Об отрицании триединства.

В своем блоге на proza.ru автор Алексей Яковлев (2) опубликовал статью «Следует ли верить в Троицу?», в которой убедительно, с привлечением многих источников, доказывает, что представление о Троице не вытекает из Библии, несет в себе следы языческих представлений и потому его следовало бы исключить из «религиозного употребления». Ниже представлен небольшой диалог по содержанию этой статьи.
_____________

04.12.2011 Ханов О.А. …Можно утверждать (говоря языком советского периода), что христианство — «вечно живое, развивающееся» учение. Древнее, средневековое и современное христианство не тождественны, в некотором смысле, это разные религии, имеющие единый источник. Если отбросить догмат о троице, то получается еще одна новая религия, но уже не христианская, поскольку Бог этой религии будет отличаться от христианского Бога. Христианство считает таковым Иисуса Христа, и утверждать иное — непозволительная (для христианства) ересь. Даже много более слабые различия порождали новые конфессии, которые затем прорабатывали свое видение идеи Бога. Конечно, ничего невозможного нет, но для превращения «ереси» в новую религию нужны весомые причины. Т.е. для исключения «одного из главных символов веры» следует просчитать трансформацию всех связанных религиозных представлений и понять, что получается, что остается, и есть ли в этом необходимость. Можно много и небезосновательно говорить о шатких основаниях разных систем — государственных, экономических и любых других. Это скорее правило, чем исключение. Исследователи, добирающиеся до основ, обычно поражаются абсурдности начал. И меня никак не удивляет абсурдность религиозных догматов. Имеют значение не истоки, но результаты. Христианство породило ту цивилизацию, в которой мы ныне пребываем. Мне кажется, это неплохой результат и его уже едва ли сможет отменить даже полная дискредитация его основы. Будучи «посторонним», я вижу в Троице очень интересную сущность, определяющую «единое, неделимое, неслиянное». Думаю, что многие явления материального мира можно уложить в это понятие. Одно из них я вижу в идеальном образе государства Российского, народы которого «едины и наделимы, но неслиянны». Это, конечно, не белее чем фантазия, но — красивая фантазия, которую можно принять как цель. При всем при том, несмотря на разрушительный для христианства результат Вашего исследования, считаю его положительным и полезным. Беспристрастное знание всегда надежнее, чем эмоциональная вера. Но предполагаю, что если христианское богословие отнесется серьезно к подобным выводам, оно сможет найти достойный интеллектуальный ответ.

05.12.2011. Алексей Яковлев …Всех верующих можно разделить на две группы: тех, кто хочет поклоняться Богу так, как сам считает нужным, и таких подавляющие большинство. Вторая группа — это те, кто хочет поклоняться так, как требует Бог. Узнать же об этом можно только из Библии. Учение о Троице, философское учение, и не основано на Библии, как было показано в статье. 06.12.2011. Ханов О.А. Упомяну еще одну большую группу верующих — доверяющих церкви. Насколько мне известно, церковь претендует на исключительное право толкования источников. Не берусь судить о том, что церковь — от Бога, но несомненно, что современная религия — от церкви, и христианство не сводится к Библии. Свод текстов Святого писания некогда был подготовлен (канонизирован) все той же церковью. «Философское учение о троице» имеет статус религиозного догмата, и человеку верующему это придется принять. Либо отвергнуть, но тогда уже вместе с церковью. Нет у меня сомнений в добротности выводов статьи, но также не сомневаюсь в необходимости для христианства данного догмата. Хотелось бы услышать мнение (официального) богословия по поводу Вашего исследования. В подобных дискуссиях часто формируются новые понятия, имеющие значение для общечеловеческой культуры.

07.12.2011. Алексей Яковлев

Цитата: «Церковь претендует на исключительное право толкования источников.»

- Если говорить точнее, — церковь претендует на правильное толкование Писания. Право же на само толкование имеют все, никто не может запретить иметь свое понимание. Если церковь запрещает такое право,то мы вновь вернемся в мрачные годы средневековья,когда свирепствовала инквизиция и нетерпимость к инакомыслящим. К счастью, мы живем в другую эпоху. Что касается ПРАВИЛЬНОГО понимания Писания, то разобраться в том,у кого оно правильное невозможно без тщательного исследования самого Писания. Исследователь при этом должен быть беспристрастен, иначе влияние какой-то общепринятой религиозной догмы (например Троицы) может склонить его к неправильным выводам. По поводу того, что христианство не сводиться к Библии. Для номинальных христиан не сводиться, для настоящих христиан Библия является единственным авторитетом в вопросах веры, образа жизни и делах. То,что библейский канон был установлен церковью. Тут есть два момента. Во-первых, в то время,отступнические идеи еще не так глубоко проникли в церковь, хотя они уже начинали оказывать свое влияние. Во-вторых, Автором Библии является Бог. Он вдохновил людей записать эту книгу. Он должен был проследить за тем, чтобы в канон вошли только те книги, которые на самом деле были им вдохновленны. Что и было сделано. С тех пор мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. Церковь прикрывается Библией, на самом деле учения церкви и ее деяния не соответствуют библейскому духу и учению. На это в свое время, например, обратил внимание Лев Толстой, который сопоставил учения и обряды православной церкви с Евангелиями.

Цитата: «Философское учение о троице» имеет статус религиозного догмата, и человеку верующему это придется принять. Либо отвергнуть, но тогда уже вместе с церковью.»

- Совершенно верно.Как раз это произошло с Львом Толстым. Тут уж от человека будет зависеть, какой выбор он сделает.

Цитата: «Нет у меня сомнений в добротности выводов статьи, но также не сомневаюсь в необходимости для христианства данного догмата. Хотелось бы услышать мнение (официального) богословия по поводу Вашего исследования. В подобных дискуссиях часто формируются новые понятия, имеющие значение для общечеловеческой культуры.»

- Мнение официального богословия однозначно. Они выступают за Троицу, иначе бы пришлось признать, что они не правы. Вы сами понимаете, что это для них невозможно. И я не думаю, что в дискуссиях может родиться истина. Истина находиться в Слове Бога — Библии. Поэтому нужно ее тщательно исследовать, чтобы придти к правильному заключению.

08.12.2011. Ханов О.А. Уважаемый Алексей! Благодарю Вас за обстоятельный разбор замечаний. В этой сфере есть три источника знания — логика, вера, авторитет. Ввиду высокой субъективности двух последних, здесь можно лишь излагать мнения, ссылаясь на логику. Но есть, вероятно, в этом смысл.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 934


Добавить комментарий