Солистка хора Капеллы (7)

Часть 7.1. 1969 г.

10-12 апреля 1969 г хор Капеллы находился в Куйбышеве, где 10 апреля состоялось открытие Ленинского фестиваля. Сегодня в Куйбышевской филармонии прошел концерт Ленинградской капеллы и Куйбышевского симфонического оркестра. Была исполнена поэма-оратория В.Салманова на стихи А.Блока «Двенадцать». В местной газете «Волжская коммуна» от 12 апреля 1969 года помещена фотография хора и оркестра на сцене во время исполнения этого произведения. Дирижировал ораторией выпускник Ленинградской консерватории Юрий Алиев, главный дирижер Одесской филармонии. Отвечая на вопрос корреспондента этой газеты, директор Капеллы Е.Выходцева сказала: «Революционные мотивы поэмы А.Блока как нельзя более подходят к идее фестиваля, посвященного дню рождения В.И.Ленина. Поэтому мы без колебаний остановили свой выбор на оратории «Двенадцать». Далее в газетной заметке: «Такой же успех выпал на долю этого коллектива и вчера на сольном концерте хора. Репертуар Капеллы велик. Это кантаты, оратории, а также произведения Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Чайковского; крупные сочинения выдающихся советских композиторов Шостаковича, Прокофьева, Кабалевского, Свиридова. Одно из интересных новых произведений – оратория «Зодчий» композитора С.Банщикова, в которой тонко переданы истинно русские мотивы поэмы Д.Кедрина.

Как побил государь/Золотую Орду под Казанью,/Указал на подворье свое /Приходить мастерам./И велел благодетель,-/Гласит летописца сказанье,-/В память оной победы / Да выстроят каменный храм.

И к нему привели/Флорентийцев,/И немцев,/И прочих/Иноземных мужей,/

Пивших чару вина в один дых./И пришли к нему двое/Безвестных/ владимирских зодчих,/Двое русских строителей,/Статных,/Босых,/Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,/Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка./Божница./Угар я жара./И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,/Крепко за руки взявшись,/Стояли сии мастера.

«Смерды!/Можете ль церкву сложить/Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней/Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,/Ответили зодчие: «Можем!/Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.

Государь приказал./И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,/Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие/Фартуки наспех надели,
На широких плечах/Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали/Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы / И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,/Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы / Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись/Стрельчатые башенки кверху./Переходы,
Балкончики,/Луковки да купола. И дивились ученые люди,
Зане эта церковь / Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

Был диковинный храм/Богомазами весь размалеван,
В алтаре,/И при входах,/И в царском притворе самом.
Живописной артелью/Монаха Андрея Рублева / Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…

А в ногах у постройки/Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:/»Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ / До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил, /Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,/У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя /Очесок седой бороды,/И в московской неволе
Томились татарские ханы,/Посланцы Золотой,/Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом /Та церковь была -/Как невеста!
И с рогожкой своей,/С бирюзовым колечком во рту,-/Непотребная девка
Стояла у Лобного места/И, дивясь,/Как на сказку,
Глядела на ту красоту…

А как храм освятили,/То с посохом,/В шапке монашьей,
Обошел его царь -/От подвалов и служб/До креста.
И, окинувши взором/Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь./И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:/»А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма/ Другой, говорю?»/И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:/»Можем!/Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю./И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,/Чтоб в земле его/Церковь
Стояла одна такова,/Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских/И прочих/Не поставили лучшего храма,
чем храм Покрова!

Соколиные очи/ Кололи им шилом железным,/Дабы белого света
Увидеть они не могли./И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,/И кидали их,/Темных,
На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,/Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,/Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:/»Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради/ Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь/ Такая,/Что словно приснилась.
И звонила она,/Будто их отпевала навзрыд, И запретную песню
Про страшную царскую милость / Пели в тайных местах
По широкой Руси / Гусляры.

Из энциклопедии. Город Куйбышев (Самара) расположен на левом возвышенном берегу Волги при впадении в неё реки Самары (отсюда, название города). Официальная дата основания крепости — 1586 год, когда по приказу царя Фёдора Иоанновича на берегу Самары под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость — Самарский городок.

Основное предназначение крепости заключалось в том, что она позволяла контролировать огромную территорию среднего течения Волги и устья Самары, вести планомерное завоевание земель, прикрытие Руси от набегов кочевников и обеспечение водного пути от Казани до Астрахани.

В 1688 году Самара получила статус города и стала выполнять функции военной пограничной базы и центра торговли с Востоком.

В 1708 году при Петре I Самара стала девятым городом созданной царем Казанской губернии, а в 1719 была приписана к Астраханской. В XVII—XVIII веках Самара оказалась в центре двух так называемых крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году Самара была первым городом, перешедшим на сторону Емельяна Пугачёва.

6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании Самарской губернии, В это время Самарская губерния стояла на первом месте в Российской империи по количеству собираемой пшеницы. В 1874 году была создана Оренбургская железная дорога, с 1877 года прошедшая через Самару. Самарская пристань признавалась одной из лучших на Волге, и ежегодно с неё уходило и сюда же прибывало до тысячи судов с различными грузами. Памятник Александру II, установлен в 1889 году.

Октябрьская революция 1917 года произошла в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) В. В. Куйбышев.

В июне 1918 года советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧ, комитету бывших членов учредительного собрания, стремившихся восстановить в России демократию. В этот момент была создана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, и Самара стала её столицей. 7 октября 1918 года советская власть была восстановлена при отступлении чехов из города и входа туда частей Красной Армии под командованием Василия Чапаева и Гая.

В 1928 году Самара стала центром Средне-Волжской области. В 1929 году область была реорганизована в край. С 27 января 1935 года по 25 января 1991 годагород стал называться Ку́йбышевым, в честь советского государственного и партийного деятеля В. В. Куйбышева.

Во время Великой Отечественной войны в июле — октябре 1941 года в Куйбышев были эвакуированы ряд предприятий из западных регионов страны и их персонал с семьями. С 15 октября 1941 года по решению Государственного комитета обороны в город Куйбышев началась эвакуация из Москвы правительственных структур, дипломатических представительств и крупных учреждений культуры. (Например, Большого театра, Мосфильма). 5 марта 1942 года в городе была дописана и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д. Д. Шостаковича. Для Верховного главнокомандующего Сталина был построен бункер (доступен с 1990-х для посещения экскурсионными группами). Однако Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны (высший орган власти в стране), Генштаб РККА оставались в Москве.

Город внёс значительный вклад в победу над фашистской Германией. Было начато производство оружия и боеприпасов. За годы войны на куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 — свыше 80 % от их общего количества. В дни обороны Кавказа город обеспечивал армию и народное хозяйство горючим.

В город приезжали многие иностранные руководители, в том числе Шарль де Голль.

После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь создан мощный потенциал авиационной (а с 1958 года и космической), машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности.

Все советские и российские космонавты стартовали в космос на ракетах-носителях семейства Р-7, производимых самарским предприятием «ЦСКБ-Прогресс» (в том числе, первый космонавт планеты Гагарин 12 апреля 1961 года). После приземления Гагарина в районе города Энгельса его привезли в Куйбышев, здесь он отдыхал 2 дня на даче областного комитета КПСС и отсюда докладывал по телефону главе государства Н. С. Хрущёву об успешном выполнении первого в истории человечества пилотируемого полёта в космос.

25 января 1991 года указом президента Ельцина городу было возвращено историческое название — Самара.

Самара. Улица Молодогвардейская. 1978 г.

Самара. Дом культуры имени В.В.Куйбышева.

Самара. У причалов речного порта. 1978

Самара. Речной вокзал и гостиница «Россия».

Казань. Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.1977.

17 апреля 1969 года в Казани в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся очередной концерт VII музыкального фестиваля, посвященного 99 годовщине со дня рождения В.И.Ленина. (10 апреля местная газета «Советская Татария» опубликовала интервью с министром культуры ТАССР Б.М.Газатуллиным, который сообщил о порядке празднования этой даты).

О программе концерта 17 апреля рассказывает старший преподаватель консерватории Ф.Бичурина в этой же газете от 19 апреля. «Перед началом концерта выступил ленинградский музыковед Э.Энталис. В первом отделении прозвучала поэма-оратория заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Салманова «Двенадцать» для хора и оркестра по одноименной поэме А.Блока. Исполнители: Ленинградская Капелла (художественный руководитель и главный дирижер Ф.М.Козлов) и Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (дирижер – лауреат Второго Всесоюзного конкурса дирижеров – 1 премия – Юрий Темирканов; молодой музыкант, тонкий и вдохновенный художник). Очень трудна для музыкального воплощения поэма А.Блока – одно из своеобразных и значительных произведений ораториального плана В.Салманова, воплощающих тему революции…. Обилие ярких характеристик — портретов, образность и сценичность – примечательные черты поэмы-оратории. Исполнители – хор капеллы и оркестр – достигли главного, сумели передать особенности сочинения. На концерте замечательно позвучало оркестровое вступление в третьей части «старый мир», а дальше хор, начинающийся со слов «Не слышно шума городского» композитором использована песня «Под вечер осенью ненастной». Зримо воссоздана вся картина ушедшей в прошлое старой России. Особенно сильное впечатление произвела вторая часть, красочная картина с выпуклой и броской темой «Двенадцати», получающей большое развитие в сочинении. Во втором отделении был исполнен Первый концерт для скрипки с оркестром С.Прокофьева. Солист – заслуженный артист РСФСР, лауреат международных конкурсов, профессор Ленинградской консерватории В.Гутников».

Казань. Вид города со стороны реки Казанки. 1977.

Казань расположена на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки, в 797 км к востоку от Москвы. Протяжённость города с севера на юг — 29 км, с запада на восток — 31 км. Город в западной, центральной и юго-западной части выходит на реку Волгу на протяжении около 15 км. Река Казанка протекает с северо-востока на запад через середину города и делит Казань на две соизмеримые по территории части — историческую к югу от реки и более новую заречную к северу. Две части города связаны пятью дамбами и мостами, а также линией метрополитена.

Территория города характеризуется очень значительной долей водных поверхностей, которые сформировались при появлении Куйбышевского водохранилища в середине XX века.

Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город был основан в 1170 году булгарами, как пограничная крепость, и называлась Булгараль-Джадид. В XIII—XIV веках — столица Казанского княжества. В 1399 крепость разрушена войсками московского князя Юрия Дмитриевича. В 15 веке вновь отстроена как столица Казанского ханства. В 1552 г была завоевана Иваном IV и присоединена к Русскому государству. В июле 1774 г город взят (кроме Кремля) войсками Е.И.Пугачева и сожжен.

Казань. Мосты через Булак. 1977.

Казанский государственный университет имени В.И.Ленина. 1977.

Казань. Памятник студенту Володе Ульянову. 1977.

Казань. Площадь В.В.Куйбышева. 1977.

.
В 1708 году Казань стала столицей крупной Казанской губернии. С 60-х годов XVIII века застройка города принимает упорядоченный характер, появились деревянные мостовые, мосты через Булак и Казанку.

Всего в Казани к концу XVIII века проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами — более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов — татары. Город стал образовательным и культурным центром Поволжья. В 1758 году в Казани открылась первая в России провинциальная гимназия, в 1771 году — первые медресе, в 1791 году появился постоянный театр. Важным событием стало учреждение в 1804 году Казанского университета — третьего в России.

В XX веке город ожидали большие потрясения. Казань стала одним из центров революции, в 1918 году за город в ходе гражданской войны велись ожесточённые бои. В 1920 году был подписан Декрет об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики со столицей в Казани. В 1930-е годы началась интенсивная индустриализация города, сопровождавшаяся быстрым ростом населения. Были построены новые предприятия, введены в строй новые теплоэлектроцентрали. В годы Великой Отечественной войны в Казань были эвакуированы крупные заводы (в том числе Московский авиазавод имени С. П. Горбунова, Воронежский моторостроительный завод), переброшена часть Академии Наук СССР.

Памятник Мусе Джалилю у Казанского Кремля. 1977.

Дозорная Башня Сююмбеки в Казанском кремле (высота 58 1977.

Казань. Азимовская мечеть (XIX в).1977

Казань. Музей изобразительных искусств. 1977.

21 апреля 1969 г. состоялся концерт Капеллы в Ульяновске. Газета «Ульяновская правда» от 22 апреля писала: «В рамках VII музыкального фестиваля, посвященного дню рождения В.И.Ленина, состоялся третий концерт симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Ю.Темирканова, в котором приняла участие хоровая капелла имени М.И.Глинки. Первое отделение составили произведения советских композиторов: «Поэма о Ленине» Чистякова на стихи Давыдова, кантата «Зодчие» Банщикова на стихи Кедрина для баса, мужского хора и оркестра, кантата «Песня о Гренаде» для хора и оркестра Баневича на слова Светлова. Во втором отделении оркестр исполнил Вторую симфонию Рахманинова». 19 апреля в этом же составе в зале Ульяновской филармонии была исполнена оратория-поэма «Двенадцать» Салманова.

Отдых в вестибюле концертного зала Ульяновска после исполнения Александрой сольной партии в «Девятой симфонии» Бетховена, дирижер Г.П.Проваторов. Ульяновск.1969.

Смоленский Драматический театр.

В мае 1969 года впервые Капелла участвовала в XII музыкальном фестивале имени М.И.Глинки в Смоленске. Об этом сообщала смоленская газета «Рабочий путь» от 19 мая 1969 г. Торжественное открытие фестиваля состоялось 30 июня в областном Драматическом театре.

Концерт, посвящённый 165-летию со дня рождения Глинки, начался выступлением симфонического оркестра Московской государственной филармонии под управлением народного артиста СССР профессора Одиссея Димитриади. Были исполнены: праздничная искромётная увертюра к опере «Руслан и Людмила» и «Вальс-фантазия». Затем хор Капеллы в сопровождении оркестра исполнил два хора из оперы Глинки «Руслан и Людмила». В финальном хоре пели солистки Юлия Антонова и Искра Шмакова. В заключение концерта с блеском было исполнено «Славься!» из оперы «Иван Сусанин». Этот торжественный, полный силы и радости гимн, созданный Глинкой во славу русского народа – народа правдолюбца, народа – борца, народа – богатыря. («Рабочий путь» от 1 июня 1969 г.)

Климов Михаил Георгиевич (слева) и Данилин Николай Михайлович

Перед началом фестиваля эта же газета от 25 мая опубликовала статью «Старейший русский хор». «Всего месяц назад Капелла возвратилась из большой гастрольной поездки по городам Волги, где проходил фестиваль в честь 99-годовщины со дня рождения В.И.Ленина. Жители Казани, Куйбышева, Ульяновска тепло принимали ленинградцев… Первое исполнение торжественной мессы Бетховена Капеллой состоялось в 1824 г. Расцвет творческой деятельности хора в годы советской власти связан с именем выдающегося русского хорового дирижера, профессора консерватории Михаила Георгиевича Климова. Он изучил с хором огромное количество песен народов СССР и других произведений советских композиторов…. Заметный след в жизни Капеллы оставил известный хоровой дирижер Н.М.Данилин.

Свешников Александр Васильевич (слева) и Дмитревский Георгий Александрович

Накануне Великой Отечественной войны хором руководил выдающийся мастер хорового пения Александр Васильевич Свешников. В 1944 г руководителем Капеллы стал Г.А.Дмитревский. мастер хорового звучания. Он добивается новых высот в культуре исполнения и прежде отличавшей этот коллектив. Ещё совершеннее стали строй и ансамбль хора. В любых нюансах сохранялось равновесие хоровых партий, выразительно и красиво звучало пиано….»

Вечером 1 июня Капелла и симфонический оркестр под управлением Арнольда Каца исполнили «Колокола»– одно из выдающихся вокально-симфонических произведений замечательного русского композитора С.Рахманинова. Солисты Ю.Антонова, Николай Гаврилов и солист Большого театра заслуженный артист РСФСР Алексей Большаков. Кантата заворожила слушателей мощью и красотой звучания. Были исполнены также хоровые сочинения «Как песня родилась» Свиридова и «Аве Мария» Флярковского.

- Я знаю, что ты приверженец музыке Рахманинова. Ты согласна с выше приведенным утверждением в отношении «Колоколов». Почему оно редко исполняется?

— Согласна полностью, что это действительно музыкальный шедевр. Но петь его трудно прежде всего солистам – особенно тенору и сопрано. Содержание этого произведения можно прочесть ниже (выдержка из программки концерта).

В конце 1912 года из-за ухудшения здоровья Рахманинов отказывается от запланированных концертов и уезжает с семьей за границу — сначала в Швейцарию, а затем в Рим, Там он получает письмо без подписи, в котором предлагается написать музыку на стихотворение американского поэта Эдгара Аллана По (1809—1849) «Колокола» (1849) в переводе К. Бальмонта. Как оказалось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой М. Даниловой. Рахманинова стихотворение заинтересовало. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму.

Эдгар Аллан По. Колокольчики и колокола. Перевод К. Бальмонта.

I
«Слышишь, сани мчатся в ряд, /Мчатся в ряд! /Колокольчики звенят,
Серебристым легким звоном слух наш сладостно томят,
Этим пеньем и гуденьем о забвеньи говорят. /О, как звонко, звонко, звонко,
Точно звучный смех ребенка, /В ясном воздухе ночном. Говорят они о том, /Что за днями заблужденья / Наступает возрожденье,
Что волшебно наслажденье-наслажденье нежным сном.
Сани мчатся, мчатся в ряд, /Колокольчики звенят,
Звезды слушают, как сани, убегая, говорят, /И, внимая им, горят,
И мечтая, и блистая, в небе духами парят;
И изменчивым сияньем / Молчаливым обаяньем,
Вместе с звоном, вместе с пеньем, о забвеньи говорят.

II
Слышишь к свадьбе звон святой, /Золотой!
Сколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Сквозь спокойный воздух ночи
Словно смотрят чьи-то очи / И блестят,
Из волны певучих звуков на луну они глядят.
Из призывных дивных келий,
Полны сказочных веселий,
Нарастая, упадая, брызги светлые летят.
Вновь потухнут, вновь блестят,
И роняют светлый взгляд
На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов,
Возвещаемых согласьем золотых колоколов!

III
Слышишь, воющий набат, /Точно стонет медный ад!
Эти звуки, в дикой муке, сказку ужасов твердят.
Точно молят им помочь, /Крик кидают прямо в ночи /Прямо в уши темной ночи /
Каждый звук, /То длиннее, то короче, /Выкликает свой испуг,-
И испуг их так велик, /Так безумен каждый крик,
Что разорванные звоны, неспособные звучать,
Могут только биться, виться, и кричать, кричать, кричать!
Только плакать о пощаде, /И к пылающей громаде /Вопли скорби обращать!
А меж тем огонь безумный, /И глухой и многошумный, Все горит,
То из окон, то по крыше,/ Мчится выше, выше, выше, /И как будто говорит:
Я хочу / Выше мчаться, разгораться, встречу лунному лучу,
Иль умру, иль тотчас-тотчас вплоть до месяца взлечу!
О, набат, набат, набат, /Если б ты вернул назад
Этот ужас, это пламя, эту искру, этот взгляд, /Этот первый взгляд огня,
О котором ты вещаешь, с плачем, с воплем, и звеня!
А теперь нам нет спасенья, /Всюду пламя и кипенье, /Всюду страх и возмущенье!
Твой призыв, /Диких звуков несогласность /Возвещает нам опасность,
То растет беда глухая, то спадает, как прилив!
Слух наш чутко ловит волны в перемене звуковой,
Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой!

IV
Похоронный слышен звон, /Долгий звон!
Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
Звук железный возвещает о печали похорон!
И невольно мы дрожим, /От забав своих спешим
И рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим.
Неизменно-монотонный, /Этот возглас отдаленный,
Похоронный тяжкий звон, /Точно стон,
Скорбный, гневный,/И плачевный,/Вырастает в долгий гул,
Возвещает, что страдалец непробудным сном уснул.
В колокольных кельях ржавых, / Он для правых и неправых
Грозно вторит об одном:
Что на сердце будет камень, что глаза сомкнутся сном.
Факел траурный горит,
С колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит,
Кто-то черный там стоит, /И хохочет, и гремит,
И гудит, гудит, гудит, /К колокольне припадает,
Гулкий колокол качает,/Гулкий колокол рыдает,
Стонет в воздухе немом /
И протяжно возвещает о покое гробовом».

Вскоре из Рима приходится уехать: заболевают дети, и семья перебирается в Берлин, а затем в Россию, в имение жены Ивановку. Там композитор и заканчивает поэму, в четырех частях которой показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. По замечанию одного из исследователей творчества Рахманинова, образы стихотворения «обрели русскую «плоть» и «кровь», сохранив вместе с тем свое обобщенное философско-поэтическое значение».

«Колокола», определенные как поэма для солистов, хора и симфонического оркестра, были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. 8 (21) февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра. Успех в обеих столицах был огромным…

«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала века. Как писал академик Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова… с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества». Четыре части поэмы объединены общим ночным колоритом, красочностью, а главное — лейтмотивом, интонационно близким древнерусским причетам и средневековой секвенции (песнопения) Dies Irae.

1-я часть рисует образ безмятежной юности, картину зимнего санного пути с серебристым звоном колокольчиков. Все подчиняет себе стремительный ритм бега. Тонкая оркестровка с флажолетами арф, нежным звучанием челесты, которые сменяют призывные фанфары труб и тромбонов, создают фантастический колорит. Возглас тенора «Слышишь!» подхватывается хором. В среднем разделе колорит мрачнеет, сгущаются оркестровые краски, хор закрытым ртом исполняет архаичную мелодию — словно все погружается в забытье, и возникает волшебный сон, оцепенение мечты. Но снова восстанавливается стремительный бег. 2-я часть пронизана свадебным звоном. Ее настроение определяют строки, звучащие у хора: «Слышишь к свадьбе зов святой, золотой». Они являются своеобразным рефреном, неоднократно всплывающим на протяжении части, в которой нежная лирика сочетается с торжественностью и трепетным ожиданием. Солирующее сопрано интонирует широкую, плавную, по-рахманиновски щедрую мелодию. Это — лирический центр произведения. 3-я часть аналогична симфоническому скерцо, насыщенному трагизмом. Если в 1-й части слышался звон серебристый, а во 2-й — золотой, то здесь господствует «медный» звон тревожного набата, зловещий гул, возникает образ разбушевавшегося, все поглощающего пламени («А меж тем огонь безумный»). Это торжество злых сил, апокалиптическая картина всеобщей катастрофы. Финал — скорбный эпилог жизненного пути. Монотонно гудит погребальный колокол. «Надгробному слову» солиста-баритона краткими псалмодическими фразами вторит хор. Солирует английский рожок, звучит хорал из «Пиковой дамы» Чайковского. Постепенно все более драматизируется монолог баритона, прерывающийся рыданиями. Средний раздел насыщен ужасом. Кажется, кто-то черный все сильнее раскачивает погребальный колокол. Слышится насмешка надо всем, что было дорого — искаженно, изломанно звучит архаичная мелодия первой части, образ волшебного сна подвергается надругательству. Кода поэмы умиротворенна. Выразительная мелодия струнных словно возносится ввысь.

3 июня 1969 г состоялся сольный концерт Капеллы в актовом зале медицинского института. Этот зал находится недалеко от памятника Глинке в начале улицы, носящей имя композитора. Красивый с колоннами дом – это здание бывшего Дворянского собрания. Здесь когда-то пел Шаляпин, выступал А.М.Горький. Открыли концерт «Патриотической песней», «Колыбельной» и «Соловушкой» Глинки. За ними последовали: «Тихая мелодия» Рахманинова, «Вакхическая песня» Чайковского. Затем следовали «На десятой версте» из кантаты «Путь Октября» Александра Давиденко, революционная «Слушай» и песня комсомольцев 30-х годов «Там, вдали за рекой». Обработка двух последних песен принадлежит Ф.М.Козлову, который вдохновенно провёл весь концерт. Солисты Иван Мануйлов, Григорий Восковский и Юлия Антонова. Художественным открытием стала вокально-симфоническая фреска для хора, чтеца и инструментального ансамбля « Аве Мария» композитора Флярковского на стихи белорусского поэта Максима Танка. Произведение исполняется в сопровождении необычного музыкального ансамбля – фортепьяно, контрабасов и набора ударных инструментов. Чтец – заслуженный артист РСФСР Михаил Павлов. Музыка старых мастеров была представлена шедеврами: «Эхо» Орландо Лассо, «Мотет» итальянского композитора Анерио, «Томление» Бетховена, «Грёзы» Шумана. Концерт закончился исполнением «Славься!» М.И.Глинки».

На следующий день Капелла выезжала с концертами в небольшие городки Ярцево и Рудня в 60 км от Смоленска.

17 ноября 1969 г. Выступление хора в Большом зале филармонии Еревана (Армения) на торжествах в связи со 100-летием со дня рождения выдающегося армянского композитора и музыканта Комитаса. Местная газета «Коммунист» 19 ноября 1969 г писала:

«…. Подлинным праздником хорового искусства явилось выступление знаменитой Ленинградской капеллы (художественный руководитель Ф.М.Козлов). Хорошо известный в нашей стране и за рубежом, коллектив ленинградцев показал высокое мастерство, покорил слушателей свежестью интерпретации как классических, так и современных произведений. Было известно, что участники фестиваля среди других произведений будут исполнять также произведения Комитаса. Однако прозвучавшие на концерте «Цирани цар», «Сарери вров гнац» и «Андревн екав» Комитаса было в какой-то степени приятной неожиданностью – они были исполнены с блеском, свежо и взволнованно. Великолепно прозвучали в исполнении Капеллы «Венецианская ночь» Глинки и два хоровых произведения Рахманинова. Большой интерес слушателей вызвало новое сочинение Александра Флярковского – поэма-кантата для хора, солиста, контрабаса и ударных инструментов, написанное на стихи африканских поэтов».

-Это было сольное выступление хора капеллы?

—Да. Кроме того капелла участвовала и в других массовых мероприятиях этого торжества. В частности, на закладке нового памятника Комитасу. Пели и на заключительном юбилейном концерте в театре оперы и балета имени А.Спендиарова, когда все участники с большим подъёмом исполняли песню Комитаса «Сона яр». Дирижировал сборным хором н.а.р. О.Чекиджан. Указом Президиума Верховного Совета Армянской ССР хор Капеллы и лично Ф.М.Козлов награждены почётными грамотами Верховного Совета республики «За высокое исполнительское мастерство, проявленное во время выступления в дни торжества в связи со 100-летием со дня рождения великого армянского композитора Комитаса».

Город Ереван. Вид на Большой и Малый Арарат.

—Я была в этом древнем городе и позднее. Однажды, просыпаюсь утром в гостинице и вижу в окне этот горный массив, как на фото ниже — красота неописуема!

 

Примечание. Ереван расположен на левобережной (по реке Аракс) части Араратской долины. Высота над уровнем моря от 900 до 1300 метров. К югу Ереванская котловина спускается в долину реки Аракс, за которой возвышается массив Большого и Малого Араратов. Через город в живописном ущелье протекает река Раздан.

Театр оперы и балета в Ереване.

Каждый приезд сопровождался экскурсиями по древнейшим памятникам, поездками на озеро Севан, подъёмом на высоты города для обозрения окружающих гор. Однажды, при самостоятельном ночном путешествии с одним из знакомых, для наблюдения за восходом солнца и постепенного освещения панорамы гор, чуть не опоздала на самолёт после окончания гастролей. Уже на лётном поле получила взбучку от Козлова.
28 декабря 1969 г. В зале Капеллы была исполнена «Большая месса» Моцарта.

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 4124


Добавить комментарий