Заметки дедушки о малом внуке

28.08.2014.  В семье Ханова Сергея Олеговича и Скворцовой Ирины Всеволодовны родился мальчик.

С именем пока не определились, кандидаты — Андрей, Илья, Иван, Тимофей. Своего сына мы назвали Сергеем только через полтора месяца после рождения, перед самой регистрацией. До этого называли — кто как. Кто нейтрально — «малыш», а кто-то уже каким-то своим именем, предполагая, что оно приживется. Интересно, что среди имен было имя «Рустам». — Звучит хорошо, а в то время Азия или Европа, русский — не русский не различалось так сильно, как сейчас. Имя соответствовало фамилии, и получился бы совсем другой человек, склонный к азиатскому. — Вот, она, глобализация. Советский союз стоял у ее истоков.

03.09.2014. Познакомился со своим новым внуком. Забежал на минутку, мама вышла с младенцем на руках. У запеленутого видел только лицо. Глазки узкие, но возможно, это щечки толстые. Мое появление для него, конечно, было рядовым в цепочке событий, каждое из которых — новое.

06.10.2014. Как быстро растут дети! Малыш изменился, появился интерес (к жизни?) и любопытство, реагирует на раздражители. Говорю Сергею, — пора заниматься воспитанием, систематически и целенаправленно вкладывать в него информацию. Первые впечатления от жизни, должно быть, самые важные. Старшего внука Диму воспитала реклама. Как только она начиналась, Дима бросал все другое и поворачивался, потом подползал, подходил к телевизору. Это удивляло. Потом поняли, в чем дело, — картинки повторяются, знакомое всегда видеть приятно. Нравится, когда можно предсказать, — что будет дальше. По результату хочу сказать, что реклама начала нулевых воспитала правильно, больших претензий к Диме нет.

19.10.2014. Дима любил движения. Стоял перед зеркалом и изображал Д-Артаньяна. И так пластично у него это получалось, что захотелось его учить танцам. Лет пять учился, теперь он о танцах спокойно не может вспоминать, это черная полоса его жизни. Второй внук, как и положено в его возрасте, вечером долго плакал. Пытаясь его успокоить, я выполнял какие-то движения руками в поле его зрения. Малыш затих и стал наблюдать эти движения. И пока мои руки танцевали, он молчал, смотрел, открыв рот, даже не заметил, что потерял соску. Ира (мама) это наблюдала, и когда потом начинались капризы, звала меня, чтобы я повторил танец рук. Я подходил и повторял, малыш замолкал. — Значит, тоже неравнодушен к движениям.

26.10.2014. Тимофей понемногу входит в жизнь, интересуется не только движением, но и тем, что движется, самими предметами. Уже что-то хочет потрогать, а иногда пытается и влиять на окружающий мир, уронить, например, игрушку. Пока еще случайно. Когда начнет выбрасывать, это будет означать новый уровень развития сознания. Вчера капризничал, я взял его на руки и он долго смотрел на мою бороду. Потом дотянулся, стал тормошить руками и долго чему-то улыбался, глядя на бороду. Я решил, что пора ее убирать, коли даже грудным детям смешно.

01.11.2014 (два месяца). Как интересно наблюдать самые первые этапы становления человека! Ученым надо подробно записывать рассказы мамочек о своих младенцах. Вот я сейчас наблюдаю изменения с интервалом в неделю. Они заметны. Появилась, например, локализация направления. Если раньше можно было привлечь внимание чем-то резким, хлопком, например, то сейчас можно ввести предмет в поле зрения и, перемещая его, наблюдать, как младенец за ним следит. Простые, почти физические реакции, но, видимо, для них уже требуется определенный интеллект. В физическом мире существуют лишь силы взаимного притяжения, а в живом, движения с точки зрения физики, могут быть беспричинные. Живое надо изучать по развитию человеческого младенца, другие существа рождаются уже почти взрослыми. Двухмесячный ребенок, возможно, отстает в развитии от двухмесячного тигренка, но потом быстро догоняет и уходит вперед. Сергей где-то прочитал, что интеллект самой умной обезьяны соответствует интеллекту ребенку какого-то возраста. Он назвал четыре годика, но мне кажется, в четыре ребенок уже очень умный. У К.Чуковского есть книжка «от двух до пяти», в ней сюжеты смешные, но вполне осмысленные. Правда, поведение, например, кошек тоже бывает иногда забавным и осмысленным.

06.11.2014. Известно, что в процессе дрессировки (воспитания) животных, равно как и воздействия на человека лежит принцип «кнута и пряника». Когда зверь что-то делает правильно, ему дают банан или конфетку, кто что любит. Возникает вопрос, а что же является самым желанным для младенца? Исследования, как где-то прочитал Сергей, дали неожиданный результат. Лучшим вознаграждением для ребенка является ощущение того, что у него получилось, что реакция на его действия оказалась именно той, на которую он рассчитывал. Типа «нажал кнопку — загорелся свет». Он всегда загорается при таком действии, но сначала это не очевидно, и когда установлена такая связь, когда она подтверждается, ребенок радуется. Это значит, что человек уже рождается человеком, он от природы склонен к исследованию окружающего мира. Это противоречит моим представлениям о том, что человека формирует исключительно социум. Получается, природа к этому тоже причастна.

07.11.2014. Вчера были «крестины» советского типа. Затрудняюсь сказать, в который раз я был на таком событии. В Петербурге есть два дворца бракосочетаний и один дворец регистрации новорожденных. По-простому можно ограничиться ЗАГСом, но по-праздничному надо идти во дворец, который выполняет функцию ЗАГСа. Вчера у нас было действие исключительно формальное, поскольку Сергей документы оформил сразу при рождении (это надо было для ускорения процессов государственной поддержки). Более двадцати человек присутствовали на регистрации, в основном коллеги родителей и родственники. Дворец шикарный, процедура отработана, служащие приветливые, все хорошо. 15 лет назад мы здесь регистрировали Диму, а 42 года назад — его отца, Сергея. Ира (жена) вчера работала, не присутствовала, примерно моего возраста была там только жена Ириного брата. Потому ведущая упоминала меня несколько раз, и я первым должен был поздравить молодых родителей. Хорошо, что не пришлось выступать, а когда появилась такая угроза, я стал лихорадочно придумывать выступление. Придумать не успел, но пронесло, иначе имел бы бледный вид. А Диме пришлось говорить и он справился с этой трудной задачей. Младенец по имени Тимофей был в черном фраке с черной «бабочкой», смотрелся элегантно и вел себя соответственно. Его папа, когда оказался в таком положении, возмущался, плакал в самое неподходящее время.

08.11.2014. Тимофей пытается держать головку. Движения пока весьма хаотичные, но может фокусировать взгляд, начал проявлять интерес к телевизору. Более всего нравятся книги. Может долго рассматривать корешки книг в книжном шкафу. Надо бы провести цензуру, — все ли авторы правильные?

27.11.2014.

15.11.2014. Тима долго смотрел на кошку, а она смотрела на него. Возможно, у них установилась какая-то психологическая связь.

17.11.2014. Вечером младенец был у меня на руках, волновался, я поднес его к большому зеркалу, он успокоился, долго и молча смотрел на свое отражение. «Нарцисс» — сказала мама. Я возразил, — он еще не распознает лица, поскольку не видно, что выделяет маму из всех остальных, а ведь это его еда. Малой реагирует на звуки, часто вздрагивает, вздрагивает при резких перемещениях, совершенно четко фокусирует взгляд, иногда завороженно на что-нибудь смотрит. Есть при этом некоторые пристрастия. Может брать в кулачок предмет и тянуть его в ротик, это новое. — Таковы достижения, надеюсь, они вписываются в график программы освоения жизни.

07.12.2014. Дима вчера воскликнул про Тиму: «И когда же он станет умным!». Я сказал, что возможно, годам к 50-ти. А сейчас подумал, что это очень оптимистический прогноз.

31.01.2015. (пять месяцев) На сегодняшний день достижения таковы: уверенно берет предметы, перекладывает из одной руки в другую, переворачивается и начинает ползать, пару ползков выполняет. Очень любопытен, может долго крутить в руках игрушку, прежде чем попробует на зубок, который (один) уже появился.

15.02.2015. Наблюдая за Тимофеем, хочу заметить момент возникновения «души». Сейчас (5.5 мес), пожалуй, еще рано об этом говорить. Пока не может (или не хочет) копировать действия. Маму выделяет из всех прочих. Вчера пытался установить с ним контакт. Малой стучал ладонью по коробке. На каждый его стук я отвечал своим. Он два раза стукнет, — и я два раза, он один, — и я один. Потом стал отвечать по другому, — он один — я два. Тимофей не возражал. Потом я совсем перестал откликаться, тогда он стал пытаться ударить по коробке моей рукой. Последнее мне понравилось, — хоть какой-то контакт. Но вообще-то «социальное» общение, т.е. с обратной связью не получается, у него пока еще только — восприятие, информация идет лишь в одну сторону. Серьезного анализа нет, ответа не вижу.

Тимофей взрослеет, сейчас учится управлять руками — берет предмет, крутит, перекладывает, рассматривает, тянет в ротик. Немного ползает и стал очень любопытным, все внимательно рассматривает.

27.03.2015 (семь месяцев). Наблюдаю и жду, когда у Тимофея начнет проявляться основной человеческий инстинкт, — обезьяний. Пока его нет, а некоторая память присутствует. Когда я достал зеленую миску и деревянную ложку, он долго думал, а потом вспомнил, что мы делали с этими предметами недели три назад, и стал стучать ложкой по миске, чем порадовал исследователя. Сейчас малыш активно занимается развитием рук (по-Энгельсу, это главное в человеке), закрепляет хватательные движения, — брать и бросать получается еще не совсем осмысленно, но получается. Проявляется большое любопытство ко всем явлениям окружающего мира.

21.04.2015. Мне показалось, что только сейчас, ближе к восьми месяцам, я могу обнаружить первые проблески сознания. К таковым отношу совсем простые реакции — воспроизведение знакомых картинок, — ботинок, оказавшийся в руках, пытается пристроить к ноге, есть понимание некоторых причинно-следственных связей (одевают шапочку — понесут гулять), правильная реакция на маму. Но кошка по-прежнему умнее восьмимесячного ребенка. Коронация «царя зверей» еще не состоялась.

16.05.2015. Ползает быстро, встает, различает лица, особенно маму, понимает, что погремушку надо трясти, а другими предметами можно стучать, запускает автоматический пылесос (в большой мере случайно), все пробует на зуб, издает много новых звуков. Разумных действий пока немного.

17.05.2015. Тимофей откликается, когда его зовут. Это установлено достоверно, на многократных опытах. Но отзывается только  на зов «кис-кис». При этих звуках Тимофей и киса дружно поворачиваются в сторону зовущего.

31.05.2015. Сергей позвонил из машины, разговариваем, и вдруг слышу смех «на том конце провода». Оказывается, там включена громкая связь. Малыш слышит знакомый голос, крутит головкой, и не видит знакомое лицо. Кажется, что-то начинает понимать. Современная техника затрудняет естественное восприятие материального мира, привнося в него много чудес.

17.06.2015. Тимоша вернулся из Турции. Вопреки ожиданиям, там все было замечательно. Тимофей не капризничал, он был любимцем не только всей гостиницы и пляжа, но, как было сказано, всего города. В нашем аэропорту все уже было не так, — хмурые северные мужчины не обращали на него внимания. Весь вечер Тимофей что-то требовал, наверно, теплого солнца и возвращения в состояние турецкой «звезды».

03.07.2015 (девять месяцев). Вчера Тимофей в сопровождении родителей приехал поздно, в 22:00. Я не видел его месяц, но не могу отметить большие изменения. Из интеллектуальных успехов надо отметить то, что он научился капризничать, требовать и бросать игрушки. Месяц назад этого не наблюдалось. Вместо капризов были слезы огорчения от неудовлетворенной потребности. При капризах выступают уже не потребности, а желания, которые чаще всего искусственные, не «природные».

Все дети определенного возраста бросают игрушки. Есть в этом элемент творчества: задумал действие, осуществил и получил то, что хотел. Это простое творчество, но постепенно будем усложнять. Мы с Сергеем разыграли такую же игру — Сергей мне давал игрушки, а я их бросал. Тимофей оставил все другое и долго смотрел на нас, вероятно, что-то пытался понять в этой абсурдной картинке.

06.07.2015. Кажется, ребенок понимает много раньше, чем обнаруживает это понимание. Так, уходя, мама просила Тимофея помахать всем ручкой, но безуспешно. Однажды забыла попросить, но он это сделал сам. Пытается рисовать, что-то говорит, и все время улыбается, чаще чем плачет.

09.08.2015.Тимофей приближается у своему первому дню рождения, понемногу осваивая азы жизни и, кажется, что-то начинает понимать. Во всяком случае, появилось проявление «обезьяньего эффекта», которого я все ждал. Он начинает повторять то, что видит. Мама много говорит по телефону, он пытается копировать, — подносит к уху пульт от телевизора. Когда мама или бабушка напевают песенку, он реагирует «танцем», — ритмическими движениями. Вчера удивил. Я развлекал его и в порядке развлечения стал стучать пластмассовой бутылкой по краю манежа. Тимофей услышал подобие ритма и принял эти звуки за музыку, соответственно реагировал. — Африканец! В Европе увлекались мелодией, а в Африке — ритмом. Ритмы там-тамов ближе к природе и к человеку.

22.08.2015.

10.08.2015. Я все сравниваю малого ребенка с человекообразной кошкой, благо, могу наблюдать вблизи повадки того и другого. Вчера Тимофей дополз до края поверхности, дальше была ступенька. Надо было развернуться и опустить сначала ноги. Но он как полз, вперед головой, так и продолжил, но уже вниз головой («вперед» теперь означало «вниз»). Я не стал останавливать, — пусть ощущает реальность, набивая шишки. Поймал только, чтобы он не ударился. Так вот, кошки не могут «пятиться», даже по крутой лестнице они спускаются вниз головой.

24.08.2015. Два дня весьма активно занимался Тимофеем. Такое впечатление, что его характер не меняется, — всегда улыбчивый и добродушный. Я все хотел не пропустить момент, когда он станет человеком. Теперь понимаю, что нет такого момента, — это происходит при рождении и потом продолжается всю жизнь. Вероятно, проще определить, когда человек перестает быть человеком. Тимофей обнаруживает все реакции, которые мне кажутся важными, — копирует действия и у него есть память. — Значит, способен к обучению.

…С пола или с земли поднимает мелкие предметы, которые от него раньше сразу отбирали, поскольку пытался все «попробовать на зуб». Теперь, поднимая что-то, сразу отдает сопровождающему. Вот, ползет по травке, передает мне камушки, цветочки. Потом попалась ему в руки палочка, делает движение, чтобы мне передать, но тут обнаруживает, что предмет ему интересен (любит играть с палочками), оставляет себе. Попытки отнять встречают сопротивление. В этом эпизоде я увидел верную реакцию, — легко отдается только то, что действительно не нужно, а нужное свое будем защищать всеми доступными средствами. Добровольно отдать свое любимое — это уже «высший пилотаж», большой скачок, культурная революция, такое не у всех получается.

25.08.2015. Казалось бы, процесс социализации ребенка должен замедляться. — Жизнь становится сложнее, разнообразнее, и все это надо усвоить. Но думаю, что есть механизмы упрощения, компоновки и сжатия поступающей информации. Ее бесконечно много, когда младенец открывает глаза. В сравнении с бесконечностью, что бы ни было добавлено, оно не изменит картину. У Тимофея образуется верный функциональный ряд, — одежду одевают через голову, куда он ее и пытается пристроить, когда найдет, ботинки — на ноги, а телевизионный пульт прикладывает к уху. — Это штучка с кнопочками напоминает телефон, с которым мама никогда не расстается.

04.09.2015 (один год). Тимофей еще ничего не знает, — ни про весну, ни про майских жуков. Я выступаю как один из его первых проводников в наш сказочный мир. Нам этот мир кажется обыденным, но я-то знаю, что это сказка.

07.09.2015. Все идет по плану. Дошли до чрезвычайного любопытства, — надо все потрогать, а если можно, — перебрать, рассыпать. Скучно, когда вокруг ничего не происходит. В прошлый раз мы гуляли, часа полтора он не спал и с интересом рассматривал прохожих, провожая каждого взглядом. Когда вошли в пустынную аллею парка, ему быстро надоел однообразный пейзаж, о чем я сразу услышал.

08.09.2015. …На Васильевском долго ждали трамвая. Тимофею это надоело, стал скандалить. Ничто не помогало, даже на маму не реагировал. Я взял его и зашел в колбасный магазин, который располагался рядом. — Наугад зашел, для смены обстановки. Тимофей действительно замолчал. С ним с удовольствием пообщались продавщицы. Потом мы отошли в сторонку, Тимофей внимательно рассматривал, как нарезают и продают колбасу. Я прокомментировал, — нравится смотреть, как люди работают. — Начальником будет, заметила продавщица.

09.09.2015. Нас учили, что обезьяна превратилась в HomoSapiens, когда стала палкой сбивать бананы. Вчера я наглядно увидел, что Тимофей обязательно станет человеком! Занимался он автоматическим пылесосом, — это круглый аппарат, который хаотически ползает по комнате. Игрушка интересная, ребенок включал его, догонял и выключал. И мне хорошо, — «чем бы дитя ни тешилось». Потом у него в руках оказалась палка, которой он, играя, дотянулся до кнопки и очередной раз включил. Тут я и вспомнил про обезьяну. Пожалуй, у Тимофея случай более интересный, — не было никакой необходимости пылесос включать и не было необходимости включить его так. Т.е. это чистый эксперимент, игра в дистанционное управление.

10.09.2015. И все-таки я пропустил момент возникновения сознания у Тимофея. Это случилось быстро, незаметно, примерно после восьми месяцев, а сейчас происходит постепенное развитие и усложнение. Еще недавно ждал наступления «обезьяньего эффекта», сейчас этот эффект торжествует, причем достаточно один раз показать, чтобы увидеть повторение, бывает через день — два. Малыш внимательно все наблюдает и усваивает. Такое впечатление, что внезапность проявлений элементов сознания — кажущаяся, просто они приняли наблюдаемые формы. Меня когда-то удивляло, что на родившегося младенца оформляют все документы, выделяют норму жилплощади и т.д., — на этот маленький комочек! Теперь вижу, что бюрократы понимают ситуацию лучше меня, — человек становится человеком сразу, как только родился, а может быть, еще и ранее.

Если процесс становления — постепенный, то отчего же окончание такое быстрое, мгновенное? — Впрочем, человек и уходит постепенно, — десятилетиями тихо угасают его физические способности. В «биологическом смысле» человек полжизни рождается, а другую половину умирает. Интеллектуальное состояние, однако, не всегда повторяет физическое.

15.09.2015. Тимофей уже вполне разумный, хотя и ничего не говорит. Больше ходит теперь, чем ползает. Были в поликлинике, там ему делают массаж, что-то с ножками у него не так, косолапые. Вчера там делали реакцию манту. Глупый еще, врачей не боится.

22.09.2015. Сейчас у нас этап освоения жизненного пространства. Я стараюсь не помогать, когда у Тимофея возникают какие-то трудности, только подстраховываю. А проблемы на каждом шагу, мы их просто не замечаем. Вот, например, пьет из бутылки с соской воду. Изрядно выпив, дает рожок мне. Я решил, что он закончил, убираю, а он в крик. — Возвращаю, мне не жалко. Но все повторяется снова и снова, — Дает мне, убираю, сердится. Оказывается, это я такой глупый, что не сразу понял, в чем дело. Пока держу рожок, вода поступает, как только отпускаю, рожок наклоняется и воды нет. Тимофей дает его мне, — «сделай то, что умеешь!», а он еще не понимает, что полупустой рожок надо наклонить. Так было недели две назад. Сейчас уроки земного притяжения усвоил, хотя и не все, шишки набивает.

Сегодня был, как я это определяю, качественный скачек в развитии. Раньше все, что ему попадалось в руки, тянул в рот, приходилось это сразу отнимать, иногда уже изо рта. Немного повзрослев, Тимофей уже сам отдавал все, что находит. А вот сегодня он мне давал несуществующие предметы. Делал вид, что отдавал. Я поддержал игру, тоже делал вид, что беру. Все хорошо, но я не исключаю, что таким образом он меня может перехитрить, — я уже не буду знать, когда он играет, а когда действительно что-то отправляет в рот. В общем, опять осваиваю детский мир. А Тимофей, в свою очередь, наш мир, в котором ему придется жить в ближайшие десятилетия. Есть в этом эпизоде игра, фантазия, обман, моделирование, т.е. все, что ему потом пригодится.

03.10.2015 (год и два месяца). Вероятно, современному ребенку трудно освоить физическую реальность, он живет в искусственном мире. У Сергея дома много всяческих «инноваций», у него была идея сделать «умный дом». Я скептически смотрел на его нововведения, поскольку когда-то подобные мысли и мне не были чужды. Так вот, свет в комнате включается от пульта, а в коридоре — от датчиков присутствия, — появился человек — включился свет. Мне кажется, такие штучки нарушают причинно-следственную связь. Что-то происходит само собой, а для чего-то надо совершить «ритуальное действие», нажать кнопку. Тимофей нашел связь между кнопками телевизионного пульта и изображением, а вот связь между кнопками пульта и светом, кажется еще не уловил. Впрочем, что именно он знает и понимает, уже становится не очевидным. Найдя коробку из-под обуви, укладывал в нее какой-то ботинок, значит подсмотрел когда-то где-то назначение коробки и верно относит случайный ботинок к определенному классу предметов. Удивил, рисуя каракули палочкой на песке. — Не мог же сам такое придумать, значит, где-то увидел и запомнил.

Хотел я сделать вывод, что нынешние дети должны сильно отличаться от нас, — ведь мы когда-то осваивали реальный физический мир, не перегруженный кнопочками и пультами. Но это не совсем так. У нас уже был электрический свет, радиоприемник, — все это не имело никакого отношения к реальной физике. Примерно до пятилетнего возраста я представлял маленьких человечков, скрывающихся в ящике радиотрансляции. А еще надо вспомнить, что задолго до моего рождения придумали колесо, что тоже нарушает непосредственные физические представления — большой предмет перемещается малыми усилиями.

05.11.2015.

14.10.2015. Тимофей уже сейчас испорчен современным воспитанием, неверно понимает окружающий мир. Дал ему прищепку, с которой он может справиться. Показал, что это такое, как работает и отдал для изучения. Тимофей рассмотрел, попытался развести ее руками, не получилось. Увидел на прищепке скрученную пружинку, принял ее за кнопку, нажимал, — не помогло. Он уже усвоил, что все вокруг управляется кнопками. Придется разочаровать, — пока еще не все.

10.11.2015. Весь день провел с Тимофеем, родители пришли только в 9 вечера. Малыш понемногу осваивает окружающий мир. Первое слово, которое он четко привязал к объекту, было не «мама», не «папа» или еще что-нибудь такого рода, а «киса», которое он произносит как «Ка». Так обозначает всех четвероногих, не различая собаку, кота или шин-шилу. Все время что-то говорит на своем языке. По-прежнему жизнерадостный. Осваиваем горки, качели, карусели, все очень нравится. Прогресс, конечно, есть. Помню, месяцев пять назад в поликлинике мы сидели с Тимофеем и ждали своей очереди, а мимо нас прошла девочка, медленно, неуклюже. Потом она остановилась и долго стояла, как бы о чем-то думала. Это был очень маленький, но уже настоящий человек. И я подумал, что нам до такого состояния еще далеко. И вот сейчас мы до него доросли, Тимофей уже похож на настоящего человека, есть предпочтения, есть желания, которые он пытается всякими способами удовлетворить. Уже возможен какой-то диалог, слова вызывают верную реакцию, появилась способность узнавать вещи, которые выглядят по-разному.

Вышли на прогулку, когда на детской площадке преобладали дети его возраста. Они все еще сами по себе, контакты редкие, но уже проявляются разные черты. Вот мальчик, толкает всех, кто на его пути, вполне осмысленно. А вот идет ребенок не спеша, высоко держит голову, как бы сверху вниз с достоинством взирая на на окружающих. Это девочка лет двух-трех, она и через двадцать лет будет также проходить под восхищенные взоры мужчин. Кажется, что уже к году люди различаются, а возможно, это происходит от рождения, просто к такому возрасту начинают проявляться их индивидуальные качества. Тимофею все интересно, любит изучать. Стоит и наблюдает за детьми. Потом приехала машина, стала с грохотом загружать баки соседней помойки. Тимофей подошел поближе, стоял и 15 минут смотрел (я засек время), как работает эта машина. Я тоже смотрел. Это чем-то похоже на снегоуборочную «хапугу» (как ее называли). Там тоже есть механизм, который загребает мусор вглубь. Никогда не видел, да и не стал бы смотреть, но пришлось.

20.11.2015. Пока есть только одно слово, которое мы понимаем, оно звучит как «Ка», обозначает всех четвероногих. Позавчера так назвал фигуру зайца-кегуру, который установлен у входа в Крепость. Там две арки, заяц стоит у второй, справа, он виден после того как мы ее проходим. Я забыл, у какой арки. Проходим первую, Тимофей, как и я, удивился, воскликнул эмоционально «Ка?», которого там не увидел. Мне показалось, что это хорошая степень обобщения и памяти.

24.11.2015. Бабушки в душе остаются девочками, как и дедушки — мальчиками. В «Сказке о потерянном времени» они однажды поменялись ролями. Со своим внуком я сейчас вживаюсь в роль «играющего мальчика» (не путать с названием известного журналом). Мне надо понимать его настроение и соответственно реагировать, хотя он еще ничего не говорит.

25.11.2015. Гуляли с Тимофеем по Петропавловской крепости. Я отпустил его, он топал по собственному маршруту, зашел на газон с травкой, слегка припорошенной снегом. Я не возражаю, сам стою вдалеке, наблюдаю. Смотрю, нагибается, что-то поднимает. Подхожу, смотрю, забираю у него предмет. Это был телефон, кто-то потерял. Старый, кнопочный. Я решил, что правильным будет не оставлять его на месте, а позвонить по какому-нибудь номеру из «Контактов», найти владельца и вернуть. — Однажды и мне так вернули такую же потерю. В «контактах» сразу попалась надпись «папа». — Ребенок, значит, — а кого же еще могло занести на газон! Позвонил, но тут телефон вырубился, закончилось питание. Дома нашел подходящую зарядку, зарядил, открываю записную книжку и вижу там имена  восточные. Вернулся к «Папе», только собрался позвонить, как телефон сам дает вызов. Отвечаю. Приятный девичий голос на русском без акцента спрашивает: почему вы взяли этот телефон? Я объяснил, что его нашел мой годовалый внук и готов вернуть. — Хорошо, я передам трубку папе. Папа говорил уже с сильным акцентом. Договорились встретиться у мечети после моего дежурства.

08.12.2015. Для Тимофея я должен быть авторитетом. Пока еще этого нет, — спорит. В этом смысле, до уровня нашей покорной кошечки он еще не дорос. А я так и не понял, — безрассудная непокорность — это признак большого ума, или наоборот? Немного подумав, сделал вывод, что это может быть следствием и того, и другого. Различать придется зрителям и участникам.

09.12.2015. Сергей где-то прочитал, что интеллект кошки выше, чем у трехлетнего ребенка. Вот я и пытаюсь подтвердить или опровергнуть такое утверждение. Пока кошка кажется более хитрой, но мы быстро развиваемся в этом направлении и, предполагаю, скоро обойдем ее по всем пунктам. Не верю в три года. В четыре уже будущие музыканты музицируют, танцоры танцуют, а будущие поэты слагают стишки. Внук Дима родился танцором, а Тимофей, — просто веселым человеком. Имеет пристрастие к щеткам, метлам. Мы говорим, — дворником будет! Мама поправляет, — нет, начальником ЖКХ. А я говорю, что все равно, сначала будет дворник. Она не спорит.

18.12.2015. На прошлой неделе появился «осмысленный контакт» с Тимофеем. — Он научился показывать пальцем на предмет, который ему нужен, но до которого не может дотянуться и качнет головой, если что-то не хочет, например, есть кашу. Интересно, что желания он начал обозначать на несколько дней раньше, чем научился возражать. До этого протестовал явочным порядком, по факту, — отворачивал голову, уходил, убегал. Теперь это делает посредством знаков.

Из последовательности усвоения навыков делаю вывод, что, удовлетворение желаний имеет для него несколько большее значение, чем попытки противодействовать неприятному. Интересно, это так для конкретного ребенка, для русского характера или для человека вообще? Считаю складывающийся контакт важным для формирования личности Тимофея. Он сейчас абсолютно зависим от внешней среды. Обозначение желаний или нежеланий дает возможность априорного дистанционного воздействия на эту среду в нужном ему направлении.

23.12.2015. Я вышел на лестницу, на перекур, Тимофей это видел. Он усвоил, что я скоро вернусь. Но вместо меня вдруг вошел друг Сергея Дима. Как Тимофей испугался такого превращения! Для него, вероятно, я сказочным образом превратился в другого человека. — Есть у него серьезная причина для подобных предположений, — он еще не очень знает, что возможно, а что — нет в этом мире.

06.01.2016. Старший внук Дима был у товарища, он живет в получасе от нашего дома. Время вечернее, я предложил его встретить. Отправились вместе с Тимофеем. Обратно возвращались втроем. Я не научился надевать ему надежно рукавички. Тимофей их постоянно снимал, а Дима натягивал снова. Так и шли с остановками. Мороз для этого года непривычный, -13, я торопился. Минут за 5 до дома не стали в очередной раз рукавичку надевать, дошли так. Когда вошли в дом, Тимофей заплакал, а когда добрались до своего пятого этажа, разразился слезами и никак было не успокоить. Мы гадали, не могли предположить причину. Потом бабушка поняла. — Ручка замерзла и стала в тепле отходить, больно. Так отходят уши после мороза. Тимофей получил новое впечатление. Урок, конечно, не впрок. На следующий день снова воевал с ним по тому же поводу.

10.01.2016. Некоторое время назад Тимофей научился обозначать «нет», покачивая головой. «Да» тоже обозначается, жестом, — указательный палец показывает предмет желаний. Значит, искусно задавая вопросы, уже можно вести диалог. У меня, правда, не хватает искусства.

14.01.2016. Морозы занимают сейчас едва ли не первую строчку новостей. Я лично не чувствую неприятностей, — метро в пяти минутах, а под землей всегда одинаково. Вчера было -8, мы с Тимофеем вышли на прогулку. Мне понравилось, ему тоже, хотя он все время падал. Упадет и лежит, смеется, довольный. Пока не упал лицом вниз, зарывшись в свежий снег. Это не понравилось, даже плакал, но недолго. Увидел я вдалеке детей его возраста, подвез туда на коляске, высадил, — пора устанавливать контакты с ровесниками. Тимофей по своему обыкновению долго стоял, смотрел. Это были две девочки, одна постарше нас, другая младше. Как сказала мама старшей, ее дочка любит всех обнимать. Действительно, подошла к младшей и пыталась обнять. Младшая испугалась, заплакала. Мы с Тимофеем стояли и смотрели. Потом он двинулся навстречу к ним. Мне было интересно, как он среагирует, когда его будет обнимать девочка. Но этого не случилось, прошел мимо них, не останавливаясь, — заинтересовала его небольшая горка за ними, к которой он и направился.

26.01.2016. Выходил с Тимофеем на прогулку. Как только открыл дверь на улицу, сразу снег и ветер полетели в лицо, он даже заплакал. Но я сказал ему, что надо привыкать, — все-таки на севере живем, не в теплой Африке. Он конечно ничего не понял, но я развернул коляску от ветра и он перестал со мной спорить. По снегу пробираться было трудно, но я, как всегда при непогоде, отправился на Петропавловку, — там меньше ветра и постоянно чистят дороги. Недалеко от входа внутри крепости сейчас монтируют большую горку, раньше ее ставили снаружи.

08.02.2016. Тимофей научился выключать компьютер. Подкрадывается и отключает. Ругать еще рано, пытаюсь объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, — как это я сам понимаю.

13.02.2016. Через две недели Тимофею будет 1.5 годика. Что знает, умеет? — Понимает некоторые слова. Когда говорю «пойдем гулять», приносит свой комбинезон. Говорит совсем мало, всего несколько осмысленных слов: «Ка» — кошка, собака и вся прочая живность и их изображения. Второе слово было — «Па», означает, — что-то упало. Бросит игрушку на пол и сообщает — «упала». Далее появилось отрицание, но это без слов, качает головой. Есть еще указательный жест, — палец вперед, как на памятнике Ленину. И, наконец, услышали слово «папа», причем он сопоставляет имя Сергей и «папа». Пару дней назад, когда гуляли по Крепости, вдалеке я увидел мужчину, очень похожего на Сергея, — такая же борода, волосы, рост, длинное пальто. Я даже удивился сначала, но потом рассмотрел, — не он. Внимание Тимофея на это не привлекал. Потом тот человек опять появился, уже не так далеко. Тимофей оживился, говорит — «папа!». Я покатил коляску в ту сторону, чтобы он рассмотрел и увидел различия, но тот человек скрылся в музее. Нам делать нечего, спустил Тимофея на землю, он сразу направился в музей. Я с отставанием — за ним. Там в стене арочный проход, мне даже был интересно пройти, никогда там не был. Но потом увидел кассу, я ее прошел, не заметив. Подхватил ребенка, вернулся. И пообщался с кассиршей, — ей скучно, посетителей немного.

Позавчера, когда пришел, Тимофей был чем-то занят и не сразу вышел посмотреть, хотя звуки открывающейся двери слышал. Я разделся, прошел к рукомойнику. В это время, наконец, выходит Тимофей. Озадаченно смотрит вокруг и меня не видит. Вдруг замечает мою сумку, издает восторженный возглас и бежит в мою сторону по коридору. Ему вообще очень нравится. когда удается добиться чего-то понятного. Тут он меня замучил ползающим пылесосом, который все время включает. В итоге, я пылесос убрал в сторонку и перевернул его вверх ногами. Тимофей пошел разбираться. Долго ворошил пылесос, потом перевернул, нажал кнопку и опять радостный крик: Заработало!

17.02.2016. Погода сегодня теплая, снег мокрый и свежий. Решил я показать Тимофею, что такое игра в снежки. Слепил комок и бросил в него, предполагая попасть во влагостойкую курточку, но попал в лоб. Это не должно быть больно, но холодно и мокро, наверно неприятно. Тимофей заплакал, вместо того, чтобы посмеяться вместе со мной. — Так, первый опыт оказался неудачным. Потом я все-таки продолжил игру, лепил снежки и бросал их в стену крепости, там был уголок безлюдный. Тут уже у малыша появился интерес. Мне быстро надоело, а он все требовал бросать, — показывал на снег, смотрел на меня, что-то кричал и ножкой топал. Сам он тоже пытался бросать, но получалось неумело, только отдельные движения, — как в танцах.

Заметил, что он стал смущаться, когда на него обращают внимание посторонние. Идет ко мне, просит — «возьми меня!» (жестикуляцией, естественно).

22.02.2016. Тимофей заболел, — 37.6 было вечером, с кашлем. Внешне это никак на нем не отражается, по-прежнему весел и энергичен. Но прогулка отменяется. Вчера на прогулке показывал ему разных зверюшек, его это интересует, — голубей, собачек и уточек. Подвел к одной из собачек типа таксы, на поводке. Собака все время лаяла, достаточно злобно. Тимофей постоял немного, послушал, но потом попросился на руки, так оно как-то безопаснее. — Странно, он еще не сталкивался с агрессией животных, да и с людской не очень, но понимает, что надо чего-то опасаться. Вероятно, такая реакция на тональность, она правильная, инстинктивная.

01.03.2016 (1,5 года). Тимофей играл с поездом, в который почему-то встроен ксилофон. Играл, а потом поднял меня с дивана, попросился на руки, палец вперед, — надо идти. Подошли к полочке, он пытается что-то с нее взять, я не даю, — все предметы как раз и убираются от него повыше, на эти полочки. Тимофей сердится, настаивает. Я приблизился, чтобы хотя бы понять, что ему тут нужно. Он быстро взял какой-то предмет и успокоился. Это оказалась палочка от ксилофона. Ребенок, наверно думает, — ну какой же у него непонятливый дед, не понимает, что для ксилофона нужна палочка. Ее туда убирают, чтобы не потерялась.

02.03.2016. Наши малые дети теперь ничем не отличаются от американских. Первое, что научился Тимофей, это нажимать на кнопки. Потом он стал исследовать окружающий мир. Оказалось, что кнопки бывают разного типа, некоторые надо не нажимать, а сдвигать. Довольно рано он освоил и регуляторы, которые надо крутить. Обучение закончено, теперь уже все в его власти, он готов к современной жизни.

15.03.2016. Были на прогулке, целый час провели возле большой горки (метра четыре высотой), которая установлена на Петропавловской крепости. Поднимался с ним вверх и вниз, в разных вариантах, — по лесенке и по спуску. В этом году по прямому назначению горка почти не использовалась. Но одинокие туристы постоянно на нее заходят, делают селфи, — фото с высоты на фоне Невы и дворцов на другом берегу. Тимофей поднимается и особенно спускается с горки осторожно, не так как это было два месяца назад. — Просит, даже требует, чтобы я был рядом и держал его за руку. А вот лесенка там с широкими ступенями и никак не объяснить ему, что надо сделать полшага, подойти к краю, чтобы проще было спуститься на следующую ступеньку. — Нет, шагает как все, получается плохо. Наблюдаю за ним и удивляюсь, — насколько трудно выжить человеческому детенышу! Ведет себя совершенно безбашенно, — может упасть, что-то уронить на себя, что-то проглотить. Я уж не говорю о множестве бактерий, которые может подхватить, например, вместе с окурками, которые привлекают его внимание, — однажды не уследил, уже вытаскивал изо рта. При этом, не спускаю с него глаз, т.е. подхожу ответственно. А дети алкоголиков, — они тоже выживают, несмотря на то, что, как понимаю, за ними не очень присматривают. Есть такой показатель «детская смертность», который в цивилизованных странах снижается. Мне даже кажется, что это связано не столько с болезнями, как с тем вниманием, которое уделяют детям. Ребенок неадекватно воспринимает окружающий мир, не может прогнозировать последствия собственных действий. Это, конечно, относится не только к детям, но у малых детей особенно проявляется. Малые и молодые — отважные. Чем старше, чем осторожнее. Поскольку всем управляет природа, которая объективна, получается странный вывод, — ценность старой жизни выше, чем молодой. Должно бы быть наоборот. Т.е. природа, в своих глубинных проявлениях не настроена на прерывание жизни, это преходящая необходимость.

Воспоминание о деревне, куда мы ездили с полуторагодовалым сыном. Дети собирались в стайку, где были от самых маленьких, как наш и лет до девяти. Большие присматривали за малыми и у меня не было опасений, что что-то может случиться, когда ребенок с детьми.

19.03.2016. Опять были на горке в Петропавловке. Сейчас мороз. После последнего снега на спуске горки образовалось снежно-ледяное покрытие. Взбираться по спуску можно, но велик шанс подскользнуться. Тимофей бодро стал подниматься, быстро почувствовал, что опасно, остановился, благополучно спустился вниз. Стал требовать, чтобы я вместе с ним поднимался, держал его за руку. Я отказался, подвел его к барьеру, за который можно держаться. Потом мы долго поднимались с ним и спускались, пока мне это совсем не надоело. Невзирая на возражения, взял его в охапку, посадил в коляску и повез в другое место. Обратно опять проходили мимо горки. В это время там были дети-экскурсанты, лет девяти. Увидев горку, они с радостным визгом побежали к ней. Я развернул Тимофея так, чтобы видел, что там происходит. Он долго смотреть не стал, захотел спешиться, — попросил вынуть его из коляски, после чего бодрым шагом направился к горке. Детей было человек 50, не меньше. Горка широкая, кто-то поднимался по ней, кто-то спускался, сбивая всех на своем пути. Все это происходило с большим шумом, зрелище эффектное. Тимофей долго смотрел на все это вблизи, потом тоже пошел вверх. Дети к тому времени уже стали уходить.

25.03.2016. Становление сознания наблюдаю по признакам косвенным, поскольку Тимофей ничего не говорит. Но все понимает. Вчера гулял с ним. Подошли к песочнице. Детей в тот момент там не было, лежали в ней какие-то совочки, лопатки и что-то с колесиками, можно сказать, автомобиль. Тимофей взял эту машинку, повозил немного. Я ничего не говорил ему, не комментировал. Потом пошли дальше. В сторонке на скамеечке сидела некая бабушка, она заговорила с Тимофеем. Не помню уж, что она ему говорила, но, в частности, о машинках, которые она назвала «би-би». Тимофей вернулся к песочнице, показал бабушке машинку. Мне показалось это хорошим обобщением. — Он узнал слово, которое где-то когда-то слышал, знает что оно обозначает и рассказал об этом действием. К тому же, эту игрушку лишь с некоторой натяжкой можно назвать автомобилем, — нечто с колесиками.

Складывается впечатление, что ребенку не надо ничего объяснять, не надо воспитывать, — он сам все видит и понемногу усваивает.

26.03.2016. Много занимаюсь с Тимофеем. В последние дни случились первые «социальные контакты», — он играл с детьми. Воспитания «от рождения» не так много, — отнял у девочки, что меньше его, лопаточку. Я исправил ситуацию, Тимофей обиделся.

Можно подводить некоторые итоги становления сознания. Оно возникает в 8-10 месяцев, уже таким, как мы его ощущаем, будучи взрослыми, только нет еще жизненного опыта, который потом и набирается всю жизнь. В 16-17 лет возникает ощущение, что о жизни уже все известно, можно отправляться «в свободное плавание». Впечатление обманчивое, взросление продолжается лет до шестидесяти.

12.04.2016
Наблюдая малого внука, у меня возникают сомнения в том, что от рождения все одинаковы. Мой внук уже родился Тимофеем Сергеевичем. Он много улыбался,  в отличие от сверстников, которые обычно много плачут. Вот и в возрасте один и семь он всем улыбается, а меня встречает даже с веселым смехом. Хочется надеяться, что такое отношение к жизни у него не пропадет. Но как-то странно, — приятен детский смех, а когда взрослые смеются, мне не  нравится, даже когда не надо мной смеются. Я как-то писал про улыбку и смех, обнаружив между ними большую разницу. Улыбка хороша, а смех безумен. Надо стремиться к тому, чтобы улыбка не вырождалась в смех. Профессиональные смехотворцы-юмористы разжигают низменные инстинкты, их выступления следует запретить…

Смех, однако, лучше, чем слезы. Будем улыбаться, а если не избежать печального, — грустить.

13.04.2016. Прогуливались по берегу протока, который окружает Петропавловскую крепость, и отделяет отделяет остров Заячий от Петроградского. Там обосновались утки и чайки. Детей приводят посмотреть на уток, их прикармливают. Мальчик лет пяти бросал камушки в воду. Ему это нравилось. Тимофей долго смотрел на такое занятие, а когда мальчик ушел, естественно, стал повторять, — поднимал и бросал камушки. Долго бросал, пока ему не надоело. Я не ограничиваю свободу действий, пока она не грозит опасностями или неприятностями для него или окружающих. Берег там пологий, песчаный. Тимофей несколько раз пытался войти в воду, я останавливал, он настаивал не сильно. Потом стал катать по берегу свою коляску. Я не возражал. И только когда она докатилась до самой воды, остановил, откатил от воды. Но Тимофей настойчиво вручную поворачивал ее и катил в воду, хотел коляску утопить. Я препятствовал, в итоге он сильно обиделся, плакал. Что у него в голове — не знаю. Возможно, хотел посмотреть, как плавает коляска вместе с уточками. И невдомек ему, что не все способно плавать, — камушки-то не плавают, тонут. — В общем, даю уроки физики, в которой он еще слаб.

27.04.2016. У Тимофея нашего все живое обозначается одним словом «Ка». В этом смысле, он не различает зверюшек и людей. Но не делает разницу и между живым и их изображением. Собака, человек, птица, изображение или скульптура льва — все обозначается одинаково. Неживое он так не называет.

19.05.2016.

11.05.2016. Какими бы ни были новые ощущения, именно они создают основу жизни. Потом узнаем их в разных местах и ситуациях, с радостью, опасением или огорчением. Мне эта тема сейчас близка, поскольку наблюдаю становление нового человека. От генетики достается не так много. Например, ощущение горячего или ощущение высоты надо испытать, — непременно слегка обжечься и немного упасть, — без этого можно попасть в большие неприятности. Я стараюсь не вмешиваться в освоение мира, наблюдаю со стороны. Если падает, — жду, когда сам поднимется. Сердобольные прохожие иногда удивляются, увидев одинокого малыша, помогают. Говорят, воспитание начинается с пеленок. — Я воспитываю так, как мне это кажется правильным.

25.05.2016. Как быстро растут дети! Наш Тимофей среди детей, резвящихся на детской площадке, уже не самый маленький. Не самый симпатичный, но для своих лет, весьма разумный. Надеюсь, тут объективность мне не изменяет. Впрочем, м.б., я просто хорошо его знаю и понимаю мотивы действий. Разумность — в правильных причинно-следственных связях. Тимофей мало что говорит, но все понимает. Понемногу увеличивает свой словарный запас, его лексикон составляет сейчас 8-10 слов, которые употребляет. Много говорит «на своем языке». Вероятно, это он пытается воспроизвести речь, но плохо пока получается. Каждый новый звук — событие. Некоторые слова можно узнать «по мелодике», — именно так он слышит и понимает. Насколько понимаю, для речи самое трудное — воспроизвести то, что ты хочешь сказать. Мыслей в голове много больше, чем их выносят наружу…

Так я исследую маленького человека и вижу, что главный специалист в области коммуникаций, — логопед. Человек стал человеком не тогда, когда он научился думать, но тогда, когда научился говорить. В этом смысле, женщины более развитые существа, нежели мужчины. Сам я из породы простейших разумных. Опять прихожу к выводу, что главная дисциплина, которую надо давать в школе, а потом совершенствовать в институте, — риторика. Все остальное не так важно. Главное — не порождение мысли, но ее вывод, — так, чтобы другие поняли. Это непросто и бывает нечасто.

11.06.2016 (1 год 9 месяцев). Тимофей осваивает язык. Позавчера научился произносить длинное слово — «спа-си-бо», — именно так, по складам. Когда я вернулся с презентации, женщины мне это с удовлетворением продемонстрировали. Я прослушал и говорю, — хорошо, но не тому ребенка учите! — В этом слове нет никакого рационального смысла! У Сергея плохо с юмором, он мне стал серьезно возражать.

14.06.2016. Дача. Родители собрались не машине ехать в дальний магазин, решили взять с собой и Тимофея. Ему нравится перемещаться, первым забрался в автомобиль, пока другие собирались. Дверь закрыл, потом добрался до ключей и нажал кнопочку сигнализации. Машина оказалась заблокированной, Тимофей внутри с ключами, все остальные снаружи, запасные ключи в городе. Как объяснить ему, что надо делать, если он еще мало что понимает? Вчетвером прыгаем вокруг машины, просим нажать кнопочку на ручке двери или обычным образом открыть ее. Тимофей слушает, но что от него хотят, не понимает. Остается только один вариант, — разбить стекло. А Тимофею хорошо, как будто он понял свою безнаказанность, — обследует машину, все ее закоулки. Нашел сторублевку, — нет, не интересно, бросил. Папины очки понравились, с ними играл долго, — одевает, берется за руль, едет, «как папа». А папа нервничает, — «Я не могу ехать без очков!». Наигравшись в водителя, стал очки гнуть, когда сломал первую дужку, папа на все садоводство крикнул нечто нецензурное. А делать нечего, — только пассивно наблюдать за разрушениями. Мы с Сергеем обсуждаем, какое стекло разбить и сможем ли дотянуться до ручки двери…

И тут бабушке в голову пришла идея — показать Тимофею конфету, он на сладкое реагирует эмоционально и любой ценой захочет получить. Принесли конфетку. Теперь все внимание Тимофея было направлено на этот приз. Стал он пытаться выйти, потянул за ручку двери. Силы не хватает. Папа подбадривает, — ну давай, тяни, тяни сильнее!, а сам тянет с другой стороны. И — случилось! Дверь открылась, конфета оказалась у Тимофея, мы порадовались, что не пришлось прибегать к крайним мерам, а Сергей удивлялся, — как многое может его сын за вознаграждение! — И сделал неожиданный вывод: «Да он за конфету Родину продаст!»

28.06.2016. Приехали внуки наших ближайших соседей (докторов), их четыре, — два мальчика и две девочки (возраст от 10 лет до 10 месяцев). Лучше всего получились у нас игры с 5-летней девочкой Катей. Она, вероятно, играла в «дочки-матери», где у Тимофея была роль ребенка. Но он взял себе другую роль, — мужчины. Качал ее на качелях. Она сидела, как маленькая принцесса, а он качал.

07.07.2016. Народу на даче много, Тимофей переходит их рук в руки, однако работать все равно трудно, — норовит утащить пилу, молоток, топор. Интерес к строительству у него велик. Впрочем, как и к компьютеру.

09.07.2016. Малые дети тянутся к воде. Наверно это нормально, естественно. — Живое зародилось в воде и организмы состоят из воды процентов на 90. Когда-то меня удивила такая цифра, вот и запомнил. Тимофей наш тоже тянется к воде. Беда в том, что ее сейчас слишком много — дожди и холод. Непросыхающие лужи, дорожки превратились в вязкую липкую грязь. Каждый выход за пределы террасы у Тимофея быстро завершается мокрыми черными пятнами на одежде, на лице. Нашел он опрыскиватель, из которого мы с удовольствием поливали водой его и себя в жаркие дни, стал брызгать на всех подряд и удивлялся, что нам это теперь не нравится. Очень трудно укладываются в сознании не абсолютные запреты, а таких, оказывается, большинство, — что-то когда-то можно, когда-то нельзя. Действия определяются обстоятельствами. Дело это тонкое. Кажется, что и  мы, взрослые, тоже не всегда понимаем, когда что можно делать и когда нельзя. Собственно, — в этом залог успеха, — говорить или действовать в нужное время в нужном месте.

20.07.2016. У Тимофея есть три пакета игрушек, — мягкие зверюшки, большие кубики с деталями для сооружений и пакет с инструментом. Инструментов — полный набор: пила, топор, отвертки, гаечные ключи, клещи. Кубики и инструменты (пластмассовые). Так вот, день у него начинается с того, что высыпает все три пакета на террасе, но потом выбирает из всего этого инструменты и играет с ними весь день. На кубики и детали наступает, пластмасса не крепкая, деформируется. Мы собираем все это, но он снова рассыпает и, не заботясь о сохранности, наступает. Наблюдал картинку. — Разложил свои инструменты на ступеньке, по которой ему надо было подняться. Ступить некуда, разве что на то, что там лежит. Но он не стал наступать. Было трудно, но он перешагнул через эту ступеньку. Я отметил такое бережное отношение к тому, что ему интересно и небрежное к ненужному. — Вот они, естественные человеческие качества! А забота о посторонних — это следствие воспитания, оно не от природы.

28.07.2016. Я поднялся на второй этаж, куда ведет довольно крутая лестница. Сижу за столом так, что снизу меня не видно. По лесенке поднимается Тимофей, обнаруживает меня и зовет: «Деда, деда». Я молчу, решил закончить дело, а потом уже заняться внуком. Бабушка не видит меня, говорит, — Нет там деда, спускайся вниз! Тимофей опять зовет: «Деда, деда!». Я почему-то решил поиграть, не отзываюсь. Бабушка опять повторяет, что нет меня там. И вдруг Тимофей расплакался. Я понял, что он увидел мистический сюжет, — ему говорят, что меня нет и я действительно веду себя так, как будто меня нет, — на него не реагирую. Но он-то видит! — Сложный у нас мир, постигать его непросто. Мы даже не представляем всю сложность задач, которые приходится решать малышу.

29.07.2016. От Тимофея приходится прятать все, особенно инструмент, — молоток, пилу, топор. Я убираю это куда-нибудь наверх, где ему не достать. У Тимоши это все есть свое, игрушечное, пластмассовое. И вот, весь свой инструмент он тоже стал поднимать наверх, на стремянку. — Наверно, прячет от меня.

31.07.2016. В отсутствие родителей Тимофей называет меня «папа» (бабушку, соответственно, «мама»), — мы исполняем для него роль родителей.

25.08.2016. …Вечером дождь затих, собрался я с Тимофеем немного походить по садоводству, ему это нравится. Надо мне было что-то взять, что находится за домом. Не стал обходить, спрыгнул с террасы, и прямо на гвоздь, торчащий из доски. Там еще продолжаю работы, строительный мусор не убрал. Гвоздь был длинный, тонкий, ждал меня, обращенный вверх, легко проткнул резиновые галоши и глубоко вонзился посередине ступни, где кожа мягкая. Как было больно! Давно такого не испытывал. Вернулся в дом. И.А. обработала ранку перекисью и йодом. Это заняло некоторое время, я уже стал беспокоиться, что не слышу Тимофея. Когда он один и его не слышно, — значит занят тем, что ему запрещают.

Освободившись от перевязки, вышел, хромая из дома. А Тимофей сидел на своем велосипеде и терпеливо ждал. Трехколесный велосипед у него сейчас как коляска, сзади есть длинная трубка, которой можно его толкать и даже рулить. Мы отправились в путь. Нога болит, но еще не очень сильно. Я отправился в лес, до него у нас метров двести. Давно собирался проложить новый путь к магазину, который за лесом, да все недосуг. Старую дорогу перекрыл владелец участка, через который она проходила. Дорога есть, но уж очень замысловатая, петляет, должна быть короче. Проблема в том, что там надо перейти ручей, т.е. найти удобное место перехода или сделать мостик, как это кто-то сделал на старой дороге.

Вошел в лес, иду по тропинке. А тропинка узкая и неровная, корни деревьев затрудняют движение. На одной такой неровности велосипед опрокинулся, Тимофей упал. Но не ударился, не плакал. Я оставил велосипед в лесу, взял Тимошу на руки, решил только дойти до ручья, посмотреть и вернуться. Дошел, посмотрел, стал возвращаться, но узкую тропинку потерял, углубился в какую-то чащу, в заросли кустов. Тимофей на руках, нога болит, пробираться трудно, с листьев капает вода после прошедшего дождя, а я толком уже и не знаю, куда идти. Тимоша почувствовал неладное, прижался ко мне, молчит. Из зарослей выбрался, велосипед нашел, — там не такие большие пространства, чтобы серьезно заблудиться.

26.08.2016. Ночью, перед сном Тимофея (у нас это полночь), измерили ему температуру, оказалось 38.1. Определили только по жару и дыханию, никаких других признаков не было. — Как обычно, он бодрый, веселый, активный. Любит перед сном побегать с радостными криками, что приводит в ужас нашу кошечку. А послезавтра у него ДР, два годика.

27.08.2016. Тимофея позавчера на ночь накормили чем-то жаропонижающим. Спал он как обычно, утром температуры не было. Не было и днем, только к вечеру намерили 37.2. И никаких внешних проявлений нездоровья. К ночи тоже было 37.2, для детей это, говорят, нормально.

31.08.2016

В 20:30 я отправился на электричку. За полчаса до этого Тимофей захотел со мной пройтись по садоводству. Я подчинился, хотя беспокоился, — поезд меня ждать не будет. А малыш не спешил. В конце концов, взял его в охапку, принес домой и ушел на станцию. Шел быстро, даже забыл, что нога еще не отошла и я должен бы хромать. Об этом вспомнил уже в городе, хромал. Через два часа после моего ухода приехали родители. Как Тимоша был рад! Это я уже узнал по телефону. Дедушка-бабушка хорошо, но нужны мама и папа, — голос крови звучит громко.

31.08.2016 (два годика). В 7:00 Бабушка ушла за грибами. В 7:20 приходит ко мне Тимоша, — проснулся, хотя обычно это бывает в 10 — 11 часов. Стал я его укладывать — в основном, методом укачивания. Он пребывает в полудреме, иногда открывает глаза и зовет меня. Я сижу рядом, пытаюсь писать.

Вот уже недели три он смотрит мультфильмы, видимо, что-то стал понимать. Раньше смотрел только несколько минут, отвлекаясь. Теперь это бывает по полчаса и больше, смотрит внимательно, иногда проявляет эмоции — пугается или улыбается. По каналу «Карусель», мультики идут постоянно. Обычно показывают одно и тоже, — несколько сериалов. — «Маша и медведь», «Смешарики», и какие-то другие, менее интересные. Примерно половина — импортные, а старые советские бывают редко. Мне конечно, более нравятся наши. Импортные вроде бы тоже «добрые», правильные, — а все-таки не то! Я различаю безошибочно, лишь посмотрев немного. Так формируются (или проявляются) национальные различия. У Тимофея теперь мультики должны быть всегда, когда телевизор в поле его зрения. Если я переключаю на другую программу, — сердится, плачет. Я стараюсь не реагировать, ему надо привыкать к тому, что все вокруг не так, как хочется и что его желания — не абсолют.

03.09.2016. Сегодня лето кончается. Приехал Сергей, он отвезет всех в город, переходим в осенне-зимний период. Напоследок, пара сюжетов о последних дачных прогулках с Тимофеем.

Проходим мимо участка, на котором установлен контейнер, используемый как гараж, дверь обращена к дороге. Тимофей сошел со своего транспорта и долго изучал четыре навесных замка, которые были для него доступны. Надо сказать, что есть у него способность незаметно извлекать из карманов содержимое, это проявилось, когда ему еще не было годика. И вот теперь, — замки. Неужели дурные наклонности прописаны где-то в генетике? Есть же такая аномалия, как клептомания.

Первого сентября, после восьми вечера мы минут сорок шли по одной из центральных дорог, где обычно достаточно оживленно. По этой дороге люди идут на станцию, в магазин, в лес. Но за время, что мы там были, не проехала ни одна машина, не прошел ни один человек, проехал только велосипедист. Видимо, это следствие праздника «День знаний». Велосипедист, проезжая, поздоровался со мной, что вообще-то здесь не принято. Я ответил, посмотрел и в сумерках узнал его! Пару дней до этого мы также гуляли с Тимофеем, этот человек пас коз. Тимофею, интересно, но от стада отошла коза и стала приближаться. Для него это большой зверь, выше его. Тимоша испугался, попросился на ручки. Мы немного поговорили с пастухом и двинулись дальше. Оказалось, что не коза двинулась на нас, а козел. Я удивился, — где же рога? — Они безрогие, есть такая порода

11.09.2016. Еще один дачный эпизод. Мы гуляем по садоводству. В одном месте довольно глубокая дорожная канава, заросшая длинной травой и крапивой, что ровняет ее с поверхностью дороги. С первого взгляда даже не видно, что она вообще там есть. Через канаву сделан мостик для въезда на участок. Тимофея что-то заинтересовало, он долго крутился на том мостике (это труба, засыпанная до уровня дороги, заросшая травой). Я внимательно смотрел, чтобы он не упал в канаву, границы мостика никак не обозначены, трава на нем сливается с травой из канавы. Но ненадолго отвлекся, а когда повернулся, увидел, что Тимофей лежит на мостике лицом вниз и палочкой пытается измерить глубину. Т.е. делает все правильно, хотя едва ли кто ему объяснял, как надо удовлетворить такое любопытство.


Год третий
Год четвертый
Год пятый

Фотоальбом
В начало


Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 8655


Добавить комментарий