Скука

С.Есенин: «Сыпь гармоника, — скука, скука…». Развлечение вырастает из скуки. Пытаясь нанести упреждающий удар, оно пытается заполнить собой все свободное время жизни, не оставляя места для других проявлений. Скука — утрата интереса к жизни, ее антипод. Жизнь в условиях скуки теряет смысл, — человек лишь отбывает свой срок. Заключенных ограждают от самоубийства, поскольку, потеряв возможность удовлетворять желания, человек склоняется к суициду. Вне «зоны» таким заградительным средством служит развлечение. Для меня развлечения и скука взаимосвязаны, они являют собой антипод жизни, ее конец. Допускаю редкие развлечения в порядке отдыха. — Таковы мои «солдафонские» представления. Они же, — советские, антипод буржуазных. 

Есть вопрос, что хуже, — скука, или ее отсутствие, когда она прикрыта развлечением. Из этих двух зол я выбираю скуку «чистую», поскольку из нее есть возможность выйти в новое увлечение, а у развлечения нет другого конца, кроме скуки. Развлечение — это вид увлечения, которое, однако, идет не от внутренних причин и желаний, но от каких-то внешних. Это хорошее средство манипуляции, поскольку воля человека тут изначально не включена, не участвует и, при желании, можно легко и ненавязчиво вести игрока в любом направлении.

Развлечение может играть положительную роль, если признать, что жизнь лишена смысла. Возможно, это действительно так, но психологически мне это трудно принять. Из двух вариантов, — безусловное признание бессмыслицы, или бесплодные поиски, я выбираю поиск, даже если это будет заведомый обман. Но если так, то получается, что я предпочитаю иллюзию суровой правде жизни. И этот факт заставляет взглянуть иначе на предыдущее мнение. Развлечение — это иллюзия жизни, и надо это принять, поскольку сама жизнь может не радовать, или даже не может радовать. И если внимательно рассмотреть проявления цивилизации, то мы увидим, она именно тем и занимается, что «облагораживет» все природные проявления, придает им изящные эстетические формы, имидж играет в ней ключевую роль. Культура выдвигает на передний план вторичные, искусственные формы, природное отодвигается назад, в тень, а порою и вообще скрывается. В культурном обществе природные проявления неприличны. Т.е. по сути, культура — это тоже форма обмана, альтернатива природному. Развлечение и культура — по одну сторону, они замещают собой естественные проявления жизни. По другую, — природные необходимости, а когда они удовлетворены — скука. Развлечение — часть культуры, и попытка его низвержения — посягательство на культуру. Но, поскольку мы различаем увлечения и развлечения, следовало бы найти четкие признаки, их разделяющие. Выше был уже назван один такой признак, — внутреннее побуждение, в отличие от внешнего предложения. — Это не очень четкий признак, поскольку внешние влияния легко принимаются и превращаются во внутреннюю потребность. Этот вопрос я пока оставляю открытым. При всем, при том, пока я разбирался со скукой, моя резкая оппозиционность развлечениям слегка ослабла.

Надо бы еще понять, как возникает скука? -»В большом варианте» — она знаменует собой завершение некоторого жизненного этапа, когда «вчера ушло, а завтра не настало». Скуки здесь не должно бы быть, поскольку настоятельно требуется поиск нового. Но поиски не ведутся из-за того, что нет желания, когда еще трудно смириться с новым состоянием. Другой источник, — занятие тем, что не нравится, что уже надоело своей рутинной повторяемостью и безысходностью, когда все это хочется бросить, уйти, убежать, скрыться. Скука — потеря ориентиров жизни, ощущения жизни, ее неприятие. «Мне скучно, бес» — хорошо сказано. В том смысле, что адресат верный, он (бес) обязательно все поймет и исправит ситуацию. Скука способна порождать дьявольское. Впрочем, это не совсем верное утверждение, дьявольское всегда рядом. Однако, скука всегда активно способствует его актуализации.

Эмоции и скука — антиподы. Это не антонимы, но они по разные стороны. Эмоции сопровождают интерес, а скука возникает именно там, где нет интереса. Интерес не эмоциональный возможен, а эмоции при безразличии — едва ли, разве что как болезненные эмоции без причины или от искусственных причин. Впрочем, и это тоже не так, — бывает беспричинные грусть или, наоборот, ожидание счастья. Я заблудился… Но все-таки скука — это только тоска.

Тема «скука и развлечения» представляется очень важной, возможно, она определяет будущее человечества и человека. Меня учили в школе, что при коммунизме производительные силы вырастут настолько, что у человека много времени останется для совершенствования, для творчества и познания окружающего мира. И вот, хотя коммунизм так и не настал, производительные силы достигли такого уровня, что свободное время появилось , человек с головой теперь может уйти в развлечения. Бесконечные игры и шоу, — настало яркое светлое будущее. Но почему-то оно не радует. Так что же за феномен такой, — развлечение, игра? Чем это плохо, и чем отличается от других, хороших занятий.

Сначала надо сказать, что все это вовсе неплохо, не абсолютно плохо, напротив, — хорошо. Скучные трактаты не читаются, не воспринимаются, всегда должна быть изюминка занимательности. В старину, и даже в Новое время научные трактаты писали стихами. Читал о К.Марксе, он был сильно озабочен занимательностью, хорошим изложением материала, чтобы его книги по социальным и производственным отношениям были хорошей литературой, которую хочется читать. Как например, трактаты Платона, — это прекрасная литература. Немного я прочитал и Карла Маркса, — он действительно хорошо пишет, старался ввести интригу, чтобы было занимательно. Этим же был озабочен Ф.Достоевский, он писал детективы. (Как ныне их пишет Дарья Донцова и многие другие авторы). Развлечение — не есть признак вырождения. Напротив, оно непременно должно сопровождать серьезные занятия. То же можно сказать и про игры. Игра развивает, она моделирует реальность. Многие профессии сейчас немыслимы без тренажеров, на которых отрабатываются все детали реального управления. Военные игры необходимы для успеха реальных военных действий, т.е. игра — это необходимость. Игры и развлечения взаимосвязаны, иногда это просто одно и то же. Развлечение — интеллектуальное занятие, оно предполагает высокий уровень абстракции.

Так что же меня тревожит, когда я вижу людей, отдающих все свободное время играм и развлечениям? — Ведь люди при этом не скучают, им все нравится, они по-своему счастливы. — Не знаю, но что-то тревожит. Внуку и сыну я говорил как-то о том, что нельзя смотреть фильмы подряд, один за другим, без перерыва (у них это так). Надо осмыслить одно, и только потом начинать другое. У них же получается сплошной поток впечатлений, при котором непременно произойдет их девальвация. Я не готов приветствовать и чтение книг, когда «глотают» одну за другой. Но чтение — это процесс, разнесенный во времени, перемежаемый другими делами. Когда-то я, бывало, жил под впечатлением книги несколько дней (до двух недель), мысли все время возвращались к ее эпизодам. Это было давно, наверно теперь уже нет таких книг, которые смогли бы так захватить меня. Когда-то я стал взрослым, и все испытал, — что-то сам, а что-то, — вживаясь в другие роли…

Развлекает и веселит необычное, нестандартное, внеплановое и конфузное.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1047


Добавить комментарий