Коммуникации

08.09.2013. Слушатели встают, когда читающий лекцию входит в аудиторию. Такой ритуал обозначает водораздел между лектором и слушателями. Такое приветствие подчеркивает дистанцию и социальное различие в пределах данной аудитории, где лектор имеет определенную власть над слушателями. Вставая, они как бы принимают это правило.

17.10.2013. 
По многим причинам услышать сказанное не всегда просто. Мне понравилось представление о «Медленном чтении», которое встретил однажды у собеседника в Интернете. Для Интернета, да и вообще для современной жизни это не характерно. Однако только такое чтение — медленное и с перечитыванием может приблизить читающего текст к пониманию.

Назову основную (свою) причину, искажающую понимание, — это то, что называется «установкой». Мне кажется, что я знаю излагаемое так хорошо, что не надо глубоко погружаться в смысл сказанного. Такое же мнение иногда возникает при чтении начала текста, — все понятно!, дальше читаем бегло. Но иногда истинный смысл передают именно мелкие детали и определения, которые при беглом взгляде вовсе не видны.

Все это, однако, проблемы инерции, человек не успевает приспособиться к быстро меняющимся условиям. Еще совсем недавно читали не так много, и читали медленно. Считаю справедливым, что ответственность за правильное понимание лежит на говорящем, не на слущающем. Для современного общения следовало бы вспомнить слова М.Горького: «Краткость — сестра таланта». Конечно, талант — редкость, но можно (скорее, даже, нужно!) открыть школы, курсы, подобные курсам риторики для обучению краткости изложения мысли. Часто бывает, что мысли нет. Тогда попытки изложить ее кратко приведут к тому, что текста не будет. Культуры Интернет-общения нет, но она когда-нибудь придет. Так бывает всегда, когда возникает новое. Сначала оно спонтанное и грубое, потом принимает культурные формы.

26.12.2013. Оставаясь «по ту сторону границы», разделяющей зрителя и выступающего, хочу заметить, что эти двое видят одно и то же действие по-разному. Перефразируя слова, которые когда-то любили повторять, пишу уверенно: «зритель всегда прав». Ообычно выступающий принимает мнение зала, который вместе с ним радуется или огорчается. Это тема большая и серьезная, а вывод странный. Странный потому, что зритель ведомый, имеет свойство «толпы», со всеми вытекающими… Какая-то мысль крутится, интересная, глубокая, но никак не находит завершенного воплощения, слишком сырая… Я вдруг почувствовал, что зритель как единое целое может пребывать в разных состояниях, выбором которого выступающий может как-то управлять и одно из них — состояние полной сопричастности и зависимости, как в случае «Амвей». Т.е. коллективному не надо верить, это всего лишь усиленное субъективное мнение того, кто влияет на толпу. С другой стороны, именно коллективное мнение часто бывает правильным до мелких нюансов, не совпадающим с мнением того, кто пытается его создать. «Зрительный зал» представляется неким существом, которое рождается здесь и сейчас, а выступающий причастен к тому, каким оно получится. Оно может быть разным, — умным, добрым или агресивным, по-разному может относиться к своим родителям, и совсем не обязательно принимает то, что в него пытаются внедрить. Остается вопрос, начиная с какого числа зрителей возникает такое существо — с 2-х, десяти, тысячи? Наверно, мои мысли выглядит наивно для человека, знакомого с вопросом. Но я выбрал себе роль дилетанта, предполагая, что из сотни глупых вопросов может вырасти один капитальный.

20.05.2014. Не люблю социальные сети, в них переписка on-line. Мне больше нравится по-старинному, — написать бессонной ночью, запечатать конверт и отправить с оказией. При этом понимаю, что это только кажется, что мы о чем-то думаем, но иногда хочется обмана и игры. Как справедливо заметил поэт: Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман. Возвышающий не в смысле внешнего возвышения или самоудовлетворения, но в том, чтобы немного отойти от упомянутых истин.

24.11.2014. «О культуре спора, о недоверии к полемики, об утрате искусства спора». Для полноценного спора нужны основания. Убежден, что в большинстве спорных случаев объективных оснований нет, есть только субъективные пристрастия и спор заключается в том, чье мнение следует признать верным. В истинном споре предполагается отсутствие обмана, подтасовок (если они есть, это что-то другое, не спор). Интуитивно источники (причины) спора вижу такие:

1. Есть разные позиции, которые необходимо свести к единой, но при всем желании, это никак не удается. Цель спора — найти источник заблуждения одной из сторон, и если они есть, проигравший должен согласиться.

2. Источники и логика двух сторон понятны, не вызывают возражений, спор происходит по поводу того, что надо взять за основу. Безупречные выводы теолога и материалиста будут различаться, спор смещается в область мировоззрения, которые принимаются на основании опыта и иных аргументов. Спор здесь реальный и может идти бесконечно. В этом случае надо рассмотреть явление так широко, чтобы включить в него другую позицию. И если получается, значит явление многомерное, разные мнения — это взгляды с разных сторон спор превращается в уточнение и прояснение позиций сторон, поиск способов «мирного сосуществования».

3. Может случиться, что нет никаких точек соприкосновения. — Причина может быть в разных языках описания или в разных явлениях (говорят о разном или на разных языках). В этом случае предмет спора — выяснить сей факт, понять, что говорить не о чем и разойтись. Нет соприкосновения — нет влияний — никто никому не мешает, оставаясь свободным в своем собственном мире.

Здесь я перечислил источники спора в предположении, что все участники дискуссии желают найти истину. Законы формальной логики известны и в таком варианте нет причин для недоверия и обид. Таковые возникают, когда под видом спора исполняется желание навязать другим свое собственное мнение. Здесь у «спорющих» разные цели, типа «защита и нападение». Это война, для которой не так много существует ограничений и о «культуре военных действий» можно не говорить, — для победы все средства хороши, победителей не судят, судить будут побежденных. Потому надо прежде всего выяснить, что же происходит — спор, заблуждение или фаза военных действий, в завершение которой, как в песне Высоцкого возможен «ход конем по голове».

29.12.2014. Во времена далекие эпистолярный способ общения существовал и был востребован (И.С.Тургенев как собеседник написал больше, чем как писатель). Но можно представить, как долго шло письмо из России в далекую Европу и обратно, — неделя, две. И можно было целый месяц обдумывать послание. — Да за такое время можно разворошить самые далекие отвлеченные предметы и понятия, заглянуть в глубины и высоты, разочароваться в жизни, многократно изменить настроение, и сумма всех этих мыслей и слов выливается в письмо, которое, по законам жанра, должно быть единым, хотя бы по настроению. Сейчас в Интернете другая крайность, — чат. — Короткие реплики в реальном времени. Времени для мыслей немного, потому преобладает бессмысленное, хотя, не исключаю, что иногда прорывается и бессознательное, которое может иметь самостоятельный интерес.

04.01.2015. Любое предложение, текст, не говоря уже об отдельных словах, каждый прочитает по-своему. Есть у К.Пруткова выражение с неоднозначным смыслом: «Если на клетке крокодила написано «Тигр», — не верь словам своим!».

- Так что же, действительно, не надо верить словам? — Я не сторонник такого вывода, более того, — яростный противник. У нас нет иных способов донести до других «свое внутреннее содержание», и потому это надо делать так, чтобы не было мучительно больно зв неверно понятые фразы. И уж конечно, не следует умышленно искажать смыслы, — только пояснять и дополнять. — Ведь даже при таких условиях, в полной мере понять сказанное непросто, хотя бы потому, что у говорящего и слушающего разные контексты.

16.01.2015. Меня всегда удивляло, — какие родственники разные, иногда даже родные братья мало общаются. Мне кажется, родственные связи — нечто очень искусственное, «чужие» люди бывают много ближе. Родственники — близкие по формальным признакам. Это слабая связь, типа формального брака, — неформальные отношения бывают много душевнее. В этом смысле, у национализма нет надежной опоры, поскольку он пытается собрать разнородное по родствееному признаку.

29.01.2015. Слышу в слове «привет» значение «приятная весть». От родных и близких она (эта весть) всегда приятна, даже как факт, если вспомнить, что было когда-то время без телефонов и телеграмм, и только редкие письма извещали о существовании, например, детей, отправившихся в поисках лучшей жизни. Я вообще плохо представляю тот далекий уклад, — ведь когда уезжал человек куда-то далеко и надолго, с большой вероятностью, это было навсегда. Особенно в России, с ее пространствами, — это в маленькой Европе не так трудно было навестить переместившегося. Другое состояние должно бы формировать другую психологию. Впрочем, из рассказов бабы Поли о крестьянской жизни, я понял, что далеко уходили только в города, на заработки, а мужей и жен обычно находились в окрестных деревнях, в переделах «шаговой доступности».

03.02.2015. Про электронную почту знаю, она существует, а вот с традиционной не встречался уже много лет. Потому нет уверенности в ее существовании. Последние опыты были неудачные. 13 лет назад я переписывался по эл. почте с Абрамсоном. Наш общий знакомый Гриша не пользовался этим средством связи и попросил узнать «физический» алрес в Америке, чтобы переслать своему старому другу настоящее письмо. Я узнал, он отправил, потом все спрашивал о результате и говорил, что не верит в почту, слушая от меня подтверждения. Он оказался прав, письмо так и не дошло. А было оно очень важное. Почта — очень древнее учреждение, сохраняет традиции, в том числе, свой внешний вид. Профессия «почтальен» всегда была немного мистической, — как когда-то ямщик, а потом, — машинист. — Это скромные служащие больших систем, которые чудесным образом перемещают мысли и предметы на расстояния, расширяя тем самым ареал нашего обитания. Про машинистов знаю из воспоминаний разных людей. Как понимаю, эта профессия сто лет назад была такой же интересной и престижной, как потом служба летчика, а затем космонавта. Сейчас перемещаются все больше мысли, средствами, в которых мы уже не видим служащих. Где же он, где же он, ленинградский почтальон?

26.02.2015. Вечером позвонил Лидии Михайловне, не получив от нее письмо. Она говорит о чрезвычайной занятости, которая только когда спадет, позволит ей со мной встретиться, это будет завтра. С возрастом время все более уплотняется. Мне всего 65, но я это уже хорошо чувствую. Что же говорить о тех, кому 73! Раньше меня удивляли бабки, которые пытались куда-то проникнуть без очереди. Я их сравнивал с другими бабками, которые никуда не спешили, — сидели и судачили цедый день во дворе на лавочке, удивляло несоответствие. Сейчас я думаю, что моя жизнь закончится, когда мне станет скучно, когда захочется развлечений. — Нет, я не против развлечений, но огорчает, когда они заполняют пустое время. Впрочем, уже в прошлый раз в разговоре с Лидией откуда-то возникла такая тема, которую я завершил так, — наверно, мои нынешние занятия не что иное, как развлечение. И, по большому счету, я развлекался всю жизнь, поскольку всегда работал с удовольствием.

29.09.2015. Состояние без средств связи похоже на арест. Виртуальный, как и многое сейчас в нашей жизни. Впрочем, человек читающий такой же виртуальный, как и человек с монитором. Наверно истоки виртуальности древние. Представляю далекого голодного предка, который в бессонные ночи мечтает о том, как завалить мамонта. Голод и прочие неприятности заставляют думать. Современный человек не сильно отличается от своего далекого предка, жившего среди дикой природы, от которой всегда можно было ожидать неприятности. Наш окружающий мир становится электронным. Мало кто представляет, где и какие процессы закручиваются, когда мы привычно набираем электронный адрес. Интернет станет частью природы, какие-то службы будут разгонять облака, вызывать необходимый дождь, или восстанавливать оборванную связь. Впрочем, это уже так. Как-то незаметно на наших глазах и очень быстро поменялась жизнь, приняла новые формы, которые стали привычными и совершенно необходимыми. Мы пока еще не отстаем, бежим вровень с нашими близкими потомками, но понемногу они будут уходить вперед. С ежедневным компьютером я живу уже лет 25, а первая встреча случилась лет на десять раньше. ДВК-Синклер-XT-AT286-Пентиум… -Такие вспомнились эпизоды жизни. Сейчас мы вступили в эпоху Win-10, Будущих историков будут интересовать не государства и народы, а операционные системы. С ними же будут связаны счастливые моменты, надежды и тревоги обычного человека. Мы уже входим в такое будущее.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1832


Добавить комментарий