Про путешествие в Петру

С недавнего времени Петра включена в список чудес света. Мне очень давно хотелось в Петру, тем более, что это совсем рядом с Израилем, буквально “за углом” — 2 часа езды от Эйлата. Были сомнения, основанные на слухах:  всё же Иордания — арабская страна, где не любят израильтян; страна бедная, грязная (т.е. можно и отравиться, съев или выпив что-нибудь не то);  много попрошаек и прочего дискомфорта; Петра в пустыне, где жарко и пыльно; и т.д. Но тут в гости приехали Ривкины, которые долгие годы собирались в Израиль, но всё время откладывали поездку;  у нас был отпуск (пасха!);  мы поехали в Эйлат — а это обязательная поездка для всех туристов, почти как Иерусалим. Короче — эта совокупность событий привела к тому, что мы всё же поехали в Петру! Организация поездки была проста:  мы заранее заказали 3 дня в гостинице в Эйлате,  на второй день — однодневную поездку из Эйлата в Петру на экскурсионном автобусе с русскоговорящим гидом. Причём нас должны были забрать утром из гостиницы и вечером туда же вернуть. Стоит поездка в Петру по $295 на человека, включая поборы на границе, экскурсию, обед и т.д. Не дёшево, но приемлимо… Вот вечером перед поездкой и начались приключения (мы потом их назвали “Иорданский синдром”): нам должы были сообщить, когда автобус приедет за нами, но не только не сообщили, но и все телефоны, данные нам фирмой, молчали… Часов в 10 вечера Вовка всё же поймал кого-то в центральном офисе в Иерусалиме и орал так, что я думала, что автобус прибудет немедленно… Но нет, обещали, что в 7 утра приедет такси и заберёт нас. Мы поверили, такси утром действительно пришло, но мы ждали его внутри гостиницы а он нас — снаружи, таксисту было лень выходить из машины. Но и этот чисто израильский балаган мы преодолели и уже через 15 минут были на границе с Иорданией, где и встретились с группой. А в группу, кроме нас, ещё входила пара из Самары — И ВСЁ! Таким образом 6 туристов (США, Израиль, Россия) в микроавтобусе, предоставленном Иорданской стороной, с гидом по имени Махмуд (иорданец, учился в Харькове и хорошо говорил по русски), поехали по вполне хорошим дорогам в Петру.

Но приключения продолжались: около образцово-показательной деревни бедуинов, которых правительство уговорило оставить кочевой образ жизни (т.е. прилично заплатило, построило дома и т.д.)  у нашего микроавтобуса лопнуло колесо. Я, если честно, подумала – “вот и посмотрели Петру”. Но нет, не зря Иордания стремится стать туристической страной: через несколько минут колесо поменяли, а в ближайшем городке нас пересадили в другой такой же автобус. Молодцы! И вот мы подъехали к городку, из которого пешком (а это около 5 км) надо было идти в «заповедник» Петра.

И тут начали развеиваться стереотипы — во первых совсем не жарко: Петра довольно высоко над уровнем моря, кроме того, был апрель месяц, а в это время (да похоже и всегда) дуют сильные ветры. Во вторых: совсем не грязно, посетили туалет на входе в парк — как в любой туристской стране. В третьих: попрошаек не было, были дети, предлагающие купить всякую фигню. Отказ принимали достойно и отходили. Перед собственно Петрой — длинное ущелье, очень красивое. Ущелье  пытаются украсить фигурами в старинных костюмах. Но самое захватывающее зрелище — при выходе из ущелья. Вот, собственно, чтобы посмотреть на это, мы и ехали. Это розовое чудо не храм, а усыпальница, вырубленная в скале.

Сейчас внутрь не пускают, т.к. откапывают еще 2 этажа внизу и кровля может обвалиться. А на площади перед такой красотой вполне ожидаемая суета: приезжие туристы, верблюды, школьные экскурсии. Слева находятся очень красивые скалы с вырубленными ступенями, можно по ним подняться наверх , но мы не стали…

Наш гид провел небольшую, но содержательную экскурсию, с  пересказом некоторых легенд, но больше уделяя внимания фактам.

Затем дал нам 30 мин. на самостоятельный осмотр и покупку сувениров (а больше и не требовалось) и повел нас направо по ущелью, к основным усыпальницам.

Основные усыпальницы

А это амфитеатр, здесь набатеи проводили свои ритуалы

Затем Махмуд отвел нас в лавочку к своему знакомому бедуину (кстати, по договору с правительством только бедуины этого клана могут держать здесь лавки – эта земля принадлежит им), где подают хороший кофе с кардамоном – 1$ чашка. Вот именно в этой кафешке началось очередное приключение. И началось оно с того, что Махмуд сообщил, что на этом экскурсия заканчивается, у нас 1.5 часа свободного времени на осмотр панорамы древнего города, фотографирование, и прочее. Затем мы встречаемся на том же месте, где и в первый раз. Все всё поняли и разошлись…

Но мы ещё не знали, что поняли каждый по своему! Скалы и то, что осталось от древнего города, действительно, впечатляет. Облазав все, мы пришли без опоздания к месту встречи… – правильно, к главной площади, и никого не нашли. Подождав минут 20, мы стали искать Махмуда в кафе, в местах скопления гидов, задавать вопросы его знакомым – Махмуд человек общительный и мы видели с кем он особо радостно целовался. Наконец, один «кент» сказал, что Махмуд обычно встречается с группой у автобуса… Оп-па.. А нам до автобуса еще час ходьбы. Действительно, в первый раз мы встречались у автобуса (это когда я решила, что туалеты здесь приличные). И мы трусцой (ну, относительной, но все же!) ринулись к автобусу, надеясь, что нас там ждут. Но нас никто не ждал, мы были брошены… В арабской стране, не зная ни фамилии Махмуда, ни его телефона. Как то некомфортно, и, главное, не ясно, что делать. Да, еще важная деталь – в 20.00 в Эйлате закрывают границу до утра (но мы, к счастью, этого не знали) И тут развеялся еще один стериотип: люди очень доброжелательные, говорят на английском, русcком, иврите. В «information» красивый араб с яркими синими глазами оказался знакомым Махмуда и позвонил ему (наши телефоны в Иордании не работают). Махмуд, оказывается, повез группу (2 человека!) обедать – ведь обед то заказан! Шофер автобуса приехал за нами через 15 минут и пока вез в ресторан отпускал дурацкие шутки про съеденный обед и наше раздолбайство. А ресторан и обед были на очень неплохом европейском уровне – красиво, чисто и вкусно.

После обеда мы поехали сразу в Эйлат – на запланированную экскурсию по Аккабе времени уже не было. Ну и бог с ней, с Аккабой, не больно то и хотелось – зато мы лишних 1.5 часа погуляли по Петре.

Поездка оказалась насыщенная, посмотрели только малую часть — есть экскурсии 2-х и 3-х дневные. Иордания неожиданно оказалась туристической страной, красивой и интересной. Но все же приятно было вернуться в Эйлат!