Танцы

Зашел у нас дома разговор о нашумевшей танцевальной композиции «Пчелки». Говорила невестка (преподаватель), у нее прозвучали слова о непрофессионализме. Я возразил, — исполнено было очень профессионально. Она уточнила — непрофессионализм педагогический. Дима (внук, 15 лет) что-то тоже сказал по этому поводу, упомянул Винни-Пуха. Я заметил, что видел только краткую сцену, которая была в программе новостей по какому-то каналу. Оказалось, что Сергей (отец Димы) вообще не знает, о чем речь. Сергей по своему обыкновению стал искать в Интернете, нашел «Танец пчелок», запустил. Дима посмотрел и от души рассмеялся, там было что-то другое с тем же названием, но очень целомудренное. Сергей перезапустил поиск, нашел, что надо, показал всем. Комментарии были сдержанные. Я, несмотря на свой консерватизм и неприятие чрезмерного эротического уклона в современном искусстве, стал защищать «пчелок». — Очень ритмично, профессионально, радостно и бойко все это выглядит, и Винни-Пух в картину вписывается. Танец нельзя назвать целомудренным, но эротичность — свойство танца как такового. Разве вальс, в котором мужчина и женщина сближаются почти до объятий, кружащиеся под головокружительную музыку, не несет элементы эротики? — Да все красивое, как известно, эротично. И возраст танцующих девочек (не помню, — 14,15 — сколько?) не такой уж и маленький. Мал социально, для вхождения во взрослую жизнь, а природа уже все свое сделала. В иных странах, брачный возраст — 12 лет. Дискуссия долго не продолжалась, но сейчас хочу рассмотреть этот вопрос более подробно.

Танец — язык движений. Сразу возникает вопрос: Танец — это дополнение (обозначение, иллюстрация) чего? — мысли, эмоций, или жизненных ситуаций? Ответ — и то, и другое, и третье. Я не владею языком балета, но понимаю, что на нем можно выразить многое, в том числе глубокое, что словами сказать затруднительно. В основу балета обычно положено литературное произведение, имеющее отношение к реальной жизни. И, наконец, в хорошем настроении хочется прыгать и танцевать от радости, — это уже почти биологическая реакция на эмоции. Получается, что танец — параллельная реальность, ее отражение, отображение, к чему можно отнести и другие виды искусства, — литературу, музыку, живопись. Если принять его как отражение, модель, то можно говорить: а) — о ее субъективности и б) — о степени соответствия реальности. При высокой субъективности, пункт «б» отпадает, — соответствий может и не быть.

На соответствиях остановлюсь чуть подробнее. Весь наш мир устроен по единым лекалам, в его основе лежит всепроникающая логика. В самых разных областях образуется великое многообразие простых и сложных структур. Но при детальном рассмотрении, их разнообразие не так велико, и если убрать содержание, оставив только логический каркас связей и зависимостей, окажется, что каркасы сильно совпадают. По этой причине, историю конкретного персонажа можно рассказать как историю Красной шапочки или про волка и семерых козлят. С детских времен помню историю, как на узком мостике встретились два барана, и никто не хотел уступать. Конец был печальный: «утонули два барана». Как и все другое, это рассказ о реальной жизни, которому можно сопоставить самые разные случаи. Танец — тоже рассказ, и он тоже может иметь множество интерпретаций разного рода. Истории могут быть хорошие и безобразные, веселые и грустные, каждый услышит в рассказе нечто свое, личное, субъективное. Кто-то увидит только секс, но тут уж ничего не поделать, — такая субъективность.

Предполагается, что сексуальность — это испорченность. В такой связке я вижу влияние нашей культуры, которая разными средствами старается ограничить сексуальные порывы. Почему — это отдельный вопрос, но по факту так. У природы все наоборот. Большинство ее проявлений направлено именно на то, чтобы сексуальное взаимодействие непременно состоялось. Способность к размножению — высшее достижение природы. Она долго шла от простого клонирования (копирование делением клеток) до создания каждый раз нового существа, проходящего все стадии развития. Видимо, клонирование и копирование оказалось недостаточным для воспроизводства сложных организмов. Природа очень рациональна, она ничего лишнего себе не позволяет, а в этом случае выбрала не самый простой вариант. — Значит, есть в том высокая целесообразность.

Природа породила человека, человек породил социум, который со временем стал антисексуальным. Особенно в своем высшем духовном достижении,- в религии. По сложившимся правилам, секс допускается, но имеет массу ограничений. Природа же, как основа всей цивилизации постоянно требует уделить себе внимание, иногда весьма настойчиво. И человек затевает игру с природой. Искусство смещает сексуальные порывы в другие сферы, преобразует влечения в иные формы. Вместо секса (или наряду с ним) возникают всевозможные его модели, иногда по форме не имеющие уже ничего общего со своим первоисточником.

Следы сексуальности в искусстве присутствуют всегда, но общество реагирует только на проявления, самые близкие к естеству. Так, например, эротика допускается, а порнография — ни в коем случае! Мне кажется, просто общество еще не доросло до того этапа, когда это не будет оказывать «развращающего влияния», или разврат (в нынешних границах) не будет признан греховным. Движение есть. — От «мелькающих ножек пышных дам» через миниюбки и минибикини к топлес. Осталось немного до полного обнажения. Это по части картинок. И то же самое можно видеть в сфере танцев, где сексуальный элемент всегда присутствует, а степень моделирования движений становится все более близкой к оригинальным. Кто может сказать, где граница, когда танец становится «чисто сексуальным»? При том, что нам нравится наблюдать танцы некоторых птиц и зверей, имеющие несомненную сексуальную основу. Они сопровождаются пением на птичьем языке и красивыми движениями. Это не секс, это только прелюдия к нему или привлечение партнера. Искусство тоже может быть прелюдией. Не исключаю, что таковы были его первые формы (впрочем, З.Фрейд уже об этом сказал достаточно). Танец под музыку, переходящий в секс, я увидел и оценил в фильме «Мефисто». В таком действии получилось слияние природного, личного и социального.

Надо сказать, что культура всегда была озабочена эстетикой природных проявлений. Сюда можно отнести рестораны с великолепным убранством и интерьерами, изящную мебель и посуду, изысканные блюда, романтический ужин по музыку, танцы при свечах в полумраке…

С шести лет внук Дима посещал уроки танцев. Три года назад мы с Сергеем (отцом) настояли на прекращении этих занятий. Одна из причин — в период полового созревания мальчика, танцевальное стимулирование сексуальности нам показалось вредным. Наши возражения против танцев были аналогичны возражениям против «пчелок» — все это хорошо, но рано. Возможно, в школах танцев следует делать перерыв с 13 до 16 лет.

Несколько песен про танцы

Под луною и при луне
Я с тобою танцую,
Словно в море на корабле
Попали в качку небольшую.
Словно в дымке светло-голубой
В бухту мы прибываем.
Этим танцем сегодня с тобой
Мы вечер открываем.

Припев:
Ну что тебя
Так тянет танцевать?
Мне не понять,
Мне не понять,
Тебя мне не понять.
Когда в тебя
Вселился этот бес?
И до, ре, ми,
Фа, соль, ля, си
И фа-диез.

- Такая вот, легкомысленная песенка. Смысла в ней немного, и стихи «никакие», а ведь запомнилась, за долгие годы не выветрились ни мотив, ни слова.

Ну и конечно, нельзя не вспомнить два вальса:

Музыка вновь слышна,
Встал пианист и танец назвал,
И на глазах у всех,
Я к вам иду сейчас через зал.

Припев:
Я пригласить хочу на танец вас и только вас,
И не случайно, этот танец вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох и удружит белый танец,
Если подружит белый танец вальс.

Вальс над землёй плывет,
Добрый как друг и белый как снег,
Может быть этот вальс,
Нам предстоит запомнить на век.

Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского, 1943-и год:

Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.

После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами совсем не знаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного…
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю, о чем.

Будем кружить,
Будем дружить.
Я совсем танцевать разучился
И прошу вас меня извинить.

Утро зовет
Снова в поход…
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.

Еще одна песня про танец, которая мне всегда нравилась. Впервые записал на магнитофон году в 1965-ом, т.е. полвека назад. Некий певец красиво и серьезно пел эту песню с сильным еврейским акцентом, наряду с другими одесскими типа «На Дерибасовской открылася пивная…».

Это школа Соломона Пляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и два назад.

Кавалеры приглашают дамов,
Там, где брошки, там перёд.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и две вперед.

Дамы, не сморкайтесь в занавески,
Это неприлично, вам говорят!
Это неприлично, негигиенично,
И несимпатично, вам говорят.

Кавалеры, не держите дамов
Ниже тальи, вам говорят!
Это неприлично, негигиенично,
И несимпатично, вам говорят!

Дамы, приглашайте кавалеров,
Там, где галстук, там перёд!
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и две вперед.

Фима, Соня, бросьте разговоры,
Что за балаболки, вам говорят!
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.

Дамы, дамы, помогите Боре,
Помогите Боре, вам говорят!
Он наделал лужу в коридоре…
Шаг вперед и две назад!

Алик Рабинович, я имею выйти,
Я имею выйти, вам говорят!
Алик Рабинович, вы мне замените,
Шаг вперед и две назад.

Это школа Соломона Пляра,
Школа бальных танцев, вам говорят!
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.

23.04.2015

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1357


Добавить комментарий