Трагедия и гибель 41 корпуса, оборонявшего Лужский рубеж

Пехотинцы одного из подразделений
177 стрелковой дивизии РККА готовятся к встрече с немецкими танками.
Район Луги. Июль 1941 г.

Недавно мы отпраздновали 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной Войне. Наши европейские «друзья», видя все это, прямо от злобы перекосились, как после инсульта.

Конечно, праздновать победу – это приятное и памятное дело. За это можно и выпить. Но в нашей истории есть и такие события, которые не очень хочется вспоминать, но надо. Надо об этом помнить, потому что это, во-первых, наша история, и, во-вторых, на этом надо учиться и делать правильные выводы. Об этих событиях лета-осени 1941 года много написано.

Многие исследователи перевернули целые архивы, пытаясь докопаться до истины. После того, как были рассекречены документы, свидетельствующие о боевых действиях 41 стрелкового корпуса, защищавшего Ленинград на Лужском рубеже обороны, становится понятным, почему так все произошло. Почему выстоял Ленинград, почему провалился план Гитлера по захвату Кронштадта, почему не хватило сил взять Москву, почему потом фашистов погнали прочь?!

41 стрелковый корпус оборонял южные подступы к Ленинграду. Он не сразу был сформирован. В состав корпуса входили три стрелковые дивизии. Была в корпусе еще и одна танковая дивизия, в которой насчитывалось около 200 танков старых образцов и которая никогда не воевала в едином составе. Ее танки придавались отдельным подразделениям для их усиления. Численность корпуса насчитывала 45.000 бойцов. Для их транспортировки в район боевых действий потребовалось около 150 эшелонов.

Первого командира корпуса за оставление Пскова судили и приговорили к 10 летнему сроку заключения. Потом, правда, разобравшись, оправдали. У немцев был многократный перевес в силе. Но, тем не менее, им не удалось преодолеть Лужский рубеж сходу. Тогда они перенесли свои удары на Кингисеппское и Шимскомское направления, где удалось прорвать нашу оборону. 41 корпус оказался в окружении, но позиции свои не оставил, продвижение противника на данном направлении остановил и продолжал сражаться. Это дало возможность завершить перегруппировку наших войск, подтянуть резервы и достроить Красногвардейский укрепленный район, который прикрывал Ленинград с южного направления. Кроме этого, 41 корпус оттягивал на себя значительные силы противника, которых так не хватало для захвата Ленинграда.

Запоздалый приказ об отводе корпуса решил его судьбу. Половину своей численности корпус потерял в боях с превосходящими силами противника и попытках прорваться к своим. Через месяц боев и скитаний по лесам и болотам без снабжения и связи корпус пытался выйти к своим в районе поселка Вырица. С первого раза прорваться не удалось. Немцы на «поимку» 41 корпуса отрядили две пехотные и одну танковую дивизии. Кроме этого, по отступающему корпусу работала еще и их авиация. Не всем удалось выйти из окружения.

Где-то половина из оставшихся в живых попала в плен, другой половине посчастливилось выйти из окружения, а это по различным источникам не более 10.000 бойцов. Причем одна часть прорвавшихся вышла к нашим позициям в районе Пушкина, пополнив ряды защитников Ленинграда. Другая часть вышла позже вместе со штабом корпуса – в сторону Любани. Еще до выхода штаба корпуса из окружения командование было расформировано, как уничтоженное. Была попытка деблокировать одной дивизией выходящий из окружения 41 корпус, но большого успеха эта операция не имела, и сама чуть не попала в окружение.

Командир корпуса Астанин А.Н. выжил и продолжил воевать на Ленинградском направлении. После войны закончил службу в звании генерал-лейтенанта. У Астанина был сын Василий, мичман-курсант выпускного курса ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского, который погиб, будучи стажером, вместе с экипажем подводной лодки Щ-216 в 1944 году на Черном море.

Но и во время Кингисеппско-Лужской оборонительной операции были победы. 20 августа 1941 года экипаж танка КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова З.Г. в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы – Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил из засады 22 танка противника в колонне. Всего же его полурота, состоявшая из пяти тяжёлых танков КВ-1, совместно с ополченцами в тот день в том районе подбила 43 немецких танка.

Вечная память героям, отдавшим свою жизнь за Отечество!

Автор: Кучер Валерий Аркадьевич


Добавить комментарий