Бессмертные потомки

Промелькнуло сообщение о том, что наконец обнаружен ген, ответственный за старение и разрушение живой материи. После того, как его удастся нейтрализовать, путь к бессмертию открыт. 

Я пытаюсь представить «человека бессмертного», найти его отличия от «человека разумного».

Физическая основа станет неизменной. Развитие организма застынет на каком-то возрасте. На каком? Как определить то наилучшее мгновение, которое следует остановить? Нельзя же это делать при рождении, поскольку старение — это естественное продолжение взросления и развития. Возможно, выбора не будет. Наука определит, какой возраст следует оставить и он будет введен директивно, как государственный закон. Общество будет состоят исключительно из молодых (или зрелых) людей одного возраста — как в школьном классе.

Дети почти не нужны этому обществу, поскольку замещать надо только погибших от несчастных случаев. Санкцию на деторождение выдавать будут очень редко, иначе численность населения быстро приблизится к тому пределу, за которым начинаются всеобщая нищета и голод. Поэтому брак, семья, материнство и воспитание будут неведомы новому человеку.

При неизменной физической основе «духовная» начинка все-таки не может не изменяться. В какую сторону, и как сильно — не известно. При этом, запретов на изменение характера не видно. И встанет вопрос — агрессивный персонаж, совершивший некое действие 1000 лет назад и тихий субъект, на него похожий — это один и тот же человек? Сейчас принято (хотя не всегда и не везде соблюдается), что сын за отца не отвечает. Может ли человек ответить за самого себя, удаленного во времени? Или это все-таки разные люди?

Возможно, что разные. Человек — это сумма воспоминаний и впечатлений. Но давно минувшее вспоминается с большим трудом, с потерей всех его деталей. Память человека не бесконечна и может вместить лишь небольшой период и конечное число эпизодов и ощущений. И значит, вся очень долгая жизнь также уйдет в небытие, как будто ее и не было вовсе. И ощущения человека бессмертного по отношению к прошлому ничем не будут отличаться от ощущений нынешнего человека.

И значит, я тоже могу считать, что был всегда. Что участвовал в походах Александра Македонского и Александра Невского. Здесь нет различий между мной и человеком бессмертным, поскольку всю информацию он возьмет тоже из книг, а не из памяти.

Бывает, в минутном порыве человек совершает глупость и потом всю жизнь расплачивается за нее — внешними обстоятельствами или внутренним дискомфортом. Вечная жизнь превращает расплату в вечное страдание. Внешние обстоятельства, конечно, можно ограничить сроком давности, но «внутренний дискомфорт» останется, он неуправляем. Вечные муки уготованы человеку бессмертному, совершившему тяжкий грех, и осознавшему его. И мучеников будет много — долгие-долгие годы дадут возможность оступиться.

Бессмертие должно перестроить всю систему отношений и ценностей, и в конечном счете породить нового человека. К сожалению, он абсолютно неспособен будет понять своего далекого предка, человека смертного. Не поймет он ничего и из нашего культурного наследия, которое насквозь пропитано ощущением мимолетности. Т.е. наше конечное время для него перестанет существовать. Как и мы, это время наполнявшие.

И понемногу пропадает желание принять эту вечную жизнь. Тем более, что есть другие предложения, в которых больше говорится о сохранении духовной составляющей человека.
01.02.1998

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 475


Добавить комментарий