Реальные и книжные сюжеты

10.12.2011. Ханов О.А.
Давным-давно, когда я был еще в детском возрасте, прочитал книгу о капитане Врунгеле, и до сих пор помню впечатление. Интересен был тогда не сюжет, не герои, не забавные приключения, сопровождавшие путешественников, но земля и море, где это все происходило. Далекие страны, местоположение которых, читая, представлял на карте. Вместе с капитаном плыл по далеким морям у других континентов. Земной шар оставался огромным, но уже осязаемым, а в некоторых местах даже близким, и каждая новая глава приводила в новую страну. Книга перемещала далекие страны в область реальности и побуждала желание добраться когда-нибудь до этих мест. Предполагаю, что не живописные картины стран или природы, но только упоминаемые географические названия и большие расстояния вызвали тот интерес, давали волю фантазиям. Именно тогда возникло неодолимое желание путешествовать. (К тридцати годам я его удовлетворил, побывав во всех четырех дальних точках доступного в то время пространства — от Львова до Сахалина и от Ташкента до Нарьян-Мара).

Больше никогда ту книгу не читал. А если бы прочитал, то может быть удивился тем впечатлениям, не обнаружив их источник. Но как бы то ни было, книга смогла пробудить детские фантазии, и совсем неважно, о чем она в действительности повествовала. Лет через 20 появилась серия мультфильмов о капитане Врунгеле. Я смотрел и удивлялся, — насколько иначе (в сравнении с моими давними впечатлениями) прочитал сценарист эту книгу. Серия мультфильмов была по-своему хороша, но совсем другая.

Я вспомнил эту историю, читая «Архипелаг блуждающих огней», она — о том же, — о странствиях, о далеких странах. «Огненная земля» и до сего времени оставалась для меня далекой, совершенно незнакомой. Твою книгу едва ли можно прочитать иначе, чем она написана. Картина дана настолько подробно и убедительно, что как бы видишь все собственными глазами. И такое чтение тем более должно пробуждать желание еще раз, уже наяву, увидеть те суровые края.

Поражает объем переработанной информации. Здесь трудно отделить материал фактический от возможного (по законам жанра) вымысла. Но если есть фантазии, они тем и хороши, что не различимы. Меня, конечно, как «как старого рационалиста» посещала мысль о том, насколько описания соответствуют действительности. Но, по большому счету, это неважно. Тем более, что все, о чем можно рационально мыслить, существует (в физике это почему-то так). И тем более, это не имеет значения для возраста, которому адресована книга.

Мне интересно, бывал ли ты когда-нибудь в тех краях? — Получилось так достоверно, как будто ты сам переживал когда-то впечатления, которые теперь превратил в слова.

От того, что я у тебя читал, эту книгу отличает «позиция наблюдения». В предыдущих события развертывались на фоне «окружающей среды». Здесь же речь идет о среде, в которой происходят события. Т.е. другой приоритет.
Далее некоторые ассоциации.

Стр. 22. «Ты бы видел, Александр, какой Джемми был франт, как он умел следить за своей одеждой, прической…».
Стр. 23. «Тяжелая жизнь первобытного человека оставила, конечно, на его лице неизгладимые следы. Но когда Джимми Пуговка улыбался, он был само очарование.»

…Здесь я вспомнил одно свое давнее впечатление. По телевизору (кажется, еще черно-белому) показывали какой-то конкурс или фестиваль, где выступали представители самых разных стран с национальными танцами. И вот, корреспондент разговаривает с молодой африканкой из маленькой страны (известной мне как страна, далекая от цивилизации). Я обратил внимание на ее лицо — оно было с незнакомыми чертами, даже не «афроамериканское». Корреспондент задавал вопросы, она отвечала по-своему. В этом разговоре поразила знакомая «европейская» мимика, сопровождавшая эмоциональные ответы и умные глаза — переводчик мог бы и не переводить — все было понятно. Негритянка была хороша, и в общении ничем не отличалась от наших советских девушек. Тогда я подумал, что воспитание и знания определяют не только «внутреннее» содержание человека, но и его внешний «физический» облик. А может быть, просто люди не так различаются, как это кажется, когда они занимаются чем-то похожим.

Стр. 36. «Государство боится свободных людей, ими нельзя манипулировать. Государство защищает себя законами… Мораль общества подменила естественные ценности.»

- Таково мнение анархиста Симона, которое разделяет Александр. Позволю себе высказать собственное мнение по этому поводу.

Человек соединяет в себе два начала — физическое и духовное. Как биосущество, он является частью природы, включен в ее круговорот. Его же разумная составляющая сформировалась в социуме, погружена в него, и без других людей человек разумный невозможен. Государство оформляет социум, и выбор получается такой — свобода или разум. В истории известна реальная попытка уничтожения государственных структур. Это было в Камбодже, во времена Пол-Пота, и мало кто хотел бы повторить тот ужасный эксперимент.

По Библии, вначале была свобода, которой первочеловек воспользовался так, что вкусив «от древа познания добра и зла», получил разум и вместе с ним множество неприятностей. Свобода породила разум и грех. Государство, оформляющее различные проявления разумного (т.е. «греховного») начала, не может избежать всех этих неприятностей. Оно ограничивает свободу, пытаясь ограничить грех.

Об этом — далее (стр.36) — «История современного Оошооуа — это история заключенных, прибывших на край света в расплату за свою вину и изменивших коренным образом свою судьбу.»- Грешники во искупление своей вины построили на этом месте государство.

Стр.43 «…чтобы понять индейцев, надо немного знать их жизнь.»

- Очень правильная, на мой взгляд, тема. Чтобы понять явление, надо глубоко погрузиться в него, но потом непременно вернуться и смотреть на него со стороны. Только сопоставление взглядов внутреннего и внешнего приближает понимание.

Проецируя такую позицию на нынешнюю реальность, можно предположить, что западные исследователи не могут до конца понимать суть демократии, пребывая «внутри». Как и суть тоталитаризма, пребывая «снаружи». Предпочтение следовало бы отдать человеку российскому, вкусившему достаточно и того, и другого.

стр 45. «В речи используется большое разнообразие оттенков и различных смыслов. Снег имеет более 30 различных названий, обозначающих различные состояния снега.»

- Это все-таки есть признак неразвитости языка. Читал исследование лингвиста, который говорил о том же, приводил примеры. — В неком африканском диалекте много слов, обозначающие понятие «Близко». — «Так близко, что можно дотронуться», «Так близко, что можно услышать голос…» Вывод был такой. Слова систематизируют явления окружающего мира. Слишком подробная классификация затрудняет понимание смысла. Она ближе к первичному (доязыковому) состоянию, в котором каждое явление уникально и может требовать своего обозначения.

Стр 46. «Моральный кодекс Фуэгинов». — Нет возражений, но по отношению к христианским заповедям его статьи выглядят как «подзаконные акты».

Стр. 61. «Человека удерживают на родной земле и сердечные, и душевные связи. Тысячами корней привязан человек к родному месту: любовь матери к ребенку, сестры — к брату, дяди — к племяннику, деда — к внуку, мужа — к жене, любовь к друзьям, соотечественникам, любовь к школе…»

- Это кажется нормальным. Но удивляет обратный пример, о котором где-то читал.

Существует проект освоения Марса, в котором космические корабли доставят добровольцев вместе со всем необходимым для обустройства жизни на этой планете. Но обратной дороги нет, «билет» будет только в одну сторону, без возвращения. На сегодняшний день, технически, это самый реальный проект. Был проведен опрос, и желающих участвовать оказалось неожиданно много. — Все бросить, уйти далеко-далеко, не думая и не желая когда-нибудь вернуться обратно. Можно вспомнить, однако, что примерно так когда-то «бледнолицие» осваивали Америку. И только такой была в 70-80-е годы эмиграция из Советского союза.

12.12.2011. С.Кругосветов: 
…Бывал ли я в этих краях? Да, мы с Ирой ездили на корабле вокруг Южной Америки. И, конечно, высаживались на берег. Из описываемых мест мы побывали в Чилийских фиордах (близко к заповеднику Торрес дель Пайне), в Пунта Аренас (в книге — Песчаное место), в Ушуайя (в книге — Залив заката), архипелаг Горн и мыс Горн, Фольклендские острова, каналы Бигль (Гончей) и Магеллана (пролив Всех святых), в доме Сары Браун. Мы вынесли из этой поездки незабываемые и восторженные впечатления. Ира, по результатам поездки, монтирует фильм для семейного потребления. Если она сподобится завершить его — обязательно подарим тебе диск.

К вопросу о том, насколько это близко к реальности. Конечно, многое из того, что описано в книге, я лично не видел. Но я много работал с книгами людей, которые подолгу путешествовали там в период с 16 по 19 век. Сравнивал их описания природы, животных, людей и пытался синтезировать максимально достоверную картину. А потом сверял полученное с впечатлениями людей 20 века художника Р. Кента, миссионера Гусинде,чилийского писателя Колоане и многих других. Несмотря на то, что я предпринял много усилий для достижения достоверности, я не хотел бы, чтобы книга рассматривалась как справочный материал по географии, этнографии, животному миру этого края и не претендую на достоверность в научном смысле этого слова. Учитывая эти обстоятельста, я намеренно использовал замещение многих географических названий, сохраняя, однако, угадываемое соответствие с конкретными краями, странами, городами и архипелагами. Основные фигуранты рассказа — реально существовавшие люди, в том числе и «братья-раззбойники». Их жизнь описана достаточно достоверно, но события в которых они участвуют в рассказе вместе с капитаном Александром, вымышлены и диктуются логикой жанра и рассказа.

Относительно свободы и государства. Общество понятие гораздо более широкое, чем государство. Когда государство замещает и поглощает общество — это беда. Позиция Александра: в анархизме много полезных идей — местное самоуправление, свобода создания любых общественных ассоциаций по интересм и без участия государства, уменьшение роли государства в жизни общества (чем меньше — тем лучше), реальная подотчетность государственных структур обществу, если хочешь — гражданскому обществу, прозрачность государства на всех уровнях, открытие всех видов секретов. Сейчас к этому появляются предпосылки, на уровнях идей и практики. Технические возможности для этого дает интернет. Теперь, как и в первобытные времена, когда все племя могло сидеть у одного костра и каждый был виден каждому, мы все (пользователи интернета) сидим у одного костра и можем увидеть поднаготную каждого. Идея не моя — кажется Фромма. Мне кажется, взгляд Александра на общество м.б. актуален в наше время.

13.12.2011. Ханов О.А.:
Получается формула успеха: большая работа с разными источниками + собственные впечатления + немного фантазии = хороший результат. Конечно, в прошлом сообщении я слегка прикоснулся лишь к некоторым темам «Архипелага», но думаю, еще будет повод поговорить.

Об управлении и самуправлении (мнение). Идеальный руководитель — тот, кто может позволить себе быть бездельником и вместо постоянного управления вести праздный образ жизни. Хорошая система работает самостоятельно, не требуя серьезного вмешательства. Возможно, США ближе к этому идеалу, чем другие страны. Хорошим президентом там может быть актер Рейган (не знающий ни истории, ни географии), саксофонист Бил Клинтон, — да кто угодно, — хоть та самая, «ленинская кухарка». В России, кажется, это еще не так. Как говорил старый/новый президент — он работал «как раб на галерах». Готов поверить, но это значит, что система далека от совершенства, «раб» пытался ее изменить. Понимаю раба Божьего Путина — мне тоже было бы невыносимо наблюдать, как легко разрушают созданное тяжелыми трудами.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1659


Добавить комментарий