Гонолулу – Тарава

 

Предисловие

Началось все с того, что мы с женой Ларисой оставили Приморский край и переселились с дальнего востока в Ленинградскую область на побережье Финского залива. Естественно потребовалось нашу яхту «Караана» перегнать туда.

Я планировал отправиться в октябре 2014 года на юг и через Индийский океан, Средиземное море и Атлантику прийти в Санкт Петербург, но Леонид Константинович Лысенко (яхтенный капитан, Почетный член парусной федерации Приморья) предложил интересную идею, от которой трудно было отказаться.

А дело было в том, что в 70-х годах прошлого века он занимался историей экспедиций Беринга. На яхте «Родина» он ходил к о. Беринга. На о. Медный нашли лагерь экспедиции, где погиб Беринг. В экипаже «Родины», кроме Лысенко, были курсанты тогда ДВИМУ им. Невельского и Ф.Конюхов. Леонид Константинович на яхте прошел Алеутские острова, собрал обширный материал о Русской Америке. В продолжение этой тематики осталось установить мемориальную доску на о. Попов (Алеутские острова) в архипелаге Шумагина в память о его гибели.

Не принять такое предложение было невозможно.

И вот, 10 июля 2014 года мы вышли из порта Находка. Мы – это экипаж из пяти человек – Л.К. Лысенко, я и три курсанта МГУ им. Невельского.

Мы прошли от Находки до Петропавловска Камчатского. На острове Попова установили мемориальную доску в память о Шумагине – одном из матросов второй экспедиции Беринга, который погиб на острове Нагай, рядом с о. Попова, но малообитаемом.

От Петропавловска до Сиэтла через Алеутские острова шли с Лысенко вдвоем. Потом лодка зимовала в Сиэтле на Вашигтон Лейк. В июне 2015 г. вдвоем с Ларисой продолжили плавание вдоль западного побережья США и Мексики до Энсенады. В Энсенаде к нам присоединился Коля Остапенко, дальше до Кирибати шли втроем.

Несколько слов о Коле Остапенко. Ему 59 лет. Путешествует на своей яхте «Юминоко» один. Прошёл от Находки до Тайланда, потом через Индийский океан и Атлантический до Уругвая. В Уругвае оставил лодку на зиму. Чтобы присоединиться к нам проехал на автобусах и попутках от Уругвая до Мексики. Сейчас находится в плавании. Вышел из Уругвая в конце января 2016 г. Планирует пройти через Магеланов пролив и Тихий океан в Тайланд.

Вначале я планировал идти через Панаму, но это решение пришлось изменить. В этом регионе начался сезон ураганов, и соваться туда было бы просто безумием. Путь на запад длиннее, но безопаснее, так мы оказались на Кирибати.

Эти записки я начал с последнего этапа только потому, что он свежее в памяти. Хочу описать все плавание. Посмотрим, что из этого получится…

Переход

Слева направо: Татьяна, я, Ян Кански, Лариса; Кати Кански, Николай

Вышли вечером 28 августа. Тепло распрощались с Татьяной, Касей и Яном. Заходить на заправку топливом не стал. 100 литров есть, зайти в марину поманеврировать хватит. Все равно океан под двигателем не перейдешь, для этого паруса есть.

Как потом оказалось – это было моей ошибкой. Впереди зона конвергенции, пассат нестабильный и возможность идти в штилях под двигателем была бы совсем не лишней. 300 литров топлива на борту позволили бы пройти в спокойной воде 600 миль. В прошлом году было 400 литров, Лысенко Л.К. настоял, и шли как по расписанию – 120 миль в сутки в среднем. Решил деньги сэкономить. Но, жадный платит дважды.

Впереди 1980 миль до Маджуро, по сравнению с 2400 милями от Энсенады до Гонолулу, пустяк. Корнел пишет – маршрут благоприятен круглый год. Пассат работает до 5 градусов СШ, ураганы проходят не выше 17 градусов СШ, либо восточнее Гавайев на север. Тайфуны зарождаются только в районе Гуама, далеко на СЗ от нашего маршрута. Словом райское блаженство. Впереди по маршруту атолл Джонстон в 750 милях. Заходить туда нельзя категорически, там американцы хранят свои секреты бактериологического оружия, но если будет совсем плохо – зашёл бы. Чай не звери, ведром воды поделятся. Но это только для подстраховки, никакого желания соваться туда, конечно, не было.

ЖУРНАЛ:

28.08.15 г. Четверг 16.00.
21°17,09`N 157°50,6`W

Вышли из гавани Ala Wai marina, до Маджуро 1983 мили, курс 245°, почти штиль.
Татьяна привезла манговое варенье от Сергея и Людмилы. Позвонил, поблагодарил. Тепло на душе осталось.

Бог дал приложиться к мироточивой иконе Божьей Матери. Исповедовался, причастился. Как светло на душе. Отец Анатолий светлый пастырь.

Накануне Татьяна прокатила по острову, переехали через перевал на восточный – наветренный берег. На перевале ветер, морось, холодина. Вокруг ярко зелёные склоны и частые, как зубья расчески, водопады. Вся влага, которую несет пассат, оседает на этом горном хребте. Внизу долина залитая солнцем, фермы, поля и бесконечный океан.

Восточное побережье Тихого океана

Заехали на пляж, впервые столкнулся с тем, что не все рекламные плакаты врут. Оказывается такой нежный песок и чистая вода существуют!
Пообедали у Татьяны.

После дождя

А когда приехали в марину начался сильнейший ливень, из соседней реки в гавань нанесло мусора, вода коричневая. Плавают стволы деревьев и много чего ещё, чем богата гавайская земля.

Утром съездили с Яном за баллоном с газом, потом предстартовая тревога и суета. Успел сбегать за сигаретами, написал в фейсбук, сменил воду в танке, сделал стропку на фаловый угол стакселя #2(лёгкий).

Два часа шли под двигателем, пока зашплинтовал талрепы на вантах. Стаксель встал хорошо, держит слабый ветер.

29. 08.15 г. Пт. 03.30
20°58,17`N 158°27,54`W

От Оаху отошли на 42 мили, появилась зыбь, ветер 2б гуляет от E (восток) до ENE (восток-северо-восток), скорость 4,0 – 3,5 узлов, бакштаг. Грот 2 полки, стаксель #2.

В 1000 милях к востоку два урагана движутся в нашу сторону, по прогнозу должны уйти на NW (северо-запад) восточнее Гавайев или над ними.

Даст Бог от них успеем отодвинуться. Если бы задержались, то выходить пришлось бы в субботу (в пятницу не выхожу – суеверен…), к этому времени ураганы были бы в опасной близости и мы зависли бы ещё на две недели, а денег осталось 60 $. Да и поторапливаться надо, иначе опоздаем по сезону к Тайланду, а до него ещё 6500 миль.

Почти полная луна, редкая облачность, ветер гуляет. Курс приходится менять от 200° до 225° почти каждые 15 минут. Датчика ветра (виндекса) нет, автопилот держит компасный курс, поэтому корректировать приходится вручную.

30.08.15.
20°48,97`N 158°43,76`W

DST (остаток пути) 1930 миль, КК (компасный курс) 230°, V(скорость) 4,2 узла, ветер ENE 1 балл, зыбь от SE (юго-восток), переменная облачность, солнечно, АД (атмосферное давление) 1010. Разрифили грот.

Жизнь вошла в привычную, походную колею. Две дневные вахты по 6 часов, три ночные по 4 часа. Удобно, каждый застает рассветы и закаты. Днём хватает времени, чтобы отдохнуть и что-нибудь сделать. Завтрак в 08.00, как правило овсянка на сухом молоке с яблоками, кофе, перекур в кокпите и разбежались. Лариса – читать, вахта – на вахту, подвахта – в койку.

Так хоть что-то от морковки останется

Обед в 13.30. Пока есть овощи есть простор для фантазии, одно ограничение – Коля не ест мяса, поэтому мы с Ларисой добавляем его отдельно. Ужин в 19.30.

В этом плавании самая большая сложность была связана с ураганами. Мы пошли не по сезону. Из Сиэтла выходить нужно было в марте, если идти через Панаму, или в апреле если через Гавайи. Конечно, в начале было бы холодно, но не холоднее, чем на Алеутах. Зато свежий устойчивый пассат, расстояние от Сиэтла до Гонолулу то же, что и от Энсенады, и путь на запад намного спокойнее и благоприятнее по погоде, чем на восток.

2015 г. год – год Эль-Ниньо (мощное теплое экваториальное течение), периодически подымается на поверхность к западу от Южноамериканского материка, повышает температурный фон и влияет на погоду всего земного шара. Активность ураганов аномальная – первый прошёл в мае, последний в ноябре, то же с тайфунами на западе Тихого Океана. Бог дал нам просочиться через эту паутину (на рисунке трассы ураганов лета 2015 г.)

Трассы ураганов лета 2015 г.

По этой ссылке обзор активности ураганов и тайфунов в 2015 году.

https://www.gismeteo.ru/news/klimat/17051-sezon-uraganov-2015-goda-okazalsya-anomalnym-meteorologi-podvodyat-itogi/

Одна беда, если до Гавайев нас нес пассат, то после все перепуталось.

Мощнейший тайфун, который родился на Гуаме и прошел до Алеутских островов остановил пассат и развернул ветры с NE на WNW до WSW. Словом против шерсти. Только ураганы, которые проходили южнее и восточнее, иногда разворачивали ветер на S, SE до ENE.

Словом, вопреки Дж. Корнелу и всем многолетним наблюдениям, мы шли большей частью против ветра, или стояли в штилях. Вот когда топливо бы понадобилось! В итоге 1980 миль преодолевали сорок три дня, 46 миль в сутки. Так что тревога о том хватит ли продуктов и топлива была обоснованной. С водой проще – дождей хватало.

ЗАПИСКИ НА ВАХТЕ

07.09.15

Пошли 11-е сутки, как в океане. От Гонолулу удалились всего на 550 миль. Предыдущие три дня штили, два дня вообще ветра не было, на третий из под облаков иногда поддувало.

Штиль

Зеркальная вода, хлопанье и скрип снастей и острая тревога – сколько это ещё может продлиться. А вдруг больше месяца. Южнее зона конвергенции и неопределенные ветры. До атолла Джонстон 500 миль, да и не известно пустят ли туда.

Если бы не эти тревоги, то все остальное нормально, даже прекрасно. Вот и луна вышла кверху рожками. Три часа ночи.

09.09.15.

Позавчера только успел написать, точку не поставил. Рванул ветер и началось… Увалиться, отдать гика шкот, свернуть геную. Ветер за минуту крутнулся на 140 градусов, поскакали…

Продолжалось минут 40. И тишина, штиль.

Ночной гость. Два дня был нас сопровождал. Улетал и возвращался

А это уже дневная гостья, и тоже в штиль

Ночью не всегда удаётся вовремя заметить, как приближается чёрная туча со шквалом, особенно, когда занят писаниной вместо того, чтобы бдительно нести вахту.

Заметил закономерность. За сутки до перемены погоды появляются на воде пузырьки и устойчиво плывут. Потом натягивают перистые облака, сгущаются, ветер меняет направление, и начинается работа. Ветер крутит, дождь, ветровые волны идут против зыби. Словом, езда по пересеченной местности.

Вчера с утра обложные низкие облака, морось. Питер осенью да и только. На сеновал бы с книгой да поспать.

К обеду появились разрывы, и пошёл настоящий дождь без ветра.

Отстегнул крыло доджера (тент над кокпитом), согнул желобком и набрал литров 5 воды. Лариса смогла помыть голову и искупаться с мылом. Пустяк, но Лариса после этого светилась весь день.

Коля тоже успел намылиться, но воду уже вымакивал губкой с палубы от фальшборта.
Ветер установился, галфвинд, волна длинная, пологая по борту. Лодка скользит вдоль гребня, никакой качки. Солнце и сверкающая синева. Песня…

Часа три сидели с Ларисой в кокпите, просто болтали. Вспоминали, как начиналось, как шли вдоль американского побережья, когда для Ларисы все было новое и тревожное. Удивительно, насколько сейчас она привыкла к океану. И волна не пугает и движения уверенные. А главное, она перестала считать дни до конца пути. Начала просто жить в океане, а путь сам рано или поздно закончится.

Сейчас проходим мимо атолла Джонстон, два часа ночи. По правому траверзу
над водой чёрное облако на фоне звездного неба. Ни огонька, будто и нет никакого атолла. Только ощущение неприятное, будто из темноты за тобой недобро кто-то подглядывает.

В 04.00 Коля заступил на вахту. Будит через час – штиль, лодка не управляется и течением ее потихоньку подносит к атоллу. Что делать?

Отвечаю: «Покрутись до утра. До берега 10 миль, дрейф меньше четверти узла, если понадобится заведемся и отойдем».

Николай устроил истерику. Для него, дескать, это расстояние слишком мало, его обязанность, доложить, ну, и так далее, словом, тирада минут на пять.

Говорю – «Коля, послушай себя. Что ты несешь? В чем проблема? Штиль – стой, понесет не туда – заведи двигатель».

В ответ какая-то бессмысленная каша.

Короче, убрал его с вахты. Через пять минут подуло. Поднял паруса и поехал.
С восьми утра опять поставил его на вахту.

Что это было? Кажется у него кошмарная депрессия. Конечно, «хари Кришна» круглые сутки, два поста подряд, сон от вахты до вахты. Плюс ущемленное самолюбие.

Любая моя фраза, даже случайная, расценивается, как попытка в чем-то его обидеть. Живу, как на минном поле – как бы чего не ляпнуть в сердцах. Маразм какой-то.

12.09.15.

02.00 вахта с 00.00. Очень слабый ветер с NE, стоит один грот и периодически хлопает. Вообще большая часть пути, а это уже 16 суток, проходит под аккомпанимент хлопанья парусов, рывков такелажа и рангоута. Даже лёгкий стаксель не стоит – хлопает. Да мы его на попутных галсах и ставить перестали, зачем мучить трудягу. Грот справляется. Нужно только набить фал, шкот и завал таль. Парус как бубен – хлопать не может, и приходит относительный покой.

Вчера полдня после обеда шли чудесным галфвиндом. Небольшой крен, лёгкая бортовая качка. Лодка плавно переходит с гребня на гребень, скорость 5-6 узлов. Воистину круизное плавание.

К вечеру ветер отошёл до фордевинда, усилился, волны смешались, идилия пропала бесследно. Волна в раковину, корму слегка заносит, лодку кренит влево. Потом волна под ней проходит, лодка с пеной и шипением входит в склон и кренится вправо. Качает с борта на борт градусов на 20. В кокпите приходится сидеть расклиненным, в каюте, она ниже, размахи меньше, но хвататься за все приходится непрерывно.

Лариса спросила на какую койку ей лучше лечь. Посоветовал: «Ложись на левый борт, туда крен, и из люка ветерок задувает. В гробике спокойнее, но душно». Словом, всю ночь она спала, не спала – только без конца то в стол упиралась, то хваталась за полку. Встала, не выспавшись с больными мышцами, как будто ее в спичечной коробке трясли. Что поделаешь, издержки попутного ветра.

На вахте и то сидел как зачумленный. Писать невозможно – болтает. Тревога – не слишком ли большой грот несем, может и триселя бы хватило. Даже думать не хочется, что, если при этой качке, во тьме кромешной грот убирать придётся. Пронесло…

Зато бежали как никогда – 106 миль за сутки. Вот и скажи, что лучше. Когда колбасит и летим, или покачивает, солнце душит и стоим.

Попутный ветер 25 узлов

А вообще все прекрасно. «У природы нет плохой погоды». За тем и пошли в океан, чтобы в нем раствориться.

До сих пор мне везло – удавалось принимать правильные решения на опережение, особенно, что касалось парусов. Героизма в борьбе со стихией не пришлось проявлять ни разу.
Убеждён, Святой Николай подсказывает.

Позавчера вечером – хорошо идём, я на отдыхе. Около 19.00 , перед закатом, как толкнуло что-то. Поднялся в кокпит, посидел, огляделся. Говорю: «Коля, давай грот зарифим». Сделали. И ночью началось – свежий ветер, короткая волна, безлуние. Словом, с полным гротом мало не показалось бы.

Дай Бог и дальше так предвидеть.

Сегодня день был очень необычный. С утра все кучевые облака, которые раньше шли стройными рядами, куда-то пропали. Небосвод чист, солнце и горизонт в дымке, которой до этого не видел ни разу. Давление 1005. Вот и думай, что дальше будет, особенно, если перед этим сплошная облачность, ветер и беспорядочная качка.

Этим ребятам точно жить хорошо

Все равно разрифили грот. Полдня поддувало, к обеду полный штиль. Набил грот, как барабан и под его хлопанье перемещались без ветра со скоростью 1,5-2 узла. Два часа с Ларисой в кокпите в дурака играли.

О, подуло… Развернул стаксель, пошёл хороший дождь. Пока люки закрывал он почти стих, но успел помыться с мылом. Спать лег как свежий огурец и потом не вонял. Выспался!

Вообще, на длинных переходах, гигиена штука проблемная, особенно для женщины. Жарко, без конца потеешь, воду экономить надо. Спасались тем, что разводили спирт и им обтирались. Немного помогали влажные салфетки. Лариса вся покрылась потницей. Пришлось ей обмываться соленой водой потом обтираться полотенцем, смоченным в пресной воде. В штиль я прыгал за борт, помогало минут на десять.

Ночью обратил внимание на фоновый свет небосвода. Обычно видим относительно яркие звезды и млечный путь. Промежутки кажутся чёрными. Вчера не было ни облаков, ни луны. Весь небосвод выглядел так, как будто устелен слегка подсвеченными маковыми зернами, на которых разложены яркие звезды. Наверное, в бинокль можно было бы разглядеть эти зерна, не успел, откуда-то дождевая туча налетела.

Коля так настырно демонстрирует своё «кришнаитство» и вегетарианство, он называет это свобода, что начинаешь думать: «Либо не такая уж это свобода, либо свободолюбие на исходе». А скорее и то и другое вместе. Уж очень показушно.

10.00.

Лодка идёт, грот похлопывает, облака плывут, солнце сияет, море искрится, а мы с Ларисой играем в дурака…

Как оказалось, плавание в экваториальной зоне в августе – сентябре очень хлопотное дело. Собственно зона не имеет четкой границы, ее положение зависит от температуры воды и воздуха. Зимой она смещается ближе к экватору, а летом подымается на север. Учитывая то, что в этом году Эль-Ниньо значительно согрело воду, граница ушла за 15° N. По крайней мере, пассат мы потеряли на этой широте. Зато приобрели дожди и сняли проблему пресной воды.
Кроме того, тайфуны зарождались один за другим в районе Филиппин. Мы шли южнее, это как раз то крыло вихря в северном полушарии, где ветры гуляют от NW до SW. Мы это и получили. Ветер дул с запада, перемещаясь с севера на юг и обратно. Ну и нам приходилось следом без конца менять галсы. Очень много штилевых дней, когда продвигаться удавалось только за счет шквалов. Даже расписание установилось:

– с восьми утра до обеда штиль, на небе лёгкие кучевые облака, жарко, душно;
– с обеда начинало потихоньку дуть не больше 2-4-х узлов, к этому времени облака уже напитывались водой, темнели и увеличивались;
– к пяти вечера начинались шквалы, которые шли чередой до 4-х утра;
– с четырёх до восьми – что-то дуло…

Расслабиться невозможно. То ловишь любое дуновение – все паруса наверх. Паруса стоят, больше хлопают, чем тянут. Сидишь в кокпите и головой крутишь – как бы шквал не прозевать и паруса смайнать вовремя. Днём это не сложно, только время отнимает. Ночь все время держит в напряжении.

Еще штиль, через 5 мин. будет шквал

На фоне звездного неба кажется что все облака видишь, но нет-нет да и выскочит какое-нибудь, как чёрт из коробочки. У меня так порвало лёгкий стаксель, Колю врасплох застало так, что пришлось под семибальным ветром паруса убирать.

По генеральному курсу продвигаемся очень медленно, несколько суток переходы были меньше, чем по 10 миль, когда удаётся наскрести 40 – уже праздник.

Круп и консервов в избытке, овощи (картошка) закончились на 32-е сутки. Сигареты, кофе и чай на 37-е. Яйца дожили до Кирибати, мы их растительным маслом смазали. Вода не беспокоит – НЗ бутилированой 100 литров и дождевую собираем, так что не только пить, но и помыться хватает.

Очень удачно купил в Гонолулу сухих ягод и чернослива в пакетах. Пить воду из танка или дождевую, хоть и кипяченую, неприятно. Тогда я стал варить компот на ягодах, здорово помогло, даже гущу сьедали.

Конечно, к концу пути крупы и консервы надоели, но голода не испытывали и были в нормальном тонусе.

На 31-й день плавания, 27 сентября штилевая-шквальная идиллия закончилась. До Маджуро (столица островного государства Маршалловы Острова в Тихом океане) оставалось 256 миль. От WNW потянулись сначала перистые, затем сплошные слоистые облака с редкими просветами. Один за другим пошли штормы от пяти до восьми баллов с перерывами на 8-15 часов. Ветры WSW -WNW. Зато побежали резво, только не к цели, а перпендикулярно генеральному курсу. Это выглядело так:

Экран картплоттера на 01.10.15. Сплошная прямая - генеральный курс

ЖУРНАЛ.
30.09.15 среда
08.00 08°08`N 174°01`E
До Маджуро 181 миля

По лагу прошли 69 миль, по генеральному курсу 18. Ветер 6 баллов, почти непрерывный дождь, из-под туч дует 7-8 баллов. Скорость 3,5-7,5 узлов.

Судя по тому, как развивались события с 27.09.15 (ветер повернул на WSW и держится третьи сутки, редкие шквалы перешли в шторм с редкими просветами, сила ветра не меняется в течение суток, почти непрерывный дождь) северо-западнее нас, где то в районе Филлипин зародился тайфун и мы в юго-восточной его части. Если он, как обычно, уйдёт на северо-запад, ветер будет поворачивать на юг, а потом установится пассат.

Дай Бог, чтобы так случилось.

Автопилот рулить уже не может. Волны бьют в борт и передают удары на руль, того и гляди вал автопилота свернет. Рулим вручную. Очень сильный крен, но камбуз работает исправно!

02.10.15, пятница
09.30 09°30`N 174°04`W
До Маджуро 180 миль

За двое суток прошли по лагу 205 миль, по генеральному курсу – 1 милю. Несколько раз приближались к Маджуро на расстояние 180 миль и отбрасывало назад. Ощущение такое, что в Маджуро купили вентилятор и направили на нас.

Вчера удалось настроить паруса и закрепить штурвал резинкой, чётко идёт под углом 65° к ветру и отслеживает его изменения. Идём так уже 14 часов. Автопилот этого не может – виндекса нет, удерживает только компасный курс, а ветер часто гуляет.

За пять дней лавировки в лодке все отсырело, запах застойный. Люки открыть нельзя – забрызгивает.

Готовим что проще, в основном из банок.

05.10.15, понедельник. 08.20
07°10`N 173°14`E
До Маджуро 124 мили.

Компасный курс 240°, истинный 201°. Сносит встречным течением. Двигатель заводить нельзя – топлива мало, неизвестно что впереди и где оно ещё понадобится.
15.00. Принял решение идти на Кирибати. До атолла Тарава (порт входа) 335 миль. Курс 180°, ветер WSW. Побежим галфвиндом.

Дальше бороться уже нет смысла.

Американцы говорят – там где русские, там проблемы. И это правда! Вечно у нас чего- то не хватает, что-то не доделано или сделано «из того, что было».

Постоянно в маринах любуюсь американскими лодками. Вот уж истинные Ходоки! Все в них ладно. Закон: «The safety is first!» (Безопасность прежде всего!) соблюдается неукоснительно. Шкоты, фалы, лебедки, блоки – все с запасом прочности. Бегучий такелаж удобно проведен. Минимум работы на палубе и максимум безопасности. Супер надёжная якорная система, великолепное леерное ограждение и релинги. Полный комплект электроники, особенно связь. Обязательно спутниковый телефон или коротковолновая радиостанция. Т.е. сообщить родным о себе или скачать прогноз погоды не проблема.

Конечно, мы живём в других условиях. Многие вещи для нас не подъемны по цене, особенно при нашем курсе доллара. Либо их просто негде взять. Я восемь лет комплектовал лодку и, все равно, ещё минимум 10 000$ нужно, чтобы выйти на уровень.

Надо было видеть лицо Яна, когда он узнал, что я иду в океан без связи. Не думаю, что он посчитал меня смельчаком, скорее дураком. Но не буду же я объяснять ему, что у меня банально не хватило денег. Выбор небольшой – либо ставить ступени на мачту, менять бегучий и стоячий такелаж, ставить якорную лебедку; либо покупать спутниковый телефон. Естественно, выбрал первое…

В итоге, месяц наши родные пребывали в состоянии перманентной тревоги за нас, а мы за них, потому что не могли сообщить о себе.

Кроме того, десять дней мы тупо пытались пробиться к Маджуро, тогда как, имея прогноз погоды, мы могли принять решение идти к Палау или другому острову, в зависимости от того где куда дует. Трудно идти вслепую среди океана, особенно если запасы заканчиваются.

Решение идти на Кирибати было вынужденным. Это самая близкая земля – 300 миль, благоприятный ветер – идти галфвиндом и быстро (за три дня дошли). Хотя, как показали дальнейшие события, лучше бы не ходили.

До Кирибати шли относительно комфортно. Ветер, который не пускал в Маджуро, сейчас быстро нес нас к атоллу Тарава.

ЖУРНАЛ
07.10.15.
04°27.8`N 173°27,1`E 08.00

До Таравы 186 миль, по лагу прошли 90, по генеральному курсу 80. АД 1007 мбар, ветер WSW 1 балл, компасный курс 190°.

День Рождения Ларисы!!! Поздравляю, целую, люблю.

Лариса Полтавцева

Ветер зашёл. Отключил автопилот, штурвал на резинку. Ночью обошлось без шквалов.

Экваториальное противотечение относит на восток. За сутки 20 миль.

21.00. Шторм 6 баллов. WSW.
08.10.15. 09.00
03°16`N 173°33`E
До Таравы 117 миль, лаг – 87, ген. курс-69

Штормом и течением относит на восток, приходится держать курс 210°.

Уже сейчас пора проложить маршрут так, чтобы подойти в гавань с запада. Идти с востока против этого ветра и волны, даже с помощью двигателя, точно не получится. Заходить нужно от NW курсом 109°.

Ночь шли под триселем и подкрученным стакселем. Плохо. Утром поставил штормовой стаксель. Пошли круче к ветру.

Сплошная облачность и дождь. Завёл двигатель, попробовал идти против ветра, чтобы набрать высоту. Бесполезно.

09.10.15 08.56

Слева по курсу 30° показался остров Абайанг (Abaiang). Мыс нужно оставить с подветра и обогнуть в точке 1°54,11`N 172°46,75E. Левее в полумиле рифы.

11.00
01°53`N 172°45,5`E.
До Таравы 28 миль.

В миле обогнули северо-западную оконечность острова.
Фу-у-у… Сутки подымался на ветер чтобы сделать это одним галсом. Как мне уже дороги эти крутые бейдевинды…

Наконец-то можно увалиться. Курс 170°, скорость 5-7 узлов. Малооблачно, ветер 3 балла WSW. ПОЕХАЛИ!!!

К сожалению, через пять часов началась цепь неприятностей, которая закончилась для меня госпиталем, а Коле пришлось одному идти на «Караане» в Малазию.

Тарава

09.10.15. 14.00

Мы на траверзе входа в лагуну атолла Абайанг. Южный пролив. До Таравы 20 миль – минимум пять часов ходу. Будет темно. Заходить в незнакомую гавань среди коралловых рифов и непредсказуемых течений глупо. Повернул в лагуну, решил до утра отстояться на якоре, тем более что на карте стоянка обозначена и время светлое.

Пролив узкий, не более четверти мили, по бокам белые полосы прибоя. Пролив выделяется тёмной полосой. Ветер и течение попутные. Вкатился в лагуну как шар в лузу. Колю отправил в нос наблюдать, но даже от штурвала все мели и рифы видны, как салатного цвета пятна на фоне синей воды. Хорошо, что солнце вверху за спиной, но дополнительная предосторожность обязательна, тем более, что берег под ветром. До якорной стоянки пять миль, напротив деревни Баретоа (Baretoa). На полпути пришлось здорово покрутиться – пять рифов в шахматном порядке посреди фарватера.

Лариса следит за эхолотом и ежеминутно говорит мне глубину. Вот только эхолот повёл себя как то странно – показания прыгают: метр, десять метров, шесть. Решил больше надеяться на свои глаза.

В двухстах метрах от берега, на глубине шесть метров отдали якорь. Предварительно поручил Коле привязать томбуй. (Помню, как Антон Николенко рассказал, что они в кораллах потеряли якорь – не смогли вытащить). Коля привязал его на 30-ти метровый конец. Это и сыграло с нами злую шутку.

Ветер усилился, якорь пополз (дно песчаное, якорь – плуг, цепь 10 метров). Нас потащило к берегу.

Крикнул Коле, чтобы выбирал якорь, сам завёл двигатель и дал ход. Двигатель тут же заглох. Причина абсолютно дурацкая – ветром томбуй занесло под корму, конец-то длинный, и он намотался на винт.

Спрыгнул за борт. Пока отрезал и выпутывал конец, нас на якоре продолжало тащить к берегу. Остановились тогда, когда киль начал стучать по дну. Благо оно песчаное. Попытки уйти под двигателем ничего не дали. Через два часа толчки прекратились – с отливом вода ушла, и лодка бортом легла на грунт. Называется, приехали…

Палуба под 75° к горизонту, в каюте койки стали спинками, а спинки койками, мачта нависла над водой как удочка. Передвигаться можно только по продольным стенкам рундуков и углам камбуза. Для Ларисы трюки невыполнимые. Представляю, что она за это время пережила. Да и я, после всего, впал в прострацию. А что делать? Лодка лежит, ее не колотит. Волны нет – лагуна закрытая и ветер не успевает ее разогнать. Сиди и думай, только мыслей нет, голова пустая…

С берега начали подходить аборигены. Сначала не понял как. Потом дошло – берег приблизился до 20-ти метров, и глубина сантиметров двадцать. Гуляй, не хочу…

Первое о чем спросил – где взять сигарет? Они закончились у нас неделю назад. Ларек оказался в двухстах метрах на берегу. Выкурил подряд две сигареты, мысли рождаться начали.

В два часа ночи полная вода. Пока мелко занёс два якоря на двести метров от лодки и вкопал их в песок. Пришлось срастить два якорных каната плюс цепь. Осталось ждать прилива.

Когда поднялась вода, лодка встала почти на ровный киль, но в это же время усилился западный ветер. Два часа мы с Колей пытались якорной лебёдкой вытащить лодку на глубину. В итоге якоря подтянули под лодку, а она не только не сдвинулась с места, но ещё на 10 метров приблизилась к берегу. Да ещё и адмиралтейский якорь оборвался – звено цепи лопнуло. Следующая полная вода через десять часов. Утро вечера мудренее. Легли спать.

Утром отвёл Ларису на берег. Левая нога у неё работает плохо. Палуба почти вертикальная, трап под наклоном, там, где раньше она выходила легко, теперь нужно пробираться. Потихоньку, по нескольку сантиметров выползли на палубу, и тут я не углядел, нога соскользнула и Ларису ударило по лицу дугой доджера. Тут же под левым глазом нарисовался синяк. С грехом пополам спустил ее за борт и вывел на берег. Там встретила Асинта и отвела к себе домой. Двое суток Лариса прожила у них, а не мучилась на лодке, где невозможно ни поесть ни помыться ни в гальюн сходить. Асинта и ее родня приняли Ларису, как свою – кормили, делали массаж, без конца что-то обсуждали на смеси мимики, слов и жестов. Как ни странно, уже к вечеру женщины полностью понимали друг друга.

В это время, с каждым приливом, мы с Колей пытались стянуть лодку. «День сурка» какой-то. Каждый раз с приливом усиливался западный ветер, якоря ползли, лодка не двигалась.
Наконец, вечером Киайета, муж Асинты, привёз 4 лома, они называют их клоба.

Втроём – Киайета, его друг и я оттащили их на всю длину каната и пришпилили ломами. Якоря поставил не в глубину лагуны, а ближе к берегу, чтобы можно было под парусом подняться на ветер. Коля пренебрежительно заметил: «Что-то не слыхал я, чтобы с мели под парусом снимались». Ладно, не слыхал и не слыхал, а я попробую.

На следующий день, к обеду, на двух грузовиках из соседней деревни приехали человек двадцать мужчин – их местный полицейский мобилизовал. Он же ими и командовал. Четыре человека зашли на борт помогать тянуть канат, остальные повисли на левом борту откренивать и толкать лодку.
Вручную отвели корму, лодка стала в полветра, я развернул геную и, тот ветер, что нас не пускал, начал потихоньку двигать ее от берега. Все работали как сумасшедшие: одни откренивали, другие толкали, третьи работали на лебедке. Шум на всю лагуну, но при этом порядок и слаженность.

Наконец наступил момент, когда можно помочь двигателем. Больше всего боялся, как бы винтом кого не зацепило. Крикнул полицейскому, чтобы отвел людей. Завёл двигатель. Лодка пошла быстрей, но ещё прыжками. Наконец через несколько минут она стала на ровный киль и пошла…
Подошли к якорям и выдернули ломы (Спасибо тебе Киайета и твоим ломикам, без них мы с места бы не сдвинулись).

Отошли на глубину и отдали якорь над подводным рифом. Все… На якоре стоим крепко, под нами десять метров. Прострация…

Все это время Лариса с другими женщинами стояла на берегу, смотрела и переживала.
Позже она рассказала, что вымоталась так, будто сама на руках вынесла лодку. Не удивительно, я был как робот – думать некогда. Работал на лебедке, таскал якоря, крепил канаты, работал с парусом. Тут шибко не попереживаешь. Лариса была в состоянии постоянной неизвестности, морально это намного хуже.

Ну, ладно. Все хорошо, что хорошо кончается. Чтобы хоть как-то отблагодарить людей, раздал все остатки консервов с лодки. С мэром этого острова успели на его мопеде съездить в местную школу, где есть интернет.

По скайпу связался с Алешей (младший сын). Через полтора месяца молчания и неизвестности удалось сообщить, что мы живы и у нас все в порядке. А то они уже собирались организовывать поиски. Для Ларисы и меня было праздником то, что мы сняли с мамы и детей этот груз неизвестности. Для них это был не меньший праздник.

Уже в темноте на динги поплыли с Ларисой на яхту. Тьма кромешная, только якорный огонь «Карааны» впереди.

Наши друзья

Обнялись на прощанье с Асинтой и Киайетой. Они проводили нас до берега, помогли Ларисе сесть в лодку, ещё фруктов положили.

Никогда не забуду этих людей. Что бы я делал без ломиков Киайеты, без доброты Асинты, без помощи этих парней, которые выталкивали лодку, без полицейского, который их собрал и организовал. Мне нечего было им подарить, остаётся одно – помнить это добро и самому не отказывать в помощи другим. Возможно, тогда уйдёт тягостное чувство невозвращенного долга.

12.10.15. 08.00

Снялись с якоря и с отливом пошли на выход из лагуны. Ветер западный, почти встречный, в проливе толчея – волна 4 метра, короткая, отвесная. Бодался полчаса пока не вышел. Пришлось сделать два галса. За проливом увалился, хорошо пошёл полным бейдевиндом, скорость 5 узлов, до Таравы 20 миль.

Ещё вчера начала беспокоить правая нога. Колено распухло и покраснело, решил, что пережал мышцы, когда на колене работал у якорной лебедки.

В 14.00 были уже на акватории порта. Очень необычное место. Я привык, что порт находится в заливе или бухте закрытой, по крайней мере, с трёх сторон. А здесь все открыто всем ветрам и волнам. На востоке низкий песчаный берег и посёлок, с юго-запада полоса полупогруженного рифа, немного разбивает океанскую волну, а дальше ничем не прикрытый океанский простор. Очень неуютное место. Не дай Бог оказаться здесь в шторм.

От берега почти на милю на северо-запад тянется пирс на сваях – неважное укрытие от волны и ветра. Словом, задерживаться здесь нужно как можно меньше и уходить поскорее от греха.
Западнее пирса стоит на якоре яхта под американским флагом. Ветер, по-прежнему западный 5 баллов. После предыдущих приключений решил не рисковать и стал на якорь восточнее пирса. Хоть какое-то укрытие и берега под ветром нет.

В лоции написано – до посещения властей на берег не сходить. Власти работают с восьми до шестнадцати, пять дней в неделю, вызывать на 16-м канале.

Мы, как люди цивилизованные, действовали соответственно. Два дня пытались заманить власти на яхту, бесполезно, не идут – то ветер сильный, то волна большая.

На третий день порт-контроль приказал нам перейти на западную сторону пирса – мы им мешаем перевозить баржой контейнеры. Ветер по-прежнему западный, уже 6 баллов, но с властями не поспоришь. Перешли, стали на якорь в двух кабельтовых от американской яхты, если потащит, то хоть не навалимся.

Якорь взял хорошо, дрейфа нет. Стоим.

К ночи ветер усилился до восьми баллов, в порывах больше, иногда лодку сносит то вправо, то влево, но якорь держит, наверное, за скалу зацепился. Раздуло короткую крутую волну. Якорный канат то и дело выскакивает из роульса и трется о штаг. Перезавести его при таком ветре невозможно. Пробуем застопорить шпильками – хватает на полчаса. В конце концов, одна прядь лопнула. Прихватил канат удавкой, и вдвоём затащили целую часть каната на лебедку. Спокойствие продолжалось не долго – через сорок минут лопнул канат, и нас понесло к берегу. Якорь-плуг, конечно, потеряли безвозвратно.

Торговый центр рядом с портом

Коля отдал адмиралтейский якорь, скорость немного уменьшилась, но, по-прежнему, продолжали дрейфовать.

Завёл двигатель, подобрали якорь, и пошли на восточную, подветренную, сторону пирса. Хорошо, на пирсе дежурил секьюрити. Он принял швартовый и закрепил его на кнехте. Теперь спокойно, пока ветер не переменился. Пирс немного разбивает волну, а контейнеры, которые на нем складированы, прикрывают от ветра.

К утру ветер стих. Я на динги поплыл на берег оформляться. Раньше это было просто невозможно. Динги без двигателя, на веслах. Меня бы просто унесло в океан.

Дорога в Бетио по дамбе между островами

Таможню оформил быстро, тут же в порту, а вот к имигрэйшн нужно ехать в Бетио – это 40 километров по поганой дороге. Два часа в одну сторону. К этому времени нога распухла от колена до ступни, но ходить пока можно.

Пока сьездил туда, обратно – стемнело. Ветер опять усилился. Плыть на яхту невозможно – унесет. По рации связался с Колей, сказал, что ночую на берегу и швартовы проверю, чтобы не терлись.

Похромал на конец пирса. Секьюрити посмотрел на мою походку, завёл мопед и отвез к контейнерам. Наверное, очень неважно я выглядел.

Перевязал швартовы на угловой кнехт – будет, куда двигаться если сменится ветер, и побрел спать в пустой контейнер. Забился в дальний угол и всю ночь дрожал в ознобе. На рассвете поплыл на яхту.

По трапу взбирался уже с большим трудом. Лариса смазала мне ногу кремом, надавала антибиотиков, покормила и заставила лечь. Коля поплыл на берег по каким-то делам. Через час уже стало ясно, что нужно в госпиталь – нога распухла от бедра до ступни, посинела, начала отслаиваться кожа.

Позвонил Коле, чтобы организовал переправу меня на берег. Ещё через час подошли рыбаки на моторке, с грехом пополам перебрался к ним. На берегу уже ждал Коля с машиной. В этом отношении Коля талантливый человек. Очень быстро сходится с незнакомыми людьми и умеет договариваться. Не сработай он так оперативно, возможно я бы уже не жил.

Вначале меня отвезли в медпункт рядом с портом, а оттуда уже на скорой помощи в госпиталь в Бетио.

С этого дня началась моя трехмесячная больничная эпопея на Кирибати.

Поместили меня в отдельную платную палату (20 AUD в сутки, приблизительно 17$). Через день приехала Лариса. Ей тоже досталось – все дни в лодке, постоянная болтанка, а когда Коля уезжал, надо было еще следить, чтобы лодку не прижало к пирсу, и все это с ее ногой… Когда она приехала, первые дни вообще ходить не могла – кидало из стороны в сторону.

Словом, всем досталось под завязку. В том числе сыновьям и маме. Сергею и Алёше я, конечно, сообщил без подробностей о том, что попал в госпиталь. Они, безусловно, понимали, что пишу далеко не все и с ума сходили от беспокойства. Связь была отвратительная, но была. Через скайп сообщениями обмениваться удавалось. И то, слава Богу.

Если бы не Сергей с Алешей, у нас не было бы шансов выбраться оттуда.

С Колей решили, что лодку он перегонит в Малазию и я оплачу ему эту работу по его цене. В этом отношении наши интересы совпали, больше того, он хотел купить «Караану», я и на это был согласен. Правда, потом у него что-то не получилось.

Николай Остапенко

Первого ноября Коля ушёл в Малазию. Деньгами я его снабдил. Топливо, продукты воду он закупил на весь путь. Лодку я готовил под себя так, чтобы можно было идти в одиночку. Поэтому должен управиться. Опыт плаваний у него есть. Но, все равно, все дни пока он был в пути, не оставляла тревога. Переход не такой уж простой особенно в районе Филиппин и Новой Гвинеи. Так что, оснований для беспокойства было более чем достаточно. Но, слава Богу, все прошло благополучно – 25 декабря он отшвартовался в Пхукете.

В этот день и мы улетели с Кирибати.

Задержало нас то, что я очень тяжело выздоравливал. Жара 36°, пища: рис, окорочка, хлебное дерево, вареная тыква и овсянка по утрам. И это ежедневно. Дошёл до полного истощения. Хорошо Лариса нашла китайский ресторан, и последний месяц мы питались оттуда. Раны быстрее начали затягиваться, и формы округлились. Но, все равно, когда Сергей встретил нас в аэропорту во Владивостоке, первое, что сказал: «Какие же вы худые». А мы-то думали, что ещё ничего – упитанные.

Сам госпиталь довольно примитивный – одноэтажные корпуса или просто навесы, пациенты лежат в общих помещениях, мужчины, женщины, дети – все вместе. Правда, мы жили в отдельной палате с душем и туалетом, но одной кроватью. Ларисе приходилось все эти дни спать на полу, на тоненьком матраце. От жары спасали пять открытых окон и вентилятор на потолке. Палата была платная – 30 AUD в сутки.

Персонал великолепный. Очень умелые, внимательные и дружелюбные. Начинал лечить меня доктор Хэри. Он сделал четыре операции и погасил инфекцию. Потом, когда он улетел на Фиджи, меня принял доктор Ако и подготовил к перелету домой. Позже доктор Ако написал мне, что с такими инфекциями, как у меня, как правило не выживают. Разве можно такое забыть? Конечно, нет в болезни ничего хорошего, но мы получили возможность близко увидеть Кирибати и людей. Это уникальное место!

Хлебное дерево

Плоды хлебного дерева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богом забытые атоллы посреди Тихого Океана, в стороне от морских и воздушных путей.
Скудная растительность – кокосовые пальмы, бананы, папайя и хлебное дерево, вот почти все местные продукты. Ещё рыба, которой в лагунах не очень много. Остальное завозится из Новой Зеландии, Австралии, Китая и Индонезии. Вода дождевая, электроэнергия от солнечных батарей, обрабатывающей промышленности нет, туризма тоже почти нет. Даже мусор, который мы никогда не бросали за борт, здесь выкидывают в лагуну вместо того чтобы перерабатывать и использовать, например, в строительстве.

Продают копру и квоты на вылов тунца – это основное. Есть что-то ещё, но весьма незначительное.

Тем не менее, это настоящий духовный оазис. Здесь живут самодостаточные, счастливые люди. Они не гонятся за достатком, не соперничают друг перед другом у кого лучший дом или машина. У них нет почвы для зависти, и поэтому они улыбчивы и дружелюбны.

Не из корысти нам помогали Киайета и Асинта, не за деньги нам приносили продукты в больницу Бироу и Тэриба. Какая корысть доктору Хэри, когда он сделал мне четыре операции и не взял за это денег?

Когда Бироу с Тэриба в очередной раз принесли нам ужин, я попытался подарить ему что-нибудь взамен. Он мне сказал: «Не беспокойся, мы люди другой культуры. Нам от тебя ничего не надо. Мы уже рады тому, что можем помочь вам и пообщаться. Этого достаточно».

Напоследок Тэриба сшила Ларисе кофточку и вышила «Я люблю Кирибати. Лариса», а мне сделала национальный платок, которым они подпоясываются, и вышила «Виталию на память от Бироу и Тэриба»

Здесь всегда улыбаются и здороваются: «Мауро». Ничего удивительного, если к тебе заглянут в окно и спросят: «Как ты себя чувствуешь, лучше?»

Дома – навесы без стен

Дома – навесы без стен, если идёт дождь, ту сторону откуда задувает, завешивают циновками. Внутри лежанка, телевизор, если солнечных батарей хватает, то холодильник. Бироу нам предложил: «Если захотите остаться, мы вам за две недели построим дом, а работа всегда найдётся». Но мы очень хотели домой…

Они вполне современные, красивые, рослые люди. Необыкновенно заботливые родители. Мужчины не меньше, если не больше, чем женщины, занимаются с детьми. Если в семье кто-то заболел, навещает вся родня. В палату, сколько места хватает, набиваются родственники, рассаживаются или ложатся на циновки и могут болтать целыми днями, по-моему, даже о больном иногда забывают.
Мы с Ларисой вдвоём были в палате, и то к нам постоянно кто-то приходил в гости. Скучать было некогда.

В начале декабря я начал садиться в каталку

Наконец, в начале декабря я начал садиться в каталку, потом вставать и учиться ходить на костылях. К 25 декабря уже был в состоянии выдержать перелет. Сергей с Алешей перечислили нам деньги на билеты и оплату лечения. В день вылета доктор Ако сделал усиленную перевязку, чтобы на трое суток хватило, и проводил в аэропорт.

Главный аэропорт Кирибати

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четыре часа полёта и мы на Фиджи. Привычная индустриальная цивилизация.

Немного жаль стало, что навсегда покинули тот уютный, дружелюбный мир, к которому привыкли. Была бы возможность, я вернулся бы на Кирибати. Большую часть года работал бы – квалифицированные электрики всегда нужны, но потом обязательно возвращался бы в Питер. Всё-таки мы люди другой культуры.

Переночевали в замечательной гостинице, на следующий день вылетели в Сеул, а потом во Владивосток.

Сергей пригнал в аэропорт скорую помощь, чуть не все службы заставил транспортировать меня от самолёта в машину. И вот мы опять в больнице. Но уже на Родине!

Господи, благодарю тебя, что Ты подарил нам таких сыновей!

Автор: Полтавцев Виталий Михайлович | слов 6881


Добавить комментарий