16. Великая Отечественная война. Проект бортового минного устройства

В конце 30-х годов резко обострилась международная обстановка. Фашистская Германия оккупировала ряд стран Западной Европы. Япония захватила Манчжурию и ряд районов Китая, граничащих с Советским Союзом. В Италии к власти пришла фашистская партия. На границе СССР потенциальные противники прощупывали его мощь разного рода военными конфликтами и провокациями, такими как вторжение на нашу территорию в районе озера Хасан, военный конфликт развязанный Японией против дружественной нам Монголии в районе Халхин-Гола и проч.

Советские вооруженные силы дали отпор агрессору, но обстановка на границах становилась все более напряженной и это заставляло Советское правительство форсировать программу вооружения и совершенствования армии и Военно-Морского флота. Большое значение придавалось освоению населением, особенно молодежью, военного дела, приобретению ею военных специальностей. Развернулась поистине массовая сдача норм «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Ворошиловский стрелок» и т.д.

В 1941 году, для освоения основ военного дела, на Дальзаводе были организованы батальоны всеобуча. В этих батальонах работники завода постигали азы военного мастерства. Они изучали пехотное оружие, тактику и технику ведения боя, занимались метанием гранат, штыковым боем, практической стрельбой из боевого и малокалиберного оружия, ходили под веслами и парусами на морских ялах и осваивали ряд других военных профессий.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Известие об этом пришло во Владивосток в 15 часов по местному времени и в корне изменило жизнь, как всего советского народа, так и жителей Приморья. С первых дней войны, по условиям военного времени, на заводе, во всех цехах и службах, был установлен 12 часовой рабочий день без увеличения заработной платы. Были отменены профсоюзные отпуска. Была введена надбавка на подоходный налог рабочих и служащих не подлежащих призыву на военную службу. В ноябре 1941-го года был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР (этот налог отменили только с распадом СССР). С началом войны стала ощущаться нехватка хлеба и других продуктов. Была введена карточная система снабжения, введены многие законодательные положения, направленные на строгое соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

Многие дальзаводцы, в том числе и конструкторы – А. Сероусов, Е. Дорофеев, В. Свинин, М. Сомов и ряд других были призваны для службы в Красную Армию и Военно-морской флот. Люди, оставшиеся на предприятиях промышленности, отдавали все силы для выполнения задач, поставленных Государственным Комитетом обороны (ГКО), а задачи эти становились все сложнее. В условиях выполнения правительственных заданий, в условиях значительного сокращения численности личного состава, конструкторы и технологи БПС и всего технического отдела, как правило, работали сверхурочно по 3-5 часов в день без дополнительной оплаты, в силу чего их рабочий день составлял от 15 до 18 часов. При выполнении особо срочных заданий конструкторы не покидали завод неделями и даже месяцами, но никогда ни один заказ не был сорван. Следует отметить, что столь интенсивная работа не только конструкторов, но и всех работников завода обеспечивалась весьма скудным пайком. Рабочие и ИТР получали 800 грамм хлебы на день, служащие – 400, а иждивенцы – 200 грамм. На продовольственные карточки в магазинах можно было купить 1 кг селедки или другой рыбы, 0,5 кг жиров, 2 кг пшена и т.п. В заводской столовой можно было питаться так называемым супом, именуемым в народе «Тайга». Составляющими этого супа были листья винограда, ботва свеклы, капуста и мелкие частиковые рыбы (уйки). За такой суп из продовольственных карточек вырезали соответствующие талоны.

Для улучшения питания сотрудников технического отдела, администрация, партийная и профсоюзная организации в 1943 году организовали в устье реки Суйфун, в районе поселка Тавричанка, небольшую рыбалку, выделяя в летнее время от трех до пяти сотрудников для ловли рыбы. Пойманная и доставленная во Владивосток рыба в свежем и несколько присоленном виде распределялась между сотрудниками ТО, являясь значительным подспорьем в их питании. В 1942 году сотрудники ТО, как и рабочие завода, стали заниматься огородничеством, выращивая картошку и овощи, что значительно улучшило их рацион. Огородные участки были выделены в районе станции Вольно-Надеждинское.

Наряду с интенсивной производственной деятельностью, конструкторы ТО, в том числе БПС, в неурочное время несли службу в истребительном батальоне на «Дальзаводе». В этом батальоне проводились строевые и тактические занятия и неслась караульно-патрульная служба. Ориентировочно раз в неделю каждый боец батальона после окончания рабочего времени, в составе своего отделения и взвода, проводил ночное патрулирование по наружной стороне территории завода. Патрулирование осуществлялось с боевым оружием. Истребительный батальон был вооружен винтовками системы «Росса».
Наиболее активными и дисциплинированными бойцами истребительного батальона из числа конструкторов БПС были: А.И. Помазан, Е.И. Дорофеев, Г.В. Никутов, В.Г. Желтовский, Н.А. Кожемякин, А. Марюкин, В.П. Мурованный и ряд других.

К началу Великой Отечественной войны «Дальзавод» построил и передал Военно-морскому флоту 76 (36%) подводных лодок из 212, находившихся в советском ВМФ, кроме того достроил и передал Тихоокеанскому флоту 11 эскадренных миноносцев, 6 сторожевых кораблей. Сводная численность подводных лодок, построенных Дальзаводом в период 1933-1943 года, показана в таблице 10.
Таблица 10.

№п/п
_______

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
Тип, серия
____________

 «М» VI

 «Щ» V

 «Щ» V бис

 «Щ» V бис 2

 «Щ» X

 «Щ» X бис

 «Л» XI

 «Л» XIII

 «С» IX
Количество
_________________

28 Таб. 3

12 Таб. 1

 8 Таб. 2

 5 Таб. 4

 9 Таб. 5

 4 таб. 8

 6 Таб. 6

 7 Таб. 7

 6 Таб. 9
Из них построено к началу войны 
_________________________________

              28

              12

              8

              5

              9

              4

              6

              7

              –

Итого:                              85 

______________________________________________________________________________________

После начала Великой Отечественной войны конструкторы и технологи БПС продолжали обеспечивать постройку подводных лодок IX бис и Х бис серий, разработали много новых рабочих чертежей улучшающих конструкции систем, устройств, корпуса.
С сентября по декабрь 1941 года конструкторы БПС способствовали передаче флоту четырех ПЛ Х бис серии. В том же 1941 году флоту были переданы 3 подводные лодки типа IX бис серии: «С-51», «С-55», «С-56».

В 1942 году Дальзавод закончил постройку и передал флоту подлодку «С-53», а в июне 1943 года сдал флоту последнюю лодку этой серии «С-52». Это была последняя подводная лодка, построенная на «Дальзаводе». В дальнейшем завод специализировался на ремонте, модернизации и переоборудовании боевых кораблей этого класса.

В течение военного времени Технический отдел «Дальзавода», в том числе и конструкторы БПС, упорно работали над повышением боевой мощи отечественного Военно-морского флота, как по заданиям ГКО, так и по личной инициативе. В эти годы конструкторы занимались разработкой документации на стрелковый пулемет-автомат (Н. Славянский), на замок с сахарным затвором механизма всплытия донных морских мин (В. Сахновский, В. Желтовский), на систему утилизации отработавших газы главных дизелей подводных лодок для подогрева запаса масла и на ряд других работ.

Одновременно конструкторы готовили массу документации полученной от сторонних организаций для изготовления гранат, мин и другого оборудования. Эта документация немедленно передавалась в цеха завода для производства работ. По личной инициативе начальника БПС А.П. Соловьева, конструкторов Н.А Кожемякина и В.Г. Желтовского в 1941 году был разработан проект бортового минного устройства (БМУ).

За годы войны, по документации, разработанной и подготовленной конструкторами ТО, Дальзавод изготовил и передал фронту большое количество ручных осколочных гранат «Миллса», РГД, противопехотных мин, снарядов, автоматов и другого оружия.

Кроме своей основной деятельности, заключавшейся в разработке проектно-конструкторской документации для постройки, ремонта и модернизации подводных лодок, во время Великой отечественной войны конструкторы БПС вели активную научно-исследовательскую деятельность. В связи с эвакуацией ряда научно-исследовательских институтов из Ленинграда и других прифронтовых городов вглубь страны, в Технический отдел «Дальзавода», для продолжения актуальных научно-исследовательских работ были направлены несколько крупных специалистов по судостроению, в том числе – Д.П. Скобов. Дмитрий Петрович Скобов в течении 1942-1945 годов, совместно с работниками БПС Технического отдела завода вел исследования управляемости подводных лодок на различных режимах подводного хода, при изменении глубины погружения под воду.

В 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, инициативная группа БПС Технического отдела «Дальзавода», в составе начальника БПС Н.А. Кожемякина и конструктора В.Г. Желтовского выступила с предложением вооружить подводные лодки типа «Щ», в дополнение к уже имеющемуся вооружению, минами заграждения типа ПЛТ(н), при этом основные тактико-технические элементы подводных лодок претерпевали весьма незначительные изменения.

Предложение было поддержано командованием Тихоокеанского флота, Уполномоченным УК ВМФ и дирекцией «Дальзавода». Во второй половине 1941 года под руководством А.П. Соловьева, с привлечением конструкторов БПС, был разработан техно-рабочий проект вооружения подводных лодок типа «Щ» V серии минами заграждения типа ПЛТ(н), получившей название «Бортового минного устройства» V cерии» (БМУ-ЩV). Проект был рассмотрен и одобрен ГУК ВМФ во Владивостоке и командованием ТОФ и рекомендован к реализации.

Для выполнения опытного образца ВМУ и всесторонней проверки тактико-технических элементов подводной лодки при установленном устройстве, командование флотом предоставило подводную лодку типа «Щ» V серии «Щ-101» – первенца подводного Тихоокеанского флота. В соответствии с предложением авторов, подводные лодки типа «Щ», дополнительно к оружию активного действия – торпедам и артиллерии, вооружались 40 минами заграждения типа ПЛТ, которые могли длительное время находиться на борту подводной лодки.

Таким образом, средние торпедные подводные лодки типа «Щ» приобретали дополнительные тактико-технические качества подводных минных заградителей, значительно (в 2 раза) превосходя по запасам мин находящиеся в строю подводные минные заградители типа «Л» XI и XIII, имевшие значительно большее водоизмещение.
Авторы считали, что одним из достоинств проекта является простота его изготовления при крайне незначительных затратах.
По проекту «ВМУ-V» мины заграждения типа ПЛТ(н) устанавливались снаружи прочного корпуса и булевых цистерн, на специальных, легкосъемных подушках-ложементах, по 20 мин с каждого борта на протяжении от II-го до VII отсека. Запас мин был разделен на 4 группы по 5 мин в каждой группе. Каждая мина устанавливалась на две подушки-ложемента и крепилась к последним с помощью гибких стальных ленточных бугелей в виде стальной плетенки, конечные талрепы которых заводились на специальный гак привода сброса и удерживались в рабочем положении кулачками этого же привода. Привод сброса мин был индивидуальным для каждой группы и состоял из подшипников узлов с кулачком и откидным гаком для каждого крепящего бугеля. Кулачки с короткими валами укладывались в подшипники, а валы между собой соединялись толстостенными стальными трубами в единую линию вала. Линия вала привода с кулачками и откидными гаками устанавливалась снаружи прочного корпуса стационарно.

Сброс мин осуществлялся вручную изнутри прочного корпуса при помощи двух пар конических зубчатых передач, храпового колеса и рукоятки сброса. При этом последняя позволяла повернуть наружную линию вала только на 72º (1/5 часть окружности) за один ход рукоятки, то есть осуществить сброс одной (первой с кормы) мины группы. Ввод привода сброса вовнутрь прочного корпуса мог осуществляться в любом месте наружной линии вала, исходя из условий наименьших изменений расположений оборудования в отсеках.

Мины можно было загрузить с пирсов, оборудованных подъемными кранами и рельсовыми путями, обеспечивающими транспортировку мин к месту загрузки. Время загрузки полного запаса мин (40 штук), с учетом установки съемных подушек и ложементов, не превышало 12 часов. Постановка (сброс) мин производилась как из надводного, так и из подводного положения при скорости хода не более 7 узлов. Во время плавания лодки без запаса мин подушки-ложементы хранились на базе.

Подводные лодки типа «Щ» V серии, оборудованные бортовыми минными устройствами (БМУ) при наличии мин на борту имели следующие тактико-технические элементы:

– водоизмещение нормальное с минами                                      610 м куб.;
– длина наибольшая	                                                 58,5 м;
– ширина наибольшая	                                                 6,4 м;
– диаметр прочного корпуса	                                         4,3 м;
– осадка средняя с килем                                                 4,05 м;
– запас плавучести                                                       15%;
– глубина погружения:
      предельная                                                         90 м;
      рабочая                                                            75 м;
– начальная метацентрическая высота:
      в надводном положении                                              0,23 м;
      в подводном положении                                              0,16 м;
– наибольшая надводная скорость                                          11,6 узла;
– дальность плавания экономичным ходом (8,5 узла)
      при увеличенном запасе топлива                                     4500 миль;
– наибольшая подводная скорость	                                         8,3 узла; 

 Вооружение:
– общее количество мин                                                   40 шт.

Остальные тактико-технические характеристики подводных лодок остались без изменения.

Рабочие чертежи были разработаны и согласованы с наблюдающим ГУК (Главное Управление кораблестроения). Для быстрого принятия квалифицированных технический решений по возникающим вопросам в процессе изготовления деталей и узлов устройства в цехах завода, его монтажа на ПЛ строителями ВМУ на подводной лодке были назначены соавторы проекта Н.А. Кожемякин и В.Г. Желтовский. Под их руководством было обеспечено быстрое и качественное изготовление деталей устройства в цехах, а к концу 1941 года его монтаж на подлодке. Для проведения швартовных, заводских и государственных испытаний приказом директора «Дальзавода» № 5 от 02.01.1942 года ответственным сдатчиком подводной лодки Щ-101 с бортовым минным устройством был назначен Н.А. Кожемякин. В.Г. Желтовский продолжал исполнять обязанности строителя. Согласно утвержденной программе в течение первого квартала 1942 года были проведены швартовные, заводские ходовые испытания и лодка была предъявлена на Государственные испытания. В марте был подписан приемный акт минного заградителя – подводной лодки Щ-101.

На всех видах испытаний бортовое минное устройство показало надежную работу в различных условиях: ледовой обстановке, штормовой погоде до 12 баллов, а также при условии длительного нахождения мин на борту. После подписания приемного акта, с апреля до июля 1942 года устройство ВМУ-Щ-101 прошло общевойсковые испытания, получив высокую оценку ВМФ и было рекомендовано для серийного исполнения.

Авторы предложения А.П. Соловьев, Н.А. Кожемякин и В.Г. Желтовский были награждены денежной премией командования Тихоокеанского флота в размере 30000 рублей, которую передали в фонд обороны. Дирекция, партийная и профсоюзная организации в 1942 году представили проект ВМУ и его авторов А.П. Соловьева (руководитель), Н.А. Кожемякина и В.Г. Желтовского на соискание Ленинской премии. Однако в связи с появлением аналогичных разработок в ЦКБ-18 Комитет по Ленинским премиям отложил решение этого вопроса на более позднее время. Рассматривая работы, поданные на соискание Ленинских премий за 1948 год, комитет присудил премию руководителю разработки «БМУ-ЩV» А.П. Соловьеву и работнику ЦКБ-18 за аналогичное предложение, хотя и не выполненное в металле и не прошедшее испытания. Кроме авторов предложения, активное участие в разработке рабочей документации БМУ-ЩV принимали Е. Бекасов, М. Ревенко и ряд других конструкторов.

Получив рекомендации для установки БМУ на подводных лодках типа «Щ» БПС ТО завода разработало техно-рабочую документацию на установку такого устройства на подводных лодках типа «Щ» Х бис серии. По заказу Технического Управления ТОФ, в 1942-1943 годах Дальзавод произвел установку устройства и провел его испытания на четырех подлодках «Щ-135», «Щ-136», «Щ-137» и «Щ-138».
Одновременно БПС ТО разработало техно-рабочую документацию БМУ для подлодок типа «М» XII серии. Лодки этой серии дополнительно к торпедам вооружались 20 минами заграждения. Имея возможность принимать и хранить на борту такой запас мин заграждения, малые подводные лодки XII серии приобретали дополнительные тактико-технические качества подводных минных заградителей типа «Л» XII и XIII серий, при водоизмещении в 5 раз меньшем, чем у последних.

На подводных лодках XII серии мины заграждения устанавливались снаружи прочного корпуса на быстросъемных подушках-ложементах. Весь запас был разделен на четыре группы, по пять мин в каждой. На каждом борту размещалось две группы – 10 мин. Приводы сброса были индивидуальными и выполнялись аналогичными приводам сброса подводных лодок типа «Щ».

Погрузка мин на подводную лодку производилась у пирсов оборудованных поворотными подъемными кранами. Время погрузки полного запаса мин, включая установку съемных подушек-ложементов, не превышало 7 часов. При плавании подводной лодки без запаса мин подушки-ложементы хранились на базе.

Подводные лодки типа «М» XII серии с установленным бортовым минным устройством («ВМУ-МXII») при наличии мин имели следующие тактико-технические элементы:

– водоизмещение нормальное с минами                                     212 м куб.;
– длина наибольшая                                                      44,5 м;
– ширина наибольшая                                                     4,68 м;
– осадка средняя с килем                                                2,89 м;
– запас плавучести                                                      23%;
– начальная метацентрическая высота:
      в надводном положении                                             0,25 м;
      в подводном положении                                             0,29 м;
– наибольшая надводная скорость                                         14,0 узлов;
– наибольшая подводная скорость                                         7,5 узла;

Вооружение:
– Общий запас мин заграждения                                           20 шт.

Остальные тактико-технические элементы подводных лодок остались без изменения.
Минная постановка (сброс мин) могла осуществляться как из надводного, так из подводного положений при скорости хода не превышающей 7 узлов.

По заказу Технического Управления ТОФ, в 1943 году на «Дальзаводе», устройствами «ВМУ-МXII» были оснащены две подводные лодки типа «М» XII серии. Эти ПЛ по указанию Государственного Комитета Обороны (ГКО), в мае-июне этого же 1943 года, на специальных транспортерах, по железной дороге были направлены в западную часть нашей страны, где приняли активное участие в боевых действиях.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 3698

1 комментарий

  1. Kitkin Petr
    28/02/2021 10:10:27

    Юрий Германович, здравствуйте!
    Большое спасибо за исследование по-настоящему тёмных пятен в истории минного дела!!!
    Могли бы Вы внести некоторое уточнение к вопросу о названии премий? Премия им Ленина (Ленинская премия с 1951 г) с 1936 по 1950 г не выдавала. Всё герои Вашего очерка были представлены к Сталинской премии?
    С уважением,
    Автор сайта «Всё о минах и минерах»


Добавить комментарий