Обучение

Теория и практика
Один мой коллега любил повторять такую фразу: «Чтобы учить плавать, не обязательно уметь плавать». Она кажется парадоксальной, но если подумать, то ее можно даже усилить, — правильнее будет -»Учитель плавания не должен уметь плавать!» Потому что учат объективному, — «как это должно быть» и «когда не умеешь», субъективное в обучении надежно исключается.
11.08.2013.

Учить, играючи
Надо учиться всему — «играючи», с удовольствием и интересом. Как обучаются нынешние дети управлению электронными гаджетами.

Моего внука не оторвать от компьютера. Отец (мой сын Сергей) однажды поставил пароль на входе, оставил ключ, которым компьютер можно открыть, и ушел на работу. Ключом была задача, ответ — число, его надо набрать в качестве пароля. Внуку понравилась идея, с энтузиазмом решал задачи, повышая свои математические способности. Недели две они поиграли в эту игру, потом «учителю» не надоело. — Я понимаю его, — придумать задачу быть может, сложнее, чем ее решить
13.08.2013.

Элитная школа
Школа считается лучшей на северозападе, она элитная, она богатая и для богатых. Непросто туда устроиться на работу, и учеников не принимают «с улицы», только по блату, по рекомендации, и рекомендующий несет негласную ответственность за тех, кого он приводит. Школа обычная общеобразовательная, но там много необычных правил. Правила нигде не прописаны, но их надо знать и выполнять. Одно из таковых — категорически отвергаются любые формы соревнование между классами, вся школа — единое целое, переход ученика из одного класса в другой осуществляется легко. Старшие классы профильные, при подходе к возрасту у ученика формируются интересы, по которым можно выбрать себе класс. Когда переходят из другой школы несколько учеников, их непременно распределяют в разные классы, чтобы не образовалась группа с несвойственными школе традициями…
09.10.2013

Популярные науки
Когда я поступал в техникум (1964), потом в ВУЗ (1970), самая популярная специальность была «Радиотехника». Другая, АВТ (прообраз компьютерной техники) была никому не интересна, там и стипендия почти в два раза меньше. Я выбрал лучшее, стал радиотехником. Но таковым был лишь в армии и год после нее, а потом стал Схемотехником, (это немного похоже на нынешнее «Компьюторщик») и оставался до самой пенсии.

Сегодня (знаю от внука) самое популярное — Физмат. Когда он переходил в старшую школу, классы с профилем «Физмат» все были заполнены, баллов ему не хватило, попал на Экономику, что его сильно задевает и он надеется перейти туда, где будет хорошо. Выводы:
а) экономика сейчас не в почете
б) неважно, чему ты учишься, будешь заниматься другим
в) не надо следовать моде, она может сильно ошибаться (как в 70-ом с недооценкой компьютерного направления)
24.10.2013.

Теория и практика 
Когда-то я услышал суждение: «чтобы учить плавать, не обязательно уметь плавать». Хотел возразить, но согласился. Теория обобщает опыт большого числа исполнителей, и именно его, а не собственную интерпретацию, следует передавать ученикам. Когда «не умеешь плавать» напрочь исключается субъективное, учитель — посредник, транслятор, но не источник. Есть, однако, и другое. Прославленные мастера (фигуристы, ученые, поэты) создают собственные школы и передают именно индивидуальное, преднамеренно вплетая свой собственный опыт в содержание теории…
25.12.2013.

Преподаватель
Роль преподавателя посерьезнее, чем в театре. Там люди приходят отдохнуть, и не очень-то настроены быть «ведомыми». «Зрители» аудитории собирается по другому поводу, — получить информацию важную, от которой зависит многое для каждого слушателя как в ближайшей перспективе (экзамены), так и в долгосрочной (работа). Каждое слово имеет смысл. Функции актера театра и преподавателя сходные, — донести до зрителя суть текста, в первом случае подготовленного автором пьесы, во втором, — содержащий обобщенные результаты исследований по конкретной теме. Преподавателю, как и актеру, приходится вкладывать в исполнение свою индивидуальность, без чего можно было бы просто отослать желающих к литературным источникам…
27.12.2013.

Всеобуч
Не уверен, что не надо учить всех подряд, хотя бы кое-как. Мне больше нравится советская позиция — «ликбез». Всех выучить хорошо не получится ни при каких обстоятельствах, но всем надо дать шанс, — тот минимум, получив который человек сможет понять, надо ли ему двигаться дальше, если надо, то уже понятно, — как. Без этого минимума существует барьер, который трудно преодолеть.

Показательна история с распространением компьютеров. Когда-то (в 70-80-е) работать с компьютером мог только специально подготовленный человек, и все это время шли разговоры о том, чтобы упростить Интерфейс, сделать так, чтобы общение человека с компьютером стало очень простым. Я застал программирование «в числах», потом на специальных языках, и вот, появился Windows, мышь, и все стало совсем просто. Но отношение к работе с компьютером как к чему-то запредельному оставалось долго. Когда в конце 90-ых я открыл свой Информационный центр на базе, наблюдал, как компьютера сторонились даже люди, весьма продвинутые…

Компьютерным примером хочу сказать, что всеобуч полезен, он снимает барьеры. В выступлении ректора на собрании, посвященном выпуску заочного факультета ЛИАП (который я закончил), запомнил такие слова: «Не важно, насколько хорошо вы теперь знаете сопромат или теормех, мы научили вас самому главному — самостоятельно находить и усваивать необходимые знания».
30.12.2013.

В школу ходят
«Почему-то в больницах лежат, в тюрьмах сидят, а в школу ходят. Язык очень точен в определении сути.».

- Возможно, в тюрьмах тоже лежали бы, но, как понимаю, не везде это позволяют, приходится сидеть. В армии лежать категорически нельзя, — только после отбоя. Но почему же в школу ходят? — Нашел! Неоднократно слышал рассказы о том, что школа располагалась далеко — за 2, 3, 5 километров от дома. Сельская школа всегда была одна на несколько деревень, в нее надо было ходить, далеко, каждый день. В России просторы широкие и она была страной крестьянской.
04.03.2014.

Преподавание
Начинаю понимать, в чем суть преподавания. Преподаватель передает не только и не столько новую информацию, он транслирует свою личность, передает частицу своего жизненного опыта, предлагая слушателям думать и понимать жизнь также как понимает он, на примере преподаваемого курса.

Возможно «трансляция личности» достаточна для обучения и не исключаю, что именно в этом оно и состоит. И потому предмет не имеет значение.

Представляю процесс передачи знаний как некий сосуд типа конуса. Знание вбрасываются в его широкую часть, а усвоение происходит медленно, через узкую. Сосуд постепенно наполняется. Сначала надо вбросить самое главное, его не так много, а потом, по мере снижения важности, ширится разнообразие сведений, покрывая тонким слоем расширяющуюся площадь поверхности содержимого. Потому, предполагаю, в начальных классах школы, где даются основания, обучение должно вестись по жестким программам, не допускающим импровизаций, а далее можно позволить все больше и больше свободы выбора, и вот, уже в институте стандартизации нет, преподаватель передает свой собственный опыт и набор знаний по своему личному усмотрению. И также студент может выбрать и усвоить лишь то, что ему интересно. Но это значит, что, с одной стороны, замена преподавателя принципиально невозможна, он не может учить тому же самому, это субъективно, а с другой, — не очень-то и важно, чему там учат.

Меня давно удивляет тот факт, что не имеет значения, какой институт по какой специальности закончил человек. Важно лишь то, что он учился, что у него есть какие-то знания о чем-то. То ли все знания так взаимосвязаны, то ли достаточно хорошо усвоить процесс их получения, чтобы стать хорошим работником в произвольной сфере. Иными словами, имеет не результат освоения, но сам процесс. Я не слушал лекции в институте, мои практические наблюдения основаны на воспоминаниях об обучении в техникуме, где собрались прекрасные преподаватели. Иногда случались замены и помню, что это было особенно интересно. Нам было слегка безразлично, какой именно материал внедряется в наши головы, с удовольствием слушали житейские и прочие истории, которыми наши лекторы часто разбавляли сухое изложение предмета. Особенно часто такое бывало при заменах. Приходил преподаватель и все два часа рассказывал нечто интересное, совсем не относящееся к заявленному предмету. Подготовка к экзаменам была в первую очередь по конспектам, книги лишь дополняли материал. Причем конспект должен быть лекций именно того преподавателя, который вел этот предмет и теперь принимает экзамен. Наш техникум готовил двойников имеющихся преподавателей. Мне не знаком мир ВУЗа (заочный факультет остается за его пределами), но мне кажется, он имеет сходство с тем, что у нас было в техникуме.

15 — 19 лет — переломные, и я, ныне существующий, — в какой-то мере продукт того самого техникума, где радушно встречал студентов волк, (ныне снятые) ангелочки на парадной лестнице, а роспись на потолке увлекала в высокие сферы, дубовый зал напоминал о фундаментальности и строгости, актовый — место торжественных приемов и балов. Девятнадцатый век! Быть может оттуда идет мое преклонение перед этим отрезком истории.
03.04.2014.

Лекция
Лекция — монолог, театр одного актера. Бывает, артисты вовлекают зрителя в действие прямыми средствами — спускаются в зал, обращаются к зрителям с вопросами, выводят кого-нибудь из них на сцену. Я не театрал, но по моим ощущениям интерактивный театр не нужен. Дистанция между действием и залом, между актером и зрителем должна быть. Актер — посредник, передающий информацию тем, кто пришел ее получить, лишь оформляя ее согласно собственным представлениям…
28.08.2014.

Гуманитарии
Обратил внимание на классификацию: гуманитарии и экономисты. Я технарь, для меня экономисты — тоже другая каста, они из отряда гуманитариев. Вот так, — бедных экономистов никто не хочет брать в свою компанию. — Куда теперь экономистам податься! А все оттого, что изначально науки были физические (технические), т.е. природные и были человеческие, гуманитарные. Но есть еще третья сила, которая оторвалась не только от материи, но и от человека, — социум. В действительности, литература, история, философия, — все эти предметы я бы отобрал от человека, оставил бы ему только анатомию, и причислил бы к социальным наукам. И едва ли ни самым главным предметом этого класса была бы экономика. Грядет революция в знании, а как нас учили основоположники, у революции всегда надо искать экономические причины. Впрочем, все это мои досужие домыслы, я даже не знаю куда отнести биологию, эталогию, генетику. Границы условные.

У меня такие вопросы актуальные, они связаны с позицией сына. Он получился технарем, каковым был и я. Но если у меня отношение к противоположному классу, как и к противоположному полу, либеральное, то он — радикал, считает гуманитариев низшим классом, наблюдая образ мышления их представителей в лице своей жены и всего ее окружения. Он не считает, что на этот вид можно распространить понятие «Sapiens». Все это не просто так, в доказательство он приводит конкретные сюжеты и слова, с которыми нельзя не согласиться. И вот, такими своими радикальными убеждениями он он заразил своего сына, моего внука. Дима считает, что математика и физика важны, надо отслеживать курс, а на остальное — глубоко наплевать, он хочет быть технарем, как папа. Как любитель истории, поэзии, литературы, я пытаюсь бороться с этим тлетворным влиянием его отца, но Диме та позиция более нравится. Я ищу аналогии между математикой, логикой и, например, историей, пытаюсь доказать, что в сравнении с гуманитарными предметами, технические очень просты, считать можно научит и обезьяну или какой-нибудь компьютер, а вот увидеть скрытые мотивы, не укладывающиеся в рамки простых математических правил, гораздо сложнее и почетнее.
15.10.2014.

Школа жизни
Цель преподавания — раскрывать секреты (Мироздания), а экзамен, — это оценка результата. Студенты стараются его исказить, преподаватели выводят студентов «на чистую воду». — Есть здесь элемент борьбы, а там где война, — там много всякого, — секреты, нападения, оборона, ловушки, и прочие ужасы войны. Обычно более всего страдает мирное население. Это мы знаем по нашей невестке, когда она возвращается домой с экзаменов.

У меня было два периода серьезного обучения — техникум и заочный институт. Они сильно различались по форме. Такое ощущение, что в техникуме мне давали больше, чем потом спрашивали, в результате я что-то знал только в общих чертах, — «слышал». В институте я знал исключительно только то, что было в контрольных заданиях, в лабораторных работах, зачетах, в вопросах на экзаменах, — на большее не оставалось ни времени, ни сил. И в техникуме, и в институте, меня нагрузили знаниями, научили учиться, и дали направление движения. А жить в социальной среде меня учила армия. Про нее говорят: «Школа жизни». — Странно, там учат убивать, готовят умирать, и называют это — «школа жизни». Немного подумав, понял, — там учат не жить, а выживать. Меня, кажется, научили. В нашей стране это необходимое умение. А «Жить», как считают некоторые товарищи, меня нигде так и не научили.
13.01.2015.

Знакомому преподавателю
Ты всегда на педагогическом фронте, — внедряешь знания, даешь оценки, и отправляешь бывших студентов в свободное плаванье. Надо пояснить, что слово «фронт» употребляю не в военном смысле, а в изначальном, — линия распространения воздействия. Если подумать, то функция едва ли ни самая важная. Мы говорили, что человек — существо исключительно социальное, и ты даешь неразумным студентам последние порции когда-то приготовленных и уже хорошо настоявшихся напитков цивилизации. Они будут помнить тебя всю жизнь, как я помню некоторых своих учителей. Учителя со временем меняют образ, сейчас я их лучше понимаю.

«Технарь-сухарь» — правильное определение. Мы, технари, далеки от людей, общаемся более с безликой техникой, тот разговор не похож на человеческий. А программисты вообще не понятно с кем (или с чем) разговаривают. Впрочем, понятно, — с техникой, на ее языке. Сейчас сканирую, перевожу в Word и читаю книгу воспоминаний бывших гимназистов, где они пишут о своих учителях, отмечая их слабости, достоинства и недостатки. Пишут о тех, кто их учил лет 40-50 назад. Вот и о тебе когда-нибудь, в во второй половине 21-го века, непременно кто-то напишет добрые слова.
14.01.2015.

Импровизация в обучении
С интересом и удивлением узнал, что форма обучения, — практика, оно происходит «по наитию». Мне казалось, что есть какие-то структуры-институты, где сидят ученые мужи и думают о том, чему и как следует учить подрастающее поколение, определяют предметы, составляют программы и директивно рассылают их по адресам и весям, а самостоятельность на местах ограничена жестко, — только формой подачи стандартизованного материала. Впрочем, я не думал на эту тему, почему-то предполагал. Собственно, понятно, почему, — государство признает дипломы, и оно должно четко представлять, под чем оно подписывается. Оказывается, что никакой программы нет, и даже предмета нет, он постепенно возникает и растет без присмотра государственных инстанций.

С какой-то стороны, это правильно. Жизнь меняется быстро, в дальних коридорах власти трудно успевать за всеми ее нюансами. Наук и, соответственно, ВУЗов может быть (в принципе) столько, сколько слов в толковом словаре Даля. В каждое понятие можно погружаться глубоко. Что-же касается самостоятельности ВУЗов в определении программ и форм, она предполагает высокое доверие и, соответственно, высокую ответственность работников на местах. Вообще-то это не по-русски. Демократия возникает там, где управляемые осознают ответственность, а управители готовы доверять. Подобные институты — зерна демократии в России…
14.02.2015.

Управление образованием
Мое представление об образовании, как и многие другие, таковы, как их диктует моя логика того, что знаю и понимаю. Гарант должен знать, о чем идет речь. В принципе, можно убрать функции методиста, оставить только контрольные. Можно все убрать, но все равно кто-то должен бы гарантировать качество образования, — должна быть тогда некая ассоциация ВУЗов, которая будет оценивать и выдавать вердикт. Можно обойтись и вовсе без гаранта, тогда качество образования будет определять «молва» — рейтинг университета. Такое впечатление, что мы к этому двигаемся, хотя нет уверенности, что это правильно. Мне вообще никак не понять, — что же можно доверять массам? — Эта сущность ведет себя очень противоречиво, может выступать как образец высокой справедливости, но бывает и наоборот, причем «не зацепиться» за причины, — государственные формы организации здесь ни при чем.

«Системные колебания» — поиск устойчивой (адекватной) формы. При всем своем консерватизме допускаю, что реформирование может быть необходимым, — изменения накапливаются и требуют новой организации. Не считаю правильным копировать опыт других стран. Изучать полезно, а внедрять можно только отдельные элементы. Часто звучат голоса: зачем что-то изобретать, все уже придумано, обкатано и работает сто лет. Я возражаю, — на другой почве, надо всегда и везде учитывать «национальные особенности». Наилучший продукт у нас получается при русификации иностранных образцов. Так было с Петербургом, который построили иностранцы, так было и с русской культурой 19-го века, у истоков которой тоже стояли нерусские преподаватели и иностранные культурные образцы.
15.02.2015.

Принципы и технологии
Прочитал про финское обучение (см. в конце). В процессе чтения возникали смешанные чувства, — от полного одобрения, до неприятия отдельных мест. Порою казалось, что это идеализация, — разговор о том, «как должно быть». Мы здесь, по-русски, именно так и отнеслись бы к такому документу, — как имеющему рекомендательный характер. Потом я понял, что это не документ, — это описание немного со стороны, — мнение о финском обучении. Следовало бы его разобрать по пунктикам, но едва ли смогу по времени. — Разве что будет к тому необходимость. Но пока запишу некоторые мнение по поводу обучения.

Считалось (возможно, и сейчас считается), что качество образования в России и в СССР неплохое, во всяком случае, школьное. Есть у меня мнение об американском обучении. Оно, хотя и не беспристрастное, но «из первых рук». 13 лет назад приезжал в Россию на целый год Абрамсон-младший, много рассказывал об американских реалиях. К сожалению, я тогда не записывал рассказы, а память слаба, у меня она оставляет только ощущения и отдельные фрагменты. Так вот, по его мнению (человека, половину школьных лет отбывших в России, а другую — в Америке), — там учат безобразно плохо. Учат только тех, кто хочет учиться, а на остальных, как выражается мой сын «забивают». Ничего ни с кого ничего не требуют, но помогать, — помогают. В итоге, средний выпускник американской школы в сравнении с выпускником российской — неуч. Это подтверждается и некоторыми опросами выпускников, которые проводились в России и в Америке. Статистически в России люди грамотнее.

Формы обучения складывались сотни, если не тысячи лет. За такой большой период уже должны бы устояться некоторые основные принципы, их надо только медленно менять вслед за изменяющимся временем, не делая резких движений. Но, как показывают примеры, методы обучения (как и методы воспитания) оказывают слабое влияние на конечный результат. Недоучившиеся доучатся, недовоспитанных довоспитает жизнь. Жизнь — лучший учитель и педагог. Звучит банально, но это так.

По моему мнению, надо дать хотя бы минимальное представление ребенку обо всем, чтобы где-то в глубинах его памяти хранились хотя бы слабые обрывочные сведения обо всех сторонах жизни и мироздания.

Недавно я закончил читать и оцифровывать книгу о гимназии, о формах обучения в 19 веке. Они была весьма жесткие, местами даже безобразными, и были некоторые постулаты, которые соблюдались неукоснительно. У меня сложилось впечатление, что самый большой воспитательный и обучающий эффект имело не то, что давалось, а то, что ученики извлекали сами из предлагаемых текстов. Основной упор был на латынь и древнегреческий, чтобы можно было «читать в подлиннике» латинских и греческих авторов. Эти авторы и были главными учителями и воспитателями учеников. Все остальное было не столь важно. Надо было только научить читать, а дальше все пойдет само собой.

Толерантность, лежащая в основе финской (и, вероятно, американской) системы, приводит к большому неравенству между теми, кто хочет учиться (таковых единицы) и большинством нежелающих. Нельзя отдавать этот вопрос на откуп ребенку, подростку, они еще не очень представляют, что им будет необходимо в жизни. Советская система образования вытекала из предположении, что воспитать можно все живое, надо только приложить для этого должные усилия. Лысенко воспитывал растения, а уж с млекопитающими справиться, — делать нечего.
_______________
7 принципов «средней» ступени финского образования
1. Равенство:
– школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке. До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
– всех предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
– родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
– учеников.
Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям. Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире. «Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.
– учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.
– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).

2. Бесплатность:
Кроме самого обучения, бесплатны
– обеды
– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность:
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание. В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
– Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
– Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность:
Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо. В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие:
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее. С этим принципом тесно связаны два других:

6. Добровольность:
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы. В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится. Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс. Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

7. Самостоятельность:
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.
17.02.2015.

Учитель
Когда-то само звание «учитель» предполагало определенный тип и образ мышления. В эпоху массового производства и массового образования уже невозможно набрать достаточно людей, подходящих по всем признакам. Однако, учитель — медиум, посредник, передающий культурные достижения новому поколению. Этот процесс должен быть консервативным, поскольку молодежь сама по себе имеет «революционное сознание». Подогревание этих естественных наклонностей — дело во всех отношениях негодное.
07.11.2015.

Знания
Куда уходит детство? Когда естественная радость сменяется тревогами? — Надо признать, что это происходит по мере пробуждения сознания. Библия тоже об этом говорит: «От многой мудрости есть много печали, и умножающий знание, умножает печаль». И подводит итог: «Будьте как дети!». — Вуз превращает мальчиков в мужей, начиняет их знанием… Впрочем, неверно излагаю. Цель обучения всегда была не столько дать определенный объем знаний студентам, но пробудить интерес к ним. Имея интерес, человек всю жизнь проведет в рудниках науки, на ее галерах и при этом будет благодарить судьбу, поскольку никогда не дойдет до конца, до осознания печали. Процесс познания бесконечен, в отличие от процесса накопления капитала.
10.12.2015.

Тесты
Для меня всегда была загадка, как можно составлять задачи, тесты? Для этого недостаточно знать в совершенстве предмет, нужны еще какие-то способности, талант. Это как написание стихов, — мало того, что знаешь, о чем хочешь сказать и умеешь излагать свои мысли. Нужно еще что-то сверх того. Тесты должны бы составлять люди определенного типа, ощущающие психологические моменты процесса прививки знаний.
25.12.2015.

Образованность
В Советском союзе был разговоры о перспективе всеобщего высшего образования. Наверняка это привело бы к снижению уровня высшего образования, но к повышению всеобщего уровня образованности. Мне кажется, повышение всеобщего уровня происходит естественным образом, потому надо более всего пестовать образовательные вершины, сохранять их высокий уровень.
25.02.2016.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 4428


Добавить комментарий