11. X бис серия. Тип «Щ» («Щука»)
В 1937 году Дальзавод получил новое задание, построить для ТОФ шесть более современных средних подводных лодок типа «С» («Сталинец») проекта IX бис серии.
Однако, ввиду различных затруднений, связанных с освоением промышленностью новых видов комплектующих изделий и оборудования, строительство этих подводных лодок несколько задерживалось.
Чтобы не уменьшать количество подводных лодок, запланированных для пополнения Военно-Морского флота, правительство решило продолжить строительство подводных лодок типа «Щ» еще одной модификации, в силу чего, одновременно со строительством подлодок IX бис серии Дальзаводу поручалось построить еще 4 подлодки типа «Щ» новой Х бис серии.
Проект Х бис серии явился последней модификацией проектов подводных лодок типа «Щ».
Архитектурный тип подводной лодки изменений не претерпел, подлодки Х серии оставались булевыми, семиотсечными, двухвальными и отличались от подлодок Х серии:
– несколько большим водоизмещением;
– наличием обычного лодочного ограждения боевой рубки закрытого типа вместо «лимузинного»;
– наличием на линии вала фрикционной муфты «Бамаг» вместо гидромуфты (из-за неудовлетворительной её работы), установкой более совершенных средств связи и наблюдения;
– улучшенной конструкцией некоторых устройств, систем и трубопроводов.
Подводные лодки типа «Щ» Х бис серии имели следующие тактико-технические характеристики:
– водоизмещение нормальное 590 м куб; – длина наибольшая 58,8 м; – ширина наибольшая 6,2 м; – диаметр прочного корпуса 4,2 м; – осадка средняя с килем 4,0 м; – запас плавучести 19%; – глубина погружения: предельная 90 м; рабочая 75 м; – начальная метацентрическая высота: в надводном положении 0,26 м; в подводном положении 0,16 м; – экипаж 37 чел; – автономность: надводная 20 суток; подводная 72 часа; – наибольшая надводная скорость 14,4 узла; – дальность плавания экономичным ходом (8,5 узлов) при увеличенном запасе топлива 4500 миль; – наибольшая подводная скорость 8,5 узла; – дальность плавания подводная экономичнымм ходом (2,5 узла) 100 миль; Энергетическая установка: – двигатель 38К8 мощностью 800 л.с.; 2 шт.; – гребной электромотор ПГВ8 мощностью 400 л.с.; 2 шт.; – аккумуляторная батарея КСМ по 112 элементов в группе 2 группы; Вооружение: – носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 4 шт.; – кормовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 2 шт.; – запасные торпеды в носовой части 4 шт.; – артиллерийский полуавтомат «21-К» калибром 45 мм 2 шт.
Строителями подводных лодок Х бис серии были А.А Золотарев, И.И. Никитин, Г.Н. Лебедев, Н.В. Кормилицын и другие.
Постройку, испытания и сдачу подводных лодок типа «Щ» Х бис серии обеспечивали конструкторы ОГК В.П. Мурованный, В.Г. Желтовский, С.Ф. Лактионова, К.К. Листратова, Е. Дорофеев, К.П. Московский, А.М. Марюшин и другие.
Головная подводная лодка Х бис серии вступила в строй в сентябре 1941 года, через 2,5 месяца после начала Великой Отечественной войны, а к концу года была закончена постройка серии (см. таблицу 8).
Самоотверженный труд коллектива Дальзавода обеспечил возможность иметь на Тихоокеанском флоте к началу войны четыре бригады и несколько отдельных дивизионов подводных лодок.
Начавшаяся Великая Отечественная война не застала дальзаводцев врасплох. Они еще интенсивнее продолжали строительство боевых кораблей, а также начали выпускать продукцию, необходимую для нужд фронта.
Таблица 8.
№п/п _______ 1. 2. 3. 4. |
Проектант _________ ЦКБ-18 ЦКБ-18 ЦКБ-18 ЦКБ-18 |
Завод строитель _________________ Завод 194/Дальз-д Завод 194/Дальз-д Завод 194/Дальз-д Завод 194/Дальз-д |
Строит.№ ________ 477 478 479 480 |
Борт.№ _______ Щ-135 Щ-136 Щ-137 Щ-138 |
Наимен. ________ – – – – |
Дата закл. __________ 26.08.38 26.08.38 31.08.38 23.10.38 |
Дата вода _________ 01.09.41 05.09.41 18.11.41 30.12.41 |
Примечание.
В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.
Далее
В начало
Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1704 Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.