О языковой деградации

13.09.2009.  Э. Лейтан. «Слово о метаморфозах Слова» (http://ezhe.ru/ib/issue1101.html):
Итак, мы наблюдаем постепенную эволюцию Слова от божественной инстанции …  до выхолощенного <слова> газетного штампа или рекламного слогана.

28.10.2009.       О.А.Ханов
«В начале было Слово, и Слово было Бог…»

Многое изменилось с тех пор. Слово уже давно утратило свою божественную сущность, стало земным, человеческим. Ныне мистическую природу Слова признают лишь определенные оккультные направления, а для Человека Рационального это всего лишь одна из форм кодирования мысли — более удобная, чем просто двоичный код.

Язык, конечно, заслуживает отдельного разговора. Но не все здесь так плохо, как об этом говорят многочисленные безобразные примеры современной действительности. За поддержкой обращусь к временам минувшим. Вульгарная латынь — не лучший срез языка, но именно она оплодотворила европейские языки и следы ее, несомненно, можно найти в европейской изящной словесности. Достоевский не пишет «красиво», но мы не всегда это замечаем. Лексический материал В.Маяковского может вызывать большие вопросы, но то, что из него получилось, по-своему гармонично. В.Высоцкий не сторонился в своих стихах сленга, но это не принижает его творчество. И т.д. Т.е. хочу сказать, что язык все-таки имеет вторичное значение. Первое — что говорится и второе — как. Литературно правильная речь недостойного человека по непристойному поводу будет не менее грязна, чем откровенный мат. И, значит, проблемы нет.

- Но это же не так! Я давно не смотрю в телевизор. Это «окно в мир» показывает мне нечто чуждое – и по форме, и по содержанию. Невольно вспоминаю советскую цензуру, где кроме политических установок «по совместительству» были и иные, правильные. Что-то случилось. Можно, конечно, рассуждать об общем падении нравов и деградации культуры. Однако такие слова звучали (не без оснований!) 20, 50, 100 и более лет назад — всегда. Если это такая давняя тенденция, то к настоящему времени мы уже давно должны были достигнуть дна, и давно уже эта тема была бы закрыта по причине отсутствия как таковых и нравов и культуры. Но почему-то мы еще об этом говорим. Значит, есть, о чем говорить!

Причина неприятностей (по крайней мере — языковых) понятна. Она называется хорошим словом — демократизация. Демократизация письменной речи и каналов ее распространения. Все это стало очень доступным — Интернет охватил «широкие массы». Мы слышим всех. И тех, кто при других обстоятельствах не имел бы возможности говорить так громко. И тех, кому нечего сказать. И тех, кого слушать неприятно или вредно. Все говорят — и пусть говорят! Я думаю, это пройдет. Мы наблюдаем первый мощный всплеск, потом все должно вернуться в естественные берега. Революционный взрыв выбрасывает наружу много мусора и пены. Потом мусор уберут, пену снимут (или сама рассосется). Язык сам отбросит все чуждое, он сильнее человека, сильнее власти, сильнее толпы. Я верю.

13.11.2009. Э.Лейтан
…Насчёт «демократизации» не уверен в её абсолютной «благости». Культура всё-таки иерархична!

…Однако Интернет — это нечто совсем новое, как в своё время, видимо, было изобретение книгопечатания на фоне наслаждения красотой и изысканностью рукописных кодексов… Не могу пока что оценить «красоты» нарождающейся безумной солянки. «Преведы» и «медведы» не по моей части.

Я не уверен, слышим ли мы действительно всех. Мне скорее кажется, что стоит шум, наподобие базарного гомона, при котором расслышать нечто вразумительное — нелегко.

Я вообще не уверен, что есть такие вещи, как «слушать и слышать всех». По-настоящему слушать и услышать в одно и то же время можно только одного…

13.11.2009.    О.А.Ханов
«Демократизация»  - безусловное расширение выбора. «Галактика Гутенберга» пульсирует, то расширяется до немыслимых размеров, включая в себя случайные, по существу чуждые объекты, то углубляется в нюансы смыслов отдельных слов и даже знаков. Мне рассказали историю о том, что где-то на Востоке (кажется, в Китае) существовала школа, в которой каждый член этого сообщества всю свою жизнь посвящал изображению одного единственного иероглифа, пытаясь довести его написание до абсолютного совершенства.

Широкая эрудиция не исключает возможность узкой  специализации, возможности глубокого погружения. В «базарном гомоне» некоторым сказителям проще сказать свое слово, нежели в полной тишине. Молва приведет к нему тех, кто пожелает услышать его.


О языках
В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 606


Добавить комментарий