)

—Успела побывать в гостях у одноклассника мужа бывшего нахимовца Лёвы Гостомыслова, дом которого на улице Сабанеева располагался на верхотуре города. Пригласила его на концерт, который он посетил вместе с дочерью. Была умеренно тёплая солнечная погода с температурой 11-13 градусов, но сильный ветер. Я была одета в демисезонное вишнёвого цвета пальто с шарфиком и такого же цвета шляпка. Одна из прогулок по красивому городу запомнилась тем, что порыв ветра унёс мой легкий шейный платок.

Ленинская (Светланская) улица Владивостока.1982 г.

Владивосток. Санаторий КДВО. 1978 г.

Владивосток. Сквер в Спортивной гавани. 1983 г.

Владивосток. Улица Русская. 1982 г.

Владивосток. Почтамт.1983 г.

 

Владивосток. Санаторий «Приморье». 1978.

Одно из красивейших зданий центральной части города -  это почтамт. По своей композиции, конструктивному решению является уникальным сооружением, отличающимся глубиной и логичностью архитектурного замысла, верностью в своей основе лучшим традициям русских зодчих. Построено в 1897-1899 гг. по проекту архитектора А. А. Гвоздзиовского. Здание трехэтажное кирпичное, прямоугольное в плане. Главный фасад имеет трехчастное членение на центральный объем и два неглубоких ризалита. В декоративном оформлении фасадов, в характере отделки, в форме крыш использованы мотивы русской архитектуры XVII в. с характерным сочетанием кирпичной кладки из красного кирпича и белокаменных архитектурных элементов обрамления окон, кокошников, аркатурных поясов. Нижний этаж массивен, прямоугольные и лучковые окна окантованы «в рамку». В уровне 2—3-го этажей фасады насыщены декором в виде широких архивольтов, объединяющих попарно полуциркульные окна, двойных узких полуколонн, аркатурных поясов из арок килевидного очертания. По центральной оси здания и над ризалитами стены завершены килевидными кокошниками.

 

Новые дома города Владивостока, которыми он начал застраиваться в 1960-е годы. Проспект 100-летия Владивостока.

 

После первого концерта в местной газете «Красное знамя» от 3 октября была опубликована заметка музыковеда И.Шестаковой о  выступлении хора.

«Вчера Владивостокские любители музыки встретились со старейшим русским профессиональном хором – Ленинградской Государственной академической Капеллой имени М.И.Глинки. Капелла является живым воплощением вековых традиций русского хорового искусства, ведь её история – это история становления русской хоровой школы. На концертах, что проходят со 2 по 7 октября во Владивостоке и городах края, Капелла представит три больших программы. Основу гастрольного репертуара составят произведения русских композиторов, причем владивостокцы смогут познакомиться и с истоками национального искусства, и его прекрасной историей, и сегодняшним днём. На первом концерте прозвучали обработки русских народных песен, произведения композиторов-классиков – Д.Бортнянского, М.Глинки, С. Рахманинова, а также музыка советских композиторов. Современные произведения в основном известны нашей широкой публике. Концерт для хора «Поэзы Игоря Северянина» Ю.Фалика, «Русская

свадьба» И.Ельчевой, Три хора на стихи А. Прокофьева, Г. Свиридова, «Виринея» С. Слонимского глубоко и интересно трактуются коллективом. С особым волнением мы ожидали исполнения шедевра мировой вокально-хоровой классики – бессмертного «Реквиема» В. Моцарта. Само по себе каждое исполнение этого произведения – музыкальное событие, для нас же это праздник вдвойне, т.к. целиком «Реквием» прозвучит во Владивостоке впервые. В исполнении «Реквиема» примут участие симфонический оркестр приморского комитета по телевидению и радиовещанию. Безусловно, это станет серьёзным творческим экзаменом для наших музыкантов. Хочется отметить, что гастроли таких образцовых музыкальных коллективов, как Ленинградская Капелла, для приморцев, к сожалению, ещё редкость, и с тем большей радостью мы встречаем гостей».


После заключительного  концерта в воскресение 7 октября в газете «Красное знамя» (21.10.1984) была опубликована статья кандидата искусствоведения Г.Алексеевой под заголовком «Песенный венок России».

 

«Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза».

«Невольно приходят на память есенинские строки, когда слушаешь Ленинградскую Государственную академическую Капеллу имени М.И.Глинки. Этот прославленный коллектив стал в октябре 1984 г гостем Владивостока. Гостем долгожданным (последний раз Капелла выступала в городе в 1958 г) и желанным. Сочинения русских и советских композиторов составили удивительно тонко подобранный венок образов России, проникающих в самую душу.

…А началось всё ещё в 1479 г с хора «государевых дьяков», созданного по инициативе великого князя Московского Ивана Васильевича. С рождением в 1703 г северной столицы России – Санкт-Петербурга судьба первой русской хоровой капеллы переплетена с судьбой города на Неве. С тех пор много славных вех отмечают историю коллектива. Капелла стала зачинателем многих культурных традиций: она способствовала зарождению оперного дела в России в XVIII в, положила начало советскому концертированию в стране. В её исполнении  впервые  прозвучали в России такие шедевры мировой музыкальной классики,  как «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, «Реквием» Моцарта,  Девятая симфония Бетховена, «Реквием» Берлиоза.  Капелла была и центром воспитания и обучения музыкантов. Передовой по своим художественным позициям и мастерству коллектив с первых шагов советской власти активно включился в концертную жизнь страны. Его артисты выступали перед рабочими и крестьянами, бойцами Красной армии. В 1954 г в связи с 250-летием Капелле было присвоено имя М.И.Глинки. Сейчас это один из ведущих профессиональных хоров страны. А во Владивосток Капелла привезла богатейшую программу, представившую нам лучшие образцы русского хорового искусства.

Особое значение коллектив Капеллы во главе с её руководителем заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Государственной премии имени М.И.Глинки В. Чернушенко придаёт пропаганде ранних памятников русской хоровой культуры. Событием стало первое во Владивостоке исполнение «Всенощного бдения» С. Рахманинова. Литургический текст воплотился у композитора в проникновенную, чистую, вовсе не церковную музыку. Перед нами словно открываются картины теплого поля под паром, мы слышим гул пчёл у улья, журчание холодного прозрачного родника. Необъятное синее небо распахивается от колокольчиков сопрано до больших колоколов в изумительных «дивизи» хора. Единственный сольный номер произведения – ариозо «Ныне отпущаеши» с сопровождением хора задушевно скорбно звучит у В.Тимонина. Запомнились два концерта А.Архангельского и особенно – три хора советского композитора П.Чеснокова.

Коллектив Капеллы познакомил владивостокцев со многими ранее не звучавшими в нашем городе произведениями советских композиторов. Большой интерес вызвали произведения ленинградцев: С. Слонимского «Виринея» и его  же концерт для хора «Тихий  Дон». Капелла является единственным исполнителем этого концерта для хора. Задорно, по-народному, с вызовом звучит сопрано Г.Долбонос «А я роду не простого, роду воровского». Высокое альтино С.Рокозицы «Ой, да разродимая моя сторонка, ой, да не увижу больше я тебя» — верхний предел мужского голоса – сильно воздействует на слушателей.

 

Композитор Ельчева Ирина Михайловна

Ленинградский композитор И.Ельчева привезла во Владивосток свой фортепианный концерт и концерт для хора «Русская свадьба». Правда, музыкальный язык концерта для хора Ельчевой перегружен интонациями в народном стиле, разговорными вставками, придыханиями, которые при всём мастерстве Капеллы, снижают общее впечатление.

Особое место в творчестве Капеллы занимает музыка Г. Свиридова. Хоровые сочинения Свиридова – гимны Родине, «Как песня родилась» и другие – начали и завершили программу Владивостокских гастролей, как бы замкнув круг венка замечательных русских образов. В последнем концерте, который Капелла посвятила 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, прозвучали также хоры Р.Щедрина. Подключение к исполнению хора Г.Свиридова «Как песня родилась» и отрывка из «Всенощной» С. Рахманинова хора Дальневосточного института искусств под руководством и.о. доцента  В.Клименко стало хорошей школой мастерства для начинающих приморских хормейстеров.

Еще одна страница напряженной, с полной отдачей работы Капеллы – исполнение впервые во Владивостоке – «Реквием» Моцарта совместно с оркестром Приморского комитета по телевидению и радиовещанию (дирижёр Е.Шестаков). Сложное сочинение Моцарта, специально подготовленное оркестром для одного концерта, открыло юбилейный 40-й концертный сезон приморского коллектива. Участие ленинградских музыкантов (солисты Т.Муратова, Ж.Полевцова) благотворно повлияло на оркестрантов. Вдохновлённый музыкой В. Моцарта, Е.Шестаков провёл исполнение на одном дыхании. В атмосферу произведения ввела слушателей музыковед Т.Пакулова.

И, конечно, нельзя обойти вниманием русские народные песни, составившие значительную часть программы Капеллы. Здесь  «Как у ворот, ворот» в обработке Архангельского,  «В тёмном лесе»,  шуточные «Как у тёщи было семеро зятьёв» и «Веники», песня, сохранившаяся в репертуаре с 1928 г.

Хотелось бы отметить отточенное мастерство Ж.Полевцовой, пение В.Тимонина (тенор), колоритное эмоциональное искусство Г.Беззубенкова (бас). Привлекает тембровая красота голоса С.Рокозицы, пение в народном стиле Г.Долбонос. Замечательный коллектив вообще богат солирующими, красочными по тембрам голосами. И вряд ли найдётся в мире хоровой коллектив, где в такой же мере практикуется сольное пение. Ленинградская Капелла достигла таких вершин чистоты искусства, академизма в самом лучшем смысле, когда никакими словами не выразишь то «чуть-чуть», благодаря которому публика в переполненном зале слушает Капеллу затаив дыхание. Концерты Ленинградской Капеллы поистине превратились в уникальные жемчужины рождающегося на глазах искусства». На снимке в газете к этой статье видна часть хора и можно узнать дирижёра Валерия Борисова, принимающего цветы у юной поклонницы.

Бухта Золотой Рог ночью.

Владивосток. Памятник морякам торгового флота, погибшим во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Фото 1979 г.

Владивосток. Яхты в Амурском заливе. 1981 г.

-Куда держали путь после Владивостока?

—Путь следовал  на остров Сахалин по маршруту, когда-то проложенному А.П.Чеховым. Летели на обычном рейсовом самолёте вместе с другими пассажирами Аэрофлота до Южно-Сахалинска. Там были запланированы два концерта на 9 и 10 октября в помещении драматического театра имени А.П.Чехова. Погода без осадков с температурой 16-18 о  благоприятствовала работе и прогулкам в свободные часы. Город небольшой с населением около 140 тысяч интенсивно застраивается кварталами типовых пятиэтажек. О прошедших концертах кратко рассказывает Н.Чистяков в газете «Советский  Сахалин» от 2 октября.

«Итак,  концерт.  Возвышенное  звучание хора,  исполняющего «Херувимскую № 7» Бортнянского,  переносит нас в атмосферу XIX века.  Органично продолжают программу два редко исполняемые произведения Чеснокова, относящиеся к более позднему времени. Концерт для сопрано вызвал восхищение и удивление слушателей тем, что свою партию солистка Л.Клименко исполняла, находясь в зрительном зале. Её серебристый, лёгкий голос, соединяясь с прозрачным звучанием хора, произвёл своеобразный стереофонический эффект. Концерт Чеснокова для баса-профундо, исполненный Ю.Юмашевым, не меньше поразил аудиторию необычным сочным звучанием в самом глубоком рокочущем регистре человеческого голоса. Благоговейная тишина царила в зале во время исполнения «Всенощной» Рахманинова. … Это произведение посвящено памяти русских воинов, павших в Первой мировой войне, и написано на основе глубокого изучения старинных знаменных распевов с типичным для русской музыки ведущим звучанием  басовой партии. Цикл из четырёх хоров Р.К.Щедрина на стихи А.Т.Твардовского. Это произведение, продолжающее лучшие традиции русской хоровой музыки и, пожалуй, наиболее сильное по эмоциональному воздействию на слушателей, посвящено памяти брата, погибшего в Великую Отечественную войну…. Трагическое звучание третьего хора «Я убит подо Ржевом» сменяет просветлённый реквием «К вам, павшие», буквально завораживающий зал. Тепло встретили слушатели хоровой цикл «Русская свадьба» композитора И.М.Ельчевой. Мастерски исполнил хор русскую народную песню «Вечерний звон» (солист В.Тимонин) и «Как меня младу-младёшеньку» в обработке Д.Шостаковича. Задушевно и мягко прозвучал старинный романс «Калитка», обработка А.Флярковского. В нём восхищает прекрасный ансамбль солистки Ж.Полевцовой и хора, имитирующего звучание гитары.

Во время репетиций многие преподаватели и учащиеся музыкального и педагогического училищ Южно-Сахалинска  получили возможность  побывать в творческой лаборатории прославленного коллектива, где смогли проследить процесс тщательной шлифовки музыкальных произведений.

Кроме концертов и открытых репетиций художественный руководитель Капеллы В.А.Чернушенко провел творческие встречи с Сахалинским русским народным хором (руководитель композитор Владимир Наумов), с учителями пения и музыки школ области, с музыкальной общественностью города. Живой интерес аудитории вызвал рассказ Владислава Александровича о его работе с детским хором, с самодеятельным хором Дома культуры пищевиков Ленинграда….».

Южно-Сахалинск

Город Южно-Сахалинск. Краеведческий музей.

-Сколько дней вы были на Сахалине?

—Всего пять дней, кроме Южно-Сахалинска выступали в городе Корсакове, который расположен на южной кромке острова в  42 км от областного центра. Концерт состоялся в пятницу 12 октября в местном Доме культуры «Океан». Это подтверждает реплика Е.Макеевой в местной газете «Восход» от 23.10.1984 г. «В рекомендациях коллектив Ленинградской Капеллы не нуждается: он давно и прочно завоевал симпатии слушателей…. Как же корсаковцы встретили этот коллектив? О концерте извещала единственная афиша у Дома культуры…. К началу концерта в 20 часов в зале сидело не более 20 человек. В стороне остались армия учителей, врачей города, работников дошкольных учреждений…. Чтобы как-то сгладить неловкость, срочно пригласили в зал курсантов мореходной школы. В концерте прозвучали песни советских композиторов В.Соловьева-Седова, Р.Щедрина, Г.Свиридова, русские народные песни, исполненные с блеском».

-Малочисленность публики, видимо, было связано с хорошей погодой накануне выходных, когда многие предпочли уехать на дачу?

—Действительно была золотая осень с температурой до 15о. Может быть, уехали на рыбалку, где слушали хор птиц.  20 октября  в местной газете напечатано стихотворение Лидии Орешниковой «О, Сахалин мой!» о красоте местной природы.

«Тут край чудес, природа первозданна.
Гиганты травы и дремучий бор.
И лиственницу оплела лиана,
И птичьих голосов великолепен хор.
Раздвинув сопки, развернулось плато,
Речушек горных движется поток.
О, Сахалин мой, сказочно богатый,
Жемчужина России и цветок.
И осень золотая привлекает
Под сень лесов заядлых грибников,
Лосось на перекатах так сверкает!
И море жадно тянет рыбаков».

На следующий день и  нам организовали рыбалку, но из-за ограниченного времени  поймать ничего не успели.  Выручили пограничники, которые привезли походную кухню и разделанную крупную рыбу, из которой сварили отменную уху.

На привокзальной площади гостей Хабаровска встречает 4,5-метровая фигура русского первопроходца, исследователя амурских земель, охотника и торговца Ерофея Хабарова. Это его фамилия дала главному городу Дальнего Востока свое название.

Дальше гастрольный маршрут был проложен  в Хабаровск, который расположен на крутом берегу могучего Амура. Действительно прав поэт Лебедев-Кумач: «Широка страна моя родная».
Концерты проходили в зале Хабаровской краевой филармонии, о чём неоднократно сообщалось в газете «Тихоокеанская звезда». В частности, в номере этой газеты от 23 октября кандидат искусствоведения А.Никитин пишет:  «Открылся 25-й концертный сезон выступлением Ленинградской Капеллы. Четыре октябрьских вечера концертный зал был переполнен любителями музыки. Гастроли артистов Капеллы в Хабаровске открылись 16 октября бессмертным творением Моцарта «Реквием».  Все 12 номеров мессы были исполнены музыкантами и пережиты слушателями «на одном дыхании»…. Хор предстал как живой, совершенный  инструмент, пленяющий богатством тембров, динамических градаций, сочностью и полнотой звучания.

17 октября Капелла показала концертную программу хоров, исполняемых без сопровождения. В программу вошли произведения советских композиторов Р.Щедрина, Г.Свиридова, обработки русских народных песен и другие произведения. В исполнении четырёх хоров Р.Щедрина на стихи А.Твардовского вместе с Капеллой приняли участие хор института культуры (хормейстер Л.Гладкая) и хор Дома культуры завода имени М.Горького (хормейстер П.Ленских). Главное событие этого вечера – исполнение четырёх номеров «Всенощной»  С.Рахманинова. Были исполнены также русские народные песни и жанровые хоровые сценки «Старичок» и «Семеро зятьев».

На следующий вечер в зале состоялось исполнение «русского реквиема» — кантаты «Иоанн Дамаскин» (на стихи А.К.Толстого)  композитора С.И.Танеева, ученика П.И.Чайковского. За дирижёрским пультом художественного руководителя Капеллы сменил главный дирижёр Дальневосточного симфонического оркестра заслуженный артист РСФСР Евгений Ионесян. Кантата С.И.Танеева покорила строгостью и драматизмом, хорошо сбалансированным звучанием хора и оркестра в условиях трудной для дирижёра «сухой» акустики концертного зала».

20 октября ещё раз спели «Реквием» Моцарта.

-Впечатляет ли Амур?

—Широкая река с множеством рукавов и островов. В день нашего прибытия в Хабаровске было прохладно, всего 2-4 о тепла с ветром, а река словно взбунтовалась, поднявшись до уровня 233 см.

 


-В журнале «Новое время» № 33 от 11.10 2010 г прочёл статью об открытии трассы «Амур»  Хабаровск-Чита, по которой недавно проехал В.Путин. Эта автомобильная трасса строилась много лет и, наконец,  связала Владивосток и Хабаровск с Москвой. Я в отличие от тебя, не был на Дальнем Востоке страны и мне любопытно всё, что касается этого необъятного края.  Несколько строк из этой статьи. «Первые километры трассы – это виды былинно широкого Амура, плюс многочисленные дорожные трещины и выбоины…. По сравнению с респектабельным Хабаровском в Биробиджане «бедненько и чистенько». Путешественников гостеприимно зазывают приемлемые гостиницы и рестораны, театры и музеи, есть даже филармония…. Из евреев здесь остался только один  памятник Шолом Алейхему, остальные давно уехали. Вместо них теперь китайцы и кавказцы….»

Петропавловск-Камчатский.

Справа налево: Агронская, композитор Ельчева, Крысяков и Иванова. Петропавловск-Камчатский. 1984 г.

—Да, нам хотели запланировать концерты в Биробиджане, но из-за бездорожья отменили. Вместо этого улетели на Камчатку.

Петропавловск-Камчатский. Дом культуры рыбаков.

 23 октября первый концерт в Петропавловске-Камчатском, который проходил в Доме культуры рыбаков.

 

«Камчатская правда» от 26.10.1984 в статье В.Кравченко пишет: «Чем выше явление искусства, тем труднее отыскать слова, способные хоть в какой-то мере выразить его истинную цену… «Великолепно!»  «Замечательно!» «Неповторимо!» — такие восклицания можно было слышать в фойе Дома культуры рыбаков после первого выступления Ленинградской Капеллы. Но эти краткие восторженные отзывы, горячие аплодисменты, звучавшие в зале с возрастающей энергией, обилие цветов, подаренных артистам, — хоть и самая искренняя, но всё же внешняя сторона наших чувств. Подлинную глубину воздействия от встречи с Капеллой каждый из нас унёс в своём сердце. И именно в этом – тонком обогащении души человека силой искусства, и, следовательно, в активном и целеустремлённом влиянии на  рост духовной культуры народа – первейшая  и почётнейшая значимость жизнедеятельности всемирно известного хорового коллектива. О долгой и уникальной судьбе Капеллы, начавшей свою биографию в 1479 (!) г «Камчатская правда» рассказала в своём номере от 18 октября 1984 г в рубрике «Наши гости». Об этом, открывая первый концерт, вкратце говорил и руководитель Капеллы В. Чернушенко. «Но в искусстве, — сказал он в заключение, — как и в спорте, прошлые заслуги почти ничего не значат. Сегодня – именно сегодня! – нужно доказать уровень исполнительского мастерства. Сегодня необходимо с ещё большей самоотдачей способствовать дальнейшему развитию советской культуры» (Более подробно о Капелле любители музыки Петропавловска имели возможность прочесть в упомянутом выше  номере газеты «Камчатская правда»  в статье артиста хора А.Ершова «Гордость русского искусства»). «….Широк и многогранен репертуар Капеллы. Только за последнее десятилетие коллектив хора подготовил и исполнил 250 сочинений различных форм и жанров. Среди них такие монументальные творения, как Месса си минор Баха, «Времена года» Гайдна, «Дидона и Эней» Перселла, «Стабат Матер» Дворжака, «Симфония псалмов» Стравинского, «Узник» Даллапиколла, «Колокола», «Всенощное бдение» Рахманинова, «Литургия» Чайковского, «Иоанн Дамаскин» Танеева.

За последние шесть лет прозвучали произведения более тридцати ленинградских композиторов. Вот их имена: Салманов, Петров, Слонимский, Тищенко, Арапов, Волошинов, Успенский, Пригожин, Кравченко, Фалик, Архимандритов, Белов, Сорокин и другие».

Сложная и ярка программа первого концерта состояла из двух частей. Первое отделение по традиции открылось ленинградским «сувениром» гостей – задушевной и гордой песней В.П.Соловьева-Седого «Наш город». Правдивость чувств  в сочетании с удивительной тонкостью звуковых нюансов, выразительная возвышенность слова, идеальное ансамблевое единомыслие – всё это, сложенное воедино, заворожило зал, взволнованно и властно повело слушателей от произведения к произведению. Вот звучат четыре хора Р.Щедрина на стихи А.Твардовского, включённые в программу в честь 40-летия Победы. Вот камерная группа исполняет цикл Г. Свиридова на стихи А.С.Пушкина. Как просто и легко справляется хор со сложнейшими партиями. И что удивительно: вслушиваясь в звучание, всматриваясь в лица певцов, видишь с каким упоением каждый из артистов «находится» в музыке. Не это ли наглядное свидетельство слов выдающегося советского дирижёра А.М.Пазовского: «Не голос поёт, А ЧЕЛОВЕК…» Второе отделение – обращение к народно-песенным истокам хорового искусства. Капелла показала свою новую сложную работу – сюиту «Русь святая», созданную на основе старинных хороводных и свадебных песен ленинградским композитором Ириной Ельчевой. Зрители тепло приветствовали автора, находившуюся в зале. Ярко раскрыла Капелла образно-эмоциональные особенности народных песен, обработанных в конце прошлого века Александром Архангельским.

Петропавловск-Камчатский. В летний день. 1967 г.

Петропавловск-Камчатский. Сквер Свободы. 1967 г.

Петропавловск-Камчатский. Морской вокзал. 1967 г.

Петропавловск-Камчатский. Памятник героям 3-й батареи лейтенанта А.Максутова на сопке Никольской. Фото 1982 г.

Петропавловск-Камчатский. Памятник «Часовня» на братской могиле защитников города при отражении англо-французского десанта 24 августа 1854 года. Фото 1982

Петропавловск-Камчатский. Стела с изображением пакетботов «Св.Петр» и «Св.Павел» Фото 1982 г.

Петропавловск-Камчатский. Памятник основателю города Витусу Берингу. Фото 1982 г.

Концерт, которым виртуозно и с тонким артистическим вкусом дирижировал ученик В.А.Чернушенко – Валерий Борисов, подошел к концу. «Браво» — от души кричали камчатцы великолепным мастерам певческого искусства.

г.

-Какой погодой вас встретил Петропавловск?

Вилючинск.

—Было прохладно, +5-7о, но солнечно и одновременно дул восточный ветер 15-20 м/с. Старожилы делились мнениями, что поздней осенью в Петропавловске хорошо. Улицы умыты дождями, земля выбелена ночными морозцами. Листва уже облетела, застыли в ожидании снега сопки. Ни в какое другое время года нет в городе такой чистоты – естественной, природной, особенно хорошо заметной в солнечный день. Концерты хора проходили каждый день с 23 по 27 октября, причём 25 в зале Музыкального училища, а 26 – в клубе авиаторов посёлка Краснореченск и у моряков-подводников в Вилючинске, куда были доставлены на катере.

 

ЗАТО Вилючинск находится на берегу бухты Крашенинникова Аваченской губы в 25 км западнее г Петропавловска-Камчатского. Город получил имя от соседствующего вулкана Вилючинский.

Петропавловск-Камчатский. Паратунка. Бассейн на горячих источниках. Фото 1982 г

Камчатка. Малый гейзер в Долине гейзеров. Фото 1982 г.

Несмотря на такой напряжённый график работы, артисты хора были на морской экскурсии по Аваченской бухте, и даже ездили на автобусах искупаться в горячих  ключах Паратуньки.


После заключительного концерта в субботу 27 октября,  когда успели понаблюдать за  мини  извержением вулкана,  хор Капеллы вылетел в Ленинград с вынужденной дополнительной промежуточной посадкой в Магадане в связи с плохими погодными условиями на трассе.  2 ноября в газете «Камчатская правда» была опубликована статья того же автора, подводившая итоги концертной  деятельности Капеллы в Петропавловске. Ниже текст статьи с некоторыми сокращениями.

Камчатка. Авачинская бухта. «Три брата». 1982 г.

«Наверное, каждого, кто хоть раз путешествовал по Авачинской бухте в солнечный день, удивляло это сказочное зрелище: чем дальше берег, тем словно ближе становятся цепи задумчивых вулканов. Вот и сам город едва угадывается на холмистой кромке земли, а горы всё растут и растут, погружая в синее небо свои белоснежные вершины….

Командорские острова. Остров Беринга. Фото 1982 г.

Артисты Капеллы увидели это чудо (спасибо камчатским портовикам) накануне своего заключительного концерта в Петропавловске. И вряд ли я ошибусь, если буду утверждать: когда ленинградцы снова появились на сцене Дома культуры рыбаков, чтобы спеть свою прощальную программу, было в их сердцах ещё больше любви к нашей Родине. Но не только осенняя живопись Камчатки сказалась на эмоциональном состоянии наших гостей. Есть вечная и обязательная взаимозависимость: художника от зрителя -  и наоборот. Если одна из сторон холодна и безлика, струны искусства будут молчать. А они призваны звучать, волновать сердца и, в конечном итоге, делать человека совершенней. Об этом мечтает каждый художник. Об этом, собственно, и говорил со сцены  В.А.Чернушенко: «Хочется, чтобы не только мы там, в Ленинграде с любовью вспоминали удивительную землю Камчатки, но и вас посещало воспоминание о старейшем русском хоре».

 

Гастрольный репертуар Капеллы можно условно разделить на три части. Первую составляли произведения советских композиторов Свиридова, Щедрина, Слонимского, Фалика, Ельчевой. Вторая часть – русские народные песни. Третья часть – древнерусское певческое искусство. Исполнение «Всенощной» С. Рахманинова на сцене Музыкального училища продемонстрировало высочайший уровень мастерства хора. Да, надолго останутся в памяти эти пять концертов. Не забудутся имена и солистов – Ж.Полевцовой, В.Романчука, В.Тимонина, Л.Клименко, С.Бронина, Г.Долбонос. Спасибо талантливым хормейстерам В.Борисову, А.Штейнлухту, художественному руководителю В.А.Чернушенко.

Но не только концерты – само пребывание ленинградских артистов в Петропавловске оставило впечатляющий след. Педагоги и студенты Музыкального училища, которых приглашали присутствовать на репетициях Капеллы, получили отличный урок профессиональной требовательности и самоотдачи. Участники Камчатской капеллы имели возможность не только слушать своих старших коллег, но и петь вместе с ними. На заключительном концерте зал был переполнен. Зал стоя приветствовал гостей. Капелле дарили грамоты, цветы, подарки. Но самый ценный «сувенир» был от Камчатской капеллы, которая с восторгом и волнением исполнила для гостей зажигательную корякскую мелодию. И вот на сцене – две капеллы. Нет, не две – одна, слившаяся воедино величественная группа энтузиастов хорового пения. Наш земляк Евгений Иванович Морозов выходит в центр, чтобы дирижировать сводным коллективом. Стремительный взлёт рук – и зал заполнили торжественные звуки патриотической песни М.Глинки «Москва». Минутная пауза, отданная аплодисментам, — и мгновенно смолк зал, вслушиваясь в светлую грусть одного из эпизодов «Всенощной» Рахманинова…. Затем дирижерское «слово» берёт В.А.Чернушенко. Звучит хоровая музыка Бортнянского, русская народная песня «Как меня, младу-младёшеньку» в обработке Д.Шостаковича….

Этим концертом Ленинградская Капелла завершила гастроли по Дальнему Востоку. Владивосток, Южно-Сахалинск,  Хабаровск и  Петропавловск  имели радость встречи со старейшим хоровом коллективом России….»  На снимке в  газете к этой статье  на фоне артистов  хора рукопожатие двух дирижеров – Чернушенко и Морозова.

11 и 23 ноября 1984 г в зале Капеллы: Танеев – кантата «Иоанн Дамаскин»; Мусоргский – Картинки с выставки. Исполнители: хор Капеллы и Симфонический оркестр Филармонии имени Д.Д.Шостаковича.

16 ноября 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы.  «Стабат матер» Дворжака. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты: Т.Новикова, Ж.Полевцова, К.Плужников и Г.Беззубенков. Дирижер А.Штейнлухт.

18 ноября 1984 г в зале Капеллы вечер хоровой музыки:

1 отделение: Русские страсти, фрагменты из рукописи 1604 года; Два древнерусских гимна; В.Титов. Концерт для хора «Всем скорбящим радосте…»; Д.Бортнянский Херувимская № 7; П.Чесноков. Концерт для меццо-сопрано и хора «Да исправится…», соч.24; Концерт для баса-октависта и хора «Не отвержи мене во время старости…», соч. 40 № 5; С.Рахманинов. Сочинение 37, фрагменты (№№ 1,5,6,7).

2 отделение: Русские народные песни:

«У ворот, ворот батюшкиных», обработка Архангельского.

«Вспомни, моя хорошая», обр. Климова.

«В тёмном лесе», обр. Пащенко.

«Двенадцать разбойников», обр. Жарова.

«Как меня младу — младешеньку», обр. Шостаковича.

«Вечерний звон».

«Веники», обр. Рубцова.

А.Новиков. Из сюиты «Солдатские напевы»: «Уж ты поле мое»; «Старичок», «Барыня».

25 ноября 1984  г в зале Капеллы. Бетховен. Симфония № 1 до мажор; Кантата «Морская тишь и счастливое плавание»; Фантазия до минор для фортепьяно, хора и оркестра. Исполнители: Хор Капеллы и Симфонический оркестр Ленинградской консерватории. Солистка – лауреат всесоюзного и международного конкурсов  Екатерина Мурина (фортепиано). Дирижер – народный артист РСФСР Виктор Федотов.

2 декабря 1984 г. Абонементный концерт в Большом зале Филармонии. В программе: Кантата  П.И.Чайковского «Москва» и «Рапсодия на тему Паганини» С.Рахманинова. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер Валерий Борисов.

4 декабря 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили сочинения Глазунова и Салманова. Дирижер В.Чернушенко.

9 декабря 1984 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Камерный оркестр и хор Капеллы исполнили сюиту Ральфа Воан-Уильямса для альта, хора и камерного оркестра «Flo scampi» и оперу Генри Пёрсела «Дидона и Эней». Дирижер В.Чернушенко.

12 декабря 1984 г. Вечер хоровой музыки в зале Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

17(понедельник) и 18 декабря 1984 г в Большом зале Филармонии Капелла и Симфонический оркестр Филармонии исполнили ораторию Сергея Прокофьева для чтеца, солистов, хора и оркестра «Иван Грозный». Солисты Вячеслав Попов (чтец), Нина Романова, Александр Ненадовский. Дирижер В.Чернушенко.

Слова песен в оратории принадлежат поэту В.Луговскому. Например, слова к 3 части:

«Океан — море,
Море синее,
Море синее,
Море славное….
Ты до самых небес расстилаешься,
До высокого солнца волнами бьешь.
Прибегают к тебе реки русские….
На твоих берегах города стоят…
Города стоят…. Наши древние».

Любопытны и слова «Клятвы опричников»:

«Перед Богом клянусь клятвой верною,
Клятвой верною, клятвой страшною.
На Руси государю, как пёс служить,
Города и посады метлой мести,
Лиходеев, злодеев зубами рвать.
По цареву приказу костями лечь
Ради русского царства великого!
Исполнять на Руси волю царскую,
Истреблять на Руси лютых ворогов,
Проливать на Руси кровь повинную,
Не себя, ни других не жалеючи».

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 6968


Добавить комментарий