Глава 19. Снова об Америке


Гавайские острова, Лас-Вегас, Лос-Анжелес, Диснейленд, моя лекция, Голливуд

На Гавайском острове (я на всех дозволенных островах была) мы зашли в парк, там взяли тарелки с едой сели за столы на открытом воздухе, и стали смотреть на эстраде мексиканский танцевальный коллектив. Очень было интересно, красочно и занятно, Но, когда стемнело и солнце стало опускаться к горизонту, на возвышение взошла девушка, которая на фоне сверкающего огнем моря, смотрелась силуэтом на скале. Где-то играла музыка, и плавные движения танцовщицы очаровывали все больше и больше. Такой красоты я никогда не увижу. Все сидели, как зачарованные и даже не хотелось аплодировать, наслаждаясь красотой природы и танцовщицы. На другом острове мы зашли в русский музей с русской библиотекой. Племяннику надо было что-то скопировать из книги. В музее была одежда, экипировка, и даже кухонная посуда русских, которые правили на Гавайских островах после победы над Наполеоном (Гавайские острова до этого принадлежали французам). Я об этом никогда не читала и была удивлена, с какой любовью и сохранностью все это экспонировалось, хотя уже больше столетия острова принадлежат Америке. На следующий день, в воскресенье я пришла к берегу океана в пустынном месте, увидели привязанные к дереву качели. С привычной для балетных детскостью стала качаться, удивляясь, откуда здесь могли взяться качели. И племянник мне сказал, что русские ученые здесь производят раскопки, надеясь найти следы русских, а в воскресенье археологов нет, потому что они отдыхают и осматривают Гавайские острова, которые мне кажутся самым привлекательным местом в мире. Они вулканического происхождения, продолжают жить, все время изменяются и это придает им известное очарование. Есть места, куда не пропускают пожилых людей и с плохим сердцем и тут же на громадном экране показывают все о Гавайских островах со всеми их землетрясениями, вулканическими извержениями и взрывами. Это стоит посмотреть! Я побывала еще и в Лас-Вегасе. Это город-казино, который находится в штате Невада, где разрешены даже публичные дома. Меня они не интересовали, хотя нам так странно, когда идешь по тротуару и натыкаешься на разбросанные открытки с фотографиями девушек их именами и номерами телефонов. Больше всего этот город привлекает игрой в рулетку и другими играми, это одна главная улица, где справа и слева высятся отели, в которых нижний этаж отдан под казино. Круглосуточное освещение: все горит, сверкает и слышится если не музыка, то звон падающих монет, который для игроков привлекательнее всех оркестров па свете. Опустишь доллар, и лопаточка начинает подвигать монеты к краю и, о чудо, они начинают падать, кажется, что бесконечно. Это все теперь есть и у нас, так что я все это пишу скорее для себя, чем для вас. Я никогда не помню, что я ела, но почему-то вспоминаю в Лас-Вегасе утренние пирожки с творогом, пирожки с яблоками и листьями американского салата. Эти яства там повсюду. Вспоминается мне еще один ресторан на берегу океана в самом Лос-Анджелесе. Он под открытым небом, и чайки кричат так, что музыки не надо. А волны перекатываются с шумом, а когда они отступают, то бегут на длинных ножках маленькие птички и подбирают насекомых, которых приносят им любезные волны. Это элитный ресторан, в котором можно парковаться только роскошным машинам, но не обязательно быть в галстуке, можно прийти даже в рваной майке и трусах. Это — типичная Америка! Сплошные противоречия. Центр Лос-Анджелеса — высотные дома, которые строили японцы — чего там только нет. И музыкальный центр, и гастрономический, и учрежденческий, и библиотечный. Нам нужен хаос, неопределенность, споры, бесконечные гости, разговоры по телефону по полчаса (а там платят по минутам), ссоры из-за мест в поезде, в трамваях и вечные жалобы на всё и про всё. А вокруг центра в Лос-Анджелесе небольшие собственные дома, реже — двухэтажные, часто с бассейнами и маленькими садиками. Но цветы повсюду — город пальм и цветов. Ждать автобуса приходится долго, но сидишь под навесом на удобных скамейках со спинкой. Ездят почти только мексиканцы и новоприезжие армяне и русскоязычные. Тротуары пустые и надо для магазина выбрать место пересекающихся улиц или парков для машин, тогда магазин будет посещаться, а хозяин преуспеет. Шла я как-то из грейпфрут-парка, где я несколько часов гуляла по длинным аллеям и тропинкам на горах и очень устала, с завистью смотрела на семьи, расположившиеся прямо на траве со своей едой (это разрешается и принято). Фривей — это прямая дорога, где нет остановок, 6 линий в одну сторону, 6 в обратную, скорость машин всегда одинаковая, в зависимости от того, по какой линии ты едешь. И время от времени — плакат на столбе с рисунком без слов. Бегущий мужчина, держит за руку женщину, а она — ребенка. Это значит, что в этом месте перебегают беженцы из Мексики, чтобы водители машин остерегались. Но я отвлеклась на Лос-Анджелес, а ведь не доиграла еще в Лас-Вегасе. Удержаться невозможно. Племянник мне дал 20 долларов, этого мне хватило, чтобы получить удовольствие. В рулетку я не пыталась играть. Ужасно неприятно, когда крупье сгребает в кучу все с трепетом поставленные деньги. Нет, — это не для меня. А вот дергать ручку, где падают монеты — мне нравится. И ведь никогда не уйдешь, когда наберешь много долларов, и доиграешься до того, что останешься, с чем пришел. Ну, Вог с ними. У меня их никогда не будет много, т.к. я люблю путешествия, а эта прихоть съедает, как вампир, все. Кажется, в Америке — полная свобода, делай, что хочешь. Но, это только кажется, — всюду свои правила. В лесу нельзя собрать ни грибочка, ни листочка, а мне так хотелось привезти домой веточки дерева секвойи. Это фантастическое дерево, которое растет не годами, а веками. Я большими шагами обходила дерево. Чтобы обойти самое большое дерево понадобилось тридцать шагов. Это дерево охраняется законом, как и все. Вы думаете, что можно пойти на берег океана, разуться и купаться? Напрасно вы так думаете. Купаться можно только в определенных местах, на специальных пляжах и обязательно н купальных костюмах. А я не люблю, я хочу плавать голышом за скалой, там меня никто не увидит. Нет, нельзя! За вами должны следить со спасательной станции, которая высится на каждом пляже. И так до бесконечности — закон, закон, закон. Он охраняет, и он связывает. Ну, а совсем для нас непонятно, что собаки не должны лаять и ходить только на поводке, что всех домашних животных кастрируют и даже петухов, так как мясо их делается нежнее, и вкуснее, и дороже в два раза, чем у курицы. Бедные петухи, бедные люди, бедная цивилизация. Хочу в первобытные времена! Хотите? Пожалуйста. Идите в национальный парк, блуждайте по тропикам, если не боитесь заблудиться, и вы почувствуете себя в полной свободе, окруженной непроходимыми дебрями. Но я что-то далеко ушла от искусства. Возвращаюсь. Опять-таки, вспомнила Лас-Вегас. За 70 долларов вы сможете увидеть шоу, которое вам запомнится на всю жизнь. Но, лучше я вам перечислю мероприятия и аттракционы, которые я посмотрела и пережила за три дня. Диснейленд — это Мир Детства, а впрочем, взрослые, хотя и приезжают сюда с детьми, сами получают большое удовольствие. Платить надо только у входа, а потом посещай все аттракционы, плавай на подводной лодке или на корабле Тома Сойера, спускайся в подземелье или летай по воздуху, заходи в помещение и смотри спектакль или кинофильм. Есть у меня любимые аттракционы, например, «Пираты», я его смотрела каждое свое посещение Диснейленда по нескольку раз. Садишься на что-то вроде плота или водяного трамвая и спускаешься по реке вниз в подземелье. Темно, страшно и вдруг проваливаешься куда-то. Но в Америке ничего бояться не нужно, все надежно. Даже когда едешь через реку по мосту, а он на середине реки проваливается, то будь спокоен, все проверено. У нас бы я на такие развлечения не решилась. Итак, мы в подземелье. Идет пальба, снаряды разрываются рядом, и вздымают столбы воды. Пушки на берегу палят, идет захват города. Победа, начинается пиршество. На рынке продают захваченных женщин, какой-то «победитель» сидит верхом на побежденном и пьет из бочонка спиртное. Большая клетка — там сидят заключенные в нее мужчины и подзывают собаку, которая в зубах держит ключ от клетки. Они предлагают ей кости, собака жалобно воет, но не делает и шага, хотя видно, что голодная — одна кожа да кости. Проезжаешь дальше по подземной реке, видишь горы драгоценностей… Это прекрасно срежиссированный и озвученный спектакль. Актеры — все искусственные люди, которые управляются компьютерами, но их не отличишь от живых. Думаю, что о Диснейленде написано уже много книг, но на русском языке я не видела, другими языками не владею (я всем говорю, что путешествую по всему свету без денег и без языка), поэтому напишу только стихотворение о Диснейленде профессиональной поэтессы.

Диснейленд. Как много в этом слове
И для взрослых, и для всех детей.
В нем и страх, и радость, и раздолье,
Чудо многочисленных затей.
В диких джунглях царствуют гориллы,
И слоны купаются в реке.
Распевают птицы баркаролы
И плывет корабль невдалеке.
А под вечер шествуют парады,
Зажигается огнем река.
Дети чудесам всем очень рады,
Вся эта затея — на века!

             Нонна Белавина

Я так устала от этих аттракционов, что хочу вспомнить музыкальную комнату в доме замечательных людей Аленушки Шаховской и Славы Хрущева, который спрашивал меня, что я хочу послушать. Я выбрала программу на 6 часов и, сидя с вытянутыми ногами на кресле-кушетке, смотрела и слушала замечательные записи опер из Метропо́литен-опера, или нового оперного театра на открытом воздухе Арена ди Верона, или из Ла Скала. Это был замечательный, совершенно русский дом, с чудесной княжной Шаховской.

У меня появилось много друзей за десять месяцев пребывания в Калифорнии, я встречала всюду доброжелательное к себе отношение. Конечно, круг моих друзей состоял из русских эмигрантом первой, второй и третьей волны. Однажды племянник крикнул, чтобы я подошла к телефону. Какой-то незнакомый голос спросил меня, не смогу ли я прочитать лекцию о балете или о чем хочу. Это было очень неожиданно! Я согласилась, и лекция была назначена на 13-ое июля. Программу я продиктовала следующую: первое отделение — о балете, о том, как он создается и как развивается, а второе отделение решила посвятить образу жизни, питанию, работе над собой. За мной приехали, а я немного волновалась, хотя племянник сказал: «Да ты не волнуйся, тебя будут слушать несколько старушек».

Нет, это был полный большой зал с маленькой эстрадой, на которую я бодро вышла. Меня, оказывается, нашли по энциклопедии «Балет», в которой написано: Серебровская — Грюнталь Любовь Александровна (р. 17(30). 12. 1913 г.) Москва, сов. артистка, балетмейстер и педагог… пост. «Лебединое озеро» (1955 г. по подлинной партитуре П.И. Чайковского, в оригинальной хореографической редакции по своему сценарию). Среди постановок «Мирандолина», «Жизель», «Каменный цветок», «Сильфиды», «Франческа да Римини», «Золушка», «Пер Гюнт» Грига, «Конек —- Горбунок» Щедрина, «Сын Родины» Тер — Осипова, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Египетские ночи», «Дафнис и Хлоя», «Любовь-волшебница» де Фалья, «Барышня и хулиган» Шостаковича, «Тщетная предосторожность», «Щелкунчик» и другие. Поставила фильм-балет «Комде и Мадан» Мартынова, «Баядерку» и пр. и несколько оперетт.

Конечно, я поставила гораздо больше балетов и множество концертных номеров, но для американцев было достаточно и этого, чтобы понять, что я человек с большим опытом.

Я говорила долго и слишком подробно рассказывала, как создается балет, начиная с репетиций в зале и затем выход на сцену, затем оркестровые репетиции, потом тоже в костюмах, генеральная репетиция в присутствии худ. совета, на который приглашали и политических деятелей, и, наконец, премьера.

Люди слишком мало знают о балете, и мне хотелось обо всем рассказать, но я все-таки затянула первое отделение. Зато второе прошло очень живо. Я постелила на пол коврик и стала показывать, как надо работать над глазами, над шеей, над поясницей, над ногами, над руками, одним словом, продемонстрировала все, чем занимаюсь уже 30 лет, с Душанбе. Могу с уверенностью сказать, что я знаю не понаслышке, а по подлинным трактатам, как сохранить зрение, гибкость, нервную систему, задержать склероз и многое другое.

Я сказала, что не врач и даже не медсестра, но я на своем опыте доказала, что все зависит от самого себя. Надо работать над собой. Это не эгоизм, а желание быть здоровой, и не заставлять других заботиться о тебе.

Люди были разного возраста, члены американо-русского культурного просветительского общества.

Когда я им сказала, что начинать надо утром с тибетского массажа, который займет всего пять минут, и вы подниметесь с кровати бодрой, с хорошим настроением, то они очень этим заинтересовались. Затем китайский самомассаж до-ин. Есть книга 2 тома, в первом томе 112 упражнений, но надо выбрать те, которые нам приятны, удобны и полезны. Я каждый день делаю 12 упражнений по системе до-ин, а потом перехожу к упражнениям хатха-йога. Они необходимы для всего организма. Стою на голове, конечно, не у стенки, получаю от этого большое удовольствие, главным образом, от сознания, что я могу преодолеть свою лень.

Я сказала своим слушателям, что не буду показывать им, как вставать на голову, а то вы без предварительной подготовки сломаете себе позвоночник.

Много было вопросов, восклицаний, недоумений. А как это по часовой стрелке массировать затылок двумя руками, скрестив пальцы? «По часовой стрелке» — показываю я еще раз, а потом соображаю, что у них на часах стрелок нет. Они многих слов не знают, например — шмотки, колготки. Но русский язык не забывают, стараются внушить детям, что русский их родной, и он самый большой, богатый, красивый, красноречивый. Моя лекция закончилась маленьким этюдом, который китайцы делают каждый день на работе, в перерыве.

А потом ко мне подходили, благодарили, ручку целовали, А когда подарили видеокассету с моей лекцией, то я была очень довольна. Секретарь общества вручила мне конверт, в котором я дома обнаружила 265 долларов. Для меня это было огромным богатством, и я захотела заработать 1000 долларов. Но лекции читать было негде, потому что во всех городах Сан-Диего, Санта-Барбаре и в самом Лос-Анджелесе начался летний отдых, когда обычно почти все американцы разъезжаются по родным, знакомым, а то и по разным странам.

Стала шить: кому юбку, кому кофту, и таким образом заработала еще сколько-то долларов. Но больше всего была благодарна всем за доброе ко мне отношение. Все эти люди обрели на новой родине и профессию, и английский язык освоили, и дома купили. И деньги у них есть, но нет человека, который бы не любил прежнюю Россию и не боялся бы большевиков.

Они не верят, что быть коммунистом — это как бы вторая профессия, без этого нельзя занимать положение, быть начальником или даже учителем, но я, к счастью, избежала этого лицемерия. Меня спас балет, который занимал с ранней юности, и мне было не до комсомола. Потом, когда я уже кончила ГИТИС и стала балетмейстером, меня вызывали в Министерство культуры и предлагали вступить в партию: «У вас под началом 60-70 человек артистов балета и вы должны их воспитывать». Я каждый раз им говорила, что мне уже много лет, я женщина и в партию не вступлю, у меня слишком много дела на работе и дома.

И это мне помогло.

Я видела только часть Америки и решила, что мне надо ехать в Нью-Йорк. Надо только найти компаньона и тогда билет на автобус будет в два раза дешевле.

Американцы говорят: «Автобус, это ужасно», — а мы, россияне, могли бы в таком автобусе даже жить, тем более, что он с туалетом. Я не понимаю, почему так страшатся дорожных путешествий. Если будут происшествия, то тоже неплохо.

Очень хорошо помню, как по дороге, когда мы ехали с племянником, у нас сорвалось колесо в машине. Мне и это было очень интересно. Телефоны через каждые 100 метров, и через 20 минут с ближайшей станции приехала машина, взяла нас на буксир, и у меня даже фотография сохранилась этой «катастрофы». Никогда не надо бояться дороги, даже когда ждешь транспорт, и здесь время проходит недаром — ты живешь, и это главное, смотришь вокруг, наблюдаешь за прохожими, смотришь на небо, а это всегда так интересно. Вчера я целый час простояла, глядя на тоненький серпик луны, которая с нами прощалась. Вы думаете, я потеряла время. Совсем нет. Я столько прочувствовала и накопила энергии, глядя на воинственную планету Марс, постоянного спутника, охраняющего свою даму. Жизнь необычайно интересна, и это надо понять, чтобы быть счастливой.

Но я отвлеклась, а надо еще побывать в районе Голливуд, где гоже немало удивительного. Туда приходят закусить и просто провести время с друзьями. А любители сильных ощущений смотрят ковбойский спектакль со всеми акробатическими трюками, где главный герой — актриса-ковбой, и это очень занятно. Я после конца представления подошла к ней и поблагодарила. Не бойтесь сказать «спасибо» человеку, который доставил вам удовольствие. Я по себе знаю. Закрылся занавес, окончились аплодисменты, полный восторг зрителей, счастливые лица актеров, а за кулисами подходит ко мне Марья Ивановна, уборщица с ведром, и говорит: «Любовь Александровна, как мне понравился ваш спектакль. Спасибо». И я счастлива, для меня похвала простой женщины дороже всех комплиментов мира.

А сражение на воде — это удивительно красивое зрелище, тем более, когда знаешь, что оно безопасное для его участников. Тем и хорошо искусство, что оно показывает жизнь, но никого не травмирует. Жизнь актеров тоже прекрасна! Подальше от грязи, от нелепости жизни, от ее непредсказуемости. Гамлет умирает, но актер знает, что он будет еще много, много раз умирать, и с каждым разом он будет это делать еще лучше. Я застала великих актеров Качалова, Москвина, Ильинского, Кторова и Алису Коонен. Для меня искусство выше жизни, тем более, что оно существует не для себя, а для людей. А балет — самое высокое искусство, которое сотворено из движения, музыки, поэзии и таланта.

Пока мы еще в Лас-Вегасе, стоим вокруг небольшого бассейна и любуемся на цветущие деревья (не уверена, что они настоящие). Вдруг начинается землетрясение, земля ходит под ногами, какой-то непонятный шум (я в детстве испытала землетрясение в Крыму и знаю, что это такое), загорается вода в бассейне, и из фонтана вздымается кверху огромный столб пламени.

Но больше всего меня поразили белые тигры на скале. Прекрасная «скульптура» вдруг оживает, тигры встают (самец и самка), смотрят на вас, и глаза у них ярко васильковые. Неужели их покрасили? Тигры оказываются альбиносами, которые редко рождаются.

Продолжаю рассказ о Голливуде. Можно просто ходить по улицам и попадать то в Италию, то в Мексику, а то и в Париж. Дома, как «живые», но на самом деле — это только фасады домов, которые нужны для киносъемок. Кроме того, можно в Голливуде посмотреть, как делаются пожары, взрывы, наводнения, землетрясения, это очень любопытно и совсем не страшно, в отличие от природных явлений. К сожалению, многое забывается, а потом вдруг выскочит случайно, из уголка памяти.

Когда племянник сказал, что мы снова поедем в Лас-Вегас, я очень обрадовалась, ведь дело не только в рулетке, там ведь десятки прекрасных архитектурных шедевров, в которых находятся игровые залы почти всех стран, кроме России, а жаль. Хочешь — останавливайся в Италии, хочешь в Японии, а то можно заглянуть и в Египет.

Всюду пускают бесплатно, лишь бы приезжал народ. Армяне со своими машинами стоят в Лос-Анджелесе на дороге и отвозят желающих поехать в Лас-Вегас бесплатно. Хозяевам машин оплачивает казино, лишь бы только игроки прибыли, потому что почти всегда гости остаются в проигрыше.

Мы остановились, не помню в каком отеле, и там был организован товарный фестиваль всех штатов Америки. Три огромных зала набиты всевозможными, разнообразными товарами. На каждый зал для осмотра нужно было истратить целый день, но я ничего не запомнила, вещами я не интересуюсь, но меня потряс искусственный пианист, который сидел за роялем и поворачивался то в одну, то в другую сторону, не глядя ударяя по клавишам. Исполнялись чудесные произведения. Вот у меня и сложилось впечатление, что Америка — страна наполовину искусственная, хотя так говорят про Израиль, в котором я не была, но там искусственная даже природа. Огромные деревья вырастают за ночь, но они натуральные, просто выкапывают огромные ямы и ставят туда вместе с корнями огромные деревья, а траву хозяева своих участков привозят из магазинов рулонами, раскатывают их на земле, и они приживается. И так — все и везде. Песочек для кошек покупают в магазинах, и дрова для каминов тоже.

Я не удивлюсь, если целые оркестры будут состоять из искусственных людей, а в магазинах живых продавцов тоже заменят манекенами. Люди ходят по проходам магазинов туда-сюда и кладут в свои корзинки что хотят, и только при выходе в одну секунду все взвешивается, оценивается и перекладывается в другую корзину, которую ты везешь к машине и потом оставляешь ее на произвол судьбы.

Но погодите, какое это имеет отношение к балету? Прошу прощения, и возвращаюсь к своей теме. К счастью, пока искусственных балерин нет, они только в мультфильмах, а закончу я разговор об Америке именно балетом, потрясающим, высокопрофессиональным спектаклем, который называется «Озеро лебедей» музыка П. И. Чайковского. Вы удивлены? Но это совсем другой спектакль, не тот, к которому вы привыкли, но об этом после.

В начало

К предыдущей главе

Далее

Автор: Серебровская-Грюнталь Любовь Александровна | слов 3256


Добавить комментарий