Лебединое озеро (исторические изыскания)

Лебединое озеро (исторические изыскания)

 

Миллионы людей видели балет П.И.Чайковского Лебединое озеро, еще большее число слышали эту очаровательную музыку. Но кто интересовался, где у П.И.Чайковского впервые появилась мысль о написании музыки к этому балету? Основываясь на некоторых известных мне событиях и фактах, рискну предложить Вам, дорогие читатели, свою версию.

Как известно из официальной истории, впервые П.И.Чайковский написал балет «Озеро лебедей» для детей в 1871 году. В 1875 году от дирекции императорских театров П.И.Чайковскому поступило предложение о написании музыки к балету «Лебединое озеро». В конце лета 1875 г. были написаны первые два акта, а в начале зимы – два последних. Но ведь П.И.Чайковский использовал музыкальный материал из балета «Озеро лебедей» созданного ранее, то есть сама идея у него возникла ранее. Давайте вернемся в 1851 год. Одиннадцатилетним мальчиком П.И.Чайковский приехал отдыхать летом 1851 года в имение полковника Александра Яковлевича Дубянского, расположенное в деревне Надина (в настоящее время деревня Надино в Шапкинском сельском поселении Тосненского района Ленинградской области), и конечно был очарован необыкновенной красотой окружающей природы.

За столетие много бурь пролетело над имением – революция, война. Территория была заброшена. Новую жизнь в имение вдохнула советская власть. В 1951 году, ровно через 100 лет после П.И.Чайковского, на территории имения был открыт пионерский лагерь «Салют» завода «Звезда» им. К.Е.Ворошилова. Лагерь тогда именовался — пионерская бухта «Салют». Кроме лагеря там находился еще и детский сад завода «Звезда», в котором медсестрой работала моя мать. Сам я, будучи ребенком, впервые туда поехал в 1963 году (мне исполнилось 4 года). В ту пору, Шапки и вся местность вокруг были одним из красивейших мест Ленинградской области. Представьте себе холмистую местность, где лесные рощи перемежаются с полями, засеянными пшеницей и овсом, вокруг многочисленные озера, пруды, заросли орешника. В округе несколько финских деревень. Автомобилей в ту пору практически не было, целостность картины они не нарушали, и поэтому гармония природы навевала мысли о чем то возвышенном. Хотелось петь песни, читать стихи, заниматься живописью. Сам лагерь находился на высоком холме у большого озера. От лагеря к детскому саду вела шикарная березовая аллея, возраст которой превышал 150 лет. Огромная территория была ухожена, травы выкашивалась, на лугах росли березовые рощи, словом, все лучшее отдавалось детям, и примерно так, наверное, выглядело имение А.Я.Дубянского. Можно себе представить, какое впечатление на молодого П.И.Чайковского произвела окружающая природа.

Как то на исходе 60-х, начале 70-х моему отцу попался путеводитель по Ленинградской области. Там было сказано, что в деревне Надино летом 1851 года отдыхал П.И.Чайковский. Сразу за деревней, есть небольшое лесное озеро, на котором в те годы выращивали лебедей, куда П.И.Чайковский любил ходить вечером, и возможно именно там, у него зародилась мысль о создании знаменитого балета. Также в путеводителе говорилось, что в деревне Надино сохранился дом, в котором останавливался П.И.Чайковский. В самой деревне Надино все дома были старые и ветхие, в каком же мог останавливаться П.И.Чайковский? Ну конечно, где же еще, как ни у помещика. А сохранившееся здание, не что иное, как главный корпус пионерского лагеря. Располагая этой информацией, мой отец написал письмо в областной комитет по культуре Ленинградской области, о необходимости установки на фасаде здания пионерского лагеря мемориальной доски. И такая доска была установлена. Мы были рады этому событию, и мысленно пытались понять П.И.Чайковского, что он чувствовал, пребывая здесь. Даже в наше время, когда мы по вечерам ходили на то лесное озеро (мы звали его Зеркальным), оно необыкновенным образом напоминало картины Вальпургиевой ночи. И конечно, появление на таком озере лебедей, не могло ни оставить следа в душе молодого композитора. Все эти события произвели тогда на меня такое сильное впечатление, что я написал стихи – как у П.И.Чайковского появилась мысль о написании музыки к балету «Лебединое озеро». В стихах есть логические несоответствия, но тогда не было интернета, изучать историческую литературу у меня тоже не было возможности, поэтому не судите слишком строго. Ведь мне тогда было всего 12 лет.

Несутся ветры из далека,

Осины листья шелестят,

И в неба синеве глубокой

Куда-то облака летят.

 

В полях пшеница уж поспела,

Налитым колосом звенит,

И по прохладе, ранним утром

С росой крестьянин косит хлеб.

 

Сады, озера, перелески,

Скирды, пруды в жемчужном блеске

Едва начавшегося дня заворожили совершенно,

И в прошлое несут меня.

 

Благоухают ароматом

Цветы и листья диких роз,

А на холме перед усадьбой

Видна аллея из берез.

 

В усадьбе только что проснулись

Кухарки, прачки, повара

И, упиваясь свежим утром,

Принялись снова за дела.

 

Уже на луг зеленый трусят

Телята, пощипать травы,

К пруду пошли купаться гуси,

И вновь пропели петухи.

 

В усадьбе хлопают уж окна

Проснулся барин, не спешит

Он, табаком наполнив трубку,

С женой о чем то говорит.

 

Вот выпив чарку доброй водки,

Заев соленым огурцом,

Он, взглядом озеро окинул,

В халате выйдя на балкон.

 

Помещик здешний, малый бойкий

Себя рыбалкой баловал,

Здесь волей судеб, Петр Чайковский,

Свое творение создал.

 

В Надину он из Петербурга

Приехал летом погостить,

И с дочкой барина поутру

В озерах рыбу половить.

 

Он так хотел уединиться

Любил по лесу походить

И нимфу музыки природы,

Увидев, тотчас уловить.

 

Недалеко от той деревни

Лежало озеро в лесу,

Оно как зеркало блестело

Хранило вечную красу.

 

Волне здесь негде разгуляться,

Сосной заросши берега.

Любил рассветы и закаты

Встречать Чайковский у костра.

 

А вечерами долго-долго

Смотрел на водную он гладь.

И жизнь тревожную лесную

Чайковский начал понимать.

 

Когда над озером пустынным

Стелился клубами туман,

Все силы ада, как стемнеет,

Неслышно собирались там.

 

И вот на небе месяц вышел,

Все бледным светом осветил.

Туман, растаявши при этом,

Поверхность водную открыл.

 

В воде, играя, с тихим плеском

Проплыла стая лебедей

Они, светясь жемчужным блеском,

Приняли образы людей.

 

И Петр Ильич, завороженный,

Картину сказку наблюдал,

А голос нимфы в его мыслях

Уже мелодией звучал.

 

Но вот на небе заалели

Лучи предутренней зари,

И перешептывались ели,

И хорохорились кусты.

 

От сна природа просыпалась,

Запели птицы в вышине,

А нимфа в эту ночь попалась,

Оставив мысли о себе.

 

Походкой медленной к усадьбе

Чайковский не спеша прошел,

К себе он, в комнату поднявшись,

Листы с чернилами нашел.

 

Писал он музыку для арфы,

И для кларнета написал,

Включил сюда гобой и флейту,

И вместе все объединял.

 

Картины в образах вставали,

Из них он ноты набирал,

И проработав вечерами,

Балет идиллию создал.

 

В работе лето пролетело,

И осень наступила вдруг,

И вот, собравши партитуру,

Чайковский едет в Петербург.

 

 

Грачев Владимир Германович.

 

04.07.2016

Автор: Грачев Владимир Германович | слов 1176


Добавить комментарий