От Карповки до Норвежского моря. Послесловие

 

ПOCЛЕСЛОВИЕ

Судьба нашего опытного образца комплекса неразрывно связана с судьбой подводной лодки, которая участвовала во многих боевых службах и флотских учениях, а в 1985 году совершила сложнейшее подледное плавание. Вот, что писали о том походе:

«Перед лодкой была поставлена задача пройти из Северного Ледовитого океана в Атлантический, обойдя Гренландию с северо-востока. Войдя в море Линкольна, лодка прошла через узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди, отделяющие Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, и через пролив Смита вышла в море Баффина и далее в Северную Атлантику. Маршрут был чрезвычайно сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами. Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых подо льдами на глубинах более 150 метров, и в этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика (это же наш комплекс «Скат»!).

Уже в Атлантике «К-524″ «встретилась» с американским авианосцем «Америка» и скрытно его атаковала, разумеется, условно (и, безусловно, по исходным данным от ГАК «Скат»). За этот поход командиру лодки капитану 1 ранга В.В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза. «Могу предположить, что в числе других награжденных за этот поход были и скатовские акустики. По итогам боевой подготовки подводная лодка много раз завоевывала призы ГК ВМФ и в этом также есть определенная заслуга нашего опытного образца комплекса «Скат».

Известно, что в 2002 году, через 25 лет со дня спуска лодки на воду, она была исключена из боевого состава флота и передана для утилизации, как говорят, чтобы «пойти на иголки», и в бухте Малая Лопатка, в той же самой бухте, где она в самом конце 1978 года начала свою жизнь на Северном флоте, поставлена на отстой, а в конце 2002 года лодка была отбуксирована в Ура-губу. Жива ли она ещё сейчас, жив ли ещё опытный образец комплекса уже в более чем 30-летнем возрасте? Думаю, что нет.

В конце своей службы лодка была уже без своего «гордого» имени, которое она потеряла в 1992 году, и с новым тактическим номером «Б-524″. Как и все лодки проекта 671РТМ, в 1991 году она была «разжалована» из лодок крейсерских в большие атомные 1-го ранга, а в 1996 году ей было присвоено имя «Западная Лица». Новое имя, которое лодка получила в конце своей службы, мне представляется очень логичным. Ведь именно в Западной Лице начала службу головная лодка большой серии лодок проекта 671РТМ, одного из самых удачных проектов советских многоцелевых атомных подводных лодок, которые, вооруженные мощным гидроакустическим комплексом в сочетании с малым уровнем шумности, впервые вышли на паритет по взаимным дальностям обнаружения с самыми современными на то время американскими подводными лодками класса «Лос-Анджелес».

Итак, моё «путешествие» в незабываемое прошлое закончено. Вспоминалось мне всё довольно легко, особенно события до второго этапа работ в Лице, хотя они и были более отдаленными. Думаю, что обусловлено это новизной моих тогдашних рабочих впечатлений и высокой степенью персональной ответственности.

После завершения скатовской эпопеи я несколько раз встречался в Ленинграде с нашим первым командиром Сережей Русаковым, когда он уже был капитаном 1 ранга запаса, некоторое время я перезванивался с нашим первым начальником РТС Славой Фроловым, который после окончания Академии преподавал во ВМУРЭ им. А.С. Попова; от бывшего флагманского РТС дивизии Володи Сорокина, который тоже уже был в запасе и служил в морфизовской приемке, я слышал, что Игорь Левчин также успешно окончил Академию и преподавал на высших офицерских курсах; от одного из лаовских работников, я узнал, что Боря Башарин уволился с ЛАО и работал в учебном центре в Сосновом Бору.

Продолжая работать в институте, я, естественным образом, встречался с сотрудниками СПМБМ «Малахит», принимавшими участие в работах на лодке и испытаниях комплекса, а также с военными специалистами 14-го института ВМФ, многие из которых, заканчивая военную службу и уходя в запас, переходили на работу в институт или в институтскую военную приемку и становились непосредственными коллегами. Это Михаил Васильевич Журкович, Жорж Петровский, Володя Пьянов, Сергей Охрименко, Володя Перелыгин и Валера Фомичев, с которым я непосредственно несколько лет проработал в одном секторе. Закончив службу, перешел на работу в институт и Юра Макарчук.

Печально сознавать, что многих участников скатовской эпопеи сегодня уже нет с нами, гражданских и военных… Но каждый раз, когда я садился за компьютер, я как бы снова был среди всех тех людей, с которыми вместе работал на берегу и в морях или с которыми мне просто посчастливилось познакомиться на длинном пути от речки Карповки до Норвежского моря, и я как бы снова окунался в атмосферу тех далеких дней, оставивших в моей памяти яркий отпечаток.

В трудные моменты воспоминаний откликнулись на мои просьбы о помощи мои друзья и коллеги по бывшей работе и я благодарен Жене Щуко, Ире Торховой, Саше Масленниковой, Максу Зильбергу. Я также благодарен моему другу кап. 1 ранга запаса, бывшему старшему помощнику командира лодки, тогда кап. 3, а затем 2 ранга Малациону С.П., за сделанные ценные замечания и уточнения, а также за некоторые предоставленные фотографии, вошедшие в эти воспоминания.

В этих воспоминаниях все фамилии подлинные, хотя я и допускаю, что за давностью лет могли возникнуть ошибки, за которые я приношу свои извинения. Вполне возможно, что какие-то скатовские события воспроизведены не совсем точно, возможно что-то выпало из моей памяти, возможно какие-то события оказались немного смещенными во времени, а события, в которых мне не удалось принять непосредственное участие, освещены поверхностно. Но ничего мною искусственно придуманного здесь нет, всё имеет свою реальную основу и, как мне кажется, хронологию основных событий скатовской эпопеи, связанной с шестью первыми годами жизни комплекса «Скат», как и самой головной подводной лодки пр. 671РТМ «К-524″ (Б-524″), мне воспроизвести удалось.

1985 г. Памятная фотография после вручения правительственных наград
за создание головной подводной лодки проекта 671РИМ группе сотрудников
СПМБМ «Малахит» и ЛНПО «Океанприбор».
Красным кружком отмечены непосредственные участники разработки и испытаний опытного образца ГАК «Скат»
Первый ряд (сидят): Инженер О.А. Дулова.
Второй ряд слева направо: монтажник р/а(?), начальник отделения А.Р. Лисс,
зам. начальника лаборатории В.И. Осипов,
ведущий инженер – зам. Ответственного сдатчика оп. образца ГАК «Скат» Б.В. Тесляров,
ведущий инженер И.Н. Мельников.
Красным квадратом отмечен Главный конструктор подводной лодки 671РТМ Г.Н. Чернышев
Фиолетовым квадратом – Зам. Министра судостроительной промышленности СССР (?)

Ленинград — Северодвинск — Западная Лица — Крефельд (ФРГ)

1975 — 1977___ 1977 — 1978____ 1979 — 1982 ________ 2012______ 

 

Использованная литература и материалы:
1. «Из истории отечественной гидроакустики», Санкт. Петербург, 1998
2. «50 лет ЦНИИ «Морфизприбор», Санкт-Петербург, 1999
3. Интернет сайты с фото ПЛПЛ пр. 671РТМ и Зап. Лицы.
4. Фотографии из личного архива С. П. Малациона
5. Материалы и фотографии из личного архива автора.

В начало

Автор: Тесляров Борис Владимирович | слов 1037


Добавить комментарий