Вечная тема

Пиръ Платона
Картинка из памяти.
1970-ый, лето, жаркий день. Ленинград, ЦПКиО им.Кирова, пляж, плотно усеянный отдыхающими. Рядом расположились мужчина и женщина в возрасте весьма серьезном, лет на 40 старше меня. На сложенной одежде лежала книжка, еще дореволюционного издания, «Пиръ Платона». Они говорили о Платоне и о любви, чему посвящена эта книга. Говорили негромко, но слишком близко, не услышать было невозможно, и я заслушался. И представил, как через много-много лет я буду вот также говорить о любви и кто-то меня будет слушать и понимать. С тех пор прошло 45 лет…

Аномалия
Любовь вызывает аномальное напряжение душевных и физических сил, они все сходятся в одной точке и направляются на объект любви. Об этом стихотворение «из трубадуров». Оно не очень романтично (трубадуры «хулиганили», им нравились парадоксы), но, по сути верное:

Не сосчитать всех деяний любви:
Речь дурака стала смысла полна,
а в подлеце снова честь рождена,
Скаредный щедр, мерзавцы не гадки,
злой подобрел, робкий смел без оглядки.
Жизнь не одним лишь собой занята,
с жизнью другой воедино слита.

У человека влюбленного меняется поведение и пристрастия, рвутся привычные связи с внешним миром. «Внешнему миру» это не всегда нравится.

Как «аномальное» состояние, любовь быстротечна, что порождает ворох неприятностей. Брак должен быть вечным, «до гробовой доски», а любовь, на которой, как предполагается, он должен быть основан, конечна.

Любовь — эмоциональное состояние, брак — рациональное обрамление любовных отношений.

Психология
Сюжет из статьи:
«В Америке, в детском учреждении ( школа, или больница), детей содержат в очень хороших условиях, замечательное и разнообразное питание. Комфорт. Дети сыты. Но тем не менее, на одном из этажей оборудован маленький чуланчик, который наполнен коробками с конфетами и печеньями. Дверь чуланчика открыта всегда. Психологи обратили внимание, что в течение недели каждый ребенок раза три посещает этот чуланчик. Потрогает коробки, повозится с конфетами, даже не съедая, и убегает…»

Женщина, как ребенок, тоже постоянно хочет знать, что все стабильно. Оттого она все спрашивают своего избранника: «Ты меня любишь?»

Представил мужчину в чулане, в который иногда заглядывает женщина и убедившись, что он там, даже потрогав для верности, убегает опять крутиться в домашних заботах. Понемногу мы начинаем приспосабливаться к своему предназначению, — тихо и безропотно сидим в своих чуланах.

Зонтик
Короткие юбки беспокоят мужчин. Я сам не жаловался, но неоднократно слышал разговоры о том, что весной спокойно ходить по городу невозможно, женщины так резко обнажаются, что привлекают беспокойное внимание. Сейчас стало легче, женские брюки вытесняют легкомысленные юбки. А когда-то было наоборот, — легкомысленными считались брюки, в них женщин у нас не пропускали ни в рестораны, ни в музеи (есть что-то общее в этих заведениях)…

О любви и о дорогах к «острову сокровищ» написано много, практически вся мировая литература этому посвящена, начиная с самого невинного детского интереса к противоположному полу. Да такой ли уж он «невинный»? Помню страницы из Тома Сойера (сюжет забыл, а детское ощущение осталось). Или рассказ Носова о девочках, у которых пропала одежда на пляже, и им пришлось идти по городу, прикрывая наготу зонтиком. На мальчика, которому не было и десяти лет, это действовало маняще-привлекательно. И даже картинка была в книжке — две девочки с зонтиком. Я смотрел на картинку, а воображение рисовало другое.

Через много лет, ночью, когда «бомбил», однажды пришлось долго сидеть в машине у ресторана на Садовой улице, ждать. Из ресторана выкатилась шумная компания, молодые люди оживленно и весло о чем-то говорили. Потом две симпатичные девушки открыли зонтик, прикрылись им, и как на той картинке из книжки, вместе держась за него, прошлись немного по улице. Это было красиво и так эротично! — Всего лишь, невинный зонтик!

Игра в любовь
Была такая игрушка, «тамагоч». Это некое устройство, в котором запрограммированы повадки некого виртуального зверька, изображение которого всегда на экране. Его надо кормить (виртуальной пищей), холить и лелеять, с ним играть, укладывать спать, этим надо заниматься постоянно. Если этого не делать, зверек умирает. Зверек растет, живет, и все равно когда-то умирает. Условие игры — создать условия такие, чтобы зверек жил долго и «счастливо». Говорят, что бывает, человек привязывается к зверьку и страдает, когда приходит время виртуальному любимцу умирать.

Мне не понравилась сама идея — провоцировать любовь к несуществующему. Это еще более странно, чем любовь к кошечкам и собачкам. Но, может быть, я не прав. Если потребность любить не находит иного воплощения, то пусть будет у нее хотя бы такое. Принять, конечно, трудно, это похоже на мастурбацию души. Современный Запад принимает аномалии разного рода, мы же еще не дошли до подобного уровня гуманизма и толерантности.

Тамагоч, казалось бы, показывает «в чистом виде» пример любви к объекту, от которого ничего не требуется, — только существование по своим собственным правилам. Именно с такой целью я вспомнил об этом «существе». Но пока излагал, понял, что это не так. В процессе заботы виртуальное существо одухотворяется душой заботливого хозяина. Оно наделяется фантастическими качествами, занимая уголок сознания человека. А любовь именно так и проявляется, — уголок души занимает другой человек, сопровождая жизнь. Иногда другой человек занимает всю душу, но это тоже аномалия.

Сражения
Мужчина — воин, ему нужна победа. Но если в былые времена победа достигалась силой и смелостью, то после появления оружия (сначала в виде палок и камней) и средств защиты от него, эти качества все более уступают место силе интеллекта. Побеждает тот, кто придумает новое оружие, от которого еще нет защиты. Соответственно, женщины раньше любили сильных, сейчас хотят, чтобы сильный был умным. Но самый новый пример войны показала ситуация с присоединением Крыма, когда народ от всей души желал быть завоеванным. У России был и ранее опыт таких войн. Насколько знаю, то ли Грузия, то ли Армения вошли в Россию, спасаясь от других. Я думаю, будущее — за такими войнами. И в будущем мужчинам не надо будет воевать за женщину. Мужчина сам должен быть таким, чтобы женщина захотела ему сдаться без боя.

Война за обладание сначала идет с себе подобными, а потом с самой женщиной, чтобы она впустила его. Интересно, что мы сейчас больше говорим исключительно о втором акте войны, — за обладание женским сердцем. Когда-то такого вопроса вообще не существовало, — девушку выдавали замуж, не спрашивая ее желания. В те времена не могло бы возникнуть самого такого понятия «женская стервозность».

Поклонник
В Ледовом дворце выступала юная олимпийская чемпионка по фигурному катанию. Среди зрителей был юноша, лет семнадцати. Он принес букет роз, такой большой, что его было трудно передать фигуристке. Юноша смотрел завороженно, не реагируя на тех, кто к нему по какому-нибудь поводу обращался. А когда она приближалась к его сектору, вскакивал и пытался передать свой букет. Но она равнодушно возвращалась. Потом даже вмешался ведущий, попросил охранников передать тот букет. Юноша был счастлив. Такая вот, неразделенная, безнадежная любовь. Как много разных воплощений у любви!

Фантазии
Читал, что в русских деревенских банях мылись все вместе, — и мужчины, и женщины, не только супруги. Причем, как утверждается, нагота в бане не вызывала эротическое возбуждение. Готов в это поверить, сексуальность порождают фантазии, это одна из прекрасных человеческих сказок. Природные инстинкты имеют к ней некоторое отношение, но это другое, совсем другое. Как любовь не сводится к сексу, так секс и эротика шире инстинкта.

Романтика и стакан воды
Все-таки, представители фауны, любые, — не так поэтичны, как, скажем, цветы. Но неживая природа с легким вкраплением цивилизации, в этом смысле еще лучше. — Морские просторы и алые паруса! — Вот что нас привлекает, манит! Водоплавающее средство — все равно, какое. Например, «пароход белый-беленький, черный дым над трубой». Целоваться на пустой палубе, как поется в песенке, — это так романтично! Приятное слово «романтика», имеет два значение. Одно из них — освоение нового, неизвестного, оно устремлено в дальние просторы, где нового, конечно, бывает больше. А второе значение — «романтическая встреча». Я понимаю так, что это тоже открытие нового, неизведанного. Всегда хочется прикоснуться к тайному…

Если говорить о связи науки и секса. — Вот она, связь! — Открытие тайного! В человеке заложено стремление узнать новое, неизвестное, именно это стремление породило прогресс. Секс будет интересен до тех пор, пока в нем остается тайна. Раскрытие тайны — такой вред несет порнография, потому ее запрещают. Успех сексуальной революции в Европе (как и культурной в Китае) мог бы погубить человечество. Одна теория «стакана воды» чего стоит! (Совершить половой акт, — все равно, что выпить стакан воды). — Обыденно и просто утоляем жажду. Без романтики, тайны и чувств.

Примерно в то время И.Бродский, видимо под влиянием сексуальной революции, написал так: «Красавице платье задрав, ты видишь там то, что искал, — не новые дивные дивы…». — Каждый видит то, что хочет видеть. Мне больше нравятся слова из песни, которую (если не ошибаюсь) исполнял квартет Орера: «Грусть напрасна, если только жизнь прекрасна, если ты живешь и любишь как в последний раз…»

Странно, однако, что революция (сексуальная) свершилась, но ее цели не осуществлены, разве что в очень-очень малой степени. Впрочем, это характерно для любой революции — большой размах и едва заметное движение в выбранном направлении. И не дай Бог попытаться осуществить заявленные цели? — Это будет ужасно, как социальный эксперимент Пол-Пота в Камбодже.

Грешница и греховница
Грешница — это согрешившая, а греховница грешит и готова грешить постоянно. Адам не был грешником, глупый он, ничего не понимал. Ева в своем развитии перепрыгнула через ступеньку. Первая ступень такова, что надо понять и признать существование законов, научиться их исполнять. Это трудно, это требует определенного уровня развития. И вот, когда все уже совершенно понятно, когда ясны причины ограничений и следствия их нарушений, можно переходить на вторую ступень и по своему выбору смело игнорировать некоторые запреты. Мне могут сказать — в Эдеме никто об этом не думал, все получилось случайно. — Я возражу, — случайное нарушение — не грех, за него наказание легкое. — Нет, Ева стала женщиной сразу, как только появилась, и сознательно совратила Адама, она хотела жить не в том безжизненном раю, а в мире земных наслаждений, принимая печаль…

Ласковая нежность
…Oн увлекся марксизмом, утверждает, что работа не чужда и для царских кровей. Живет как простолюдин, — распустил прислугу, хлебает щи из русской, а не брюссельской капусты, носит кафтан из секондхэнда, карету подарил первому встречному. Несмотря на убеждения, сам не работает, живет на небольшое пособие, которое ему назначило королевство и все мечтает о прекрасных сказочных персонажах и о сказочном социализме.

Я иногда беседую с ним, мысли у него бывают странные, как и вся его жизнь, но тем и интересен. Спросил его сегодня, что может сказать по поводу двух слов: «ласковая и нежная». Он глубоко задумался. Потом рассказал, представил ситуации, где во всех своих значениях проявляются эти слова. Мне с трудом удалось вернуть его из того состояния. Вернувшись, говорил, что нет ничего приятнее, чем погружаться в ласковую нежность. Это нега, томление, сладость…

Восточное
На слово «нежность» откликнулся Путин эпизодом с пледом, который вопреки всем китайским канонам прикрыл не очень, вероятно, одетую первую леди Китая. («Китайская леди» — как звучит!). Это было проявление политической нежности, прорыв, нечто новое в межгосударственных отношениях. Политическая терпимость и дружба постепенно будут переходить в нежность и любовь. Это очень верное направление, оно подтверждает мое представление о том, что государство имеет свою субъективность. Любовь уже существовала в странах соцлагеря, но это был брак по принуждению, семья рассыпалась, как только принуждение ослабло. И даже с Украиной не получилась «любовь до гроба», которая выражалась в формуле «Навеки вместе!».

Вернемся к Китаю. Оказывается, у меня китайские представления о женщине. В телевизионных комментариях слышу то, что я написал в тексте «Ольга Виноградова». Цитата: «При этом понимаю, что любое прикосновение к женщине имеет особый характер и смысл». В Китае такое в традициях, но я же европеец по воспитанию. Значит, такое отношение к женщине естественно. Женщина тонкая, нежная, неприступная, недоступная. Как бы ни были грубы некоторые современные девочки, все непременно вернется «на круги своя». Запад размывает различия полов, но это неверное направление, оно посягает на традиционную европейскую культуру, низвергает с пьедестала образ «Прекрасной Дамы».

Мне нравится китайское (и мое собственное) отношение к прикосновениям. Любой запрет, внутренний или внешний, повышает градус действия. …Рука осторожно прикасается и скользит… В науке сейчас активно изучают «черные дыры». У них есть такое свойство, что предмет оказавшийся ближе определенного расстояния, не может покинуть пределы поля гравитации. Ничто уже не может удержать его и он устремляется в черную дыру. Там время замедляется, вся физика, весь мир преображается… Научные трактаты романтичны, их пишут влюбленные. И начинаются со слов из песни 50-ых: «это вам, романтики, это вам, влюбленные, песня посвящается моя…»

Мне, конечно, интересно покопаться в собственной голове, посмотреть, что оттуда может выплывать. Но чтобы вот так, почти публично… Впрочем, я уже давно заметил, что отношения писателя и читателя напоминают отношениям мужчины и женщины. Различие в том, что запреты надо снимать не у читателя, который выступает в роли женщины, а у пишущего. Ему надо отодвинуть собственные комплексы и говорить вслух о потаенном.

Что я знаю о восточных женщинах? — Вообще-то мало. Про турчанок — ничего, арабские женщины (не знаю уменьшительно-ласкательный вариант) знакомы через «Тысячу и одну ночь», про персиянок в России известно давно (см. песню про Стеньку Разина), потом Есенин поехал в Персию и привез оттуда массу впечатлений. Наверно раньше нравы в Персии-Иране были мягче, да и в хиджаб пришлось упаковать женщин потому, что они прекрасны (как говорят поэты), и редкий мужчина может пролететь равнодушно мимо такого соблазна. .. Японки знакомы как гейши, готовые передать Господину все таинства любви. Про китаянок знаю мало, наверно они похожи на японок. В Китае, как и в СССР секса на моем веку не было. Подробности китайского отношения к женщине узнал только позавчера из СМИ. В общем, Восток — это на самом деле, целый мир, который мы определяем одним словом.

Две независимые по своим источникам культуры — европейская и китайская дают схожие отношения к женщине, — она недосягаема. За европейскую Прекрасную Даму надо было биться на турнирах, да и вообще, она нематериальна, это поэтический феномен. Восточные женщины, напротив, очень материальные (т.е. телесные), потому их прячут от взоров, а если не прячут, запрещают прикосновение. Европейская богиня на востоке материализуется, и будучи материальной, она вынуждена сдерживать натиск окружающей материи.

Итак, во всех культурах есть некая граница, отделяющая женщину от всего остального мира, проработаны способы и ритуалы, при исполнении которых избранный мужчина может границу преодолеть. Европейская культура молчит о том, что происходит дальше, когда мужчина переходит в другое измерение и встречает свою Прекрасную Даму на ложе. Недостаток информации здесь пытаются восполнить порнографические издания, но это не культурные источники. На востоке культура идет дальше, не оставляет мужчину и женщину на ложе в полном одиночестве. Камасутра вводит их в таинства телесной любви. Япония, как самая восточная страна, материализует и саму Камасутру, где она предстает в виде гейши, преобразующей слово в действие.

Если проследить взаимоотношения мужчины и женщины в разных культурах, то получается схожий алгоритм. Женщина недоступна. Строгости, преграды, заслоны, границы на пути мужчины к женщине, освящаемые законами государственными, моральными, религиозными. Но когда последний рубеж преодолен, женщина всем телом, всей душой обращается к мужчине, исполняет его желания, отдает ему свою свободу, сжигая без остатка былую неприступность. Культивируется крайность состояний. В первом порицаются какие-то вольности, неформальное общение, а во втором, напротив, не приветствуются ограничения, тела абсолютно открыты, ничто не сдерживает их стремление друг к другу. Русского варианта Камасутры нет, но в языке есть слово «отдаться». Оно, как я его понимаю, включает в себя всю Камасутру.

Китайский фильм
От Китая еще лет пятнадцать назад нельзя было ожидать ничего достойного внимания. Примерно в то время где-то наткнулся на китайский фильм. Мне было интересно посмотреть на Китай изнутри, о котором после «Культурной революции» мало что знал, и я посмотрел его от начала до конца. Фильм был на вечную тему — Любовь. Юноша влюбился в девушку, хочет ей понравиться . В то время признаком высокого благосостояния в Китае был велосипед. И вот, этот юноша крадет у кого-то велосипед, чтобы казаться «крутым». Естественно, на девушку согласно соц.идеологии это не производит большого впечатления, но он остается среди тех, к кому она благосклонна. Тот, у кого украли, страдает. И вот, случайно на улице владелец по каким-то специфическим дефектам узнает свой велосипед. Юноша повержен, отринут, ему теперь долго надо будет нести несмываемый позор. Смотрел я этот фильм и удивлялся наивности, простоте и т.д., — и такое выносится «в массы»! Впрочем, в 90-е и в российской культуре было много странного. Когда смотрел тот китайский фильм, вспоминал монолог Янковского в фильме «Обыкновенного чуда» о том, что ради Любви рискуют жизнью, превращаются в медведя и т.д., добавлял — крадут велосипеды. Как-то это принижает понятие «Любовь», хотя у безумия много проявлений, они не все прекрасны.

Водные брызги
…Вираж на водных лыжах и брызги, накрывающие с головы до ног… Брызги располагают к шалостям. Помню кадр одного из первых эротических фильмов, которые появились у нас в конце 80-ых: обнаженная девушка сидит на чем-то у воды, черпает ножкой воду и направляет брызги в сторону камеры. Это было так эротично! Когда-то я носился в Комарово по озеру на водных лыжах. — Очень приятное воспоминание. В памяти осталась картинка, вбирающая в себя молодость, силу, безмятежное спокойствие. Уже нет никого из тех, кого я вижу на той картинке…

Музыка жизни, брызги шампанского, водный след — все это объединяет мимолетность. Радость — мимолетное, но ее маленькие брызги-крупицы складываются в вечное счастье…

Кульминация
В период кульминаций говорить невозможно, как и думать или что-либо понимать, для этого надо подождать, пока завершится. Состояние напряжения пребывает даже вне эмоций, они его только обрамляют, предшествуя подъему и оставляя эмоциональный след. То же происходит и с мыслительными процессами, — они на время вообще замирают и начинают проявляться только когда отодвигаются эмоции. Кульминация — вершина, острие, она сама по себе вне времени, но со стороны воспоминается как мгновенное. — Аналогия с черной дырой здесь правомерна, — там тоже «для внешнего наблюдателя» все происходит мгновенно, а для внутреннего время замедляется, вплоть до бесконечности.

Что-то странное, однако, происходит в космосе — черные дыры, темная материя — обнаруживается там, где должно быть только солнце, и луна, и звезды. Космос — наверху, — там, где у нас небо. Он должен быть романтичен, вмещать непонятное, пробуждать лирическое настроение. Это обитель Бога, туда устремляются праведные души, завершив период своего земного существования. Но ученые-аналитики, наперекор поэтам-лирикам, портят романтический образ, грубо срывая тайны с природы. Тайны кроются везде, и особенно — в космосе…

Чтобы не потеряться в бескрайних космических пространствах, я возвращаюсь к кульминации любви, пребывать в которой так же приятно, как парить в невесомости. Я знаю это ощущение, — в детстве прыгал с обрыва берега реки в песок, потом ощущал в самолетах, входящих в воздушные ямы. Трудно представить, что испытывают космонавты, когда мгновенные земные ощущения у них растягиваются на долгие месяцы. Не знаю, проводился ли эксперимент с рабочим названием «любовь в космосе» и не могу представить, что происходит, когда «дух захватывает» со всех сторон. Впрочем, как понимаю, это на земле дух захватывает от невесомости, а там такое состояние — нормальное рабочее, уже не пробуждающее эмоций ввиду действия фактора привыкания. Потому это хорошо, что «кульминация любви» мгновенна, оттого она и желанна, и вызывает не «привыкание» – напротив, сладкие воспоминания, обращенные к прошлому, а также грезы и желания, направленные в будущее. Кульминация — миг между прошлым и будущим. Одно из его названий — жизнь (как утверждается в песне из фильма «Земля Санникова»).

Этот миг все время ускользает, не получается его рассмотреть со всех сторон, он сторонится как рассмотрения, так и рассматривания, не обращая внимание на все эти лингвистические тонкости. Потому рассматривают не сам миг, но эмоции, его сопровождающие, которые и образуют понятие «Любовь». Собственно, это и считается основой, а «кульминация» — дело вторичное, она даже не всегда и случается. Более того, «Кульминация» сама по себе (без сопровождающих эмоций) даже не включается в понятие «Любовь», это имеет другие названия. Любовью нельзя «заниматься», ее можно только переживать, а «переживание» — это исключительно эмоциональное состояние, протяженное во времени.

Чем дальше от «кульминации», тем больше у любви появляется сопровождающих нарядов. Лирика, поэзия и проза — это ее убранства. Любовь в одеждах прекрасна, в ней больше смысла и желаний, чем в голой любви. Но одежды тоже бывают разные. В исламской традиции — надежно скрывать под одеждой натуру, женскую красоту. Там она индивидуальна, это в Европе преобладают коллективистские настроения по этому поводу.

Помню картинку из тех времен, когда мне было лет 17. На пляж в Сланцах (он небольшой, там все видны) приходит старая женщина. В то время женщины меня особенно интересовали, можно сказать, болезненно. Потому и отметил, что старая, сразу потерял интерес. Но не успел я отвести взгляд, как она быстро скинула платье и предстала перед пляжной общественностью с прекрасной фигурой, нежным телом, к которому хотелось приблизиться и прикоснуться. Был резкий контраст между темным, обветренным, некрасивым лицом и точеным, эротически-привлекательным, телом…

Любовь и возраст
«Любви все возрасты покорны», как заметил один очень наблюдательный человек. Когда-то меня это удивляло.

…Картинка из трамвая, в которым полвека назад мы с товарищами ездили каждый день в техникум. Дорога была длинною в час, мы всегда располагались в тамбуре. Однажды вошли два старых человека, мужчина и женщина (им было лет по 50). В салон они не стали проходит, заняли уголок и всю дорогу самозабвенно целовались, как молодые. Нас это так удивило, — потом долго обсуждали эпизод. Но когда этим летом посмотрел фильм о любви семидесятилетних, уже совсем не удивлялся, — думаю, и 80 не предел.

Рассказ Т.Манна «Смерть в Венеции», о любви старика к юноше. В свое время, мне он понравился необычностью ситуации. Мне было тогда немногим более двадцати лет, и Т.Манн меня убедил в том, что возможность и потребность любви остается до самой смерти, но в преклонном возрасте она принимает исключительно формы созерцания. Оттого и неважно, — мальчик это или девочка, или вообще объект неодушевленный. Сейчас я понимаю, что кто-то тут не прав, — то ли я тогда понял Т.Манна неверно, то ли писатель, будучи достаточно молодым, неверно представляет или недостаточно четко передал чувства старика, ограничившись исключительно созерцанием. В том конкретном случае созерцание было вынужденным, поскольку старик был прикован к креслу, в котором его вывозили к морю. С тех пор я не читал ту повесть, и сейчас предполагаю, что это я тогда ее прочитал так, предполагая, что материальное уже не привлекает старика, — только духовное, только созерцание. Этой повести о любви старика я противопоставлял древнюю «Дафнис и Хлоя», — о любви молодых. Сейчас понимаю, что и это неверно. Всегда и во всем духовное неразрывно связано с материальным. Даже, когда я недавно искал истоки души, нашел исключительно ее телесную основу. В то же время, предполагаю, что одно не может существовать без другого, и что духовное имеет большое влияние на телесное. Что же касается «Дафнис и Хлоя», там любовь начинается с общения и созерцания, и совсем не сразу приходит понимание, что в ее основе — телесные желания.

Симфония любви
Вальс, блюз, — хорошо, спокойно. Но иногда хочется быстрых танцев, — типа рок-н-рол, твист. — С этим понятно, ритмику пристроим, но куда девать марши при любовном свидании? — Под марш можно волнительно, но уверенно приближаться, — нет, не к противнику, — к цели романтического путешествия. Впрочем, женщина в качестве цели иногда ведет себя как противник, отражая атаки, используя разные средства защиты. Бывает, побеждает, нападающий спасается бегством. Но чаще — сдается на милость победителя. Включаем победный марш, потом он на высоких нотах обрывается, и снова блюз, элегия, романтическая музыка и настроение. — Такая симфония любви.

Таинственность
«Перестает ли с возрастом женщина быть таинственной?».

- В какой-то мере, — да. Это как инопланетяне, как туземцы, сначала кажутся чудными, непонятными, но при близком знакомстве выясняется, что это тоже люди, что ничто человеческое им не чуждо, в процессе многое становится понятным, и только некоторые нюансы остаются тайными, именно те, что связаны с принципиальными различиями, не позволяющими самому испытать все такие тонкости. — Только усилиями мысленными, а это не самый надежный инструмент познания (в смысле адекватности), о чем говорит практика, — надо прикоснуться, ощутить, чтобы удостовериться, и пословица говорит: лучше один раз увидеть, чем услышать (или прочитать). По мере знакомства, круг непонятного сужается, что не исключает восхищения, например, гармонией, или особыми проявлениями известных качеств. Параллельно идет процесс превращается голодного в гурмана.

Женщине
Вы, женщины, такие странные. Идеалистичные. Придумываете идеал, находите слегка похожее, пытаетесь подогнать под эталон, — не получается, — огорчаетесь и обижаетесь. Но реальность сильнее, — живете, огорчаетесь, возмущаетесь, в итоге принимаете. — Клубок противоречий!

Я склоняюсь к тому, что усилия требуются именно для поддержания монотонного течения жизни, для обуздания порывов, но не наоборот. Т.е. более всего энергии требует не действие, но его предотвращение, бездействие. Хотя, не исключаю, что бывает иначе, возможно, есть в том и возрастная зависимость.

Осмотрелся вокруг и насчитал, не углубляясь, 7 одиноких женщин в возрасте 50-70 лет. Большинство из них ведут весьма активный образ жизни, вполне «социальный». Как это ни банально звучит, но мы сами творцы своего счастья. Беда в том, что не знаем, чего хотим, оттого и не получается его творение. К сожалению, не каждый человек — художник, не каждый способен примечать нюансы жизни и видеть в них потаенные смыслы, совокупность которых, дает оправдание тому, что есть, без позывов и претензий на преобразования. Потому хочется кому-то рассказать о своих проблемах, — может быть, со стороны виднее, может кто-нибудь увидит и подскажет.

Как много в жизни женщины занимают мужчины! Наверно, я удивляюсь тому оттого, что моя жизнь лишь касается материи, а постоянно пребывает в измерениях далеких и неосязаемых. Вот и сейчас погружаюсь в чужие судьбы. — Для чего? — Наверно, все-таки, чтобы познать себя, понять, — зачем я здесь? Впервые такой вопрос, я помню, появился в возрасте раннем, а потом всю жизнь искал, но не нашел на него ответ. Не думаю, что в этом уникален, — всех занимает вопрос, каждый пытается ответить, но многие смирились, — нет ответа, и не будет. Я тоже примыкаю к этой группе, переадресовав вопрос своему сыну. Понимаю, что и он не найдет ответа… За кадром слышу негромкую песню: «Так зачем проклинал свою горькую долю, Видно зря, видно зря…».

Когда читал Экклезиаста, казалось, он сейчас все скажет. — Но нет, — он тоже говорит лишь о своих сомнениях, похожих на мои собственные. Вселенная молчит, Бог молчит, все молчат. Я отношусь к ним с пониманием, на самом деле, не жду ответа. Мое, быть может, самое любимое стихотворение — «Silentium!» Тютчева:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

Когда прочитал его, то увидел и понял, что это глубже Экклезиаста. Точнее, Экклезиаст не мог так сказать, не впадая в противоречие со своей жизнью, статусом и предназначением. «Мысль изреченная есть ложь». — И вот, уже бедная женщина в компании подружек пытается изречь, озвучить сомнения, чтобы они тут же превратились в ложь и тихо растворились. Неизреченные мысли сродни неосуществленным надеждам, о которых было сказано так:

Я сижу один, закат погас…
В дверь души стучатся в поздний час
путники, Окутанные тьмой:
неосуществленные надежды с болью возвращаются домой.
(Р.Тагор)

Сказочные персонажи
Бабочка — легкая, воздушная, красивая, разнообразная, летняя, безмятежная. Она могла бы быть символом мира (вместо голубя), но наше лето короткое, и на снежном фоне выглядела бы странно. Она стала символом, но другим, недостойным образа, — ее вспоминают как «ночную бабочку». Мне жаль, что символ спокойного лета переместили в такое состояние. Про пчелку, бабочку и гусеницу была хорошая песенка, звучавшая в моем детстве, там такие слова:

…И гусеница, настрадавшись днём,
Заснула неспокойным сном,
А пробудившись ото сна,
Она уж бабочкой была.

Утром сердце своё пчела,
Этой бабочке отдала
И они в голубую высь
Вместе с ней понеслись!

По лугам и морям, и садам
Они вместе летают -
Ароматом поят их цветы,
Жизнь полна красоты!

Мне нравилась песня, ее мягкое исполнение, нравились слова, хотя в детстве удивляло, что это песня про любовь, а тут все женского рода. — Странная любовь, — я знал уже с пяти лет, что любовь бывает между мужчиной и женщиной, знал о ее проявлениях. Но это не мешало слушать и любить песню, — она же про маленьких зверюшек, т.е. для детей. Почему-то в сказках живут не люди, а звери. Наверно, потому, что сказки добрые. Человека трудно представить в таком качестве, а про незнакомого зверя придумать легче. И бродит по сказкам безобидный Мишка косолапый, обманутый хитрой лисицей, вразвалочку шагает добрый Крокодил Гена. Детские сказки оптимистичны. Они, как американские фильмы, должны завершаться «Хеппи». Страшный Шарль Перо писал свои сказки для взрослых, это в России их адаптировали для детей. Насколько могу помнить свои детские ощущения, сказка и реальность перемешивались. Впрочем, я не прочь, если бы так было всю жизнь.

Большое и малое
…Легкомысленное подчеркивает уменьшительно-ласкательный суффикс. Девочка выросла, стала серьезной женщиной. Но мы-то знаем, что под элегантной шляпкой и строгим рабочим костюмом живет в ней все та же девичья душа, только и ждет подходящего момента, чтобы сверкнуть озорным огоньком, увлекающим в дальние дали.

Почему уменьшительное и ласкательное оказались в одной связке? — Кажется, это естественно, — маленькое требует заботы, внимания, общения тонкого, нежного, а значит, ласкового. – Получается, — по определению. К большому трудно быть нежным, это будет претензия на соразмерность, какое-то панибратство. Сказка про аленький цветок нарушает норму, — чудище огромное получает ласку тонкой девушки. Это чудо чудное, диво дивное. От него идут другие чудеса и чудище становится добрым молодцем.

Но все это крайности, — маленькая девочка и чудище огромное. В реальности нет крайностей. В ней живут среднестатистические люди среднего роста, без больших отклонений. И это обстоятельство повышает статус нежности, делает ее особенной. Она уходит от формального или аномального. Становится душевной, неожиданной, независимой от свойств объекта. Лучшие формы нежности, как и любви, бескорыстные, возникающие не как следствие хрупкого или привлекательного.

Я мало что знаю про нежность, будучи логиком-формалистом, т.е. существом, в некотором смысле, механическим. Недаром, много говорю о возможности машинного интеллекта, мне он, вероятно, близок. А нежность — чувство человеческое, оно из тех, что формализовать не получается. Впрочем, есть описания поэтические и музыкальные. Мальчику Каю трудно говорить про нежность. Нет, он, конечно, знает, что это такое, знает, как она приятна, как сладостно ее ожидание и волнующее последействие. Но ему неведомы истоки. Он только знает, что они материальны, как и все, что существует в этом мире.

Грязные мысли
- Однозначно, это мысли о сексе. Опять же, вспоминаю Менделеева: «Грязь — вещество не на своем месте». С сексом сложнее. «Не на своем месте» он, бывает, возбуждает сильнее. Мне понравился сюжет из какого-то хорошего перестроечного фильма, кусочек которого посмотрел по телевизору летом. 30-е годы, зал, сцена, выступает молодая активистка, эмоционально рассказывает о «проблемах текущего момента». Молодой человек, влюбленный в нее, слушает и представляет совершенно обнаженной, — там, на сцене, говорящей все те же эмоциональные серьезные слова.

Пушкину явилась женщина в воспоминаниях как «гений чистой красоты». «Чистая» — значит, первозданная, не спрятанная под одеждами, не запятнанная «чистая нагота». Мысли о наготе не могут быть грязными. Потому соглашаюсь с тем, что словосочетанию «грязные мысли» трудно найти соответствие. Мысли тянутся к красивому, высокому, приятному, а безобразного сторонятся, о плохом не хочется вспоминать и думать. Пушкин: «На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн…». Фет: «Эти думы, эти грезы — Безначальное кольцо… Эти грезы — наслажденье! Эти слезы — благодать!»

Ветер
Он «шаловливый и настойчивый», хотя определения антагонистичны. Шаловливый — легкий и забавный, настойчивый — сильный и серьезный. Перемена ветра, перемена тактики. Порывы на фоне легкого дуновения. Легкий ласково и нежно проникает сквозь одежду, а сильный ее срывает, бессовестно поднимает юбку. И стоит она, обнаженная ветром и улыбается, как Мэрилин Монро.

Жизнь — везде, она разлита во всем пространстве, — на море и на суше. Я сам не всегда различаю, — когда плыву, а когда летаю, — везде бурные потоки волн, порывы ветра и яркое солнце, — все переполнено, все перемешано, как на кубистических полотнах, выдающих не жизнь, а ее преломление в сознании. Первые «кубисты» (могу ошибаться в названиях) были типа Кустодиева, к ним не придраться по части пропорций, но это уже не реальность, это ее ощущение. Реальность ускользает (у Пикасcо в еще большей степени), ощущение выступает на самый первый план. Оно сильнее материи, смывая ее последние следы. Воспоминание о жизни бывает ярче ее неспешного течения. Ожидание сильнее самого события, оно сродни воспоминанию. Мимолетное может существовать только в будущем или в прошлом…

Скрестить шпаги
Ах, женщины! Вам нужна ласка и внимание, но еще и непременно ревность, чтобы мужчины скрестили шпаги на турнире во имя Прекрасной дамы. Мы по природе эгоистичны, властолюбивы, привыкли завоевывать, овладеть. Не может быть всем хорошо. Это не предусмотрено в проекте мироздания, цивилизация на это не рассчитана. Всегда война, в ней победители и побежденные.

Потерять голову
Выражение «Потерять голову» вызывает вопрос: можно ли терять голову неоднократно, вырастает ли другая после потерянной? Или, когда голова потеряна, терять уже нечего? Хочу предположить, что случаются оба варианта. В первом после завершения эпизода происходит осознание нового состояния, как бы вырастает новая голова, по-новому принимающая окружающее. Во втором, после потери приходит ощущение, что терять уже нечего. Я искал здесь позитив, но не нашел, и понял — почему. — Вопрос предполагает, что период имеет завершение. Позитив может звучать так: потеряв голову, не следует пытаться ее найти и вернуть. Это состояние невесомости, оно легкое, воздушное, а голова притягивает к земле, возвращает небесное на землю. Иногда пытается эти сущности перемешать или совместить. Последнее — совсем непросто.

Тело
В мои советские времена культивировалась мысль о том, что душа и тело составляют единое целое, надо развивать и то и другое. Культ тела был эстетический и практический. Я, как и мои сверстники, увлекался культуризмом. Хотел быть сильным, чтобы красивым телосложением привлекать внимание девочек. Мне казалось, что девочки обращают внимание прежде всего на тело, а что у него там внутри, это второй вопрос. Наверно, это был исключительно мужской взгляд. Юноши сильно реагируют на женское тело. Оно манит, тянет к себе, занимая все уголки воображения. Разум, бывает, вообще переходит в режим ожидания, проявляет себя слабо…

Возможно, человек — самое сексуальное существо. Он породил культуру, которая породила цивилизацию. А культура вся насквозь пропитана сексуальностью. Я уже высказывал опасение о том, что человек бессмертный не может быть человеком сексуальным. И значит, человек бессмертный невозможен, это уже будет нечто другое, на нас не похожее.

Различия
Понял, в чем основное различие между мужчиной и женщиной! — Женщина хочет заботиться о ком-то, а мужчина стремится уйти от всяких забот. Оттого мужчина — основной двигатель прогресса, он очень ленив, вот и придумывает всякие механизмы, облегчающие жизнь. Сначала появился водопровод, газ, паровое отопление, что исключило многие мужские обязанности, и только потом — стиральные машины, скороварки и прочая кухонная утварь. Мужчина настроен на беззаботную жизнь, и с радостью попадает под опеку женщины. Потом тоскует о свободе, поскольку беззаботность представлял совсем не так, как ее допускает женщина.

Оттого мужчину привлекает тело, что не сильно он еще цивилизован, встречает по-простому, по одежке. Тело для него как одежда души, а не наоборот, как у женщины. Мы материалисты, еще только с трудом осваиваем духовную часть человека. Мужчина груб, а душа — материя тонкая, ее могут перебирать только нежные женские пальчики. А мужчина, вместо того, чтобы сначала проникнуть в душу и рассмотреть, что там у нее внутри, начинает трепать это бедное женское тело…

Физически мы такие разные, а мыслим схоже. Вероятно, инопланетянин, воспитанный в человеческом обществе, будет человеком. Физические различия, как показывает практика, не имеет большого значения. И робот тоже когда-нибудь станет человеком. Человек интеллектуальный не сильно зависит от своей начинки. В этом смысле, деление на мужчин и женщин искусственное. Женщины (или мы, мужчины) придумали такое разделение и замечаем: «В ней заговорила женщина». Мне все это совсем не понятно. Когда-то я пришел к выводу, что «биологическая составляющая» разума велика, это она определяет наше мышление, потому с инопланетянами мы никогда не договоримся. Из-за этого нет у нас хорошего контакта с представителями животного мира. Мы такие разные, что нам не о чем говорить, самые простые понятия не совпадают. А вот с женщинами почему-то понимаем друг друга. Предполагаю, что есть большое взаимное стремление к пониманию, и этого оказывается достаточно. Есть женские романы, женские стихи (кажется, Есенина в этом упрекали). Но женскую душу лучше всего почему-то показывают мужчины. Во всяком случае, нам, мужчинам, так кажется. Наверно оттого, что они говорят о незнакомом нам предмете нашим языком, — так, что мы понимаем. Но так приятно слушать женщину, когда она говорит о себе. Интересно, различие между мужчиной и женщиной меньше, чем между христианином и мусульманином? Между европейцем и азиатом?

Запретный плод
От слова «Пляж» веет легкомыслием. На нем тормозятся даже естественные мысли и реакции. Однажды был я на нудистском пляже. Он в Солнечном, на Финском заливе, ничем не ограниченный. Просто есть место, где традиционно, еще с советских времен отдыхают без одежды (или от одежды). Все, — мужчины, женщины и дети. Мой друг, снимавший там недалеко дачу, провел меня на экскурсию. Удивило, что обилие обнаженных женских тел не вызвало большого интереса, только любопытство. И подумал, что купальник на самом деле не защищает от нескромных взглядов, но наоборот, их провоцирует и возбуждает, скрывая возможные телесные недостатки и переводя всем известное в область тайного, и потому желанного. А еще вспомнил про обезьяну, которая взяла палку в качестве орудия труда и стала сбивать бананы. Так нам тов. Энгельс объяснял происхождение сознания. На нудистском пляже я оценил ледниковый период, который заставил ту самую обезьяну облачиться в шкуру мамонта и скрыть свое тело. Вот тогда и появились фантазии, рисующие знойные картины, появилась культура, обезьяна стала разумной и по-человечески сильно сексуально-эротичной. Фрейд в этом вопросе мне ближе, чем основоположник марксизма. Ограничения способствуют расцвету того, что пытаются удержать. Вот и любящая женщина вынуждена скрывать свои желания. Оттого они достигают большого накала, вызывают ответное желание, их удовлетворение поднимается на огромную высоту и сокрушение плотины вызывает чувство невесомости, парения. Я сторонник купальников и плавок. И вообще, консерватор. Считаю верным сокрытие подробностей межполовых отношений. Очень уж они индивидуальны и со стороны счастливые моменты могут выглядеть плохо. В социуме мы вынуждены все время играть, действовать не как хочется, расслабиться нельзя. Когда же социум будет проникать и в интим, надо будет и в этом действии играть, т.е. делать все так, чтобы красиво было со стороны смотреть. Талантливых артистов не так много, это я могу судить по тому порно, которое еще недавно у нас показывали по телевидению. Социум, однако, и сейчас незримо присутствует в любовных играх наедине. И как могу заметить, его действие вредное. Недаром специалисты медики-психологи все в один голос говорят, что при таких занятиях надо отбросить социальные комплексы и привычки. Мужчина и женщина наедине — это особое состояние, не социум. Предполагаю, что секс — не единственное место, где социум мешает. Я люблю уединение.

Приготовление пищи
Как замечал, большинство женщин относится к этому серьезно и с удовольствием. Вероятно, это в инстинктах, — забота, и прежде всего, мужчину надо накормить. Еда — один из немногих физиологических актов, получивших социальное измерение. Оттого еда должна выглядеть красиво, уложенная как икебана в тарелочку с цветочками. Женщина кормит с любовью и удовольствием, придавая своим блюдам эротический оттенок. Общепит в этом смысле сродни сексуальному извращению.

В школе
Вспомнил школу, когда я был пионером. Меня назначили кем-то вроде зам председателя совета отряда, я часто присутствовал на заседаниях совета дружины. Помню, что понимал бессмыслицу того, что там происходило. Но бывали и хорошие моменты. На сборах, которые приходилось посещать, бывала и пионерка из нашего класса. — Отличница, умница, красавица. Мне было лет 14, с девочками общение было формальное или детское. А с этой девочкой однажды вдруг зашел разговор на «взрослые темы», об отношениях полов. Мне это было в диковинку. Среди мальчиков тема частая, но чтобы вот так, с девочкой об этом говорить! Я удивился, почувствовав ее интерес к теме, не меньший, чем мой собственный. Мы тогда были втроем (я, мой друг и девочка), разговор шел в приличных формах, но тема была совершенно конкретная. Представляю, что в других условиях, при уединении, продолжение разговора легко могло бы перерасти в реальное сближение, что, вероятно и происходит у нынешней молодежи. Раньше были коммуналки и семьи многодетные, уединиться было трудно. А больших внутренних запретов я не испытывал. Не было их у меня, несмотря на пуританские официальные нравы. В этом смысле, я был как современная молодежь…

Воспоминания… Я все более склоняюсь к тому, что суть жизни исключительно в воспоминаниях и фантазиях. Впрочем, воспоминания — это тоже немного фантазия, о прошлом. Взгляд назад, интерпретация и оценки прошедшего. Они тоже изменчивы, как и наши представления о будущем.

Булочка
Женщина – «булочка» — мягкая, теплая, вкусная, утоляет голод и доставляет удовольствие. Мы снимаем обертку и думаем, с какой стороны надкусить. Впрочем, какие такие мысли могут быть у голодного человека! Он не думает, он с вожделением на нее набрасывается, не останавливаясь, утоляет голод. Это сытые эстеты будут долго рассматривать, прежде чем прикоснуться. Им нужен антураж.

Судьба булочки печальная, она растворяется, сливается с телом голодного. Но потом снова появляется на завтрак, обед или ужин. И мы опять думаем, теперь уже над парадоксом С.Лема, — это та же самая булочка, или только такая же? Потому что завтра она может быть немножко другая, в другой упаковке, в других цветах. Но очертания, конечно, все те же. И мы уверенно различаем французскую булочку, городской батон и каравай крестьянский.

Это я пишу еще до завтрака. Возможно, оттого такие ассоциации. Вот, и у развратника Ги-Де-Моппасана есть целый роман о женщине с гастрономическим названием «Пышка».

Разные функции
Есть фраза «Искусство требует жертв». Красота связана с искусством, и тоже требует, приходится удовлетворять. Я это понимаю, но сам веду себя совсем не так. Нет, не оттого, что я глух к красоте. Собственно, такого и не бывает, всяк человек к красоте стремится, хотя очень по-разному все понимают красивое, оно и само по себе очень разное. Но из двух вариантов — сделать красиво или рационально, я выбираю второе. Конечно, после выбора пытаюсь это сделать красивым, но все равно, красота вторична. Мы с Сергеем (сыном), обсуждая новое, непременно отмечаем, изменяет ли оно качество (жизни). И если — да, то это становится весомым аргументом для внедрения. В оправдание такой рациональности можно отметить, что красивое, но бесполезное, недолговечно. Да и не мужское это дело, «красоту наводить» — это женское, — уложить, подправить, украсить. Мы занимаемся большими делами, прокладываем путь. А женщины его делают приятным. Вывод — женщина создана для того, чтобы доставлять удовольствие мужчине и самой себе. Мужчина же должен создавать условия для жизни. Он и деторождением не занимается, только создает условия. Так распорядилась сама природа, мы же только следуем по ее стопам.

Коварство
Безупречных и приятных всегда подозревают в коварстве, поскольку люди не верят в чистоту, красоту или прочее без изъяна. А скрытые изъяны могут проявиться неожиданно, когда их не ждешь. Плохой человек понятнее, чем хороший, — от него знаешь, чего ожидать… — Это я о преобладающем мнении, которое не обязательно совпадает с мнением автора этих строк. Трудно быть логиком, когда даже самые простые слова вызывают шлейф ассоциаций. Коварство в какой-то мере всегда должно присутствовать у женщин, как считают мужчины. Как одна из защитных реакций. Вообще, женщина должна быть умнее мужчины. В борьбе за выживание у нее от природы меньше физических сил, что должно чем-то замещаться.

Танец
Человек в танце пребывает в особом состоянии. Время не существует, все уходит на задний план, остается только музыка, музыка, партнерша и кружение. В кружении мелькают лица и интерьеры, сливаясь в единый фон и только партнерша, повторяя синхронно движения, остается различимой на этом мелькающем фоне.

Пьедестал
Орлеанская дева… А почему «дева»? Разве девственность в политике и других социальных делах имеет значение? Почему-то для древних это было важно. У католиков культ Девы Марии настолько сильный, что ее статус лишь немногим уступает статусу Христа. Французы как верные католики приняли, но немного сместили этот культ и стали поклоняться женщине как таковой. А может, это у нас представление сложилось такое. Сложилась, когда русский солдат увидел на пьедестале французов прекрасную даму.

Арфа
Гарики Губермана:

«Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.»

«Я женских слов люблю родник
и женских мыслей хороводы,
поскольку мы умны от книг,
а бабы — прямо от природы.»

Комментарий.
Арфа древняя, звучит приятно, ее любят поэты и влюбленные. Символ музы, на ней играют музыку души. Арфа — музыкальный инструмент. Хороший, приятный, символичный, но инструмент, т.е. имеет подчиненное значение. Звуки рождаются в душе, арфа их воспроизводит, выносит в материальный мир. Правомерно ли сравнение женщины и арфы? — Правомерно. Есть в женщине единство материального и духовного, причем материя в ее жизни занимает почтенное место. Для мужчины нехорошо глубоко погружаться в материальное, для женщины такого вопроса нет, она прежде всего материя, и сравнительно недавно стала проникать в сферы духовные. Как я понимаю, оба «гарика Губермана» именно об этом, о природном основании женщины. И если первый стих говорит об опасностях такой конструкции, то второй утверждает ее явное преимущество. Материя первична, духовное — ее порождение. Женщина ближе к истокам. Мужчина — казус, недоразумение, его происхождение остается тайной. Впрочем, биологически он возникает от женщины, от матери, она же дает ему первый духовный опыт. Мужчина всегда немного в стороне от жизни. Биологически, его роль второстепенная, — защита от генетических сбоев, контроль, антивирус Касперского. Будучи не сильно востребованным в жизненном процессе, он развлекается в сторонке, перебирая арфические струны.

Покорность
Есть такое интересное состояние — приятная покорность. (Прошу обратить внимание, — не рабская, а осознанная и даже желанная). Нас когда-то учили, что покорность это угнетение, против которого следует восстать и сокрушить угнетателя. Значит, не только угнетение может породить покорность. Другие источник — это уважение, признание, любовь, желание быть в тени любимого авторитета.

В этом смысле, есть интересная страна, Северная Корея. Она достойна внимательного изучения, как вариант и пролонгация сталинских начинаний. Вчера показали счастливую северокореянку, вероятно, неглупую, которая говорила об искренней любви к Трудовой партии Кореи и к ее великим руководителям. Я поверил в ее чувства. Это высокая форма любви к государству, готовая к самоотречению, к высочайшей покорности. Государство олицетворяет любимый руководитель Ким-… Что после черточки, по большому счету неважно, это символ, как флаг, кремлевская звезда, гимн. Государство и народ — единое целое, этого трудно добиться, еще труднее сохранить. Патриотизм, доведенный до высшей степени любви. На западе проповедуют любовь к себе, все остальные формы любви — производные. Даже любовь к женщине, высокая любовь, вырастает из инстинктов и желаний. Там, в Корее, источник в этом смысле чистый, внешний. Любовь предстает такой, как она должна бы быть. Бескорыстная, она не связана с материальным или социальным положением любящего гражданина.

Интересно, что мы воспевает рыцарскую любовь далекого средневековья, но она сродни той любви к «любимому руководителю Ким-Чен-Иру», о которой я здесь говорю. Недавно прочитал недавно у Б.Акунина неизвестные мне подробности рыцарской любви. Эта любовь была заведомо невозможная, поскольку «прекрасная дама» обычно была высокого звания, в отличие от низкого у рыцаря. Потому все, на что мог рассчитывать победитель, — на брошенную сверху белую перчатку. Чем это не любовь к «любимому руководителю»! Она лишь немного менее абстрактна, поскольку имеет воплощение в виде конкретных мужчины и женщины, но форма любви — все та же, только почитание и покорность.

Я могу согласиться с собратьями-либералами, что есть некоторая аналогия между высоким рейтингом тов. Путина и рейтингом северокорейского руководителя. Во всем нужна мера. По мнению Запада, наша мера превышена.- Возможно, но я пока не вижу, что сильно. При сильном превышении благие намерения порождают шлейф безобразных следствий.

Книга Б.Акунина, которую пролистал на книжном рынке, была посвящена любви. Книгу не взял, хотя было бы интересно прочитать подробное исследование, где приведены примеры из разных литературных источников. Наверно я бы тоже мог написать трактат о любви. Да и многие могли бы, у каждого это была бы своя книга. Представляю большую библиотеку любви, где представлены все жанры — комедии, трагедии, фантастика… — Но не успел представить, как вспомнил, что 90 процентов книг (кто-то подсчитал) написаны о любви. Бывает, и научные трактаты пишутся в любовном вдохновении. Любая библиотека – собрание книг о любви.

Касание
Касание — высшая форма контакта, дальше только взаимопроникновение и слияние. А какие другие бывают формы? Первая — мысль, далее — изображение, звук. Все это перемешивается в разных пропорциях. Но вот касания и мысль совмещаются плохо. — Они по разные стороны бытия — чистая материя и чистое сознание. В советские времена был популярен вопрос о том, что первично, — материя или сознание? Сейчас, с высоты 66-ти лет, я вижу, что все это проблемы подросткового возраста, в реальности все очень индивидуально. Иногда в начале возникает мысль о касании. Она может жить долго, всю жизнь, да так и не дойти до материального воплощения. А бывает, что и мысли никакой не было, но случайное касание привело в действие материальные силы, свершающие физические акты, не подвластные разуму, вступающие в противоречие с сознанием. — Все очень по-разному. Каждый может рассказать свою историю о материи и сознании, часто и не одну историю.

Но это все философия, которая, как иногда считают, не имеет отношение к жизни. Я так не считаю. Философия — другое воплощение жизни. В предыдущих терминах, это осознание материи. Когда после действия происходит его осмысление и обсуждение, начинается философия. Когда перед действием думают о формах его исполнения — это тоже философия. Эмоциональная реакция на прикосновение, например, восторг, — философия. — Мы ее связали с разумными или просто с психическими реакциями. Реакции изучены физиологами. Собака Павлова реагирует на прикосновение, в ее маленьком мозгу происходят бурные процессы даже при легком касании. Что же говорить о большом человеке! Чем больше человек, чем выше его положение на социальной лестнице, тем сильнее реакции на прикосновение к нему. Правитель спускается в массы, протягивает руку, и тысячи людей пытаются к нему прикоснуться. Впрочем, и здесь тоже все индивидуально. Есть такая тенденция, но часто восторг не зависит ни от положения, ни от состояния, ни всяких других атрибутов, когда все рациональное, воплощением чего является мысль, изгоняется и ссылается далеко-далеко без права переписки.

Чувствительность
С чего начинается женщина? — С картинки, с округлых форм Но по мере приближения, на первый план выступают другие ее свойства, — нежность, тонкость и чуткость, желание четкой идентификации себя как женщины и как уникальной индивидуальности. Трудно женщине при высокой чувствительности жить в сообществе грубых (от природы) мужчин. Трудно жить и в сообществе женщин, привлекающих наше внимание. Нам же нравится гулять по цветочной поляне, сорвать цветок, рассмотреть его и оставить в петлице, если понравится. А иные просто рвут и бросают, нарушая безмятежную красоту полянки. Цветы цветут не для себя. Но, по большому счету, и никто не живет для себя, каждая жизнь подчинена той огромной системе, которая нас породила. Ее называют по-разному, я называю — Природа, Жизнь. Срывая цветок, вдыхая розы аромат, обнимая любимую женщину, мы отдаем дань жизни. А вот когда размышляем, то вторгаемся в чужие сферы, божественные. К сожалению, мы заражены вирусом познания. По-природному, любим безумствовать, но перемежаем страстные состояния задумчивыми. Говорю «к сожалению» — потому что сказано, что «от многой мудрости много печали». Следовало бы сторониться размышлений.

Игра случая
Ирена Буланова, http://www.stihi.ru/2013/12/08/6675 :
«А Боги смеялись все утро и вечер -
Смешила их фраза: «Случайная встреча»…
Они от души, аж до слёз хохотали:
Наивные люди! Вам шанс просто дали!»

Была такая песня (еще в советские пуританские времена) со словами: «Давай проиграем в любовь…» — я запомнил только эти слова. Они вызывающе низводят любовь в ранг игры. — С кем, с чем?

Два партнера разыгрывают известные сюжеты, привнося в них, как в театре, индивидуальность исполнения. Актеры и зрители в одном лице. — Это похоже на правду, актер получает большое удовлетворение от хорошей игры. Театр камерный, всего два зрителя. Хотя иные сцены выносятся наружу, тогда в них зрители тоже участвуют, вмешиваются в действие.

Так что же любовь? — Игра? Игра возможностей, случая? Интерактивный театр? Или сюжет определен божественным автором и наше дело — исполнение без собственных импровизаций? Как фаталисту, мне надо принять последний вариант. Но в нем мы даже на артисты, только исполнители и зрители. Боги не будут возражать против этого, но и не будут смеяться. Потому лучше забыть про фатализм, чтобы богам не было скучно. Пусть посмеются и ради собственного удовольствия дадут и нам немного поиграть. Как в сюжетах арабских сказок «Тысяча и одна ночь», — каждая ночь была настолько интересная, занимательная и приятная, что властелину всегда хотелось продолжения. Арабы, вероятно, знают толк в любви. — Все знают толк, русские не исключение. Различаются только рассказы о любви, — в них проявляется национальный колорит. Кому-то нравится символика, кому-то аура и внешние влияния, а иные авторы погружаются в материю, в детали процесса. Все свидетельства хороши, и даже статус игры — не помеха, для хорошего актера игра и жизнь не различаются.

Геометрия
Есть у меня пристрастие к лекальным кривым. Они ласкают взор, у меня на даче все дорожки извилистые, они удовлетворяют такому геометрическому постулату. И вдруг я понял, что женское тело в идеале имеет те же очертания, ограничено все теми же лекальными кривыми — шея, грудь, талия… Подсознательно, не геометрия и математика водила моим пером (в данном случае лопатой),- я копировал женские формы.

Мы ищем воплощение фантазий — геометрических, химических, интеллектуальных, сексуальных и, бывает, находим. Или сами воплощаем в тех или иных образах. Иногда (а может и всегда) всплески творчества — литературного, художественного, научного, — любого, есть рассказ о разделенной или неразделенной любви.

Сладкое
Говорят, мужчины любят сладкое. Как представитель племени, могу подтвердить хотя бы свой частный случай. Сладкое символ приятного. («Мечты, мечты, в чем ваша сладость»). Почему-то мужчины более нацелены на приятное… — Это миф! Как можно сравнить силу желаний! Это женщины придумали про нас. Мы не спорим, — да, любим, но предполагаем, что женщинам тоже нравится сладкий пирожок. И если прочертить на нем середину и попытаться отведать его с двух сторон, губы непременно встретятся на середине с взаимным стремление идти дальше. И то, что женщина при этом отступает назад, к стене, как бы сдается, определяется только ее природной хрупкостью. Сила желания тут не при чем. Нам интересен только достойный противник, сила намерений которого не уступают нашим.

В связи с этим, два кинематографических сюжета. Один — из старого французского фильма типа «Анжелика и король». Есть эпизод, когда главный герой приближается к лежащей на спине Анджелике, которой может овладеть без проблем, — она в его власти. Но он остановился и говорит, что ему не нужна такая смиренность побежденного. Нужна активность, желание, чтобы женщина сама устремлялась к нему навстречу, что потом и происходит. В другом фильме, М.Захарова «Формула любви» девушка обреченно начинает расстегивать верхние пуговки платья, но граф Калиосто ее останавливает, ему тоже не нужна покорность. Истинная сладость во взаимодействии людей свободных, у которых есть собственные желания.

Женственность
Русская женщина. — В ней много хорошего, но женственность у нее где-то на втором плане. Пытаюсь вспомнить литературные примеры, но в голову приходят только две дамы: крестьянка от Некрасова и Анастасия Филипповна. Их поджидает за дверью женщина с топором из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». — Есть женщины в русских селеньях!

Но у меня ассоциация другая, ее выражают слова из песни юных лет:

Обняла горящими руками,
Говорит, что буду я твоя.
Алыми и жгучими губами
Сразу одурманила меня.


Лекция о ревности и любви
В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 8676


Добавить комментарий