Система «Мать»
Иногда мысли распирают так, что просто удивляешься, откуда эти мысли и силы для их реализации берутся.
Подготовка и сдача экзаменов за учебную сессию всегда были особым процессом в жизни курсантов. После экзаменов следовал отпуск. А чтобы его получить, надо было без двоек сдать экзамены. Кто получал двойку, тот оставался на переэкзаменовку в «академии». Конечно, никто этого не хотел.
Перечень вопросов и экзаменационных билетов выдавался заранее. На подготовку к каждому экзамену давали 2-3 дня. Конечно, если валял дурака, то этого было мало. Если добросовестно вел конспекты, то вполне достаточно. Но все равно подготовленность каждого курсанта к экзамену была разной.
Шло соревнование между учебными классами и факультетами по общему баллу. Способы борьбы за него и за успешную сдачу экзаменов были разные. Шпоры были всегда, но это был уже вчерашний день, и потом, в случае их обнаружения, наказание было неминуемо, сразу ставили – двойку! Остальных в классе, потому что знали об этом, клеймили позором.
Мы, конечно, как будущий академик Алексей Николаевич Крылов, на печатный камень голой задницей не садились, но имели возможность придумать свой способ. Была разработана новая система под кодовым названием «Мать». Почему так назвали? Ну, наверное, потому, что всех объединяла и одинаково любила!
Экзаменаторы тоже не стояли на месте и совершенствовали свои способы защиты. Они стали вкладывать экзаменационные билеты в конверты. Теперь невозможно было ни подсмотреть, ни случайно увидеть с обратной стороны билета пробитую пишущей машинкой или специально вдавленный рукой тайный знак или какую-нибудь подробность, которая могла бы помочь определить, что за билет лежит перед тобой.
Конверты были вроде как одинаковые, государственные, из толстой бумаги плохого качества с вкраплениями, свидетельствующими о природе ее изготовления из вторсырья. Это и было взято на вооружение курсантами. Теперь на конвертах можно было наносить различные тайные знаки, похожие на эти вкрапления, но в определенных местах и определенной конфигурации. Но это было еще полдела. Надо было еще знать, в каких конвертах лежат какие билеты. Попасть на ту или иную кафедру, например, в ночное время, особых проблем не было. Ключи коллекционировали и передавали по наследству. Были умельцы, которые могли и сейф вскрыть. Сложнее было с теми преподавателями, кто носил экзаменационные билеты при себе, например, в портфеле. Но человек, всегда остается человеком. Ему надо и поесть, и попить, и естественную надобность справить. Потом его можно отвлечь, позвать к телефону, вызвать к начальнику и много чего еще можно сделать, чтобы разлучить его с портфелем. Для этого снаряжались специальные группы поддержки, прообразы нынешних колл-центров.
Но были и такие хитрые экзаменаторы, которые не опасались всего этого и вкладывали билеты в конверты собственноручно, на виду у всех, перед самим экзаменом.
Расскажу только один такой случай. Второй курс. Сдаем физику. Преподаватель по прозвищу «Зисман и Тодес», названный по авторам учебника «Курс общей физики». Класс стоит в строю. Преподаватель сам своими руками раскладывает билеты по конвертам, выкладывает их на стол и перемешивает при нас. Улыбается. Экзамен начинается.
Сначала идут отличники. Первый – отлично, второй – отлично, третий – отлично, четвертый – отлично, пятый – отлично… и так далее. Преподаватель уже не улыбается, не понимает в чем дело? Начинает волноваться. Так не бывает!
Выучить один билет, где три вопроса, на отлично, конечно, мог любой, шестьдесят – никто. Но такому результату предшествовала большая подготовка. На кафедре физики в сейфе были найдены билеты, но они лежали отдельно от конвертов. Стопка билетов и стопка конвертов. Психологии нас тоже учили и видно неплохо научили. Подумав, мы пришли к выводу, что преподаватель возьмет первый билет из одной стопки и вложит его в первый конверт из второй стопки. Было принято решение – пометить конверты в той последовательности, в которой лежали билеты. Так и сделали.
Преподаватель сам брал билеты и сам вкладывал их в конверты, которые уже раньше были помечены и лежали в той же последовательности. Какие тут могли быть сомнения? В классе постоянно был наш дежурный, который следил за порядком. Мел, мокрая ветошь, указка, наглядные пособия, взять, принести, отнести, повесить – это его обязанности. Но кроме всего прочего, главная функция – знать, где какие помеченные конверты лежат на столе и информировать об этом остальных. За последовательностью входа в аудиторию для сдачи экзаменов следил старшина класса и регулировал список в зависимости от обнаружения того или иного билета, расписанного определенному курсанту. Как только обнаруживался чей-то конверт-билет, тут же хозяин заходил и брал его. Как-то так!
В общем, сдали мы эту физику без троек, большинство было пятерок. Балл был запредельный, самый высокий в училище. Хоть мы по-настоящему хорошо учились, но преподаватель так нам и не поверил, но в то же время ничего не смог и противопоставить. Чувствуя, что здесь замешана какая-то тайная сила, он постоянно перемешивал на столе билеты, следил, чтобы дежурный их не трогал, но все было тщетно. Класс сдал экзамен лучше всех. Он так и не понял, где мы его объегорили.
При выпуске мы ему все рассказали. Он был удивлен, как оказалось – все просто.
Автор: Кучер Валерий Аркадьевич | метки: ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского1 комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
19/04/2025 22:40:37
Боря Гинзбург дополнил.
« Хорошо помню, как сдавали этот экзамен. Но один забавный момент, который случился на этом экзамене. Сейчас напомню. Женя Киселёв заходил одним из последних. Так как вечный дежурный по классу на экзаменах Слава Атаев своё дело туго знал, то Киселёв знал расположение оставшихся билетов. Он «свой» билет вытащил и пошёл к доске. Наверное, от нечего делать Женя на доске нарисовал схему расположения конвертов, как они лежат у преподавателя на столе, и указал номер билета для Валеры Никитина, который шёл за Киселёвым. Преподаватель это увидел и долго не мог ничего понять. Когда до него дошло, что нарисованные конверты на доске соответствуют тому, что у него на столе, он открыл конверт, как у Киселёва, и потерял дар речи. Номер совпадал. Он этого не мог понять. Как? Ведь конверты не просвечивают. Женя не выдал. Всё, что смог сделать преподаватель, так это перемешать конверты. Скорее всего, Атаев успел засветить нужный конверт, т.к. Никитин взял нужный билет».