Соловьев Юрий Васильевич

Из Википедии:
Соловьев Юрий Васильевич  (16.01.1933 — 14.01.2017)— советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, кинорежиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1980).


У Соловьевых
О книге «Надежда в будущей жизни»
Знакомство с человеком, которого я знал
Работа с дневником Ю.В. Соловьева
Михалков
Первые аккорды перестройки
Штрихи к портрету (М.Ульянов)
Соловьев Ю.В. Выступление на юбилее Садыковой М.А. (09.02.2011)
Борисова Ю.Б. Соловьевы (14.10.2011)
Оставить след в истории (2011)

Сайт Ю.В. Соловьева



У Соловьевых
17.12.2014, Ханов О.А.:
Позвонил Соловьевым. Трубку взяла Раиса Андреевна. Я прошу подтверждения своего визита, спрашиваю о времени, когда это будет удобно. — Ну, вы наверно хотите поговорить с Юрием Васильевичем, потому время любое, а я уезжаю, буду после четырех.

Цель моя была определенная, — привлечь Ю.В. к публикации на нашем сайте воспоминаний — я знал, что он пишет, а кое-что слышал в устном варианте. Соображаю как всегда плохо, говорю, что сейчас соберусь и часа через полтора приеду. Уже после звонка понял, что было бы правильнее говорить при Р.А., поскольку ее знаю лучше, а еще она владеет Интернетом. Тянул время, приехал в 2 часа.

Мы расположились в маленькой комнате, началась беседа. ЮВ сказал, что читал мою книгу, ему понравилось, хотя он мало что понял, материал специфический. Спросил, что такое «схемотехника»? Я рассказал о своей былой работе, о ракетах, которые направлял точно в цель, чтобы уничтожать корабли противника малым зарядом. Это далеко от кинематографа, литературы и от Интернета, но мы весьма оживленно беседовали. Я все думал, как бы свести беседу к теме, ради которой пришел. Но никак не получалось. Про книгу Юлии Борисовны, Ю.В. сказал, что она ему понравилась меньше и объяснил, почему. — Нет интриги, книга начинается с ее детского возраста, с описания семьи. А надо было бы сначала чем-то заинтересовать читателя, а потом, когда человек уже становится знакомым, интересным, рассказывать о нем другие подробности. — Меня так учили, говорит. Я с ним согласился, сказал, что это исключительно моя вина, поскольку это я занимался компоновкой. А потом возразил — нет, все правильно. — Это не обычная книга, ее не будет листать в магазине случайный читатель, она разойдется по знакомым. Для них не надо вызывать интерес к персонажу этой книги и повествование в порядке хронологии здесь уместно. Ю.В. сказал, что Р.А. возражала ему также.

С самого начала, Ю.В. предложил чай. Я заготовил коробку с чем-то сладким и согласился со словами, что понимаю, по-русски этого не избежать и особенно по-сибирски, как на этом акцентировала Ю.Б. И, говорю, понимаю, почему «по-сибирски», — большие расстояния, дикие места, долгая дорога, и когда приходит человек, обязательно надо его обогреть и накормить, позаботиться о лошади…

Беседа затягивалась, а мне все никак было не перейти к делу. Решил, что перейду, когда мы будем пить чай. Но перешли к тому, для чего я приехал, лишь на втором часу беседы. — За чаем мне не удалось сменить тему. Наконец, уже явочным порядком, м.б. неестественно, я все же сказал, зачем пришел. Рассказал о сайте, где хотел бы видеть его рассказы. Ю.В. замолк, задумался. Потом сказал, что я буду третьим, кому он откажет. К нему приходил человек от сайта кинематографистов, был еще кто-то, и вот теперь я, третьим буду. Его просили передать письма, фотографии, — все, что у него есть.
- Я, говорит, конечно, уже в возрасте, но мне предлагают как бы расписаться в том, что жизнь завершена. — Нет, не хочу, рано. Я стал возражать, что надо непременно все оцифровать. Это надежнее, чем бумага, — «цифра» хранится вечно, а иначе с нашим уходом все может исчезнуть безвозвратно. Уговорил его все-таки разместить в Мемоклубе кое что из того, что уже напечатано.

Чаепитие затянулось, я все смотрел на часы, ждал помощи о Р.А., которая уже должна бы придти. Предложил Ю.В. позвонить и узнать, скоро ли она будет, и если скоро, я подожду, а если нет, то уже пойду. Ю.В. сказал, что нет у него номера ее телефона. У меня был в компьютере, который взял с собой. Согласовав это действие, нашел телефон, позвонил. Р.А. уже подходила к дому.

Когда пришла Раиса Андреевна, стало ясно, кто здесь главный, кто все решает. Р.А. включила компьютер, я показал Мемоклуб. У нее есть диски со статьями Ю.В., которые она найдет и в следующий раз я смогу их скопировать. Потом предположила, что я могу им помочь. Ю.В. печатает на пишущей машинке, РА потом набирает на компьютере, — сейчас в печать принимают все только в электронном виде. В следующий раз я приду со сканером, отсканирую напечатанное и переведу в цифру. Она хочет купить Ю.В. планшет, чтобы он привыкал к электронике, которой сторонится.

Неприятие компьютера людьми немолодыми мне знакомо на разных примерах. И понятна причина. Лет двадцать назад такая работа, действительно, требовала определенного опыта и знаний. Но пришел Билл Гейтс со своим Windows, и все сложности остались в прошлом.

14.08.2018. Теперь, спустя время, я понимаю, почему Юрий Васильевич не захотел поделиться воспоминаниями. — О себе он хотел рассказать сам. Прочитав его книги, я смог убедиться, насколько хорошо у него это получается. Любое изложение, копия, неизбежно вносят искажения. А как актер, как режиссер, Ю.В. знает, насколько важны нюансы.

Тем не менее, образ человека, даже когда собирается о нем все информация, все равно получается не совсем реальный, немного сказочный, — мемуаристы всегда занимаются мифотворчеством. Но именно такова и сама жизнь, — она сродни сказке. Кинофильмы и романы — тоже сказки, они отражают жизнь.

Книга Соловьева
Весь день читал книгу Соловьева Ю.В. Это не воспоминания, — изложение художественное с обилием деталей, от первого лица, в настоящем времени. Имя главного героя — не Юра, а Слава, но события и места перекликаются с тем, что я знаю об этом человек. Написано хорошо, чтение приятное.  Я читаю и исправляю формальные ошибки, они касаются замены или потери отдельных букв и даже слов. Совершенно точно, — это компьютерная расшифровки текста после сканера. Это удивляет. Я даже звонил РА с вопросм, — нет ли другой электронной версии книги (а книга была напечатана). Она мне сказала, что книга была напечатана «как есть», без редактирования, потому публиковать без исправления нельзя. Художественные произведения — не наша тема, но книгу все-таки опубликую, она мне нравится и в ней много истории. Пусть с другими именами, но по ощущениям, она реальная. И снова у меня встает вопрос соотношения реальности и вымысла, никак не провести между ними четкую границу.

* * *
Чтение книги завершил, прочитал с большим удовольствием. Жанр автор определил как «Ностальгический роман». Я, конечно, узнаю у РА  историю этой книги, но у меня при чтении не возникло ни малейших сомнений в том, что изложенное — правда, поскольку многие детали перекликаются с тем, что мне было самому знакомо в той далекой жизни 50-ых. А деталей много, запомнить все это кажется невозможным. Предполагаю, что ЮВ вел дневник. Либо у него такая прекрасная память.

Основное изложение относится к 1950-ом году, когда автор учился 10-ом (последнем) классе школы. Совпадают возраст автора и персонажа книги, написанной от первого лица. Совпадает место — поселок Тангуй, где они (автор и персонаж в то время жили). Тяжелое послевоенное время показано со всеми подробностями. И так же подробно выведен портрет 17-летнего юноши, с его мыслями. Иногда (точнее, — часто) его мысли и действия кажутся просто глупыми, но  я вспоминаю себя в таком возрасте и отмечаю, что многое было таким же, или еще хуже. Все происходит на фоне любви, как потом оказалось, взаимной. Любви не вполне материальной, как в старых английских романах. Или в советских, того времени. Конец печальной, — продолжения не будет, — после школы он отправляется в Москву, поступать в Художественное училище, а она остается.

Читая, вспомнил роман Веры Кетлинской о вхождени и в жизнь молодого человека (название сейчас не вспомню). Читал примерно в 1967 (в 18 лет),  понравилось, несмотря на то, что роман очень советский, к чему я тогда относился скептически. Сейчас подумал, что может быть, я недооценивал советскую литературу, как недооценивал  советское кино. Роман ЮВ тоже вполне «советский». Он пишет о реалиях того времени, — о воспитании «в духе сталинизма», что входило иногда в противоречие с реальной жизнью. — Действие происходит в глухой Сибири, куда в то время ссылали по разному поводу. Дети ссыльных учились вместе со всеми, своей судьбой они вносили диссонанс в советскую идеальную картину мира.

Роман завершается оптимистически, — послевоенная жизнь постепенно выправляется. В тот год была построена гидроэлектростанция на реке, которая  протекает возле поселка. — В дома пришел электрический свет. — Все будет хорошо!

Но мне известно (за пределами книги), что будущего у этого поселка нет. Через 10-12 лет построят Братскую ГЭС и образующееся Братское море затопит поселок Тангуй. Интересно, что во всех источниках место рождения ЮВ указано — г. Тулун. Это неверно, он родился в Тангуе. (27.02.2018)


Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1374


Добавить комментарий