Солистка хора Капеллы (20)

Часть 7.13.  1981 г.

12 января 1981 г. Органный вечер в зале Капеллы. Бах: Прелюдия и фуга ля минор; Три песни; Прелюдия и фуга ми минор; Токката и фуга фа мажор; Соната ми бемоль мажор; Токката и фуга ре минор. Исполнители Олег Янченко и Александра Агронская (сопрано).

13 января 1981 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: сочинения  Бетховена, Баха, Рахманинова и Свиридова. Исполнители: Симфонический оркестр Новосибирской филармонии и хор Капеллы. Дирижер – народный артист РСФСР Арнольд Кац.

-В домашнем архиве сохранилась программка оперы Дж.Верди «Трубадур» с дарственной надписью Тамары Милашкиной.

Программка концерта с дарственной надписью Тамары Милашкиной.

Тамара Милашкина в роли Татьяны (Опера «Евгений Онегин»).

—Вспоминаю, что  17 января 1981 г. мы вместе с дочерью Машей были в Кремлёвском дворце съездов на опере «Трубадур», где партию герцогини Леоноры блестяще пела народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Тамара Андреевна Милашкина.
В Москве были с дочерью всего один день.   В Ленинграде бурлила  концертная  жизнь  и  прохлаждаться было некогда.

23 января 1981 г. «Реквием» Моцарта в зале Капеллы. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты: лауреат международного и всесоюзного конкурсов Татьяна Новикова, заслуженная артистка РСФСР Евгения Гороховская, Константин Плужников и народный артист РСФСР Николай Охотников. Дирижер В.Чернушенко.

27 января 1981 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Бетховен. В программе: Месса до мажор и музыка к трагедии Гёте «Эгмонт». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер Алексей Степанов.

2 и 3 февраля 1981 г состоялись концерты в Большом зале Филармонии. В программе: Оратория Прокофьева «Иван Грозный» для чтеца, солистов, хора и оркестра. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты: Нина Романова, Елена Рубин и заслуженный артист РСФСР  Станислав Ландграф (чтец).    Дирижер – заслуженный  артист Латвийской ССР,  лауреат международного конкурса  «Фонд Герберта Караяна»  Василий Синайский.

19 февраля 1981 г (четверг). Концерт в зале Капеллы. В программе: Концерт для альта с оркестром Баха и «Девятая симфония» Бетховена. Солисты: лауреат международного конкурса Юрий Крамаров (альт), Т.Изотова, Ж.Полевцова, А.Ночёвка,  В.Юшманов.   Дирижёр Эмин Хачатурян.

22 февраля 1981 г. Хоровой концерт в зале Капеллы «Навстречу XXVI  съезду КПСС». В программе: концерт для хора «Пушкинский венок» Свиридова (на слова А.С.Пушкина) и театрализованная оратория В.Калистратова «Золотые ворота» (либретто В.Калистратова по материалам Лаврентьевской летописи и старинного фольклора Владимиро — Суздальской Руси). Дирижер – В.Чернушенко.

25 февраля 1981 г (среда). Концерт в зале Капеллы. Генри Перселл «Дидона и Эней». Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы. Солисты: Е.Гороховская, А.Агронская, Т.Давыдова, Т.Павлова, К.Герасимова, И.Власенко, В.Романчук, А.Ночевка. Дирижер В.Чернушенко.

 

14 марта 1981 г. Органный концерт в Капелле. Произведения Листа и его современников. Исполнители Валерий Рубаха и А.Агронская.

27 марта 1981 г. Концерт в зале Капеллы. Дворжак «Stabat mater». Солисты А.Агронская, Ж.Полевцова, К.Плужников, Г.Беззубенков.

2 апреля 1981 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили Шестую симфонию («Патетическую») Чайковского и кантату Танеева «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К.Толстого). Дирижер Валентин Кожин.

3 апреля 1981 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Прелюдия и фуга ля минор Баха, Фантазия ля минор и Хорал ля минор Франка, Месса Эбена. Исполнители: органист заслуженный деятель искусств Литовской ССР, лауреат Государственной премии Литовской ССР Леопольд Дигрис и хор Капеллы. Дирижер – Валерий Борисов.

16 апреля 1981 года. Концерт хора Капеллы в Большом зале Ленинского мемориала в Ульяновске в рамках участия в XIX Ленинском музыкальном фестивале, посвященным 111-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина. Дирижер В.Чернушенко.

Подробнее о программе этого концерта рассказано в статье В.Дроздова «Верность традиции» (Ульяновская правда, 18.04.1981). «Ярким праздником хорового искусства стал для ульяновцев концерт Ленинградской капеллы, состоявшийся в Большом зале Ленинского мемориала. Хор исполнил интересную разнообразную программу, отмеченную содержательностью, тонким художественным вкусом, широтой жанрово-стилистического диапазона – от Д.Бортнянского, А.Архангельского, П.Чеснокова до Г.Свиридова, В.Салманова, Б.Кравченко. Концерт начался «Песнью о моей стране» А.Петрова – сочинением ярким, воплотившим в себе лучшие стилистические черты советского хорового искусства. Центральное место в обширном репертуаре первого отделения заняли произведения Г.Свиридова. Хоровая музыка композитора – одна из самых прекрасных страниц современной советской музыки. Хорошо исполнились три хоровые миниатюры – «Хоровод», «Веснянка», «Коляда» — не только прекрасным исполнением, но и оригинальностью интерпретации. А какая овация последовала после триптиха из музыки к «Царю Федору Ивановичу». Радостно было наблюдать, как  точно восприняли слушатели образное содержание и силу свиридовского искусства, его глубину, поэзию и правду. В «Любови святой» Г.Свиридов воспевает светлые, возвышенные чувства, которые делают людей чище и добрее, помогают им подняться над повседневностью, заставляют задуматься об истинной ценности явлений. Приходится лишь поражаться тонкости и вкусу, с которым дирижер и хор смогли передать живописную колористику этой музыки, её изысканную утонченность. Нежное, напоенное каким-то особым ароматом звучание хора, пленяющая изяществом фразировка идеально воплотили неповторимое очарование и поэтичность этого хорового номера. В первом отделении прозвучали три поэмы В.Салманова на стихи Н.Хикмета – «Тишина», «21 января 1924 г», «Издалека» — хору удалось раскрыть монументальность, драматическую насыщенность музыки. Кульминацией первого отделения стало исполнение поэм Б.Кравченко «Синие гусары» и «Ярмарка». В них хор продемонстрировал вокальное и  техническое мастерство, сочетающееся с выразительным произнесением литературного текста. Слово – образ было ведущим звеном в трактовке этих произведений.

Второе отделение было посвящено старинной музыке. Сочинения замечательных композиторов XVIII – XIX столетия, возрождаясь в живом звучании, вызывают все более широкий интерес слушателей.  Слушая «Херувимскую № 7» Д.Бортнянского невольно забываешь о том, что исполняется произведение «зафиксированное» в нотах, -  «текста» как такового вовсе не замечаешь. Исполнение становится как бы свободно льющимся высказыванием, идущим из самых глубин человеческой души. Именно так и была задумана музыка композитора. Она несет на себе печать глубокого, сосредоточенного и сильного духовного переживания и возвышенной экспрессии. В трактовке хора совершенно отсутствовали так называемые «общие места», каждый штрих хоровой партитуры был прорисован предельно рельефно – музыка прочно вошла в душу и сердце певцов. Исполнителям удалось воссоздать дух своеобразной экзальтированности, столь свойственной музыке Бортнянского, где звук, аккорд, фраза окрашены особой, необыкновенно интенсивной краской. Поражала в исполнении хора широта нюансов – форте и пиано оказывались предельно далекими полюсами, разделенными бескрайным пространством. Исполнительская культура артистов очень высокая: чистота интонации, гибкость и подвижность звуковедения безупречны. Хор как бы заново возродил лучшие традиции русского пения, которому свойственна широта полифонического распева. Особенно это ощущалось в хоровых концертах П.Чеснокова и А.Архангельского. Большое впечатление оставило исполнение хора П.Чеснокова – сочинение редкой красоты и мелодичности, проникнутого необыкновенной теплотой чувств, глубокой человечностью. В исполнении этого произведения заметно ощущалось близость к старинной протяжной песни. Но главная притягательная сила этой музыки в особой непосредственности и открытости чувств, в реальной образности и красоте мелодического высказывания…» (Далее автор рецензии отдает должное в  работе с хором В.Чернушенко).

17 апреля 1981 г. Концерт в Большом зале Ленинского мемориала. В программе: «Реквием» Моцарта и арии из опер. Исполнители: Лауреат Всесоюзного и Всероссийского конкурсов Ульяновский государственный симфонический оркестр и Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки. Солист – народный артист СССР  Виргилиус Норейка. Дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Алексеев.

18 апреля 1981 г. Концерт в том же зале Ульяновска. В программе: Г.Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина». Арии из опер.  Исполнители: Ульяновский симфонический оркестр и хор Ленинградской капеллы. Солист – В.Норейка и Николай Громов («Поэма» Свиридова). Дирижер – А.Алексеев.

19 апреля 1981 г. состоялся концерт Ленинградской  Капеллы в городе Димитровград.

23 апреля 1981 г. Праздничным симфоническим концертом завершился XVI  Ленинский музыкальный фестиваль в Куйбышеве,  посвященный 111-й годовщине  со дня рождения В.И. Ленина.  «В первом отделении  слушали  увертюру к опере «Водовоз» Л.Керубини и Первый  фортепианный  концерт  Шопена (солист н.а. РСФСР профессор Евгений Малинин).   Во втором отделении была исполнена знаменитая «Девятая симфония» Бетховена – высшее творческое достижение композитора, воплотившее страстную его веру в путь человечества через страдания – к радости, от полной ужасов борьбы – к ликованию Победы. В статье газеты «Волжская коммуна» от 25  апреля 1981 года  приводятся слова В.И.Ленина о Бетховене. «Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»…. В четвёртой части симфонии к оркестру присоединяется хор. Заслуженный коллектив  государственная академическая капелла Армении под  руководством   лауреата Ленинской премии, народного артиста СССР Оганеса Чекиджяна не впервые выступает в Куйбышеве.

Ованес Чекиджян: «Счастье для меня – дарить людям радость песней»

И эта встреча в концертном зале Окружного Дома офицеров снова поразила, явилась эмоциональным потрясением, открытием. Мощный хоровой шквал такой силы звука – поистине «девятый вал» обрушился на зал….».  Сольные партии в  «Девятой симфонии» исполнили солисты Ленинградской капеллы А.Агронская,  Ж.Полевцова, Е.Попов,  Г.Селезнёв,   Дирижер  з.а.УССР Владимир  Кожухарь.

Куйбышев. Дом офицеров.

На сцене концертного зала видны часть оркестра и хора, а также солисты и дирижер, упомянутые выше. Фото Б.Ананьева из газеты «Волжская коммуна от 25.04.1981 г.

-В местной газете было анонсировано, что солисты будут из  Большого театра.

—Возможно, так планировалось, но затем произошла замена. Я была на гастролях с Капеллой в Москве. Уже была на Ленинградском  вокзале, чтобы отправиться домой. Неожиданно получила указание руководства срочно ехать в аэропорт вместе с Е.Поповым и дирижером Капеллы А.Штейнлухтом.  На последнем концерте в Москве были наши друзья из Североморска – Генрих Акура с женой, которые и проводили нас до аэровокзала. Самолёт взял курс на Саратов, но из-за непогоды приземлился в Иваново. Там мы вынуждены были коротать ночь в местном аэропорту сидя  на жёстком диванчике. У меня была возможность хотя бы положить голову на плечо Штейнлухту, а комплекция Попова не позволяла поместиться рядом. Других свободных скамеек не было, поэтому он взгромоздился на металлические неработающие автоматы для газированной воды.

-В журнале «Знамя» (№1 за 1995 г) опубликован рассказ «Корабль мира «Василий Чапаев» известного писателя-эмигранта Василия Аксёнова, одного из лидеров так называемой исповедальной  прозы.  Я читал тебе отрывок из него о событиях в послевоенные (80-е) годы в Куйбышеве (возвращено имя Самара в 1990 г).  «Вдоль бесконечного города тянулась набережная для прогулок (длиной около 40 км)…. Подземные военные заводы не подавали признаков жизни…. Город жил. Повсюду в нём продавалось сладкое шампанское и невредный голландский спирт «Royal». Население называло его «роялем», т.е. превращало жизнь в постоянный концерт….  Большое цивилизованное пространство условно  квадратных очертаний. (Одна из центральных площадей города). На одной его стороне российским  каменным пирогом конца XIX века располагалось здание театра. На другой стороне в некогда роскошном особняке стиля модерн проживает музей оружия…. На третьей стороне высится конструктивистской дылдой штаб Приволжско — Уральского военного округа с красной звездой на лбу, т.е. как бы современный циклоп. На четвёртой же стороне прямоугольника  стоит  обыкновенный большой дом партийно-советского стиля, из которого, как сейчас стало известно, тридцатисемиметровая шахта ведёт в пещеру зверя, Иосифа Сталина…. В центре площади – знатная металлоработа, бронзовое литьё. Скульптура состояла из семи человеческих фигур и одной лошади. Верхом сидел человек с шашкой, за ним матрос тащил пулемёт, боевая женщина сжимала винтовку, казак обнажал клинок, пролетарий готовил гранату, сельский мужик тоже чем-то грозил…. Был также там и не опознанный по сословию человек, который нёс в себе вражью пулю и готовился упасть. Все лица этой скульптуры были исполнены неукротимой ненависти….»

—Мне фигуры этой  скульптуры – памятника В.И.Чапаеву -  казались живыми людьми.

Куйбышев. Памятник В.И.Чапаеву. Фото 1978 г.

Памятник установлен на площади Чапаева перед зданием театра драмы в 1932 году к пятнадцатилетию Октябрьской революции.

Куйбышев. Драматический театр имени А.М.Горького.

Над созданием памятника трудились архитектор Иосиф Лангбард и скульптор Матвей Манизер (он же создал в Самаре памятники Куйбышеву и Ленину). Для создания лица Чапаева скульптору позировал сын Чапаева, Александр, внешне похожий на отца. На момент создания монумент был одним из самых крупных в стране (высота 10 м, размеры основания 17 на 22 м). На постаменте покрытым полированными плитами из черного лабрадорита установлена доска с цитатой: «Бейтесь до последней капли крови, товарищи! Держитесь за каждую пядь земли! Будьте стойки до конца! Победа недалека, — победа будет за нами!».  Ленин, 1919 год.

Василий Иванович Чапаев.

5 сентября 2009 года исполнилось 90 лет со дня гибели Василия Чапаева – самого знаменитого и в то же время самого неизвестного героя Гражданской войны. Его подлинная личность скрыта под слоем легенд, созданных как официальной пропагандой, так и народным воображением. Это преамбула статьи В.Эрлихмана, напечатанной в журнале «Биография» №9 2009 года. В статье сделана попытка рассказать без множества анекдотов и легенд об этой легендарной, но ныне подзабытой личности.

В свое время наше поколение знало о комдиве по роману Фурманова «Чапаев», опубликованному  в 1923 году,  и одноименному кинофильму режиссёров Васильевых (1934 г), который  на современном жаргоне стал первым советским  блокбастером. Фильм удостоился высоких наград не только на Первом Московском кинофестивале 1935 года, но и в Париже, и в Нью-Йорке. Режиссеры и актер, игравший героя, Бабочкин получили Сталинские премии. Говорили, что Сталин смотрел эту картину раз тридцать. Очереди стояли в Москве  у кинотеатра «Ударник», где его показывали впервые. В первые послевоенные годы, когда наши сверстники  еще учились в школе, уже не было очередей, и  фильм  продолжал демонстрироваться  в кинотеатрах  страны…  Популярность Чапаева была велика и до фильма, но после него превратилась в настоящий культ. Писатели нынешнего поколения не забыли это имя, однако, по-своему трансформируют историю, доходя до абсурда. Об этом говорит ремарка на фотографии Чапаева.

Куйбышев. Комсомольская площадь. 1978.

Куйбышев. Дворец культуры имени С.М.Кирова. 1978.

28 апреля 1981 г этим же составом в Саратове исполнена «Девятая симфония» Бетховена, а 27 и 29 апреля  - «Реквием» Верди. Далее переехали в Волгоград, где состоялся концерт в Доме офицеров.  Какие-либо подробности  или отклики на исполнение этих знаковых произведений в местной печати найти не удалось. Правда, в газете «Вечерний Волгоград» от 8 мая 1981 года один из слушателей в стихотворной форме («Концерт накануне дня Победы») отметил мастерство хора из Армении.

17 мая 1981 г в Ленинграде впервые открывается фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»  с концертной программой  «Пять веков русской хоровой музыки». В Большом зале филармонии фестиваль открылся концертом – парадом, в котором участвовало около 20 хоровых коллективов, демонстрировавших различные исполнительские жанры. Каждый из участников исполнял по одному произведению, после чего выступление завершилось объединённым хором. В концерте звучали: «Гимн Ленину» А.Петрова, фрагмент из оратории «На страже мира» С.Прокофьева, «Вакхическая песня» С.Слонимского, «Песня о России» В.Захарова. С участием Академической капеллы и хора телевидения и радио с подъемом было исполнено и традиционное «Славься» М.Глинки. Прозвучал и «Гимн Великому городу» Р.Глиера. Во главе грандиозного сводного хора – В.Чернушенко, председатель оргкомитета фестиваля.

Выступая на страницах «Правды» (28.05) В.Чернушенко отметил, что на фестивале предпринята попытка сделать обзор развития русской хоровой музыки за весь доступный сегодняшнему знанию период ее существования – около пяти веков. В стране существует давняя традиция изучения древнерусской музыки. Особая заслуга в этом принадлежит профессору Ленинградской консерватории М.Бражникову, родоначальнику «певческой палеографии», научной дисциплины, ставшей ключом к пониманию всех элементов древнерусской музыкальной культуры.

18 мая 1981 г в доме учёных начала работу научная конференция «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры», которую открыл председатель правления Всероссийского хорового общества народный артист СССР профессор В.Г.Соколов. В этот же день в зале Капеллы состоялся концерт «Древнерусское певческое искусство». В течение всей недели проходили хоровые концерты в этом зале. В одном из них под названием «Русское хоровое барокко» кроме хора капеллы участвовали хор дирижеров Ленинграда, Вокальный ансамбль классической музыки (художественный руководитель В.Копылов), хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки (художественный руководитель Ф.Козлов), камерный хор Хорового общества Ленинграда (художественный руководитель В.Нестеров).

20 мая 1981 г. Концерт в зале Капеллы: Классицизм в русской хоровой музыке.

1 отделение: Березовский. – «Не отвержи мене во время старости». Ведель. – « Ныне отпущаеши». Дегтярев.- «Боже, во имя твое спаси мя».

2 отделение: Бортнянский: — Концерт № 15. «Приидите,  воспоим людие». — Концерт № 32. «Скажи ми, Господи, кончину мою». – Концерт № 27. «Гласом моим ко Господу воззвах». – Концерт для двух хоров. «Тебе Бога хвалим». Исполнители: Хор Капеллы, Хор дирижеров Ленинграда и Ленинградский камерный хор. Дирижер В.Чернушенко.

Концерты в Капелле в рамках этого фестиваля положили  начало возвращению в концертную жизнь страны русской духовной музыки. В буклете, изданном в связи с 525-летием Капеллы  в 2004 г., отмечены  организаторы фестиваля – В.А.Чернушенко, художественный руководитель и главный дирижёр;  В.К.Лавров, директор и  Е.Д.Выходцева, заместитель директора по концертной работе Капеллы; а также научные руководители фестиваля А.Н.Кручинина и А.С.Белоненко. В 2005 году на страницах журнала «Меценат» (№ 2) Владислав Александрович Чернушенко дал подробное интервью о своей борьбе за возвращение русской духовной музыки в концертные залы страны. Там есть и общие  любопытные аргументы: «Многие десятилетия все были уверены, что «религия – это опиум для народа», и точка. Между тем Энгельс имел в виду нечто иное. Опиум в его время продавался в аптеках, это было лекарство! …И религия одно из лекарств  для  народа, которое помогает сохранить его здоровье….»

22 мая 1981 г. В рамках этого фестиваля в зале Капеллы выступили хор Капеллы и хор ленинградского телевидения и  радио (художественный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР Григорий Сандлер). В программе  хоровая  музыка Советской России.  Были  исполнены  сочинения  Давиденко,  Коваля,  Егорова,  Шебалина, Шостаковича, Салманова,  Волошинова,  Кравченко,  Щедрина  и  Свиридова.  Дирижер В.Чернушенко.

24 мая 1981 г в Большом зале Филармонии состоялся заключительный концерт фестиваля «Невские хоровые ассамблеи». В нём приняли участие: Симфонический оркестр Филармонии, хор Капеллы, хор дирижеров, хор ленинградского телевидения и радио, ленинградский камерный хор (художественный руководитель Валерий Борисов). В первом отделении была исполнена кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» для хора и оркестра. Во втором отделении – «Патетическая оратория» (на стихи Маяковского) Свиридова для солистов,  хора и оркестра. Дирижер В.Чернушенко.

29 мая 1981 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы исполнили Мессу си минор Баха. Дирижер -  заслуженный деятель искусств ТА ССР Равиль Мартынов.

29 июня 1981 г. Абонементный концерт в Большом зале Ленинградской филармонии в рамках XVIII фестиваля искусств «Белые ночи». Симфоническое  творчество Д.Д.Шостаковича (к 75 –летию со дня рождения).  Исполнители: Симфонический оркестр филармонии и мужской хор академической капеллы имени М.И.Глинки.

1 отделение: Фрагменты из музыки к кинофильму «Гамлет» и Второй концерт для фортепиано с оркестром. Солистка Екатерина Мурина (фортепиано).

2 отделение. Тринадцатая симфония для солиста, хора басов и оркестра си-бемоль минор, соч. 113. Слова Е.Евтушенко. Солист Анатолий  Сафиулин.  Дирижер В.Чернушенко.

4-10 августа 1981 г. Гастроли хора Капеллы  в районе Кавказских минеральных вод.

6 августа  концерт в малом зале филармонии Кисловодска.

Кисловодск – самый крупный в группе курортов Кавказских Минеральных вод. Свое название город-курорт получил благодаря наличию источников «кислых» вод. Расположен в северных предгорьях Большого Кавказа, на высоте 800-1200 м, в долинах рек Ольховка и Березовая (приток реки Подкумок).

Окрестности Кисловодска. Вид на Эльбрус. 1976.

Кисловодск. Гора Кольцо на склонах Боргустанского хребта. 1975.

Более 2 тысяч га территории курорта занимают парки, в том числе Курортный в юго-западной части Кисловодска, состоящий из трех парков – нижний (заложен в 1840-х годах), средний (1902 г) и верхний (освоение началось с 1946 г).

Кисловодск. Главный вход в парк.

Кисловодск. Нарзанная галерея в стиле неоготики (1858 г, архитектор С.П. Уптон).

Кисловодск. На берегу искусственного озера находятся пансионаты.

Ессентуки. Гастрольный театр. 1983.

7 августа 1981 года состоялся концерт хора капеллы в городе Ессентуки.

Ессентуки. Бювет (сооружение над источником) № 4. 1976.

Город расположен на юге Ставропольской возвышенности, на высоте 650 м, в долине реки Подкумок, к северу от предгорий Скалистого хребта Большого Кавказа в 17 км западнее Пятигорска. Железнодорожное сообщение с Минеральными Водами и Кисловодском.

8 августа 1981 г. – концерт хора капеллы в городе Пятигорске.

Пятигорск. Вид на гору Машук.

Пятигорск расположен в Предкавказье, на Ставропольской возвышенности, на высоте около 500 м, на левом берегу реки Подкумок (приток реки Кума) и склонах горы Машук и её рога – горы Горячая.

Пятигорск. Место дуэли Лермонтова. 1976.

9 августа 1981 г. состоялся концерт хора Капеллы в городе  Железноводске.

Железноводск. У подножья горы Железная. 1983.

Железноводск – самый маленький, самый северный, самый живописный город-курорт Кавказских Минеральных вод. Город раскинулся в живописной долине между гор  Бештау и Железной. Здесь единственное место выхода горячих кальциевых источников минеральных вод.

Железноводск. Смирновский источник. 1976.

Железноводск. Пушкинская галерея. Куплена в 1896 году на Нижегородской ярмарке, смонтирована и открыта в 1902 г. Ныне здесь концертный зал.

11 августа 1981 года. Концерт хора капеллы в Адлере.

12 и 16 августа 1981 г. Выступление  хора Ленинградской капеллы в  Сочи в концертном зале музыкальной школы имени И.А.Шмелева.

14 и 15 августа 1981 г. Концерт хора Ленинградской капеллы в Летнем театре (Парк имени М.В.Фрунзе) города Сочи. В программе: «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Ленинградской государственной ордена Трудового Красного знамени филармонии имени Д.Д.Шостаковича и хор Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки. Солисты: Татьяна Муратова, Жанна Полевцова, Евгений Попов, Геннадий Беззубенков. Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер капеллы, заслуженный деятель искусств РСФСР Владислав Чернушенко. Лектор – заслуженный деятель искусств РСФСР  Раиса Глезер.

Сочи. Летний театр в парке им. Фрунзе. Главный вход.

Сочи. Летний театр. Вид сверху.

Газета «Черноморская здравница»  19 августа напечатала заметку Н.Блохиной «Встреча с подлинным искусством». Первая часть заметки посвящена выступлениям  в Сочи симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Далее автор заметки пишет: «Второй концерт был посвящен исполнению «Реквиема» В.А.Моцарта. Это последнее произведение композитора, драматическое повествование об испытаниях, выпадающих на долю человека. Оно насыщено живыми человеческими чувствами, личными переживаниями автора. Здесь чувствуется невыразимая горечь прощания Моцарта с жизнью. Концертное исполнение этого гениального произведения — явление весьма редкое. И тем отраднее, что сочинцы и гости курорта получили прекрасную возможность услышать великое творение. «Реквием» прозвучал в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии и хора Ленинградской капеллы под управлением художественного руководителя и главного дирижера капеллы заслуженного деятеля искусств РСФСР Владислава Чернушенко. Исполнителям удалось мастерски передать и трагически-скорбное настроение «Слезной», и необычайную динамику  подлинно симфонического масштаба в грозной картине страшного суда «День гнева», и потрясающую силу драматической выразительности и трагического пафоса «Господи, помилуй», и торжественное ликование «Свят».

История капеллы уходит в далекое прошлое… В репертуаре капеллы огромное количество хоровых произведений мировой музыкальной классики. Сочинения С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова и других замечательных советских композиторов занимают значительное место в  концертных программах певцов. Творческий коллектив знают во многих городах нашей страны и за рубежом. Художественный руководитель капеллы В.Чернушенко большое внимание уделяет современной хоровой музыке. В ближайшие творческие планы коллектива входит запись на пластинку новых, еще не исполнявшихся произведений Г.Свиридова. В Сочи Ленинградская капелла дала два концерта в детской музыкальной школе. Интересная и разнообразная программа хора состояла в основном из произведений отечественной хоровой музыки». Ниже статьи в газете фото хора и оркестра на концертной сцене. Мужчины хора и оркестра в белых рубашках, женщины – в темных платьях.

25 сентября 1981 г. в Театре оперы и балета имени С.М.Кирова  хор Капеллы участвовал в концерте, посвященном 75-летию со дня рождения  композитора Д.Д.Шостаковича.

26 сентября 1981 г газета «Горьковская правда» сообщала, что 30 сентября во Дворце культуры железнодорожников состоится открытие сезона симфонических концертов. В связи с 75-летием со дня рождения композитора Д.Д.Шостаковича программа концерта состоит из произведений юбиляра. Исполнители: Симфонический оркестр Горьковской филармонии и хор Ленинградской Государственной академической Капеллы имени М.И.Глинки. Солисты – народный артист РСФСР, лауреат международного конкурса, солист Горьковского театра оперы и балета имени А.С.Пушкина Александр  Правилов, лауреат международных конкурсов пианистов Михаил Петухов, соло на трубе – Павел Гринько. Дирижер народный артист РСФСР И.Б.Гусман. Этим концертом начались гастроли хора Капеллы в Горьком.

1 октября 1981 года – Международный день музыки. Большой концерт состоялся в Сормовском  Дворце культуры. В программе музыка Шостаковича:

-Пятая симфония, написанная  и впервые исполненная в Ленинграде в Большом зале Филармонии в 1937 году;

-Второй фортепианный концерт (1927 г.);

-Вокально-симфоническая поэма для солиста, хора и оркестра на стихи Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина». Исполнители: Горьковский симфонический оркестр и хор Ленинградской Капеллы под руководством Владислава Чернушенко.

2 октября 1981 г состоялся сольный концерт хора Капеллы в Кремлёвском концертном зале города Горького. Были исполнены хоровые произведения русских и советских композиторов, а также обработки народных песен. Дирижер Владислав Чернушенко.

3 октября 1981 года в Кремлёвском концертном зале состоялся концерт, посвященный  75- летию  Д.Д.Шостаковича. Горьковский симфонический  оркестр  и хор Капеллы исполнили произведения юбиляра.

4 октября 1981 г Кремлёвском концертном зале к 140-летию со дня рождения А.Дворжака  Горьковский симфонический оркестр и хор Капеллы исполнили «Стабат матер» для  солистов, хора и оркестра. Дирижировал Владислав Чернушенко.

В газете «Горьковская правда» от 9 октября в статье «Не просто хорошая музыка…» отклик музыковеда, заслуженного работника культуры РСФСР Н.Благовидовой, о прошедших выступлениях хора ленинградской Капеллы. «….Вокально-симфоническая поэма для баса, хора и оркестра на стихи Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина» представлена как впечатляющая оперная сцена, насыщенная подлинно симфоническим дыханием, действием, драматическим эпосом, гротеском. Музыканты ярко раскрыли трагедию героя, не понятого жаждущей зрелищ толпой. Здесь во весь голос прозвучала тема обличения зла в лице царя  и его прислужников, обличение низменных инстинктов праздного люда («Вы всегда плюёте, люди, в тех, кто хочет вам добра») и – в самую трагическую минуту, перед казнью, — святая вера в правоту борьбы героя…   Самую высокую оценку горьковчан получили два хоровых концерта ленинградской капеллы  под руководством Владислава Чернушенко.  Наряду с известными  сочинениями ленинградцы впервые в Горьком исполнили десятичастную  кантату Антонина Дворжака «Стабат матер» (Скорбная мать).

2 ноября 1981 г. Концерт в зале Капеллы.

1 отделение: Соловьев-Седой. – «Песня о Ленинграде». Фалик. —  « Поэзы Игоря Северянина». Кравченко. – «Синие гусары». Щедрин. – «Русские деревни». Свиридов. – «Гимны Родине».

2 отделение: — Петровские канты на Полтавскую победу.  «Кант на кончину Петра I». – Старинный кант «Стихи похвальные России». Архангельский  « Концерт для хора». Чесноков « Концерт для хора». Русские народные песни – «Ах, не одна во поле дороженька» (обработка А.Александрова).  «В тёмном лесе» (обработка Пащенко). Новиков – Из сюиты «Солдатские напевы»: — «Уж ты, поле моё». – «Старичок». – «Барыня». Дирижер В.Чернушенко.

3 ноября 1981 г в Большом зале Филармонии состоялся сольный концерт Государственной академической хоровой Капеллы имени М.И.Глинки. Дирижер В.Чернушенко.

5 ноября 1981 г. в Большом зале Филармонии прозвучала музыка Мусоргского и Прокофьева в исполнении заслуженного коллектива республики академического симфонического оркестра Филармонии и хора Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

11 ноября 1981 г. Концерт Ленинградской капеллы в зале филармонии Риги.

1 отделение:

В.Соловьев-Седой – Наш город (обработка О.Коловского).

Р.Щедрин – Русские деревни.

Б.Кравченко – Синие гусары и Ярмарка.

Г.Свиридов – Табун. Как песня родилась. Гимны родине.

2 отделение:

Кант на кончину Петра Первого.

Кант «Стихи похвальные России».

Д.Бортнянский – «Херувимская»  № 7.

А.Архангельский – Концерт для хора.

С.Рахманинов – Фрагменты из сочинения  № 37.

П.Чесноков – Концерт для хора.

Русские народные песни. Дирижер В.Чернушенко.

Рига. Улица Миесниеку.1977 г.

Рига. Площадь латышских красных стрелков. 1977 г.

Рига. Панорама старой части города. 1977 г.

Вильнюс. Здание Национальной филармонии.

Вильнюс. Набережная реки Нерис. 1974 г.

16,17 и 18 ноября 1981 г. выступление Капеллы в Филармонии Литовской ССР в Вильнюсе. А.Дворжак. Stabat Mater. Солисты А.Агронская, Ж.Полевцова, Е.Попов, А.Галактионов. Дирижер В.Чернушенко.

После выступления в Вильнюсе хор Капеллы дал три концерта в зале филармонии Минска в рамках  фестиваля «Белорусская музыкальная осень». (Вечерний Минск, 18.11.1981)

20 ноября 1981 г. В программе: Е.Глебов. Сюита из балета «Маленький принц». А.Петров. Вокально-поэтическая симфония «Пушкин». Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр БССР и Ленинградская Капелла. Солисты – з.а.р. Е.Гороховская (меццо-сопрано) и С.Новожилов (чтец). Дирижер – з.д.и. БССР  Ю.Ефимов.

21 ноября 1981 г. Сольный концерт Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки. В программе. Соловьев-Седой,  Фалик,  Кравченко,                                                                                                                                              Щедрин, Свиридов, Архангельский, Чесноков, Л.Новиков,  русские народные песни и Петровские канты.

На этот концерт газета Вечерний  Минск от 26.11.1981 откликнулась рецензией Э.Габриэлян «Пронеся  славу через века» с небольшой фотографией части хора. «Не только  не  слыхал  ничего  подобного  исполнению  капеллой, но и не представлял, чтобы хор мог так петь», — так известный  греческий дирижер  Д.Митрополос  отозвался о Ленинградской государственной академической капелле имени М.И.Глинки – родоначальнице русского профессионального хорового пения.   16 мая 1703 г  под  гром орудийных салютов,  возвестивших о рождении Санкт-Петербурга,  28 придворных певчих, привезенных Петром I из Москвы, пели здравицу во славу новой русской столицы. В такой праздничный день начала свою историю первая в России Государственная хоровая капелла. Ею в разное время руководили такие выдающиеся русские и советские композиторы и деятели искусства, как Д.Бортнянский, М.Глинка, Г.Ломакин, М.Балакирев, Н.Римский-Корсаков, А Свешников и др. Концерты Ленинградской капеллы неизменно вызывали восхищение, производили огромное впечатление на многих отечественных и зарубежных музыкантов. Известно, например, что по личной просьбе Бетховена его Торжественная месса была исполнена в 1824 г этим коллективом. В чем же его своеобразие? Во-первых, в традициях, определяющих творческую позицию коллектива, чувство ответственности за  развитие русской  национальной культуры, высокое гражданское сознание. Во-вторых, в  постоянстве репертуарной политики – в пропаганде высоких образцов музыки отечественных композиторов, в просветительском характере репертуара. И наконец, в исполнительском мастерстве.

В первом отделении концерта исполнялись произведения советских авторов, во втором -  старинная светская и церковная музыка и обработки русских народных песен. Вдохновенная кантата Г.Свиридова «Гимны Родине» (на стихи Ф.Сологуба) были исполнены артистами свежо, с неповторимым по красоте волшебным колоритом. Все три части кантаты («Наш Север», «Русское сердце» и «Грусть просторов») в силу возвышенной поэтичности музыки звучали просветленно, как  поэзия вечной любви к родному краю. Замечательное сочинение  Г.Свиридова в интерпретации В.Чернушенко оставило сильное впечатление. Настоящим откровением вечера стали концерты для хора Архангельского и Чеснокова. Дирижерской манере В.Чернушенко, который  7 лет руководит Капеллой, присущи  ясность, пластичность,  яркая  эмоциональность. Он уделяет большое внимание режиссуре исполняемых произведений, их композиционной законченности. Работает он и над расширением палитры коллектива, освоением новых средств выразительности.

22 ноября 1981 г. А.Дворжак. «Стабат матер». Исполнители: Симфонический оркестр БССР и Ленинградская капелла. Солисты: С.Гоголь (сопрано), Ж.Полевцова (меццо-сопрано), А.Ночевка (тенор) и Г.Беззубенков (бас). Дирижер з.д.и. РСФСР В.Чернушенко.

Таллинн. Старая крепостная башня «Кик-ин-де-Кэк» (XV в.) Фото 1953 г.

27 ноября 1981 года хор Ленинградской капеллы выступал в Таллинне.

Таллинн. Вид на замок Тоомпеа (Вышгород).1968 г.

Таллинн. Башни стены городской крепости. Фото 1968 г.

Таллинн. Парк Кадриорг. Дворец Екатерины. Фото 1970 г.

 

3 декабря 1981 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Вечер хоровой музыки.

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825).

1 отделение: Концерт № 15 – «Приидите, воспоим людие».  Концерт № 27 –« Гласом моим ко Господу воззвах».

2 отделение: Концерт № 32 –« Скажи ми, Господи, кончину мою».  Концерт № 34 – «Да воскреснет Бог». Концерт для двух хоров – «Тебе Бога хвалим». Исполнители: Хор Капеллы и хор дирижёров Ленинграда. Дирижер В.Чернушенко.

9 декабря 1981 г в Большом зале Филармонии симфонический оркестр и хор Капеллы исполнили «Реквием» Моцарта. Солисты: А.Агронская, Е.Гороховская, Н.Островский и Г. Селезнев. Дирижер В.Чернушенко.

18 декабря 1981 г в Большом концертном зале Филармонии состоялся концерт русской хоровой музыки XVIII – XX . В программе: Старинные канты, произведения Титова, Глинки, Рахманинова, Архангельского, Чеснокова, Свиридова. Дирижер В.Чернушенко.

21 и 22 декабря 1981 г. Концерт в Большом зале Филармонии. В программе сочинения Рахманинова:  Второй концерт для фортепиано с оркестром и «Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты – Евгения Целовальник, Юрий Марусин, Сергей Лейферкус и Владимир Крайнев (фортепиано). Дирижер – Александр Лазарев.

25 декабря 1981 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Вечер хоровой музыки, посвященный  100-летию со дня рождения выдающемуся дирижеру, бывшему руководителю Капеллы Михаилу Георгиевичу Климову.

1 отделение:

Петровские канты на Полтавскую победу.

Бортнянский – Концерт № 27 «Гласом моим ко Господу воззвах».

Глинка – Херувимская.

Рахманинов – Сочинение № 37 (фрагменты).

2 отделение:

Фалик – Поэзы Игоря Северянина: Увертюра. Серенада. Хабанера. Интермеццо. Романс. Народная.

Русские народные песни:

В темном лесе (обработка А.Пащенко).

Двенадцать разбойников.

Как меня младу-младешеньку (обработка Д.Шостаковича).

Калитка (обработка А.Флярковского). Веники (обработка Ф.Рубцова).

Дирижер В.Чернушенко.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 5197


Добавить комментарий