Павел Кондратьев


Павел Кондратьев о себе

Вспоминают родные и близкие 

Вспоминают ветераны 

Вспоминают гроссмейстеры и мастера

Об авторе
_________________________
Книга посвящена жизни и творчеству мастера спорта СССР по шахматам, тренера-новатора Павла Евсеевича Кондратьева. Крупный теоретик, тренер сборных команд СССР по шахматам и шашкам по городу Ленинграду, он известен также как сильный шахматный прак­тик. Красивый, самобытный человек прожил не долгую, но прекрасную жизнь, оставил после себя шахматное наследие, немало интересных партий, учеников, добившихся выдающихся спортивных результатов. Талантливый журналист и великолепный телевизионный комментатор снискал большую популярность в шахматном мире своей исключитель­ной скромностью и интеллигентностью.

В книге использованы фотографии из семейного архива, любезно предоставленные вдовой Павла Евсеевича Кондратьева — Валентиной Ивановной Кондратьевой, партии Павла Евсеевича и его учеников, воспоминания о нем родных, близких, коллег.

Консультант- корректор – Кондратьева Людмила Павловна, математик, поэтесса.
Рецензент
-  Некрасов  Юрий Дмитриевич, кандидат в мастера, кандидат технических наук.

Юровский Е.М.  Санкт-Петербург, 2003 г.
___________________
В электронном издании  сокращены некоторые главы, посвященные  анализу шахматных партий.
___________________

Предисловие ко второму изданию
Шахматы формируют логическое дисциплинированное мышление, приучают к волевому напряжению и точному расчету. Усвоить правила шахматной игры и научиться играть в шахматы нетрудно. Однако научиться понимать партии мастеров и создавать самостоятельно стратегиче­ские и тактические идеи — задача еще более сложная, но бла­годарная. Ведь не даром победы на шахматной доске дают большое спортивное удовлетворение.

Партии Павла Евсеевича Кондратьева, помещенные в книги (их более шестидесяти), рекомендую прорабатывать без спешки от начала до конца, так сказать, до полного осво­ения.

Первое издание книги «Павел Кондратьев» разошлось в 2002 — 2003 годах. Успехи российских шахматистов: Гарри Каспарова, Владимира Крамника, Александра Морозевича, Петра Свидлера еще больше повысили популярность шахмат в мире. Необходимо назвать и «юных звезд мира», россиян: Яна Непомнящего из Брянска — чемпиона мира 2002 года и трехкратного чемпиона Европы в своем возрас­те, Дмитрия Андрейкина, выполнившего норму междуна­родного мастера — неоднократного призера крупных между­народных соревнований, 13-и летнего Ильдара Хайруллина из Перми, который стал мастером ФЙДЕ еще в 11 лет, а на турнире «Юные звезды мира» в Киришах разделившего второе-третье места с Дмитрием Андрейкиным, 17-ти лет­него Евгения Алексеева — 2-х кратного чемпиона России, бронзового призера чемпионата мира среди юношей, вы­пускника ДЮСШ «Светлана», самого молодого междуна­родного гроссмейстера за всю 300-летнюю историю Санкт- Петербурга, студента Академии физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта.

(Во 2-м издании увеличено количество партий Мастера, появились еще воспоминания родственников, друзей и соратников, значительно улучшено качество фотографий

Первое издание подверглось серьезной проверке: в бесе­дах с любителями шахмат я узнал о недостатках и достоин­ствах книги.

Выражаю благодарность:
- АШШИ в лице ее президента Негры Николая Никола­евича за поддержку и предоставленные дополнительные материалы;
- родным и близким Павла Евсеевича за предоставлен­ные воспоминания.

Особая благодарность дочери Павла Евсеевича, Люд­миле Павловне Кондратьевой, за помощь в работе и кор­ректуру книги.

Наконец, считаю своим долгом к знаменательной дате, к 80-летию со дня рождения Павла Евсеевича Кондратье­ва, сделать свой скромный подарок любителям шахмат.

Рецензия на книгу «Павел Кондратьев»
Мастера и гроссмейстеры творят не для себя, не ради личного удовлетворения, а с думой о массах любителей шахматного искусства. Эта мысль была основной при на­писании книги. Собранные в ней биографические данные и шахматные партии отражают жизненный и шахматный путь Павла Евсеевича Кондратьева. Можно оценить ме­тоды его познания творческих проблем и, может быть, даже развить некоторые из них. Анализ и комментиро­вание партий — вернейшее средство совершенствования мастерства шахматиста. Книга, хотя и написана в стиле «ретро», обращена к настоящему и будущему. Шахматное искусство заключает в себе беспредельные творческие возможности, в чем-то еще не раскрытые. Надеюсь, что эта работа будет полезна для тренеров и наставников, особенно для молодых шахматистов, которым предстоит выполнить почетную задачу — расширить шахматные го­ризонты. Воспоминания родных, близких, друзей и совре­менников Павла Евсеевича, собранные в книге, помогут читателю полнее представить себе многоплановый образ Кондратьева: талантливого шахматиста, прекрасного че­ловека, одного из лучших наших тренеров.

Считаю своим долгом выразить искреннюю благодар­ность Е.М. Юровскому за бескорыстный и нелегкий труд написания книги, немалые хлопоты по ее выходу в свет.

Ю.Д. Некрасов, апрель 2002 года

Отступление
Долг живущих перед умершими — правильно рас­ставлять акценты в их судьбах. Ушедший человек… Это явление, которое наблюдали люди близкие и не очень. Масштабы явления можно оценить только со временем. Я уверена, что мой отец явление яркое. Это — явление неор­динарное во всех отношениях и при этом » личности ис­ключительного обаяния. Боль потери с годами несколько притупляется. Память — остается…

В 1994 г. нас с мамой пригласили в ДДТ «Измайлов­ский» Адмиралтейского района на вечер памяти отца, посвященный его 70-летию. Мы встретились с людьми, которые знали папу хорошо и не очень, или просто видели по телевизору, читали о нем в прессе, знакомы с его книга­ми. Мы тогда почувствовали теплоту этих отношений…

1996 г. Еду в Москву. Поезд «Юность». Рядом черново­лосый мужчина лет сорока. Ехать долго, разговорились. Он из Узбекистана. Речь зашла о шахматах — и я услыша­ла от него фамилию отца. Узбек говорил о том, что мастер Кондратьев произвел на него в юности впечатление чело­века удивительного…

1997 г. В ДДТ «Измайловский» разговорилась с колле­гой, педагогом дополнительного образования Юровским Е.М. У меня, говорю, отец был шахматистом. А как фа­милия? Кондратьев — говорю. Реакция собеседника была такой: «Вы, наверно, очень счастливый человек, если Вашим отцом был Павел Евсеевич! Дело в том, что мне посчастливилось общаться с вашим отцом в течение не­скольких лет в семидесятых годах в Совете ленинград­ского городского шахматного клуба им. М.И.Чигорина: Я был ответственным секретарем Совета клуба, а Павел Евсеевич — возглавлял сектор пропаганды».

Более 18-и лет прошло со дня папиной смерти, а вот напи­сать о нем удалось только теперь. Большая ответственность пугала. Но есть долг перед светлой памятью, перед шахма­тистами, перед близкими. Наконец не писать оказалось про­сто невозможно.

Наступило третье тысячелетие. Надо, чтобы о таких лю­дях, как мой отец, знали и помнили и в двадцать первом веке.

Людмила Кондратьева

(Кондратьева Людмила Павловна, родилась в 1946 году в Ленинграде. Закон­чила в 1969 году математико-механический факультет ЛГУ им. А.А. Жданова. С 1997 года работает в ДДТ «Измайловский» в качестве методиста по литературному и лингвоматематическому направлениям. Пишет стихи)

Предисловие
Начальник Управления шахмат Спорткомитета СССР в 80-е годы прошлого столетия, гроссмейстер Н.В. Крогиус однажды сказал, что в нашей стране четко определились два типа тренеров: воспитатели молодежи и наставники шахматистов высшей квалификации. Думаю, что Павел Евсеевич Кондратьев являл собой третий тип тренеров, объединяющий эти два.

Шахматное искусство не стоит на месте. Постоянно происходит переоценка отдельных дебютных вариантов, целых систем, формируются и прокладывают себе дорогу новые представления в области стратегии, тактики, пси­хологии; и в этом процессе ведущая роль принадлежит шахматистам, помыслы которых не ограничены лишь стремлением набрать очки, занять высокое место, полу­чить высокое звание, добиться призвания любым «раци­ональным» путем. К счастью, широкое распространение шахмат не влечет за собой вытеснение с арены мастеров с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Павел Евсеевич Кондратьев полюбил шахматное искусство с первых шагов и абсолютно бескорыстно, но пожертвовал своими спортивными успехами ради учеников. Таков был его характер, и так же ровно пролегла линия его рано обо­рвавшейся жизни. Он был во всем глубоком смысле этого слова оригинален, неповторим.

Павел Евсеевич не получил звание международного мастера, заслуженного тренера Советского Союза, но во много раз дал больше шахматистам, чем получил сам лавров от шахмат. Автора могут упрекнуть в том, что он обошел молчанием некоторые факты жизни и деятельно­сти Мастера, не поместил самые интересные его партии. Что же, может быть, в книге есть недосказанность, но нет неправды. Понимая всю трудность задачи написания кни­ги, я ставил целью изобразить не хрестоматийный образ Павла Евсеевича, который диктуется траурной рамкой. Моей задачей было воссоздать образ живого Мастера до­стойный его.

Вступление
Эта книга об известном шахматном мастере Павле Ев­сеевиче Кондратьеве, внесшем большой вклад в теорию развития замечательной игры. Достаточно пространный анализ его деятельности сочетается с интересными био­графическими сведениями. Это позволяет ощутить присутствие самого Мастера. Павел Евсеевич был человеком увлеченным, посвятившим большую часть своей корот­кой жизни шахматам. В чем заключается счастье, как его добиться — вечные вопросы. Может быть, всех ближе к разгадке был Константин Дмитриевич Ушинский. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, — сказал великий русский педагог, — то счастье само вас отыщет». Счастье Павла Евсеевича заключалось в том, что ему удалось раскрыть свои способности и быть одним из самых тонких и интеллигентнейших тренеров России.

Автор не ставил перед собой учебных целей, но идея первого обобщения материалов о Кондратьеве П.Е, показ своеобразия его игры, тренерского и теоретического вкла­да представляется важной. Наконец, все, что было связано в Павлом Евсеевичем, еще при жизни незаслуженно при­нижалось его соратниками, а после смерти, спустя совсем немного времени — и вовсе забыто. В процессе работы над книгой я с огромным интересом знакомился е шах­матным наследием Павла Евсеевича, предоставленным его женой Валентиной Ивановной и дочерью Людмилой Павловной Кондратьевыми. Павел Евсеевич — крупный теоретик шахмат и видный шахматный литератор, автор капитальных трудов по теории: в соавторстве с гроссмей­стером М. Таймановым участвовал в создании много­томного дебютного руководства, изданного «Sportverlag» (Германия); несколько разделов написал для вышедшей в ФиС «Малой энциклопедии шахматных дебютов»; со­вместно с мастером Е. Столяром выпустил монографию «Защита Бенони», ряд методических работ — в «Библио­течке шахматиста»; еще в 1983 году вышла его небольшая книга «Позиционная жертва», где автор показывает роль позиционной жертвы в шахматной партии — по общему мнению, одной из лучших в этой серии.

Приведенные биографические данные помогут читате­лям представить, в каких трудных условиях жил и творил этот незаурядный человек. В марте 1982 года Павел Евсе­евич был назначен на должность, название которой звуча­ло очень торжественно: тренер сборных команд СССР по шахматам и шашкам по городу Ленинграду, иначе говоря Гостренер! На плечи Павла Евсеевича легли организа­ционные и канцелярские заботы, планы, отчеты, статьи, подготовка приказов, организация питания шахматистов, размещения участников соревнований, транспортировка спортсменов и судей.

Перечень обязанностей Гостренера в утвержденной должностной инструкции занимал почти две страницы машинописного текста, а их выполнение под силу раз­ве что целому отделу, но в Ленинграде отдела шахмат и шашек тогда, да и сейчас — не существовало. Таким обра­зом, Гостренер, несмотря на свое высокое наименование становился генералом без армии. У него было множество обязанностей, но практически не было ни прав, ни под­чиненных, так как вся полнота административной власти принадлежала Директору шахматного клуба имени М.И. Чигорина, в то время С.И. Тихонову, полковнику в от­ставке — далекому от шахмат и шашек. По свидетельству жены, Валентины Ивановны: Павел Евсеевич, когда со­глашался на эту должность, получил заверения в том, что он будет иметь возможность и дальше развивать теорию шахмат и готовить чемпионов. Дома у него имелась об­ширная, тщательно подобранная шахматная библиотека. Однако, после вступления в должность, Павел Евсеевич, был поставлен в очень жесткие условия: отбывать в Спорткомитете по восемь часов в день без видимой на то необходимости и заниматься организационно-хозяйствен­ной деятельностью. Получалось, что для развития теории шахмат оставалась только ночь…

На сборах, которые бывали достаточно часто, о теоретических исследо­ваниях тем более не могло быть и речи, так как все вопросы жиз­необеспечения членов сборной команды города по шахматам и все фор­мальности должен был решать Гостренер. Надо сказать, что эта деятель­ность была Павлу Евсе­евичу не свойственна.

Он совсем не был «при­рожденным» организа­тором. К глубокому со­жалению, окружающим и даже коллегам, с кем длительное время, исключительно плодотворно, в качестве основного мозгового центра ра­ботал Павел Евсеевич, казалось, что у него огромные ма­териальные возможности на этой должности. Как глубоко заблуждались они, хорошо зная своего коллегу…

Павел Евсеевич Кондратьев родился в 1924 году в Москве, в школе познакомился с шахматами и делал первые шаги во Дворце пионеров, что на улице Стопани. Из Москвы в 1942 году ушел защищать Родину, служил на флоте до 1950 года и, будучи минером, долгие годы и после войны слышал взрывы, разряжая фашистские мины на Балтике. Ратный матросский труд Павла Евсеевича отмечен пятью боевыми медалями.

После демобилизации П. Е. Кондратьев переехал в Ленинград, где прожил с семьей до конца своих дней. Послужной список его короток — всего две записи: руко­водитель шахматного кружка Дома пионеров Ленинского района Ленинграда и с 1981 года — тренер сборной команды СССР по шахматам по городу Ленинграду. Он был на­дежен в дружбе, в работе и исключительно трудолюбив. За годы гражданской службы П.Кондратьев окончил юри­дический факультет Университета, овладел английским и французским языками, опубликовал ряд работ по теории шахмат.

П. Кондратьев стал мастером спорта в 1950 году, в 1956 году завоевал титул чемпиона Ленинграда, был он и чем­пионом Балтийского флота, Таллинна — в годы флотской службы.

Многих ребят научил играть Павел Евсеевич и привил любовь к шахматному искусству. Всем своим ученикам он подавал пример гражданственности, запоминающийся на нею жизнь. Многие годы П. Кондратьев тренировал Ирину Левитину — претендентку на титул чемпионки мира. С ней прошел тернистую дорогу до финального матча на первен­ство мира.

Павел Евсеевич Кондратьев сочетал в себе воинскую хра­брость и редкую доброту, мягкость, разносторонние талан­ты и неподдельную скромность.

Павел Евсеевич Кондратьев навсегда останется в памяти любителей замечательной игры, как один из ведущих деяте­лей шахматного искусства, интеллектуальный и необыкно­венно скромный человек!

Далее >>

Автор: Юровский Евгений Михайлович | слов 2011


Добавить комментарий