Лебединое озеро (исторические изыскания)

 

Миллионы людей видели балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро», еще большее число слышали эту очаровательную музыку. Но кто интересовался, где у П.И.Чайковского впервые появилась мысль о написании музыки к этому балету? Основываясь на некоторых известных мне событиях и фактах, рискну предложить Вам, дорогие читатели, свою версию.

Как известно из официальной истории, впервые П.И.Чайковский написал балет «Озеро лебедей» для детей в 1871 году. В 1875 году от дирекции императорских театров П.И.Чайковскому поступило предложение о написании музыки к балету «Лебединое озеро». В конце лета 1875 г. были написаны первые два акта, а в начале зимы – два последних. Но ведь П.И. Чайковский использовал музыкальный материал из балета «Озеро лебедей» созданного ранее, то есть сама идея у него возникла ранее. Давайте вернемся в 1851 год. Одиннадцатилетним мальчиком П.И. Чайковский приехал отдыхать летом 1851 года в имение полковника Александра Яковлевича Дубянского, расположенное в деревне Надина (в настоящее время деревня Надино в Шапкинском сельском поселении Тосненского района Ленинградской области), и конечно был очарован необыкновенной красотой окружающей природы.

За столетие много бурь пролетело над имением – революция, война. Территория была заброшена. Новую жизнь в имение вдохнула советская власть. В 1951 году, ровно через 100 лет после П.И. Чайковского, на территории имения был открыт пионерский лагерь «Салют» завода «Звезда» им. К.Е. Ворошилова. Лагерь тогда именовался — пионерская бухта «Салют». Кроме лагеря там находился еще и детский сад завода «Звезда», в котором медсестрой работала моя мать. Сам я, будучи ребенком, впервые туда поехал в 1963 году (мне исполнилось 4 года). В ту пору, Шапки и вся местность вокруг были одним из красивейших мест Ленинградской области. Представьте себе холмистую местность, где лесные рощи перемежаются с полями, засеянными пшеницей и овсом, вокруг многочисленные озера, пруды, заросли орешника. В округе несколько финских деревень. Автомобилей в ту пору практически не было, целостность картины они не нарушали, и поэтому гармония природы навевала мысли о чем то возвышенном. Хотелось петь песни, читать стихи, заниматься живописью. Сам лагерь находился на высоком холме у большого озера. От лагеря к детскому саду вела шикарная березовая аллея, возраст которой превышал 150 лет. Огромная территория была ухожена, травы выкашивалась, на лугах росли березовые рощи, словом, все лучшее отдавалось детям, и примерно так, наверное, выглядело имение А.Я. Дубянского. Можно себе представить, какое впечатление на молодого П.И.Чайковского произвела окружающая природа.

Как то на исходе 60-х, начале 70-х моему отцу попался путеводитель по Ленинградской области. Там было сказано, что в деревне Надино летом 1851 года отдыхал П.И. Чайковский. Сразу за деревней, есть небольшое лесное озеро, на котором в те годы выращивали лебедей, куда П.И. Чайковский любил ходить вечером, и возможно именно там, у него зародилась мысль о создании знаменитого балета. Также в путеводителе говорилось, что в деревне Надино сохранился дом, в котором останавливался П.И. Чайковский. В самой деревне Надино все дома были старые и ветхие, в каком же мог останавливаться П.И. Чайковский? Ну конечно, где же еще, как ни у помещика. А сохранившееся здание, не что иное, как главный корпус пионерского лагеря. Располагая этой информацией, мой отец написал письмо в областной комитет по культуре Ленинградской области, о необходимости установки на фасаде здания пионерского лагеря мемориальной доски. И такая доска была установлена. Мы были рады этому событию, и мысленно пытались понять П.И. Чайковского, что он чувствовал, пребывая здесь. Даже в наше время, когда мы по вечерам ходили на то лесное озеро (мы звали его Зеркальным), оно необыкновенным образом напоминало картины Вальпургиевой ночи. И конечно, появление на таком озере лебедей, не могло ни оставить следа в душе молодого композитора. Все эти события произвели тогда на меня такое сильное впечатление, что я написал стихи – как у П.И. Чайковского появилась мысль о написании музыки к балету «Лебединое озеро». В стихах есть логические несоответствия, но тогда не было интернета, изучать историческую литературу у меня тоже не было возможности, поэтому не судите слишком строго. Ведь мне тогда было всего 12 лет.

Несутся ветры из далека,
Осины листья шелестят,
И в неба синеве глубокой
Куда-то облака летят.

В полях пшеница уж поспела,
Налитым колосом звенит,
И по прохладе, ранним утром
С росой крестьянин косит хлеб.

Сады, озера, перелески,
Скирды, пруды в жемчужном блеске
Едва начавшегося дня заворожили совершенно,
И в прошлое несут меня.

Благоухают ароматом
Цветы и листья диких роз,
А на холме перед усадьбой
Видна аллея из берез.

В усадьбе только что проснулись
Кухарки, прачки, повара;
И, упиваясь свежим утром,
Принялись снова за дела.

Уже на луг зеленый трусят
Телята, пощипать травы,
К пруду пошли купаться гуси,
И вновь пропели петухи.

В усадьбе хлопают уж окна
Проснулся барин, не спешит
Он, табаком наполнив трубку,
С женой о чем то говорит.

Вот выпив чарку доброй водки,
Заев соленым огурцом,
Он, взглядом озеро окинул,
В халате выйдя на балкон.

Помещик здешний, малый бойкий
Себя рыбалкой баловал,
Здесь волей судеб, Петр Чайковский,
Свое творение создал.

В Надину он из Петербурга
Приехал летом погостить,
И с дочкой барина поутру
В озерах рыбу половить.

Он так хотел уединиться
Любил по лесу походить
И нимфу музыки природы,
Увидев, тотчас уловить.

Недалеко от той деревни
Лежало озеро в лесу,
Оно как зеркало блестело
Хранило вечную красу.

Волне здесь негде разгуляться,
Сосной заросши берега.
Любил рассветы и закаты
Встречать Чайковский у костра.

А вечерами долго-долго
Смотрел на водную он гладь.
И жизнь тревожную лесную
Чайковский начал понимать.

Когда над озером пустынным
Стелился клубами туман,
Все силы ада, как стемнеет,
Неслышно собирались там.

И вот на небе месяц вышел,
Все бледным светом осветил.
Туман, растаявши при этом,
Поверхность водную открыл.

В воде, играя, с тихим плеском
Проплыла стая лебедей
Они, светясь жемчужным блеском,
Приняли образы людей.

И Петр Ильич, завороженный,
Картину сказку наблюдал,
А голос нимфы в его мыслях
Уже мелодией звучал.

Но вот на небе заалели
Лучи предутренней зари,
И перешептывались ели,
И хорохорились кусты.

От сна природа просыпалась,
Запели птицы в вышине,
А нимфа в эту ночь попалась,
Оставив мысли о себе.

Походкой медленной к усадьбе
Чайковский не спеша прошел,
К себе он, в комнату поднявшись,
Листы с чернилами нашел.

Писал он музыку для арфы,
И для кларнета написал,
Включил сюда гобой и флейту,
И вместе все объединял.

Картины в образах вставали,
Из них он ноты набирал,
И проработав вечерами,
Балет идиллию создал.

В работе лето пролетело,
И осень наступила вдруг,
И вот, собравши партитуру,
Чайковский едет в Петербург.

04.07.2016

Автор: Грачев Владимир Германович | слов 979


Добавить комментарий