Авиация дальнего действия

Когда писал о своем классе в Дзержинке, мне один мой одноклассник напомнил, что у нас в классе был еще Александр Александрович Голованов. Нахимовец 1968 года выпуска, 1950 года рождения. Помню его еще с Нахимовского, шесть лет проучились вместе в этом училище. В первый год всегда были какие-то противоречия. Позже все притерлись. Близкого контакта не было.

Проучился он в нашем классе в Дзержинке, правда, недолго и был отчислен по какой-то провинности. Больше мы с ним не встречались и о его судьбе мне ничего не известно.

Помнится, что он намекал, что состоял в родственных отношениях с Главным Маршалом авиации Головановым Александром Евгеньевичем, в Великую Отечественную войну командующим Авиацией дальнего действия, который написал воспоминания о своей боевой работе и боевых действиях подчиненных ему авиачастей и соединений в годы войны в книге «Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного Маршала авиации 1941-1945».

Это натолкнуло меня на мысль попытаться найти хоть какой-то намек на подтверждение родства нашего Голованова и Главного Маршала авиации Голованова. Но для этого надо было прочитать его книгу.

Книгу я прочитал, но намека так и не нашел. Не нашел подтверждение и в отдельно прочитанной его биографии, из которой следовало, что у Маршала было пятеро детей, но все годы их рождения свидетельствовали о том, что детей 1950 года рождения у них не могло быть. Кроме этого, у него был брат, но звали его Анатолий. Возможно, кто-то из одноклассников Александра Голованова по Нахимовскому училищу, выпускников 1968 года, подскажет, говорил ли он правду или…? Вполне возможно, это был трёп, просто однофамильцы.

Но, тем не менее, прочитав эту книгу, мне захотелось очень коротко рассказать о боевых действиях АДД, которая была отдельным родом в Военно-воздушных силах с подчинением Верховному командованию. Причем, летчики Гражданского воздушного флота стали основой при ее новом формировании.

В марте 1942 года такая авиация была воссоздана. В разное время в состав АДД входило до 22 авиадивизий, а также Гражданский воздушный флот.

Прообразом АДД были авиационные армии особого назначения резерва главного командования (ААОН), созданные еще в 30-х годах прошлого века, которым предназначалась роль стратегической авиации. Но в 1940 году управления этих ААОН были расформированы, а их авиационные формирования вошли в состав дальнебомбардировочной авиации Главного командования ВВС РККА.

Численность боевого парка доходила до 3.000 самолетов, из которых почти две трети были бомбардировщиками. Основным бомбардировщиком в составе АДД был ИЛ-4. За время войны их было произведено более 4.000 единиц.

Кроме ИЛ-4 в АДД применялись и более тяжёлые машины – Пе-8 (ТБ-7). В связи с нехваткой тяжёлых бомбардировщиков использовались и переоборудованные из транспортных Ли-2, а также бомбардировщик Ту-2.

АДД действовала в основном в глубоком тылу противника. Уже в августе 1941 года вместе с морской авиацией Балтфлота бомбила Берлин. За время войны АДД совершила около 200 тысяч самолетовылетов.

Сбросила на противника 2,3 млн бомб, перевезла около 12.000 человек, 5.500 тонн различных грузов, оказывала весомую поддержку партизанскому движению, бомбила военно-морские базы, крупные железнодорожные узлы и дальние аэродромы противника, забрасывала разведгруппы в его тыл.

АДД активно участвовала и в Сталинградской, и Курской битвах, и в битвах за Кавказ и Берлин. Оказала большую помощь Народно-освободительной армии Югославии. Короче, много чего сделала.

273 летчика АДД стали Героями Советского Союза. В ее составе появились Гвардейские дивизии и полки.

Но были и серьезные потери. Самолеты сбивали, летчики погибали, попадали в плен. Многим удавалось избежать плена. В результате воздействия оружия противника производили аварийные посадки, прыгали с парашютами и после жестоких мытарств возвращались в строй и продолжали летать.

Были случаи, когда сбитые над территорией противника экипажи при возвращении, после перехода линии фронта, без документов попадали в руки советской контрразведки, им не верили и порой просто приходилось спасаться бегством, чтобы не попасть в категорию дезертиров и быть расстрелянными. Поэтому переодевались в гражданскую одежду, пробирались лесами и болотами, прятались, чтобы снова не попасть в плен, но уже к своим. И таким образом возвращались в свои боевые части.

Сам Голованов имел головокружительную карьеру, за три с половиной года прошел путь от подполковника до Главного Маршала авиации. Сталин очень благосклонно к нему относился.

Голованов в 1942 году лично организовывал и отвечал за перелет народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова в Лондон и Вашингтон на переговоры по открытию второго фронта. А в 1943 году организовывал и лично участвовал в перелете советской делегации во главе со Сталиным на Тегеранскую конференцию лидеров антигитлеровской коалиции.

Однако, в послевоенные годы еще при жизни Сталина был понижен в должности, а после его смерти уволен с военной службы, но до конца своих дней оставался преданным вождю. Складывается такое впечатление, что кто-то настучал Сталину, иначе невозможно объяснить, почему он так поступил по отношению к своему любимцу Голованову.

Очень хотелось бы, чтобы молодое поколение помнило и почитало своих Героев!

Автор: Кучер Валерий Аркадьевич


Добавить комментарий