ЗАПАХ РАННЕГО СНЕГА
На дамбе вбивают сваи — школьникам там пока делать нечего.
А наша семья покидает тот дом, в котором прошло моё детство. Отныне да будем жить не в казённом, а в собственном доме. Отец купил его у плотника Михаила Потапова. Дом крепкий, добротный, со стайкой и сеновалом, с двумя огородами — чего ещё надо? Но дело даже не в этом. Улица наша Советская, а на параллельной, на улице Ленина, виден от нас райкомовский дом — и в нём живёт Тоня. Наши дома обращены друг к другу дворами и огородами, и огороды смыкаются, разделённые жердевым забором. Случайно, конечно, оказались мы с Тоней в соседстве, но в этой случайности я нахожу знак судьбы.
Мне видно, как Тоня заходит в свой огород, склоняется к грядкам, отыскивает в ботве созревшие огурцы, кидает их в белую миску. Так хочется окликнуть её, поприветствовать и сообщить приятную новость, что мы с ней отныне соседи, но не решаюсь. И всё-таки интересно, видит она меня сейчас или нет? Но Тоня вопреки моим ожиданиям не оборачивается, с наполненной миской уходит во двор, скрывается в доме.
Ну что ж, и за это спасибо судьбе. Во всяком случае я смогу теперь видеть Тоню почаще. Так пусть же и она увидит меня. Хватаю тяжёлую тяпку, вхожу в огород и принимаюсь окучивать картофельные кусты. Работаю очень прилежно, надеясь, что Тоня в этот момент наблюдает за мной.
Однако наблюдает не Тоня, а мама.
- Ой, Сла-авик… Ты это чо? — смеётся она, выходя на крыльцо во время моей сверхударной работы. — Нанялся, что ль, к Михаилу?
Вот дурачина! И как я забыл, что нынешний урожай в огороде не наш? Ведь наш там остался, откуда мы переехали.
- Чего ты, сынок? — А глаза у мамани как у девчонки — смешливые и плутоватые. Как на довоенных её фотокарточках. Конечно, она догадалась, с чего это я полез не в свой огород, и явно разыгрывает меня. — Ни с того, ни с сего на чужую картошку накинулся
- Да это я так… для тренировки.
С досадой швыряю тяпку во двор._
- Ну-ну, разве что… — и мама, скрывая улыбку, уходит.
Да, трудновато становится жить. Куда-то пропала естественность моего поведения, а вместо неё появилась нелепая нарочитость в поступках.
Через распахнутое окно слышно радио, задушевно поет о пшенице, что стояла стеной на колхозных полях. Ещё о том, что за рекой в посёлке «Моя любовь, моя судьба живёт…». Моя-то живёт совсем рядом, всего через два огорода. Стоит лишь мне посмотреть в её сторону — и я, может быть, сразу увижу её.
Долго и терпеливо сижу у окна, смотрю на пустой двор Беловых. Но дом у них словно вымер. Никто не выходит, там тихо и пусто.
Мне этот райкомовский дом снился нынешней ночью. Правда, он только снаружи казался таким, какой есть — осанистым, прочным, с потемневшими стенами, с глухими воротами. Внутри же он оказался вовсе не домом, а настоящим дворцом — с огромными залами, витыми колоннами, гранитными лестницами, спирально ведущими в беспотолочную высь, с благозвучной таинственной музыкой, доносившейся неизвестно откуда… Затеряно бродил я в необъятных пространствах дворца, oсвещённого молочным сиянием, исходившим из мраморных стен, блуждал в лабиринтах его переходов и галерей, никого не встречая в бесчисленных помещениях, громко звал Тоню, зная, что она где-то здесь, в этом самом дворце, но Тоня не отзывалась — и только одинокий мой голос безнадежно и гулко катился в загадочной пустоте, замирая вдали без ответа, да где-то мерно и звонко падали капли… Наконец я оказался в большом круглом зале со множеством закрытых дверей и высокими окнами, прикрытыми ставнями, сквозь щели в которых солнечный свет ложился на каменный пол прямыми полосками. Я чувствовал, что Тоня находится за одной из дверей, где-то рядом, и знал, что дальше этого зала ходу мне нет, пока я не вызволю Тоню из заточения. Только бы не ошибиться мне дверью, открыть именно ту, за которой находится Тоня, потому что за всеми другими меня ожидает погибель. Я сделал шаг наугад к одной из дверей… и проснулся, не ведая, что меня там ожидало.
И долго потом, лёжа во тьме рядом с Митькой, которому снились его безмятежные детские сны, размышлял, что бы всё это значило? Наша бабушка говорит, что сны не приходят напрасно, что — это предвестье судьбы и только правильно нужно их разгадать. Суевериям я не подвержен, но всё же лежал и гадал: о чём же предупреждал меня этот сон? Какую загадку заключал он в себе? шуршал мелкий дождь по крыше сеней, и под его ровный шорох я вспоминал подробности сна, стараясь докопаться до сути, но, так и не докопавшись, снова уснул в надежде ещё раз увидеть волшебный дворец, но больше мне, к сожалению, ничего не приснилось…
С небес палит солнце. Спасаясь от зноя, куры зарылись в пыли. Наверное, будет гроза.
В доме Беловых наконец открывается дверь, и на крыльце появляется Вера Андреевна. Она в своём неизменном плаще, несмотря на жару, с хозяйственной сумкой, опять возвращается в дом, что-то говоря на ходу невидимой Тоне, снова выходит, скрывается за калиткой. Чувствую, что вот-вот… сейчас выйдет Тоня. И Тоня выходит. Несёт в напряжённых руках эмалированный таз, подходит к помойке, выплескивает мутную воду — стирала, должно быть, — и останавливается устало, вытерев руки о фартук, убрав с лица волосы. Жмурясь, смотрит на облако, туда, где журчит невидимый жаворонок. Она любит свет, любит небо, думаю я. И снова мне хочется окликнуть её, но как это сделать после того что случилось? После всего, что в запальчивости наговорил ей тогда? Я вспоминаю поникшие плечи и выступающие лопатки на её худощавой спине и понимаю теперь, что чего-то я в Тоне не угадал. Чёрт меня дёрнул за длинный язык — не смог удержаться и промолчать! А Тоня в тот день была так весела, беззаботна, она мне доверилась, со мною ей было легко, потому и шутила, смеялась, дурачилась — и я же ей сделал больно. «Уж лучше бы вы не приезжали сюда!» Вот, это самое. Да, эта фраза всё изменила. После неё Тоня сжалась, поникла, как будто её ударили из-за спины, и ушла…
Скоро начнутся занятия в школе. На стройке работаем последние дни. Мы укрепляем берег у дамбы, цементируем плотно уложенный камень, ремонтируем подъездные пути, переплетаем проволокой торчащие из вязкого дна концы вбитых свай. Работа привычная, но всё же выматывает нас до полного изнеможения. Попробуй-ка покрути эту проволоку вручную, потаскай целый день носилки с цементом и мокрым песком… Иван Перевала, зная, что через несколько дней он будет вынужден отпустить нас, школьников, со строительства, — а нас без малого пятьдесят человек, — поторапливает, стараясь закончить земляные работы до начала занятий. И в этом ему с усердием помогает секретарь комсомольской организации школы Василий Сухих, мой одноклассник. Он из Добчура, самой отдалённой деревни нашего района. В Добчуре есть лишь начальная школа, однако Василий — парень настырный — всё же решил продолжить учёбу, затем и приехал в райцетр, живёт в интернате, и всё своё свободное время посвящает занятиям — не до прогулок ему, не до танцев, как некоторым другим,-и в конце концов добивается своего: становится круглым отличником. Он очень серьёзный, старше всех в классе, скоро ему предстоит идти в армию, поэтому Васькой, к примеру, никто его окликать не решается. Тем более — давать ему прозвище, как всем остальным.
- Василий! — кричит ему Пашка. — Эксплуататор, дай отдохнуть!
- Авось поднатужимся, — невпопад отвечает Василий, хватаясь за ручки носилок.
Ему-то что! Он хоть и маленький ростом, но плотный, здоровый, двужильный какой-то, ломит как трактор, пыля сапогами, красная шея выгнута в напряжении, в ранних морщинах копится мутная влага, стекает на рыжие брови и загорелый, облупленный нос, губы добрые, пухлые, оттопыренные, но вдавленные глаза из-под нависшего лба -со взглядом колючим, упрямым. «Авось поднатужимся» — это его любимая присказка. Вот бы Василия нарисовать!
Но рисовать теперь некогда. Как заведённые, отупев от усталости и задыхаясь во взбаламученной сапогами пылище, бродим с носилками туда и сюда, руки жжёт и саднит, всё тело выламывает ноющей болью, шея горит от комариных укусов… Была бы лишь польза от нашей работы — тогда и трудов никаких нам не жалко. Что ж, можно и поднатужиться, мы с детства привыкли трудиться. Ведь сколько земли перелопачено за военные годы и в огороде и в поле, а сколько напилено и переколото дров — работа нам дело привычное. И мошкару эту можно терпеть. И даже мат Перевалова — в дых и поддых, в крестовину, в пиратское царство — нисколько не обижает, а, наоборот, веселит, помогает работать, подхлёстывает. Все понимают, что Перевалов ругается не со зла, не для себя же старается и, может быть, больше других болеет за общее дело. Не только командует, но и сам то и дело хватает лопату, кидает в носилки тяжёлый песок — и всё ему кажется, что помалу наваливаем, покрикивает:
- Что, осознали теперь, короеды? Коммунизм не из воздуха делают!
Однако, взглянув на меня, он задерживает лопату с песком на весу и почему-то не добавляет в носилки, нетерпеливо мотает седеющей головой:
- Пошёл, не задерживай! Туд-ды её в бранденбургскую сволочь!
И я понимаю, что Перевалов жалеет меня.
Ношу песок в паре с Лунёнком. Тот тоже не богатырь. Через носилки я чувствую, как сильно дрожат его руки, носилки покачивает, всё чаще мы спотыкаемся, неодолимо хочется лечь, вцепиться в сухую каменистую землю онемевшими пальцами и лежать неподвижно, пока земля не впитает до капли скопившуюся в теле усталость…
Да, дядя Ваня, вы правы: коммунизм не из воздуха делается. Это мы теперь знаем.
Вернувшись со стройки, опять, как и все эти последние дни, не могу удержать себя дома. Казалось бы, после такой напряжённой работы я должен бы упасть и заснуть крепким сном, но успеваю лишь наспех перекусить, как неподвластная мне, неуёмная сила выносит меня из дому и увлекает далеко за село.
Несчастный мой велик! Ты-то при чём? За что ты страдаешь? И за какие грехи заполошный хозяин гоняет тебя, заставляя терять по дороге последние гайки, болты, в тебе всё грохочет, скрипит, помыть бы тебя, подтянуть сочленения, смазать — да где там! Времени, видишь ли, нет, инструменты куда-то пропали, а самое главное — до тебя ли теперь? У хозяина есть дела поважнее. Он думает, как бы ему замириться с подругой. Ведь, кажется, проще простого: подойти к дому Тони, каким-нибудь образом вызвать её, посмотреть ей в глаза, попросить извинения. Но… В этом всё дело. Как я взгляну ей в глаза? Теперь это стало намного труднее.
Упираюсь ладонями в край каменистого берега, жадно глотаю студёную воду. Что-то никак не могу я сегодня напиться. Где-то поблизости из речной глубины бьют ключи — вода ломит зубы. Течение быстрое, щёки приятно щекочет игривой струёй, я погружаю лицо по самые уши и наслаждаюсь воркующим близким журчанием…
Сижу у реки в каком-то бездумном оцепенении, укрывшись от всех за селом в прибрежной черёмухе, и наблюдаю за тем, как день постепенно тускнеет, стекается к точке заката. Заречный отрог, как бы придвинувшись, нависает над берегом, река утихает — и только по редким воронкам на гладкой поверхности можно представить стремительность, силу её немого течения.
Красивая река наша. Течёт она куда-то на север, вливается где-то в Оку, а уж та у города Братска впадает в красавицу Ангару. Вот такая у неё География. Я с ней подружился ещё малолетком, когда научился в ней плавать, а уж когда переплыл её туда и обратно, а ширина реки метров триста, не меньше, — то, можно сказать, породнился.
Медленно тянется пар над рекой, пространство как будто сжимается, звуки села на изгибе реки становятся ближе, отчётливей, беспрепятственно катятся над гладью вода. Слышу хриплый отрывистый лай, мычанье коровы, стук черпака — это старый Ходат, загнав водовозку в реку, наполняет деревянную бочку, — кто-то громко, визгливо смеётся. У сельсовета включили трансляцию — радио сообщает о ходе строительства Волго-Донского канала, после чего начинается бодрая музыка. «Но, милая! Н-но!» — умоляет кобылу Ходат, усилием в голосе помогая исполкомовской кляче вывезти полную бочку на берег, мокрая галька хрустит под колёсами, повозка натужно скрипит. Ровно молотит движок у Дома Культуры, звук его — гулкий, упругий — напоминает стук сердца от долгого бега, А что там сегодня идёт? Да какая мне разница? И даже в кино не тянет меня, мне представляется, что по каким-то неизвестным причинам я навсегда покинул людей, живу в одиночестве вдали от села, как отшельник, и только изредка слышу его отголоски, по ним представляю ту жизнь, от которой ушёл, и у меня даже нет сожалений, тоски и раскаяния — лишь снисходительная лёгкая грусть и усмешка. Что ж, пусть там живут, суетятся, не зная, что мир и покой одиночества рядом с природой — ни с чем несравнимое благо. Природа никогда не предаст, не обманет, и нет необходимости выпрашивать у неё извинений. Мы с нею едины. Недаром меняющиеся краски заката, как в зеркале, отражаясь в реке, точно так жетускнея, играют во мне, изменяя моё настроение, постепенно затягивая в блаженное таинство рождения ночи. Эта невидимая, неуловимая грань между светом и тьмой завораживает меня, и я знаю теперь, что она существует не только снаружи, но и внутри меня самого, вызывая ощущение отрешённости от обыденной жизни, чего не случается днём, и как бы возносит меня над житейскими мелочами, очищает от суеты, острее осознаётся моя собственная особенность человека — неповторимого, не похожего на других, моя отделённость от окружающих, от всех остальных — и мне это радостно осознавать, сегодня я чувствую, может быть, первый раз в жизни, что я — это я, ограниченный пределами тела, и я в то же время — это весь существующий мир со своей беспредельной Вселенной!
Да, странный, должно быть, я парень, если такие внезапные мысли возникают в моей голове. Однако я в этом, разумеется, никому не признаюсь и даже с друзьями не стану делиться своим. сокровенным открытием, чтобы не подняли на смех и не сочли ненормальным.
И вдруг вспоминаю, что в Доме Культуры сегодня — фильм «Клятва», Я уже видел эту картину, но фильм не какой-нибудь — этот фильм о товарище Сталине! Сегодня объявлен для школьников коллективный поход на картину — да как я забыл?..
Хватаю стоящий в кустарнике велик, вывожу на дорогу и, оседлав его на бегу, жму что есть сил на педали, аж ветер посвистывает в ушах, да за спиной пузырится рубаха.
Вталкиваю велосипед через калитку в ограду — он точно, заученно катится прямо к забору и останавливается, привалившись к ограде, — и это немного похоже на цирк, что я видел в кино, номер мы с ним отработали безукоризненно. Бегу, запыхавшись, к Дому Культуры — он в нескольких кварталах от нас, по соседству со школой. В окнах клуба темно — кино началось. И билета купить не смогу: в кармане нет ни гроша, да и билеты не продают, а дверь зала заперта на замок. Должно быть, кассирша Тамарка Медведева заболела или ушла к своей тётке в Порожки, и киномеханик-худрук Мишка Лысиков должен был сам продавать и разрывать билеты при входе, впуская зрителей в зал, а поскольку никто, не охраняет вход в зал во время сеанса из-за отсутствия билетёрши, то он и повесил после продажи билетов амбарный замок, чтоб в зал не лез кто попало, и зрители будут сидеть под замком до самого окончания фильма. Что и говорить, Миша у нас остроумный.
Но как же мне быть-то? Пойти в кинобудку и посмотреть фильм оттуда? Выгонит Мишка или не выгонит? Пожалуй, попрёт. Но вопреки моим опасениям, Мишка не прёт. Мало того, даже радуется моему появлению:
- К-кореш! Кино глядеть хочешь? Швартуйся! Если зашкалит, в-возьмёшь меня на б-буксир…
Мишка качается, как внутри корабля на крутой океанской волне. На тумбочке вижу бутылку с сургучной головкой, наполовину уже опорожненную. Ясно, я должен помочь ему докрутить этот фильм. К счастью, учить меня, как это делается, не надо, Я знаю, через какие ролики в аппарате пропускается кинолента, какую необходимо сделать петлю, чтобы звук совпадал с изображением на экране, но только под мутным блуждающим взглядом хозяина кинобудки становится как-то не по себе, и руки дрожат от волнения, когда заряжаю рулон в аппарат.
- Правильно?
- Пра… — удивляется Мишка. — Ах ты, салага! Кто это тебя научил?
- Фенька Косых.
Фенька крутила кино во время войны и после, вплоть до возвращения Мишки со службы, где он был мотористом и киномехаником по совместительству, и, зная мою любовь к кинофильмам, иногда допускала меня к аппарату. Она добрая женщина.
- Кто-о? Эта Косая? — морщится Мишка. – Дз дура она. Чего она понимает в кине? Тут дело такое… не бабьего соображения дело…
Сделаем так. Ты приходи ко мне, как Чапай говорил, в полночь-за-полночь… б-будешь моим заместителем. При всех инфузориях и квитанциях. Вместе будем работать. Любишь кино? Молодец! Я тоже люблю. Бесплатно будешь смотреть. Задрай люк!
С готовностью запираю железную дверь кинобудки на крюк.
- К нам посторонним вход запрещён. Хочешь г-глотнуть? — предлагает доверительно Мишка. — Как, бишь, зовут-то тебя? Нет? Ну и п-правильно. Тебе ещё рано. Юркой зовут, говоришь?
- Славка я.
- Пра… Тебе ещё рано. А мне в самый раз запустить пузыря. Не в-возражаешь?
Дело хозяйское, можешь пускать свои «пузыри», а я в это время кино посмотрю. Я рад благодушному настроению Мишки, его доверительности, тому, что так просто попал в его «заместители», значит, и впредь я бесплатно смогу посмотреть любой фильм. Но, лишь наклонившись к окошечку в зал и ничего ещё толком не разглядев на экране, вдруг слышу из-за спины:
- Чего наблюдаем в иллюминаторе? Д-дырки пошли? Пора часть менять. В-быстр-ро!
Со сменой частей у меня заедает. Мишка едва привстаёт с табуретки, тянется длинной рукой, включает заряженный аппарат.
- Полный вперёд! Так дер-ржать! Вырубай холостой! Зар-ряжай! Банки не путать! По номер-рам! Плёнку не р-рвать! Г-государственное имущество!
Под энергичный его инструктаж меняю коробки — их много, фильм длинный, — пока идёт часть, перематываю на начало другую, некогда даже кино посмотреть. Тоже мне: «Плёнку не рвать!» Уж лучше помалкивал бы. Своими глазами я видел не раз, как после сеанса он выносил куски рваной плёнки от фильма, скручивал их в тугие рулончики и, поджигая, швырял с крыльца кинобудки над головами выходящих из Дома Культуры, лента взлетала, раскручиваясь и рассыпая веером искры, девчата визжали и разбегались. «Сигнальная ракета системы Эм Лысикова!» — хвастался Мишка изобретением, а «государственное имущество» с треском горело, повиснув на проводах и освещая трепетным светом недоуменные лица людей.
- В-вруби звук, салага!
Только теперь слышу топот и свист, крики: «Сапожник!», но где тут врубается звук, я от волнения позабыл. Что за чёрт! Мишка кряхтит, но с табуретки подняться на может. Слышу его матерщину:
- Тебе первый выговор! После в-второго уволю! При всех инфузориях! За нанесение компро… ментации моего реноме в глазах публики! С-сапожников не потерплю!
Лихорадочно ползаю пальцами по аппарату и наконец нахожу то что нужно. И сразу что-то меняется: вся эта техническая премудрость становится мне понятной до последнего винтика, весь механизм, вся работа его. Дело идёт. Меняю части одну за другой, включаю трансляцию в будке — теперь мне и видно и слышно.
Да, я, конечно, мечтал ещё раз посмотреть этот фильм, но только не ожидал, что мне самому доведётся показать его людям, и оттого, что я оказался причастным к картине, к её демонстрации, мне начинает мерещиться, будто бы то, что происходит сейчас на экране, знакомо до мелочей — люди, события, даже места, где действуют персонажи, — кажется, всё это, возможно, когда-то случилось со мно»…
В окошко стучат. Там, за стеклом, возникает неясная физиономия, пятнисто освещенная сквозь киноплёнку лампой проектора, лохматая тень головы закрывает экран. В зале, естественно, топот и свист. Человек изображает что-то руками, но что он показывает, никак не пойму: фильм идёт, как положено, всё видно и слышно, изображение в фокусе — чего ему ещё не хватает?
- Д-достань ключ в кармане, — сонно бормочет мой строгий начальник, похлопывая красными веками. — Кому-то там надо отлить.
С трудом извлекаю из Мишкиных клёшей увесистую связку ключей /сам он это сделать не в состоянии/, выскакиваю из будки, бегу к двери зала и в темноте наугад подбираю дрожащими пальцами ключ — ещё как назло и лампочка перед входом перегорела, — связка звенит, из зала торопят, стучат, — наконец нахожу нужный ключ и открываю замок. Облегчённо вздыхаю и возвращаюсь на пост,
А на экране стоит над народом, собравшимся на площади, Сталин. Он в свитере, в шубе, без шапки — в таком простом, непритязательном виде он предстаёт только здесь, в этом фильме, — слышен его глуховатый взволнованный голос:
- Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам… Вслушиваюсь в каждое слово, вижу, как снег покрывает его обнажённую голову, плечи, падает на усы — и что-то поднимается в груди у меня, застилая глаза, сбивая дыхание…
Не обращая внимания на спящего Мишку, благополучно докручиваю фильм до конца. А вот и финальная музыка. Вырубаю проектор, включаю свет в зале. В немой тишине, воцарившейся в будке, снаружи слышны голоса — люди расходятся после сеанса. Не знаю, как на кого, а на меня картина произвела впечатление — даже более сильное, чем в первый раз. Стою неподвижно — усталый, взволнованный. Отныне мне хочется быть намного серьёзнее, честнее и чище. Хочется быть до конца положительным.
Лысиков спит, развалившись на табуретке в углу. Медленно остывает проектор,
- Ну, я пошёл… — бормочу неуверенно и не получаю ответа, лишь Мишкины пальцы, слегка шевельнувшись, опять повисают: иди, мол, голубь, иди, не задерживаю.
Иду по селу, переполненный разными чувствами. Ведь головой понимаешь, что на экране — артисты, вот ведь и Сталина играет артист, но даже и думать не хочется, что это артист, для меня – это Сталин! Я только так и воспринимаю его — не иначе. Иначе всё несерьёзно становится, снижается впечатление от картины, от величия Сталина, а это недопустимо… Й всё же, каким чудодейственным способом удаётся артистам заставить поверить в истинность тех людей, которых они представляют?
- Привет! Ты где это шляешься? А мы за тобой заходили. Чего ты в кино не пошёл?
Витька Лунёнок, с ним Валька и… Тоня! Вот это встреча…
- А кто же кино вам будет показывать? Мишка наклюкался и попросил, чтобы я за него показал.
- Ну, ты даёшь! — удивляется Витька.
- А что? Дело нехитрое.
- Значит, это тебе мы кричали «сапожник»? — улыбается Тоня, Она держит Вальку под руку и смотрит на меня с интересом. — А ты с этим Мишкой там… не того? А ну-ка дыхни.
Демонстративно делаю выдох в сторону Тони.
- А ну-ка, ну-ка ещё…
Обиженно отворачиваюсь. Хотел помириться с нею, попросить извинения, но эта ехидна, должно быть, неисправима.
- Да ладно вам, — тянет Валька лениво. — Пойдём мы. Твой провожатый нашёлся. — Отходит от Тони, берёт Витьку под руку. — Свои отношения выясняйте без нас.
Остаёмся одни. Стоим и молчим, и неизвестно, с чего начинать разговор — уж слишком внезапно мы встретились,
- Ну, что ты стоишь? Провожай, — усмехается Тоня,
Молча идём до Беловского дома. Тоня разглядывает меня, сдерживая дрожание губ, чтобы не рассмеяться. Но всё-таки я ей благодарен за то, что вместе с Валькой и Витькой заходила за мной, чтобы вместе идти на сеанс. В дом, конечно, она не входила, заскакивал Витька, но это уже не имеет значения. Важно, что сделала шаг к примирению.
- До свидания. — И руку протягивает так серьёзно и просто, как будто бы между нами ничего не случилось. — Ну что? Я говорю, до свидания.
- Подожди,..
- Чего же мне ждать? Ты молчишь… — Но всё-таки ждёт. Село утихает. И даже движок замолчал. Либо Мишка проснулся, либо кончилось в баке горючее.
- Знаешь что… Не надо так, ладно?
- Она улыбается:
- Как?
- Да вот так… и - опять умолкаю, не в силах выразить всё, что я думаю. А хочется попросить её, чтобы она посерьёзнее относилась ко мне, к моим чувствам, но как, какими словами сказать ей об этом, не знаю.
Тоня снимает кепку с моей головы, приглаживает мою непослушную чёлку:
- Эх ты, дурашка…
Голос её неожиданно нежный, печальный. Но, застеснявшись нечаянной нежности, она снова лохматит меня.
-Не обижайся.. Ты мне такого наговорил, а я, как видишь, совсем не сержусь. Если бы это сказал мне не ты, а кто-то другой, я бы не знаю что сделала… Но всё равно, хоть ты и грубиян, ты всё же лучше других. У меня никого нет в вашей деревне, кроме тебя.
- А Валька?
Я не успел ещё осознать значения Тониных слов, но всего меня словно тёплой волной захлестнуло.
- Ну, Валя… Это другое.
Чувствую, что Тоня ещё что-то хочет сказать, но не решается. Потом неожиданно увлекает меня в тесный проулок, к глухому заплоту и, резко приблизившись, взволнованно шепчет:
- Прости меня, Славка. Характер у меня, конечно, не ангельский, но если б ты знал… если б ты знал, как мне здесь одиноко и страшно. Не только мне, но и маме, я знаю, хоть она и скрывает.
- Страшно? Чего вам бояться?
- За папку.
- Здрасьте! Он не боится, а вы за него испугались. Чего у нас страшного-то?
- Ну, он-то такой у нас… Одержимый. Ему всё нипочём. Борец за всеобщую справедливость.
- Правильно. Он — большевик.
- А ты знаешь, что этого большевика едва не исключили из партии?
- Николая Спиридоновича? За что?!
- Тише ты…
Тоня пугливо оглядывается. — За политическую близорукость, потерю бдительности и ещё там за что-то… Так они говорили. Но это неправда!
Я потрясён сообщением Тони, растерян, не знаю, что ей ответить на это и нужно ли отвечать, и кто это такие они и почему они так говорили? Для меня Николай Спиридонович, Тонин отец, можно сказать, идеал человека — недаром у нас все его так уважают.
- Помнишь, я тебе показывала на фотографии? Алексей Михайлович Бобровников. В девятнадцатом году он вынес папку из окружения.
- Как это… вынес?
- Раненого, естественно. Совсем не умеешь слушать…
И Тоня, точно боясь, чтобы я снова не перебил её, перескакивая с одного на другое, рассказывает, как этот Бобровников едва не погиб, вынося на себе Николая Спиридоновича из белогвардейского окружения, и после этого случая Николай Спиридонович, Тоня и Алька обязаны ему своей жизнью; что Алексей Михайлович все войны прошёл, неоднократно был ранен, дослужился до генерала, вся грудь в орденах, но вот кому-то он помешал, на службе у него начались неприятности, потом его обвинили в нарушении воинского устава, присяги, в клевете на наш строй — что уж и вовсе ни в какие ворота не лезло, — он был арестован, а Николай Спиридонович не стерпел дурацкого обвинения и, до конца убеждённый в честности и правоте Алексея Михайловича, упрямо писал кому-то в Москву и даже ездил туда, но письма его, вероятно, не доходили по адресу, да и сам он ничего не добился в Москве…
Кто обвинил неизвестного мне Алексея Михайловича, кому писал Николай Спиридонович, и почему его письма не доходили до адресата, я так и не понял — то ли Тоня в волнении не объяснила как следует, то ли что-то утаивала, то ли я сам невнимательно слушаю. Девичье дыхание опьяняет, туманит сознание — и я не могу уловить смысла Тониных слов.
- Потом из Москвы наконец-то ответили, но — не ему. И тут началось! Смотри, я только тебе всё это рассказываю, — предупреждает меня Тоня испуганно, вспохватившись. Она вся дрожит, точно её охватило ознобом.
Беру её за руки, приближаю к себе и говорю как можно уверенней:
- Тоня, не надо. У нас вам бояться нечего. Ну, что ты? Как можно честного человека из партии исключить?
- Ты так считаешь? А ваш секретарь почему застрелился?
- Там дело тёмное…
- Думаешь? А за что засудили начальника стройки?
- Ну, ясно за что. За аварию. Кто-то ведь должен был отвечать.
- Ой, Славик! Какой ты наивный… Ещё хорошо, что пленум обкома взял отца под защиту, а то б его только и видели! К счастью, пока всё обошлось. Отец попросился сюда, в ваш район, выправлять положение — там и обрадовались, услали подальше от центра. Но если ваша станция не заработает, то ещё неизвестно, чем вся эта история кончится.
- Мы постараемся.
- Вы? Вы-то да. Вы-то энтузиасты. — Тоня опять улыбается, но улыбка неискренняя, нервная, даже болезненная какая-то. — Если бы только от вас всё зависело…
- Но мы ведь — народ!
- Да, конечно, — соглашается Тоня, но в ответе её я слышу иронию.
- И ведь всё обошлось. Стоит ли так уж переживать?
- О, если б ты знал, что нам с мамой пришлось пережить! Угрозы по телефону, подмётные письма, за нами следили, подслушивали… Мы эти письма прятали от отца, не показывали. Всего не расскажешь. Да и ни к чему тебе знать, — вдруг решает она. Застёгивает верхнюю пуговицу на моей гимнастёрке, приглаживает ладонями воротник. — Так что вот, дорогой. Такие дела… Ладно, пойду я.
- Поехали завтра на стройку, — предлагаю я Тоне. — Будешь там вместе со всеми. А то всё одна и одна…
- Куда мне! — усмехается Тоня. — Я девочка комнатная. Но, пожалуй, ты прав. Я веду себя неприлично. В дальнейшем постараюсь исправиться.
- Не уходи, — пытаюсь удержать её за руку, но Тоня, уже отступая, решительно возражает:
- Нет-нет, надо идти. Разговорилась я тут… Ой, здесь крапива!
- Не обожгись, осторожней!
- Уже обожглась. Через чулок, а как щипет! Ты сам-то не обожгись там.
- Да мне-то что!
- Бесстрашно шагаю через крапиву и, приблизившись к Тоне, пытаюсь обнять её на прощанье. Она отбегает к калитке. Но, взявшись уже за кольцо, оборачивается:
- Будешь к нам приходить? — Спрашивает робко, с надеждой — и это меня особенно трогает.
- Буду.
- Ты только, Славка, смотри, никому не рассказывай того, что узнал от меня. Обещаешь? Нам это может дорого стоить…
Я остаюсь в растерянности и недоумении. Чем-то внезапно повеяло на меня — пугающе тёмным, гнетущим, как эта ночь без просвета, без огонька, в которой среди темноты пробивается лишь тонкий луч света сквозь ставни Беловского дома, холодом потянуло из-за реки, и сразу, впервые почуяв дыхание осени, хлынувшей с севера стужи с запахом раннего снега, невидимые кусты глухо, встревоженно зароптали пожухлой листвой,..
Далее
В начало
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.