ЭХО В ПОЛЯХ
Пальцы не слушаются, закоченели, болят от выколупывания клубней из вязкой глинистой почвы, от напряжения костенеет спина, но некогда разогнуться, дать отдых рукам и ноющей пояснице. Погода безветренная, пасмурная, сухая. В природе всё словно застыло. Два дня назад наконец-то иссякли моросящие затяжные дожди, и глина внутри ещё не просохла, противная липкая слизь вокруг скользких клубней проникла на всю глубину, а на поверхности закаменела, потрескалась, поэтому приходится выколупывать заляпанную грязью картошку, царапая ногтями по молодой кожуре. Мало толку и от подкапывания вилами под жухлой ботвой. Выковыриваем клубни при помощи палочек, нарезанных из берёзовых веток, но палочки гнутся, ломаются, не выдерживая плотности почвы.
Ещё хорошо, что нет мошкары — с началом осенних дождей она пропадает куда-то.
Вижу растянувшихся неровной цепочкой поперёк бесконечного поля своих одноклассников, Дмитрия Георгиевича, прикреплённого к нашей бригаде, сегодня нет с нами в поле, он нам устраивает ночлег в заброшенном доме. А первую ночь нам пришлось коротать на соломе в дырявом сарае. Невдалеке собирают картошку колхозники — сосредоточенно, молча, ни слова не слышно из-за соседней межи, только дробный стук клубней, кидаемых в вёдра. Вчера мы ещё веселились, кидались гнилыми картошинами, Женьке-профессору раскололи очки — ладно, что вовсе не выбили стёкла, и он теперь смотрит на окружающую природу сквозь трещины. Однако сегодня веселья что-то не замечается, выдохлись, работаем молча, в тишине даже слышно, как на берёзах шуршит, опадая, листва. Жёлтые листья, кружась в сером воздухе, устилают всё поле, липнут к мокрым озябшим рукам.
У колхозников получается лучше, чем у нашей бригады. На взрытой земле уже высятся большие бурты накопанного картофеля, успевшего подсохнуть на воздухе, и две пожилые колхозницы в ватниках ссыпают картошку в мешки, завязывают и ставят их рядком на меже, где двое подростков толкают мешки на телегу. А нам до погрузки ещё далеко.
- Братва, поднажмём! — взываю я к нашему обществу, как до меня призывал нас когда-то Василий Сухих.
- Нажмёшь тут! — ругается Пашка, утирая разинутый рот и отплёвываясь. — Какой идиот догадался картошку на глине сажать?
- У них есть картошка и на песке, — стараюсь я урезонить его. — А здесь они посадили сверх плана.
- Вот сами-то они на песке и копают, а тут колупайся за них!
Но Пашка несправедлив. Колхозники рядом работают на точно таком же глинистом поле, однако ему нужен повод, чтобы на ком-то сорвать свою злость.
- Тут плугом бы надо подпахивать, — подаёт голос Ванька Морозов, ещё один критик нашёлся!
- Кобылы для нас пожалели! — распаляется Пашка, и я замечаю, как мои одноклассники один за другим оставляют работу.
Это не дело. Бригада становится неуправляемой, превращается в толпу недовольных людей, за что отвечать буду я.
- Да где у них лошади-то? — с досадой возражаю я Пашке, не зная, что сделать, чтобы не допустить назревающего скандала.
- А вон председатель на лошади разъезжает!
ашка указывает на дорогу за полем.
- Как барин катается! Опять куда-то направил оглобли!
Но председатель направляет оглобли, кажется, к нам. Сворачивает с дороги и по меже приближается к нашей бригаде. Вожжи и кнут держит в левой руке, потому что другая не действует, засунута в карман солдатской тужурки, чтоб не мешала. Соскакивает с телеги, приматывает вожжи к берёзе. Маленький, сухонький, сморщенный мужичок с кривыми ногами, нерусским скуластым лицом и острым, колючим, внимательным взглядом сощуренных глаз.
- Ну, как, ударники, дело идёт? — улыбается председатель и выковыривает кнутовищем оставленную в глине картофелину. — Мало ли картошки в земле оставляем?
- А вы подпахали бы лучше, чем зубоскалить, — огрызается Пашка. — Пальцы уже все опухли!
Но председатель делает вид, что не обижен на Пашкину грубость, похлопывает его по плечу:
- Девчата не жалуются, а ты, парень, слюни пускаешь. А ведь здоровый какой — позавидовать можно.
Но Пашка не отступает:
- Вон плуг валяется на меже. А лошадь без дела в оглоблях стоит.
- Дак лошадь-то… — озабоченно почёсывает председатель морщинистый лоб кнутовищем. — Она не рабочая, лошадь-то. Да и ногу побила, хромает… Однако попробуем потихоньку. Помоги-ка мне, паря.
Пашка уводит лошадь за председателем к плугу. А лошадь действительно заметно прихрамывает на переднюю ногу. Понурая, тощая, кожа да кости, холка протёрта до мяса, покорно плетётся за Пашкой, уныло и обречённо опустив к земле голову, а Пашка покрикивает, замахиваясь вожжами:
- Н-но, дохлая! Шевелись, а то живо на колбасу переделаем! Должны из-за тебя тут люди калечиться!
Что это сделалось с Пашкой? Не глядя на нас, понимая, что мы осуждаем его, впрягает несчастную лошадь в постромки от ржавого плуга, нещадно нахлёстывает животное, которое, спотыкаясь, натужно двигая рёбрами, тянет плуг в вязкой глине, выворачивая клубни картофеля на поверхность. И хоть неумело Пашка ведёт плугом борозду, неровно, скачками, но дело у нас идёт веселее. Вёдра одно за другим на глазах наполняются, бодро бегают парни, ссыпая картошку в бурты.
Председатель закуривает, нетерпеливо прохаживается по полю в ожидании лошади. Ему ещё нужно смотаться на ток, где вышла из строя старая молотилка, заехать в бригаду, где до сих пор не скошена рожь, да и мало ли где ему ещё нужно побывать до потёмок, а мы, оттого что у нас оказались слишком нежные руки, лишили его средства передвижения, и он молча нервничает, теряя у нас драгоценное время.
- Эй, хватит! — взываю я к Пашке. — На сегодня нам хватит!
- А — завтра? — огрызается Пашка, продолжая подпахивать. — Опять будем пальцы ломать?
Бегу через поле и останавливаю лошадь, схватив её под узды.
- Всё равно ведь подпаханное на ночь нельзя оставлять, — толкую я Пашке. — А подморозит? Картошка погибнет. Верни председателю лошадь . Видишь, переживает…
- Раньше надо было переживать!
- Но разве он виноват?
- А кто виноват? Один я виноват? Помогай тут ему!
- А зачем мы приехали? — не выдерживаю я, срываясь на крик, — Отдыхать?
- Обойдёмся без агитации! — Пашка с силой отталкивает меня, и я, оступившись, падаю на жёсткую глину.
Ребята, подумав, что Пашка ударил меня, кидаются к нам — разнимать. Но Пашка отводит злые глаза и, вывернув плут из земли, направляет покорную лошадь на обочину поля — туда, где маячит фигура колхозного председателя. Угрюмо ворчит:
- Для себя я, что ли, стараюсь?
Костёр освещает усталые лица ребят и колхозников, сидящих кружком у огня. В горячей зале печётся картошка. А Витька Лунёнок читает всё те же стихи Щииачёва о вздохах, любви и луне.
К вечеру здесь, на центральной усадьбе, собрались все бригады. Расположились на сваленных брёвнах, а то и прямо на голой земле, подложив кто фуражку, а кто — и просто согнутую ногу в залатанном ичиге. Мужчины покуривают, не спешат разойтись по домам, привлечённые светом костра и выступлением культбригады. Дмитрий Георгиевич рассказал о международных делах, о корейской войне, о положении внутри государства, мужики обменялись своими соображениями, осудили американских агрессоров и теперь внимательно слушают Витьку. А Витька читает стихи — и в слоистом тумане звучит осторожное эхо, как будто тайга повторяет взволнованный голос и передаёт его дальше, в пустые поля, чтобы и там было слышно…
Потом, после Витьки, в прерывистом свете костра появляется Тоська Дубровина. Поёт в сопровождении аккордеона Сашки Завьялова, включённого в культбригаду нашего класса:
Расшумелся ковыль — голубая трава,
голубая трава — бирюза,..
Она озарена красным светом и кажется даже красивой. Я замечаю, как на неё откровенно поглядывают деревенские парни, скромной кучкой стоящие в отдалении. Стало быть, Тоська нравится им.
После Дубровиной Сашка, сидя на пне, играет известный. всем вальс «На сопках Манчжурии». На этом заканчивается наша программа. Конечно, мы с Пашкой могли бы ещё раз сыграть «Хирургию», да нет под рукой строительных инструментов.
Из темноты приближаются два огонька, в тумане протягиваются голубые лучи.
- К нам кто-то едет однако, — оглядываются на приближающийся свет мужики.
- Да кто же? Начальство пожаловало.
Автомобильные фары гаснут рядом с костром, из машины выходит Николай Спиридонович — осунувшийся, потемневший за несколько дней, в плаще, серой кепке, заляпанных глиной кирзовых сапогах. Навстречу ему поднимается председатель колхоза, здоровается, после чего Николай Спиридонович здоровается со всеми. Заметив, что Сашка отставил аккордеон, Николай Спиридонович кладёт ладонь ему на плечо:
- Прошу извинить. Продолжайте, пожалуйста.
Садится среди мужиков, вполголоса обращается к председателю:
- Сегодня у тебя заночую.
- Добро пожаловать, Николай Спиридонович. Я вижу, всё сами по району мотаетесь, — сочувствует председатель Белову. — Помощников, что ли, нету у вас?
- Все разъезжаем, — отвечает Белов и палкой выкатывает подрумяненную картофелину из-под костра. — Весь райком по колхозам кочует.
- Нажимают из Области?
- Уж это как водится.
Надламывает картофелину, нюхает, жмурится от удовольствия.
- А соль у вас есть?
Председатель протягивает Белову мешочек. Николай Спиридонович солит, смачно хрумкает запечённой картофельной коркой.
- Коля! — кричит он шофёру. — Чего ты в машине сидишь? Сегодня мы уже никуда не поедем. Иди к нам, картошки печёной поешь!
Интересуется у председателя:
- Какой это сорт?
- А сорт — он весь нашенский. Он у нас и на глине выходит.
- Берите ещё, Николай Спиридонович. — Ванька Морозов разгребает костёр. - Тут у нас много.
- А сами-то ужинали?
- Да ели. Это мы ещё напекли.
- Так что ж вы? Подсаживайтесь.
Ребята усаживаются, откуда-то появляется коврига домашнего хлеба, её даже не режут, а просто наламывают кусками, передавая друг ДРУГУ.
- Ну, как вы тут? — озабоченно спрашивает Николай Спиридонович, оглядывая нас.
- Живём, — отзывается Тоська Дубровина и смеётся.
- Туговато приходится?
- К трудностям не привыкать, — явно бодрится Ванька Морозов.
- Да не, они молодцы, — преувеличенно хвалит нас председатель, как будто и не было сегодня скандала на поле. — Ребята стараются.
Мы только помалкиваем.
- А ночуете где?
- В с-сарае, — нечаянно ляпает Вовка-заика,
- В сарае?.. — Николай Спиридонович вопросительно смотрит на председателя.
- Это мы виноватые, — смущается председатель. — Не подготовились. Они ведь до срока приехали. А сёдни-то бабы убрали в избе, мы там переборку поставили, печку опять протопили — тепло теперь.
- В сроки уложимся?
- Да вроде должны бы. Только б зимы ранней не было.
- Ты подготовь мне к восьми утра сводку. По’ овощам, по озимым. по обмолоту. Да, вот ещё что. Проехал по вашим полям, вижу — дело идёт. А вот у соседей тревожно. Надо бы как-то помочь…
- Самим бы управиться… — Председатель поглаживает нерабочую руку.
- Соседа поддерживать надо. Ведь так?
- Так-то оно вроде бы, так. Однако соображенья уже не хватает, как тут концы с концами свести.
- Но всё-таки надо! У них там людей — кот наплакал. Одни инвалиды да старики. А у тебя вон подмога какая! — кивает на нас Николай Спиридонович.
- Оно-то конешно. Куды ж тут деваться?
- Значит, договорились? — Белов пришлёпывает ладонью по руке председателя, и. я понимаю, что наша работа этим колхозом не ограничится, нас перебросят в соседний. Как к этому отнесутся мои одноклассники
- Ну, что приуныли? — Белов ещё раз оглядывает лица ребят.
- А может, споём? Мне помнится, как до войны и на праздник и на работу с песнями выходили. Ведь с песней и отдыхать и работать сподручней — не так ли?
- Нам песня строить и жить помогает! — вовремя вклинивается Тоська Дубровина.
- Золотые слова, — подтверждает Николай Спиридонович. — Кто у вас запевала? Ты, что ль? Давай заводи про Байкал,. Славное море…
Тоська заводит, и Николай Спиридонович поддерживает её густым баритоном. Один за другим подключаются и остальные, Сашка пристраивается к хору аккордеоном — и у нас получается слаженно, стройно. Поют и колхозницы, и даже председатель подтягивает слабеньким голоском. Поют сосредоточенно, сдержанно, глядя в огонь, искры струятся в тёмное небо, крупные звёзды нависли над нами. Эхо, усиленное горным отрогом, гуляет в тайге и, замирая, как вздох, возвращается к нам.
- Славно-то как., — затаённо вздыхает пожилая колхозница с крупным скуластым лицом и краем платка утирает глаза.
А Николай. Спиридонович — я замечаю — всё время поглядывает на нас, переводя свой внимательный взгляд с одного на другого, но этот его изучающий взгляд никого из нас не смущает. И, глядя на Тониного отца, я опять вспоминаю о том, что Тоня не комсомолка, и снова всплывает всё тот же вопрос: «Почему?», да ведь не спросишь об этом Белова при всех, а наедине я бы ещё не решился с ним разговаривать. Поэтому и вопрос остаётся пока без ответа.
Автор: Соловьев Юрий Васильевич | слов 1871Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.