Водолаз с «Карпат»
Водолаз — это такой человек, который может выполнять различные работы под водой в специальном водолазном снаряжении, будучи специально обученным подводным спускам и приемам работы.
В зависимости от специализации, водолазы могут заниматься строительством и ремонтом подводных сооружений, прокладкой кабелей, обследованием и подъемом затонувших объектов, спасательными работами, а также проводить научные исследования и подводную археологию. Профессия требует отличного здоровья, психологической устойчивости и глубоких технических знаний.
Кроме этого бывают водолазы-взрывники, водолазы-диверсанты и водолазы-любители.
Но самое важное в этой профессии то, что эти люди самые настоящие подводники, только они своей кожей ощущают гидростатическое давление воды.
Не так давно инициативная группа из экипажа спасательно-подъемного судна «Карпаты» организовала и провела несколько встреч своих сослуживцев.
Пришел на одну из таких встреч и бывший водолаз с «Карпат» Дмитрий Валерьевич Новиков. Он служил на «Карпатах» уже позже меня и я узнал о нем только при этой встрече. Хочу немного рассказать о нем.
Дмитрий Валерьевич кавалер ордена Мужества.
Эту высокую награду он получил за участие в беспрецедентной в истории операции по подъёму тел погибших подводников с атомной подводной лодки «Курск».
Его кандидатура как водолаза-глубоководника на эту опасную миссию была одобрена среди первых.
Выпускник Севастопольской водолазной школы, дипломированный специалист по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, мичман Дмитрий Новиков был известен на Балтийском флоте как классный водолаз-глубоководник, взрывник, сварщик и резчик, человек не робкого десятка.
Мины и торпеды поднимал ещё на срочной службе на СС-40, а перед увольнением со срочной службы участвовал в подъёме бомбардировщика Су-24, потерпевшего крушение неподалёку от острова Хийумаа.
Не смотря на специальную подготовку, Дмитрию Новикову, по его собственному признанию, стало не по себе при виде развороченной громады «Курска» высотой с шестиэтажный дом, беспомощно лежавшей на грунте. Его до глубины души поразил вид кораблекрушения века. Однако необходимо было работать, первым пройти по отсекам. На это ушли 24 дня и ночи, в течение которых водолазы без устали трудились, снова и снова прочёсывая прочный корпус, переходя из отсека в отсек. При проведении работ они столкнулись с непредвиденной проблемой – сильнейшим подводным течением, которое меняло направление и скорость движения как минимум два раза в день. Водолазам приходилось с большим трудом и осторожностью передвигаться, согнувшись в три погибели, пробираться ползком по узким шхерам, стараясь не угодить в стремительный поток. В итоге добровольцы со всеми своими задачами справились.
Вот как описывает в своей книге «Гибель «Курска» один из эпизодов той операции писатель-маринист В.В.Шигин:
«…13.02.2000г. после выполнения технологического выреза в 8-м отсеке третьей парой водолазов ВМФ мичманом Силютиным В. Г. и мичманом Новиковым Д. В. была произведена установка защиты на кромки легкого и прочного корпусов. Защита изготавливалась из шлангов различных диаметров. Водолаз по месту производил резку шлангов и крепление их на кромках. Данное решение можно считать удачным, так как при интенсивном движении водолазов через технологический вырез при обследовании 8-го и 9-го отсеков повреждений снаряжения и травм получено не было».
После четырёх с половиной суток декомпрессии в барокамере мичман Новиков с коллегами благополучно вернулся в мир живых. Водолазы прошли реабилитацию в Центральном военном санатории и разъехались по воинским частям. Дмитрий вернулся на спасательное судно «Карпаты», где служил.
После возвращения из командировки на Черноморский флот, где была завершена судоподъёмная операция БПК «Отважный», к месту постоянного базирования на Северный флот спасательно-подъёмное судно «Карпаты» было отправлено на Балтику на ремонт, который проводился в Клайпеде и Лиепае, где и встретило распад Советского Союза. Это ужасное время непосредственно коснулось и «Карпат», судно было разграблено.
Чудом его удалось отбуксировать в Кронштадт, где началась новая жизнь.
В Кронштадском морском заводе был проведен полный корпусный ремонт, восстановлена главная энергетическая установка. В тот период начальником КМОЛЗ был мой одноклассник по корфаку «Дзержинки» Николай Иванович Шокало. Поэтому я был в курсе дел, что происходило на «Карпатах».
Экипаж вместе с кораблем переживал это суровое время. Семьи моряков жили на корабле. Дети ходили в школу прямо с корабля и на бал.
Моряки вместе со своими семьями участвовали в восстановлении технической готовности корабля, в уборке и покрасочных работах. Потом экипаж начал отработку штатных водолазов и курсантов училища Дзержинского.
Но в результате Сердюковских реформ почти отремонтированный корабль был отправлен на утилизацию.
После увольнения в запас по сокращению штатов Дмитрий Валерьевич продолжил свою водолазную деятельность в аварийно-спасательном отряде Ленинградской военно-морской базы старшим инструктором-водолазом рейдового водолазного катера «РВК-1148».
Его общее время пребывание под водой составляет более 3000 часов!
В июле 2024 года Д.В. Новиков завершил службу на РВК-1148, но с морской профессией не расстался. Сегодня он матрос-пожарный на ПЖК-1222.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.



































