11. X бис серия. Тип «Щ» («Щука»)

В 1937 году Дальзавод получил новое задание, построить для ТОФ шесть более современных средних подводных лодок типа «С» («Сталинец») проекта IX бис серии.

Однако, ввиду различных затруднений, связанных с освоением промышленностью новых видов комплектующих изделий и оборудования, строительство этих подводных лодок несколько задерживалось.

Чтобы не уменьшать количество подводных лодок, запланированных для пополнения Военно-Морского флота, правительство решило продолжить строительство подводных лодок типа «Щ» еще одной модификации, в силу чего, одновременно со строительством подлодок IX бис серии Дальзаводу поручалось построить еще 4 подлодки типа «Щ» новой Х бис серии.

Проект Х бис серии явился последней модификацией проектов подводных лодок типа «Щ».
Архитектурный тип подводной лодки изменений не претерпел, подлодки Х серии оставались булевыми, семиотсечными, двухвальными и отличались от подлодок Х серии:

– несколько большим водоизмещением;
– наличием обычного лодочного ограждения боевой рубки закрытого типа вместо «лимузинного»;
– наличием на линии вала фрикционной муфты «Бамаг» вместо гидромуфты (из-за неудовлетворительной её работы), установкой более совершенных средств связи и наблюдения;
– улучшенной конструкцией некоторых устройств, систем и трубопроводов.

Подводные лодки типа «Щ» Х бис серии имели следующие тактико-технические характеристики:

– водоизмещение нормальное                                                        590 м куб;
– длина наибольшая                                                                58,8 м;
– ширина наибольшая                                                               6,2 м;
– диаметр прочного корпуса                                                        4,2 м;
– осадка средняя с килем                                                          4,0 м;
– запас плавучести                                                                19%;
– глубина погружения:
      предельная                                                                  90 м;
      рабочая                                                                     75 м;
– начальная метацентрическая высота:
      в надводном положении                                                       0,26 м;
      в подводном положении                                                       0,16 м;
– экипаж                                                                          37 чел;
– автономность:
      надводная                                                                   20 суток;
      подводная                                                                   72 часа;
– наибольшая надводная скорость                                                   14,4 узла;
– дальность плавания экономичным ходом (8,5 узлов) при увеличенном запасе топлива 4500 миль;
– наибольшая подводная скорость                                                   8,5 узла;
– дальность плавания подводная экономичнымм ходом (2,5 узла)                      100 миль;

Энергетическая установка:
– двигатель 38К8 мощностью 800 л.с.;                                              2 шт.;
– гребной электромотор ПГВ8 мощностью 400 л.с.;                                   2 шт.;
– аккумуляторная батарея КСМ по 112 элементов в группе                            2 группы;

Вооружение:
– носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                                    4 шт.;
– кормовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                                   2 шт.;
– запасные торпеды в носовой части                                                4 шт.;
– артиллерийский полуавтомат «21-К» калибром 45 мм                                2 шт.

Строителями подводных лодок Х бис серии были А.А Золотарев, И.И. Никитин, Г.Н. Лебедев, Н.В. Кормилицын и другие.

Постройку, испытания и сдачу подводных лодок типа «Щ» Х бис серии обеспечивали конструкторы ОГК В.П. Мурованный, В.Г. Желтовский, С.Ф. Лактионова, К.К. Листратова, Е. Дорофеев, К.П. Московский, А.М. Марюшин и другие.

Головная подводная лодка Х бис серии вступила в строй в сентябре 1941 года, через 2,5 месяца после начала Великой Отечественной войны, а к концу года была закончена постройка серии (см. таблицу 8).

Самоотверженный труд коллектива Дальзавода обеспечил возможность иметь на Тихоокеанском флоте к началу войны четыре бригады и несколько отдельных дивизионов подводных лодок.

Начавшаяся Великая Отечественная война не застала дальзаводцев врасплох. Они еще интенсивнее продолжали строительство боевых кораблей, а также начали выпускать продукцию, необходимую для нужд фронта.

Таблица 8.

№п/п
_______

1.

2.

3.

4.
Проектант
_________

ЦКБ-18

ЦКБ-18

ЦКБ-18

ЦКБ-18
Завод строитель
_________________

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д
Строит.№
________

 477

 478

 479

 480
Борт.№
_______

Щ-135

Щ-136

Щ-137

Щ-138
Наимен.
________

    – 

    –

    –

    –
Дата закл.
__________

26.08.38

26.08.38

31.08.38

23.10.38
Дата вода
_________

01.09.41

05.09.41

18.11.41

30.12.41

Примечание.

В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1704


Добавить комментарий