100 дней до бессмертия

Ленинград, 16 апреля 1980 года

Последняя съёмка

16 апреля 1980 года Высоцкий приехал в Ленинград в последний раз в жизни. Он был приглашён участвовать в съёмках фильма. Рассказывает режиссёр Вячеслав Виноградов:

«Запись в БДТ… Это не был концерт, это было специально сделано для съёмки. Это малая сцена БДТ. Предполагалось снять лишь одну песню, которую я для себя расценивал, как городской романс – «Кони привередливые».

В ту пору я снимал картину «Я помню чудное мгновенье…» В этом фильме был разговор о Вяльцевой, участвовал Леонид Утёсов, другие старики-эстрадники… А в финальных кадрах должен был быть Володя. С ним договаривалась редактор Галя Мшанская.

Володя прилетел только на один день вместе со своим администратором Янкловичем. Он был болен – у него была температура, кажется, какой-то абсцесс. Малая сцена БДТ находится на пятом этаже театра. Люди уже собрались. Чтобы со всех сторон были видны зрители в кадре, сделали круговую панораму. Поскольку предполагалась съёмка всего одной песни, то плёнки было немного, кажется, всего две бобины по 280 метров – такие стандартные десятиминутные куски.

Я помню, что он всё время держал в руках рукописный лист и, обращаясь ко мне, говорил: «Это я написал. Моя песня, мои слова». Он почему-то пытался отстаивать свои авторские права. Это был человек с ожогом, – его же нигде не печатали в ту пору.

Володя вымыл голову перед съёмкой, оделся в рубашку навыпуск землисто-зелёного цвета. Атмосфера была вполне рабочая. Будучи тружеником театральным и снимаясь неоднократно, он знал, что и как… После того, как он спел «Кони привередливые», я, для того, чтобы был какой-то монтажный ряд, попросил его спеть что-нибудь ещё, что он сам предложит. Тогда он спел «Купола российские», «Охоту на волков» и маленькое попурри из военных песен.

Оставалось немножко плёнки, и мы решили снять ещё коротенькое интервью с ним. Мы сняли этот монолог, который повторяется у него в разных местах на разных концертах. Я помню, что он там упоминал Тарковского, Шукшина.

Я по-прежнему хотел вставить в фильм только одну песню, но когда сдавал картину, то в конце приклеил ещё «Охоту на волков». Что тут началось! Председатель комиссии заперся в кабинете, пригласив только главных редакторов. В общем, итог был такой, что это — бомба!

Тут же заработали соответствующие органы, стали интересоваться, где плёнка. Ощущение того, что будет, у нас было, и плёнку с Высоцким моя монтажница спрятала. Приходили какие-то ходоки, узнавали, где плёнка, но она всегда отвечала, что плёнки нет.

Когда я снимал следующую картину «Я возвращаю ваш портрет…», туда я всё-таки «Кони привередливые» вставил».

В этот день была сделана фотография Высоцкого, в дальнейшем получившая очень большую известность. Её автор, Владимир Меклер, рассказал мне историю её появления:

«Как оказалось, я видел Высоцкого ровно за сто дней до его смерти. О том, что он будет в БДТ, я узнал от Адама Ульянова. Это удивительный человек, знаток Шекспира и член Королевского шекспировского общества, а в те годы он был продавцом в книжном магазине рядом с Кировским театром. Он мне позвонил, сказал: «Володя, Высоцкий будет сниматься для фильма Виноградова. Приходи в три часа».

Я пришёл в без десяти три, а через десять минут съёмка закончилась. Оказалось, что Адам перепутал время. Мне сказали, что будет ещё одна запись, но деталей я не знал. Я тогда ещё не был сильно пробивным человеком, но рядом в «Лениздате» работала большая поклонница Высоцкого Талия Иванова. Я к ней пришёл очень расстроенный тем, что пропустил Высоцкого. Талия пошла в БДТ и быстро выяснила, где и когда будет продолжение съёмки и провела меня туда.

Съёмка шла уже без массовки, народу осталось мало. Был Виноградов и ещё несколько человек. Звукооператор записывал монолог Высоцкого, а я стоял рядом и щёлкал. Снял Высоцкого одного несколько раз, одна из этих фотографий стала очень известной, затем снял его вместе с группой. Потом Высоцкий, прихрамывая, с какой-то клюшкой в руках сел в автобус и уехал.

Марк Цыбульский – Что это был за автобус? Обычный городской? И где именно сделан этот снимок с клюшкой?

Владимир МеклерНет, это не городской автобус. Театр Высоцкому предоставил транспорт, как положено. Если Вы станете лицом к БДТ, то справа есть такой маленький переулочек. Вот там и остановился автобус.»

В тот же день Высоцкого увидела актриса Н. Данилова, исполнительница роли Вари Синичкиной в фильме «Место встречи изменить нельзя», в те годы – артистка БДТ.

«Мы улетали на гастроли, и я, пробегая мимо женской гримёрки, увидела вдруг Володю, вытиравшего волосы полотенцем. Он уже очень плохо выглядел. Я очень обрадовалась встрече, но не было времени, чтобы поговорить. «Увидимся», – улыбнулся Володя».

И ещё одна встреча состоялась в этот день. Вспоминает К. Ласкари:

«Володя был в Питере, снимался на телевидении у режиссёра Славы Виноградова. Заглянул к нам буквально на час, в руках держал хоккейную клюшку, так и не объяснил, откуда он её раздобыл. Это был подарок моему сыну…

Уходя, на лестнице неожиданно заговорил о своих сыновьях. Тепло, по-отцовски, с гордостью и грустью: «Хорошие мальчики выросли…» Мы с женой ещё долго не закрывали дверь, слышали, как стучали по лестнице его каблуки, как он крикнул: «Ребята, не ссорьтесь!» – как скрипнула дверь в подъезде…»

vladimir_visotskii_koni_priveredlivie_myzuka

Из книги Марка Цыбульского «Владимир Высоцкий в Ленинграде».

Все опубликованные в статье фотографии входят в серию «100 дней до бессмертия» и сделаны Владимиром Меклером.

Автор: Меклер Владимир Михайлович | слов 882


Добавить комментарий