От Карповки до Норвежского моря

 

    Воспоминания об установке и испытаниях опытного   образца гидроакустического комплекса «Скат» на головной подводной лодке проекта 671РТМ «К-524»

Cодержание

Предисловие

Часть 1. Ленинград

1.1 Начало

1.2 Знакомство

1.3 Закладка «красавицы»

1.4 Назначение

1.5 Первый протокол

1.6 Представительство

1.7 Первый праздник

1.8 Обыденное дело

1.9 Антенны

1.10 Месяц знакомства и визитов

1.11 «Боря, наливай!»

1.12 Дело «чпок»

1.13 На невском берегу

1.14 Незадолго до перехода

1.15 Немного истории с географией

1.16 Перед самым переходом

Часть 2. Переход

2.1 День первый

2.2 День второй

2.3 День третий

2.4 День четвертый

2.5 День пятый

2.6 День шестой

2.7 День седьмой

2.8 День восьмой

2.9 День девятый

2.10 День десятый

2.11 День одиннадцатый

2.12 День двенадцатый

2.13 День тринадцатый

2.14 День четырнадцатый

2.15 День пятнадцатый

Часть 3. Северодвинск

3.1 «Дубрава», «Котлас» и Пармет

3.2 Наш быт и предвыходные события

3.3 Они были первыми

3.4 Чупа-губа, Сосновая, Умба

3.5 Год 1978

3.6 Первые дни

3.7 Северодвинская весна

3.8 Северодвинские будни

3.9 Бурный месяц май

3.10 Начало второго куплета

3.11 Пятая подсистем и входящие

3.12 Наладочный выход

3.13 Большой северодвинский сбор

3.14 Продолжение второго куплета

3.15 Совет в Северодвинске

3.16 Осенние ленинградские новости

3.17 Зимние северодвинские новости

Часть 4. Западная Лица (Первый этап)

4.1 Второе начало

4.2 Работа и отдых

4.3 Визит

4.4 Госиспытания первых четырех подсистем

4.5 Сразу после госиспытаний

4.6 Год 1980

4.7 Короткое лето 80-го

4.8 Новое назначение

Часть 5. Западная Лица (Второй этап)

5.1 Первые впечатления,новые знакомства

5.2 Второе завоевание гостиницы

5.3 Действующие лица и исполнители

5.4 После работы

5.5 На работе

5.6 Осенняя Лица

5.7 Зимняя Лица

5.8 На завершающем этапе

5.9 Норвежское море

5.10 Прощай Лица

Послесловие


 

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ТЕСЛЯРОВ, родился 27 ноября 1940 года в г. Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехникум связи и Северо-западный политехнический институт по специальности радиоинформация и электронная техника. С 1963 по 1971 год работал в ЦКБ «Рубин». В 1971 году перешел на работу в ЦНИИ «Морфизприбор», участвовал в разработке опытного образца гидроакустического комплекса «Скат». В 1976 году был назначен заместителем ответственного сдатчика опытного образца комплекса на головной подводной лодке проекта 671РТМ (зав.№ 636) постройки Ленинградского Адмиралтейского Объединения и в этом качестве работал до завершения 1-го этапа Госиспытаний ГАК «Скат» в 1979 году. В 1980 году был назначен руководителем группы Гл.конструктора — и.о. зам. Гл.конструктора и продолжил работы на опытном образце до полного завершения Госиспытаний комплекса в 1982 году. С 1982 по 1990 г.г. принимал участие в работах по модернизации ГАК «Скат» и ряде научно-исследовательских работ. С 1991 года зам. начальника сектора. Участвовал в выходах в море на ПЛПЛ проектов 611, 641Б,877, 675, 667А, 667Б, 671РТМ.
В 1994 году уволился из института. В настоящее время проживает в Германии.

 

Посвящается всем здравствующим участникам
разработки опытного образца ГАК «Скат» и его
испытаний на головной подводной лодке проекта
671РТМ и светлой памяти всех, кого уже нет.

Предисловие

На левом берегу одной из многочисленных петербургских маленьких рек с названием Карповка, которая соединяет Большую Невку с Малой, пересекая северную часть Аптекарского острова, недалеко от места, где она впадает в Малую Невку, находится Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) «Морфизприбор», на базе которого в 2006 году образовано ОАО „Концерн „Океанприбор“. Примерно с середины 60-х годов прошлого века в институте начались работы по созданию универсального гидроакустического комплекса (ГАК) для подводных лодок различного назначения, включавшие в себя проведение ряда научно-исследовательских работ, а также разработку и изготовление опытного образца, получившего название «Скат». Этой разработке придавалось большое значение в рамках Военно-морского флота и Министерства судостроительной промышленности и она проводилась по специальному Постановлению Совета Министров СССР. С учетом достижений судостроителей в части обесшумливания подводных лодок, перед разработчиками комплекса была поставлена задача достигнуть паритета по дальностям обнаружения целей с американскими подводными лодками, вооруженными последними модификациями гидроакустического комплекса AN/BQQ-5. Главным конструктором комплекса был назначен Директор института, к.т.н. Владимир Васильевич Громковский, а его первым заместителем начальник комплексной лаборатории, к.т.н. Арон Иосифович Паперно. В области тематики института для подводных лодок комплекс «Скат» много лет был одним из основных заказов, на котором работал большой коллектив специалистов института.
Создание и вооружение подводных лодок комплексами „Скат“ можно сравнить с технической революцией в отечественном гидроакустическом приборостроении. Предназначенный для подводных лодок нового поколения, комплекс и сам был новым поколением гидроакустического вооружения, в котором впервые были внедрены цифровые вычислительные системы и новая элементная база для радиотехнических и электротехнических устройств, впервые широко применялись новые материалы в конструкции акустических антенн и обтекателей. Это был первый шаг в сторону перехода от аналоговых систем к современным цифровым системам.

В основу разработки комплекса был положен модульный принцип и функционально ГАК «Скат» состоял из комплексной системы «Скат-КС», включавшей в себя аппаратуру общего назначения для решения общекомплексных задач и вывода конечной информации на пульт с наглядным её представлением оператору-гидроакустику и семи автономных подсистем: подсистема 1 — аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот; подсистема 2 — аппаратура эхопеленгования (гидролокации); подсистема 3 — аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустическая разведка); подсистема 4 — аппаратура звукоподводной связи и опознавания; подсистема 5 — аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны; подсистема 6 — аппаратура классификации целей и подсистема 7 — аппаратура контроля работы комплекса. В комплекс также входили отдельные самостоятельные станции: миноискания — «Арфа-.М»,измерения скорости звука в воде — «Жгут-М», определения начала кавитации гребных винтов — «Винт-М», эхоледомер «Север-М» , обнаружители разводий и полыней во льдах НОР-1 и НОК-1.

По объему решаемых задач и тактико-техническим характеристикам каждая подсистема комплекса превосходила соответствующие подсистемы всех ранее разработанных комплексов и отдельных станций, а принципиально новые подсистемы 5 и 6, вообще, не имели отечественных аналогов. Такой принцип построения комплекса и многие технические решения, реализованные в нём, послужили основой для разработки последующих модификаций комплекса скатовского семейства («Скат-2М», «Скат-БДРМ» для подводных лодок проекта 667БДРМ, уникальной модификации «Скат-Плавник» с акустическими антеннами, рассчитанными на работу при гидростатическом давлении до 100 атм. для глубоководной подводной лодки проекта 685, к сожалению, трагически погибшей, и, в конечном счете, для создания первого цифрового гидроакустического комплекса «Скат-3″). Вся серия подводных лодок проекта 671РТМ, а их было построено 26 корпусов, была оснащена комплексами «Скат». Если учесть, что на части лодок проектов 941, 949 и 945 был также установлен комплекс «Скат», что все семь построенных лодок проекта 667 БДРМ и лодка проекта 685 были укомплектованы соответствующими модификациями комплекса, то общее количество созданных «Скатов» превысило 40 комплексов. Цифра весьма впечатляющая!

Cудьба опытного образца ГАК «Скат» существенно отличалась от судеб других опытных образцов, рожденных до него на берегу Карповки. Начать хотя бы с того, что он был сразу установлен на головную подводную лодку нового проекта; впервые настройка комплекса проводилась во время докового перехода из Ленинграда в Северодвинск; впервые государственные испытания и сдача головной лодки проводились раньше, чем были проведены даже швартовные испытания комплекса, который, тем не менее, должен был обеспечивать безопасность плавания; впервые для измерения электроакустических параметров антенн комплекса, установленного на атомной подводной лодке, использовалось специальное измерительно-координатное устройство; впервые Государственные испытания комплекса, по сути, проводились в два этапа: первый — в составе первых четырех подсистем и второй — в полном объеме; впервые государственные испытания были совмещены с расширенными океаническими испытаниями в Северной Атлантике.

И вот, спустя более чем тридцать лет, я делаю попытку восстановить основные события той части скатовской эпопеи и всё, что ей сопутствовало, с того момента, когда опытный образец начал свою жизнь на положенном ему месте, на подводной лодке, и до полного завершения государственных испытаний. Эта часть скатовской эпопеи растянулась без малого на шесть лет и все эти годы я шел вместе с опытным образцом от той самой речки Карповки и до Норвежского моря. Задача эта очень трудная и говорить об абсолютно полном и объективном восстановлении всех событий не приходится, прошло слишком много времени. Да и потом воспоминания одного из участников всегда носят субъективный характер, ведь каждый помнит своё. Правильнее предположить, что это будут по возможности последовательные, хронологически верные моменты событий с опытным образцом комплекса и вокруг него, которые в совокупности с установленными на этой же лодке опытными образцами навигационного комплекса (НК) «Медведица» и боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Омнибус» наложили отпечаток и на судьбу самой головной лодки проекта 671РТМ и которые происходили на Адмиралтейском объединении ,во время докового перехода из Ленинграда в Северодвинск, в Северодвинске и Западной Лице, а также на многочисленных выходах в море подводной лодки. Но даже простое упоминание этих событий возможно вызовет у других участников этой эпопеи (гражданских и военных) или у людей знакомых с такого рода работами, которые отважатся на чтение этих заметок, свои собственные воспоминания по давно прошедшим дням.
Мне так хотелось бы.

В дальнейших главах этих воспоминаний многих моих институтских коллег, строителей лодки, сотрудников других предприятий, военных, включая членов экипажа лодки, я буду называть по имени (без отчества), за небольшими исключениями, связанными с разницей в возрасте, служебным положением или другими особыми обстоятельствами.

Мы почти все были примерно одного возраста и общались между собой на дружеское «ты».

Далее

Автор: Тесляров Борис Владимирович | слов 1425 | метки: , , , , , , , ,


Добавить комментарий