Какая пушка крейсера «Аврора» возвестила о начале новой эры и был ли выстрел?!

 

Недавно меня заинтересовал один вопрос. Пришлось много прочитать. Но того стоило. Оказалось занимательным. Посмотрите.

Какая же пушка крейсера «Аврора» возвестила о начале новой эры и был ли сам выстрел?!

Семь лет обучения в Нахимовском училище предполагали тесное общение с крейсером «Аврора», так как каждый день мы видели его, начиная с утренней пробежки, простого взгляда в окно и заканчивая вечерней прогулкой. Не было недели, чтобы мы не побывали там.

Помню еще кабинет морской практики на «Авроре», где мы постигали основы морского дела. А сколько экскурсий мы провели по крейсеру, включая на английском языке для иностранных делегаций?

И каждый раз эти экскурсии заканчивались у бакового орудия со словами: «Из этого 6-ти дюймового орудия 25 октября 1917 года был произведен холостой выстрел, возвестивший всему Миру о начале новой эры и так далее…». Для большей достоверности на орудийном щите были установлены таблички, свидетельствующие об этом. И все мы были уверены, что это было именно так, а не иначе.

В период с 1967 по 1968 крейсер «Аврора» проходил очередной ремонт на Ленинградском Канонерском судоремонтном заводе. Когда его увели, на Петровской набережной сразу стало как-то пусто, грустно и неуютно. Потом он возвратился.

И летом 1969 года по окончанию Нахимовского училища мы у этого бакового орудия «Авроры» приняли военную присягу и, простившись с Питонией, разъехались по домам, с последующим началом обучения уже в Высших Военно-морских училищах, куда кого направили.

Со временем стала известна информация, что крейсер «Аврора» за свою историю перевооружался не один раз и это уже совсем не то орудие, которое стреляло в октябре 1917 года.

Ознакомившись со многими источниками об этих перевооружениях, наткнулся на одну статью в Интернете, где очень подробно с документами из государственных архивов было об этом рассказано. Автор этой статьи на страницах Пикабу представился в зашифрованном виде под именем Valtor70.

Постараюсь коротко, без утомления читателя, пересказать написанное им и то, что знаю сам, и при этом не потерять суть дела. И так.

История замены баковых орудий «Авроры» интересна не менее, чем сам исторический выстрел, произведенный более 100 лет назад. Исследование этого вопроса свидетельствует, что орудия на баке корабля сменяли друг друга не один раз. За все время службы «Авроры» на баке стояли четыре 6-дм. (152 мм) и два 130 мм орудия.

Первое орудие

Первое 152 мм баковое орудие «Авроры» было системы «Канэ». Изготовлено оно было в 1901 году на Обуховском с талелитейном заводе и имело заводской номер 350. В Цусимском сражении это баковое орудие сильно не пострадало. Оно осталось на корабле, продолжая бессменную службу вплоть до 1913 г.

Надо отметить, что только в 1904 году, когда «Аврору» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, в Кронштадте специалистами Обуховского завода на крейсере были установлены стальные трапецеидальные броневые щиты толщиной в один дюйм (25,4 мм) для шести орудий главного калибра. До этого времени орудия главного калибра защиты не имели.

Второе орудие

Осенью 1913 г. баковое орудие, вероятно, пришло в совершенную негодность от учебных стрельб, так как было принято решение о замене его другим 152 мм орудием, хранившемся в Кронштадтском порту. Был, правда, один нюанс – новое орудие предполагали собрать из станка «Канэ» Обуховского завода, и 152 мм ствола номер 4274 системы «Канэ» Пермского завода. Пушка была пригнана к станку и установлена на корабле весной 1914 г.

Орудие номер 350 в свою очередь более никогда не фигурировало в ведомостях вооружения флотов и береговой обороны Российской Империи и СССР. Можно предположить, что оно было утилизировано еще до революции.

Третье орудие

В 1916 году крейсер был включен в «программу» переделки станков 152 мм орудий кораблей Балтфлота под больший угол возвышения. Работы проводились осенью 1916 г., когда на «Аврору» вместо пермского ствола номер 4276 со склада Кронштадтского Военного порта была установлена 152 мм пушка номер 443 Обуховского завода, принадлежавшая ранее башенной установке крейсера «Олег».

В этот период на корабле произошло чрезвычайное происшествие, был убит командир крейсера «Аврора». Вот, как это описывает в своих воспоминаниях бывший трюмный машинист крейсера «Аврора» Василий Петрович Гусев:

Самосуд

27 февраля 1917 года на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах, силами которых производился ремонт корабля, началась забастовка. Опьяненная революционными идеями, часть команды крейсера пыталась сойти на берег, чтобы поддержать забастовщиков.

Командир «Авроры» каперанг М.И. Никольский (1877-1917), пресекая неповиновение и не желая допустить бунта на корабле, открыл огонь из табельного оружия (фактически с двух рук из двух револьверов на поражение) по пытавшимся десантироваться на берег матросам (погиб матрос Порфирий Осипенко). [В других источниках говорится, что стрелял поверх голов]. В итоге, на следующий день, в результате самосуда Никольский был застрелен активным членом восставшей команды, машинистом крейсера Брагиным. Так трагически и не от вражеской пули в бою, а пули, выпущенной своим, оборвалась жизнь этого блестящего морского офицера.

Но вернемся к нашему орудию. Именно из этого вновь установленного на крейсер орудия, как утверждают историки, и был произведен исторический выстрел в октябре 1917 года.

Есть и другая версия, что вообще никакого выстрела не было. А это придумка экипажа крейсера.

На период ремонта весь боезапас был выгружен, как всегда поступают в таких случаях. А холостых выстрелов по штату вообще не было предусмотрено. Хотя, с другой стороны, соорудить холостой заряд на военном корабле, мне кажется, не было проблем.

Комиссар «Авроры» в своих воспоминаниях «Как это было» пишет: «…Буксирные катера доставили из Кронштадта баржу со снарядами. Они были быстро перегружены в корабельные погреба. К полуночи «Аврора» находилась в состоянии боевой готовности…».
Снаряд калибра 152мм был унитарным. Извлечь из гильзы сам снаряд и заменить его пыжом не представляло особой сложности. Думаю, так и поступили

А вот автор статьи «Стреляла ли «Аврора» на самом деле и другие мифы о знаменитом крейсере» Савва Сафонов утверждает следующее:
Советских детей учили в школе, что Великая Октябрьская революция началась с выстрела «Авроры», подавшей сигнал к штурму Зимнего дворца. Многие даже думали, что крейсер пальнул по самому дворцу, для устрашения. На самом деле крейсер действительно произвел в ночь штурма один холостой выстрел в 21.40, но не для восставших.

Судовой комитет «Авроры» в письме, направленном во все редакции Петербурга, объяснил: «Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из шестидюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности».

Моряки не хотели, чтобы честное имя крейсера было запятнано подозрениями в обстреле госпиталя, под который была отдана часть Зимнего. Между тем по дворцу в ту ночь действительно стреляли из пушек, но из Петропавловской крепости. К счастью, никто не пострадал. Однако газеты написали, что стреляла «Аврора».

Из этого можно сделать вывод, что «Аврора» произвела выстрел с одной целью, а окружающие восприняли его как призыв к началу вооруженного восстания! Так этот выстрел навечно и закрепился в сознании тех людей и всех последующих поколений.

В 1918 году баковое орудие в числе других было демонтировано с крейсера «Аврора» и перевезено в Астрахань для вооружения Астрахано-Каспийской военной флотилии (АКВФ).

Весной 1919 г. бывшее баковое орудие «Авроры» номер 443 было установлено на мобилизованной несамоходной наливной барже «Золотая рыбка». После службы на АКВФ бывшее баковое орудие «Авроры» за номером 443 оказалось пропавшим.

Однако в 1940 г. на складах Черноморского флота в Севастополе нашлось орудие с номером 443 с расстрелом в 0%, которое очевидно было лейнировано. Что стало с этой пушкой «Канэ» после обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны на Крымском полуострове – установить не удалось. Оно кануло в вечность. Какая там была «мясорубка» можно себе только представить!

Четвертое орудие

В марте 1921 года началось восстановление Балтийского флота, в ходе которого в июне 1923 года на крейсер были установлены десять 130 мм орудий образца 1913 года производства Обуховского сталелитейного завода.

Первое 130 мм баковое орудие «Авроры» имело номер 161. Это было русское орудие, изготовленное в 1917 году. Его предыстория достаточно интересна. Ещё до «Авроры», в 1920 году, после короткого ремонта на Обуховском заводе орудие номер 161 было передано Морским силам Северного моря и установлено на вспомогательном крейсере «3-й Интернационал», в последствии известном, как «Фёдор Литке», в честь Фёдора Петровича Литке (1797-1882), русского адмирала.

После его разоружения оно было установлено на крейсере «Аврора».

Пятое орудие

Однако, эти орудия оказались весьма изношенными и в 1928 г. по приказу Реввоенсовета было предложено произвести их замену.
Новые орудия 130 мм были установлены в 1928 г. из числа «НЗ» Балтфлота, хранившегося в Кронштадском арсенале. В большинстве своем это были английские «Виккерсы».

С лета 1928 года новое баковое орудие «Авроры» впервые стало не отечественного, а английского производства (завода Виккерс, обр. 1916 г.), и имело заводской номер «1585 А».

Эти орудия дослужили до Великой Отечественной войны. Затем они были сняты с крейсера и установлены на легендарной батарее «А» под Ленинградом, где баковое орудие сражалось под горой Кирхгоф. В сентябре 1941 г. батарея «Аврора» погибла в жестоком бою с мотомеханизированной группой германских войск.

Шестое, последнее, современное баковое орудие «Авроры»

Комплект 152 мм орудий «Канэ», который можно сегодня видеть на крейсере «Аврора», был установлен поэтапно с 1946 по 1948 год, в период восстановительного ремонта корабля. Орудия были сняты с фортов Морской крепости Кронштадта. За неимением морских щитов к 152 мм пушкам было решено установить береговые щиты. В дальнейшем исторических реплик морских броневых щитов не изготовлялось.

Теперь новым баковым орудием стала 152 мм «Канэ» за номером 329 ОСЗ. О нем в советские годы в газетах ходило множество легенд, будто это «то самое» орудие, которое «по Зимнему стреляло». Почвой, видимо, служили две мемориальные доски, закреплённые на бронещите баковой пушки на рубеже 1940-1950-х гг.

Доски, к слову, висели не постоянно на своих местах, – во второй половине 1960-х одну из них сняли, а другую перевесили на правый борт бронещита пушки, где она и висела до середины 1990-х годов. В настоящее время на корабле размещена доска с более точным историческим текстом:

У этого ствола за номером 329 была самая длинная и запутанная история. Он оказался мировым путешественником. Этот ствол 152 мм был изготовлен Обуховским заводом для Морского Ведомства в 1901 году.

Согласно документам его первым владельцем был крейсер Балтийского флота «Богатырь», который строился по заказу России в Германии, на верфях фирмы «AG Vulcan Stettin». Туда и были доставлены из России орудия для их установки на крейсере, в том числе, и ствол номер 329.

По возвращению в Россию «Богатырь» был переведен на Дальний Восток и вошёл во Владивостокский отряд крейсеров. В 1904-м году он налетел на камни в Амурском заливе у мыса Брюс. Для снятия с камней корабль максимально разгрузили, в том числе была снята его носовая башня, где стояло орудие номер 329, а сам корабль был отправлен на ремонт во Владивосток.

В том же году в бою в Корейском проливе получил серьезные повреждения крейсер «Громобой» и был отправлен в ремонт. Орудие «Богатыря» номер 329 в числе нескольких других были переданы «Громобою» для его довооружения. Затем «Громобой» вернулся на Балтику и был разоружен. Его 152 мм пушки после ремонта на Обуховском заводе были направлены в Кронштадт (12 шт.) и в Ригу (4 шт.).

Орудие номер 329 осталось в Кронштадте, и весной 1919 г. было установлено на ранее разоруженной батарее «Брылкин» форта «Константин», где провело все последующие годы вплоть до Великой Отечественной войны.

В 1940-м году почти полностью расстрелянное орудие номер 329 (на 88%) в числе прочих было решено отправить на ОСЗ для установки лейнеров, но этим планам не суждено было осуществиться. Орудие было законсервировано на форте и находилось на батарее номер 142 (бывшая батарея «Брылкин»).

В начале Великой Отечественной войны по приказу Наркома ВМФ батарея 142 передавалась на Ржевско-Вяземский рубеж обороны, но орудие номер 329 в Ржев отправлено не было и осталось в Кронштадте, так как его ствол на тот момент был почти полностью изношен и не годился для стрельбы.

Вот так, пройдя такой замысловатый путь, орудие номер 329 оказалось на крейсере «Аврора», и мы его можем видеть сегодня во всей красе.

Огромная благодарность автору, который все так грамотно расписал и разложил по полочкам. Я бы ему за эту многолетнюю работу без всяких промедлений присвоил степень доктора исторических наук. Теперь мы знаем, как все это происходило на самом деле.

С полной версией этой статьи «О судьбах баковых орудий крейсера «Аврора», и о его разоружении в 1918 году – по архивным документам» можно ознакомиться в Интернете:

https://pikabu.ru/story/o_sudbakh_bakovyikh_orudiy_kreysera_avrora_i_o_ego_razoruzhenii_v_1918_godu_po_arkhivnyim_dokumentam_
no_politic_pochti_7038447

Автор: Кучер Валерий Аркадьевич


Добавить комментарий