В ЧЕМ ЖЕ Я ВИНОВАТ?
Однажды Николай Спиридонович приглашает Юркиного отца в райком партии, в свой кабинет. Никодим Афанасьевич, взволнованный и напуганный неожиданным вызовом, по дороге в райком забегает к горбатенькому парикмахеру Грише и просит обслужить его по «первому классу». О чём разговаривали в райкоме Белов и Никодим Афанасьевич, неизвестно, а только с того дня как отрезало — никто больше не видит Никодима Афанасьевича выпившим.А вскоре в Доме Культуры организуется детский музыкальный кружок. Вначале иные стесняются учить своих детей музыке — уж больно непривычное это занятие для сельских людей, но после того как Николай Спиридонович дарит клубу своё пианино, дело идёт. Юрка настраивает пианино и занимается с детьми под руководством отца. Никодим Афанасьевич, сидя в сторонке, внимательно слушает детские голоса, ещё неуверенно поющие под аккомпанемент пианино сольфеджио, удовлетворённо кивает и произносит негромко:- Браво. Старайтесь, ребятки.И взгляд у него просветлённый и ласковый.В селе по достоинству оценили и подарок Белова и усилия, которые прилагают Пацаевы для приобщения ребятишек к культуре. Потому, что и то и другое идёт от души, бескорыстно, а бескорыстное и душевное у нас умеют ценить.
С бабкой Ершихой занимается Юрка отдельно, старается вытянуть из неё какие-то старые, забытые песни. Бабка поёт, вспоминая слова, а Юрка, сидя не стуле напротив неё, на слух чутко ловит баяном мотив, тихонько подыгрывает и, торопясь, пишет ноты. Потом он по нотам играет мелодию, а бабка без слов, одним только голосом поправляет его. Юрка спорит, бабка ругается, но после чего неожиданно соглашается с ним:
- И откуда ты знаешь-то? Такой-то молоденькой. Я-то и то, вишь, запамятовала.
- Так будет правильно. Слушай. Молчи! — Юрка снова играет. — Ну, старая! Честное слово… такое богатство! Давай, давай, вспоминай. ..
- Да чо споминать-то?
- Всё, всё вспоминай! Молодость, песни! Шарики-то шевелятся ещё у тебя?
- Шевелятся помаленьку.
- Вот и крути ими в обратную сторону! — покрикивает на неё в нетерпении Юрка, и бабка Ершиха, как это ни странно, не сердится на него, затаённо смеётся, стыдливо скрывая в ладонях бесцветные губы.
Юрка ей нравится. Не думала и не гадала она, что кому-то нужна её память. И кто б мог представить, что грозная бабка Ершиха, одинокая, замкнутая, с палкой в костлявой руке и в чёрном платке, повязанном, как у монашки, по самые брови /этот чёрный платок она носит с тех пор, как один за другим погибли её сыновья, все трое — Ефим, Елизар и Григорий — и все в сорок первом, в начале войны/, да кто ж мог подумать, что эта Ершиха кого-то послушается и подчинится, позволит покрикивать на себя, способна смущаться, как девушка? Славно встряхнул её Юрка! Помолодела старуха. Смеётся — и зубы у бабки Ершихи все белые, ровные, что у невесты, а глаза голубые, без старческой пелены и главное — главное! — снял с неё Юрка тот чёрный платок, заставил порыться в окованном сундуке, и нашла-таки бабка цветастую шаль, которую носила ещё до войны и сохранила как память.
У Юрки баян на коленях, чуткие пальцы готовы схватить любой первый звук, трепещут над клавишами:
- Давай…
- С греха тут с тобой пропадёшь, — волнуется бабка. — Когда это было-то! И-и-и… Кто их поёт-то теперича? Счас всё другое. — Прячет лукавинку в синих глазах, легонько оглаживает шаль на груди и осторожно вздыхает, настраиваясь.
- Ну, слушайте..
И отрешённо взглянув в пустоту, в своё отлетевшее время, как будто увидев там что-то, чего уж никто никогда не увидит, светлея лицом, объявляет:
- Пели на свадьбе…
И смело вливается голосом в клубную тишину:
Виноград во саду цветёт
- А я ягода, а я ягода
- Поспевает…
А я ягода, а я ягода -
Созревает…
Что-то как будто не наше — украинское или казачье — слышится в песне, мелодия непривычная, неуловимая, пробую мысленно повторить её — и не могу.
Виноград — свет Андрей,
Виноград — свет Петрович,
- А я ягода, а я ягода
- Свет Калиновна…
Юрка недвижно смотрит на бабку Ершиху, баян на коленях беззвучен, но Юркины пальцы живут своей жизнью, следуя за мотивом, как щупальца, двигаются над клавишами, запоминая. Скрипни сейчас нечаянно стулом — и Юрка может ударить…
Рыбонька-плотвиченька,
У нас Анна молода-молодиченька,
Ей, молодой, мало можется,
Уж ей батюшкин чай пить не хочется.
Батюшкин чай полыном пахнет,
Он и разною горчицей отзывается.
А Андреев чай пить ей хочется,
Он и разными духами отзывается -
и калиною и малиною,
Сладкой ягодой смородиной…
Такой стариной вдруг повеяло в клубе!
Я где-то читал, в какой-то затрёпанной книге, что наши края заселялись лет триста назад, когда казаки, служивые люди, разведали пустующие благодатные земли в лесах у Байкала и вдоль Ангары, а уж потом потянулись за ними из-за Урала /или, как у нас говорят, из Расеи/, семьями, целыми сёлами безземельные переселенцы в поисках лучшей доли и закреплялись, осваивали таёжную целину, врастали корнями, пускали здесь новые корни /и предки мои — из донских казаков/, трудились и умирали на этой земле, но что-то от них оставалось — обычаи, песни, перенесённые с запада, передавались другим поколениям, хоть многое и забывалось с течением времени или приобретало иные черты и звучание, но кое-что помнилось и докатилось до бабки Ершихи, однако до нас уже не докатывалось, на бабке Ершихе и прервалось, потому что было не до того, чтоб сохранять старину: Гражданская война обрывала привычные связи, потом создавались колхозы и полным ходом шло раскулачивание и создавался новый, непривычный уклад сельской жизни — не до обрядов и песен, когда ликвидируют церкви и осуждают всё старое, бывшее, а после снова — война, да и после войны — сплошные заботы и хлопоты, лишь бы как-нибудь выжить…
Но с появлением Юрки Пацаева что-то вдруг шевельнулось в Ершихе, ожило что-то забытое, вспомнилось что-то, дохнуло на нас историческим прошлым — живым, ощутимым — и показалось, что все мы живём на земле уже очень давно, что жили задолго ещё до рождения…
Теперь мы замахиваемся на праздничный вечер к тридцать третьей годовщине Великого Октября. Вовсю репетируем, хотя до праздника ещё больше месяца. В нашей программе два отделения: стихи Маяковского, Твардовского, Симонова, сольные выступления, музыка, хор, романсы, фельетоны и басни. Работа кипит. Юркин хор вырастает у нас на глазах — ему уже не хватает места на сцене, а Юрка как одержимый всё ещё отбирает в него пацанов и девчонок, совсем малышей — тех, что учатся у него в музыкальном кружке. Поют у нас и двое литовцев, Юркины одноклассники, которые приехали к нам уже после войны, он с ними часто беседует о прибалтийских хорах, они возбуждённо шушукаются и широко разводят руками, как бы охватывая музыкальную фразу, напевают вполголоса…
И вдруг в Дом Культуры заходит сама секретарь райкома комсомола Лагутина. Неужели и её потянуло к нашим делам?
- А ну-ка, посмотрим, чем вы тут занимаетесь! — весело произносит она, поздоровавшись и усаживаясь в первом ряду перед сценой. — Давайте, давайте, на меня не обращайте внимания.
Вера Лагутина — очень эффектная девушка, в распахнутом лёгком пальто, в строгом сером костюме, с комсомольским значком на высокой груди, с пышной, но всегда аккуратной причёской, волосы светлые, а глаза голубые. Она не из нашего района, из соседнего — Братского, откуда перевели её к нам на работу. Энергичная, быстрая, деловая, уверенная. Положив ногу на ногу, вприщур наблюдает за тем, что происходит на сцене, и машинально щелкает семечки, доставая их цепкими пальцами из кармана пальто. Я незаметно разглядываю её. Вера мне нравится своей деловитостью, определённостью. Можно сказать, что по-своему она даже красива. Сельская девушка, а вот сельского в ней ничего не заметишь — всё городское. Ловкая, ухватистая какая-то.
- Ну, так! — Вероятно заметив, что я уставился на неё, она поднимается и ссыпает оставшиеся семечки из ладони в карман. Видно, ей всё уже. ясно. — Поговорим? Отпустите людей. — Она обращается к Юрке как к главному, но, видя, что я собираюсь покинуть зал вместе со всеми, останавливает меня:
- А ты задержись.
Я спотыкаюсь от неожиданности и останавливаюсь, глядя на Веру, не понимая, зачем ей понадобился, но она не обращает внимания на меня. Прохаживаясь на свободном пространстве между первым рядом и сценой и потирая озябшие руки /всё-таки в клубе не жарко/, выдерживает долгую паузу, как бы осмысливая увиденное, и останавливается перед Юркой, все также потирая ладонь о ладонь…
- Праздничный вечер готовите? По собственной инициативе? Хвалю. Молодцы. А почему не пришли посоветоваться? Возможно, вам помощь нужна?
- Да мы как-то сами справляемся, — отзывается Юрка.
- Справляетесь? Хорошо. А почему же всё-таки не обратились в райком комсомола?
- Зачем? — удивляется Юрка.
- Зачем? — в свою очередь удивляется Вера, искренне рассмеявшись и почему-то опять взглянув на меня, продолжает: — А разве райкома комсомола больше не существует? Или вы не доверяете нам? Ведь это же наше общее дело! — кивает она на сцену. — Тем более — праздничный вечер! Хотелось бы остеречь вас от кое-каких перекосов…
- А мы никаких перекосов не делаем, — возражает ей Юрка, глядя Лагутиной прямо в глаза.
- Вам это кажется?
- Что вы хотите этим сказать?
- Поверьте, я лично желаю вам только добра!
Вера прикладывает ладони к груди, смотрит прямо, открыто, чтобы мы ей поверили. — Поэтому не будем уж так… агрессивны друг к другу. — Она доверительно улыбается, поправляет причёску. — Должна же я разобраться в том, что у вас происходит. Что у вас здесь творится.
- И что же у нас здесь творится?
Юркин взгляд неуступчивый, отчуждённый.
- Ну как же? Пьянки, дебоши…
- У нас теперь этого нет.
- Но были? Учтите, что это не ваш личный дом, где можно устраивать всё что угодно. Это наш дом. Народный! И народ не потерпит присутствия в Доме советской культуры предателей Родины. Тем более — выводить их на сцену! Тем более — в День Октября!
Вот это Вера даёт! Даже я не выдерживаю:
- А кто это у нас предатели Родины?
- А эти литовцы, по-вашему, кто?
- Они просто школьники… — улыбаюсь растерянно.
- А их родители — кто? За что их выслали к нам — вам известно.
Мне неизвестно. Я только ошеломлён заявлением Веры и даже не знаю, что ей ответить на это. А вам известно, о чём они тут поют?
- Литовскую народную песню, — отвечает ей с вызовом Юрка.
- А почему не по-русски? Где перевод? Откуда мы знаем, что за этим скрывается?
Юрка хохочет. Но Вера и сама уже, кажется, понимает, что чересчур увлеклась, поясняет:
- Это, к слову, о перекосах. Имейте в виду. Кстати, в вашей программе я почему-то не услышала ни одной патриотической песни. Есенин, романсы — сплошное мещанство. Будем считать, что это случайность, и вы эту случайность исправите. Всё? Есть вопросы? Нет? До свидания. Не забывайте, какой у нас праздник. Желаю успеха.
И, благодушно смягчившись к концу, на прощание одарив нас улыбкой, Вера уходит.
А мы остаёмся. Юрка нахохлился, сидит неподвижно, какой-то подавленный, угрюмо молчит.
- Ничего себе, да?.. — Пытаюсь прервать это тягостное молчание, но Юрка не отвечает.
Потом неожиданно вскакивает, нервно шарит в карманах в поисках папирос, не глядя, бормочет:
- Ты понимаешь? Ты думаешь, она сама к нам пришла? По своей доброй воле?
- Н-не знаю… А что тут особенного? Она секретарь и почему бы ей не зайти?
- Не-ет, дорогой. Она — по наводке. У нас тут собственный дятел завёлся.
- Какой ещё дятел?
- Не знаешь? Который стучит. Доброхот. Бывает такая порода людей. Ей кто-то докладывает, доносит на нас,
- А чего доносить-то? И так всё известно.
- Да нет. Он не просто докладывает. Он ещё от себя добавляет. Свои умные выводы. Ты понимаешь?
- Ай, брось. Тебе это кажется.
- Кажется? Да? Мы это с отцом уже проходили… — И умолкает, взглянув на меня с недоверием.
Я замечаю его недоверчивый взгляд, и у меня перехватывает дыхание от Юркиных подозрений: — Ты думаешь.. я?
- А почему же она задержала тебя? Всех отпустила, а тебя задержала.
Юркин вопрос озадачивает меня. Действительно, а для чего она меня задержала? Я это тоже как-то не понял. Да кто я такой для неё? И почему ей понадобился именно я? К тому же, ни слова мне не сказала и ни о чём не спросила, как будто меня тут и не было…
- Ты с ней в каких отношениях? — интересуется Юрка — и мне неприятно его любопытство.
- Вообще ни в каких! Чего ты пристал?
- Юпитер, ты сердишься, — хмыкает Юрка. — Ты что? Зачем же так сразу — в пузырь? Ну, нет — значит, нет. Если нет — значит, будешь. Я только спросил.
- А что ты имеешь в виду? — Меня действительно бесит ирония Юрки, его скользкий тон.
- Да так, ничего, — опять усмехается Юрка и добавляет устало: — Всё. Кончили. Разбежались.
Теряюсь в догадках. Что происходит? Я чувствую внезапное охлаждение Юрки ко мне, но в чём виноват перед ним, я не знаю. Да разве можно так жить, не доверяя друг другу? И как же мы станем встречаться теперь, собираться все вместе? Выть вместе со всеми — и постоянно оглядываться один на другого? Поганое чувство. Но почему так случилось?
И вдруг происходит событие, которое резко меняет всю мою жизнь.
Василий Сухих призывается в армию и вместо него секретарём комсомольской организации школы избирают меня, В общем-то, это уж не было такой неожиданностью. Ещё накануне меня пригласили в райком комсомола, со мною беседовала Вера Лагутина в присутствии полного состава бюро, предупредила о том, что завтра меня обязательно выдвинут на общем собрании /о чём я с удивлением впервые узнал от неё, поскольку мне в школе об этом даже не намекали/, что дело ответственное, серьёзное, политическое, поэтому недопустимо проявлять никакой самодеятельности, самоотводов и прочее… Словом, мне следует оправдать доверие коллектива.
- Спасибо за доверие, но…
- Ты комсомолец? Так вот. Никаких таких «но»!
- Но я ведь в школе только до лета. Ведь я же уеду поступать в институт…
- Бyдут у тебя заместители. Короче, предоставь это нам. А вот спасибо всем скажешь потом, когда тебя выберут.
- А может, не выберут?
- Выберут, выберут, успокойся.
Откуда ей всё известно заранее — о том, что меня обязательно выдвинут, выберут?.
После отчётного доклада Василия, его, как водится, благодарят за работу, желают успехов в воинской службе, в боевой и политической подготовке. Обидно, конечно, ему, что так и не удалось окончить среднюю шкалу, — парень попал под осенний призыв, — однако Василий не унывает:
- Авось поднатужимся. В армии сдам за десятый и получу аттестат. А в случае невозможности, школу и после армии можно закончить. Василий у нас оптимист.
Потом меня представляет собранию Тоська Дубровина, рассказывает, какой я хороший, достойный и прочее, что у меня по всем дисциплинам «пятёрки», «четвёрки», — в руках она держит классный журнал и листает его в подтверждение своих слов, — и с поведением у меня всё в порядке: я не курю, как другие, и не сбегаю с уроков, ударно работал на стройке, активно занимаюсь общественной деятельностью, оформляю стенную газету — и наша газета одна из самых идейных среди предприятий села, — отец у меня большевик, из крестьян, а в партию вступил не где-нибудь, а на фронте, имеет награды, ранения; мать беспартийная, из крестьян, служит примером на производстве. Выходит, что я по всем статьям подхожу, лучшей кандидатуре и не придумаешь. Всё рассказала, к своей биографий мне и добавить-то нечего, И откуда она всё это знает — и про отца и про мать?..
После голосования аплодисменты. А я ещё сомневался: выберут меня или нет! Лагутина крепко пожимает мне руку и выражает уверенность, что я оправдаю оказанное доверие. Уже само её появление на школьном собрании производит на всех впечатление: не кто-нибудь, а сама секретарь удостоила нас своим посещением! Прежде такого ещё не случалось« Поэтому все присмирели, ловят каждое слово Лагутиной, От парторганизации школы на нашем собрании присутствует Дмитрий Георгиевич, Он улыбается, даже подмигивает: не дрейфь, мол, герой! Не беспокойтесь, Дмитрий Георгиевич, не подведу. Оправдаю доверие.
На этом собрание закрывается. Когда все расходятся, со мною беседуют Вера Лагутина и Дмитрий Георгиевич, ободряют. Василий делится со мной своим опытом, вводит в курс дела, показывает планы дальнейшей работы. Передо мной открывается перспектива моих новых дел. На первом месте, как и должно быть, успеваемость и дисциплина, воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине, затем — подготовка пионеров к вступлению в комсомол, оказание помощи колхозникам в уборке урожая, сбор лекарственных трав и так далее. Дел, в общем, много.
Ну надо же! Я — секретарь комсомольской организации. Не ждал – не гадал. Даже не верится. Но если уж это случилось, то мне надлежит пересмотреть своё поведение. Никаких больше шалостей и легкомыслия. И — никаких колебаний! Как Вера сказала, я должен проводить только твёрдую комсомольскую линию.
На следующий день после собрания на перемене между уроками ко мне приближается Тоня. Открыто, при всех. Признаться, я даже опешил. Ведь раньше подобного с ней не случалось. Старался и я не показывать нашей дружбы на людях. Но Тоня идёт через весь коридор, направляясь ко мне.
- Поздравляю. Я за тебя очень рада.
- А почему ты не была на собрании?
- Не имею законного права. Я ведь не комсомолка.
Её ответ ошарашивает меня. Настолько теряюсь, что не могу даже вымолвить слова.
- А ты и не знал?
Откуда ж мне знать? Ведь это было первое собрание после летних каникул. Но мне бы и в голову не пришло, что Тоня не комсомолка!
- Но… почему?
Тоня мрачнеет и опускает глаза.
- Долго рассказывать. Да и не хочется. И, отвернувшись, уходит.
Что это с нею?..
И всё же у меня в голове не укладывается: дочь первого секретаря райкома ВКП/б/ — и не комсомолка! Но — почему?! Как это могло так случиться, что Тоня не в комсомоле? Неужто Николай Спиридонович мог допустить такое равнодушие к дочери? Нет, невозможно представить. Здесь что-то другое. Но — что?.. «Я девочка комнатная», — вспоминается мне. Но что это значит? Тогда я не обратил на эти слова никакого внимания — уж слишком был занят собой, своим новым чувством, которое Тоня пробудила во мне… Надо бы вызвать её на прямой разговор, да не на школьной же перемене, в толкучке и гаме, а после уроков, может быть, вечером, наедине и спокойно во всём разобраться. Но как разберёшься, если желанные встречи по какой-то неясной причине вдруг стали короткими, редкими, как бы случайными, почувствовалась прохлада в наших свиданиях, какая-то торопливость, словно бы Тоня всегда занята, она извинялась и уходила. А может, она перестала мне доверять? Ведь началось это, кажется, с того самого вечера, когда она приоткрыла семейную тайну Беловых, и, возможно, теперь сожалеет об этом, раскаивается, что доверилась мне? Но в чём же я виноват?
А тут ещё старшие классы снимают с занятий и отправляют в колхозы на уборку картофеля. Колхозники запоздали с уборкой — рук у них не хватает — и если им не помочь, то картошка будет завалена снегом. Поэтому в помощь им и направляются бригады из районного центра, в том числе — школьники. Мы с Тоней оказываемся в разных бригадах: я еду в деревню Ключи, а она с девятым классом — в Порожки. И нас на две недели разделяют пятьдесят километров.
Автор: Соловьев Юрий Васильевич | слов 2938Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.