Служил на всех флотах
Мой отец – командир-подводник, командовавший соединениями подводных лодок на Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском флотах, помощник командующего Северным флотом, начальник ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского вице-адмирал Аркадий Терентьевич Кучер.
Отец родился на Украине 6 марта 1911 года в крестьянской семье в селе Ободовка Винницкой области. После учёбы в семилетней школе в 1926 году поступил в агротехникум, который закончил в 1929-м году. После окончания техникума работал агрономом в родном селе Ободовка.
Отец был активным комсомольцем, работая по специальности, успевал заниматься общественной работой, писать статьи и очерки в районную газету и вскоре стал редактором районной молодёжной газеты. В декабре 1932 года в числе 1000 добровольцев по призыву Комсомола Украины отец пошёл добровольно служить краснофлотцем в Морские Силы Дальнего Востока. Срочная служба была полна суровой романтики, она закалила его физически, утвердила высокие нравственные и духовные позиции.
В составе батальона молодых матросов, которые участвовали в строительстве оборонительных сооружений, зимой по льду Уссурийского залива на специальных санях вручную перевозил крупнокалиберные орудия для установки их на береговых батареях острова Русский. Для того чтобы хоть как-то восстановить силы после таких чрезмерных физических нагрузок, многие моряки оставляли с завтрака кусочек сахара, чтобы легче было возвращаться обратно.
В мае 1933 года краснофлотца Кучера, как наиболее грамотного и имеющего образовательный диплом техника растениеводства, назначают в сельскохозяйственный отдел Владивостокского военного порта, откуда в сентябре того же года за успехи в службе направляют на учёбу в Ленинград в Военно-морское Краснознамённое училище им. М.В. Фрунзе.
По окончании училища в 1937 году по личному желанию лейтенант Кучер А.Т. был направлен на ТОФ и назначен на должность командира БЧ-1 подводного минного заградителя «Л-19» XIII серии, а через год на аналогичную должность на «Л-12» XI серии 6-й бригады ПЛ с базированием в бухте Малый Улисс, во Владивостоке. Большая часть выпускников 1937 года была направлена на подводный флот. К началу Великой Отечественной войны штурманы 1937 года выпуска уже имели достаточный опыт службы, чтобы стать помощниками командиров или командирами подводных лодок.
Ещё в училище отец женился на Александре Петровне Жеденовой. Познакомились они в коммуне им. Котовского, в родном селе отца, где он работал агрономом, а затем редактором молодёжной газеты. В 1933 году родился первый сын Арнольд (в будущем инженер-металлург, специалист по лёгким металлам и сплавам для авиакосмической отрасли, лауреат премии Совета Министров СССР за внедрение новых технологий в промышленность).
В 1938-м году Александра Петровна закончила летную школу в г. Батайске и по личной просьбе была направлена на лётную работу в гражданскую авиацию на Дальний Восток к месту службы мужа. Там она летала в качестве пилота грузопассажирского самолета на местных линиях до 1940 года. Зимой в сложных метеорологических условиях самолёт совершил аварийную посадку в тайге. Несколько дней потребовалось на поиски пропавшего самолёта. Никто не погиб, однако после аварии ей пришлось покинуть лётный состав по состоянию здоровья. С этого времени она целиком посвятила себя своей семье. Но жизнь продолжалась, росла и наша семья. В 1943 году родился второй сын – Александр (впоследствии высококлассный инженер-электрик).
В январе 1939 года Кучер А.Т. был направлен на курсы помощников командиров подводных лодок в г. Владивосток, по окончании которых в июле того же года вернулся на подводную лодку «Л-12» в качестве помощника командира (в то время должности старшего помощника еще не было). В июле 1940 года «Л-12» была переведена в 3-й отдельный дивизион подводных лодок с дислокацией в г. Петропавловск-Камчатский, в дивизион, кроме «Л-12», входили «Л-9», «Л-11», «Л-14», «Л-15» и «Л-16» XI и XIII серий. В августе 1941 года Кучера А.Т. назначили командиром подводной лодки «Щ-128» Х серии 1-го отдельного дивизиона с базированием в Находке.
![]() Помощник командира старший лейтенант Кучер А.Т. на мостике
|
Это было суровое время: война, постоянная экономия топлива, различных материальных средств и видов энергии. И хотя боевые действия на ТОФе не велись, невосполнимые потери имели место. Кроме двух малюток, погибших на собственном минном заграждении в 1941 году, из-за диверсии в 1942 году погибли подводные лодки «Щ-138» Х-бис серии и «Щ-118» V-бис серии. В том же году на переходе на Северный флот была торпедирована японской подводной лодкой и погибла в Тихом Океане «Л-16» XIII серии (командир – капитан-лейтенант Гусаров Д.Ф.).
…Август 1944 года. Японское море. Ночь. Туман. Штиль. Только частые приглушённые удары колокола, отблески красного света и еле слышные крики, доносящиеся из тумана, свидетельствовали о том, что в этой кромешной тьме кто-то есть. Все, кто был на мостике подводной лодки «Щ-130» Х серии, находящейся в ночном дозоре у кромки минного поля, понимали, что люди попали в беду и в любую секунду могут погибнуть. Но шла война, подводная лодка находилась в дозоре и не должна была себя обнаружить. В то время боевой корабль был дороже человеческих жизней, и его потеря могла быть оправдана только гибелью в бою. Маневрирование же на минном поле не сулило ничего хорошего.
Ещё в 1941 году две малые подводные лодки «М-49» (командир старший лейтенант И.В. Сибариновский) и «М-63» (командир старший лейтенант Б.С. Капицин) XII серии из 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок, базирующейся на бухту Малый Улисс, находясь в дозоре, очевидно, из-за ошибки в счислении, погибли на собственном минном заграждении в Японском море в районе Владивостока в заливе Посьет.
Но медлить было нельзя, и командир принял решение войти в минное поле и спасти людей. Так как в то время на подводных лодках еще не было средств радиолокации, то определить хотя бы пеленг на цель можно было только при помощи оптических средств и человеческого слуха. Мины были поставлены с таким заглублением, что осадка «Шуки» в надводном положении (менее 4 метров) позволяла пройти над ними. Но оставалась опасность столкнуться с плавающей миной, сорванной с якоря, или поставленной с незначительным заглублением.
Было усилено наблюдение за водной поверхностью, а на палубе надстройки с обоих бортов поставлены матросы с отпорными крюками, готовые в любой момент даже прыгнуть в воду, чтобы отвести мину от борта подводной лодки. Так, двигаясь самым малым ходом в направлении звуков и слабых проблесков огней с чрезвычайной предосторожностью, «Щ-130» вошла в минное поле и через некоторое время обнаружила потерявший ход и тонущий рейсовый катер, на котором находились 33 человека, среди которых были 5 детей и 9 женщин. Сняв всех людей с тонущего катера, «Щ-130» задним ходом также осторожно вышла с минного поля и только после этого сообщила по радио о случившемся. Получив разрешение, она покинула позицию и благополучно вернулась в базу со спасенными людьми. Командиром этой подводной лодки был старший лейтенант Кучер.
![]() Командир ПЛ-130 капитан-лейтенант Кучер А.Т.,
|
До окончания войны отец продолжал служить на «Щ-130» в должности её командира. Бывало, что по нескольку дней он не сходил с мостика, так что приходилось молотком отбивать лёд с реглана, а ноги прятать в сапоги с горячим тавотом.
![]() Командир ПЛ «Щ-130» капитан-лейтенант Кучер А.Т.
|
При стоянке в базе были свои «приятные» моменты, когда из-за экономии электроэнергии при подаче с берега не разрешали в зимнее время включать электрогрелки и прочный корпус изнутри подводной лодки обрастал инеем толщиной в ладонь. Но всё это не шло в сравнение с продолжающейся гибелью людей и боевых кораблей. В 1945 году гибнет из-за диверсии подводная лодка «Щ-139» Х серии, а затем в боевом походе в проливе Лаперуза – «Л-19» XI серии со всем экипажем (командир – капитан 3 ранга А.С. Кононенко).
![]() Командир ПЛ «Щ-130″ капитан-лейтенант Кучер А.Т., четвертый слева, второй ряд
|
В июле 1945 года отец, уже капитан-лейтенант, получил назначение в оперативный отдел штаба ТОФ на должность старшего офицера-оператора, где принял участие в планировании, подготовке и проведении боевых операций в войне с Японией, в частности в Хасанских событиях, в качестве офицера оперативной группы полковника Старикова. Непосредственно участвовал в проводке конвоев с войсками и техникой в качестве командира конвоя из Владивостока в Порт-Артур.
В марте 1946 года отец был послан в Японию со специальным заданием по изучению обстановки и театра военных действий.
В июле 1947 года капитан 3 ранга Кучер А.Т. по личному рапорту был возвращён в плавсостав и назначен командиром 3-го дивизиона 5-й бригады ПЛ Камчатской военной флотилии в Петропавловске-Камчатском.
![]() Командир 3 дивизиона ПЛ капитан 3 ранга Кучер А.Т. с офицерами штаба.
|
В ноябре 1949 года капитан 2 ранга Кучер А.Т. был переведен в бухту Малый Улисс на должность командира 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ, а в мае 1951 года назначается командиром 124-й бригады ПЛ…
Я родился в 1951-м году, а в феврале 1953 года отца, уже в звании капитана 1 ранга, назначили на должность командира 90-й отдельной бригады ПЛ в Хабаровский край г. Совгавань, где он развивает практику подлёдных переходов ПЛ.
В конце 1954 года по решению Военного совета Тихоокеанского флота отца направили на учебу на академические курсы офицерского состава (АКОС) при Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова. После окончания АКОС. в январе 1956 года отца назначили командиром 154-й отдельной Севастопольской Краснознамённой бригады ПЛ в г. Туапсе.
Дисциплина в бригаде сильно хромала. Проступков и нарушений было много, однако они просто замалчивались. Новый командир бригады не стал с этим мириться. Пришлось приложить много сил и терпения, чтобы наладить службу. В частности, еженедельные строевые прогулки по городу с развёрнутым Краснознамённым военно-морским флагом стали хорошей традицией. Офицеры, старшины и матросы почувствовали новый прилив сил, подтянулись, на лицах появились улыбки. Многие горожане с нескрываемым восторгом и удивлением узнали, что в городе размещена такая большая и заслуженная бригада подводных лодок, они выходили на улицы приветствовать моряков-подводников. А вездесущие мальчишки постоянно сопровождали колонну до самых ворот бригады.
Каково же было разочарование всех, когда в конце 1956 года бригада была передислоцирована в Феодосию. Семьи подводников метались между Туапсе и Феодосией, в полной мере вкушая неустроенный быт.
Весной 1957 года в нашей семье произошло пополнение – родился четвёртый сын – Аркадий. Он родился слабым ребёнком, часто болел, и маме приходилось тратить максимум усилий, чтобы в этой непростой ситуации, когда муж постоянно в море, и помощи ждать неоткуда, восстановить здоровье малыша и заботиться о воспитании остальных детей.
В то время подводные лодки Черноморского флота ещё не ходили на боевую службу в Средиземное море, но в разведывательных целях выдвигались к турецкому побережью и несли постоянный дозор в районе пролива Босфор. Бригада интенсивно осваивала новые подводные лодки проекта 613 и готовила командные кадры для зарождающегося атомного флота.
Многие командиры подводных лодок 154-й бригады продолжили службу на атомном флоте. Среди них был и Н.В. Затеев – будущий командир первой стратегической атомной ракетной подводной лодки «К-19» проекта 658.
В мае 1957 года Кучер А.Т. был назначен на должность начальника штаба – первого заместителя командующего подводными силами Балтийского флота. Командующим подводными силами в то время был Герой Советского Союза контр-адмирал И.Ф. Кучеренко, в прошлом командир Краснознамённой лодки «C-51» IX-бис серии Северного флота.
Флот продолжал осваивать новые серийные малые подводные лодки проекта А615, оборудованные дизельной установкой, работающей по замкнутому циклу ЕД-ХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известковым), которые на флоте называли «зажигалками» из-за частых аварий, связанных с пожарами. 26 сентября 1957 года произошла трагедия – погибла «M-256» почти со всем экипажем (командир ПЛ – капитан 3 ранга Вавакин Ю.С., старший на борту – командир дивизиона ПЛ капитан 1 ранга Федотов Е.Г.). Командование Балтийского флота и промышленность предпринимали всё возможное, чтобы исключить повторение подобных катастроф.
Только в июле 1959 года, после проведения на всех подводных лодках проекта A615 модернизационных работ, корректировки эксплуатационной документации, переподготовки личного состава, осуществления некоторых организационных мероприятий на соединениях подводных лодок и получения положительных результатов надёжности работы энергоустановки по замкнутому циклу, с режима работы двигателей сняли все ограничения.
Кроме подводных лодок проекта А615 основное ядро подводных сил Балтийского флота составляли подводные лодки проекта 613. Много сил и энергии было потрачено на подготовку перехода лодок на Средиземное море. В августе 1958 года группа кораблей Балтийского флота в составе подводных лодок проекта 613 «C-241», «C-242», «С-358» и «C-360» и плавбазы «В. Немчинов» прибыла к берегам Албании с базированием в заливе Влёра, откуда советские подводные лодки начали плановые выходы в Средиземное море для патрулирования и наблюдения за боевыми кораблями вероятного противника. Шла «холодная война».
В июле 1960 года в связи с реорганизацией подводных сил на флотах контр-адмирал А.Т. Кучер был назначен начальником академических курсов офицерского состава при Военно-морской академии, которые в свое время закончил. Но уже через два года передал дела адмиралу Л.А. Владимирскому и убыл для дальнейшего прохождения службы на Северный флот, где в августе 1962 года вступил в должность помощника командующего СФ. Командующим Северным флотом в то время был адмирал В.А. Касатонов.
Разгорался Карибский кризис. Росло противостояние систем. Флот интенсивно занимался боевой подготовкой. Обязанности помощника командующего флотом были обширны: это и участие в постоянных проверках, смотрах, командировках, это и выходы в море и решение других хозяйственных и организационных задач. Кроме того, необходимо было решать задачи по организации службы и устранению различных последствий недавно случившихся катастроф и аварий подводных лодок «С-80» (проект 613), «К-19» (проект 658) и «Б-37» (проект 641).
Большого напряжения и полной отдачи сил требовали организация новых формирований соединений и объединений подводных лодок, строительство жилых городков для экипажей и их семей, а также подготовка первых походов атомных подводных лодок, особенно к Северному полюсу. Много времени отнимала и организация встреч руководителей государства, зачастивших на Северный флот по различным причинам.
Накопленный опыт службы уже позволял думать и о возможной педагогической деятельности. В феврале 1966 года контр-адмирал А.Т. Кучер был назначен начальником ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского. Трудно было начинать службу на новом месте. Однако жизнь понемногу налаживалась. Долгое время молчавшие часы на Адмиралтейском шпиле были отремонтированы и с боем возвестили о своем возрождении.
В каждый День Победы всё училище проходило торжественным маршем по Невскому проспекту, вызывая восторг и восхищение у ленинградцев и гостей города.
![]() Торжественный марш,
|
Улучшились бытовые условия, питание и снабжение курсантов. Летний лагерь училища в Приветнинском также получил новое развитие: вместо палаток были построены тёплые кубрики, отремонтирована столовая, получены новые шлюпки. В училище продолжилась практика дальних шлюпочных походов. Такие походы на шестивесельных ялах были совершены в Ульяновск, Москву, Одессу, Киев, Курск, Севастополь, Ригу и Таллинн.
Учебная и лабораторная базы были оснащены новым оборудованием, позволившим эффективнее проводить учебный процесс и выполнять большой объем научной работы, не имевшей аналогов даже в специализированных научных учреждениях.
Продолжая настойчиво работать в области профессионального отбора инженерного состава военно-морского флота, опубликовал ряд научных работ по этому вопросу. В 1971 году за научные достижения в этой области получил аттестат доцента.
Отец не употреблял спиртных напитков, не курил, страстно пропагандировал здоровый образ жизни. И с курсантов, поступающих в училище, брал обязательство на период обучения не употреблять спиртные напитки, не курить и не жениться.
Сегодня это может показаться странным, но для таких людей, как отец, воспитанных на принципах долга, чести, преданности Военно-морскому флоту и любви к своему Отечеству, – это было нормой жизни. И чтобы ни говорили «любители свободы», главная задача курсанта, выбравшего морскую профессию, – это овладение квалифицированными знаниями, а алкоголь и табак не способствовали хорошему результату. В вопросах, касающихся службы, он был строг, но справедлив, не жалел ни себя, ни родных, ни подчинённых.
![]() Семейное фото.
|
За время более чем 40-летней службы в ВМФ отец награждён орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.
После увольнения в запас в апреле 1973 года избирался председателем Совета ветеранов Тихоокеанского флота и Амурской флотилии (1983-1985 гг.). Отец активно участвовал в военно-патриотической работе, встречался с молодежью, выступал с лекциями и докладами.
Вице-адмирал Аркадий Терентьевич Кучер умер 24 декабря 1991 года на 81-м году жизни, похоронен на Серафимовском кладбище.
![]() Могила отца на Серафимовском кладбище |
Примечание:
Фотографии в тексте можно увеличить, для этого надо навести на фотографию курсор и щёлкнуть левой кнопкой мыши.
Далее
Автор: Кучер Валерий Аркадьевич | слов 26451 комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
17/02/2025 12:59:30
Валерий Аркадьевич!
Совершенно замечательный жизненный путь и выдающаяся биография моряка-подводника. Я до настоящего времени не перестаю удивляться, как мало мы знали о наших командирах во время обучения в Дзержинке. В том числе, какой путь прошёл Начальник Училища вице-адмирал Кучер А.Т. Горжусь тем, что был в первом наборе курсантов, которых он принимал лично.
Очень интересная публикация — узнал много нового для себя. Спасибо.
Факультет ЯЭУ — 1966-1971гг. К1р Абрамов Н. А.